Научная статья на тему 'Идеал воспитания просвещенного человека и гражданина в концепции В.Я.Стоюнина'

Идеал воспитания просвещенного человека и гражданина в концепции В.Я.Стоюнина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.Я.Стоюнин / аксиология образования / история педагогики и образования / общечеловеческие и национальные ценности образования / патриотическое воспитание / гражданское воспитание / V. Y. Stoyunin / education axiology / history of pedagogics and education / universal and national values of education / patriotic education / civil education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуславский М.В.

Идеал воспитания просвещенного человека и гражданина в концепции В.Я.Стоюнина В статье в целостном виде представлена концепция воспитания просвещенного человека и гражданина, выдвинутая замечательным отечественным педагогом-просветителем Владимиром Яковлевичем Стоюниным. Охарактеризованы аксиологические основания его педагогической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAL OF UPBRINGING OF AN EDUCATED PERSON AND A CITIZEN IN THE CONCEPT OF V. Y. STOYUNIN

The article presents the concept of upbringing of an educated person and a citizen of the remarkable domestic teacher the educator Vladimir YakovlevichStoyunin in the complete form. It characterizesthe axiological bases of its pedagogical system.

Текст научной работы на тему «Идеал воспитания просвещенного человека и гражданина в концепции В.Я.Стоюнина»

К 190-летнему ЮБИЛЕЮ В.Я. СТОЮНИНА

ИДЕАЛ ВОСПИТАНИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНЦЕПЦИИ В.Я.СТОЮНИНА

В статье в целостном виде представлена концепция воспитания просвещенного человека и гражданина, выдвинутая замечательным отечественным педагогом-просветителем Владимиром Яковлевичем Стоюниным. Охарактеризованы аксиологические основания его педагогической системы.

Ключевые слова: В.Я.Стоюнин; аксиология образования; история педагогики и образования; общечеловеческие и национальные ценности образования; патриотическое воспитание; гражданское воспитание.

Владимир Яковлевич Стоюнин (16(28) декабря 1826 - 4(16) ноября 1888) - выдающаяся личность в плеяде деятелей российского образования 60-80-х гг. XIX века. Им были выдвинуты оригинальные и значимые идеи о развитии российского образования и педагогической науки; он видный методист русского языка и литературы, крупный теоретик и практик женского образования.

В.Я. Стоюнин играл большую роль в общественно-педагогическом движении

60-70-х гг. XIX века: являлся учредителем Санкт-Петербургского педагогического общества, почетным членом Российского Общества словесности, выступил организатором Комиссии по упрощению орфографии русско-

Богуславский, М.В. Идеал воспитания просвещенного человека и гражданина в концепции В.Я.Стоюнина [Текст] / М.В. Богуславский// Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. -№ 6. - С. 7-18.

Г

М.В. Богуславский

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Председатель Научного совета по истории образования и педагогической науки РАО

E-mail: hist2001@mail.ru

го языка, работал в Комитете грамотности и в комиссии по русскому и иностранному языкам в Педагогическом музее, председательствовал в ученом отделе Общества распространения технических знаний в Москве [3, с.437].

Высокую оценку его деятельности дал видный отечественный философ Н.О.Лосский: «В.Я.Стоюнин принадлежал к числу виднейших русских педагогов. И как теоретик-педагог, и как преподаватель русского языка и словесности он получил известность и был чрезвычайно любим своими учениками» [цит. по 11].

Однако можно констатировать, что В. Я. Стоюнин в значительной степени недооцененный деятель российской педагогической науки и образования. Идеям и взглядам просветителя посвящены только отдельные статьи, нет ни специальных диссертаций, ни монографических исследований его оригинальной и значимой педагогической системы. Возможно, это связано с тем, что Владимир Яковлевич не имел фундаментальных трудов по общепедагогической проблематике.

Вместе с тем значение педагогического творчества и деятельности В.Я. Стоюнина, несомненно, объемнее и стереоскопичнее содержания и тем более - формата публицистических статей и заметок.

Его биограф В.В.Сиповский правомерно отметил, что «литературно -педагогические труды В.Я.Стоюнина - это крупное наследство для всех мыслящих педагогов - заслуживают большого внимания. Они отличаются самостоятельностью и оригинальностью, серьезным вникновением в сущности дела, даже обстоятельным изучением. Во всех трудах Стоюнина вы увидите богатое содержание, самую добросовестную работу и оригинальную точку зрения. Все это свидетельствует о силе ума, о таланте» [6, с.21].

Подчеркнем, что современная образовательная политика существенно актуализирует систему педагогических идей и взглядов замечательного педагога и особенно - его целостную концепцию воспитания просвещенного человека и гражданина.

Как подчеркнула министр образования и науки РФ О.Ю.Васильева, «внеурочное время должно быть направлено на воспитание ребенка как человека, чтобы он стал действительным гражданином нашей страны» [1].

Безусловно, продуцируемый В.Я.Стоюниным педагогический идеал просвещенного человека-гражданина гармонично связан с личностью ученого и педагога.

В его судьбе и педагогической деятельности рельефно выделяются четыре взаимосвязанных периода:

1. 1826-1851гг. - мировоззренческий период, на протяжении которого

происходило становление личности В.Я. Стоюнина и формирование его гражданского и педагогического мировоззрения, когда он, «получив воспитание и образование в эпоху 40-х годов, усвоил все лучшее и чистое, что выработала передовая русская мысль того времени» [3, с.413].

2. 1852-1874гг. - преподавательско-методический и общественно-педагогический период - наиболее значимый в деятельности В.Я. Стоюнина, связанный с преподаванием в 3-й Петербургской гимназии (1852-1870) и московском Николаевском сиротском институте (1871-1874), в других образовательных учреждениях, а также с его активным участием в общественно-педагогическом движении. В этот период проявилась доминанта его педагогического творчества -смотреть на педагогические и методические вопросы очень широко с общественно-патриотической позиции, формировать содержание образования и продуцировать педагогические технологии «сверху» -из аксиологической проблематики, что выделяет В.Я.Стоюнина среди современных деятелей образования и придает его идеям и взглядам вневременное значение. В его концепции преобладала установка на приоритетное формирование человека, а затем - гражданина.

3. 1875-1880гг. - период научно-методической и общественной деятельности, когда, вынужденно лишенный возможности преподавательской деятельности, В.Я.Стоюнин, в основном, сосредоточился на подготовке трудов по преподаванию словесности. В это период в мировоззрении педагога происходит значительный сдвиг в сторону консерватизма, что выразилось в приоритетности в его концепции идеала именно гражданского воспитания. По политическому и социальному мировоззрению Владимир Яковлевич был монархистом и глубоко верующим православным человеком. Он являлся сторонником прогрессивного эволюционного социально - общественного развития, решительно не принимал народнические, тем более радикальные революционные идеи, широко распространявшиеся в 70-е годы среди молодежи, считая их «политическим злом». По определению Н.О. Лосского, «Стоюнин отличался строгим и нравственным характером. Он принадлежал к прогрессивному течению русской мысли и общества, но был далек от нигилизма и всяких крайностей» [цит. по 11].

4. 1881-1888 гг. - синтезированно-обобщающий период - связан с работой в Стоюнинской женской гимназии в Санкт-Петербурге, с реали-

зацией на практике своего идеала воспитания просвещенного человека - гражданина в сфере женского образования.

По сути, на протяжении всей своей подвижнической деятельности В.Я. Стоюнин разрабатывал свою главную и оригинальную педагогическую концепцию воспитания «просвещенного человека-гражданина», которая выступала логичным развитием общечеловеческого подхода Н.И.Пирогова к «воспитанию Человека», представлявшегося Владимиру Яковлевичу стратегически, безусловно, правильным, но тактически не реализуемым. Поэтому педагог-мыслитель и стремился укоренить общечеловеческие задачи просвещения на русской национальной почве, во всей сложившейся образовательной инфраструктуре российского общества.

В.Я. Стоюнин первым в отечественной педагогике осуществил плодотворный синтез двух стратегических парадигм общественно - педагогической мысли 1860-х гг. : общечеловеческой Н.И.Пирогова и национально-патриотической К.Д.Ушинского, причем в форваторе общественной деятельности.

По суждению Л.А. Калантарян, «в гуманистической педагогике XIX века Стоюнин одним из первых указал на необходимость основывать народное образование на сложившихся в народе «вековых традициях» народной педагогики» [4].

Его аксиологические подходы к русскому национальному воспитанию базировались на двух основах: во - первых, православной вере, в связи с чем он предлагал гуманизировать преподавание в гимназии Закона Божьего, перенеся все сюжеты, связанные с процедурой богослужения в духовные семинарии и сосредоточить внимание учащихся на понятном и интересном им материале. Вторым устоем выступало обязательное преподавание роди-новедения как интегративного предмета, вбиравшего в себя такие дисциплины, как русский язык, русская история и русская литература [12].

Центральным пунктом педагогической системы В.Я.Стоюнина являлась идея автономной целеценностной основы школы, построения такого школьного образования, которое «имело бы в виду жизнь, облегчало бы ее, ставило бы человека в более правильные отношения и к природе, и к обществу. Для достижения же этой цели школа не может действовать без идеала» [7, с.192].

Он был убежден, что «главный недостаток школы, из которого развивались и все другие», заключался именно в том, что школа «гонялась за точным исполнением программ и за экзаменами до истощения сил умственных учащихся, жила без идеала» [7, с.193].

В.Я. Стоюнин искал и в итоге нашел конструктивный и убедительный от-

вет на самый главный вопрос современности: «Как внести в школу идеал человека, дать ей возвышенную цель и новое назначение? Как определить этот идеал, как воспитывать человека, просто человека и больше ничего?» [7, с.154].

Отметим, что В.Я.Стоюнин очень обстоятельно, с научной точки зрения, подошел к вопросу об определении методологической природы формирования концепции идеала воспитания просвещенного человека и гражданина. Приведем его центральные положения по данной проблеме.

По убеждению В.Я.Стоюнина, «отвлеченно можно создавать идеалы, какие вам угодно, но дело в том, что для вас имеют значение только те, которые создались на основании действительности. Человек и гражданин не существуют отвлеченно, а существуют в жизни, с плотью и с кровью, в известной местности, при известных условиях, имеют свою историю, свои потребности. Наш идеал тогда будет живое существо, когда мы выносили его в этой самой среде, когда он способен действовать в ней; без этого наскажите хоть сотню качеств, они все-таки не дадут вам ничего определенного, и по ним все-таки не воспитаете человека. Идеал обыкновенно развивается тою своею стороною, которая слабо развита в действительности; недостаток в ней тех или других качеств восполняется в идеале. Вот эта-то сторона для нас и важна, чтобы обратить на нее внимание при воспитании.. .Каких же человеческих черт недостает нам, чтобы подойти под этот идеал, который нас пленяет? Вот в этом-то определении вся и задача» [8, с.39].

Следующим методологическим шагом ученого - педагога стало определение понятия «просвещение». По образной трактовке В.Я.Стоюнина, «в нем, хотя и метафорически, резко выразился признак того, что мы должны разуметь под истинным просвещением. Этот признак сближен со светом, все кругом освещающим, согревающим, оживляющим. Это тот свет, который вспыхивает в нашем духе, освещая наш умственный и нравственный мир, вознося нашу мысль на ту высоту, с которой все видится яснее и определяются лучше отношения человека ко всему окружающему. Приставка про выражает, что этот свет стремится проникнуть как бы насквозь в существо, следственно, в его самую глубину, все осветить и не оставить ни одного темного уголка. Просвещение составляет мир высших идей, которые приобретаются через изучение всего, что существует и действует как в нас, так и вне нас. Отсюда просвещение тесно связывается с учением, дающим свет разуму и указывающим тот прямой путь, по которому следует идти человеку. Итак, просвещение не может быть без развития высших понятий, в которых связывается, но не смешивается все существующее по известным определенным законам и в известных между собой отношениях.

Следственно, просвещенный человек не тот, у кого много несвязанных познаний или таких, которые составляют одну какую-нибудь специальность, а тот, кто через научные познания развил в себе высшие понятия, которые определяют человеческую жизнь в ее отношениях ко всему окружающему, т. е. к природе и к обществу. Просвещение вызывает присущие человеку стремления к истине, правде, добру и изящному»[7, с.193].

И, наконец, завершала понятийно-категориальную страту концепции трактовка В.Я.Стоюниным центрального понятия «просвещенный человек - гражданин». По его убеждению, «та школа еще плохо вооружает юношу, которая думает только об одном формальном развитии ума. Так же развитие должно быть только одним из средств в стремлении к идеалу, каким должна задаваться настоящая школа. А этот идеал есть идеал просвещенного человека. С просвещением соединяются такие познания, из которых вырабатываются в душе человека высшие понятия, необходимые для того, чтобы поставить себя в более правильные, т. е. разумные отношения ко всей окружающей жизни.

Просвещенный человек с высшим понятием о человеке должен одинаково верно понимать и природу внешнюю, и свою собственную точно так же, как и свои нравственные отношения к людям и обществу. Но и этого мало; он должен понимать и отношения настоящего момента своей жизни ко всем предшествующим, каким путем дошло общество, народ, человечество до настоящего момента. Тогда только ему будет ясно высшее понятие о человеке, а с тем вместе и о гражданине. Вот наше идеальное представление просвещенного человека и вот что должна иметь в виду школа, рассуждая, к чему и как вести юное поколение» [7, с.197].

В наиболее полной степени концепция воспитания просвещенного человека - гражданина представлена в центральной и излетной работе В.Я. Стоюнина «Заметки о русской школе» в разделе «Идеальная школа». Размышляя над категорией «идеальное», он отмечал, что «под словом «идеальный» мы совсем не разумеем что-нибудь мечтательное или невозможное. Мы хотим только представить те условия, при которых может правильно и свободно развиваться русская школа. Наше представление покажется идеальным в том смысле, что не все еще условия у нас налицо в настоящее время; но рано или поздно они должны быть вызваны, если мы не хотим переживать те корчи, какими еще недавно так болело все наше общество. Нельзя же думать, что прожитые опыты останутся для него бесследны. Притом же школа всегда имеет в ввиду будущее, для которого она готовит деятелей, а в будущем позволительно представлять нечто идеальное,

потому что без него не было бы и совершенствования» [7, с.161].

Это обусловлено тем, что «школа сама по себе есть не что иное, как известный период жизни несовершеннолетнего человека, которому потом предстоит сделаться гражданином своей земли и принять на себя известные обязанности по отношению к гражданскому обществу и государству. Из этого периода жизни он переходит в другой, когда должен примкнуть к общей деятельности, найти себе место по силам в общей жизни, сам отвечать за свои поступки и сам отстаивать свое право на жизнь, сам вносить долю добра в общую кассу. Значит, ему космополитом и эгоистом вступить в эту жизнь нельзя. Общество вправе требовать от школы, чтобы в своем идеале человека она не забывала представлять и идеал гражданина. И как бы ни был низок нравственный уровень современного общества, школа должна быть проникнута этой идеей, только она одна и может поднять этот уровень своим идеальным представлением общества» [7, с.161].

По убеждению В.Я.Стоюнина, «общее образование может определяться только по идеалу просвещенного человека, который и должен отвлечь школу от всех ее специальностей, определив сущность образования. Тогда у школы будет одна общая идея, над которой станут работать сообща все преподаватели» [7, с.193]. Поэтому «обучение - формальное развитие ума не цель, а средство, ведущее к идеалу, каким должна задаваться настоящая школа. А этот идеал есть идеал просвещенного человека» [7, с.197].

В данной связи педагог особо отмечал необходимость взаимосвязи умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания и установил дидактическую связь между приобретением знаний и развитием человека: знания способствуют развитию человека, и чем больше их объём, тем насущнее они требуют духовной пищи и дополнительных знаний. В этом ракурсе он, в частности, создал проект семиклассной реальной гимназии, которая более всего соответствовала бы потребностям российского общества и развивающейся отечественной экономики.

Путь воспитания просвещенного человека-гражданина В.Я.Стоюнин видел не только в создании бессословной школы, но и в изменении структуры и содержания образования, в реализации новых методов преподавания с применением воспитательного значения лучших образцов литературы, искусства, картин природы и народного творчества. При этом непременным условием должно было стать использование творческой деятельности учащихся, воспитание их нравственной связи с народом и формирование чувства патриотизма на уроках истории и литературы, развитие самосознания воспитанников [5, с.6].

В целом под «просвещенным человеком-гражданином» В.Я. Стоюнин понимал того, кто имеет «высшие понятия, которые возвышают человеческую жизнь, расширяя и освещая умственный и нравственный горизонт» [7, с. 194]. Педагог-гуманист выделил следующие черты просвещенного человека-гражданина:

1. Гармония общественных и личных целей.

2. Нравственное отношение к людям и обществу.

3. Историзм сознания: «нам не мешает оглянуться назад в качестве людей, для которых самосознание составляет одну из существенных духовных потребностей жизни. Это есть необходимое условие жизни просвещенного народа. Он не может жить без оглядки: ему необходимо освещать свое прожитое, выяснить то, что решено и что нужно решать в ближайшем будущем» [9, с.242].

4. Деятельность на общее благо [7, с.197-198].

В данной связи, по замыслу В.Я.Стоюнина, школа «должна образовывать не идеалы, а по идеалу, что не одно и то же, должна поставить юношу на путь самоусовершенствования, по которому обязательно идти просвещенному человеку; школа, вызывая стремление к истине, правде, добру, изящному, не будет навязывать идеал, а предоставит каждому в дальнейшей жизни вырабатывать свой идеал в связи с деятельностью, какую он себе выберет. Истинно просвещенный человек всегда будет искать себе деятельность, потому что она сделается потребностью его развитой природы, она соединит его с обществом и даст ему право на звание гражданина. Стремление человечества к просвещению доказывается историей, оно признается добром. Школа вызывается этим стремлением; следственно, она может исполнять свое жизненное назначение только тогда, когда будет иметь в виду идеал просвещенного человека» [7, с.198].

Большая заслуга В. Я. Стоюнина состоит в том, что он не ограничился выдвижением этой высокой цели, а обосновал совокупность взаимосвязанных факторов, которые могут обеспечить воспитание в школе просвещенного человека - гражданина.

1.Школа должна быть действительно современной и общественной. В.Я.Стоюнин утверждал, что «школа может правильно развиваться или, лучше, жить правильной жизнью только на основании одной общей идеи -воспитывать человека для действительной жизни, так как в действительной жизни человек является гражданином своего народа и деятелем в обществе, то и наше требование от школы - не забывать этого - не будет исключительным требованием, не будет и предвзятой идеей, которая могла бы сузить

понятие о человеке. В этом и должно состоять идеальное требование со стороны общества; за этим она имеет полное право следить и высказывать свое мнение, предоставляя специалистам разрабатывать задачу согласно с выводами науки»[7, с.166].

Она должна выпускать будущих граждан, в истинном смысле этого слова, «проникнутых чувством законности, никогда и нигде не ставящих дело на втором плане, а на первом личность, со своим самовластием».

Главную особенность концепции В.Я.Стоюнина составляет то, что вопросы образования и воспитания разбираются им в тесной связи с условиями современного быта, на которые ученый отзывается чрезвычайно чутко, являясь ярким педагогом-публицистом. Основной вопрос, красной нитью проходящий через эту деятельность В.Я. Стоюнина, был сформулирован им следующим образом: «Каким образом создать школу живую, способную развиваться в связи с психическими и общественными требованиями?» [7, с.149]. По его убеждению, «нравственное значение русской школы может определяться только тесной связью ее с обществом, нравственный живительный идеал развивается и проникает в сердце только в связи с действительной общественной жизнью, и только тогда он может назваться не мечтательным, не фальшивым, не болезненным, а идеалом здоровым, близким к настоящей жизни, способным вызвать на энергический и небесплодный труд» [7, с.164].

2.Школа должна быть свободной от политической конъюнктуры. Он прозорливо предостерегал: «Берегитесь к педагогическим целям примешивать еще какие-нибудь политические намерения и идейки и к ним приспосабливать школьные программы и нравственность; развратом и гибелью будут они для школы, и не вкусите вы сладких плодов от нее» [7, с.150]. Школа не может «навязывать никакой теории для жизни, равно никакой исключительной идеи, которой должна быть посвящена жизнь. Без этих оков должен вступать юноша в жизнь, с полной свободой выбрать себе поприще, лишь было бы в нем живо чувство справедливости, честности, стремление соединить свое благо с общим» [7, с.164].

3.Школа должна быть общенародной. Школа может быть истинно русской, если она будет идти навстречу всем потребностям русской общественной жизни, если из нее будут выходить такие люди, в которых нуждаются государство и общество. Поэтому руководить идеальной школой должны «люди хорошо образованные, понимающие святость школьного дела с чистыми помыслами об общенародной пользе» [7, с.150]. Вместе с тем, как отмечал В.Я.Стоюнин, нельзя, конечно, требовать от школы, чтобы она «выпускала в жизнь людей со сложившимся уже идеалом: последний

развивается только в связи с действительною общественною жизнью». Но «школа должна приготовить духовные силы юноши для создания идеала, должна пробудить в нем бескорыстную любовь к истине, правде, добру и прекрасному и стремление к ним»[10].

4.Школа должна быть национальной. Исходным пунктом воззрений В.Я. Стоюнина выступало требование, чтобы «школа наша могла назваться национальною». В борьбе за создание русской национальной школы и педагогики В.Я. Стоюнин последовательно выступал против механического перенесения школьного опыта и достижений педагогической науки западных стран в школу и педагогику России.

В данной связи педагог, критикуя российскую среднюю школу того времени за её космополитичность, несамостоятельность, плохое преподавание отечественной истории, родного языка и литературы, полагал, что уже в народной школе, обучая детей родной речи, следует учитывать историю и психологию народа, целостную и неповторимую национальную религиозную культуру - «дело школы можно рассматривать только в связи со всеми условиями жизни того народа, для которого она предназначается» [7, с.156]. По его убеждению, «должна образоваться местная средняя школа, дающая полное общее образование» [7, с.156]. Во главе такой школы «должен стоять русский человек, а не иноземец, у которого не может быть нравственной связи ни с нашими детьми, ни с семьей, ни с обществом» [7, с.150].

5.Школа должна быть просвещенной. В.Я. Стоюнин, как и большинство педагогов-просветителей 60-х гг. XIX в., считал, что для изменений самой жизни и «общественных понятий» нужны новые люди, которых необходимо разумно воспитывать, поскольку «с просвещением соединяются все сферы деятельности: и ученого, и администратора, и судьи, и медика, и филантропа, независимо от тех специальных познаний, которые им нужны для деятельности» [10].

6.Школа должна быть трудовой. В.Я. Стоюнин считал, что общество вправе предъявить школе требования направлять силы к производительному труду, так как труд должен составлять одну из основ общественной жизни.

Итак, все факторы процесса воспитания просвещенного человека -гражданина: государство, общество, наука, школа, семья, где царит «бескорыстная любовь», и отдельная личность должны быть гармонизированы и взаимосвязаны. Роль интегрирующего фактора при этом выполняет школа, которая при правильной постановке дела, по его мнению, может через семью иметь влияние и на нравственное развитие общества. Как указывал в данной связи Стоюнин, «улучшение нашей семьи должно выйти из школы, пока не будет веры в науку, до тех пор и образование женщины не будет

плодотворно для семьи, которая ждет новых идеалов» [7, с.172].

В целом, у В.Я. Стоюнина выстраивается идеализированный субъектный ряд акторов по реализации идеала просвещенного человека: образованный чиновник - общественный деятель - священник как учитель - просвещенный педагог - образованная мать, ценящая науку - активная личность.

Характерно, что для реализации этих задач он лично работал на всех уровнях институтов отечественного образования: от элитного - обучения членов царской семьи - до образования народа в воскресных школах. С этим и сопряжена его конструктивная последовательная критика министерских проектов реформирования гимназического образования. В.Я. Стоюнин искренне, но, конечно, безуспешно пытался придать всей реформаторской деятельности Министерства народного просвещения ценностный смысл, развернуть работу лицеев и гимназий на задачи просвещения.

По свидетельству Ф.А.Витберга, В.Я.Стоюнин «трудился много и неустанно, и работа его принесла богатые плоды, потому что она была непростая работа. Отличительный ее характер была борьба, но не столько с внешними условиями жизни, сколько борьба с самим собой, неустанная работа над своим собственным нравственным существом, с целью осуществить, по возможности, в своей личной жизни идеал человека и гражданина, как он представлялся ему в его благородных мечтах и стремлениях» [2, с. 15].

Действительно, сам педагог ярко выражал своей личностью значимые черты человека-гражданина: «прямоту характера, твердость убеждений, нравственную неподатливость и неспособность поступаться своими принципами ради каких-то житейских благ» [2, с.9].

Эту «твердость и благородство души, неуклонно стремящейся к той высокой, идеальной цели, которая ярким светом озарила его жизненный путь, он сам определил в следующих строках:

Борись и мучься и страдай, И просвещай, и утешай, И совершишь свое призванье.

Борясь и мучаясь, страдая, он и просвещал, и утешал целые поколения русских людей, с неослабной энергией и неугасимым энтузиазмом рисуя перед ними светлый идеал человека и гражданина, призывая их к энергичному труду на общую пользу, к самостоятельной умственной деятельности и к неослабной нравственной работе над самим собою. И всему этому он давал пример своей личной жизнью и личной деятельностью» [2, с.9].

Замечательно о нем написал его биограф В.В.Сиповский: «Он отдал свои силы и дарование преимущественно тому делу, основная задача которого -пробуждать лучшие стороны человека и внушать ему высокие стремления, -делу педагогическому. Понимая это дело в его высшем, идеальном смысле, он служил ему всею душою с первых шагов своей самостоятельной деятельности и до последних своих дней; он, кажется, и не признавал жизни вне работы, озаренной научным светом и направленной на пользу общую. Потому-то и жизнь его так тесно сливается с его трудами, и труды эти так полны жизни; потому-то и жизнь его и деятельность заключают в себе столько светлого и поучительного» [6, с. 1].

Своеобразную эпитафию В.Я.Стоюнину сделал Б.Б.Глинский: «Как практик-педагог, как общественный деятель, он не входил никогда в компромисс со своею совестью, не поступался своими убеждениями и громко подымал голос там, где слышал ложь и узкое своекорыстие. Эта цельность нравственного облика, стойкость убеждений и просвещенный взгляд на жизнь и ее требования, причиняли покойному немало неприятностей с точки зрения материальных выгод, но зато снискали ему уважение всего русского образованного общества» [3, с.414].

Литература

1. Васильева О.Ю. Интервью // Ведомости. - 2016. - 24 августа.

2. Витберг Ф.А. В.Я. Стоюнин, как педагог и человек: речь Ф. А. Витберга. СПб., 1899. - 20 с.

3. Глинский Б.Б.Владимир Яковлевич Стоюнин // Исторический вестник. - 1889. — Т. 35.

— № 2. — С. 413-444.

4. Калантарян Л.А. Социально - педагогические задачи русской народной школы // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 1(09)Режим доступа: www.sisp.nkras.ru

5. Савенок Г.Г. Педагогические взгляды и деятельность В.Я.Стоюнина // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1991. - С.6-31.

6. Сиповский В.В. Владимир Яковлевич Стоюнин. Биографический очерк // В.Я.Стоюнин Педагогические сочинения. 3-е изд. СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1911. - С.1-38.

7. Стоюнин В.Я. Заметки о русской школе // Избр. пед.соч. М.: Педагогика, 1991. - С.148-199.

8. Стоюнин В.Я. Мысли о наших гимназиях // Избр. пед.соч. М.: Педагогика, 1991. - С.32-67.

9. Стоюнин В.Я. Педагогические задачи Н.И.Пирогова // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1991.

- С.242-281.

10. Тупиков Н. М. Стоюнин Владимир Яковлевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. СПб., 1890-1907.

11. Электронный ресурс: Режим доступа: http://jwanderer.livesournal.coml279623.html

12. Электронный ресурс: Режим доступа^ипега!- spb.narod.ru>stojunin>stojunin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.