Научная статья на тему 'ИДЕИ МОХАНДАСА КАРАМЧАНДА ГАНДИ О СОЗДАНИИ НЕЗАВИСИМОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ИНДИИ'

ИДЕИ МОХАНДАСА КАРАМЧАНДА ГАНДИ О СОЗДАНИИ НЕЗАВИСИМОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ГАНДИ / ДЕМОКРАТИЯ / СВОБОДА / ДВИЖЕНИЯ / КОЛОНИАЛИЗМ / РАВЕНСТВО / АНГЛИЯ / НАСИЛИЕ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махмадаминов Мухаммадлатиф Кудусович

В статье автор затрагивает некоторые вопросы, связанные с идеями Мохандаса Карамчанда Ганди, касающимися становления демократического общества в Индии. Автор отмечает, что во второй половине XIX века в этом регионе вспыхнули антиколониальные движения, которая в начале XX века достигла своего пика. Именно на этом этапе Ганди вышел на поле политической борьбы и высказал свои идеи о свободе, равенстве и создании независимого государства, за короткое время получившие мировую известность. В его демократических идеях большое значение имела борьба с колонизаторами мирным и ненасильственным путем, свобода, равенство и мирная жизнь. Большинство его демократических идей были собраны с культурно-нравственной и религиозной точки зрения индийского народа и идеологии общества того периода, что было необходимо для создания независимого государства, и сыграло большую роль в единстве индийского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOHANDAS CARAMCHAND GANDHI IDEAS FOR THE CREATION OF AN INDEPENDENTDEMOCRATIC STATE OF INDIAN.АNNOTATION

In the article, the author touches upon some issues related to the ideas of Mohandas Karamchand Gandhi regarding the formation of a democratic society in India. The author notes that in the second half of the 19th century, anti-colonial movements and the colonial policy of England broke out in this region, which reached its peak at the beginning of the 20th century. It was at this stage that Gandhi entered the field of political struggle and expressed his ideas about freedom, equality and the creation of an independent state, which in a short time gained worldwide fame. In his democratic ideas, the struggle against the colonialists in a peaceful and non-violent way, freedom, equality and peaceful life were of great importance. Most of his democratic ideas were collected from the cultural, moral and religious point of view of the Indian people and the ideology of the society of that period, which was necessary for the creation of an independent state, and played a great role in the unity of Indian society.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ МОХАНДАСА КАРАМЧАНДА ГАНДИ О СОЗДАНИИ НЕЗАВИСИМОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ИНДИИ»

УДК 94(100)05(1-87)

ИДЕИ МОХАНДАСА КАРАМЧАНДА ГАНДИ О СОЗДАНИИ НЕЗАВИСИМОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ИНДИИ

Махмадаминов М. К.

Таджикский национальный университет

Мохандас Карамчанд Ганди, как один из выдающихся политических лидеров безусловно оставил глубокий след в истории современной Индии. Его идеи о свободе, равенстве, единстве и защите прав человека поддерживалось многомиллионным населением Индии и другими странами мира. Его идеи в короткое время получили мировую известность. Ганди был сторонником свободы, и его идеи о борьбе за демократию и независимость являются весьма интересным. Его знакомство с многими работами отечественных и зарубежных исследователей открыли путь к борьбе за свободу и освобождение индийского народа от гнета колонизаторов, тем самым способствав зарождение демократических идей для будущей Индии. Например, ознакомившись с трудами Льва Толстого, Ганди все больше интересовал освобождение индийского народа от английского гнета, и это предоставил теоретическую основу его учению о ненасилии. Он выработал "принцип неприсоединения", который представлял собой отказ от участия в военно-политических блоках, получивший в научной литературе название "политики позитивного нейтралитета". Идеи Ганди о свободном обществе способствовало быстрому развитию демократической платформы в Индии. Демократические преобразования в Индии начинались задольго до обретения независимости, к чему способствовали широкий размах народно-освободительного движения в стране.

Уже в XIX веке в Индии вспыхнули народные восстания, которые имели освободительного характера. Можно сказать, что, до начала ХХ века в Индии были все необходимые предпосыльки для продолжения борьбы против английского гнета, которые имело демократического характера и позднее нашли своего отражения в идеях Ганди.

В первой половине XIX века в Индии возникло буржуазно-национальное общественное движение, которое в течение ряда последующих десятилетиях было далеким от народа, а народное возмущение присутствием иностранцев выливались преимущественно в стихийные выступления. Развитие буржуазных отношений в колониальных условиях носило в основном специфический и ограниченный характер. Новые элементы индийского общества -предшественники класса буржуазии составляли в течение трех четвертей XIX столетия лишь узкую прослойку и сосредоточились главным образом в немногих крупных горадах, такихкак Калкуте, Бомбее, Мадрасе и др. Процесс эксплуатации и усиление политики колониальной империи в Индии продолжалось и в начале XX века. К этому времени зарождались новые идеи о свободе, равенстве и борьбе против английского империализма. Первый индийский мыслитель национально-буржуазного толка Рам Мохан Рай (1772-1883гг.) выступал как религиозный реформатор и просветитель. Это было характерно так же для последующих поколений индийских общественных деятелей, а в значительной мере и для Ганди, чье мировозрение содержало религиозно-реформаторское и некоторые просветительские элементы [11, с. 15-16].

К этому времени - конец XIX - начало XX вв. появляются первые признаки пробуждения индийского народа для образования освободительного движения против национально-колониального и социального гнета. В местных общественно политических организациях и Индийском национальном конгрессе развернулась идейная и политическая борьба по вопросу о путях и методах сопротивления колониальному режиму, и затем возникли различные точки зрения относительно будущего общественного -политического развития Индии. Идея о создании новой государственности в Индии берёт свое начало в образовании национально-освободительном движении конца XIX и начала XX вв.

Также роль Ганди в развитие данного процесса велика особенно после 1915 г. Именно в эту историческую эпоху в Индии появляется Мохандас Карамчанд Ганди - политический

деятель, овеянный славой борца против расовой дискриминации индейцев в ЮжноАфриканском союзе, где он провёл более 20 лет.

Формирование мировозрения и идейно-политической позиции Ганди, сложившихся в основных чертах в кануне кризиса колониальной системы империализма, было неразрывно связанно с процессами, отражающими назревание этого кризиса в Индии. Оно определялась как предществующим развитием индийского национального движения, так и в особенностях новыми тенденциями, которым предстояло отчетливо проявится тогда, когда Ганди уже стал вождем антиимпериалистической борьбы в стране.

А уже к 1885 году в Индии существовал первое общеиндийское объединение -Индийский национальный конгресс, который в дальнейшим под руководством Ганди возглавил массовое антиимпериалистическое движение, где больше получило известность демократические идеи М.Ганди, и в котором особое место заняло идеи о свободе и равенсте.

Ганди признает, что появление насилия неизбежно там, где наличествуют любая форма жесткой общественной организации: "Человек не может полность освободиться от химсы, то есть, от насилия" [10, с. 53].

Описывая свою общественно -политическую деятельность в Южной Африке, Ганди посвятил позже большую книгу "Сатяграхи в Южной Африке". Ненасильственная борьба нашла своё отражение в виде "несотрудничества" и гражданского неповиновения. Может быть именно пример ненасильственного сопротивления как способ борьбы народа за свои права приведет к тому, что противники вынуждены будут сами спросить себя, соответствует ли их поведение их собственным нравственным убеждениям.

Начало ХХ века в Индии ознаменовалось мощным взрывом национально-освободительной борьбы против иноземного угнетения, в которой впервые отчётливо прозвучал голос народных масс - индийских низов. Мировая война и последующие за ней события оказали самое непосредственное и глубочайшее воздействие индийскому народу. В новом революционном веянии, возросшее стремление у индийцев к свободе находят своё переломление через религиозно- националистическое мировозрение народа, эти новые веяния служит та же консервативная идеологическая оболочка религиозно- этические каноны индуизма.

В общественной практике и в учении Ганди отразил многообразие жизни современной ему Индии, её противоречия и борьбу противоположных тенденций, ее прошлое и настоящее. Положительное, демократичное в нём тесно переплеталось в одно целое, и было неотделимо от коонсервативного, застойного, идеалы прогресса и свободы сочетались в неравном тандеме с идеями духовного рабства и нищеты. Учение Ганди в данный период отразило особенности структуры и жизни индийского общества, в котором можно встретить идеи о демократии.

В своих трудах Ганди осуждал положение касты "неприкасаемых", прозябавших в нищете, безграмотности и самом унизительном положении в моральном плане. Необходима была общая национальная идея, направленная как против колониального гнета, так и против неизжитых кастовых предрасудков. Ликвидация позорной системы "неприкасаемости" для М.Ганди являлся важной составляющей в идеологической базе движения за освобождение Индии.

В первом десятилетии ХХ века волна национализма захватила все слои населения Индии. Недовольная дискримационной и торгово-экономической политикой колонизаторов,борьба местной буржуазии не только влилась в общественный поток освободительного движения, но и возглавил её. Сотни тысяч индийских лавочников, владельцев мастерских, мелких и даже крупных торговцев широко поддерживали кампанию гражданского неповиновения. Служащие демонстратативно отказались от занимаемых ими должностей в государственном аппарате [1, с. 208].

Ганди предложил своей стране забыть всё, чему она научилась за годы колониального господства в ней Англии.

Револьюционные и национально-освободительные целы Ганди с мирным средствами их достижения, вызывают сочувственной отклик в сердцах выдаюшихся мыслителей и гуманистовХХвека. Например, Ромен Ролан в 1922 году опубликовал биографический очерк, в котором отмечает, что, борьба за независимость у Ганди вовсе не непоследная цель. Его борьба за Человека [1, с. 189].

Ганди и его демократические идеи о создании новой государственности и получении свободы отражены во многих трудах. Великие писатели гуманисти, такие как Робиндранат Тагор, Лев Тольстой, Максим Горкий, Ромен Ролан, Бернард Шоу и др. анализировали и дали высокую оценку демократическим и гуманистическим идеям Ганди для освобождение Индии от гнета английских империалистов.

Свои социально- политические воззрения Ганди впервые систематически изложил в небольшой книге под названием '^инд свараджа", ("Самоуправление Индии") которая вышла в свет в 1908г. на гуджарати, а затем на английском языке [6, с. 144]. В этой книги излагается методынеповиновения колонистам и пути борьбы за свободу и национальное единство.

Немаловажную роль в развитии освободительного движения в Индии и образование новой государственности сыграл книга '^инд Свараджа", которая была написана в период подъема национально-освободительного движения в Индии [7, с. 87]. Он был написан как теоретический ответ на школу насилия, очень распростроненную тогда в Индии, а также до некоторой степени в Южной Африке, в котором можно видить демократические идеи Ганди об усилении борьбы против колонистов и образование новой национальной государственности.

Основные принципы сатяграха М.Ганди были ахимса (ненасилия), самабхава (равенство), каддар (ручное прядение и ткачество), апариграха (отказ от собственности, устранение неприкасаемости) и "национальное образование" [9, с. 188].

В своем учении "ахимсы" Ганди особое внимание уделял методам ведения ненасильственной борьбы. Полагая что, организуя мирные демонстрации и петиции против английских колонистов, можно добиться расширения политических прав и свободы. В этом же сказании можно видеть демократические позиции Ганди о свободе и равноправии.

Согласно учению М.Ганди об утопичном, ненасильственном обществе, оно функционирует через органы местного самоуправления, а затем и без государственного регулирования. Эту теорию и позиции Ганди мы можем видить в большинстве его идеи об Индии в начале XX в., например, в учение "ахимсы" [8, с. 107].

Размышления М.Ганди об экономической самостоятельности проявилось в политике "Свадеши", что нашло свое отражение в покупке национальных продуктов, бойкоте всего иностраннего и импортируемого на территории Индии. Свадеши подразумевает, с одной стороны, поощрение мелко-культурного производства, а с другой, развитие предпринимательства и ограничение вмешательства государства в экономику. Политика "Свадеши" в своей первоначальной трактовке опиралась на бойкот инностранных текстильных товаров, возрождении и развитии ручного прядения с целью сомообеспечения индийцев национальной одеждой. Анализирую труды самого Ганди, можно перейти к такому выводу, что целью своей деятельности он считал не просто достижение Индией независимости, но построение в ней общества всеобщего блогоденствия и равенство людей независимо от возраста, вероисповедания, языка и национальности.

Как мы уже выше отметили,особое место в теории М.Ганди об демократической государстве занимает вопрос о самоуправлении. Демонстрации и петиции на имя правительства Британской империи мирным путем можно добится расширения политических прав и свобод, расширить индийское самоуправление. Он пришел к такому выводу, что лишь ненасильственное сопротивление может привести к успеху. Участники Сатяграхии не отвечают на провокации и оскорбительные выпады в своей адрес, так как ощущают свое моральное превосходство над противником с его методами насилия, а столкновения, бунты и мятежи развязали бы руки местной калониальной администрации, что позволило бы подавать мятеж с привлечением армии.

Ганди заявил, что дружба индусов и мусульман в условиях присутствия англичан в Индии почти невозможно. Для того чтобы добиться независимости, надо гарантировать индусско-мусульманское единство [3, с. 333].

После длительной борьбы и стремления лидеров национального движения в Индии в 1936 году Англия была вынуждена пойти на дальнейшие уступки, и на выборах в региональном самоуправлении победил Индийский национальный конгресс (ИНК).

В 1942 году Национальный Конгресс Индии принял решение о начале движение "QuitIndian" (Вон из Индии) что привило к аресту политических лидеров и началу широкого "Августовской революции" Позиция М.Ганди, основанная на религиозной терпимости и

политике ненасилия, и с трудом объединило две несовместимые части индийского общества -индусов и мусулман [4, с. 391].

Основываясь на этом, Мохандас Карамчанд Ганди рассматривал независимость не только в политической плоскости, но и в экономическом, социальном, идейном и культурном плане. Он представляет все человечество как единую семью и говорит: «Золотой путь быть друзьями с миром и относиться ко всей человеческой семье как к единой» [2, с. 131]. Одним словом, можно сказать, что в своих учениях Ганди приглашает людей к дружбе и миру. Эти идеи ярко отражаются в теории о демократическом обществе и получении независимости.

Таким образом, можно отметит что, идеи Ганди о свободном обществе обеспечило развитие демократической платформы,многопартийности, честных выборов, свободной прессы [5, с. 337].

Учение Ганди относительно чистоты и непорочности окружающей среды, людей и общества так же достойно внимания. Ганди отмечает, что «Я верю в абсолютное единство бога, а следовательно, и человечества. Что из того, что у нас много тел, но мы имеем единую душу» [5, с. 337].

Ганди возглавил общественно-политическое антиимпериалистическое движение, которое объединило различные классы и слои индийского общества. Его идеи о демократическом обществе получили широкое распространение в стране и были подержаны многомиллионным населением Индии. В освободительном движение Индии участвовали рабочий класс и национальная буржуазия, крестьянство и часть земледельцев, а также интеллигенция, различные мелкобуржуазные и пролетарские группы.

Когда Мохандас Карамчанд Ганди выступил на политическую арену в Индии, индийское национальное движение уже прошло длительный и сложный путь развития. В ряде районов огромной многонациональной страны давно существовали общественно-политические организации и пресса.

Слово о свободе и равенство являлось главным звеном в идеях Ганди о создании демократического общества и получило всестороннее развитие в процессе анти -империалистической и народно- освободительной борьбе в Индии. Для достижения этих целей была важна и необходима осведомленность населения и его политические знания, которые Ганди использовал для выражения своих идей о демократии.

О создании независимого государства и единстве народа и нации Ганди заявил, что "Однажды мы должны расширить наше национальное право до всемирного, равно как мы уже расширили право семьи, чтобы сформировать нации большие семьи» [12, с. 84].

В целом, можно сказать, что Ганди и его идеи об образовании нового государства возникли еще во время обучения в Лондоне, а затем прибывания в Африке. Ганди, увидив унизительное положение народа, пришёл к такому выводу, что для достижения свободы народа от гнета калониалной политики сперва необходимо усилить освободительное движение, и затем действовать за получение независимости. Только независимость могла дать шанс образовать новое национальное государство и получение свободы многомиллионного нассиленя Индии.

Литература

1. Александр В.Г. Махатма Ганди /В.Г.Александр. - М., 1989. - 208 с.

2. Абдыгаппарова Б.М. Идеал общества ненасилия в политическом учении Махатмы Ганди //Журнал "Закон". - 2005. - № 11.

3. Иващенко А.С. Индия в период политической стабилизации и борьбы за реформы (1923-1929 гг.). - М. -333 с.

4. Индия сегодня. - М.: Институт Востоковедения РАН, 2005.

5. Зубов Д.В., Лычагин И.А. Мохандас Карамчанд Ганди и ее идеи об Индийском демократическом государстви //Вестник Нижнегородского университета им.Н.И.Лабочевского, 2013. - №4 (1). - С. 331337.

6. Кедров С.М. Ганди и индийское национально-освободительное движение (Критический очерк жизни и деятельностиМ.к.Ганди) /С.М. Кедров. -М., 1965. - 144 с.

7. Мартышин О.В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди / О.В. Мартышин. - М., 1970.

8. Махатма Ганди - изоброжение мир истину и Ахимса //Бирад Раджрам Яжник. - М., 2014. - С. 107-183.

9. Радченко Л.Р. Политика Британских колониальных властей в Индии в сфере высшего образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - №3.

10. Tendulkar D.G. The Mahatma: Life of Mohandas Karamchand

11. Gandhi. Delhi: The Publication Division, GOI. Vol. 3, 1969. - Р. 53.

12. Эрик Н.Х. Мировозрение Мохандаса Карамчанда Ганди /Н.Х. Эрик, Д.Л. Алексей. - М.: Наука, 1969.

13. Юрлов Ф. Индия: опыт реформ и модернизации //Азия и Африка сегодня. - 2006. - № 5.

ГОЯХРИ МОХДНДАС КАРАМЧАНД ГАНДЙ ДАР БОРАИ БАРПО НАМУДАНИ ДАВЛАТИ МУСТАЦИЛИ ДЕМОКРАТИИ ХДНДУСТОН

Дар макола муаллиф дар бораи баъзе масъаладо оид ба андешадои Модандас Карамчанд Ганди марбут ба ташкили чомеаи демократй дар Диндустон сухан меронад. Муаллиф кайд менамояд, ки дануз дар нимаи дуюми асри XIX даракатдои зидди мустамликаходй дар ин минтака аланга зада буд, ки дар огози асри ХХ он ба дарачаи аъло расида буд. Бахусус дар ин мардила Ганди ба майдони муборизаи сиёсй баромада, андешадои худро дар бораи озодй, баробарй ва ташкили давлати мустакил баён намуда буд, ки он дар муддати кутод шудрати чадониро пайдо намуд. Дар андешадои демократиходонаи у мубориза бар зидди мустамликадорон бо роди осоишта ва безуроварй, озодй, баробарй ва зиндагии осуда адамияти мудимро дошт. Бештари андешадои демократиходонаи у аз нигоди фардангй, ахлокиву динии халки динду ва идеологияи чомеаи он давра гирд оварда шуда буд, ки барои ташкили давлати мустакил, ягонагй, баробарй, эдтироми якдигар ва f. адамияти мудимро дошт.

Калидвожадо: Диндустон, истиклолият, Ганди, демократия, озодй, даракатдо, мустамлика, баробарй, Англия, хушунат, истисмор.

ИДЕИ МОХАНДАСА КАРАМЧАНДА ГАНДИ О СОЗДАНИИ НЕЗАВИСИМОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ИНДИИ

В статье автор затрагивает некоторые вопросы, связанные с идеями Мохандаса Карамчанда Ганди, касающимися становления демократического общества в Индии. Автор отмечает, что во второй половине XIX века в этом регионе вспыхнули антиколониальные движения, которая в начале XX века достигла своего пика. Именно на этом этапе Ганди вышел на поле политической борьбы и высказал свои идеи о свободе, равенстве и создании независимого государства, за короткое время получившие мировую известность. В его демократических идеях большое значение имела борьба с колонизаторами мирным и ненасильственным путем, свобода, равенство и мирная жизнь. Большинство его демократических идей были собраны с культурно-нравственной и религиозной точки зрения индийского народа и идеологии общества того периода, что было необходимо для создания независимого государства, и сыграло большую роль в единстве индийского общества.

Ключевые слова: Индия, независимость, Ганди, демократия, свобода, движения, колониализм, равенство, Англия, насилие, эксплуатация.

MOHANDAS CARAMCHAND GANDHI IDEAS FOR THE CREATION OF AN INDEPENDENTDEMOCRATIC STATE OF INDIANANNOTATION

In the article, the author touches upon some issues related to the ideas of Mohandas Karamchand Gandhi regarding the formation of a democratic society in India. The author notes that in the second half of the 19th century, anti-colonial movements and the colonial policy of England broke out in this region, which reached its peak at the beginning of the 20th century. It was at this stage that Gandhi entered the field of political struggle and expressed his ideas about freedom, equality and the creation of an independent state, which in a short time gained worldwide fame. In his democratic ideas, the struggle against the colonialists in a peaceful and non-violent way, freedom, equality and peaceful life were of great importance. Most of his democratic ideas were collected from the cultural, moral and religious point of view of the Indian people and the ideology of the society of that period, which was necessary for the creation of an independent state, and played a great role in the unity of Indian society.

Keywords: India, independence, Gandhi, democracy, freedom, movements, colonialism, equality, England, violence, exploitation.

Дар бораи муаллиф

Мадмадаминов Мухаммадлатиф ^удусович

Унвончуи кафедраи таърихи нав ва навини кишвардои хоричй Донишгоди миллии Точикистон 734025, Чумдурии Точикистон, ш. Душанбе, х. Рудакй, 17

Тел.: (+992) 987 90 53 33 E-mail: said 1998@mail.ru

Об авторе

Махмадаминов Мухаммадлатиф Кудусович Соискатель кафедры новой и новейшей истории зарубежных стран Таджикский национальный университет 734025, Республика Таджикистан г. Душанбе, пр. Рудаки, 17 Тел.: (+992) 987 90 53 33 E-mail: said 1998@mail.ru

About the author

Makhmadaminov Mukhammadlatif Qudusovich

Competitor of the Department of Modern and

Contemporary History of Foreign Countries

Tajik National University

734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe,

Rudaki Ave., 17

Ph: (+992) 987 90 53 33

E-mail: said 1998@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.