Научная статья на тему 'I Всеуральская научная конференция школьников по географии в Пермском государственном университете'

I Всеуральская научная конференция школьников по географии в Пермском государственном университете Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лучников Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «I Всеуральская научная конференция школьников по географии в Пермском государственном университете»

ХРОНИКА

I ВСЕУРАЛЬСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ В ПЕРМСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В период с 10 по 13 февраля 2011 г. на географическом факультете Пермского государственного университета прошла I Всеуральская научная конференция школьников «Географические исследования и открытия». В ее работе приняли участие более 130 школьников и педагогов из 12 регионов Российской Федерации. Большинство участников приехали в старейший вуз Урала из различных муниципальных образований Пермского края, Свердловской и Курганской областей, республик Коми и Удмуртия, Ямало-Ненецкого автономного округа.

В ходе торжественного открытия конференции участников и гостей научного форума поприветствовал ректор ПГУ Игорь Юрьевич Макарихин, который рассказал о новом научноисследовательском статусе университета, политике по привлечению абитуриентов и перспективах вуза. Председатель Пермского отдела Русского Географического общества, заведующий кафедрой физической географии и ландшафтной экологии ПГУ профессор Николай Николаевич Назаров обозначил важность проведения подобных мероприятий, актуальность географической науки в прошлом и настоящем и пожелал успехов участникам. Декан географического факультета профессор Александр Иванович Зырянов представил кафедры и направления обучения студентов, существующие на факультете. Прозвучали также слова благодарности в адрес оргкомитета конференции от педагогов из разных регионов России - Р.А. Щелкуновой (г. Ревда), Л.П. Кравченко (г. Оренбург), А.Н. Зелениной (г. Пермь) за предоставленную возможность участия школьников, гимназистов, слушателей и лицеистов в этом мероприятии. Ведущим торжественного открытия и пленарного заседания был заведующий кафедрой метеорологии и охраны атмосферы ПГУ профессор Николай Александрович Калинин.

В ходе пленарного заседания прозвучали доклады школьников 9-11-х классов, которые особо отметил оргкомитет конференции. Они ознаменовали собой те направления работы научного форума, в рамках которых позже проходили заседания тематических секций. Учащаяся МАОУ ДОД «Станция юных натуралистов», г. Чайковский, Ирина Зверева представила доклад о климатических особенностях своего города. Ученик 10-го класса школы пос. Пангоды (Надымский район ЯмалоНенецкого автономного округа) Александр Грозных рассказал о результатах своего исследования качества питьевой воды родного поселения. Работа ученика 9-го класса МОУ «СОШ № 5» г. Кудымкара Геннадия Петрова была посвящена проблемам миграционной подвижности коми-пермяцкого народа и его адаптации в новых районах проживания. Ученик 9-го класса МОУ «СОШ №11» г. Тавда Свердловской области Алексей Савинов представил научной общественности свой макет новой бальнеологической лечебницы в этом городе. Все представленные исследования вызвали неподдельный интерес участников конференции, что нашло подтверждение в количестве задаваемых вопросов и организованной дискуссии.

Далее работа была организована по 5 секциям: 1) «Природная география и биогеография» и «Гидрология, гидробиология и охрана водных ресурсов»; 2) «Геоэкология, социальная экология и экологическое воспитание»; 3) «Историческая и литературная география»; 4) «Экономическая и социальная география»; 5) «География туризма и рекреационная география». Ведущими заседаний были ученые и преподаватели факультета: Т.А. Балина, С.А. Бузмаков, А.И. Зырянов, С.А. Кулакова, О.В. Ларченко, С.А. Меркушев, Г.В. Морозова, Т.В. Субботина, И.В. Фролова, Н.В. Харитонова, Л.Ю. Чекменева, Л.Б. Чупина и др. После каждого доклада слушателям давалась возможность обсудить его, высказать свои замечания и пожелания. Наибольшее количество выступлений было заслушано на секции № 4 (23 доклада).

По замечаниям ведущих секций, все исследования носили конструктивный и актуальный характер. Необходимо отметить, что многие представленные проекты основаны на авторских методиках и связаны с проблемами социально-экономического развития своих местностей.

Выделим основные направления исследований школьников, которые были заявлены в работе указанных секций:

1. «Природная география и биогеография»:

- изучение погодных и климатических явлений;

- изучение природно-очаговых заболеваний;

- исследование биоразнообразия территорий и состояния популяций растений и животных;

- применение картографического метода в географии;

- анализ экзогенных геоморфологических процессов на территории;

- ландшафтные исследования.

2. «Гидрология, гидробиология и охрана водных ресурсов»:

- комплексное обследование речных бассейнов;

- изучение водохранилищ и их влияния на окружающую местность;

- экологические проблемы поверхностных вод (морей, крупных и малых рек, озер);

- анализ состояния водных ресурсов и водных организмов.

3. «Геоэкология, социальная экология и экологическое воспитание»:

- проблемы экологического просвещения и воспитания;

- экологический мониторинг состояния окружающей природной среды;

- анализ качества питьевой воды;

- эффективность функционирования особо охраняемых природных территорий;

- здоровье населения отдельных территорий;

- общая экологическая ситуация в отдельных поселениях;

- проблемы утилизации твердых бытовых отходов;

- проблемы сохранения лесного покрова в России и мире.

4. «Историческая и литературная география»:

- ретроспективный анализ социально-экономического развития отдельных поселений;

- топонимические исследования;

- духовная жизнь в прошлом и настоящем;

- литературные жанры и произведения как основа для изучения географических объектов и анализа географической информации.

5. «Экономическая и социальная география»:

- функционирование отдельных отраслей национальной и региональной экономики;

- исследование демографических процессов и ситуации на рынке труда;

- этнографические исследования;

- анализ территориальной организации российского общества и ее изменения после начала процесса объединения «матрешечных» субъектов;

- изучение ментальности отдельных народов;

- развитие альтернативных источников получения тепловой и электрической энергии;

- исследования в области географии спорта;

- анализ документов территориального управления и планирования;

- проблемы монопоселений.

6. «География туризма и рекреационная география»:

- анализ различных видов туристско-рекреационного потенциала территорий, в т.ч. историкокультурного и природно-ресурсного;

- изучение туристского рынка отдельного города;

- определение перспектив развития туризма и рекреации в различных муниципальных образованиях;

- разработка туристских маршрутов;

- организация и проведение туристско-привлекательных мероприятий и акций и др.

Материалы конференции были изданы в виде сборника тезисов.

В конце рабочего дня всем участникам конференции были вручены грамоты, благодарственные письма, а также памятные книжные подарки. Также были подведены основные итоги работы научного форума. Можно отметить следующее:

- во-первых, работа конференции носила доброжелательный и конструктивный, а не соревновательный характер;

- во-вторых, заявленная программа была выполнена полностью;

- в-третьих, формат проведения форума, обозначенный как научная конференция школьников с обсуждением результатов исследования, обменом мнений и методик, был признан успешным как участниками конференции, так и ее организаторами;

- в-четвертых, подобные встречи являются площадкой для обмена мнениями, дискуссии между учащимися и учеными, педагогами и учеными. Они помогают в организации новой школы России, в которой на первый план выходит не традиционный знаниевый подход, а формирование необходимых школьнику компетенций. Подобные конференции также помогают учащимся почувствовать научноисследовательский характер высшего образования и готовят их к будущей жизни;

- в-пятых, научные конференции школьников привлекают молодое поколение к познанию своей Родины - страны, родного края и поселения; формируют созидательное мышление и отношение к тому месту, где они проживают;

- в-шестых, географические исследования школьников помогают лучше понять прикладной характер науки географии и связать ее с практикой повседневной жизни, раскрыть ее

конструктивных характер для общественности, в т.ч. для специалистов в области территориального управления и планирования.

В ходе закрытия конференции много раз прозвучало предложение об организации подобного мероприятия на базе географического факультета Пермского государственного университета в следующем году.

12 февраля для желающих были организованы экскурсии по городу Перми, в Музей политических репрессий «Пермь-36» (дер. Кучино Чусовского района) и столицу Строгановских владений на Урале - пос. Ильинский.

Оргкомитет конференции благодарит генерального директора группы компаний «ДАВ-АВТО», выпускника географического факультета ПГУ Дмитрия Дульфатовича Башарова за финансовую помощь в ее организации и проведении.

Неоценимую помощь и техническую поддержку в издании сборника конференции и организации экскурсионной программы оказали следующие сотрудники географического факультета ПГУ: Д.Н. Андреев, А.М. Ахремчик, Е.А. Боронникова, И.С. Зырянова, А.Д. Крючков, А.В. Кулиева, А.С. Лучников, А.В. Фирсова, С.Р. Шарифулин, И.О. Щепеткова, а также студенты 2 курса Д.М.Ахремчик, О С. Барышникова, А.А. Кашолкин, Е.Л. Никитина и магистрант 2 года обучения Р.А. Кулиев.

А. С. Лучников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.