Научная статья на тему 'Идеал человека в философии стоиков'

Идеал человека в философии стоиков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4628
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
IDEAL OF MAN / STOICISM / UNIVERSE / ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА / СТОИЦИЗМ / ВСЕЛЕННАЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аминева Сюмбель Ураловна, Баширов Тимур Анварбакович, Сиразетдинова Лиана Венеровна

Данная статья посвящена изучению вопросов идеала человека в философии стоиков. Рассмотрены составляющие, по которым стоики определяют идеал человека, также рассмотрены основные направления стоицизма.This article is devoted to the study of the ideal of man in the philosophy of the Stoics. The components by which the Stoics determine the ideal of man are examined, and the main directions of stoicism are also considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеал человека в философии стоиков»

УДК 291.5

Философские науки

Аминева Сюмбель Ураловна, студент 2 курса, Стерлитамакский

филиал БашГУ, г. Стерлитамак Баширов Тимур Анварбакович, к.ф.н., доцент кафедры всеобщей истории и философских дисциплин, Стерлитамакский филиал БашГУ, г.

Стерлитамак

Сиразетдинова Лиана Венеровна, студент 2 курса, Стерлитамакский филиал БашГУ, г. Стерлитамак

ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ СТОИКОВ

Аннотация. Данная статья посвящена изучению вопросов идеала человека в философии стоиков. Рассмотрены составляющие, по которым стоики определяют идеал человека, также рассмотрены основные направления стоицизма.

Ключевые слова: идеал человека, стоицизм, вселенная.

Annotation. This article is devoted to the study of the ideal of man in the philosophy of the Stoics. The components by which the Stoics determine the ideal of man are examined, and the main directions of stoicism are also considered.

Key words: ideal of man, stoicism, universe.

История философии демонстрирует, что на протяжении веков человечество больше размышляет об онтологических и гносеологических вопросах, чем о природе самого человека. Мыслители, начиная с Сократа, стали периодически обращать внимание на него. И одним их первых выводов стало осознание того, что, не изучив все возможные грани человека, невозможно осмыслить его, то есть без глубокого изучения человека нет и метафизического охвата [1, с. 33]. Исторически сложилось что, понятие «идеальный человек»

люди понимают по-разному и для каждого данное понятие имеет свое определение. И каждый человек выделяет свои критерии для данного словосочетания, но с течением времени эти критерии меняются также, как и внешний мир. Следовательно, не может быть априори никакого точного абсолютного определения идеала человека. К тому же философия давно «перестала быть уделом одних только схоластов, медленно шлифующих дефиниции... Философия стала самой животворящей жизнью, уверенная в своем высоком предназначении» [2, с. 1211]. Но до этих высот и традиций философствования потребовались века эволюции творческой мысли, прошедшей различные этапы в своем становлении. Одну из интересных позиций применительно к теме нашего исследования занимала философия стоиков.

Если рассматривать их учение в целом, то и у них не было одного общего мнения о понятии идеала человека, каждый мыслитель трактовал данное понятие по-своему и давал ему обоснование. Если же рассматривать данный вопрос с точки зрения обывателя, то люди чаще всего дают такие характеристики идеального человека, как богатый и красивый, здоровый и умный. То есть данные определения характеризуют внешние качества или если быть точнее, то поверхностные. Внутренние же качества мы чаще всего не берем за основу определения понятия идеального человека. И как можно заметить в последнее время интерес к внутренним качествам человека уменьшается.

Стоики же характеризуют идеального человека как сверхчеловека, внутреннее содержание которого подобно божественному, и объединяется с космосом. Если рассматривать понятие Бог с точки зрения стоиков, то Бог для стоиков — это творческий огонь космоса, из которого и порождается наш окружающий мир. И космос стоики рассматривают как одушевленное начало. Идеальный человек, это человек, который не переживает никаких эмоций, ни радости, ни страха, ни переживания, ни любви. Как правило у такого человека нет семьи и друзей, этот человек не имеет желаний и у него нет каких-либо

привязанностей. Лозунгом идеального человека с точки зрения стоиков является: «Ваше счастье - не нуждаться в счастье». Данные суждения стоиков заинтересовали греков и римлян, так как их философия основывается на своем Я, а это очень интересно для гордых людей, имеющим набор амбиций. Так если мы рассмотрим учения мыслителей двадцатого столетия, то идеи построения коммунизма как раз-таки и были взяты за основу у стоиков. Еще Зенон говорил, что союз должен представлять стадо, которое пасется на общем лугу, на общих законах. Отличительной особенностью стоиков является их должный уровень образованности и нравственности, что и присуще любому мыслителю-мудрецу.

Данное философское течение, стоицизм, в первую очередь рассматривает вопросы этики, такие как творение идеального мыслителя-мудреца, который имеет такие качества как, безразличие, гордость, невозмутимость, имеющем свою внутреннюю независимость. Внешняя окружающая среда человека разумна и точно устроена, так и человеческая душа разумна и точно устроена, и является составляющей общего космического Логоса. Жизнь характеризуется разумностью и добродетельностью, а также благоразумием.

Чтобы лучше понять древние философские традиции можно обратиться к произведению Марка Аврелия «К самому себе», которое является недавним из греко-романской культуры. Марк Аврелия был императором, и не относился к числу гениальных мыслителей, но имел схожесть с Сократом в следующем принципе: необходимо исключить все внешние раздражители, что полностью познать природу и сущность человека. Так как-то что не принадлежит человеку, не может и способствовать раскрытию его сущности. Внешние либо случайные черты не определяются природой человека, не может быть и его совершенством. Также, по его мнению, внешние и случайные черты не определяют и цель человека, что является благо. Если рассмотреть ситуацию что внешние и случайные черты все же определяют человека, то есть обратное суждение, то человек характеризовался бы чертами пренебрежения и тщеславия, если бы и было это благо, то есть данный человек не мог быть хорошим человеком. Но это лишь обратное суждение. По истине хороший

человек, характеризуется качествами противоположными от вышеперечисленных, то есть человек тем лучше, чем легче он переносит лишение всего перечисленного [3, с. 154].

Возникает вечный вопрос человеческого существования - иметь или быть. Так, все что человек может получить из внешнего мира является ничтожным. Природа человека, его сущность характеризуется тем, что как именно человек оценивает себя, то есть не зависит от внешних и случайных обстоятельств. Безразличие же возникает и по отношению к богатству человека, его социального статуса, его интеллекта и даже здоровья, все это не важно при определении природы и сущности человека. А вот его внутреннее содержание, его душа, это и определяет его сущность. И данный принцип невозможно нарушить. Существует такое суждение, что все, что создает худшее в человеке, никаким образом не портит жизнь человека и не оказывает влияние на внутренние и внешние качества человека.

Вслед за суждениями Сократа стоики характеризуют самовопрошание человека как некую привилегию и даже его долгом. Отличительной особенностью понятия долга в стоицизме является то, что он определяется как моральной, так и метафизической составляющей. Существует вечный вопрос, как человек связан с частью его существа Разумом?

Есть такое правило, что человек, который живет в гармонии и в согласии с самим собой, также живет в гармонии и согласии с космосом. И это определяется взаимосвязью человека и космоса, присутствием некой божественной связи. Так сложилось что устройство, сущность человека и вселенной одинаковы, по причине наличия общего фундаментального правила. Так из всего что составляет мир проистекает есть единая сущность человека и Вселенной.

В своих суждениях Марк Аврелия, поясняет что человек способен мыслить критически, способен рассуждать и различать и движет всем этим как раз то самое Я. Это Я имеет внутреннюю форму, которая как правило не меняется с течением времени. Природу человека он сравнивает с шаром, то есть

как шар не может изменить свою форму, так и человек не меняет свою внутреннюю составляющую. Э. Кассирер говорит, что последнее слово философии и есть первое слово, то есть что его породило [4].

Различия всегда были и будут во всем, в Бытии, истине, добре и зле. Различия сопровождают жизнь, но есть ценность жизни, данная ценность вечна и ей не подвластны никакие различия и непостоянства. Данные устои невозможно понять под влиянием эмоций, их можно понять только мышлением людей. Так мышление человека имеет великую силу, является началом морали и истины. Мышление отличает человека тем что, он зависит только от себя, имеет свободу мышления и самодостаточность. Марк Аврелий говорил, что не нужно суеты в своих действиях, не нужно разбрасываться, а нужно быть свободным в мышлении и воспринимать все происходящее, как обычный человек. Неодушевленные вещи они не взаимодействуют с душой человека, и находятся в состоянии покоя. Все жалобы как правило и появляются только лишь в убеждениях внутреннего мира. Все осязаемое и ощущаемое вскоре исчезнет, и нужно не забывать все что происходило в течение всей жизни. Из этого следует что внешний мир состоит из изменений, а жизнь человека из убеждений.

Такое направление как стоицизм характеризуется благородностью и моралью в философии. Главное место в стоицизме занимает идеал мыслителя. Представление совершенных людей, не зависимых от мнения и суждений внешнего мира, является основной идеей. Стоицизм определяет идеал человека отрицательно, характеризующегося независимостью. Искушение подвластно каждому, но идеальный мыслитель должен найти в себе силы отказаться от искушения. Добродетель руководствует его жизнью и является его главным благом.

Итак, идеал человека стоиков — это мудрец, который не подвластен над суетой и раздражителями, не зависим от мнения окружающего мира, в силу просвещения, добродетели и самодостаточности. Идеал мудреца не подвластен страху смерти, так по этой причине стоики рассматривают философию как

науку умирать. И как уже говорили примером суждений стоиков являются суждения Сократа. И пример суждений заключается в том, что все основывается на знаниях. Отличительной особенностью суждений стоиков от суждений Сократа является то, что добродетели они рассматривают в виде безразличия к окружающему миру и в покое, а Сократ искал добродетели для счастья человека. Данное безразличие к окружающему миру стоики трактуют как бесстрастие, что в свою очередь и является идеалом.

Общего ответа на вопрос в чем заключается идеал человека не существует, философы направления стоицизма представляли каждый свой ответ на данный вопрос, и лучше это получалось и тех стоиков который с большим безразличием относился к внешнему миру и более пренебрегал собой. Идеал человека для стоиков - это его внутренняя составляющая, его душевность.

Итак, можно заключить что идеал человека прежде всего состоит из четырех составляющих добродетелей это доблесть в поступках, умеренность во всем, разумность в действиях и справедливость, а также необходимым условием идеального человека является понимание того что, человек и есть часть вселенной, и они взаимосвязаны между собой, то есть человек как вселенная, а вселенная как человек. И если рассматривать современного человека нашего столетия, то совсем не многие могут назвать себя идеалом человека, однако в то же время идеал он и должен быть одним или в меньшинстве. Но можно приблизиться к идеалу если проводить работу над собой, над своими желаниями и не быть подвластными искушениям современного мира.

Библиографический список:

1. Степанова, А.С. Физика стоиков: Доминирующие принципы онтокосмологической концепции / А.С. Степанова. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005 г. - 163 с.

2. Шергенг, Н.А. Классическая трансцендентальная традиция и перспективы ее развития // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14. - № 3(I). - С. 1210-1216.

3. Гусев, Д.А. Популярная философия: учебное пособие / Д.А. Гусев. -М.: Прометей, 2015 г. - 538 с.

4. Стрельник О.Н. Э. Кассирер о связи мифа и языка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/e-kassirer-o-svyazi-mifa-i-yazyka (дата обращения: 04.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.