Научная статья на тему 'Идеи мультикультурализма и этнотолерантности в контексте формирующейся государственной идеологии'

Идеи мультикультурализма и этнотолерантности в контексте формирующейся государственной идеологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
498
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / ДВУСТОРОННИЙ ДИАЛОГ / MULTICULTURALISM / ETHNOTOLERANCE / NATION-WIDE IDEOLOGY / EXTREMISM / BILATERAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Быданов Виктор Евгеньевич, Берсенева Надежда Васильевна

Актуальность исследования обусловлена важностью общенациональной государственной идеологии в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Автором раскрываются идеи мультикультурализма. В статье выявлена важная роль общества и государства в решении проблем, связанных с межнациональными и межконфессиональными конфликтами, акцентирует внимание на вопросах этнотолерантности, религиозной терпимости, политического и социального экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF MULTICULTURALISM AND ETNOTOLERANCE IN THE CONTEXT OF EVOLVING NATIONAL IDEOLOGY

The article is considered to be relevant due to the importance of the nation-wide ideology in multinational and multiconfessional society. The authors deal with the ideas of multiculturalism. They determine the important role that society and government play in the solution of the problems related to ethnic and religious conflicts. The author focuses on the issues of ethnotolerance, religious tolerance, political and social extremism.

Текст научной работы на тему «Идеи мультикультурализма и этнотолерантности в контексте формирующейся государственной идеологии»

УДК 316

ИДЕИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА И ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ

В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ

В.Е. Быданов, Н.В. Берсенева

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена важностью общенациональной государственной идеологии в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Автором раскрываются идеи мультикультурализма. В статье выявлена важная роль общества и государства в решении проблем, связанных с межнациональными и межконфессиональными конфликтами, акцентирует внимание на вопросах этнотолерантности, религиозной терпимости, политического и социального экстремизма.

Ключевые слова: мультикультурализм, этнотолерантность, общенациональная государственная идеология, экстремизм, двусторонний диалог.

IDEAS OF MULTICULTURALISM AND ETNOTOLERANCE

IN THE CONTEXT OF EVOLVING NATIONAL IDEOLOGY

V. Bydanov, N. Berseneva

Abstract. The article is considered to be relevant due to the importance of the nation-wide ideology in multinational and multiconfessional society. The authors deal with the ideas of multiculturalism. They determine the important role that society and government play in the solution of the problems related to ethnic and religious conflicts. The author focuses on the issues of ethnotolerance, religious tolerance, political and social extremism.

Keywords: multiculturalism, ethnotolerance, nation-wide ideology, extremism, bilateral dialogue.

На сегодняшний день перед российским обществом до сих пор стоит задача формирования общенациональной

государственной идеологии, которая могла бы объединять все наше многонациональное и многоконфессиональное общество.

Многие исследователи указывают, что национальная идея реализуется в четырех основных функциях: во-первых, отражаясь в пространстве жизнедеятельности людей, в среде их формирования, задавая определенные приоритеты воспитанию и образованию. Во-вторых, она задает определенное содержание процессу формирования личности молодого человека. В-третьих, она проявляется в особом отношении к правам россиян, их защите, где бы они ни находились. В-четвертых, исходя из национальной идеи, определяется стратегия конкретных воздействий и конкретной помощи разным группам молодежи и отдельным молодым людям в решении их жизненных проблем. А поскольку от идеала до реальности расстояние значительное, общенациональная идея и государственная идеология пройдут в своем формировании ряд этапов, а скорость будет зависеть от наших общих усилий. В связи с этим представляет интерес исследования теории и практики мультикультурализма и этнотолерантности в различных странах, насколько они отвечают российским реалиям.

Мультикультурализм - это очень сложное, многозначное понятие. Идеи

мультикультурализма были сформулированы в странах с либерально-демократическим политическим устройством, на основе различных политических практик. Как продолжение либеральной идеологии политика мультикультурализма в странах, которые его исповедовали, была направлена на решение различных задач, в первую очередь на решение проблемы мигрантов, прежде всего, из исламских стран.

Реальности сегодняшнего дня (массовый наплыв мигрантов в Европу, и невозможность их ассимилировать к национальным нормам) ставят под вопрос правильность идей мультикультурализма. Для России очень важно понимать, в чём же именно оказалась несостоятельной проводившаяся до сих пор политика мультикультурализма. Означает ли крах этих идей то, что общества, состоящие из людей, говорящих на различных языках, принадлежащих к различных религиозным конфессиям, придерживающихся различных культурных традиций, нежизнеспособны в исторической перспективе? И если да, то не следует ли признать необходимость отказа от права отдельных групп поддерживать и развивать свою культурную, религиозную и языковую самобытность, отличную от культуры большинства?

Мультикультурализм предполагает, что культурные традиции, которые принесли с собой иммигранты на новую родину, вовсе не должны растворяться в господствующей там культуре. Кто желает, могут интегрироваться в эту культуру, а те, кто намерен сохранить свою религию и всё то ценное, что есть в духовном наследии его народа, вправе жить в автономном национально-культурном

пространстве, связанном, как сообщающиеся сосуды, с основным культурным пространством европейской страны, в которую они приехали.

На сегодняшний день требуется решение ключевой проблемы государственного устройства и управления на всём постсоветском пространстве - должна ли доминировать этническая идентичность над гражданской, или нет. Приверженность устоявшимся или нововыстраиваемым стереотипам одной из соседствующих культур (трудовые мигранты, национальные меньшинства и др.) вступает в противоречие с законными интересами и правами представителей других культур (коренное население, этносы различных территорий), со всей международной системой

демократических ценностей. Идеология этнотолерантности и культурного плюрализма становится существенной характеристикой современного стиля жизни, а межкультурный диалог - одним из ведущих принципов политики. Средства массовой информации практически ежедневно предлагают многочисленные сюжеты межэтнических конфликтов, в том числе и в нашей стране -поликультурной и многонациональной. Проблема серьезная, и было бы неправильно упрощать ситуацию и видеть в этих явлениях лишь немотивированные всплески

национализма и агрессии со стороны эмоционально нестабильных молодежных группировок.

Если обратиться к истории нашего общества, то легко вспомнить, что в крупных городах нашей страны и в прошлом существовал «конфликт культур», однако параметры, по которым он развертывался, существенно отличались от современных. Самой распространенной формой проявления ксенофобии было противостояние между «коренными» жителями и «приезжими». Как известно, целый ряд экономических проблем мегаполисов в то время решался за счет привлечения огромной массы «лимитчиков» -выходцев из сельской местности или небольших провинциальных городов. Их

«необтесанные» манеры, «деревенские» привычки, неправильная речь,

пренебрежительное отношение к городским нормам культуры быта вызывали раздражение у «коренных» горожан, усматривавших в поведении «приезжих» варварское,

разрушительное для городской субкультуры начало.

Сегодня значительная часть «приезжих» -не просто «иногородние», а представители другого этноса, что существенно меняет акценты в межкультурном противостоянии. Конфликты прошлой эпохи были, как правило, по своему культурному содержанию моноэтническими. И среди «коренных» жителей, и среди «приезжих» могли быть представители разных национальностей, но демаркационный принцип «МЫ - ОНИ» не содержал этнической и религиозной составляющей, акцентируясь только на общекультурных городских нормах «приличия» и правилах поведения в городской субсреде.

Этнический «окрас» нынешней

ксенофобии во многом обусловлен спецификой миграции последних лет и значительным нарушением

этнодемографического баланса. Сегодня основной приток населения крупных городов составляют жители бывших союзных республик (особенно Средней Азии и Закавказья), носители иных традиций и обычаев, другой системы ценностей. Пытаясь сохранить свою культурную идентичность в чуждой социокультурной среде, они стараются общаться между собой на родном языке. Это привлекает к ним внимание и нередко вызывает раздражение, так как непонятная «чужая» речь в общественных местах субъективно воспринимается как более громкая и создает иллюзию «вызывающего поведения» - одного из самых сильных конфликтогенов межличностного общения. На психологическом уровне происходит актуализация широко известного в практике социальной психологии стереотипа

«неадекватного сравнения» достоинства своего этноса неоправданно завышаются, чужого - принижаются, мотивируя, тем самым, агрессивное поведение - зародыш будущего межэтнического конфликта.

Анализируя причины современного обострения ксенофобии и этнонетерпимости, обычно в первую очередь указывают на кризисное состояние общества, его экономическую, социально-политическую и, как следствие, психологическую

нестабильность. Действительно, осознание роста социальной несправедливости, неуверенность в завтрашнем дне, утрата четкой жизненной перспективы и веры в будущее заставляет часть коренного населения нашей страны воспринимать и оценивать факт появления и широкого внедрении «иногородних» в различные сферы деятельности (торговля, строительство и пр.) как конкурентную ситуацию, угрожающую их весьма шаткому благополучию. В этом аспекте решение проблемы толерантности и межкультурного диалога непосредственно связано с развитием экономики как фактора, стабилизирующего социальное

взаимодействие этносов.

Но было бы неправомерно искать причины современных межэтнических конфликтов лишь в кризисной и нестабильной социально-экономической ситуации. Дефицит

толерантности сегодня детерминирован и факторами более глобального порядка: конфликтом цивилизаций и его следствием -международным терроризмом.

Сегодня проблема конфликта различных типов цивилизационно-культурного развития стала настолько актуальной, что термины «Восток» и «Запад» воспринимаются не столько как географические понятия, сколько культурологические и мировоззренческие. Современное этнокультурное противостояние - это следствие весьма болезненного процесса столкновения и взаимопроникновения цивилизаций.

Не обоснован и неправомерен перенос принципов мультикультурализма как производных от либерально-демократических идей, культивируемых в идеологии либеральной демократии в соответствующих социально-политических практиках западных стран, в другие общества и национально-этническую почву, в страны с иным политическим устройством. В частности, это касается постсоветских государств. В них на практике многие представители титульных наций считают, что интеграция иммигрантов должна быть равнозначной ассимиляции. Пользоваться родным языком и жить по своим обычаям можно у себя дома или на собраниях своей общины. А вне этих пределов необходимо жить как все коренные жители страны. Не только по законам этой страны, но и в соответствии с традициями и обычаями большинства.

Несколько лет назад группа видных западноевропейских общественных деятелей сделала доклад под названием «Жить вместе».

В нём указывается, что жить вместе - это значит соблюдать законы страны проживания, но также и совершенствовать

законодательство этой страны в интересах всех её жителей, а не только этнического большинства. Жить вместе - значит жить по закону, но не по обычаям большинства. Уважительно относиться к этим обычаям необходимо, но строго следовать им вовсе не обязательно. Причём уважать обычаи живущих рядом нужно как меньшинству, так и большинству. Необходимо внешне

демонстрировать такое уважение, даже если стиль жизни соседа не очень нравится.

Для того чтобы в обществе существовала этнотолерантность, религиозная терпимость, отсутствовали источники межнациональных и межконфессиональных конфликтов, любого рода политического и социального экстремизма необходимы усилия всего общества и государства. Необходимо решать насущные социальные проблемы этнических и религиозных меньшинств и трудовых мигрантов, которые осложняют их положение, делают её непривлекательной в автономных культурных сообществах и опасной для коренных граждан. Обязательное условие -это постоянный двусторонний диалог между этими гражданами и представителями автономных культурных сообществ иммигрантов и трудовых мигрантов, обоюдное желание понять друг друга. Очевидно, что для успешного диалога необходимо, чтобы мигранты стремились выучить язык страны, в которой они живут, знали основы её законодательства и владели элементарными знаниями об истории и культуре страны пребывания. Необходимо добиваться изменений в сознании, как мигрантов, так и коренных жителей, необходимо формировать новые основания поликультурного

общежития. Процесс глобализации под воздействием научно-технического прогресса и рыночной экономики не остановить, а значит, не остановить и перетекание из страны в страну людских потоков.

Сегодня происходит смена площадок, на которых развиваются демократии, - с национальных на региональные, а потом и на планетарную. Это при необходимости должно сопровождаться и переформатированием системы человеческих ценностей, если демократия хочет остаться универсальной ценностью. Мировое сообщество будет попросту просто разорвано на части разного рода конфликтами, если не признает равноправие многообразных форм культурной

жизни или культурного плюрализма. Толерантность, взаимная терпимость в границах идеологии гуманизма, т.е. при отношении к человеческой жизни как к

Лит

1. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы.

2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.). Режим доступа: http://www.soschildren.ru/zakon/kontseptsiya-protivodeystviya-terrorizmu-v-rossiyskoy-federatsii.html

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)).

4. Приказ Министерства образования и науки РТ от 7 февраля 2014 г. № 1776/14 "О методических рекомендациях". Режим доступа: http://www.garant.rU/iv/request/#ixzz3rvH9rJyN

5. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской

высшей ценности, должны стать основой поведения представителей различных культур в общении между собой как внутри своих стран, так и на международном уровне.

ра:

Федерации, поступившее из Национального антитеррористического комитета. Данные методические рекомендации рекомендуются для применения в практической деятельности (Профилактика терроризма и экстремизма). Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/kind-doclist/7560/Акты органов власти:11].

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2013 г. N 1310 "Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности" .

7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (с изменениями и дополнениями).

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf

Сведения об авторах:

Быданов Виктор Евгеньевич (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии Санкт-Петербургского государственного технологического института СПбГТИ(ТУ).

Берсенева Надежда Васильевна (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии СПбГТИ(ТУ).

Data about the authors:

V. Bydanov (Saint-Petersburg, Russia), candidate of philosophical sciences, docent, head of the Department of Philosophy of Saint Petersburg State Institute of Technology (Technical University).

N. Berseneva (Saint-Petersburg, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of Philosophy of Saint Petersburg State Institute of Technology (Technical University).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.