Научная статья на тему 'Иберский мир: начало искусства Испании'

Иберский мир: начало искусства Испании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
234
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство / культура / ювелирные изделия / керамика / скульптура / рельефы / мозаика. / art / culture / jewelry / ceramics / sculpture / reliefs / mosaic.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зеликов Михаил Викторович

В статье рассматриваются составляющие иберского искусства как существенного компонента формирования древнейшей культуры Пиренейского полуострова, составившей значительный фрагмент искусства доримской Испании. Образцы ювелирных изделий, керамики, скульптуры и мозаики восточного (иберского) региона полуострова, указывая на преемственность из Восточного Средиземноморья, также содержат оригинальные черты, получившие развитие в социуме дороманских автохтонов. Одной из самых значительных составляющих духовной культуры иберов являются скульптурные изображения женских божеств, свидетельствующие о распространении на Пиренейском полуострове восходящего к донеолитическим истокам культа Великой Матери (GRAN DEA), позволяющих судить о погребальном характере местной скульптуры как о важной знаковой разновидности всего иберского искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IBERIAN WORLD: THE ORIGINS OF SPANISH ART

The objective of the study was to explore the elements of Iberian art as an essential component of the ancient culture of the Iberian Peninsula, which formed a significant part of art of the pre-Roman Spain. Samples of jewelry, ceramics, sculptures and mosaics of the Eastern (Iberian) Peninsula region reveal the connection with the Eastern Mediterranean. They also contain original features developed in the society of pre-Roman autochthons. The most significant components of spiritual culture of the Iberians were sculptural images of female deities. On the Iberian Peninsula they indicated the spread of the Great Mother (GRAN DEA) cult ascending to the Pre-Neolithic origins. It shows funeral character of the local sculpture which is an important and significant trait of Iberian art.

Текст научной работы на тему «Иберский мир: начало искусства Испании»

УДК 903.01/09

Зеликов Михаил Викторович, доктор филологических наук, профессор. Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7-9. 199034. zelikovmv@yahoo.com

Zelikov, Mikhail Victorovich, Full Doctor in Linguistics, professor. Saint Petersburg State University, Universitetskaia nab., 7-9, 199034 Saint Petersburg, Russian Federation. zelikovmv@yahoo.com

ИБЕРСКИЙ МИР: НАЧАЛО ИСКУССТВА ИСПАНИИ THE IBERIAN WORLD: THE ORIGINS OF SPANISH ART

Аннотация. В статье рассматриваются составляющие иберского искусства как существенного компонента формирования

древнейшей культуры Пиренейского полуострова, составившей значительный фрагмент искусства доримской Испании. Образцы ювелирных изделий, керамики, скульптуры и мозаики восточного (иберского) региона полуострова, указывая на преемственность из Восточного Средиземноморья, также содержат оригинальные черты, получившие развитие в социуме дороманских автохтонов. Одной из самых значительных составляющих духовной культуры иберов являются скульптурные изображения женских божеств, свидетельствующие о распространении на Пиренейском полуострове восходящего к донеолитическим истокам культа Великой Матери (gran dea), позволяющих судить о погребальном характере местной скульптуры как о важной знаковой разновидности всего иберского искусства.

Ключевые слова: искусство; культура; ювелирные изделия; керамика; скульптура; рельефы; мозаика.

Abstract. The objective of the study was to explore the elements of Iberian art as an essential component of the ancient culture of the Iberian Peninsula, which formed a significant part of art of the pre-Roman Spain. Samples of jewelry, ceramics, sculptures and mosaics of the Eastern (Iberian) Peninsula region reveal the connection with the Eastern Mediterranean. They also contain original features developed in the society of pre-Roman autochthons. The most significant components of spiritual culture of the Iberians were sculptural images of female deities. On the Iberian Peninsula they indicated the spread of the Great Mother (gran dea) cult ascending to the Pre-Neolithic origins. It shows funeral character of the local sculpture which is an important and significant trait of Iberian art.

Keywords: art; culture; jewelry; ceramics; sculpture; reliefs; mosaic.

Значительный фрагмент иберской культуры, формировавшейся в период II—I тысячелетий до н.э. и лежащей в генезисе всей культуры Пиренейского полуострова и, в частности, Испании, составляют замечательные образцы искусства, представленные

1) украшениями из железа, бронзы и драгоценных металлов,

2) предметами расписной керамики, 3) предметами бронзовой и каменной скульптуры, 4) рисуночными изображеними на камне (рельефы), 5) мозаиками.

Вопрос о происхождении иберского искусства и, таким образом, важнейшей составляющей генезиса всего искусства Испании, дебатируется с начала XX в. В это время развивается тезис о его исключительно греческом (с микенскими корнями) происхождении (П. Пари, Р. Мелида и их последователи). Позже появляется «африканская» теория А. Шультена, которая в настоящее время (в отличие от греческой) решительно отвергается. Главенствующим является положение о внутренней эволюции иберского искусства, испытавшего внешние влияния как неидноевропейских, так и индоевропейских народов. Фундаментальную роль при этом, по мнению М. Санта Олальи, играли греческие и карфагенские влияния. М. Альмагро Баш, помимо греческого влияния, отмечает также и предшествующее ему тартессийское.

Исследования иберского искусства осуществляются ещё в последней четверти XIX в. Одним из первых на него, как на материальную составляющую культуры Испании, обратил внимание каталанский историк и археолог Л. Перикот, осветивший его отдельные аспекты в третьем томе «История искусства в Древности». Наиболее существенный вклад в изучение вопроса внесли многочисленные работы А. Гарсия и Бельидо [25; 26 и др.]. Истоками искусства валенсийского

ареала, составляющего собственно этнолингвистическое ядро формирования иберского мира (Моп 1Ьепс) занимался Д. Флетчер Валльс [23]. В отечественной иберистике после А. В. Мишулина проблематика иберского искусства разрабатывается в статьях В. И. Козловской [2; 3]. Специальные обобщающие монографии по вопросу принадлежат М. Тарраделю [48], А. Бланко Фрейхейро [15; 16]. Проблемы иберского искусства рассматривались на заседаниях специальных конгрессов и коллоквиумов, посвящённых иберской культуре [43; 44; 17; 18; 29; 35; 36; 14 и др.].

Одним из показателей высокого уровня, достигнутого иберскими ремесленниками в области обработки металлов, является ювелирное производство — диадемы, ожерелья, браслеты, фибулы и другие предметы, обнаруженные главным образом в местах захоронений — некрополях.

Одной из самых известных находок середины хх в. является клад, найденный при раскопках в Эль Карамболо (Нижняя Андалусия), содержащий изделия из золота [31]. Золотые предметы обнаружены в раскопанном в конце хх в. захоронении из Коимбра дель Барранко (Мурсия) [24].

Как давно отметил А. В. Мишулин, особое место в арсенале иберских украшений занимают застёжки на одежде — фибулы [6, с. 133-134]. По мнению М. Альмагро Горбеа, отличительной чертой серебряных фибул как компонента престижного отличия одеяний местной аристократии, найденных в зоне расселения иберского племени оретанов, являлись изображения лошадей и относящихся к элите иберского социума всадников (кегов ецыиапз), к которым, возможно, восходит образ национального эпического героя-воителя Диего Лаинеса-Сида [9]. Он считает, что коннотации, связанные с этим декором, присутствующим также на иберских монетах, не имеют никакого отношения к римской

идеологии. Несмотря на позднюю датировку, их появление нельзя объяснять как следствие романизации: они отражают социо-идеологические особенности автохтонов [10, p. 46]. О фибулах и кольцах как о знаках отличия иберских всадников писал ещё Тит Ливий (27.19.1; 39,31).

Как отметил в середине XX в. каталанский археолог М. Альмагро Баш, «иберская керамика занимает особое место среди европейских образцов по разнообразию форм, оригинальности декора и высокому техническому мастерству изготовления» [7, р. 119]. Авторы хроникального обзора истории и археологии «Мира иберов» О. Орн и П. Море выделяют две основные разновидности иберской керамики: 1) бытовая, включая амфоры и 2) расписная. Изучение первой предполагает выявление типологии, второй — вопросы иконографии и стилистики [28, р. 190].

В исследованиях второй половины XX в. ареал распространения иберской керамики подразделяется на пять регионов:

1) Андалусийский, представленный древнейшими предметами «протоиберского» периода (финикийско-кипрская и ионийская керамика vii-vi вв.), как основа развития местной, собственно иберской керамики;

2) Юго-восточный, с двумя главными центрами в Эльче и Арчене [32; 49; 50 и др.];

3) Регион Оливы-Лирии (пров. Валенсия), представленный, главным образом, вазами из Лирии, на которых изображены сцены охоты, военных действий и танцы (так называемый «нарративный» стиль). Самым известным памятником этого региона является ваза, найденная при раскопках на Холме Сан Мигель де Лирия (середина 30 гг. xx в.). Сцена морского боя на ней сопровождается надписью, выполненной восточной разновидностью иберского письма (силлабария) [11, р. 68; 70; 39 и др.];

4) Регион Асайлы (Южный Арагон). Датируется IV в. до н.э. Отмечается, что появление этой керамики (вазы с преобладающим изображением животных в обрамлении растительного и геометрического орнамента, не имеющие аналогов в других регионах) имело место на территории кельтского (гальштатского) субстрата, т.е. в маргинальной зоне Эльче-Арчены и Лирии-Оливы. О памятниках этого региона [46; 21 и др.];

5) Северо-восточный (Каталония), обнаруживающий ближайшее сходство с предметами из Эльче-Арчены, характеризующиеся динамизмом сцен, изображающих охоту [45, р. 93].

Памятники иберской скульптуры выполнены из бронзы (преимущественно небольшие вотивные фигурки мужчин и женщин) и из камня (преимущественно из местного песчаника), представляющие людей и животных.

Наиболее известным памятником антропоморфной скульптуры является так называемая Дама из Эльче — своеобразный символ всей иберской материальной культуры, известной уже в конце XIX столетия, открытый в местечке Алькудия дель Эльче в 1897 г. По мнению исследователей, бюст дамы является лишь фрагментом памятника сидящей женщины в натуральную величину, поставленный на месте её захоронения, и шедевром из греко-пунической среды иберского искусства V века до н.э. См. также [51].

Среди многочисленных скульптур из Серро де лос Сантос (Монтеалегре-дель-Кастильо, Альбасете), датируемых IV в. до н.э., особенно выделяется другая женская скульптура стоящей в полный рост женщины, которая держит обеими руками вотивную чашу ("La gran Dama Oferente"), часто сопоставлявшаяся с Афиной из Храма Эгины (V в. до н.э.), что не совпадает с её современной датировкой [45, р. 86].

Одним из самых заметных событий археологической деятельности, имевшей место в иберском ареале во второй половине XX в., стала находка в 1971 г. сидящей женской

фигуры, получившей название «Дама из Басы» ("Dama de Baza"). Датируемая iv в. до н.э. фигура одета в длинную тунику, с головы до ног покрыта плащом, а в правой руке держит голубку. Как считает Ф. Преседо, она служила в качестве погребальной урны, в которой содержался прах усопшего (усопшей) [41]. Эта находка стала решающим аргументом предположения о погребальном характере скульптуры как знаковой разновидности иберского искусства.

Как полагает большинство исследователей, «скульптуры и другие предметы, обнаруженные в могилах и памятниках захоронений, говорят о том, что иберское искусство по самой своей природе является погребальным или религиозным» [45, р. 78-80].

Женские скульптурные изображения, как это давно отмечается, свидетельствуют о распространении во всем средиземноморском регионе азианического культа Великой Матери, восходящего к донеолитическим истокам, т.е. к периоду задолго до формирования индоевропейского этноса. В этой связи соотнесение анималистической символики, сопровождающей «Даму из Басы» (голубка, лев, львица), с символикой женского божества — прародительницы жизни в индоевропейской иконографии, как это имеет место в [4, с. 71], трудно признать корректным. Можно говорить лишь о культурной преемственности доиндоевропейской традиции [27]. Ср. терракота из Месопотамии с нагой богиней Лилит, опирающейся на львов и сов (II тыс. до н.э.) [5, с. 164], восходящая к шумерской прародительнице Нинту (Нинхурсаг) (III тыс. до н.э.).

В греческом мире доиндоевропейская черта, указывающая на синкретический характер отношения с зооморфическим миром, восходит к эгейской традиции островного искусства (Крит, II тысячелетие до н.э.) [1, с. 288].

Наибольшее внимание в работах последних десятилетий уделяется антропоморфным скульптурным комплексам иберских захоронений. Прежде всего, речь идёт о датируемой V в. до н.э. скульптурной группе из Серрильо Бланко де Пэркуна (Обулько, Хаэн), представленной человеческими фигурами, а также фантастическими животными — сфинксами и крылатыми грифами ионийской типологии. Они составляют военные композиции душераздирающей жестокости (например, сцена ритуального жертвоприношения ребенка) и сцены охоты [37; 34 и др.].

Большой исследовательский интерес вызывают антропоморфные скульптурные группы из героического святилища Эль Пахарильо (Уэльва, Хаэн), некрополей из Лос Капучинос и Посо Моро [20; 42 и др.]. В монографии «Иберы в Арагоне» М. Бельтран приводит данные об изображениях всадников и лошадей на погребальных памятниках. Так на стеле из Камино де Санта Ана (Каласейте) можно видеть четыре ряда наконечников пик и всадника с овальным щитом типа Латен II. По свидетельству Аристотеля, эти пики символизировали количество убитых в сражении врагов. На стелах из Месеты вместо них изображены щиты [13, р. 176-177; 19, р. 102-103].

Монументальные скульптуры памятника павшим героям (heroon) из Альбельды вылеплены нагими. Это, по мнению М. Бельтрана, символизирующая героизацию ритуальная нагота [13, р. 175-188].

Иберские скульптуры животных (зооморфная скульптура) разделяются на две разновидности: собственно скульптуры животных (в основном, львы и быки) и символические фигуры (сфинксы, грифы, химеры). К последним относятся и так называемые bichas («тварь, зверюга, страшилище») — кентаврические образы, вероятно, восходящие к синкретическому периоду формирования ранней культуры, также известные и в генезисе искусства кельтского мира. Наиболее древним экземпляром является "Bicha de

Bolosote" (Альбасете) — представляющий быка с человеческим лицом, типологический аналог Минотавра Восточного Средиземноморья.

Непосредственным компонентом памятников захоронения являются погребальные стелы с рельефными изображениями как антропоморфного, так и зооморфного характера [30; 12 и др.]. Особого внимания заслуживают рельефы (или их фрагменты), сохранившиеся на фризах погребального комплекса Посо Моро (VII в. до н.э.), раскопанного М. Альмагро Горбеа в 70-х гг. XX в. В лучше всего сохранившейся западной части памятника можно видеть гигантское человекоподобное существо с двумя головами (bicéfalo). Восседая перед столом для жертвоприношений, в одной руке он держит чашку, а в другой — кабана.

В числе восстанавливаемых Альмагро персонажей — трёхголовый монстр [8]. В связи с последним не исключается сопоставление с многочисленными изображениями трицефалов — мифических божеств кельтского мира, связанных

с земным плодородием [22, р. 48, 165], культы которого были широко распространены задолго до формирования индоевропейского мира.

Иберские памятники, мозаики, украшающие каменные половые настилы, немногочисленны. Особую значимость представляют два памятника, содержащие иберскую эпиграфику — из Анделос (Andelos — васконский город Птоломея в восточной Наварре) и из Каминреаль (Caminreal, Теруэль, Арагон), на котором можно видеть небольшую латино-иберскую билингву [33; 46]. Надписи содержат ценные сведения, позволяющие судить о некоторых особенностях иберской морфологии и синтаксиса [38, р. 507; 40, р. 161].

Как показало вышеизложенное, наследие иберского искусства составляет весьма значительную часть общей духовной и материальной культуры Испании, указывающее как на преемственность культур доиндоевропейских народов Европы, так и на своеобразие ее развития в западном средиземноморском ареале, одним из важнейших форпостов которого является Пиренейский полуостров.

Список литературы:

1. Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т. 2: Кризис Полиса / Отв. ред. Е. С. Голубцова. М.: ан ссср, Институт всеобщей истории, 1983. 383 с.

2. Козловская В. Н. Проблемы иберийской Испании в современной историографии // Норция. Проблемы истории древнейших классовых обществ европейского Средиземноморья. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1971. Вып. 1. С. 115-128.

3. Козловская В. Н. Генезис иберийской культуры в современной зарубежной историографии // Вестник Древней Истории. 1985. № 1. С.197-209.

4. Козловская В. Н. Эпоха железа в Испании — время великих колонизаций и расцвета местных цивилизаций // История Испании с древнейших времён до конца XVII века. Т. 1. М.: Индрик, 2012. С.43-73.

5. Ллойд С. Археология Месопотамии. М.: Наука, 1984. 280 с.

6. Мишулин А. В. Античная Испания. М.: Изд-во АН СССР, 1952. 364 с.

7. Almagro Basch M. El estado actual de la clasificacion de la cerámica ibérica // Crónica del vi Congreso del se español (Alcoy, 1950). Cartagena, 1950. P. 67-80.

8. Almagro Gorbea M. Los relieves mitológicos orientalizantes de Pozo Moro // Trabajos de Prehistoria. 1978. No. 35. P. 251-278.

9. Almagro Gorbea M, Torres M. Las fíbulas de jinete y caballito. Zaragoza: Institución de Fernando el Católico, 1998. 273 p.

10. Almagro Gorbea M. Estructura socio-ideológica de los Oppida celtibéricos // Actas del vii Coloquio Sobre las Lenguas y Culturas Pirenáicas. Zaragoza 1997. Salamanca, 1999. P. 35-55.

11. Alvar J. La syntaxis militar ibérica // Actas vii Coloquio de las Lenguas y Culturas Pirenáicas. Zaragoza 1997. Salamanca, 1999. P. 57-73.

12. Barcelo J. A. Las estelas decoradas del sudoeste de la Península Ibérica // Tartessos. Arqueología Protohistórica del Bajo Guadalquivir. Sabadell: Ausa, 1989. P. 189-208.

13. Beltrán M. Los iberos en Aragón. Zaragoza: Caja de Ahorros de la Inmaculada de Aragón, 1996. 194 p.

14. BendalaM. Tartessos, iberos y celtas. Pueblos, culturas y colonizadores de la Hispania Antigua. Madrid: Ediciones Temas de Hoy, 2000. 296 p.

15. Blanco Freijeiro A. Historia del Arte Hispánico. La Antigüedad. I. Madrid: Alhambra, 1981. 222 p.

16. Blanco Freijeiro A. Historia del Arte Hispánico. i-ii. Madrid: Alhambra, 1981. 222 p.

17. Blánquez Pérez J, Roldán Gómez (eds). La cultura ibérica a través de la fotografía de principios de siglo. Un homenaje a la memoria. Madrid: Asistencia Técnica de Patrimonio, 1999. 213 p.

18. Blánquez Pérez J, Roldán Gómez (eds). La cultura ibérica a través de la fotografía de principios de siglo. El litoral mediterraneo. Madrid: Caja de Ahorros del Mediterráneo, 2000. 310 p.

19. Blázquez J. M. Últimas aportaciones al conocimiento de los dioses ibéricos. Monumentos funerarios // Pueblos, lenguas y escríturas en la Hispania Preromana. Actas vii Coloquio sobre Lenguas y Culturas paleohispánicas. Salamanca: Ediciones Universidad de Salamanca, 1997. P. 91-108.

20. Blech M, Sanz Gamo R. Die Sculpturen der iberischen Nekropole los Capuchinos (Candete, Albacete) // mdai (M). 2001. Bd. 41. S.148-161.

21. Clausell G. et alii. La fase del ibérico final en el asentamiento de Torrelló del Boverot (Almazora, Castellón): dos piezas cerámicas singulares // Arquivo Español de Arqueología. 2000. No. 73. P. 87-104.

22. Duval P. M. Les dieux de la Gaule. Paris: Payot, 1976. 169 p.

23. Fletcher Valls D. El arte protohistórico valenciano y sus orígenes. Valencia: Ed. Centro de Cultura Valenciana. 1949. 31 p.

24. García Cano M, Page del Pozo M. Los objetos de oro de necrópolis del poblado de Coimbra del Barranco Ancho (Jumilla, Murcia) // apa. Murcia, 2001-2002. No. 17-18. P. 217-228.

25. García y Bellido A. Iberische Kunst in Spanien. Mainz: Kupferberg, 1971. 95 S.

26. García y Bellido A. Arte Ibérico en España. Madrid: Espasa Calpe, 1980. 128 p.

27. Gimbutas M. The Godness & Gods of Old Europe. 6500-3500 B.C. Myth & Cult Images. London: Thames and Hudson, 1982. 304 p.

28. Horn F, Moret P. Le monde ibérique. La Péninsule Ibérique préromaine. L'age du fer: monde tartessien et monde ibérique // Revue des Etudes Anciennes. 2005. Vol. 107, No. 1. P. 179-196.

29. Ibers, Agricultores, artesans i comerciants // iii. Reunió sobre Economia en el Món Iberic, Valence, 1999 (Seguntum Exrta - 3). Valencia: Universitat de Valencia; Dep. de Prehistoria i Arqueologia, 2000. 439 p.

30. Iglesias Gil J. M. Nueva estela decorada procedente de El Viso (Córdoba) // Zephyrus: Revista de prehistoria y arqueología. 1979-1980. No. 30-31. P. 254-256.

31. Mata Carriazo J. de. Tartessos y el Carámbolo: investigaciones arqueológicas sobre la Protohistoria de la Baja Andalucía. Madrid: Dirección General de Bellas Artes, Ministerio de Educación y Ciencia, 1973. 730 p.

32. Menéndez M. La cerámica de Estilo Elche-Archena: Tesis Doctorales de la Univ. Complutense. Madrid, 1988. 591 p.

33. Mezquiriz M. A. Pavimento de "opus signium" con inscripción ibérica en Andelos // Trabajos de Arqueología de Navarra. Vol. 10. Navarra: Ed. Departamento de Cultura y Turismo del Gobierno de Navarra, 1991-1992. P. 365-367.

34. Molina Redondo P, Bandera Romera M. L. de la. Dama ibérica de Torres: una imagen de la aristocracia oretana // apa Murcia. 2000-2001. No. 17-18. P. 177-188.

35. Olmos R. (ed). La sociedad ibérica a través de la imagen. Madrid: Centro Nacional de Exposiciones, 1992. 279 p.

36. Olmos R. et alii. Al otro lado de espejo. Aproximacion a la imagen ibérica. Zaragoza: Ricardo Olmos, 1996. 255 p.

37. Olmos R. Los grupos escultóricos del Cerrillo Blanco de Porcuna (Jaén). Un ensayo de lectura iconográfica convergente // Archivo Español de Arqueología. 2002. No. 75. P. 107-122.

38. Oroz Arizcuren F. Miscelanea hispánica // Pueblos, lenguas y escrituras en la Hispania Preromana. Actas vii Coloquio sobre Lenguas y Culturas paleohispánicas. Salamanca: Ediciones Universidad de Salamanca, 1999. P. 499-534.

39. Pérez Ballester J, Mata Parreña C. Los motivos vegetales en la cerámica del Tossal de San Miguel (Llíria, Valencia). Funcion y significacion en los Estilos I y ii // Los iberos, príncipes de Occidente. Las estructuras de poder en la sociedad ibérica. Actas del Congreso internacional (Barcelona, 1998). Vol. 1. Saguntum: Ed. del Departament de Prehistoria i Arqueologia de la Universitat de Valencia. 1998. P. 231-244.

40. Pérez Orozco S. Sobre la sintaxis del ibérico // Fontes Linguae Vasconum. 2004. No. 95. P. 159-163.

41. Presedo F. La Dama de Baza // Trabajos de Prehistoria. 1973. No. 30. P. 151-216.

42. Prieto Vilas I. M. El recorrido en torno a la sepultura turriforme de Pozo Moro y las secuencias narrativas // etf (hist). 2000. No. 13. P. 325-356.

43. Ruíz Rodríguez A, Molinos M. (eds). Iberos. Actas de las I Jornadas sobre el Mundo Ibérico. (Jaen, 1985). Jaén: Universidad Popular Municipal, 1987. 361 p.

44. Ruíz Rodríguez A, Molinos M. Los Iberos. Análisis arquiológico del proceso histórico. Barcelona: Editorial Crítica, 1993. 332 p.

45. Santos Yanguas J. Los Pueblos de la España Antigua. Madrid: Historia, 1989. 222 p.

46. Silgo Gauche L. Las inscripciones ibéricas de los mosaicos de Caminreal (Teruel) y Andelos (Navarra) // Studia Palaeohispanica. 1993. P. 281-286.

47. Silgo Gauche L. Revisión de seis inscripciones sobre cerámica procedente de Azaila (Teruel) // Palaeohispanica. 2002. No. 2. P. 363-378.

48. Taradell M. Arte Ibérico. Barcelona: Ediciones Poligrafa, 1969. 251 p.

49. Tiemblo Magro A. Iconografía del rostro frontal en la cerámica ibérica // Complutum. 1999. No. 10. P. 175-194.

50. Tortosa Rocomora T. Los grupos pictóricos en la cerámica del Sureste y su vinculacion al denominado estilo Elche-Archena // Los iberos, príncipes de Occidente. Las estructuras de poder en la sociedad ibérica. Actas del Congreso internacional (Barcelona, 1998). Vol. 1. Saguntum: Ed. del Departament de Prehistoria i Arqueologia de la Universitat de Valencia, 1998. P. 207-216.

51. Vives Boix F. La Dama de Elche en el año 2000: análisis tecnológico y artístico. Valencia: Ediciones Tilde, 2000. 142 p.

References:

Almagro Basch M. El estado actual de la clasificacion de la cerámica ibérica. Crónica del vi Congreso del se español (Alcoy, 1950). Cartagena, 1950, pp. 67-80. (in Spanish)

Almagro Gorbea M. Estructura socio-ideológica de los Oppida celtibéricos. Actas del vii Coloquio Sobre las Lenguas y Culturas Pirenáicas. Zaragoza 1997. Salamanca, 1999, pp. 35-55. (in Spanish)

Almagro Gorbea M. Los relieves mitológicos orientalizantes de Pozo Moro. Trabajos de Prehistoria, 1978, no. 35, pp. 251-278. (in Spanish) Almagro Gorbea M.; Torres M. Las fíbulas de jinete y caballito. Zaragoza, Institución de Fernando el Católico Publ., 1998. 273 p. (in Spanish) Alvar J. La syntaxis militar ibérica. Actas vii Coloquio de las Lenguas y Culturas Pirenáicas. Zaragoza 1997. Salamanca, 1999, pp. 57-73. (in Spanish) Antichnaia Gretsiia. Krizis polisa (The Antique Greece. The Crisis of the Polis). Vol. 2. Moscow, Academy of Science ussr Publ., 1983. 383 p. (in Russian)

Barcelo J. A. Las estelas decoradas del sudoeste de la Península Ibérica. Tartessos. Arqueología Protohistórica del Bajo Guadalquivir. Sabadell, Ausa Publ., 1989, pp. 189-208. (in Spanish)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Beltrán M. Los iberos en Aragón. Zaragoza, Caja de Ahorros de la Inmaculada de Aragón Publ., 1996. 194 p. (in Spanish)

Bendala M. Tartessos, iberos y celtas. Pueblos, culturas y colonizadores de la Hispania Antigua. Madrid, Ediciones Temas de Hoy Publ., 2000.

296 p. (in Spanish)

Blanco Freijeiro A. Historia del Arte Hispánico. i-ii. Madrid, Alhambra Publ., 1981. 222 p. (in Spanish)

Blanco Freijeiro A. Historia del Arte Hispánico. La Antigüedad. I. Madrid, Alhambra Publ., 1981. 222 p. (in Spanish)

Blánquez Pérez J., Roldán Gómez (eds). La cultura ibérica a través de la fotografía de principios de siglo. El litoral mediterraneo. Madrid, Caja de Ahorros del Mediterráneo Publ., 2000. 310 p. (in Spanish)

Blánquez Pérez J.; Roldán Gómez (eds). La cultura ibérica a través de la fotografía de principios de siglo. Un homenaje a la memoria. Madrid, Asistencia Técnica de Patrimonio Publ., 1999. 213 p. (in Spanish)

Blázquez J. M. Últimas aportaciones al conocimiento de los dioses ibéricos. Monumentos funerarios. Pueblos, lenguas y escríturas en la Hispania Preromana. Actas vii Coloquio sobre Lenguas y Culturas paleohispánicas. Salamanca, Universidad de Salamanca Publ., 1997, pp. 91-108. (in Spanish)

Blech M., Sanz Gamo R. Die Sculpturen der iberischen Nekropole los Capuchinos (Candete, Albacete). mdai (M), 2001, vol. 41, pp.148161. (in German)

Clausell G. Et alii. La fase del ibérico final en el asentamiento de Torrelló del Boverot (Almazora, Castellón): dos piezas cerámicas singulares. Arquivo Español de Arqueología, 2000, no. 73, pp. 87-104. (in Spanish) Duval P. M. Les dieux de la Gaule. Paris, Payot Publ., 1976. 169 p. (in French)

Fletcher Valls D. El arte protohistórico valenciano y sus orígenes. Valencia, Centro de Cultura Valenciana Publ., 1949. 31 p. (in Spanish) García Cano M.; Page del Pozo M. Los objetos de oro de necrópolis del poblado de Coimbra del Barranco Ancho (Jumilla, Murcia). apa. Murcia, 2001-2002, no. 17-18, pp. 217-228. (in Spanish)

García y Bellido A. Arte Ibérico en España. Madrid, Espasa Calpe Publ., 1980. 128 p. (in Spanish) García y Bellido A. Iberische Kunst in Spanien. Mainz, Kupferberg Publ., 1971. 95 p. (in German)

Gimbutas M. The Godness & Gods of Old Europe. 6500-3500 B.C. Myth & Cult Images. London, Thames and Hudson Publ., 1982. 304 p. Horn F., Moret P. Le monde ibérique. La Péninsule Ibérique préromaine. L'age du fer: monde tartessien et monde ibérique. Revue des Etudes Anciennes, 2005, vol. 107, no. 1, pp. 179-196. (in French)

Ibers, Agricultores, artesans i comerciants. iii. Reunió sobre Economía en el Món Iberic, Valence, 1999 (Seguntum Exrta - 3). Valencia, Universitat de Valencia; Dep. de Prehistoria i Arqueologia Publ., 2000. 439 p. (in Spanish)

Iglesias Gil J. M. Nueva estela decorada procedente de El Viso (Córdoba). Zephyrus: Revista de prehistoria y arqueología, 1979-1980, no. 30-31, pp. 254-256. (in Spanish)

Kozlovskaia V. N. Epokha zheleza v Ispanii — vremia velikikh kolonizatsii i rastsveta mestnykh tsivilizatsii (The Iron Age in Spain — the Time of Great Colonization and the Heyday of Local Civilizations). Istoriia Ispanii s drevneishikh vremen do kontsa xvii veka (The History of Spain from Ancient Times to the End of the 17th Century). Vol. 1. Moscow, Indrik Publ., 2012, pp. 43-73. (in Russian)

Kozlovskaia V. N. Genezis iberiiskoi kul'tury v sovremennoi zarubezhnoi istoriografii (Genesis of the Iberian culture in modern foreign historiography). Vestnik Drevnei Istorii (Bulletin of Ancient History), 1985, no. 1, pp.197-209. (in Russian)

Kozlovskaia V. N. Problemy iberiiskoi Ispanii v sovremennoi istoriografii (Problems of Iberian Spain in modern historiography). Nortsiia.

Problemy istorii drevneishikh klassovykh obshchestv evropeiskogo Sredizemnomor'ia (Norcia. Problems of History of the Oldest Class Societies of the

European Mediterranean). Issue 1. Voronezh, Voronezh University Publ., 1971, pp. 115-128. (in Russian)

Lloid S. Arkheologiia Mesopotamii (The Archaeology Of Mesopotamia). Moscow, Nauka Publ., 1984. 280 p. (in Russian)

Mata Carriazo J. de. Tartessos y el Carámbolo: investigaciones arqueológicas sobre la Protohistoria de la Baja Andalucia. Madrid, Dirección General

de Bellas Artes, Ministerio de Educación y Ciencia Publ., 1973. 730 p. (in Spanish)

Menéndez M. La cerámica de Estilo Elche-Archena: Tesis Doctorales de la Univ. Complutense. Madrid, 1988. 591 p. (in Spanish)

Mezquiriz M. A. Pavimento de "opus signium" con inscripción ibérica en Andelos. Trabajos de Arqueología de Navarra. Vol.10. Navarra,

Departamento de Cultura y Turismo del Gobierno de Navarra Publ., 1991-1992, pp. 365-367. (in Spanish)

Mishulin A. V. Antichnaia Ispaniia (The Ancient Spain). Moscow, Academy of Science ussr Publ., 1952. 364 p. (in Russian)

Molina Redondo P.; Bandera Romera M. L. de la. Dama ibérica de Torres: una imagen de la aristocracia oretana. apa Murcia, 2000-2001,

no. 17-18, pp. 177-188. (in Spanish)

Olmos R. (ed). La sociedad ibérica a través de la imagen. Madrid, Centro Nacional de Exposiciones Publ., 1992. 279 p. (in Spanish) Olmos R. et alii. Al otro lado de espejo. Aproximacion a la imagen ibérica. Zaragoza, Ricardo Olmos Publ., 1996. 255 p. (in Spanish) Olmos R. Los grupos escultóricos del Cerrillo Blanco de Porcuna (Jaén). Un ensayo de lectura iconográfica convergente. Archivo Español de Arqueología, 2002, no. 75, pp. 107-122. (in Spanish)

Oroz Arizcuren F. Miscelanea hispánica. Pueblos, lenguas y escrituras en la Hispania Preromana. Actas vii Coloquio sobre Lenguas y Culturas paleohispánicas. Salamanca, Universidad de Salamanca Publ., 1999, pp. 499-534. (in Spanish)

Pérez Ballester J., Mata Parreña C. Los motivos vegetales en la cerámica del Tossal de San Miguel (Llíria, Valencia). Funcion y significacion en los Estilos I y 11. Los iberos, príncipes de Occidente. Las estructuras de poder en la sociedad ibérica. Actas del Congreso internacional (Barcelona, 1998). Vol. 1. Saguntum, Departament de Prehistoria i Arqueologia de la Universitat de Valencia Publ., 1998, pp. 231-244. (in Spanish) Pérez Orozco S. Sobre la sintaxis del ibérico. Fontes Linguae Vasconum, 2004, no. 95, pp. 159-163. (in Spanish) Presedo F. La Dama de Baza. Trabajos de Prehistoria, 1973, no. 30, pp. 151-216. (in Spanish)

Prieto Vilas I. M. El recorrido en torno a la sepultura turriforme de Pozo Moro y las secuencias narrativas. etf (hist), 2000, no. 13, pp. 325-356. (in Spanish)

Ruiz Rodríguez A.; Molinos M. (eds). Iberos. Actas de las I Jornadas sobre el Mundo Ibérico. (Jaen, 1985). Jaén, Universidad Popular Municipal Publ., 1987. 361 p. (in Spanish)

Ruiz Rodríguez A.; Molinos M. Los Iberos. Análisis arquiológico del proceso histórico. Barcelona, Editorial Crítica Publ., 1993. 332 p. (in Spanish) Santos Yanguas J. Los Pueblos de la España Antigua. Madrid, Historia Publ., 1989. 222 p. (in Spanish)

Silgo Gauche L. Las inscripciones ibéricas de los mosaicos de Caminreal (Teruel) y Andelos (Navarra). Studia Palaeohispanica, 1993, pp. 281-286. (in Spanish)

Silgo Gauche L. Revisión de seis inscripciones sobre cerámica procedente de Azaila (Teruel). Palaeohispanica, 2002, no. 2, pp. 363378. (in Spanish)

Taradell M. Arte Ibérico. Barcelona, Ediciones Poligrafa Publ., 1969. 251 p. (in Spanish)

Tiemblo Magro A. Iconografía del rostro frontal en la cerámica ibérica. Complutum, 1999, no. 10, pp. 175-194. (in Spanish) Tortosa Rocomora T. Los grupos pictóricos en la cerámica del Sureste y su vinculacion al denominado estilo Elche-Archena. Los iberos, príncipes de Occidente. Las estructuras de poder en la sociedad ibérica. Actas del Congreso internacional (Barcelona, 1998). Vol. 1. Saguntum, Departament de Prehistoria i Arqueologia de la Universitat de Valencia Publ., 1998, pp. 207-216. (in Spanish)

Vives Boix F. La Dama de Elche en el año 2000: análisis tecnológico y artístico. Valencia, Ediciones Tilde Publ., 2000. 142 p. (in Spanish)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.