Научная статья на тему 'Идеи космической педагогики К. Н. Вентцеля в контексте современного глобального образования'

Идеи космической педагогики К. Н. Вентцеля в контексте современного глобального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буторина Татьяна Сергеевна, Пушкина Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеи космической педагогики К. Н. Вентцеля в контексте современного глобального образования»

Библиографический список

1. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г Лаптева, В.Г. Михайловского. - М.: Совершенство, 1998. - С. 255.

2. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2006. - 256 с.

3. Митрахович В.А. Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград, 2002. - 257 с.

4. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004. - 432 с.

5. Психология и педагогика высшей военной школы: Учеб. пособие / В.И. Варваров, В.И. Вдо-вюк, В.П. Давыдов и др.; Под ред. А.В. Барабанщикова. - М.: Воениздат, 1989. - 366 с.

6. Селиванов В. С. Средство воспитания как педагогическая категория // Педагогика. - 2000. -№9. - С. 34-36.

7. Сластенин В.А, Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

Т.С. Буторина, И.М. Пушкина

ИДЕИ КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ К.Н. ВЕНТЦЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ГЛОБАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Образованию XXI века принадлежит ведущая роль в распространении и поддержании моральных и культурных ценностей глобального типа, которые, не отвергая национальных приоритетов, могут быть объединяющим началом, основой и стимулом интеграционных тенденций в современном мире. В документах, разработанных на уровне ЮНЕСКО и Совета Европы, сформулирована концепция глобального образования, ориентированная на развитие идеи «Земля - общий дом» [2, с. 93].

Ведущими идеями глобального образования как нового направления в образовательной политике XXI века являются: рассмотрение мировых процессов с точки зрения общечеловеческих интересов; ориентация на международное сотрудничество и взаимопомощь; гармоничное вхождение человека в систему общекультурных ценностей, взаимосвязей на социальном, экологическом, экономическом уровнях с акцентом на этические позиции глобально ориентированной личности; представление мира как единого целого. К нравственным проявлениям глобального образования относятся: солидарность, сотрудничество, понимание, эмпатия, симпатия, коммуникация, контакт и др. [3, с. 256].

Основные идеи глобального образования предвосхитил Константин Николаевич Вентцель в работах «О проблеме космического воспитания», «Идеальная школа будущего и способы ее осу-

ществления», «Педагог будущего» и др., написанных им в начале XX века.

К.Н. Вентцель (1857-1947) - видный представитель отечественной педагогики, более известный как теоретик и пропагандист свободного воспитания, талантливый учёный, автор теории развития творческой личности. Наследие оригинального мыслителя многогранно как в области философии, богословия, политологии, культурологии, психологии, так и в области педагогики.

Нестандартное мышление и уникальная способность К.Н. Вентцеля к синтезу прогрессивных мыслей Сократа, Ж.-Ж. Руссо, Ж. Гюйо, Д. Милля, Г. Спенсера, Л.Н. Толстого, философов русского космизма - Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова,

Н.О. Лосского, С.В. Соловьева, В.А. Шмакова и др. способствовали возникновению его космической педагогики.

Важную роль в его научном становлении, на наш взгляд, сыграли события первой мировой войны, осознание мысли, что одна война может «разжечь» другие войны. Так, во время первой мировой и гражданской войн К.Н. Вентцель распространял листовки под названием «Военная забастовка», выступал с докладами и лекциями, содержащими глубоко гуманистические идеи: «убийство человека человеком не может быть оправдано никакими соображениями (ни государственными, ни общественными, ни религиозными, ни философскими)»; «все люди - братья»;

© Т.С. Буторина, И.М. Пушкина, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

43

«все народы земного шара - одна семья, в которой каждый человек и каждый народ не только не имеет права посягать на жизнь и благосостояние другого, но и, напротив, должен заботиться о жизни другого» [1, с. 37]. Как видим, концепция современного глобального образования, ориентированная «на выработку у учащихся осознания, что все люди - одна семья, и каждый человек способен активно участвовать в мироустройстве» [2, с. 93] совпадает с мировоззрением русского педагога.

Сущность космической педагогики К.Н. Вен-тцеля представляет собой интеграцию следующих идей: единства, взаимосвязи и целостности человека, человечества, природы и Космоса (основная идея философии русского космизма); воспитания нравственной, свободной, независимой, самобытной личности (центральная идея его теории свободного воспитания); раскрытия и развития творческих сил ребенка (главная идея его теории развития личности); космического воспитания (ведущая идея его космической педагогики).

Идея космического воспитания впервые в мире была провозглашена К.Н. Вентцелем в статье «О проблеме космического воспитания» (1923), где была показана ее важность и значимость, как для отдельного человека, так и для всего общества; отражены в педагогическом аспекте основные идеи русского космизма, сформулированы цель и задачи космической педагогики. Обоснованность идеи космического воспитания Вентцель объяснял тем, что ребенок - не только часть семьи, народа, человечества, но и часть целого, которое мы называем Космосом или Вселенной. Человек понимался им как свободная личность, «ареной творчества для которого, является он сам, человечество и Космос». Космос, по мнению мыслителя, - это «известное упорядоченное единство», «целостное единство вселенской жизни». Исходя из этого, педагогом формулировалась цель космического воспитания - развитие космического сознания, основанного на чувстве единения и общности человека с человечеством, природой, Космосом [1, с. 30]. Идея единства, взаимосвязи и целостности человека, человечества, природы и Космоса, предложенная русскими космистами в философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, В.В. Докучаев, Н.О. Лос-ский, В.С. Соловьев, Н.А. Умов, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, Н.Г Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.А. Шмаков и др.) и К.Н. Вентцелем в педагогике, может способство-

вать расширению и изменению сознания человека, в результате - подготовить его к принятию новых научных парадигм и открытий. Эта идея, считал Вентцель, существенным образом должна определить направление и ход общественного развития, прогресс человечества в целом.

Современное глобальное образование предполагает «формирование у учащихся понимания мира на основе холистических (восприятие мира как одного целого) и гуманистических взглядов», соблюдение «принципа интеграции учебных дисциплин, раскрывающих цельность мира и процесса глобальной динамики» [3, с. 255]. Разрабатывая основные положения космической педагогики, К.Н. Вентцель считал необходимым изменить характер деятельности учителя. Им особо подчеркивалось, что знание должно быть представлено детям как целое и единое и, таким образом, чтобы они самостоятельно приходили к выводам о связи между явлениями во всем Мире. Познание человеком окружающего Мира, по мнению педагога, происходит по различным направлениям, дополняющим и обогащающим друг друга, - через науку, философию, искусство, религию. Поэтому для формирования высокоразвитого сознания у ребенка требуется интеграция знаний, объединение естественных и гуманитарных наук, т.е. при изучении человека, человечества, природы и Космоса должен соблюдаться принцип целостности и системности.

В то же время, овладевая научным пониманием Мира, растущий человек, по Вентцелю, будет все больше осознавать себя как существо, связанное в своем бытии с человечеством, природой, Космосом, а поэтому он обязан понимать необходимость заботы об окружающей среде. Образование, как считал педагог-философ, может развивать космическое чувство - чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и Космосу, бережное отношении к ним [1, с. 30]. Подтверждение этому мы находим в основных задачах глобального образования - «воспитание человека, ответственного за все формы жизни на Земле», «воспитание гражданина вселенной, способного сочетать свободу выбора с личной ответственностью за принятые решения» [3, с. 256].

Ведущая идея космической педагогики К.Н. Вентцеля - изменение личностных качеств через развитие космического сознания. Человек,

обладающий космическим сознанием, способен, по мнению педагога, адекватно оценить современные проблемы и жизненные ситуации. Для этого, в первую очередь, необходимо интенсивно развивать у ребенка такие аспекты сознания, как аксиологический (выработка нравственных установок), онтологический (формирование представлений об окружающем Мире) и рефлексивный (осознание себя и своего места в Мире). В свою очередь принципами воспитания и обучения глобального образования являются: «переход от бессознательного приспособления к миру к сознательному предвосхищению и сопричастности»; «принцип увязывания прошлого с настоящим и будущим»; «оценочный подход к последствиям человеческой деятельности» [3, с. 255]. Это подчеркивает идентичность основных идей глобального образования и идей К.Н. Вентцеля как основоположника космической педагогики.

К ценностям глобального образования относятся: гармоничное сочетание «общечеловеческих интересов с национальными, безопасности в мире с толерантностью, дружбой народов»; «счастливая жизнь, не подрывающая основы развития личности и общества, благополучия следующих поколений людей»; «действие на основе философии партнерства с другими людьми и живыми существами в поддержании экосферы (экологическая культура)»; «уважение культур и религий других народов (диалог культур)» [3, с. 256]. В то же время, в космической педагогике К.Н. Вентцеля заложена идея коэволюции человека и человечества в единстве со всем Мирозданием, диктуемая законами космического развития. Выживание человечества, по мнению педагога-философа, невозможно без соблюдения универсальных (космических) законов. Необходимо вводить их в содержание образования, которое обязано освободиться от догм, штампов и клише. В программы и учебники желательно включать альтернативные теории, концепции и идеи. Знакомясь с плюралистическим знанием, растущий человек учится вырабатывать не только критическое, но и новое мышление, которое представляет собой осознание приоритета общечеловеческих ценностей, способность человека воспринимать себя во взаимосвязи с окружающим Миром. Мир -это единая, целостная и взаимосвязанная система: «Человек - Человечество - Природа - Космос». Такое понимание Мира, по мнению Вентцеля, приблизит общество к решению проблемы выживания человеческого рода.

В современном глобальном образовании особо выделяется принцип «связи обучения с решением насущных потребностей личности» [3, с. 256]. Следует подчеркнуть, что К.Н. Вентцель не противопоставлял космическую педагогику другим направлениям науки и считал, что в ней воедино и гармонично сливается индивидуальное, социальное и космическое воспитание. Реализуя в своем творчестве принцип: Ребенок-солнце, центр педагогической вселенной, - К.Н. Вентцель подчинил его интересам образовательно-воспитательный процесс, а учителю отвел роль помощника, главная заповедь которого «не мешать проявлению человеческой индивидуальности, развитию ребенка в творческой деятельности» [1, с. 62]. Популярность его как педагога в начале XX века заключалась в том, что он: 1) провозгласил Человека как высшую ценность общества; 2) сформулировал принцип самоценности Детства, который исходил из его огромной роли в жизни Человека; 3) выдвинул тезис о необходимости постоянной и последовательной защиты Ребенка, Человека вообще от разного рода насилия.

Кроме того, необходимо отметить, что для К.Н. Вентцеля каждый ребенок в силу своей уникальности нуждается в неповторимой системе образования, которая не может быть чем-то готовым, заранее данным, окончательно установленным, а, наоборот, предполагает постоянный поиск и обновление. При этом он обращал внимание на то обстоятельство, что ребенок, как субъект, с которым имеет дело педагог, есть «живое существо, следующее в своем развитии собственным законам, определяющим его индивидуальность» [1, с. 39].

Несомненно, что главную педагогическую проблему К.Н. Вентцель видел в поиске путей организации нравственного воспитания. В нравственной сфере ребенок должен опираться на «свободное творческое развитие воли, а не подвергаться внушению и подражать взрослым». К.Н. Вентцель принципиально отрицал «внушение» добра, считая это «тонким насилием, взамен грубого». Для своего нравственного прогресса, - размышлял Константин Николаевич, - человечество нуждается «в возможно большем числе индивидуальных свободных творцов новой независимой самобытной нравственности и в возможно меньшем числе представителей стадной морали». Отметим, что он не противник религиозного воспитания, но всегда полагал, что не

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

45

«должно задаваться целью внедрять» в сознание ребенка ту или иную религию в ее ортодоксальном виде. И как самый последовательный теоретик свободного воспитания был убежден, что «никакие религиозные воззрения в принципе не могут извне навязываться ребенку», что религиозные убеждения могут и должны формироваться исключительно на основе личностного, «изнутри» человека [1, с. 21].

В результате им предполагалась такая организация обучения и воспитания, при которой ребенок сможет получить разностороннее, гармоничное развитие, удовлетворить свои запросы и интересы; весь учебно-воспитательный процесс должен быть тесно «связан с жизнью и строиться на внимании к личности ребенка», учете его индивидуальных возрастных особенностей. Основа всей педагогической работы - развитие самодеятельности и активности детей, их творческих способностей. Главным для процесса обучения, считал педагог, должно быть сохранение за каждым ребенком полной духовной самостоятельности, поддержание непрерывной самодеятельности детей, неустанного пробуждения у них духа творчества. Так, например, говоря об организации занятий искусством, К.Н. Вентцель указывал на необходимость предоставить свободный выбор тем и форм самостоятельных и творческих работ «в соответствии с душевным складом и возможностями воспитанников» [1, с. 44].

В целом, идеи космической педагогики К.Н. Вентцеля ориентируют образовательный процесс на духовно-научное освоение окружающего Мира, на воспитание нравственных качеств человека, отвечающих императиву выживания и устойчивого развития человеческой ци-

вилизации, природы, Космоса, на подготовку учащихся к решению глобальных проблем. Поэтому ориентация мышления ребенка на космическое начало, развитие у него космического сознания и чувства должны учитываться в образовании XXI века [4].

Идеи космической педагогики К.Н. Вентцеля в контексте современного глобального образования проявляются в раскрытии глобальной взаимозависимости, единства и целостности всего существующего на Земле и во Вселенной, открытии логики развития этой взаимосвязи, изучении универсальных (космических) законов; в становлении у подрастающего человека на базе целостной картины Мира способности личности к самораскрытию, самосовершенствованию и самореализации, ответственности за пути, цели и прогнозируемые последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе.

Библиографический список

1. Документы Научного Архива Российской Академии Образования (НА РАО), ф. 23, оп. 1, ед. хр.: 21, 30, 37, 39, 44, 62.

2. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 176 с.

3. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны / З.И. Тюмасева, Е.Н. Богданов, Н.П. Щербак - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.

4. Феодулова И.А. На пути воспитания космического сознания ребенка (Материалы конференции «SETI-XXI») / http://www.astronet.ru/db/msg/ 1177077.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.