И. А. Гостеев
ИДЕИ БОГОСТРОИТЕЛЬСТВА В ПУБЛИЦИСТИКЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ М. ГОРЬКОГО: ХРОНОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ
Работа представлена кафедрой историко-культурного наследия Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Н. В. Борисова
В статье рассматривается отражение идей Богостроительства в творчества М. Горького. Автор на имеющемся материале доказывает, что концепция Богостроительства в творчестве писателя проявляется и после 1913 г., что противоречит принятой в современном литературоведении точке зрения.
Ключевые слова: Богостроительство, религия, М. Горький, А. В. Луначарский, А. А. Богданов, хронология, эволюция.
The reflexion of God-building ideas in M. Gorky's creative work is considered in the article. The author proves that the concept of God-building appears in the writer's works also after 1913, which contradicts the point of view accepted in modern literary criticism.
Key words: God-building, religion, M. Gorky, A. V. Lunacharsky, A. A. Bogdanov, chronology, evolution.
Если попытаться выяснить, что представляет собой явление Богостроительства по советским источникам, то можно обнаружить, что оно вполне укладывается в русло знаменитого определения, данного В. И. Лениным в его письме к М. Горькому: «Богоискательство отличается от богостроительства или богосозидателъства или боготворчества и т.п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего. Говорить о богоискательстве не для того, чтобы высказаться против всяких чертей и
богов, против всякого идейного труполож-ства (всякий боженька есть труположство -будь это самый чистенький, идеальный, не искомый, а построяемый боженька, все равно), - а для предпочтения синего черта желтому, это во сто раз хуже, чем не говорить совсем (курсив наш. - И. Г.)» [6, т. 8, с. 505].
Анализ известных источников по интересующей нас проблеме позволяет конста-тировать следующее: Богостроительство -это философское течение, существовавшее во временном промежутке между 1906 и
1 1 1
1910 гг., активно развивающееся в каприй-ский период жизни М. Горького. Самыми важными представителями этого направления были А. Богданов, А. Луначарский и В. Базаров, которые относили себя к марксистам. Они стремились дополнить марксизм русской толка актуальными идеями философии Маха, Авенариуса и Ницше. Социализм в такой интерпретации характеризовался религиозным пафосом, позволяющим, как им казалось, дать новое обоснование синтезу эмоционального и рационального в человеке. В центре их концепции стоит коллективно понятый человек.
В советском горьковедении бытовало мнение, что «...одно время к богостроителям примыкал Горький («Исповедь», 1907; «Разрушение личности», 1909), но под воздействием Ленина порвал с богостроительством» [20, с. 56].
Каприйский период в деятельности группы был особенно плодотворным. Однако очень скоро, после исключения Богданова из партии, группа перестала существовать. Горький, по мнению советских ученых, окончательно отходит от Богостроительства в 1913 г., когда происходит его последняя дискуссия с Лениным по этому вопросу. Мы постараемся доказать, что данная точка зрения не совсем соответствует действительности.
Уже в 1898 г. Луначарский читает в Киеве реферат под названием «Идеализм и марксизм», в котором, по его собственному признанию, впервые обращается к теме социализма и религии. Примерно в это же время возникает и концепция его основного труда «Религия и социализм» [10, ч. 1, с. 4].
В 1905 г. появляется сборник «Очерки реалистического мировоззрения», в котором мы находим указание на общественный и духовно-исторический контекст тяжелого историко-политического кризиса России: «Наша страна испытывает тяжелый кризис» [14, с. 3]. Авторы предсказывали конфликты между классами и различными группировками. Сборник был адресован
пролетариату, который, по мнению авторов, должен был явиться решающей силой в новой эпохе. Пролетариат испытывает сильную потребность в познании. Его сознание должно развиваться для борьбы с реальностью. Как инструмент этой борьбы авторы предлагают использовать философию активности и разрабатывают реалистическое мировоззрение.
В этом сборнике Луначарский проводит определенную связь между религией, религиозностью, религиозной потребностью, с одной стороны, и научным социализмом, марксизмом - с другой.
В 1905 г. появляется книга Луначарского «Этюды критические и полемические» [11], в которой автор, признавая себя марксистом с 17 лет, утверждал, что марксизм для него не просто доктрина, а «целое мироздание». Философ не нашел в марксизме решения интересующего его вопроса : о роли сознания и познания. Луначарский критикует то, что в ортодоксальной марксистской науке человек рассматривается только как объект, как «передаточный пункт» для сил, действующих вне него и независимо от него. Автор справедливо ставит вопрос о человеке как сознательном, познающем субъекте.
Луначарский и Горький одновременно в 1906 г. публикуют свои работы, актуализирующие идеи, впоследствии получившие название Богостроительства: соответственно, сборник статей «Отклики жизни» [13] и повесть «Мать», в которой впервые в художественной форме предпринята попытка осмысления обозначенных идей.
Заметной вехой в теоретической дискуссии по проблемам Богостроительства стал ответ M. Горького на вопросы анкеты журнала «Le Mercure de France», появившийся в марте 1907 г.
Осенью этого же года Луначарский публикует статью «Будущее религии», в которой впервые систематически излагает свои представления о научном социализме как
Идеи Богостроительства в публицистике и художественном дискурсе М. Горького..,
религии: «Научный социализм - самая религиозная из всех религий» [9, с. 17].
В этом же году А. Богданов издает утопический роман «Красная звезда» [3], в котором пытается дать своим представлениям о коллективно организованном обществе, функционирующем на основе коллективного опыта, солидарности и товарищеского сотрудничества, литературную форму.
В 1908 г. появляется сборник «Очерки по философии марксизма» [15], повесть «Исповедь» [19] М. Горького и первый том философского труда А. Луначарского «Религия и социализм» [10], основная идея которого собирание и систематизация сведений о религии, взаимоотношения между религией и социализмом. В этом же году начинается полемика между Лениным и группой богостроителей, выходит известная ленинская книга «Материализм и эмпириокритицизм», в которой он обрушивается на идеи Богданова и Луначарского.
В следующем, 1909 г. выходят в свет два сборника: «Вершины» [4] и первый том «Очерков философии коллективизма» [16]. В последнем снова говорится о всеобъемлющем политическом и общественном кризисе, о значительной роли пролетариата в реформировании общества.
В том же году Луначарский, Богданов и Горький организовали высшую партийную школу на острове Капри. В июне 1909 г. деятельность каприйской школы будет осуждена на расширенном заседании редакции газеты «Пролетарий», проходившем под председательством В. И. Ленина. Резолюция заседания квалифицировала Богостроительство как «... течение, порывающее с основами марксизма...» [7, с. 222]. Богданов и Луначарский исключаются из партии.
В 1913 г. Богданов публикует свой второй утопический роман «Инженер Мэнни» [2], где описывает историю появления общества, представленного в художественном пространстве романа «Красная звезда».
На этом, в представлении советских исследователей, официальная история Бого-
строительства заканчивается. Прекраща -ются попытки совершенствования марксизма в контексте синтеза с религиозными проблемами. Однако есть немало свидетельств тому, что Горький продолжал размышлять над богостроительскими идеями.
Так, например, в феврале 1909 г. в сборнике «Очерки философии коллективизма» выходит статья Горького «Разрушение личности», излагающая писательское понимание организационной теории Богданова, но не говорящая ни слова о горьковском Богостроительстве (строительстве общества в духе коллективизма как религиозном действии). Эта статья подверглась критике Ленина, предложившего писателю выкинуть из нее богдановские идеи. Парадоксально, но изданная годом ранее ста -тья «О цинизме» [8] в отличие от предыдущей, указанная как отражающая богостро-ительскую концепцию, не стала объектом критики Ленина. Горький оставался также вне критики Ленина в его труде «Материализм и эмпириокритицизм». Мы полагаем, что причиной такой избирательности Ленина стало то, что основным соперником по власти в партии он считал А. Богданова, а Горького надеялся привлечь на свою сторону.
В 1913 г. Горький выступает против инсценировки романа Ф. Достоевского «Бесы» в Московском Художественном театре, публикуя две статьи «О карамазовщине» [17] и «Еще о карамазовщине» [18]. Вторая статья заканчивается абзацем: «А "богоискательство" надобно на время отложить, -это занятие бесполезное: нечего искать, где не положено. Не посеяв, не сожнешь. Бога у вас нет, вы еще не создали его. Богов не ищут, - их создают; жизнь не выдумывают, а творят... (курсив наш. - И. Г.)» [6, т. 8, с. 505]. Этот абзац вызвал у Ленина возмущение и привел к очень часто цитируемому приговору о желтом и синем черте, указанном нами в начале статьи. Любопытно, что последнего абзаца в самой статье в собрании сочинений Горького нет, и цитируем
мы его по примечаниям к повести «Исповедь». Горький в ответном письме к Ленину пытался оправдаться, не понимая, как проскользнуло выражение «на время», но твердо стоял на своих позициях относительно Богостроительства. Однако столь же критический ответ Ленина привел к многолетнему охлаждению в их отношениях [21, с. 145-146].
Горький и в дальнейшем продолжает отстаивать свои взгляды. В заметках для газеты «Новая жизнь» он регулярно высказывался на тему революции и культуры, постоянно возвращаясь к своим богостроитель-ским идеям. Культура для него - то, что строится на синтезе чувства и разума, который должен сохранять новое общество от вырождения в технократическую цивилизацию и от падения в варварство. Отсутствие культуры означало бы, что «социализм» - это только «экономическое учение» [5], «революция сделана для того, чтобы человеку лучше жилось, и чтоб сам он стал лучше» [5]. Наиболее отчетливо горь-ковская религия выражена в статье, написанной к Рождеству 1917 г.: «Настанет день, когда в душах людей символ гордости и милосердия, кротости и безумной отваги в достижении цели - оба символа (Христос и Прометей. - И. Г.) скипятся в одно-великое чувство и все люди сознают свою значительность, красоту своих стремлений и единокровную связь всех со всеми (курсив наш. - И. Г.)» [5].
В 1927 г. Горький еще раз говорит о Богостроительстве в статье «10 лет»: «Когда-
то, в эпоху мрачной реакции 1907-1910 годов, я назвал его (народ. - И. Г.) "богостроителем", вложив в это слово тот смысл, что человек сам в себе и на земле создает и воп-лощает способность творить чудеса справедливости, красоты и все прочие чудеса... <...> Трудом своим человек убеждается, что вне его разума и воли нет никаких чудесных сил, кроме стихийных сил природы...» [6, т. 24, с. 292]. Агурский справедливо замечает, что писатель «... просто формулирует свои старые убеждения в новых терминах» [1, с. 67].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что богостроительские идеи никак не могут являться реакцией на революцию 1905-07 гг., учитывая, что идеи Луначарского зародились в 1898 г. Кроме того, необходимо пересмотреть и сроки «жизни» богостроительских идей, потому что, по крайней мере, в творчестве одного из наиболее ярких представителей Богостроительства - М. Горького - эти идеи продолжают свое бытование вплоть до 1927 г.
Впрочем, не только в творчестве М. Горького. Известно, что А. В. Луначарский, как нарком просвещения, и А. Богданов, как глава Пролеткульта, были активными участникам строительства культуры молодого советского государства. Пролеткульт, пестуемый ими, решал задачу: «...создать новую пролетарскую культуру... усиления подлинно товарищеских отношений в пролетарской среде, разработку пролетарской философии и подчинения искусства интересам пролетариата» [12].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агурский М. Великий еретик. (Горький как религиозный мыслитель) // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 54-74.
2. Богданов А. А. Инженер Мэнни. СПб., 1913.
3. Богданов А. А. Красная звезда. СПб., 1908.
4. Вершины. Сб. СПб., 1909. Т. 1.
5. Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pseudology.org/NM/index.htm
6. Горький М. Собрание сочинений: В 30-ти томах.М.: ГИХЛ, 1949-1956.
7. КПСС в резолюциях и решениях. М., 1954. 684 с.
8. Литературный распад: Сборник. СПб., 1908.
9. Луначарский А. В. Будущее религии // Образование. 1907. № 10.
10. Луначарский А. В. Религия и социализм. СПб., 1908-1911. Т. 1-2.
11. Луначарский А. В. Этюды критические и полемические. М., 1905.
12. Николаева Л. С. Пролеткульт: страницы истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://home.novoch.ru/~azazel/texts/sbornikps/prolet2.html
13. Отклики жизни: Сб. статей. СПб., 1906.
14. Очерки реалистического мировоззрения. СПб., 1905. 323 с.
15. Очерки по философии марксизма: Сб. СПб., 1908.
16. Очерки философии коллективизма. Сб. СПб., 1909. Т. 1.
17. Русское слово. 1913. № 219. 22 сентября.
18. Русское слово. 1913. № 248. 27 октября.
19. Сборник товарищества «Знание» за 1908 год. Кн. 23. СПб., 1908.
20. Богостроительство // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М., 1981. 445 с.
21. Хъетсо Г. Максим Горький. Судьба писателя. М., 1997. 344 с.