Научная статья на тему 'Идеальный образ преподавателя: социологический опрос'

Идеальный образ преподавателя: социологический опрос Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4254
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛЬНЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / IDEAL AND REAL IMAGE OF A TEACHER / PROFESSIONAL AND PERSONAL CHARACTERS / EFFICIENCY OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пучков Андрей Александрович

На основе результатов ряда опросов анализируется соотношение «идеального» и «реального» в образе преподавателя, структура его профессиональных качеств, мотивация деятельности и ее эффективность в зависимости от выявленных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пучков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An ideal image of a teacher as a factor of management of teaching process at the university

Correlation between ideal and real image of a teacher, structure of his professional characters, motivation of activities and its efficiency depending on the revealed characters are analyzed.

Текст научной работы на тему «Идеальный образ преподавателя: социологический опрос»

130

Высшее образование в России • № 6, 2012

А.А. ПУЧКОВ, аспирант Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Идеальный образ преподавателя: социологический опрос

На основе результатов ряда опросов анализируется соотношение «идеального» и «реального » в образе преподавателя, структура его профессиональных качеств, мотивация деятельности и ее эффективность в зависимости от выявленных качеств.

Ключевые слова: идеальный и реальный образ преподавателя, профессиональные и личные качества, эффективность деятельности.

Образ преподавателя складывается из его личных и профессиональных качеств. Личные качества - это свойства характера, особенности поведения, которые выявляются при первой же встрече с преподавателем и формируют его имидж в глазах учащихся.

Для определения того, какие качества преподавателя положительно влияют на образовательный, воспитательный и научный процессы вуза, мы провели ряд социологических опросов. Респондентами выступали как студенты, так и преподаватели. Поскольку опросы проводились с 2009 по 2011 гг., по ряду показателей выявилась значимая динамика 1. При этом они сравнивались с результатами социологических исследований, полученными в других вузах России за тот же период.

Что можно сказать на основании результатов исследований? Прежде всего, можно сделать вывод о том, что студенты стали больше ценить функциональные качества преподавателя. Одно из них - «знание своего предмета ». Доля респондентов, отметивших это качество как важное, возросла с 59,5% до 93,2%. «Объективность» преподавателя весьма существенно влияет на атмосферу учебного процесса. Ценность этого его качества для студентов возросла в два раза.

От характера изложения материала в конечном счете зависит его усвоение студентами. Поэтому важность наличия этой компетенции у преподавателя также выросла в два раза. «Умение красиво говорить » стало цениться студентами в три с лишним раза больше (26,4% в 2009 г. и 81,3% в 2011 г.). Также студенты стали больше внимания уделять «постоянству в суждениях». Личные же качества (общительность, честность, дружелюбие и т.п.) по большей части остались без изменений, а ценность для студентов «способности сочувствовать» даже снизилась с 50,9% до 38,6%.

Другими словами, студенты сегодня стали обращать больше внимания на профессиональные качества преподавателя, чем на личные.

В чем причины такой динамики? Одна из них кроется в том, что в данном вузе за последние два года изменилась политика: вуз перешел на контроль качества образования, а также прошел процедуру аккредитации. Как следствие, участились случаи такого взаимодействия студентов и преподавателей, при котором от последних требовалось добиться на выходе конкретного результата. Соответственно, студенты стали более внимательно относиться к профессиональным компетенциям преподавателя.

При опросе респондентам задавался

1 Исследование проведено автором в 2009-2011 гг. в Пермской ГСХА им. Д.Н. Прянишникова. Анкетный опрос 2009 г. «Преподаватель глазами студента» (N=351); анкетный опрос 2009 г. «Преподаватель в образовательном пространстве» (N=100); анкетный опрос 2011 г. «Преподаватель глазами студента» (N=337).

Научный дебют

131

также вопрос о том, каким им видится ше педагога, чем ученого. Научная деятель-

преподаватель будущего. На рис. 1 видно, ность не является для них приоритетом в

что студенты в преподавателе видят боль- оценивании его профессионализма. Самое

Пр еподаватель должен I нформпр овать

студентов о сво^научныхшсл^довашгах

Преподаватель должен беседовать на внеучебныеп воспитательные темы

Преподаватель должен быть пунктуален и не опаздывать

Преподаватель должен отвечать на все вопросы, появившиеся у студентов

Преподаватель долженпостоянно повышать свою квалификацию

Преподаватель должен владеть различным! методиками обучения

Преподаватель должен создавать на занятии условия для научных споров

Преподаватель должен быть последовательным в своих требованиях

Он должен уметь заинтересовать студентов независимо от их желания

0,0% 1 0,0% 20,0% 30,0%40,0% 50,0% 60,0% 70,0% 50,0% 90,0%

Эмоцг тональность

Умение л о гпчно пр епо д ать у чебный материал Умение грамотно и красиво говорить

Объективность Умение з аг тнтер ес о в ать Обширные знания Б еспр і те тр ас тно сть

1 }%

1 4° г. 819;

1 8° о

і 0< Л

!—< і •>% 79%

а J -140 58%

О 5° о

и 2009 г в 2011 г

Рис. 1. Образ преподавателя, благоприятный для высокого качества образовательного процесса

ы 1,2,3,4 баллов 0,6,7 баллов н 8,9,10 баллов

20°о 40°о 60°о 80% 100%

Рис. 2. Профессиональные качества образа идеального преподавателя (% от числа ответивших студентов. 1, 2, 3, 4 - минимальное значение, 5, 6, 7 - средняя оценка, 8, 9,

10 - максимальное значение)

132

Высшее образование в России • № 6, 2012

главное - чтобы преподаватель «смог заинтересовать их вне зависимости от их желания»: 80% в 2009 г. и 76,2% в 2011 г. Студенты уже поняли, что умение преподавать зависит, кроме прочего, и от владения формами обучения.

Студенческие требования к преподавателю становятся более четкими и ясными. По остальным пунктам мы видим лишь незначительные изменения в сторону повышения или понижения значений. Поэтому данный вариант - второй по количеству ответов: 33% в 2009 г. и 48,6% - в 2011 г.

Надо отметить, что данные по желаемому образу преподавателя за два года особо не изменились. Вместе с тем можно сделать вывод, что студенты в массе своей видят в преподавателе вуза школьного учителя и оценивают его по тому, смог он их заинтересовать или нет. Пунктуальность преподавателя важна лишь для 16,6% респондентов. Другими словами,опоздания студенты дневной формы обучения не рас-

сматривают как нарушение преподавателем трудовой дисциплины.

Для того чтобы узнать, какие качества работника высшей школы считают идеальными сами преподаватели, обратимся к рис. 2. Из него видно, что самые верхние позиции занимают «умение логично преподать учебный материал» (95%) и «умение заинтересовать »(88%), а также «объективность » (84%), «умение красиво и грамотно говорить» (81%), «обширные знания» (79%). Следовательно, для преподавателей на первом месте находятся профессиональные качества. Если посмотреть на личные качества, отмеченные преподавателями, то видно, что самое важное для них - «эмоциональность». Оценки среднего уровня (5, 6, 7) и верхнего (8, 9, 10) здесь примерно равны.

Таким образом, мы видим, что и преподаватели, и студенты имеют весьма схожие представления об идеальном преподавателе. Есть некоторая разница в оценках лич-

Таблица 1

Сравнительная характеристика ответов преподавателей и студентов

Идеальная модель в сознании Ответы Идеальная модель в сознании Ответы

преподавателей преподавателей студентов студентов

Профессиональные качества

Умение заинтересовать 88,0% Умение заинтересовать 75,8%

Умение логично преподать учебный материал 95,0% Умение логично преподать учебный материал 80,6%

Умение грамотно и красиво говорить 81,0% Умение грамотно и красиво говорить 71,7%

Последовательность в действиях, объективность 84,0% Последовательность в действиях, объективность 61,8%

Личные качества

Честность 87,0% Честность 78,0%

Дружелюбие 77,0% Дружелюбие 77,0%

Эрудированность 86,0% Эрудированность 71,8%

Способность сочувствовать 53,0% Способность сочувствовать 50,9%

Общительность 44,0% Общительность 80,8%

Умение произвести впечатление 53,0% Умение произвести впечатление 66,3%

Постоянство в суждениях 63,0% Постоянство в суждениях 58,6%

Научный дебют

133

ных качеств, но в целом идеальный образ у обеих групп один и тот же (табл. 1).

Если сравнить эти данные с опросом преподавателей, проведенным в ИАТЭ НИЯУ «МИФИ» в 2009 г., мы обнаружим, что при схожей выборке (122 чел.) данные существенно разнятся [1].

И студенты, и преподаватели Обнинского филиала поставили на первое место не профессиональные качества, как наши респонденты, а мотивационно-личностные качества, такие как вежливость, выдержанность, высокий культурный уровень, готовность объяснить материал, дисциплинированность, доброжелательность, доступность, желание работать, желание преподавать, объективность. На втором месте по частоте упоминания находятся качества, относящиеся к когнитивной сфере: квалификация, компетентность, знания, ум, профессионализм, на-

учная деятельность. Третье место по частоте упоминания занимают характеристики, относящиеся к педагогическому и ораторскому мастерству, такие как умение объяснять, воспитывать личным примером, хорошая дикция, методическая грамотность.

В каждом вузе позиция преподавателей зависит от традиций вуза. В целом здесь возможны только два варианта: приоритет отдается либо личным качествам, либо профессиональным, хотя идеальный вариант, на наш взгляд, - их взаимосвязь. Именно от этой взаимосвязи зависит эффективность деятельности преподавателя.

Литература

1. Леонова Е.В. Педагогическое мастерство и личность преподавателя // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 112-115.

PUCHKOVA. AN IDEAL IMAGE OF A TEACHER AS A FACTOR OF MANAGEMENT OF TEACHING PROCESS AT THE UNIVERSITY

Correlation between ideal and real image of a teacher, structure of his professional characters, motivation of activities and its efficiency depending on the revealed characters are analyzed.

Key words: ideal and real image of a teacher, professional and personal characters, efficiency of activities.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.