Научная статья на тему '«Идеальный менеджер»: кто это?'

«Идеальный менеджер»: кто это? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4065
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР / MANAGER / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ADMINISTRATIVE DECISIONS / ХАРИЗМАТИЧНОСТЬ / CHARISMA / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Комарова Екатерина Александровна

В данной статье изложены размышления о том, какими основными качествами должен обладать идеальный менеджер в организации. Проведён анализ механизмов управления в организации на основе примеров из повседневной жизни автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAL MANAGER: WHO IS HE?

The article presents the ideas about basic qualities of ideal manager. The author suggests the analysis of the management mechanisms in organization from her daily living.

Текст научной работы на тему ««Идеальный менеджер»: кто это?»

УДК 06.046.1

Е.А. Комарова

«ИДЕАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР»: КТО ЭТО?

В данной статье изложены размышления о том, какими основными качествами должен обладать идеальный менеджер в организации. Проведён анализ механизмов управления в организации на основе примеров из повседневной жизни автора.

Ключевые слова: менеджер, управленческие решения, харизматичность, профессионализм, организация.

E .Komarova

"IDEAL MANAGER": WHO IS HE?

The article presents the ideas about basic qualities of ideal manager. The author suggests the analysis of the management mechanisms in organization from her daily living.

Keywords: manager, administrative decisions, charisma, professionalism, organization.

По сведениям российских социологов профессия менеджера в наше время является одной из самых востребованных и престижных на рынке труда1.

Однако каждый ли из «первоклассных менеджеров» оправдывает своё название? Вероятнее всего, нет! Многим кажется, что управлять людьми, управлять организацией в кризисных ситуациях, принимать правильные решения - просто. Следует отметить, данное мнение ошибочно и, возможно, именно поэтому качественных специалистов сегодня очень мало.

Само слово «менеджер» (менеджмент) достаточно давно закрепилось в нашем лексиконе. Оно пришло с Запада и сейчас неотъемлемо от нашей жизни. Первоначально данный термин обозначал умение объезжать лошадей и править ими, а буквальный перевод «менеджмента» - «руководство людьми» [1]. Но как достичь успеха в этой профессии, как стать идеальным руководителем, «гуру» в своём деле?

Какими качествами должен обладать идеальный менеджер? Обратимся к временам древних мыслителей и философов. Так, по мнению Конфуция, основным качеством является тонкое и глубокое проникновение в характеры и чувства своих сотрудников. Греки времён Гомера выделяли в идеальном руководителе мудрость Нестора, справедливость Агамемнона, хитрость Одиссея, энергичность Ахиллеса. Хотя сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует, однако подчёркивал, что есть различные руководители с различными, присущими только им качествами, и если они будут целенаправленно работать, то могут приблизиться к этому образу [2].

Как известно, сколько людей в мире - столько и мнений и на вопрос, «каким должен быть идеальный менеджер» у всякого свой ответ. Что касается моей точки зрения, то менеджер - это, прежде всего, прирождённый лидер, обладающий харизмой2, хорошим образованием, умением принимать «трезвые» решения в кризисной ситуации, коммуникабельностью, способностями планирования и целеполагания, решительностью, смело идущий на оправданный риск ради дела; ещё одна неотъемлемая черта руководителя - высокий уровень интеллекта и расширенный кругозор, знание правил этикета и культуры нравственности, умение слушать и вникать в проблемы своих подчинённых.

Ведь зачастую основной проблемой «большой текучести» кадров и низкой работоспособности сотрудников в организации является не размер заработной платы, а отношения между начальником и подчинённым. Данный факт свидетельствует о том, что менеджер должен обладать не-

1 Данные Госкомстат России - www.http://goscomstat.ru (дата обращения 12.07.2011).

2 Харизма - (греч. charisma - милость божественный дар), исключительная одарённость; харизматический лидер - это человек, наделённый в глазах его последователей авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности, таких как мудрость, героизм, святость. См.: www.http://dic.academic.ru (дата обращения 8.07.2011).

112 -

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'1

дюжинными знаниями психологии и педагогики для правильного, «безболезненного» воздействия и мотивации работников.

Проблема непонимания руководства и подчинённых отчётливо просматривается в Академии гражданской защиты МЧС России, где, по словам некоторых её работников, наибольшее количество заявлений на увольнение по собственному желанию было написано именно из-за конфликтов с начальством. Как правило, администрация слабо вникает в личные проблемы своих подчинённых. Огорчает, что вышеуказанная проблема существует не только среди преподавателей и служащих, но и обучающихся она также затрагивает не меньше. Это подтверждение того, что управление людьми - искусство и к нему надо подходить трепетно.

Именно так поступают в Агентстве гражданской защиты Северного административного округа (САО) г. Москвы (где я проходила практику после окончания 2-го курса обучения в Академии гражданской защиты МЧС России). Здесь ни одна проблема подчинённых не остаётся без внимания. По словам Екатерины Петровны Шапошниковой (главный специалист по пропаганде, связям с общественностью, взаимодействию со СМИ) в Агентстве гражданской защиты регулярно организовываются тщательно подготовленные мероприятия и совещания, на которых освещаются и обсуждаются достижения, неудачи, личные заслуги или проблемы работников организации, где происходит объединение коллектива, пробуждение командного духа.

Вопрос, стоящий «на повестке дня», является достаточно актуальным и интересует многих специалистов своего дела. Так, например, опрос президентов 41 крупной японской компании позволил выделить следующие качества, необходимые менеджеру-президенту (рис. 1):

Использование открытого стиля

управления, приветствующего сотрудничество 19 %

Умение чётко формировать цели и установки 17 %

Личное обаяние 22 %

Готовность и способность выслушивать ■ мнение других 22 %

Умение правильной расстановки

кадров и справедливых санкций 24 %

Энергичная инициативность и решительность, в

том числе в условиях риска 42 %

Широта взглядов, глобальный подход 29 %

Долгосрочное предвидение и гибкость 34 %

Рис. 1. Основные качества, необходимые президенту-менеджеру [1]

А что же должен уметь делать менеджер, по мнению российских специалистов?

1. Организовывать и планировать производство и реализацию продукции федакционно-издательский отдел АГЗ МЧС России- где начальником отдела, Плетнёвым Владиславом Александровичем, планируются количество и виды выпускаемой продукции).

2. Руководить коллективом на уровне современных требований, то есть быть лидером (возьмём, к примеру, Попкова Владимира Александровича - заведующего по воспитательной работе гуманитарного факультета - который всегда и в любой ситуации доносит свои требования до студентов таким образом, что не выполнить их просто невозможно, а в кризисных ситуациях умеет находить верное решение для устранения возникшей проблемы).

3. Общаться, контактировать с людьми (Мошков Владимир Борисович - заместитель начальника Академии (проректор) по научной работе - проявлял отличные навыки коммуникабель-

- 113

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'1

ности во время работы Форума - Международная Модель ООН МЧС России, а также в повседневной деятельности, общении с коллегами и подчинёнными, студентами Академии).

4. Побуждать работников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчинённого (Мельков Сергей Анатольевич - заведующий кафедрой АГЗ МЧС России - поощряет творческий подход к любому делу (а именно к составлению отчёта по практике студентов 2-го курса), что говорит о нестандартном подходе к поставленной задаче).

5. Находить выход из конфликтных ситуаций (Микрюков Владимир Олегович - доцент кафедры АГЗ МЧС России - из любой спорной ситуации всегда умеет найти верное решение, предложить разумные пути разрешения проблемы).

6. Быть предельно объективным независимо от своих симпатий. Подбирать, отбирать и обучать работников (Плетнёв Владислав Александрович - начальник редакционно-издательского отдела АГЗ МЧС России - серьёзно подходит к качеству работы своих сотрудников: в этом году в отделе проходили курсы повышения квалификации по работе на цифровой технике, также регулярно организуются выезды на различные выставки цифровой техники в г. Москве).

7. Вести деловые переговоры (уместно поставить в пример Илюшина Сергея Николаевича -главного специалиста Центра (по связям с общественностью и международному сотрудничеству) АГЗ МЧС России, который всегда чётко и ясно умеет изложить последовательность своих мыслей и решений, вся информация, как правило, им грамотно обработана и отобрана) [3].

Как утверждают работники Агентства гражданской защиты САО г. Москвы, всеми вышеперечисленными качествами обладает директор организации - Шилкина Галина Ивановна. Ведь здесь каждый сотрудник с большим удовольствием и интересом выполняет свою работу, и в этом огромная роль, в первую очередь, руководителя. Галина Ивановна с удовольствием поделилась со мной опытом и рассказала о том, как правильно управлять организацией, с чего начинать и как не упустить ситуацию из-под контроля, поведала о тонкостях структуры МЧС, знание которых необходимы для дальнейшего обучения в Академии, написания выпускной квалификационной работы и работы в Министерстве.

Такой большой список качеств, знаний и умений, предъявляемых к менеджеру, можно объяснить тем, что он выступает в ряде ролей. Менеджер - это управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, инноватор, это не только профессия, должность, но и прежде всего, призвание. Сегодня его роль в развитии предприятия, отрасли, области и даже страны возрастает. Вот как в цифрах оценивает преуспевающий американский предприниматель, создатель фирмы «Ричард Саундерс Интернешнл» - Д. Холл, роль сегодняшнего менеджера: «15 % неувязок в бизнесе - вина работников и исполнительных директоров (не следуют инструкциям и нажимают «не на те кнопки»), оставшиеся 85 % - вопросы, которые может разрешить только менеджмент» [1]. Именно поэтому, каждому, кто решил пуститься в плавание по «морю управления», необходимо оценить и проанализировать свои возможности, личностные качества, знания, умения, навыки, творческие и профессиональные способности, особенности характера и менталитета.

Работа с людьми - это тяжёлый труд, и если отдавать себя профессии менеджера, то только целиком и полностью, изучая все тонкости и нюансы, необходимые в работе. Не каждый может стать хорошим менеджером - только прирождённый лидер, способный к самосовершенствованию, непомерно целеустремлённый и бесконечно любящий свою работу.

Литература

1. http://www.nestor.ru (дата обращения 8.07.2011).

2. www.http://wikipedia.ru (дата обращения 8.07.2011).

3. http://www.i-u.m/ЫЫю/ (дата обращения 8.07.2011).

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.