Научная статья на тему 'Идеи «Доброго правления» в творчестве итальянских гуманистов XIV-XV вв. Венецианцы, неоплатоники и другие'

Идеи «Доброго правления» в творчестве итальянских гуманистов XIV-XV вв. Венецианцы, неоплатоники и другие Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
547
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГУМАНИЗМ / ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / МОНАРХИЯ / ОЛИГАРХИЯ / РЕСПУБЛИКА / ITALIAN HUMANISM / THE RENAISSANCE / THE FORM OF GOVERNMENT / LEGAL STATE / MONARCHY / OLIGARCHY / REPUBLIC

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сопов Александр Валентинович

В статье анализируются социально-политические идеи выдающихся итальянских гуманистов эпохи Возрождения, не принадлежащих к направлению «гражданского гуманизма». Автор обосновывает мысль о том, что они шли, в основном, к поискам идеальной модели «доброго правления», независимо от формы организации власти. В данной статье отмечаются характерные черты в развитии социально-политических теорий в итальянском гуманизме XV в. К ним, в первую очередь, относятся секуляризация социально-политической мысли гуманизма, опора на античное философское наследие, а не на христианскую догматику. Общим для всех гуманистов, чье творчество анализируется, является источник аргументации для обоснования преимуществ той или иной формы правления римская история.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеи «Доброго правления» в творчестве итальянских гуманистов XIV-XV вв. Венецианцы, неоплатоники и другие»

The idea of «good governance» in the works of Italian humanists XIV-XV centuries. The Venetians, the Neoplatonists and others Sopov A. (Russian Federation)

Идеи «доброго правления» в творчестве итальянских гуманистов XIV-XV вв.

Венецианцы, неоплатоники и другие Сопов А. В. (Российская Федерация)

Сопов Александр Валентинович / Sopov Alexander - доктор исторических наук, академик (действительный член) РАЕ, профессор, кафедра истории государства и права,

Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп

Аннотация: в статье анализируются социально-политические идеи выдающихся итальянских гуманистов эпохи Возрождения, не принадлежащих к направлению «гражданского гуманизма». Автор обосновывает мысль о том, что они шли, в основном, к поискам идеальной модели «доброго правления», независимо от формы организации власти. В данной статье отмечаются характерные черты в развитии социальнополитических теорий в итальянском гуманизме XV в. К ним, в первую очередь, относятся секуляризация социально-политической мысли гуманизма, опора на античное философское наследие, а не на христианскую догматику. Общим для всех гуманистов, чье творчество анализируется, является источник аргументации для обоснования преимуществ той или иной формы правления — римская история.

Abstract: this article analyzes the socio-political ideas of the Italian humanists of the Renaissance, not belonging to the direction of «civic humanism». The author substantiates the idea that they were mainly to search for the ideal model of «good governance», regardless of the form of organization ofpower. In this article characteristic features in development of socio-political theories in the Italian humanity of the XV century are noted. The secularization of socio-political thought of humanity, a support on antique philosophical heritage, but not on Christian to the dogmatic person first of all concern to them. The general for all humanists, whose creativity analyzed is the argument source for justification of advantages of this or that form ofgovernment — the Roman history.

Ключевые слова: итальянский гуманизм, эпоха Возрождения, форма правления, правовое государство, монархия, олигархия, республика.

Keywords: Italian humanism, the Renaissance, the form of government, legal state, monarchy, oligarchy, republic.

Как уже не раз отмечалось автором, в итальянском гуманизме XV в. сложилось несколько направлений, различавшихся кругом проблем, к которым проявлялся наибольший интерес, способом аргументации, обращением к той или иной философской традиции античности [4, 5, 6, 7]. Хотя преимущественное внимание к социально-политической проблематике было характерной чертой гражданского гуманизма, но в развитие социально-политических идей итальянского гуманизма свой вклад внесли, хотя, возможно, и более скромный, и другие гуманистические направления. Без выяснения идей этих направлений наше знание об итальянском гуманизме было бы неполным.

Вера гуманистов в творческую мощь человека с неизбежностью приводила их к убеждению, что свободная политически активная личность, руководствующаяся общим благом, способна создать наилучшим образом устроенное государство. Так возник идеал «сильной личности» и, как результат -монархические тенденции итальянских тираний.

Еще в середине XIV в. флорентиец, августинский монах Луиджи Марсильи (ум. в 1394 г.) пытался сопоставить основы, на которых зиждутся коммуны и синьории. В отличие от идеологов республиканизма начала следующего века, коммуна оценивается им такой, какой она есть на самом деле - давно ставшей лишь правлением верхушки пополанства, которое связано коммунальными законами. Эту форму государства, указывает Марсильи, несомненно, превосходит правление благородного и справедливого монарха, не подчиненного никаким законам, ибо они у него в сердце. Он управляет как отец своими детьми, имея в виду их, а не свою пользу. Справедливый правитель, по его мнению, должен превосходить всех в добродетели души и тела, обладать божественными совершенствами, и если же он предается порокам, то он, скорее, не монарх, а тиран. Тираническое же правление Марсильи не приемлет [7].

Римская империя, резюмирует монах-гуманист, от того и погибла, что не управлялась ни хорошими законами, ни справедливым государем. Однако после заключения: «Хорошие законы найти нетрудно, справедливого государя невозможно» [2, с. 102-103] - он делает вывод, что коммунальные традиции Флоренции в сопоставлении с вероломством многочисленных итальянских тиранов, конечно, более предпочтительны.

Почитателем «просвещенных правителей» был и крупнейший неоплатоник Марсилио Фичино (14331499). Для него образцом был Лоренцо Медичи Великолепный. Выступает приверженцем монархии и Уберто Дечембрио (1370-1427), один из первых переводчиков «Государства» Платона. Он выводит фигуру идеального государя, посвятив правителю Милана Филиппо Висконти четыре книги диалогов «О государстве».

Идеал «просвещенного государя» обосновывает и известный гуманист Платино в своем трактате «О государстве» (1471 г.), адресованном герцогу Мантуи. Идеальный правитель, подчеркивает он, должен быть гуманистически образованным, совершенным духовно и физически, интересоваться искусством, т. е. обладать всеми прокламируемыми Возрождением качествами. Государь - не только глава, но и создатель государства, он призван заботиться о его процветании и общем благе. Итак, государь - реформатор, согласующий свою деятельность с социальными и политическими запросами эпохи - потребность создания устойчивой государственности [7].

Только в монархии каждый может свободно развивать свои способности и дарования, - считал Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II, 1405-1464). Пикколомини наделяет монарха чрезвычайно широким спектром полномочий и настаивает на безоговорочном ему подчинении. В его теории государство, олицетворяемое монархом, полностью поглощает личность. Таково крайнее выражение ренессансного взгляда на «идеального государя». Хотя вряд ли будет обоснованно считать политических писателей XIV-XV вв. (вышеперечисленных) «теоретическими борцами за монархию» [3, с. 294]. Речь шла о возрожденческом идеале человека и гражданина как такового, за которым стояла не осознаваемая еще гуманизмом более общая проблема властного организующего начала, свойственного любому государству.

Рассуждения широко известного современникам гуманиста Франческо Патрицци во многом аналогичны рассуждениям Леонардо Бруни. Образцом для него также является Римское государство, но в отличие от Бруни - периода Империи. Поэтому и теоретически лучшей ему представляется царская власть. Но, констатирует Патрицци, цари смертны, их преемники не наследуют правила «доброго правления», в результате монархия легко приходит в упадок, утрачивает изначально присущие ей добродетели. Монарх допускает столь чудовищные злоупотребления, что народ-суверен лишает его власти, санкционируя законы, «которые только одному народу служат» [1, с. 20]. Таким образом устанавливается республика, превосходство которой в обеспечении законности, хотя и республика не всегда способна сохранить добродетели (вспомним в общем-то аналогичные мысли Макиавелли — А. С.) [7]. И все же, если «закон создает государство» - значит, лучшее государство то, где только законы приказывают, следовательно, правовое государство.

Падуанский гуманист Пьер Паоло Верджерио (1370-1444) следует той же схеме, но лучшей на практике для него становится ограниченная правом монархия. Справедлив ли в этой связи упрек, высказанный Верджерио его современником Чино Ринуччини, будто политики не знают, какой способ правления лучше: одного или многих, большого или малого числа избранных? Во многом, вероятно, да.

Однако, судя по всему, вновь можно сделать вывод, что для гуманистов истинная свобода заключается в установлении твердой власти, покоящейся на законе, независимо от формы её организации (республика, олигархия, монархия). Недаром тот же Верджерио выдвинул в своих работах идеал «смешанного правления» и даже отождествил с ним венецианское государство - олигархическую республику.

Для флорентийского канцлера-гуманиста Поджо Браччолини (1380-1459), одного из наследников Бруни, Венеция - также идеальное воплощение аристократической формы правления. Там правят «лучшие граждане», подчиняя свои личные интересы государственным, - подчеркивал он.

В данной работе мы пытались выявить некоторые наиболее характерные черты в развитии социальнополитических теорий в итальянском гуманизме XV в. К ним, в первую очередь, наверное, можно отнести секуляризацию социально-политической мысли гуманизма, опиравшейся, в основном, на античное философское наследие, а не на христианскую догматику.

Источником аргументации для обоснования преимуществ той или иной формы правления для гуманистов служила римская история и в еще большей степени - современная им средневековая история городов-коммун Италии. При этом подчеркивались величие и исключительность города, в основном Флоренции, а также и Венеции, и Милана, и других.

Наконец, общим была определенная зависимость социально-политических идей от гуманистических представлений о человеке, о добродетели, в которой видели силу, способную преобразовать общество, шла ли речь об идеальном гражданине, как в Венеции и Флоренции, или об идеальном правителе, как в Милане, Риме или Неаполе (в последнем был создан трактат Джованни Джовиано Понтано «О государе» - А. С.).

Литература

1. Античное наследие в культуре Возрождения. / Ред. Рутенбург В. И., М., 1984.

2. Веселовский А. Вилла Альберти: Новые материалы для характеристики литературного и общественного

перелома в итальянской жизни XIV-XV столетий. М., 1870.

3. Корелин М. С. Очерки итальянского Возрождения. СПб., 1914.

4. Сопов А. В. The ethical-political doctrine of citizen humanism in the works of Matteo Palmieri and Alamanno

Rinuccini. // European science. № 2 (3). 2015. РР. 26-30.

5. Сопов А. В. Леон Баттиста Альберти: воплощение гуманистического идеала «uomo universale». //

Проблемы современной науки и образования (Problems of modern science and education). 2014. № 7 (25).

С. 34-37.

6. Сопов А. В. Расцвет политической мысли Возрождения. От «гражданского гуманизма» Аретино к «государственному интересу» Макиавелли. // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 1 (1). С. 182203.

7. Сопов А. В. Социально-политические взгляды итальянских гуманистов XIV-XVI вв. Palmarium Academic Publishing. OmniScriptum GmbH & Co. KG. Saarbrucken, Deutschland. 2015. 147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.