Научная статья на тему 'И.В. СТАЛИН: "АРМИЯ ДОЛЖНА НЕ ТОЛЬКО ОБОРОНЯТЬСЯ, ОНА ДОЛЖНА, НАСТУПАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА ВСЕМИ СПОСОБАМИ"'

И.В. СТАЛИН: "АРМИЯ ДОЛЖНА НЕ ТОЛЬКО ОБОРОНЯТЬСЯ, ОНА ДОЛЖНА, НАСТУПАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА ВСЕМИ СПОСОБАМИ" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гареев М.А.

5 марта 1945 года при рассмотрении проекта приказа о задачах журналов «Военная мысль» и «Военный вестник» И.В. Сталин в присутствии руководства Генерального штаба Красной армии встретился с ответственными редакторами названных печатных органов. Запись состоявшейся беседы (она длилась чуть более часа - с 22 ч 40 мин до 23 ч 45 мин), сделанная ответственным редактором «Военной мысли» генерал-майором Н.А. Таленским, публикуется ниже. Эта запись - интересный исторический документ, который говорит сам за себя и вряд ли нуждается в подробном комментировании. Вместе с тем затронутые в нем проблемы являются злободневными и в настоящее время. В чем же состоит их актуальность с позиций сегодняшнего дня? Своими мыслями по этому поводу делится с читателями «Военно-исторического журнала» президент Академии военных наук генерал армии М.А. Гареев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И.В. СТАЛИН: "АРМИЯ ДОЛЖНА НЕ ТОЛЬКО ОБОРОНЯТЬСЯ, ОНА ДОЛЖНА, НАСТУПАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА ВСЕМИ СПОСОБАМИ"»

И.в. Сталин: «АРМИЯ ДОЛЖНА НЕ ТОЛЬКО

ОБОРОНЯТЬСЯ, ОНА ДОЛЖНА НАСТУПАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА

5 марта 1945 года при рассмотрении проекта приказа о задачах журналов «Военная мысль» и «Военный вестник» И.В. Сталин в присутствии руководства Генерального штаба Красной армии встретился с ответственными редакторами названных печатных органов. Запись состоявшейся беседы (она длилась чуть более часа — с 22 ч 40 мин до 23 ч 45 мин), сделанная ответственным редактором «Военной мысли» генерал-майором Н.А. Таленским, публикуется ниже.

Эта запись — интересный исторический документ, который говорит сам за себя и вряд ли нуждается в подробном комментировании. Вместе с тем затронутые в нем проблемы являются злободневными и в настоящее время.

В чем же состоит их актуальность с позиций сегодняшнего дня? Своими мыслями по этому поводу делится с читателями «Военно-исторического журнала» президент Академии военных наук генерал армии М.А. Гареев.

Запись беседы И.В. Сталина с ответственными редакторами журналов «Военная мысль» и «Военный вестник» 5 марта 1945 года

О военной идеологии

Товарищ Сталин*, рассматривая задачи журнала «Военная мысль», задал вопрос: нужно ли нам ставить задачу разработки вопросов военной идеологии? Не ограничиться ли только вопросами теории? И положительно отвечая на этот вопрос, ставит другой — какая нам нужна военная идеология? Основные мысли товарища Сталина: Большевики не против войны, мы не пацифисты, мы за справедливые войны, против захватнических, империалистических.

Армия должна иметь военную идеологию. Мы начали войну, по-существу, не имея военной идеологии. У нас был лозунг: чужой земли не хотим, но и своей земли, ни одного вершка

* В публикации записи беседы сохранен стиль изложения автора.

ВСЕМИ СПОСОБАМИ»

не отдадим никому. Это, в сущности, оборонческая идеология. Это идеология гражданского лица. Армия должна не только обороняться, она должна наступать, защищать интересы государства всеми способами. Такую идеологию мы создали во время войны. Теперь у нас есть своя военная идеология.

Затем товарищ Сталин сравнивает немецкую военную идеологию с французской:

Немцы создали военную идеологию нападения, идеологию наступательной войны, захвата, идеологию борьбы за мировое господство. Эта идеология им сильно помогала в войне. Но она была односторонней и привела их к краху.

Идеология обороны при одностороннем ее развитии ведет к предпочтению пассивных методов войны, к строительству линий Ма-жино и т.п. А в войне линия Мажино была расстреляна, не оправдала себя. Одной обороной войну выиграть нельзя.

Нам нужна идеология готовности не только к обороне, но и к наступлению. Наша армия должна умело защищать любые интересы нашего государства всеми способами. Эти мысли товарищ Сталин в беседе повторил несколько раз.

О взаимодействии родов войск и о подготовке общевойскового командира

Товарищ Сталин лично вписал в приказ в качестве задачи журнала «Военная мысль» «разработку вопросов взаимодействия родов войск и подготовки общевойсковых командиров». При этом он высказал следующие мысли:

Современный бой и современная операция основаны на взаимодействии всех родов войск. Не может ныне один род войск решить все задачи в бою. Общевойсковой начальник должен хорошо знать все рода войск — и артиллерию, и танки, и авиацию, и инженерное дело. Общевойсковой начальник — это не пехотный командир. Это командир, который объединяет и руководит всеми родами войск. И в прошлом все великие полководцы очень внимательно изучали военную технику, инженерное дело. Общевойсковой начальник должен быть хорошо подготовленным в военно-техническом отношении. Он должен уметь правильно и грамотно поставить задачи начальникам родов войск, критически воспринимать их доклады и давать им авторитетные указания и замечания. Товарищ Сталин очень нелестно отозвался о тех круп-

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • www.mil.ru • № 3 2007

в

К

ных военачальниках, которые не разбираются в калибрах артиллерии, для которых авиация — это просто самолеты без различия их технических и тактических особенностей. Товарищ Сталин подчеркнул, что нам нужно создавать, воспитывать общевойскового начальника нового, современного типа. До сих пор наши командиры изучали отдельно тактику, артиллерию, танки, инженерное дело и т.п. Задача заключается в том, чтобы правильно связать эти отрасли подготовки так, чтобы основная подготовка нашего командира проходила как подготовка общевойскового начальника, который на основе крепких знаний всех родов войск способен грамотно и умело организовать их взаимодействие в бою. Товарищ Сталин несколько раз подчеркнул мысль, что общевойсковой начальник должен хорошо знать все рода войск и умело, не формально организовывать их взаимодействие.

О подготовке наших кадров

Самое лучшее, самое важное, чего мы добились в этой войне, — указал товарищ Сталин, — это наша армия, наши кадры. В этой войне мы получили современную армию, и это важнее многих других приобретений. В войне сформировались хорошие кадры, и эти кадры сейчас обладают большим опытом, большой практикой. Нужно помочь им расширить кругозор, нужно подкрепить их теорией, помочь им осмыслить теоретически их большой практический опыт.

О разработке теоретического и практического наследства выдающихся русских полководцев и военных деятелей

Задачу расширения кругозора наших кадров товарищ Сталин связал с задачей разработки теоретического наследства наших выдающихся полководцев. Для военных людей, отметил он, является провалом то, что наши офицеры знакомятся с выдающимися русскими полководцами из книг гражданских людей. Почему, — задал он вопрос, — никто из серьезных военных работников не занимается разработкой деятельности таких полководцев, как Петр I, Румянцев, Суворов, Кутузов, Брусилов? Ввиду того, что деятельность этих полководцев у нас по-настоящему еще не разработана, много есть неправильного в их оценке. О Кутузове, например, до сих пор многие говорят и пишут как о полководце, стоящем ниже Суворова, в то время как Кутузов командовал армией большей, чем Суворов, решал неизмеримо более сложные политические и стратегические задачи, успешно вел борьбу с более сильным противником. Теоретическое и практическое значение деятельности Кутузова много глубже и ценней, и стратегия его много умнее, чем составилось мнение в литературе. Нужно разбить ходячее мнение о том, что кутузовская стратегия была пассивной, что он был способен только отступать и хитрить. Стратегия Кутузова была умной, величественной, государственной. Товарищ Сталин оценил Румянцева, Петра I, Суворова и Куту-

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

зова как основоположников русского военного искусства. Практическое и теоретическое наследие их и Брусилова должно быть глубоко разработано. Для этого нужны серьезные статьи в «Военной мысли», книги и брошюры.

О воспитании наших кадров

У нас хорошие кадры, много героев. Нужно этих героев и дела их показать народу. На делах этих героев нужно воспитывать наших людей. Недостаточно напечатать портрет героя и корреспонденцию о нем в газете, нужно создавать брошюры для солдат и сержантов. Нужно создать библиотечку для них о выдающихся наших офицерах-героях, командирах рот, батальонов и полков, где написать биографии их и описать их боевые дела и боевой опыт. Это должна делать и «Красная звезда». Она должна создавать свою библиотечку. Кадры надо воспитывать — несколько раз подчеркнул товарищ Сталин. Нельзя одними приказами людей кормить. Надо что-нибудь сочное давать. Не нужно излишнего восхваления только. Дела сами за себя будут говорить.

Об изучении опыта войны

Мы получили огромный военный опыт, такой опыт, которого нигде нет. К этому опыту приковано внимание всего мира. Мы сидим на золоте нашего опыта, но порой его лучше и скорее изучают за рубежом. Нужно развернуть глубокое изучение нашего опыта в большом и малом масштабе. На этой работе вокруг нашего журнала «Военная мысль» и газеты «Красная звезда» будут собираться люди, организовываться. Нужно привлечь к изучению опыта внимание наших людей.

Как изучать, описывать опыт? Не заниматься восхвалениями, критически разбирать операции. Дела сами за себя будут говорить. Подхалимов подальше держать от этой работы.

Историко-архивньш отдел Генерального штаба ВС РФ. Ф. 19. Оп. 653. Д. 1. С. 86—89.

От армии 1941-го — к армии 1945 года

РЕЖДЕ всего обращает на себя внимание такое поражающее воображение обстоятельство: идет война, проводится крупнейшая Висло-Одерская стратегическая наступательная операция, возникают не только сложные оперативно-стратегические проблемы на фронтах, трудности в организации взаимодействия с союзными армиями, но и многие политико-дипломатические задачи, касающиеся послевоенного устройства Европы; в предсмертной агонии пребывает гитлеровская верхушка, стремясь склонить западных союзников СССР к сепаратному миру, и многое другое. Необходимо было проводить работу по мобилизации усилий народа и армии для окончательного решительного разгрома врага в его собственном логове. С учетом сказанного нетрудно себе представить огромную занятость руководителя страны, сосредоточившего в своих руках все нити ее политической, социально-

2007 № 3 • www.mil.ru • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

в

Яё

экономической жизни, а также все рычаги стратегического руководства Вооруженными силами.

И вот, несмотря на это, в столь непростых условиях Верховный Главнокомандующий, Наркомат обороны, Генеральный штаб не поглощены, оказывается, всецело текущей оперативной работой, а заглядывают уже далеко вперед, думают о будущей военной идеологии, необходимости обобщения и освоения богатейшего опыта еще идущей тяжелейшей войны, о подготовке военных кадров в послевоенное время в соответствии с выявленными новыми требованиями. В частности, Генштаб представил наркому обороны И.В. Сталину проект приказа о задачах журналов «Военная мысль» и «Военный вестник», а тот посчитал нужным не просто его формально рассмотреть и подписать, но обстоятельно побеседовать с их ответственными редакторами, поразмышлять вместе с ними о назревших проблемах, дать необходимые в новых условиях советы и рекомендации.

Нет надобности идеализировать И.В. Сталина, далеко не во всем с ним можно ныне согласиться. И вообще, как представляется, к подобным неоднозначным историческим личностям следует и относиться неоднозначно, по-разному: за что-то их можно и нужно порицать, но есть и чему поучиться. В частности, ради объективности, нельзя не обратить внимание на глубину и емкость высказанных Сталиным в приводимой выше беседе мыслей, на четкость и лаконичность их формулирования. Из вопросов, которые им затрагивались, наибольшую актуальность в наше время сохраняют проблемы военной идеологии, изучения боевого опыта, подготовки общевойскового командира, освоения наследия выдающихся полководцев.

Особого внимания заслуживает тезис И.В. Сталина о том, что «самое лучшее, самое важное, чего мы добились в этой войне, — это наша армия, наши кадры. В этой войне мы получили современную армию, и это важнее многих других приобретений» (подчеркнуто мною. — М.Г.). И сказанное им не является большим преувеличением. Безусловно, Победа достигнута усилиями всего советского народа. Но судьба Отечества, быть или не быть ему решалась все же на полях сражений. И в реализации усилий народа, экономических и духовных возможностей страны решающую роль сыграли воины армии и флота, прежде всего офицерские кадры.

К концу войны Советские Вооруженные Силы обладали такой несокрушимой мощью, таким военным профессионализмом, были настолько слаженным во всех отношениях организмом, что никто им противостоять в Европе уже не мог. В связи с этим возникает один из самых глубинных и сокровенных вопросов военной истории. Чем же наша армия 1941 года, терпевшая тяжелые поражения в начале войны, отличалась от армии 1945-го, уверенно и блистательно завершившей войну?

Люди (солдаты, офицеры) летом 1941 года формально были даже лучше (по возрасту, физическим данным, общей военной подготовке), вооружение за время войны, конечно,

качественно изменилось, но не столь существенно, не было особенной ломки и организационной структуры армии, системы военного управления (кроме ВВС и организации Ставки ВГК), да и в отношении некоторых других параметров. И в целом, с точки зрения потенциальных возможностей (боевой выучки личного состава и его укомплектованности, вооружения и иных показателяй), боеспособность Красной армии к началу войны была выше, чем ее непосредственная боевая готовность к отражению вражеской агрессии. Из-за известных просчетов политического руководства и высшего военного командования войска к началу нападения противника не были приведены в полную боевую готовность, их оперативное развертывание не завершено, дивизии первого эшелона в большинстве своем не успели занять предназначенных оборонительных рубежей. Поэтому они оказались в тяжелейшем положении и не смогли в полной мере реализовать свои боевые возможности. Уже к осени 1941 года была потеряна основная часть кадровой армии, и ее пришлось воссоздавать в ходе военных действий. Тем более значим качественный скачок боеспособности советских войск, совершенный за годы войны.

ЧТО ЖЕ превратило армию 1941 года в армию 1945-го? Коренные качественные изменения произошли прежде всего внутри ее. Война встряхнула все общество, всех людей, и военных и гражданских, заставила совсем другими глазами взглянуть на судьбу страны и свои задачи по защите Отечества. Она вынудила всех, начиная от Верховного Главнокомандующего и кончая солдатом, стряхнуть с себя благодушие, привычки и настроения мирного времени, мобилизовать до предела имевшиеся возможности, оттачивать свое управленческое и боевое мастерство.

Обстановка военного времени не прощала формализма, ошибок и просчетов. Она сурово наказывала за любые упущения, особенно на полях сражений, будь то в ведении разведки, огневом поражении противника, обеспечении войск всем необходимым. Отодвигала в сторону все надуманное, нежизненное, все артикулы, установления партократов и чиновников типа Л.З. Мехлиса1. В частности, со всей наглядностью выявилось, что в определенной мере нужны и контроль, и догляд «сверху», но не может быть никакого эффективного управления без доверия к людям. Война вынудила ограничить существовавший беспредел и в этой области.

Непрерывная и напряженная вооруженная борьба на фронтах обогащала боевым опытом, закаляла военные кадры, делала их более стойкими, мудрыми и уверенными в своих силах, заставляла овладевать еще непостижимыми в 1941 году секретами воинского мастерства. Видимо, и в начале войны не было командира, который бы теоретически не знал о необходимости сосредоточения основных усилий на решающих направлениях, ведения непрерывной разведки и надежного огневого поражения противника. Но потре-

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • www.mil.ru • № 3 2007

в

К

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

бовались большие жертвы и усилия, прошло немало времени, пока большинство командиров овладели искусством практического осуществления этих канонов военной науки. Со всей беспощадностью война показала, какая огромная дистанция между знанием теории и практическим овладением военным искусством. Достаточно напомнить и о том, что глубинная суть стратегической обороны не была уяснена и на самом «верху» не только в 1941-м, но и в 1942 году. Лишь при подготовке к Курской битве в 1943 году ее удалось до конца постичь. Немало было и других таких проблем, с которыми пришлось столкнуться и научиться решать их во время войны. Вот ведь как трудно раскрываются на практике таинства военного искусства.

Мужество и самоотверженный труд народа под лозунгом: «Все для фронта! Все для победы!» укрепляли армию не только все более совершенным оружием, материальными ресурсами, но и особой духовной силой. И помощь по ленд-лизу принесла свою пользу, особенно поставка сотен тысяч высокопроходимых автомобилей, которые сделали советскую артиллерию и в целом войска более маневренными.

В мирное время 3—4-суточное учение считается большим событием и, конечно, многое дает для повышения боевой выучки и боевого слаживания соединений и частей. А здесь четыре года (1418 суток) непрерывной учебы, и не просто в условиях, «приближенных к боевым», а действительно в боевых. Командиры, штабы и войска не только получали боевую практику, но и на протяжении всей войны в перерывах между боями занимались напряженной боевой подготовкой. Перед каждым боем и операцией соединения и части многократно тренировались в выполнении боевых задач, воссоздавая соответствующую оборону противника на местности, схожей с той, на которой предстояло действовать.

ВО ВРЕМЯ войны все было отлажено и доведено до совершенства. Приведу маленький пример. Кто был на учениях, не мог не заметить, например, сколько бывает суеты и беготни, чтобы переместить на новое место командный или передовой командный пункт. Во второй половине войны командир дивизии, иногда не говоря ни слова, показывал начальнику оперативного отделения только точку на карте, в которую следует переместить тот или иной пункт управления. И уже без особых указаний заранее назначенные для этого оператор, разведчик, связист, сапер знали, на какой машине ехать, что взять с собой и как все подготовить на новом месте. И такая слаженность в действиях была во всех делах и во всех звеньях — от Ставки до подразделения. Все действия, функциональные обязанности каждого воина отрабатывались до автоматизма. Это обеспечивало высокую организованность, взаимопонимание и слаженность управления.

Разумеется, в мирное время невозможно постоянно с таким напряжением заниматься боевой выучкой, как во время войны. Вместе

с тем, не получая длительное время боевой практики, любая армия постепенно «закисает», механизмы ее функционирования начинают ржаветь. Германия во второй половине 1930-х годов постоянно «обкатывала» свою армию в различного рода вооруженных конфликтах и кампаниях, и до нападения на СССР она в течение двух лет участвовала в тех или иных военных действиях. Одним из подспудных мотивов затеянной И.В. Сталиным Советско-финляндской войны 1939— 1940 гг. также было стремление испытать свою армию в боевом деле. И многие послевоенные локальные войны и вооруженные конфликты, развязанные США и другими государствами, в том числе последняя военная акция Израиля в Ливане, имели помимо прочего ту же цель — дать органам управления и войскам боевую практику и испытать новые образцы вооружения.

Для того чтобы армия была и в мирное время в боеготовом состоянии, необходимо учения и тренировки проводить не только с соединениями и частями, но и с органами управления стратегического и оперативного звена. До Великой Отечественной войны почему-то считалось, что командир роты или батальона должен систематически тренироваться в управлении подразделениями, а в стратегическом звене это делать не обязательно. В результате именно органы оперативно-стратегического звена оказались наименее слаженными и подготовленными к решению возложенных на них задач с началом войны. Это существенно снизило боевые возможности Советских Вооруженных Сил в целом.

В свете этого очень важно и в мирное время ответственно относиться к каждому занятию и учению, максимально приближать их к боевым условиям. Следует сказать, что в первые послевоенные годы, особенно в период, когда министром обороны был Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, сохранялось еще весьма строгое отношение к подготовке организации учений. Проводились они в очень разнообразной и требовательной обстановке. Достаточно сказать, что после каждого фронтового учения по его итогам издавался приказ министра обороны, нередко не справившиеся со своими задачами и обязанностями лица отстранялись от должности, получали строгие взыскания. Все еще помнили, как тяжело на войне приходилось расплачиваться за малейшие упущения, и считалось большим грехом не вскрывать и не пресекать их.

В этом отношении характерны два эпизода, о которых рассказал Маршал Советского Союза И.С. Конев на разборе учения в Закавказском военном округе. Перед войной, будучи командующим войсками Северо-Кавказского военного округа, он проводил командно-штабное учение с 19-й армией, и в это время старшие начальники вызвали его к правительственному телефону. Иван Степанович прибыл с запозданием и получил за это серьезное внушение. Некоторые чиновники считали: «Какие там учения, когда вызывает Москва». В послевоенный период, когда И.С. Ко-

2007 № 3 • www.mil.ru • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

в

Яё

нев как главнокомандующий Сухопутными войсками руководил командно-штабным учением с Закавказским военным округом, позвонил И.В. Сталин. Оперативный дежурный доложил, что маршал Конев на учении. Сталин сказал: «Хорошо, не отрывайте т. Конева от этого важного дела, пусть он мне позвонит, когда у него будет возможность для этого». Вот так война сурово учила и меняла людей, в том числе их отношение к боевой учебе, даже на самом высоком уровне. В связи с этим приходится задуматься: неужели нужна еще одна война, чтобы руководители всех уровней, особенно высшего, вновь уяснили роль и значение офицерских кадров в жизни государства, поняли, что главное предназначение армии, вообще военных людей — непрестанная подготовка к выполнению боевых задач. Если этого нет, армия теряет смысл своего существования. Как писал К.М. Симонов в романе «Товарищи по оружию»: «Для... военного человека война была экзаменом, который неизвестно когда состоится, но к которому надо готовиться всю жизнь»2.

РАЗУМЕЕТСЯ, военные действия, боевая практика совершенствовали боевую выучку не только советских войск, но и противника, боеспособность которого к концу войны значительно снизилась. Противоборствующие стороны перенимали опыт друг у друга. И в этом процессе решающую роль сыграли такие факторы, как справедливые цели войны Союза сСр, завоевание его Вооруженными Силами стратегической инициативы и господства в воздухе и в целом преимущества советской военной науки и военного искусства. Например, в Красной армии была выработана более совершенная, чем в вермахте, система огневого поражения, осуществлявшегося в виде артиллерийского и авиационного наступления. В немецких дивизиях было примерно в 1,5 раза больше артиллерии, чем в советских. Но наличие в распоряжении Ставки мощной артиллерии резерва ВГК и маневр ею на решающие участки фронта способствовали тому, что с советской стороны постоянно участвовало в активных боевых действиях до 55—60 проц. всей артиллерии, в то время как в германских войсках — около 40 проц. Зародившись в Битве под Москвой, уже под Курском была доведена до совершенства эффективная система противотанковой и противовоздушной обороны. Понесшие большие потери соединения германское командование обычно расформировывало и создавало новые, что затрудняло их сколачивание. В Красной армии нередко сохранялись и вели боевые действия дивизии численностью 3000—5000 человек. Поэтому соответствующих войсковых организмов у нас было больше, чем у немцев. Но при сохранении костяка имеющего боевой опыт личного состава, особенно офицерского в дивизионном, полковом, а во второй половине войны и в батальонном звеньях, легче было доукомплектовывать их и вводить пополнение в боевой строй.

Немало было и других подобных организационных и оперативно-тактических нов-

шеств, приемов, которые приумножали боевую мощь Красной армии и делали ее военное искусство более эффективным.

Советское командование в период Великой Отечественной войны придавало большое значение своевременному обобщению и доведению до войск боевого опыта. Ставка Верховного Главнокомандования, Генеральный штаб, Главное политическое управление, Наркомат Военно-Морского Флота, командование и штабы видов Вооруженных Сил и родов войск, объединений и соединений были не только органами практического руководства войсками, но и основными центрами развития военно-теоретической мысли. Успешные военные действия были немыслимы без творческой работы по подготовке новых уставов, инструкций и наставлений, обобщающих все передовое, появившееся в военном деле в ходе войны. С этой целью в Генеральном штабе было создано Управление по использованию опыта войны, в штабах фронтов и армий — соответственно отделы и отделения. Этими структурами, например, только в 1944 году были разработаны и переработаны Полевой и Боевой уставы пехоты, Руководство по форсированию рек, Руководство по действиям войск в горах, Наставление по прорыву позиционной обороны и другие. Всего же за 1943—1944 гг. издано вновь 30 уставов, наставлений и инструкций, связанных с ведением боевых действий и подготовкой войск.

Обращают на себя внимание конкретность и предметность военно-научных исследований, строгая подчиненность их интересам успешного ведения вооруженной борьбы на фронтах. В то время как армия Германии, несмотря на значительное несоответствие довоенных уставов опыту Второй мировой войны, особенно после нападения на Советский Союз, не переработала в ходе военных действий почти ни одного устава, хотя и вела их в течение шести лет. По захваченным трофейным документам, показаниям пленных офицеров и генералов вермахта установлено, что анализ и обобщение боевого опыта в немецко-фашистской армии велись лишь путем издания отдельных памяток и директив. Многие гитлеровские генералы в своих мемуарах называют одной из причин поражения то, что они и на Востоке воевали по тем же уставным документам, как и на Западе.

ВОЙНА еще раз подтвердила: даже хорошо разработанная теория сама по себе мало что дает, если ею не овладевают кадры. Для успеха требуются развитое оперативно-стратегическое мышление, целый ряд организаторских и волевых качеств, без которых нельзя проявить высокий уровень военного искусства. Неслучайно И.В. Сталин организаторские способности командного состава относил к постоянно действующим факторам, решающим исход войны.

Но и все сказанное выше далеко не полно отвечает на вопрос: откуда взялся феномен всесокрушающей победоносной армии к концу войны? Над этим таинством есть надобность задуматься более основательно,

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • www.mil.ru • № 3 2007

в

К

особенно когда затеваются всякого рода реорганизации и реформы. Главный урок в этой области состоит в том, что всякие внешне эффектные преобразования, если они касаются только поверхностных сторон войсковой жизни и не затрагивают внутренних пружин функционирования армейского организма, не меняют суть существующей системы, то эти преобразования мало что дают для улучшения качественных параметров боеспособности и боевой готовности Вооруженных сил.

И.В. Сталин в ходе беседы говорил как об особо важной задаче о взаимодействии родов войск и подготовке общевойскового командира, способного объединять в своих руках усилия всех родов войск. Конечно, в наше время в общевойсковых училищах готовят уже не пехотного командира (он овладевает там и танками, и артиллерией, и саперным делом), но проблема, например, хорошо отлаженного взаимодействия с авиацией в общевойсковом бою и сегодня остается не до конца решенной. Есть и другие подобного рода вопросы.

Не теряют своего значения и суждения советского лидера о необходимости освоения офицерами военного наследия выдающихся полководцев прошлого и вообще об обобщении и изучении опыта войн. Существует в том числе еще непочатый край работы по исследованию опыта войн в Афганистане, Чечне, в других локальных войнах и вооруженных конфликтах послевоенного периода. Беседу свою он заканчивает вопросом: как изучать и описывать опыт? И дает совет: «Не заниматься восхвалениями, критически разбирать операции. Дела сами за себя будут говорить. Подхалимов подальше держать от этой работы». Последнее пожелание труднее всего воплощается в военно-исторической работе, и не только в советское время. Ложь и фальсификации истории Великой Отечественной войны, дискредитация Победы в ней стали обычным делом в неолиберальной печати, на телевидении и в других СМИ. Этому особо удивляться не приходится: мировой закули-сой поставлена задача — унизить достоинство России, в том числе и историческое, и люди, призванные сделать это, исправно отрабатывают свой хлеб. Но и печать, причисляющая себя к патриотической когорте, не всегда занимает правильную и принципиальную позицию. Например, сам И.В. Сталин после войны довольно самокритично отмечал, что у советского правительства в годы войны имелось немало ошибок, были моменты отчаянного положения. Но в той же «патриотической» печати об этом сегодня невозможно сказать. Вас могут даже оскорбить.

В ПОСЛЕДНИЕ годы выходит много разных книг о минувшей войне, формально плюрализм, казалось бы, беспредельный. Но антироссийские писания издаются и распространяются огромными тиражами, а для правдивых, честных книг эти возможности крайне ограничены.

С точки зрения содержательной направленности военно-исторической литературы (даже некоторых серьезных исследований)

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

больше всего губит дело чрезмерная ангажированность авторов, которые не считаются ни с какой объективной действительностью, ни с какими фактами, аргументами и доказательствами. Обычно в рамках заранее заданных схем, версий из всего многообразия фактов, суждений, высказываний выбираются только те, что подтверждают точку зрения авторов, а все остальные, в том числе опровергающие их суждения, не только не анализируются и не сопоставляются, но даже не упоминаются, они просто отбрасываются.

У одних авторов И.В. Сталин все делал только правильно и никаких огрехов и ошибок в его деятельности не было. Во всем, в том числе в событиях 1941 года, виноваты С.К. Тимошенко, Г.К. Жуков, Д.Г. Павлов и другие должностные лица. Последние объявляются даже чуть ли не предателями и изменниками. Хотя, очевидно, есть за что покритиковать и Сталина. И нельзя огульно отвергать любые замечания по поводу его деятельности. Как уже говорилось выше, после войны И.В. Сталин по достоинству оценил значение военных кадров, многое сделал для повышения авторитета офицеров и их жизненного уровня. Но нельзя забывать и о том, как бесцеремонно и жестоко обошлись с командными кадрами перед войной.

Другие авторы, наоборот, во всем клянут сталинизм и не видят ничего светлого в деятельности И.В. Сталина или Г.К. Жукова. Утверждают, что народ одержал Победу вопреки сталинскому руководству. Народ, который потерпел поражение в Крымской, Русско-японской, в Первой мировой войнах, вдруг сумел победить в 1945 году? Так не бывает: каким бы героическим и самоотверженным ни был народ, без твердого и умелого руководства он не то что одержать победу (и какую!), элементарно организованно действовать не сможет. Тем более, что, как известно, вопреки Сталину ничего невозможно было сделать, без его ведома ни один мало-мальски серьезный вопрос нельзя было решить.

Подобные архиангажированные опусы не имеют ничего общего с исторической наукой. Они больше напоминают околоисторическое баловство, причем далеко не безвредное.

Любые исторические события или личности, в том числе и периода Великой Отечественной войны, должны изучаться во всей их противоречивой сложности, а последние, кроме того, строго измеряться меркой и 1941, и 1945 года.

Как писал К. Симонов в стихотворении «Зима сорок первого года»:

Не чтобы ославить кого-то, А чтобы изведать до дна, Зима сорок первого года Нам верною меркой дана. Пожалуй, и ныне полезно, Не выпустив память из рук, Той меркой, прямой и железной, Проверить кого-нибудь вдруг.

ОПЫТ Великой Отечественной войны, локальных войн, в которых участвовало старшее поколение, нужно изучать и осваивать сугубо критически, творчески, с учетом современных условий, объективно

2007 № 3 • www.mil.ru • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

вскрывая ошибки прошлого. Без этого невозможно извлечь из опыта войн должных уроков, необходимых в современных условиях.

Вообще востребованность новых идей, достижений военной науки и внедрение их в практическую деятельность — это один из главных уроков из прошлого и наиболее острая проблема нашего времени. И в этом деле и сегодня важную роль призвана играть военная печать. После Великой Отечественной войны многие военачальники, а также историки сокрушались по поводу того, что в СССР неправильно предвидели ее начальный период. Но в 1940 году по опыту начавшейся Второй мировой войны профессор Г.С. Иссерсон издал книгу «Новые формы борьбы», где убедительно показал, что этот период будет иным, чем в 1914 году, обрисовал некоторые его характерные черты. Был и ряд других исследований по этой проблеме. Однако эти взгляды не были замечены и восприняты.

Как сделать, чтобы такое не повторилось? В настоящее время для руководителей, особенно высшего звена, важно быть не только ближе к науке, а стоять во главе научных изысканий, быть более доступными в общении с людьми, военными учеными, не спешить отвергать новые идеи. В свое время программу военной реформы, возглавлявшейся М.В. Фрунзе, обсуждала вся Красная армия. Нужен более широкий фронт военного творчества и сегодня.

Только на такой добротной, жизненной основе можно создать рассчитанную на длительный срок военную идеологию и военную доктрину, которые не только должны быть выработаны и внедрены сверху, их должен воспринять весь личный состав армии и флота и осознанно проводить в жизнь как свое кровное дело.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мехлис Лев Захарович (1889—1953) — генерал-полковник (1944). В 1937—1940 гг. — начальник Политуправления РККА (с июня 1940 г. — Главное управление политпропаганды), с 1940 по 1946 гг. — нарком Госконтроля СССР и заместитель председателя СНК СССР. В Великую Отечественную войну, с июня 1941 г., — одновременно начальник Главного политуправления РККА и заместитель наркома обороны СССР. В мае 1942 г., являясь представителем Ставки ВГК на Крымском фронте, не сумел обеспечить организацию устойчивой обороны, за что был освобожден от занимаемых военных должностей и снижен в воинском звании до корпусного комиссара. Как политического и военного руководителя Мехлиса отличали прямолинейность и неразборчивость в выборе стиля и методов работы. В 1942—1945 гг. — член военного совета армии, а затем ряда фронтов. В августе 1945 — марте 1946 г. — член военного совета ПрикВО. В 1946—1950 гг. — министр Госконтроля СССР.

2 См.: Симонов К.М. Собр. соч: В 10 т. М.: Художественная литература, 1980. Т. 3. С. 239.

К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

Адмирал Ф.Ф. Ушаков -

подвижник православной веры

Генерал армии М.А. ГАРЕЕВ

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • www.mil.ru • № 3 2007

ОЧИТАЕМЫЕ на Руси архистратиг архангел Михаил, святые: благоверный великий князь Александр Невский, Георгий Победоносец, Святитель Спиридон Трими-фунтский были символом веры, духовной чистоты. Таковым стал и Федор Ушаков. Традиция прославления защитников и поборников православия продолжается и в наши дни.

Канонизация воина, защитника, благотворителя — адмирала Ушакова как итог его жития и деяний во благо Отечества состоялась в Санаксар-ском монастыре Саранской епархии и стала торжеством и для Военно-морского флота России. Сохранилось свидетельство настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санак-сарской обители, по прибытии своем из Санкт-Петербурга вел жизнь в собственном своем доме, в деревне Алексеевка, расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресениям и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время. В Великий пост живал в монастыре, в келье для своего лощения и приготовления к святым тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неупустительно и слушал благоговейно».

В 1944 году, при вскрытии могилы адмирала Ушакова останки флотоводца оказались нетленными. После возвращения Санаксарского монастыря Русской Православной Церкви, по словам его наместника архимандрита Варнавы, почитание святого праведника год от года возрастало. На его могиле постоянно служились панихиды.

Благодарная память о ратных деяниях человека, явившего образец служения воинскому долгу и подлинного патриотизма, пронесена русским народом через века. Адмирал Ушаков никогда не принимал монашеских обетов, но дух его был поистине монашеским. Поэтому и упокоил его Господь в стенах святой обители, воссозданной трудами его родного дяди, преподобного старца Феодора Санаксарского.

С тех пор День памяти праведного воина отмечается в Саранской епархии в день его кончины — 15 октября, а День прославления — 5 августа по новому стилю.

Частицы мощей святого адмирала Ушакова переданы на Балтийский флот. Движение православной веры происходило при передаче частиц святых мощей и иконы святого воина адмирала Федора Ушакова в православные храмы и на все флоты России: Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский, Каспийскую военную флотилию. Службы в честь православного святого воина адмирала Федора Ушакова проходят сегодня не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, странах Прибалтики и других странах мира.

Федор Федорович Ушаков стал по праву общепризнанным святым православной веры. Святой воин адмирал Ушаков — это наш духовный наставник, покровитель, заступник, который должен быть близок сердцу каждого человека, для которого святы ушаковские слова: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России!». Эти слова — напутствие, благословение Святого воина адмирала Ушакова на праведные дела во благо Родины!

В.Н. РАССОХО-АНОХИНА, кинорежиссер, генеральный директор ОАО «Морская документальная видеостудия»

9

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.