Научная статья на тему 'Идеальное в зеркале комического (образ-идеал профессионального деятеля по данным анекдота)'

Идеальное в зеркале комического (образ-идеал профессионального деятеля по данным анекдота) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
199
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Залялова Регина Ренатовна

В статье комическое рассматривается в философском и лингвокогнитивном аспектах. По данным профессиональных анекдотов реконструируется комический субфрейм концептов «врач» и «милиционер». В результате анализа воссоздается идеальный образ профессионального деятеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеальное в зеркале комического (образ-идеал профессионального деятеля по данным анекдота)»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 149, кн. 5

Гуманитарные науки

2007

УДК 130.3+81'23

ИДЕАЛЬНОЕ В ЗЕРКАЛЕ КОМИЧЕСКОГО (ОБРАЗ-ИДЕАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДЕЯТЕЛЯ ПО ДАННЫМ АНЕКДОТА)

Р. Р. Залялова Аннотация

В статье комическое рассматривается в философском и лингвокогнитивном аспектах. По данным профессиональных анекдотов реконструируется комический субфрейм концептов «врач» и «милиционер». В результате анализа воссоздается идеальный образ профессионального деятеля.

История изучения смеха восходит к античности, к Платону и Аристотелю. Но если Платон только вскользь затронул тему смеха, то Аристотелю принадлежит целостная концепция комического, с которой начинается формирование комического как эстетической, философской категории. В философской, эстетической, социологической, культурологической, психологической, лингвистической и литературоведческой литературе, посвященной феномену смеха, насчитывается множество теорий комического, наиболее полные обзоры которых содержатся в работах [1-4]. Несмотря на все различия, существующие в концепциях комического, они не противоречат друг другу, так как разрабатывают отдельные аспекты комического. Общим моментом, объединяющим как общетеоретические, так и специальные, например лингвистические, теории комического, является признание в качестве конституирующего признака эстетического смеха контраста (несовместимого противоречия, противоположности) между двумя планами. С позиций эстетики это контраст безобразного - прекрасному (Аристотель), ничтожного - возвышенному (Кант), образа - идее (Фишер), неценного - притязающему на ценность (Фолькельт), ложного - истинному (Гегель), внутренней пустоты - внешности, притязающей на значительность (Чернышевский) и т. д., контраст цели - средствам, формы - содержанию, действия - результатам [2, с. 43], контраст между нормой и отклонениями от нее, ожиданиями субъекта и конечной реализацией и пр.

Еще первобытный человек придавал мнению сородичей о себе большое значение. Смех последних служил своеобразной и сильнодействующей санкцией, заставляющей соблюдать установленные в общине нормы поведения. Ю.Б. Бо-рев, отмечающий избирательность смеха, считает, что смех, может быть, самое действенное, грозное и гуманное средство общественного воздействия. «Смех -всегда метит шельму. Он может попасть только в уязвимое место личности или в уязвимую личность» [2, с. 4]. Указывает на социальное происхождение юмо-

ра и М. Минский, отмечая, что «с помощью юмора можно обезоруживающим образом указать окружающим на неподобающее поведение или на неправильный способ рассуждения» [5, с. 282].

Одним из распространенных видов смеха является осмеяние профессии. Юмор, относящийся к профессиональной структуре общества, неоднороден по своему содержанию. А.А. Сычев считает, что можно выделить четыре основных пласта его бытования: осмеяние профессии как формы власти; юмор иерархически замкнутых профессиональных групп; юмор, основанный на столкновении обыденных и узкоспециальных понятий; философский юмор.

Первая группа находится на границах сферы профессионального юмора и связана в первую очередь с осмеянием власти и лишь во вторую - с признаками профессиональной деятельности. Образцами подобного юмора является политический юмор (осмеяние глав государств, государственных чиновников, политиков и политики вообще) и юридический юмор (осмеяние судов и судей, адвокатов, милиции или полиции). В эту же категорию А.А. Сычев относит смех над представителями духовной власти: школьными учителями, преподавателями, священниками. Особое место занимает медицинский юмор как смех над людьми, обладающими властью над человеческой жизнью и здоровьем [6, с. 117].

Комизм осмеяния профессии как формы власти основан на несоответствии профессиональных функций и реального положения вещей. Это снижает образ профессии и власти в целом, избавляя смеющегося от страха перед авторитетом: священник пьет и прелюбодействует; учитель выражается грубо и неграмотно; судья решает дело, исходя из размера взяток; врач по рассеянности пишет в графе «причина смерти» свою фамилию [6, с. 117].

Если осмеяние профессии как формы власти характерно для общества в целом, то юмор замкнутых профессиональных групп направлен в большей степени на внутригрупповые отношения. Стандартным примером такого смеха может служить армейский юмор.

Совершенно иная структура характерна для юмора, основанного на столкновении сфер обыденных и узкоспециальных отношений. Юмор большей части подобных профессиональных анекдотов основан на различных - омонимических, ситуационных - вариациях qui pro quo [6, с. 118]:

Математик в больнице.

- Больной, какое сегодня число? - Целое, положительное.

Функции анекдотов и шуток, жестко отграничивающих специфическую сферу деятельности от обыденной жизни, аналогичны функциям этнического юмора: углубляя процесс самоидентификации, социальная группа отделяет себя от других групп. Подобно тому, как представители средневековых цехов узнавали друг друга по определенным условным знакам и жестам, современные профессионалы узнают друг друга по специфическим шуткам [6, с. 118].

Эмпирическим материалом для данной статьи послужили профессиональные анекдоты, под которыми понимается текст, героем которого является представитель какой-либо профессии (в большинстве случаев), а также анекдоты, в которых герои говорят о какой-либо профессии и ее представителях. Было про-

анализировано 1400 письменных вариантов профессиональных анекдотов, в том числе 864 медицинских анекдота, 317 милицейских.

В анекдоте - одном из наиболее популярных жанров современного городского фольклора - отражаются стереотипные мнения, оценки общества относительно какого-либо явления, поэтому не случайно, что в анекдотах наиболее полно объективируются концепты, характерные для тематики анекдота. Несмотря на то что проблема изучения концепта является значимой в настоящее время, анекдот как текст для изучения концептов до сих пор не являлся объектом анализа. Данным фактом обусловлена актуальность работы.

Целью статьи является воссоздание идеального образа работника медицины и работника правоохранительных органов по данным анекдотов. Научная новизна исследования заключается в том, что в ней впервые осуществлен анализ комического субфрейма концептов «врач» и «милиционер», по результатам которого через образ-негатив реконструируется образ-идеал профессионального деятеля.

Анекдот, как известно, является прецедентным текстом. В.И. Карасик считает, что если тексты являются прецедентными, то на них распространяется закон карнавализации ценностей (по М.М. Бахтину), состоящий в том, что сакральное переворачивается в профанное через осмеяние. Ученый пишет: «Про-фанизация сакрального есть подтверждение его значимости. Иначе говоря, если некоторая идея не переживается, то она становится малозначимой, не актуальной для общества» [7, с. 310], анекдот как жанр речи - наиболее распространенный способ социальной оценки ценностей.

Одной из социально значимых для общества фигур является профессиональный деятель. Конечно, в работе людей каждой профессиональной касты бывают свои недостатки, причем в каждой профессии они различные. Для социума ценны профессионально-деловые, морально-этические и интеллектуально-психические качества профессионального деятеля, что и находит отражение в анекдотах.

В данной статье особое внимание уделяется объективации комического субфрейма концептов «врач» и «милиционер» в анекдотах. Под комическим субфреймом понимается часть фрейма, фиксирующая фрагменты действительности, подвергнутые осмеянию. Комизмы создают своеобразный «антитезис» отдельным нормам - качествам профессионального деятеля, которые репрезентируются как должные, желательные, необходимые. Значимость комического субфрейма заключается в выполнении функции предупреждения о наличии социальных аномалий, с одной стороны, и указания на социальную ценность тех качеств, которые в анекдоте предстают отсутствующими, - с другой.

В обществе существуют определенные ожидания, идеальный набор качеств, характеризующих профессионала, и, безусловно, для различных сфер деятельности они специфичны. Данное обстоятельство находит отражение в анекдотах, но не прямо, а через образ-негатив, в котором черное и белое меняются местами.

С целью выявить идеальный портрет профессионального деятеля были отобраны анекдоты, в которых персонажи Врач и Милиционер являются героями-актантами, т. е. действующими лицами, создающими прецедент своими поступ

Табл. 1

Комический субфрейм концепта ВРАЧ

Слоты Количество ситуаций Рейтинг

Врач - человек определенной специальности, должности 90 3

Врач - человек, занимающийся профессиональной деятельностью 75 4

Врач - человек определенного пола 35 6

Врач - человек, обладающий какими-либо качествами: профессионально-деловыми морально-этическими интеллектуально-психическими 290 104 68 1 2 5

Всего 662

Количество анекдотов 489

ками и высказываниями. В текстах выделены и распределены по слотам объекты осмеяния, установлен рейтинг слотов по частотности высмеиваемых ситуаций. Следует отметить, что в одном анекдоте могут быть представлены различные слоты комического субфрейма, поэтому количество ситуаций и анекдотов не совпадает. Комический субфрейм концепта ВРАЧ по данным анекдота можно представить следующим образом (см. табл. 1).

В анекдотах наиболее часто осмеянию подвергается неквалифицированность врачей. Из 864 рассмотренных анекдотов в 256 текстах медицинские работники представлены как некомпетентные работники. Некомпетентность проявляется в самых элементарных вещах: медики не умеют определять пульс, делать уколы; не отличают протезы от настоящих органов и т. д. Некомпетентны медицинские работники и в постановке диагноза: у врачей не совпадают мнения по поводу диагноза, ставятся несуществующие диагнозы, например, ОРЗ (очень рано завязал). Врачи неквалифицированны в определении методики лечения: у врача возникает вопрос не как лечить, а сколько времени человек протянет с этой болезнью, не как избавиться от зеленых кругов перед глазами, а какой цвет предпочитает больной и т. д. Не могут доктора лечить такие болезни, как пневмония, бронхит, скарлатина, радикулит и др., а если и лечат, то лечение не помогает.

Доктор говорит практиканту:

- Иванов, иди сделай больному укол.

Вместе с Ивановым идет его однокурсник Петров.

- А ты куда? - спрашивает доктор.

- У нас узкая специализация: он знает, как делать уколы, а я знаю, куда колоть.

Анекдоты о врачах-специалистах имеют свои отличительные черты. Так, выделяется группа анекдотов о хирургах, которые хотят что-нибудь ампутировать, не важно что, сделать операцию, которая, возможно, и не нужна (делают операцию слесарю, который пришел починить водопровод, мойщикам стекол). Нередко врачи не могут сделать надрез, путают, какую ногу или руку следует отрезать, пришивают чужую голову, после операции остаются «лишние» органы и т. д. Стоит отметить, что если в анекдоте говорится о предстоящей операции,

Табл. 2

Комический субфрейм концепта МИЛИЦИОНЕР

Слоты Количество ситуаций Рейтинг

Милиционер - человек, занимающийся профессиональной

деятельностью 49 3

Милиционер - человек определенного пола 2 5

Милиционер - человек, обладающий какими-либо качествами:

профессионально-деловыми 27 4

морально-этическими 81 2

интеллектуально-психическими 118 1

Всего 277

Количество анекдотов 254

то, как правило, врач предвидит смертельный исход. Анекдоты о стоматологах выделяются среди остальных своим набором отличительных черт: например, врачи долго (полчаса, 2 часа) удаляют зубы, удаляют здоровый зуб, поставленные ими пломбы не держатся. Психоаналитики, психотерапевты, люди, работающие на телефоне доверия, в анекдотах не только не могут оказать психологическую медицинскую помощь, но и являются своего рода провокаторами, дающими толчок больным людям к совершению неадекватных поступков (убийству, самоубийству).

В анекдотах врачи сами болеют теми же болезнями, что и пациенты. Так, логопед имеет дефект речи, заикается, стоматолог не имеет зубов, отоларинголог не слышит и т. д. Особенно показательны в этом плане анекдоты о психиатрах, которые ведут себя так же, как их подопечные: воображают себя известными людьми (Путиным, Лениным и др.), отвечают так же неадекватно, как и их пациенты, и др.

В комическом субфрейме концепта ВРАЧ, составленном по данным анекдотов, наиболее актуальным является слот «Врач - человек, обладающий профессионально-деловыми качествами», что объясняется спецификой описываемого концепта, так как высмеивается то, что представляется как «отклонение от нормы», а для деятеля самой важной характеристикой являются его профессиональные качества.

Проанализировав слоты комического субфрейма концепта «врач», можно сделать вывод, что люди хотят видеть в медицинских работниках, в первую очередь, высококвалифицированных специалистов, которые безошибочно ставят диагноз, правильно назначают лечение, умеют квалифицированно выполнять свои профессиональные функции и т. д. Кроме того, люди, обратившиеся к врачам, хотят получить своевременную и эффективную медицинскую помощь. Для социума значимы в профессии врача и морально-этические качества, главным из которых является милосердие, участливое отношение к пациенту. Люди отрицательно относятся к платной медицине, услуги которой настолько дороги, что больные не могут проходить лечение в платной поликлинике.

Комический субфрейм концепта МИЛИЦИОНЕР по данным анекдота представлен в табл. 2.

Чаще всего в милицейских анекдотах высмеивается необразованность, глупость работников правоохранительных органов. В текстах милиционеры настолько невежественны, что не знают ответов на элементарные вопросы школьной программы. Так, они думают, что 2 х 2 = 5; не знают Пушкина, столицы Великобритании; как пишется слово «шоссе» или как изменяются слова; дожив до пенсии, дочитывают вторую книгу; впервые оказываются в театре в зрелом возрасте и т. д. Стоит отметить, что во многих милицейских анекдотах, где высмеивается глупость, ситуации доведены до абсурда. Так, работник правоохранительных органов, остановив машину с зеркальными стеклами и увидев свое отражение, не задерживает водителя, думая, что водитель - милиционер; чтобы сфотографироваться по пояс, копает яму и т. д.

Идут по улице два мента, один другому: - Смотри, под ногами 50 рублей валяются!

Второй нагибается, берет купюру, смотрит на нее, рвет пополам и говорит: - Она фальшивая.

- А откуда ты узнал? - Потому что с двумя нолями.

На втором месте по частотности стоят анекдоты, в которых высмеивается жажда наживы и взяточничество. Как правило, это анекдоты, героями которых являются инспектора ГИБДД. В анекдотах работники правоохранительных органов штрафуют нарушителей, но когда они берут штраф, подразумевается, что милиционеры отдают деньги не государству, а кладут в свой карман. Поэтому не случайны анекдоты, где с помощью специальной атрибутики: жезла, знака «40» и радара - инспектора ГИБДД зарабатывают деньги для себя.

ГАИшник останавливает машину.

- Сержант Иванов, трое детей, ваши документы, пожалуйста!

- Так я же ничего не нарушил!

- Так что, мои дети будут ждать, пока ты что-то нарушишь?

В комическом субфрейме концепта МИЛИЦИОНЕР наиболее актуальным является слот «Милиционер - человек, обладающий интеллектуально-психическими качествами». Таким образом, «наничный» мир анекдота красноречиво свидетельствует о том, что для граждан важно видеть в сотрудниках МВД образованных людей, умеющих грамотно говорить, знающих ответы на элементарные вопросы, совершающих адекватные поступки и т. д. Работники милиции выполняют в жизни общества важную функцию - контролируют соблюдение закона, и поэтому сами не имеют права нарушать его. Для выполнения своего долга милиционер должен обладать высокими нравственными качествами. Неслучайно в анекдотах часто высмеиваются такие явления в рядах милиции, как коррупция и взяточничество, и тем самым общество не только предупреждает о существовании социальных патологий, но и указывает на главные с точки зрения лингвокультуры ценности, отклонение от которых ощущается болезненно.

Итак, осмеянию в перевернутом мире анекдота подвергается отсутствие тех черт профессионального деятеля, которые более других ценятся народом -коллективным автором анекдотов. По комическому субфрейму можно воссоздать положительные характеристики, которые важны в профессиональном деятеле для данного социума в данное время, и представить идеальный портрет врача, милиционера, представителя другой профессии. К примеру, в анекдотах

о медицинских работниках объектом осмеяния являются профессионально значимые недостатки, главным образом некомпетентность врачей, а также отсутствие морально-этических качеств, названных в клятве Гиппократа; в милицейских анекдотах наиболее часто актуализируются две негативные характеристики: глупость работников правоохранительных органов и взяточничество, другие отрицательные черты представлены периферийно.

Таким образом, результаты анализа комического субфрейма профессиональных анекдотов показали, что для современного общества в медицинском работнике наиболее важными являются его профессиональные качества, а в работнике правоохранительных органов - человеческие.

Summary

R.R. Zalalova. The notion of ideal mirrored in jokes (the character of a professional generalized in anecdotes).

In the article comicality in philosophical and lingvocognitive aspects is considered. The comic subframe of the concepts "doctor" and "militiaman" is recreated on the information taken from jokes about professions. As a result of the analysis the ideal character of a professional is reconstructed.

Литература

1. Дземидок Б. О комическом. - М.: Прогресс, 1974. - 223 с.

2. Борев Ю.Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. - М.: Искусство, 1970. - 269 с.

3. Рюмина М.Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 320 с.

4. Дмитриев А.В., Сычев А.А. Смех: социофилософский анализ. - М.: Альфа-М, 2005. -592 с.

5. Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1988. - Вып. XXIII. - С. 281-309.

6. СычевА.А. Природа смеха, или Философия комического. - Саранск: Изд-во Мор-довск. ун-та, 2003. - 176 с.

7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004. -390 с.

Поступила в редакцию 18.09.07

Залялова Регина Ренатовна - ассистент кафедры русского языка как иностранного Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Казань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.