Научная статья на тему 'Идеальное в гуманистической педагогике В. А. Сухомлинского'

Идеальное в гуманистической педагогике В. А. Сухомлинского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
447
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ИДЕАЛЬНОЕ В ОБРАЗОВАНИИ / ВОЗВЫШЕННАЯ ИДЕЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / PEDAGOGICAL TRADITIONS / THE IDEAL IN EDUCATION / ELEVATED IDEA / HUMANISTIC PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY / THE SOCIALIZATION / FORMATION OF A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Доценко Т. Э., Норина Е. Э.

На основании анализа социопедагогической концепции В.А. Сухомлиснкого обосновывается, что именно присутствие идеального в образовании определяет общественную значимость последнего, его социофило-софский смысл; доказывается необходимость возвышенного идеала для современного российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEAL IN HUMANISTIC PEDAGOGICS OF V.A. SUKHOMLINSKIY

On the basis of the analysis of socio-pedagogical conception of V.A. Sukhomlisnkiy we argue, that precisely the presence of the Ideal in education determines public significance of the last one, its socio-philosophical meaning. The necessity of Elevated Ideal for the contemporary Russian education is also proved.

Текст научной работы на тему «Идеальное в гуманистической педагогике В. А. Сухомлинского»

С этими недостатками неизбежно приходится сталкиваться в любом исследовании дидактического применения электронных ридеров - и в теоретическом, и в практическом аспектах. Не у всех обучающихся имеется возможность приобрести такое устройство. Не все учебные заведения могут снабдить такими устройствами своих студентов или учащихся. На данном этапе приходится работать с обучающимися, уже имеющими собственные ридеры. В этом случае хорошо просматриваются перспективы исследовательских тем, связанных с вопросами самообразования и самостоятельной работы: электронный ридер сам по себе может служить объектом пристального внимания сту-дента-исследователя, в нём сосредоточены современные достижения физики и химии. Это и механическое устройство, и электрический прибор, а принцип действия его экрана основан на явлении электризации.

Хрупкость устройств обязывает относится к ним более ответственно, что благоприятно сказывается на воспитании молодых людей. А проблему авторские прав мои студенты решают самостоятельно: например, они пользуются библиотечными электронными книгами (университетская библиотека имеет электронные версии учебных книг, предоставленные преподавателями). Часто они находят книги в Internet - существует огромное количество действующих электронных библиотек.

Кроме того, всегда можно купить интересующую книгу в любом интересующем формате в интернет-магазинах. В этом случае вопросы авторских прав решаются владельцами интернет-библиотек и интернет-магазинов, предоставивших электронные учебные материалы.

В настоящее время не слишком уместно говорить о том, какая из книг является более эффективной в процессе обучения: бумажная или электронная. Неизвестно, вытеснят ли электронные книги печатные книги не только в учебном процессе, но и в науке, на производстве, медицине, в быту и повседневной жизни, хотя многие исследователи и предрекают закат книгопечатания, имея в виду работу печатного станка во всех его вариантах, даже в вариантах современного копирования. Не исключено, что будущее литературы (художественной, научной, учебной, популярной) - в электронном формате. Новое поколение молодых людей не испытывает неудобств от чтения с монитора, а чтение с экрана электронного ридера - гораздо удобнее и комфортнее. Электронные средства развиваются весьма бурно. Скорее всего, в ближайшем будущем мы станем свидетелями появления новых и необычайно совершенных моделей электронных ридеров, аудиокниг, говорящих компьютерных средств, а методика их использования в учебном процессе всё ещё ждёт своих первооткрывателей.

Библиографический список

1. Руководство пользователя Sony Reader (PRS 505). Портативное устройство чтения. - Sony Corporation, 2007.

2. Устройство для чтения электронных книг: LBook eReader V3: Инструкция пользователя (Русская версия). - LBook, 2007.

3. Руководство пользователя Kindle DX. - Amazon Kindle, 2009.

4. Яворук, О.А. Знание. Дидактические перспективы решения знаниевой проблемы: монография. - Ханты-Мансийск, 2009.

5. Максимович, О. Ридеры будут конкурировать с бумажными учебниками // Учительская газета. - 2010. - 31 авг.

Bibliography

1. Rukovodstvo poljzovatelya Sony Reader (PRS 505). Portativnoe ustroyjstvo chteniya. - Sony Corporation, 2007.

2. Ustroyjstvo dlya chteniya ehlektronnihkh knig: LBook eReader V3: Instrukciya poljzovatelya (Russkaya versiya). - LBook, 2007.

3. Rukovodstvo poljzovatelya Kindle DX. - Amazon Kindle, 2009.

4. Yavoruk, O.A. Znanie. Didakticheskie perspektivih resheniya znanievoyj problemih: monografiya. - Khantih-Mansiyjsk, 2009.

5. Maksimovich, O. Riderih budut konkurirovatj s bumazhnihmi uchebnikami // Uchiteljskaya gazeta. - 2010. - 31 avg.

Статья поступила в редакцию 05.04.12

УДК 37.017.92

Dotsenko T.E., Norina E.E. THE IDEAL IN HUMANISTIC PEDAGOGICS OF V.A. SUKHOMLINSKIY. On the basis of the analysis of socio-pedagogical conception of V.A. Sukhomlisnkiy we argue, that precisely the presence of the Ideal in education determines public significance of the last one, its socio-philosophical meaning. The necessity of Elevated Ideal for the contemporary Russian education is also proved.

Key words: pedagogical traditions, the Ideal in education, Elevated Idea, humanistic pedagogics and psychology, the socialization, formation of a personality.

Т.Э. Доценко, помощник проректора по научной работе ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск,

E-mail: nirs@bigpi.biysk.ru; Е.Э. Норина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО ««АГАО», г. Бийск,

E-mail: nirs@bigpi.biysk.ru

ИДЕАЛЬНОЕ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

На основании анализа социопедагогической концепции В.А. Сухомлиснкого обосновывается, что именно присутствие идеального в образовании определяет общественную значимость последнего, его социофило-софский смысл; доказывается необходимость возвышенного идеала для современного российского образования.

Ключевые слова: педагогические традиции, идеальное в образовании, возвышенная идея, гуманистическая педагогика и психология, социализация, становление личности.

Гуманистический смысл педагогических традиций, составляющих мировоззренческое основание образования как феномена, неизбежно сопрягается с проблемой результирующего компонента учебно-воспитательной деятельности, то есть некоего идеала, определяющего сущностный вектор образовательного процесса во всей его целостности. Данный идеал позиционируется как возвышенный, возможный лишь в более или менее фиксированном приближении, обеспечивающий желаемый результат собственно своим потенциальным наличием, не требующим обязательного воплощения в реальность. Возвышенный идеал подразумевает стремление, а не достижение, духовное совершенство, но не материальное - вещественное - обретение, во всяком случае, в полной мере.

Идеальное в образовании - это даже не задаваемая цель, но сущностная характеристика феномена. Собственно вариативность результирующего компонента образования (в качестве такового может быть, например, человек культуры, человек умелый, человек, принявший ту или иную идеологию, и т.д.) свидетельствует, думается, о его исключительно прикладном характере, онтологический же смысл образования - в органическом присутствии в нем возвышенного идеала. Игнорирование данного начала сводит образование к технологии научения, самого же человека как микрокосм - к некоей функциональной возможности: производственной ли, социальной, физиологической и пр.

Дискурс, «возвышенной идеи», на обретение которой в пределе ориентировано образование, охватывает такие понятия, как

благо, добро (добродетель), счастье, красота, труд, радость, нравственность, справедливость и т.д. Понятийный ряд выглядит достаточно внушительным, однако «родовым» началом как перечисленных, так и не названных близких феноменов предстает единое явление, которое можно назвать «человеком совершенным».

Именно присутствие идеального в образовании определяет общественную значимость последнего, его социофилософс-кий смысл. Признание А. Маслоу в своем неверии в возможность совершенного человека, равно как и совершенного общества (группы, семьи и пр.) не является, на наш взгляд, свидетельством глубокого пессимизма, но осознанием беспредельности развития. Характерно уточнение исследователя, что собственно достижение идеала отнюдь не актуально: «... совершенный человек невозможен, даже немыслим, но люди могут стать гораздо лучше, чем думает большинство» [1, с. 166]. Но если лучше станет человек, более совершенным окажется и социум, ибо хорошее общество организуют здоровые и само-актуализирующиеся люди, или, в терминологии Маслоу, «естественные» личности.

В 50-х гг. ХХ в. А. Маслоу выдвинул предположение, что у человечества постепенно формируется представление о новом идеале: если в Средние века идеальным человеком считался верующий, в эпоху Ренессанса - интеллектуал, в период капитализма представления об идеале были связаны с деловым человеком, то во второй половине ХХ в. наступает черед «психически здоровой личности или эвпсихической личности, которая фактически является также «естественной» личностью» [1, с. 175]. Именно такой личности, убежден психолог, суждено стать в дальнейшем лицом эпохи.

В настоящее время, спустя более полувека после появления гуманистической психологии, думается, мы уже вправе судить, насколько справедливым оказалось предположение Мас-лоу. Предлагаем следующую аналогию: информационное общество, о стремительных перспективах которого уверенно говорили в 80-х гг. минувшего века (Дж. Нейсбит и др.), сегодня по-прежнему осторожно описывается преимущественно в терминах становления; в стадии реального обретения своего образа и «естественный человек» Маслоу, желаемость которого, как и информационного общества не вызывает, кажется, принципиальных возражений. Сделаем, в свою очередь, предположение, что в начале XXI столетия, когда актуальным становится тренд к организации образования на основании ценностей гуманизма, должен повыситься интерес к идеям Маслоу в практическом аспекте (имеем в виду их философский смысл, а не терминологию), поскольку естественный человек синтетичен, способен как к копинг (целеустремленному, прагматичному), так и экспрессивному (эмоциональному, спонтанному) поведению. В каких реальных чертах будет воплощаться идеальное (a priori безусловно положительных) в контексте наших рассуждений не так уж и важно, принципиально социофилософское осознание необходимости и неизбежности данного процесса.

Человек совершенный по определению «возвышен» - над действительностью, еще не обретшей идеальных очертаний, над другими людьми, еще не достигших истинных высот в осуществлении личностного самостроительства, - следовательно, концепция «идеала», «возвышенного» имплицитно структурирует образовательный процесс как универсальное условие более или менее полного проявления человеческой сущности. Проблема идеала в образовании не есть некая умозрительная конструкция, исключительно «теоретический» вариант вне времени и пространства; она изначально одухотворена человеческим «присутствием», представляется принципиально решаемой, а потому ее «онтология» не требует для своего описания особого терминологического аппарата.

По В.А. Сухомлинскому, показателем того, что вектор образования определяет возвышенная идея, является «очеловечивание знаний, одухотворенность преподавания благородными, возвышенными чувствами.» [2, с. 29]. В предельном отношении результатом образовательного процесса становится человек во всей красоте и совершенстве своей сущности - «человек гармонической и многогранной духовной жизни» [3, с. 10]. На наш взгляд, в настоящее время в российском обществе возрождается потребность в именно таком человеческом идеале. Иное дело, что в 90-е годы XX века в ходе социально-политических трансформаций в нашей стране понятие «идеального» было искусственно вытеснено на обочину складывающейся культуры мира. Однако, говоря о том, что идеал гармонично развитой личности есть утопия тоталитарного общества, мы в действительности творим очередной идеологизированный миф. Конструктивной представляется точка зрения, что «отфильтровывая

различные искажения, этот идеал в процессе образования должен культивироваться, ибо в противном случае общество грозит превратиться в конгломерат изолированных индивидов, неспособных к созидательному общению и воспроизводству культуры посредством умения передать накопленное наследие» [4, с. 52].

Возвышенная идея в традициях гуманизма есть в то же время идея добра. В понятие «добро» Сухомлинский вкладывает «глубокий и многогранный смысл»: это и активная деятельность, самоотверженный труд во имя народа, любовь к людям, честность, правдивость, скромность и т.д. [5, с. 284] - характеристики, традиционно воспринимаемые общественным сознанием как критерии истинной человечности. Если рассматривать возвышенную идею как системный феномен, то его структуру составит синтез таких основных сегментов, как образование, труд, счастье, красота, гармония, добро, радость. Обособление этих понятий зачастую условное, ибо в гуманистическом мировосприятии они сливаются друг с другом. Так, образование - это и радость, и счастье, и благо, и просто привлекательный вид деятельности; труд - счастье и достоинство и т.д.

Остановимся хотя бы на некоторых из названных понятий подробнее, чтобы отчетливо проявился их вневременной всечеловеческий (гуманистический) характер. Возвышенная идея подразумевает бытование в красоте. Красота в гуманистической традиции есть прежде всего синтез желаемого; так, для Су-хомлинского она - «и искусство, и музыка, и сердечные отношения с людьми» [2, с. 30]; красота, конечно же, идеальна, отождествляется с нравственным: «Идеал человеческой красоты -это вместе с тем и идеал нравственности» [2, с. 64]; вместе с тем она и рукотворна, иначе говоря - принципиально достижима: «Красота - это глубоко человеческое» [2, с. 81]; красота -непременное средство воспитания [3, с. 222-226], ибо заключается в справедливости, в добре и правдивости [5, с. 495-496]. Понятие радости в языке гуманистов многогранно. В.А. Сухо-млинский утверждал, в частности, что «... нет в мире большей радости, чем радость дружбы, товарищества, братства, взаимопомощи, поддержки» [6, с. 6]; истинная радость деятельна, обретается в процессе человеческого взаимодействия, в акте творения добра (ибо дружба, взаимопомощь, поддержка есть ни что иное, как оказание добра кому-то и при этом получение добра для себя, которое приносит всякий нравственный поступок). Труд в гуманистическом понимании предстает в единстве деятельностных и духовных проявлений. В.А. Сухомлинский, как и гуманисты прошлого, преклонявшийся перед красотой и гармонией земного мира, исходил из того, что чувственным источником духовной жизни является материальный мир, объективная действительность, а потому все духовное - нравственные, интеллектуальные, эстетические запросы - развивается и удовлетворяется через активную деятельность. Сущность общественной жизни человека является показателем его духовного содержания, которое тем богаче, чем плодотворнее влияние общественного сознания на сознание индивидуальное, чем идейно насыщеннее общественная практика в целом. Человек Сухо-млинского есть человек трудящийся, человек в социуме, в общественных связях, черпающий свои силы в социальной действительности и преобразующий ее. Интерпретируя труд в понятиях счастья, радости, красоты - «труд - основа человеческого счастья» [5, с. 25]; «труд радует ребенка сам по себе» [5, с. 8]; «человеческая красота раскрывается ярче всего в труде» [5, с. 73], - В.А. Сухомлинский тем самым наделяет его статусом возвышенной идеи. В труд человек вкладывает «всю страсть души», труд всегда «озаряется высокими идеями», «утверждает честь и достоинство личности» [5, с. 72].

Идеал для гуманистов - всегда гармония. Форма у Сухо-млинского всегда одухотворена, идея обязательно материализуется в конкретных человеческих деяниях; внутреннее и внешнее взаимосвязано, педагогика исходит из мировоззрения, которое по своему содержанию дидактично, как назидательна -и в этом, видимо, ее главная специфика, - вся гуманистическая философия. Социопедагогическую концепцию В.А. Сухомлинс-кого называют общефилософской, что, на наш взгляд, вполне справедливо, ибо аспект «знаниевый», фактор «научения» подчинен идее личностного гармонического становления, органического «встраивания» человека в совершенствующуюся картину мира. Для Сухомлинского желаемая гармония суть «единство физического, нравственного, эстетического совершенства» [2, с. 64]. Гармонии между внутренним миром человека и миром, который окружает его, не столь уж сложно достичь - она начинается с «переживания радости справедливого» [5, с. 495].

Важно отметить, что гуманизм (во всяком случае, в том виде, в каком он зарождался) предполагает гражданское видение мира.

Гражданский гуманизм для Сухомлинского есть синоним нравственности, или, как выражается сам педагог, «гражданское видение мира - это живая плоть и кровь нравственности» [5, с. 407], отсюда гражданская позиция состоит в неприятии социального зла, бесчестия, несправедливости.

Как мы отметили выше, в середине минувшего века А. Маслоу высказал предположение о том, что в 50-е годы XX столетия наступает время «естественной» личности» [1, с. 175]. В своих многочисленных работах В.А. Сухомлинский не упоминает имени Маслоу, однако проблема психологически здоровой личности, нужной обществу и испытывающей потребность в коллективе, была близка советскому педагогу. Именно он, Сухомлин-ский, едва ли не первым в стране в конце 60-х годов прошлого столетия заговорил о педагогическом аспекте социализации, когда этот термин только-только был введен в научный оборот [5, с. 244-245].

В.А. Сухомлинский ввел понятие правильной социализации, которая возможна лишь тогда, «когда человек сознательно стремится к гармонии собственного «я» с интересами других людей, не только умеет, но и старается поступиться своими желаниями в интересах общего блага». Мастерство педагога состоит в том, чтобы «первые чувства печали, тревоги, беспокойства ребенок переживал, видя и принимая близко к сердцу слезы другого человека» [5, с. 245]. По В.А. Сухомлинскому, социализация «совершенно немыслима» без формирования у ребенка чувства человеческого сопереживания.

В.А. Сухомлинский воспитывал человека, обладающего «всеми человеческими возможностями». Идеал его социопеда-

гогической концепции, конечный пункт правильного маршрута социализации - «всесторонне и гармонически развитая личность, активный участник общественного прогресса. Гармоническое, всестороннее развитие означает единство труда, духовного богатства всех сфер деятельности человека, моральную чистоту его поведения, взаимоотношений с другими людьми, физическое совершенство, богатство эстетических запросов и вкусов, многогранность общественных и личных интересов» [5, с. 12]. Педагогом-гуманистом Сухомлинским утверждалась нравственная ценность общественно-полезной жизни: только жизнь, подчиненная интересам людей, своей Родины, может считаться состоявшейся, достойной уважения и гордости. Актуально гуманистическое кредо В.А. Сухомлинского: каждый человек непременно должен проявить себя, обогатить собственной духовностью социальную действительность. Такова, в общих чертах, суть «правильной социализации» в понимании В.А. Сухомлинского, отражающая его гражданское видение мира.

Предлагаемый В.А. Сухомлинским маршрут вхождения в социум представляется весьма актуальным для современного образования, ибо основные характеристики «правильной социализации» укоренены в философии гуманизма, универсальность же гуманистической аксиологии в настоящее время представляется общепризнанной. Между прочим, в известном смысле мы можем говорить о Сухомлинском как о нашем современнике: ведь первые краски картины мира, называемого сегодня «глобальным», появились именно в 50-е годы минувшего века, когда знаменитый педагог успешно доказывал жизненность своей социопедагогической концепции.

Библиографический список

1. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб., 2008.

2. Сухомлинский, В.А. Письма к отцу. - М., 1969.

3. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека (этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О.В. Сухомлинская. - М., 1989.

4. Романенко, И.Б. Западноевропейские парадигмы образования // Антропологический синтез: религия, философия, образование. -СПб., 2001.

5. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М., 1979.

Bibliography

1. Maslou, A. Motivaciya i lichnostj. - SPb., 2008.

2. Sukhomlinskiyj, V.A. Pisjma k otcu. - M., 1969.

3. Sukhomlinskiyj, V.A. Kak vospitatj nastoyathego cheloveka (ehtika kommunisticheskogo vospitaniya). Pedagogicheskoe nasledie / sost. O.V. Sukhomlinskaya. - M., 1989.

4. Romanenko, I.B. Zapadnoevropeyjskie paradigmih obrazovaniya // Antropologicheskiyj sintez: religiya, filosofiya, obrazovanie. - SPb., 2001.

5. Sukhomlinskiyj, V.A. Izbrannihe pedagogicheskie sochineniya: v 3 t. / sost. O.S. Bogdanova, V.Z. Smalj. - M., 1979.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 159.99

Pershina N.A., Matveeva S.R. PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CONSULTATION BEFORE ABORTION OF WOMEN OF REPRODUCTIVE AGE. In work modern directions of research of perinatal developments of the person are described, features of course of the period of pregnancy by women of reproductive age and influence of this period on the further physical and mental development of the child are allocated. The special attention is given a problem of the psychological help to the women having intention to interrupt pregnancy.

Key words: prenatal development, postnatal development, the early stage of ontogeny, prenatal memories, maternal behavior, stress, mental rigidity, the psychological assistance, psychocorrection and consultation at intention of interruption of pregnancy.

С.Р. Матвеева, аспирант АГАО, г. Бийск, E-mail: battlerred@mail.ru;

Н.А. Першина, канд. пед. наук, доц. АГАО, г. Бийск, E-mail: nataly200672@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОАБОРТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА

В работе описаны современные направления исследования перинатального развития человека, отмечены особенности протекания периода беременности у женщин репродуктивного возраста и влияние данного периода на дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка. Особое внимание уделено проблеме психологической помощи женщинам, имеющим намерение прервать беременность.

Ключевые слова: внутриутробное развитие, постнатальное развитие, ранний этап онтогенеза, пренатальные воспоминания, материнское поведение, стресс, психическая ригидность, психологическая помощь, психокоррекция и консультирование при намерении прерывания беременности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.