Научная статья на тему 'Ичкинские татары: к истории формирования этнической группы'

Ичкинские татары: к истории формирования этнической группы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЧКИНСКИЕ ТАТАРЫ / ICHKINSKIYE TATARS / СЛУЖИЛЫЕ / ЮЖНОЕ ЗАУРАЛЬЕ / ВОЛОСТЬ / БАШКИРО-МЕЩЕРЯКСКОЕ ВОЙСКО / SOUTH TRANS-URALS / SOLDIERS / VOLOST' / BASHKIR-MESHERYAKSKOE HOST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самигулов Гаяз Хамитович

Дается реконструкция истории одной из этно-территориальных групп татар Южного Зауралья – ичкинских татар. Показаны обусловленность формирования ичкинских татар основанием слобод и острогов в Южном Зауралье и тесная связь дальнейшей их истории с социально-политическими процессами в рамках Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ichkinskiye Tatars: on the history of the ethnic group formation

This study tackles the problem of a historical reconstruction of one of ethno-territorial Tatar groups of the South Trans-Urals. It shows the relationship between the formation of Ichkinskiye Tatars and the foundation of settlements and fortresses in the South Trans-Urals. Thus, the Ichkinskiye Tatar history and social-politic processes in the Russian State were closely interrelated.

Текст научной работы на тему «Ичкинские татары: к истории формирования этнической группы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 36 (327). История. Вып. 58. С. 25-28.

Г. Х. Самигулов

ИЧКИНСКИЕ ТАТАРЫ: К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Дается реконструкция истории одной из этно-территориалъных групп татар Южного Зауралья - ичкинских татар. Показаны обусловленность формирования ичкинских татар основанием слобод и острогов в Южном Зауралье и тесная связь дальнейшей их истории с социально-политическими процессами в рамках Российского государства.

Ключевые слова: ичкинские татары, служилые, Южное Зауралье, волость, башкиро-ме-щерякское войско.

Тема, практически не изученная на сегодняшний день, - формирование тюркских этнических групп Южного Зауралья, таких, как багарятские татары, кунашакские татары, ичкинские татары и др. Собственно, складывание современного расселения башкир и формирование отдельных групп, типа сартов и калмык современного Сафаку-левского района Курганской области, тоже мало исследована. Что касается татарского населения, то общий обзор этих групп дан в работах Д. М. Исхакова1, а формирование башкирского населения рассмотрено в большом труде Р. Г. Кузеева2. И в том и в другом случае можно сказать, что это первые, очень важные исследования, но в том, что касается указанной территории, они базируются на минимальном количестве письменных источников. На сегодняшний день необходимо более детальное изучение процессов формирования тюркского населения Южного Зауралья ХУН-ХУШ вв.

Собственно истории ичкинских татар посвящен раздел в 5 томе «Истории Курганской области»3. В опубликованном в «Истории Курганской области» пересказе рукописи, составленной в конце XIX в. жителем Альме-нево Рамазаном Таиповым в конце XIX - начале XX в., формирование ичкинских татар изрядно мифологизировано - их появление в Зауралье отнесено к XVI в.4 Можно добавить, что сейчас «народная традиция» пытается еще более удревнить историю этой группы, согласно новой версии ичкинские татары живут на Исети с начала XV в. В предлагаемой статье предпринята попытка собрать воедино имеющуюся информацию (в том числе и содержащуюся во вновь выявленных источниках) и наметить, хотя бы пунктирно, историю ичкинских татар до начала XIX в.

На сегодняшний день их ранняя история представляет собой, скорее, набор легенд, чем достоверное историческое повествование. Первоначальная область их расселения в Южном Зауралье - на речке Ичкин, притоке р. Исеть. Отсюда собственно и название «ичкинские». В середине XVIII в. часть из них переселяется на оз. Альменкуль (Могильное) и прилегающие территории, сегодня это территория Альменевского района Курганской области.

Из источников, близких по времени к описываемым событиям, мы имеем записки академика П. С. Палласа, который проехал по нескольким маршрутам в Южном Зауралье в 1770-1771 гг. и записал информацию о происхождении ичкинских татар в двух деревнях -Альменкуль (Могильной) и Ичкиной (на Исе-ти). В 1770 г., проезжая по Исети, он записал: «Напротиву того дорога предлежала мне по левой стороне Исети по степи чрез село Мас-ленское, деревню Ичкину над ручьем такого же имени, от коего наречены и прочия деревушки оселенныя Татарами, происходящими из поколения Казанских и здесь во первых поселившихся в развалившийся Мехонский острог»5. Если перевести на современный язык, то получается, что первоначально татары поселились в Мехонском остроге. Это вполне возможная ситуация - Мехонский острог был основан в 1658-1659 гг., т. е. в самом начале русского расселения на Исети. В первые остроги по Исети неохотно шли крестьяне из русских слобод Зауралья, и значительную часть их первоначального населения составляли татары, марийцы и чуваши6. Часть татар, поселившихся в острогах, обрусела, но далеко не все, а скорее, даже не большинство. В подтверждение этого можно привести материалы из сыска тобольского

дворянина Ивана Полозова 1695 г. В описании Катайского острога значится лишь двое русских татарского происхождения7, один из которых, Осип Трофимов сын Мурзин, был потомком мурзы алатырских татар8. А в сентябре 1660 г. приказчик Катайского острога Панкратий Перхуров рапортовал о том, что за 1657-1660 гг. в пахотные крестьяне в острог прибрано 5 семей русских крестьян и 36 семей татар и черемис (марийцев)9. Очевидно, большая часть нерусского населения расселилась деревнями на землях, отведенных Ка-тайскому острогу.

Возвращаясь к ичкинским татарам, надо сказать, что архивных материалов, освещающих их историю, до сих пор опубликовано ничтожно мало. Я постараюсь здесь проанализировать документы, введенные в оборот генеалогами, и выявленные мной в ходе работ в архивах. В «Переписной книге Тобольского уезда», составленной стольником Львом Поскочиным, в деревне Ичкиной показаны «промышленные татаровя казанцы и иных городов»10. Всего там жило 7 семей оброчных татар, пришедших из Казанского, Симбирского, Кадомского и Свияжского уездов в 1667-1668 - 1679-1680 гг. Большая часть (4 семьи) пришла в 6179 г. (1670-1671 гг. по современному летоисчислению)11. Характерно, что в итоговой части переписи по Мехон-ской слободе с деревнями, жители деревни Ичкиной названы «ичкинскими татарами»12. Но выяснилось, что все не так просто, и земля Ичкинской деревни в 1677-1678 гг. была пожалована тобольским служилым татарам -«тобольския служилыя татаровя Аптышка Сейдяшев з братьями с Чемейком с Бакитком с Кушаметком с Тюлячком»13 (или Сидяше-вым - встречается и то, и другое написание). В той же переписи Поскочина описаны границы земель и указано, что в деревне Ичкиной живут дворовые люди (холопы) Сейдяшевых, купленные ими калмыки, женатые на «калмыцких же девках»14. Кроме земель по обеим сторонам речки Ичкин, братьям Сейдишевым для рыбной ловли и сбора хмеля были даны земли по Тоболу от речки Черной до Юргамы-ша, включая притоки, старицы и озера15.

В 1710 г. в Ичкинских юртах числится 47 дворов, в которых живут 24 драгуна (отставных и служащих), 3 казачьих сына, 11 оброчных татар и пришлые татары. В числе прочих есть двое Седяшевых - отставной драгун Ку-лаш и казачий сын Тюляк16. Насколько мож-

но судить, Тюляк - один из братьев Сейдя-шевых, указанных в документе конца XVII в. «И всего Ичкинских татар <.. .> 47 юрт в них людей мужеска полу 158 человек женска 131 человек»17. В 1748 г. заверенную выписку о земельных владениях получил Аптигарим Апсалямов (Сейдяшев?) как наследник братьев Сейдяшевых, причем получил не только для себя, но для всей родни. К сожалению, в деле нет списка родственников, от имени которых действовал Аптигарим. Можно добавить, что сам он служил писарем тобольских служилых татар18. Отметим, что в самом Ме-хонском остроге татарских дворов в 1710 г. практически не указано. То есть информация, полученная в свое время П. С. Палласом, подтверждается - основная масса ичкинских татар были из служилых людей (драгун) Ме-хонского острога, которые в конце XVII -начале XVIII в. переселились из острога на речку Ичкин, часть пришлые из Поволжья в последнюю треть XVII в. Не совсем понятно, кто по происхождению Сейдяшевы, но можно предположить, что они из мурз, поскольку это одна из очень немногих семей, имевшая постоянную фамилию, как минимум с конца XVII в. Хотя, возможно, закрепление фамилии произошло в связи с пожалованием земли - поскольку земля была пожалована не жителям какой-либо деревни или волости, а конкретно братьям Сейдяшевым, то фамилия Сейдяшев могла сохраняться вынужденно, для отождествления наследников. Как бы то ни было, эта фамилия существовала и в XIX в., как мы увидим немного погодя.

Сначала татары из Мехонского острога переселяются в деревню Ичкин, затем, предположительно в 1750-х гг., Исетская провинциальная канцелярия отводит им землю в районе озер Альменкуль, на территории Каратабынской и Баратабынской нераздельной волости башкир. В конце 1760-х гг. Исет-ская провинциальная канцелярия отмечала, что табынцы «уделением ис той их вотчиной земли во первых ичкинским татарам, а затем катайцам и протчим людям итак несколко обиду чувствуют»19. Катайцы получили землю (рядом с ичкинскими татарами) в 1766 г.20 В 1771 г. П. С. Паллас проехал через Альмен-куль: «Деревня Могильная, или по-татарски Елмен-Куль... В оной деревне находится до 20 татарских дворов. Сии татара суть роду Ичкинских казаков, которые лет за сто, или как старики меж ними говорят, во время юно-

Ичкинские татары: к истории формирования этнической группы.

27

шества Петра Великаго, пришед из Казанской провинции, поселились в малом числе на реке Ичкане впадающей в реку Исеть, теперь же число их столь умножилось, что составляют почти 200 семей, которые живут рассеявшись по реке Тече и Миясу. Они так же как и мещеряки в нужном случае исправляют военную службу, и сего ради свободны ото всех податей и рекрутскаго набора, сеют гре-чуху, коея семена привезли с собой с Исети»21. Возможно, во время Пугачевского восстания 1773-1774 гг. деревня была разорена и вновь начала заселяться уже в конце 1770-х - начале 1780-х гг. Весной 1782 г., перед передачей Челябинского уезда из Пермского наместничества в Уфимское, зафиксирована следующая ситуация: Ичкинских юрт сотника Атяса Байбурова - деревня Могильная, 30 дворов22. В 1783 г. в списках людей для отправки на линейную (пограничную) службу указано: «Переселившихся из Ичкинских юрт [то есть с Исети. - Г. С.] в деревню Могильную татар у сотника Исмаила Уразметева 30 дворов»23. Никаких других групп или деревень ичкин-ских татар не упоминается. Если бы имелись населенные пункты помимо Альменкуля (Могильной), то вряд ли они были бы упущены в этих документах. Точнее, если бы имелись другие, давно населенные деревни, то писали бы просто «ичкинских татар», без указания единственной деревни и упоминания того, что они переселились из Ичкинских юрт... Но процесс переселения шел, видимо, очень активно. В одном из документов 1786 г. перечислены уже три деревни ичкинских татар в Челябинском уезде: «Могильная, Резяпова и Цаликульская»24.

На карте, составленной после 5-й ревизии (переписи населения), которая проходила в 1795-1796 гг., показаны 4 деревни: Ичкуле-ва (Учкулева) - Шабай тож (то есть деревня имела два названия - Учкулева и Шабай), Тузова, Могильная (Альменкуль), Вешнякова - Сорочья тож25. Общее число населения по 5-й ревизии в четырех деревнях указано 415 душ мужского пола, из них в Могильной и Тузовой (вместе) - 235, Вешняковой - 62 и Учкулевой - 1 1825.

По ситуации на 1761 г. П. И. Рычков писал: «Да в той же провинции [Исетской. -Г. С.] имеется служилых Мещеряков 166, Сарт 31, Калмык Аюкинских 32, итого 229 дворов. Ичкинских татар по переписи 419, да Багаряцких 196, итого 615 душ. Из них

Ичкинские и Багаряцкие Татары состояли в полтинном ясаке, но ныне так, как и все башкирцы из ясака выключены»26. Эти данные взяты П. И. Рычковым из ответов на анкету Академии наук, составленных в Исетской провинциальной канцелярии в 1761 г.27, поэтому можно считать эту информацию достоверной. Характерна фраза про ичкинских и багарякских татар, что они, «как и все башкирцы», - имеется в виду, естественно, не этнический, а сословный аспект. То есть еще до создания башкиро-мещерякского войска инородческие служилые группы воспринимались в обобщенном виде, как обладающие сходным набором прав и обязанностей. Но при этом, очевидно, имелись признаки, отличавшие их между собой.

Переселившиеся ичкинцы образовали новую волость, которая называлась Могиль-ской, по русскому варианту названия озера и деревни Альменкуль (Могильное). Часть группы оставалась на речке Ичкин, но там происходили события, которые привели к потере вотчинной земли. Очевидно, в последней трети XVIII в. недалеко от Ичкинской деревни Сейдяшевы основывают деревню Сибир-кину. Впоследствии между Сейдяшевыми и жителями Ичкиной возникает конфликт - ич-кинские жители не допускают Сейдяшевых к пользованию угодьями: сенокосами, лесами и пр. Сейдяшевы обращаются в пермский уездный суд, который принимает их сторону. Но затем последовала апелляция жителей деревни Ичкинской, и в конце концов Палата гражданского суда Пермской губернии приходит к выводу, что «поелику земли им были даны единственно для поселения их а не за службу, и потому они есть государственные»28. То есть фактически и ичкинские жители, и Сей-дяшевы лишаются вотчинных прав на землю. Обращение к министру внутренних дел не помогло - решение Пермского гражданского суда осталось в силе. Земли в окрестностях деревни Ичкиной стали казенными. Насколько можно судить, вскоре эти земли были отданы башкирам, и в 1894 г. речь шла уже о владениях «башкир вотчинников деревень Ичкиной и Сибиркиной» и о «бывших военных припущенниках казаках деревни Ичкинской»29. Хотя с тем, что же произошло, предстоит еще разбираться - я не располагаю больше никакими документами по этому поводу, а на основании того, что есть, можно делать лишь самые общие предположения.

В 1811 г. в Могильской волости было 5 деревень: Могильная (Альменкуль) (257 человек мужского пола), Вешнякова (Цилекуль) (93), Тузова (91), Учкулева (94), Чукулева (79)30. Общее число душ мужского пола более 600 человек. Если сравнить с 1783 г., то прирост более чем заметный. Явилась ли причиной переселения просто нехватка земель на прежних местах проживания, или имелись и другие основания сменить место жительства, пока что не ясно. Таким образом, с 1780-х гг. сформировались две локальные группы ич-кинских татар - на реке Ичкин, в Шадрин-ском уезде Пермской губернии и в Могиль-ской (Альменевской) волости Челябинского уезда Оренбургской губернии.

Представленная статья не претендует на полноту изложения - это первый опыт последовательного изложения немногочисленных и довольно разнородных фактов из истории ичкинских татар, имеет цель постановки проблемы. Как это обычно и бывает, по ходу написания статьи возникло довольно много новых вопросов, в частности: ограничивалась ли группа ичкинских татар на Исети лишь жителями деревень Ичкиной и Сибирскиной, или к ним относились и жители Терсютских юрт? Как шел процесс пополнения ичкин-ских татар в XVIII в.? Были ли Сейдяшевы по происхождению из поволжских татар либо из местных? И еще много вопросов разного «масштаба», в том числе касающихся взаимоотношений ичкинцев с другими группами тюркского населения. Будем надеяться, что в ближайшее время будут выявлены новые документы, содержащие информацию как об ичкинских татарах, так и о других группах тюркского населения Зауралья.

Примечания

1 Исхаков, Д. М. Этнографические группы волго-уральских татар : опыт системного анализа // Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. Казань : Дом печати, 2002. С. 75-96, 110-130.

2 Кузеев, Р. Г. Происхождение башкирского народа : этнический состав, история расселения / отв. ред. Т. А. Жданко. М. : Наука, 1974. 570 с.

3 История Курганской области. Т. 5. Курган : Курган. обл. о-во краеведов, 1999. С. 287289.

4 Там же. С. 287-289.

5 Паллас, П. С. Путешествие по разным местам Российского государства. Т. II, кн. I. СПб. : При Император. Акад. наук, 1786. С. 471.

6 Самигулов, Г. Х. От Далматова монастыря до Чебаркульской крепости. Челябинск : Юж.-Урал. гос. ун-т, 2011. С. 30-35.

7 Российский государственный архив древних актов (далее - РГАДА). Ф. 214. Оп. 5. Кн. 1444. Л. 73 об. - 106.

8 Там же. Л. 73 об.

9 Дополнения к актам историческим (далее -ДАИ). Т. IV. 1655-1664. 1851. С. 224, № 84.

10 РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 261. Л. 1062 об.

11 Там же. Л. 1062 об. - 1063 об.

12 Там же. Л. 1065.

13 Государственный архив Пермского края (далее - ГАПК). Ф. 297. Оп. 1. Д. 1030. Л. 4.

14 Там же. Л. 3 об.

15 Там же. Л. 3 об. - 4 об.

16 РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 434. Л. 649-655 об.

17 Там же. Л. 696.

18 ГАПК. Ф. 297. Оп. 1. Д. 1030. Л. 3 об.

19 Объединённый государственный архив Челябинской области (далее - ОГАЧО). Ф. И-115. Оп. 1. Д. 42. Л. 8 об.

20 Там же. Д. 114. Л. 3.

21 Паллас, П. С. Путешествие по разным местам. Т. II, кн. II. С. 30-31.

22 ГАПК. Ф. 316. Оп. 1. Д. 50. Л. 8-8 об.

23 ОГАЧО. Ф. И-44. Оп. 1. Д. 80. Л. 20.

24 Там же. Д. 109. Л. 401.

25 ОГАЧО. Ф. И-87. Оп. 1. Д. 1015.

26 П. И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург : Оренбург. отд-ние ИРГО, 1887. С. 370.

27 Научно-исследовательский архив Санкт-Петербургского Института истории РАН (НИА СПбИИ РАН). Ф. 3. Оп. 10 а. Д. 165. Л.155.

28 ГАПК. Ф. 297. Оп. 1. Д. 1030. Л. 9 об.

29 ГАПК. Ф. 278. Оп. 1. Д. 472. Л. 4 об.

30 Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИ-АРБ). Ф. 129. Оп. 2. Д. 129. Л. 72-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.