Реминисценции: - дословные - видоизмененные 256 281 17,1 % 18,7 %
Литературные аллюзии:
- дословные 75 5 %
- видоизмененные 25 1,7 %
Цитаты-синкреты:
- дословные 18 1,2 %
- видоизмененные 11 0,7 %
Bibliography
1) Moskvin, V.P. Citation, application, a paraphrase: to differentiate the concepts // Philology. - 2002. - № 1.
2) Sandalova, T.A. Intertextual inclusion as a means of language play in the text of the Soviet newspaper feuilleton: Based on national newspapers from 1970 to 1991.: diss. ... Cand. Sc. Science. - St.Petersburg, 1998.
3) Aleschanova, I.V. Citation in the newspaper text (based on modern British and Russian press): diss. ... Cand. Sc. Science. - Volgograd, 2000.
4) Bakhtin, M.M. Questions of literature and aesthetics. - M.: Fiction, 1975.
5) Lotman, Y.M. Semiosphera. Culture and explosion. Inside minded worlds. Article. Study. Notes (1968-1992). - St. Petersburg, 2000.
6) Kristeva, Y. Bakhtin, the word dialogue, the novel // Vestnik Moskov. Philology. - 1995. - № 1. - Series 9.
7) Bart, R. Selected works. Semiotics. Poetics: trans. with fr. / Comp., Gen. Ed. Jg. Art. G.K. Kosikova. - Moscow: Progress, 1989.
8) Yampolsky, M. Memory Tiresias. Intertextuality and cinema. - M.: Culture, 1993.
9) Semenova, N.V. Quote of fiction: based on works of Vladimir Nabokov: diss. Dr. Sc. Science. - M., 2004.
10) Kozitskaya, E.A. Quote of the structure of the poetic text: diss. Cand. Sc. Science. - Tver, 1998.
11) Aleinikova, Y. Quoting a popular science text: diss. ... Cand. Sc. Science. - Tula, 2006.
12) Fomenko, I.V. Quote // Russian Literature. - 1998. - № 1.
Article Submitted 23.12.10.
УДК 821.111
А.Н. Трутнева, асп. АГПИ, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ИДЕАЛИСТ, РЕАЛИСТ И ФИЛИСТЕР В ПЬЕСЕ Б.ШОУ «МАЙОР БАРБАРА»
Типология действующих лиц в пьесе «Майор Барбара» обусловлена ее жанровой спецификой как пьесы-дискуссии, основу конфликта которой составляют споры, дискуссии «филистеров», «идеалистов», «реалистов» по поводу современных общественно значимых проблем. Предлагая разное их восприятие и решение, они расширяют социальное, философское, этическое пространство пьесы и ее идею.
Ключевые слова: Б.Шоу, пьеса-дискуссия, типология персонажей, идеалист, реалист, филистер.
Одним из драматургических приемов Бернарда Шоу (1856-1950), характерных для его пьес-дискуссий, является использование трех типов действующих лиц, воплощающих разные подходы к решению одной и той же проблемы (философской, социально-психологической, этической и др.), в результате чего возникает дискуссия и выстраивается конфликт как столкновение идей, мнений, точек зрения. В работе «Квинтэссенция ибсенизма» (1891) драматург предложил такую типологию («идеалист», «реалист», «филистер»), мотивируя ее тем, что в современном обществе на каждую тысячу человек приходится 700 «филистеров», 299 «идеалистов» и один «реалист».
«Идеалистом» Шоу называл человека, «создавшего себе убежище среди идеалов» [1, с. 43], под которыми он понимал «скрытые масками факты действительности» [1, с. 45] или сами маски.
«Филистер», самодовольный и ограниченный, с узкими взглядами и отсутствием духовных потребностей, стоит «по шкале эволюции» [1, с. 44] ниже «идеалиста». Интересы прозаически рассудительного «филистера» не поднимаются выше повседневных мелочей.
Что касается «реалиста», он уверен в силе своей воли, «достаточно смел, чтобы смотреть в глаза той правде, от которой увиливают идеалисты» [1, с. 42]. Он считает идеалы «пеленками, на которых человек вырос и которые нещадно стесняют его движения» [1, с. 45]. По мнению «реалиста», идеалы созданы для того, чтобы «ослепить нас и заморозить, чтобы убить в нас человеческую сущность» [1, с. 45].
Все три типа персонажей присутствуют в пьесе «Майор Барбара» (1905)1 [2], как и в большинстве произведений английского драматурга. «Малоприятную массу филистеров» [3, с. 119] составляют здесь представители разных социальных слоев - леди Бритомарт, «честный бедняк» Питер Шелли, пьяница Билл Уокер, нищие Снобби Прайс и Ромми Митченс. «Идеалистами» являются Казенс и Барбара, «реалистом» -Эндру Андершафт.
«Филистер» леди Бритомарт - это «типичная матрона высшего круга». Система ее ценностей, «до нелепости ограниченная классовыми и семейными рамками», приспособлена к жизни в буржуазном обществе. Шоу иронично замечает в ремарке, что она придерживается «самых широких и просвещенных взглядов» на все, что касается книг в библиотеке, картин на стенах, нот в папках и статей в газетах. Мир видится ей одним большим домом на Уилтон-креснт, и в своем уголке этого мира она правит. Интересы леди Брит не поднимаются выше повседневных мелочей. Как и любого «филистера», ее волнуют лишь проблемы, влияющие на ее существование, поэтому она безразлична к религиозным взглядам дочери Барбары, к поэзии ее жениха Казенса, к увлечениям своего мужа Андершафта. Уверенная в безукоризненности своих моральных принципов, она считает своим долгом читать нравоучения членам семьи, в отличие от которых, однако, «неспособна парадоксально мыслить, иронизировать» [4, с. 151]. В то же время в леди Брит проявляются и качества «реалиста»: она не испытывает иллюзий по поводу окружающих ее людей и умеет давать им четкие, по-своему верные
1 Впервые пьеса поставлена 28 ноября 1905 г. Дж.Ведренном и Г.Баркером в Лондоне в театре Корт.
характеристики («Чарльз Ломэкс, вы дурак. Адольф Казенс, вы иезуит. Стивен, ты ханжа. Барбара, ты сумасшедшая. Энд-ру, ты самый обыкновенный торгаш»). В ней есть сила характера, но реальной властью и авторитетом в семье она не обладает.
Андершафт - «реалист» в шовианском понимании: в нем нет слабостей, он не поддается унынию и «процветает с начала и до конца пьесы» [3, с. 122]. Его энергия и воля «всецело сосредоточены на обращении других персонажей в свою веру» [3, с. 123]. «Фабрикант оружия» предстает как человек, ставящий перед собой цели и достигающий их. Он заботится об улучшении условий жизни рабочих своего оружейного завода. На примере Андершафта драматургу важно показать судьбу человека, которому удалось самостоятельно подняться со дна жизни, избавиться от нищеты. В образе «реалиста», сильного духовно и физически, жизнерадостного, мудрого, деятельного, проявляется «интеллектуальность и своеобразная конструктивность» [3, с. 128] творческого метода Шоу.
Образ Андершафта как социального типа раскрывается в дискуссиях, позволяющих автору высветить такие темы, как политика и война, нищета и богатство, добро и зло и др. По мнению фабриканта, созданные обществом «идеалы-маски», моральные принципы, «политические установления» не соответствуют действительности и должны быть изменены, преобразованы. И поэтому он советует Барбаре: «Если твоя старая религия вчера потерпела крах, создай сегодня новую, лучшую». По мнению драматурга, если бы большинство думало как Андершафт, то результатом такого образа мыслей стала бы революция, «несущая неисчислимые блага» [2, с. 34].
Шоу интересуется интеллектом, а не эмоциями своего героя, поэтому личная жизнь Андершафта остается за пределами пьесы.
Отметим, что образ Андершафта, «миллионера-самоучки», перекликается с образом успешного бизнесмена Джона Тарлтона в пьесе «Неравный брак», написанной пятью годами позже. Представитель среднего класса Тарлтон заработал миллионы на производстве и продаже нижнего белья. Как и Андершафт, он «реалист», обладающий финансовой независимостью, прогрессивными взглядами, желанием переустроить общество.
Классификация человеческих типов, предложенная Шоу, условна, поэтому многие исследователи расходятся во взглядах на принадлежность персонажей к той или иной группе. Например, нет единства мнений по поводу образа Андершафта. Так, Дж. Вайзенталь считает чертами «реалиста» страсть Андершафта к дискуссии и желание изменить мир, основные же его качества («стремление к власти, воля к выживанию» [5, с. 65]) называет «филистерскими».
А.Г.Образцова воспринимает Андершафта как «идеалиста» [3, с. 122], пытающегося в финале «вырваться за пределы общественного положения, установленного для него автором» [3, с. 124]. Она видит в образе хозяина фабрики «удивительно сложное создание», «сгусток актуальных, очень важных современных проблем», «живой человеческий характер, романтизированный и реалистический, патетический и сатирический одновременно» [3, с. 45].
З.Т. Гражданская, неодобрительно относясь к «фабианскому определению “реалиста”», называет Андершафта «мнимым положительным героем» [6, с. 104]. Признавая в нем выразителя идей Шоу, исследовательница утверждает, что образ Андершафта «обрисован с ненавистью» и поэтому «вызывает лишь отвращение» [6, с. 104]. Однако Шоу в предисловии к пьесе в разделе «Евангелие от св. Эндру Андершафта» описывает владельца оружейного завода как человека интеллектуального, духовного, искреннего, решительного и проницательного, обладающего энергией и «жизненной силой».
Условность в принадлежности персонажей к той или иной группе Шоу объяснял тем, что поведение человека зависит от жизненных обстоятельств и умения их анализировать. Поэтому волевые, целеустремленные «идеалисты» нередко
становятся «реалистами». Такое превращение начинается в дочери Андершафта Барбаре после ее встречи с отцом в убежище Армии спасения1 . Барбара понимает, что вопреки своим моральным принципам она вынуждена принимать деньги для содержания Армии от «винокура» Боджера и ему подобных спонсоров, т.к. «нелепые социальные условия» [2, с. 36] заставляют ее и остальных членов организации выбирать приоритеты - или духовные ценности, или существование Армии. Став майором, «идеалист» Барбара «ушла от мира в рай энтузиазма, в экстаз молитвы». В финале уже «преображенная» в «реалиста» Барбара признается: «Я отказываюсь от подкупа хлебом. И от подкупа блаженством на небесах». Конфликт между «развитым индивидуальным началом и объективной необходимостью» [7, с. 19], сигнализирующий о кризисе английского общества, заставляет Барбару покинуть Армию, сорвать маску, на что способен только «реалист».
У Барбары много общего с «реалистом» отцом - воля, энергия, вера в человека, дело, которому она себя посвящает. Она верит в спасение души пьяницы и хулигана Билла Уокера и ему подобных, Андершафт - в людей, которым продает свое оружие. Они оба осознают, что необходимо вести борьбу со злом, которое ассоциируется для них с нищетой и рабством.
Жених Барбары Казенс, умный, волевой, добросовестный интеллигент, обладает всеми качествами «идеалиста». Такой тип героя встречается во многих пьесах Шоу (Гарри Тренч в
«Домах вдовца», 1892; Ричард Даджен в «Ученике дьявола», 1897; Луи Дюбеда в «Дилемме доктора», 1906 и др.). Ка-зенс представляет средний класс, имеет хорошее образование, ненавидит войну. Как и Барбара, он «любит простых людей». Он стремится жить мужественно, ярко, но с помощью лишь фантазий, не имея ни средств, ни опыта, «ничего реального, кроме жизненных аппетитов» [2, с. 25]. Поэтому он вступает в Армию спасения, которую воспринимает как армию «радости, любви, идущую на бой с дьяволом под звуки труб и барабанов». Следствием его попытки изолироваться от социальных проблем является «вредная, подчас смешная оторванность от жизни» [8, с. 316]. События в Армии спасения и на оружейном заводе заставили Казенса, по его словам, «вынуть шею из петли собственного кодекса морали». Расставаясь с иллюзиями, он обретает свойственные «реалистам» волю и желание действовать, переустраивать мир («я пытался добиться власти духа, обучая греческим вокабулам. Но мир не расшевелить мертвым языком и мертвой цивилизацией»).
Казенс становится единомышленником Андершафта, а поскольку «в нем течет свежая кровь, которая нужна английской промышленности», то и наследником его фабрики. Ка-зенс полагает, что оружие слабо без духовной силы; с точки зрения Андершафта, духовная сила слаба без оружия. «Идеалист» Казенс заботится об умах своих студентов, «реалист» Андершафт - о физическом здоровье своих рабочих. Автор приводит к мысли о необходимости объединить духовное и материальное как основу и условие общественного устроения.
В Казенсе и Барбаре, дополняющих друг друга, воплощен «союз интеллекта и сердца» [6, с. 104]. Однако без Андершаф-та они не смогут достичь своих целей: политическое продвижение Казенса невозможно без оружия, а религиозная деятельность Барбары - без денег. И то и другое им предоставляет Андершафт; без его участия в их судьбах они или оставались бы «идеалистами», или пополнили бы армию «филистеров».
Таким образом, типология действующих лиц в пьесе «Майор Барбара» обусловлена ее жанровой спецификой как
1Армия спасения - это международная миссионерская и благотворительная организация, существующая с середины XIX в. В 1865 г. британский священник-методист Уильям Бут (1829-1912) создал евангелическую Христианскую ассоциацию возрождения, переименованную позже в Армию спасения. Миссия Армии спасения — духовное и нравственное совершенствование нуждающихся, преступных элементов, помощь бедноте, больным, престарелым, проповедь Евангелия и христианской веры.
пьесы-дискуссии, основу конфликта которой составляют спо- лагая разное их восприятие и решение, они расширяют соци-
ры, дискуссии «филистеров», «идеалистов», «реалистов» по альное, философское, этическое пространство пьесы и ее
поводу современных общественно значимых проблем. Пред- идею.
Bibliography
1. Shaw, B. Quintessence ibsenizma / drama and theater. - M.:. Foreign Literature, 1963.
2. Shaw, B. Major Barbara (translated from English. Daruzes AN) // Complete plays: 6 tons - LA: Art, 1979. - T. 3. (Shaw preface to the play).
Further, the text quoted in this edition.
3. Obraztsov, A.G. Dramaturgical technique of Bernard Shaw. - Moscow: Nauka, 1965.
4. Evans, T.F. George Bernard Shaw: the Sritical Heritage. - Routledge, 1997.
5. Wisenthal, J.L. The Marriage of Contraries: Bernard Shaw's Middle Plays. - Harvard University Press, 1974.
6. Civil, Z.T. Bernard Shaw: Essay on the life and work. - M.: Education, 1965.
7. Zingerman, B.I. Essays on the history of drama 20 th century. - Moscow: Nauka, 1979.
8. Shaw, B. Preface to "play nice" // Complete plays: 6 t. - L.: Art, 1978. - T. 1.
Article Submitted 19.12.10
УДК 711.4.01(574)
Е.А. Феоктистова, ст. преподаватель Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, г. Усть-Каменогорск, со-искатель НГАХА, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА
В статье анализируются художественно-эстетические аспекты формирования исторических городов южного Казахстана, раскрываются особенности взаимосвязи природного ландшафта и архитектурно-художественной системы, выявляются характерные черты архитектурного облика и образа поселений.
Ключевые слова: архитектурно-художественная система, природный ландшафт, архитектурный облик и художественный образ города, исторические города, южный Казахстан.
Градостроительство является видом пространственного искусства, специфика которого заключается в необходимости гармоничного решения утилитарных и эстетических задач при создании города - особого объекта художественного творчества, формирующегося в течение значительного времени на обширном пространстве и отличающегося особенным характером восприятия. В современной теории градостроительства выделяют архитектурно-художественную систему поселения, отражающую как мировоззренческо-теоретические представления общества об эстетическом содержании пространственной среды, так и их материальное воплощение, формирующие в конечном итоге облик и образ исторического города.
Облик города представляет собой объективную реальность, образуемую как внешними очертаниями, видом элементов города, так и всей совокупностью признаков, их характеризующих. Образ города - это субъективная реальность, форма отражения в сознании человека [1], усваиваемая в процессе зрительного восприятия окружающей предметнопространственной среды. Художественный уровень этой среды во многом определяет качество жизни человека в современном городе. «Постоянное влияние образного строя города на людей в нем живущих, и неотвратимость этого воздействия придают ему особую силу, несмотря на «незаметность», с которой входят и укореняются в душе жителей повседневные и часто неосознаваемые художественные впечатления» [2, с. 8]. Поэтому изучение архитектурно-художественной системы является особо актуальной для исторических городов Казахстана, среда которых претерпевает значительные трансформации в связи с изменившимися политическими и экономическими реалиями.
При исследовании архитектурно-художественной системы города широкое применение получил искусствоведческий подход, предполагающий «изучение объективной основы эстетических отношений, которая заложена в свойствах градостроительных объектов: в соразмерности, пропорциональности ее элементов, ритмической структуре и рисунке планов,
панорам, перспектив, в пластическом и цветовом богатстве, в гармоничности сочетания искусственных элементов среды с природным ландшафтом» [3, с. 138]. Эти свойства зависят от многих факторов, из которых основополагающими и определяющими всю систему являются взаимосвязь с природным ландшафтом, выразительность архитектурного облика и своеобразие художественного образа города, воспринимаемых человеком через силуэт, панорамы и внутригородские перспективы.
Неоднородная по своим ландшафтным условиям обширная территория современного Казахстана, включающая пять природно-географических зон с засушливым климатом, с древности осваивалась преимущественно в речных долинах предгорий южных регионов, морфологические особенности которых определили следующие основные генотипы образования поселений, повлиявшие на сложение их архитектурного облика и планировочной структуры: 1) возвышенность на предгорной речной террасе у извилистого русла средней реки (г. Тараз - город в междуречье р. Асса и р. Талас, окаймляющей плато Тектурмас); 2) холмистая гряда с огибающими ложбинами - руслами малой и средней реки в предгорьях (г. Шымкент, основанный на высоком холме в междуречье р.Бадам и р.Кошкараты); 3) относительно пологие склоны гор в междуречье малых рек (г. Алматы, расположенный на предгорной равнине у подножья северного склона Заилийского Алатау с протекающими горными речками).
Эти территории в первую очередь были наиболее функционально рациональны для размещения первоначальных поселений-укреплений, а также отличались выразительными художественно-эстетическими качествами местности, ставшие неотъемлемой характерной чертой облика городов. В последующем, каждому историческому периоду развития поселений были свойственны определенные трансформации природного ландшафта от адаптации до преобразования, отразившиеся в их архитектурно-художественной системе.