Научная статья на тему '«И в Коране можно найти много верного и глубокого…» (Письмо Л. Н. Толстого М. М. Крымбаеву)'

«И в Коране можно найти много верного и глубокого…» (Письмо Л. Н. Толстого М. М. Крымбаеву) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««И в Коране можно найти много верного и глубокого…» (Письмо Л. Н. Толстого М. М. Крымбаеву)»

Текущий год богат на памятные тяжении деятельности дореволюцион-

даты. В их ряду столетие со дня ной печати практически не было [ни]

кончины великого русского пи- дня, чтобы не писали об этом гениаль-

сателя и мыслителя графа Льва Нико- ном художнике, ярком представите-

лаевича Толстого (1828-7(20).11.1910) ле русской философской мысли, гума-

занимает особое место. Его богатое нисте и общественном деятеле. Редки

творческое наследие, нравственно- случаи, чтобы в каком-нибудь номере

философские воззрения являются не- солидного издания не упоминалось имя

иссякаемым источником познания вот Л. Н. Толстого, пользовавшегося не-

уже для нескольких поколений писа- пререкаемым авторитетом в кругах та-

телей, литературоведов, философов, тарской писательской интеллигенции.

историков. На страницах татарских газет и жур-

Становление будущего писателя налов появились сотни восторженных

как личности, истоки его воззрений не- материалов, посвященных Толстому,

разрывно связаны с Казанью. В 1844- написанных практически всеми татар-

1847 гг. молодой Л. Н. Толстой являлся скими художниками слова, публици-

студентом Казанского императорского стами, журналистами. Среди них мож-

университета (в городе проживали его но встретить имена Г. Исхаки, Г. Тукая,

родственники). Этот период жизни пи- Ф. Амирхана, С. Рамиева, Г. Ибрагимо-

сателя находит отражение в таких его ва, С. Рахманкулый и многих других

книгах, повестях, рассказах, как «Ис- представителей татарской интеллекту-

поведь» (1884), «Отрочество» (1854), альной элиты»1.

«Юность» (1857), «После бала» (1911). Известно, что Л. Н. Толстой, осо-

В условиях переломного времени твор- бенно в последние годы своей жиз-

чество Л. Н. Толстого, в особенности ни, пытался выработать свою позицию

его философско-нравственные воззре- по отношению к мировым религиям,

ния, стали для татарской интеллиген- был занят мучительными философско-

ции одним из неоспоримых ориенти- нравственными размышлениями об

ров в поиске идейно-нравственных ко- основах человеческого бытия, о веч-

ординат, путей обновления татарско- ном и тленном, суть которых своди-

го общества. И потому, «на всем про- лась к тому, что «основа всех религий

одна и та же: любовь к Богу, т. е. к высшему совершенству и к ближнему. Но во всех религиях совершилось и совершается то, что к основной религиозной истине, общей всем религиям, присоединяются ложные толкования, вносимые в учение его последователями. То же совершилось и совершается и в магометанстве. И потому, как во всех религиях, так и в магометанстве задача теперешнего человечества состоит не в том, чтобы, откинув религию, поставить на ее место узкие, неосновательные и пошлые, так называемые научные взгляды, а в том, чтобы понять сущность религиозного учения и постараться освободить основную религиозную истину учения от того, что скрывает ее. И это совершается во всех религиях, совершается и в магометанстве»2. По-видимому, уважительное отношение Л. Н. Толстого ко всем без исключения мировым религиям, в том числе и к исламу, сыграло свою роль в трепетном тяготении татарской интеллигенции начала ХХ в. как к творчеству, философско-нравственным воззрениям Л. Н. Толстого, так и к самой личности великого писателя и мыслителя.

«Всемерно популяризуя творчество Л. Н. Толстого, татарская печать стремилась охватить все стороны жизнедеятельности этого человека, неизменно представляя его как честь и совесть эпохи. Татарские писатели, публицисты, поэты не упускали возможности сравнивать деяния Л. Н. Толстого с интеллектуальным подвигом, с различной степенью информированности рассуждали о природе, таинствах невообразимой популярности этого исполина. Постижению духовной сущности писателя-мыслителя помогали прежде всего его произведения, которые всегда были в центре внимания татарской

интеллигенции. Сочинениями мудреца зачитывались. И не только деятели национальной культуры. Это было потребностью времени»3.

Что касается интереса самого Л. Н. Толстого, то его увлекали духовные искания в мусульманском мире. Одним из подтверждений этого является и ниже публикуемое письмо писателя секретарю редакции журнала «Мусульманин» от 16 марта 1909 г.

Двухнедельный народно-популярный, научно-литературный и общественный журнал «Мусульманин» издавался в Париже с 1908 по 1911 г. под редакцией Магомет-Бека Хаджет-ляше (М. Та1аппе). Он был посвящен вопросам культурного развития мусульман России и кавказских горцев. На его страницах можно найти весьма любопытные материалы по истории, культуре, быту разных этнографических групп татар, ногайцев, других тюркских народов России, общественной жизни татар Среднего Поволжья и Приуралья начала XX в.

К сожалению, мы не знаем содержания письма М. М. Крымбаева Л. Н. Толстому, и сохранилось ли оно. Письмо же великого русского писателя М. М. Крымбаеву, написанное в 1909 г. и помещенное в № 19 журнала «Мусульманин» от 1910 г., предваряется предисловием редакции следующего содержания: «Лучшим подтверждением ничтожества и духовного банкротства господ, подобных Бальмонтам, служит собственноручное письмо Льва Николаевича Толстого, адресованное секретарю нашей редакции г. Крымба-еву еще в прошлом году. Редакция не имела возможности опубликовать его тогда и делает это теперь с чувством глубокого уважения к красе русской литературы»4.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Амирханов Р. У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад» (на примере развития русской культуры). - Казань, 2002. - С. 133.

2. Письмо Льва Николаевича Толстого к г. М. М. Крымбаеву // Мусульманин. - 1910. - № 19. -С. 412.

3. Амирханов Р. У. Указ. соч. - С. 140.

4. Письмо Льва Николаевича Толстого... - С. 412.

ВРЕМЯ В СУДЬБАХ И ДОКУМЕНТАХ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2010

Письмо Льва Николаевича Толстого к г. М. М. Крымбаеву

16 марта 1909 г. Ясная Поляна.

М[ногоуважемый] г[осподин].

Основа всех религий одна и та же: любовь к Богу, т. е. к высшему совершенству и к ближнему. Но во всех религиях совершилось и совершается то, что к основной религиозной истине, общей всем религиям, присоединяются ложные толкования, вносимые в учение его последователями. То же совершилось и совершается и в магометанстве. И потому, как во всех религиях, так и в магометанстве задача теперешнего человечества состоит не в том, чтобы, откинув религию, поставить на ее место узкие, неосновательные и пошлые, так называемые научные взгляды, а в том, чтобы понять сущность религиозного учения и постараться освободить основную религиозную истину учения от того, что скрывает ее. И это совершается во всех религиях, совершается и в магометанстве. Так, существует очень высокая, по своему религиозному учению, секта бабистов*, продолжатель которой Бага-Улла сослан был турецким правительством в Акку, сын которого живет там. Люди эти не признают никаких внешних религиозных форм и основу религии, которую они считают единой во всех, полагают в доброй жизни, т. е. в любви к ближнему и неучастии в делах зла. Другую секту магометанскую я знаю в Казани. Секта эта называет себя Божьим полком или, по имени своего основателя, ваисовцами**. И та и другая секта представляют собою движение вперед магометанства к освобождению от мертвых внешних форм, которых, надо сказать, в магометанстве, как позднейшей религии, гораздо меньше, чем во всех других больших религиях. И потому полагаю, что всякому человеку, желающему служить человечеству, прогрессу его, надо не отрицать огулом ту религию, в которой он родился и воспитывался, как вы в магометанстве, а напротив, поняв те глубокие основы, которые есть в каждой религии, а также и в магометанстве, стараться очищать их от тех наростов, которые их скрывают. И в Коране можно найти много верного и глубокого, и кроме того есть небольшая книжечка, изданная в Индии по-английски, в которой собраны изречения Магомета (выдержки из этой книги будут в скором времени напечатаны в издании «Посредника»), замечательные по своей глубине и духовности.

Лев Толстой.

* Бабисты (бабиды) — последователи религиозно-политического движения, созданного в Иране в 1844 г. сейи-дом Али Мохаммедом (1819 или 1820-1850) по прозвищу Баб (араб. «врата»). В учении бабистов (бабидов) заметно влияние идей шейхов об имамах как «вратах» к постижению Бога, догматики исмаилитов и друзов. Они верили в скорое пришествие мусульманской «мессии» — Махди, которого отождествляли с Бабом, чей труд «Беян» (татар. «Беян» — «Откровение») стал писанием бабистов, заменившим для них Коран и шариат. В священном царстве бабистов (бабидов) сначала в Иране, а затем во всем мире предполагалось установить равенство классов и полов, отменить налоги с бедных, изгнать небабидов и разделить их имущество. Бабисты (баби-ды) возглавили антиправительственные массовые восстания на севере Ирана в 1848-1852 гг. После их подавления правительством и казни многих видных представителей (в т. ч. Баба в 1850 г.) движение бабистов (бабидов) пришло в упадок и прекратило свое существование. Высланный в 1863 г. в Стамбул ученик Баба Мирза Хусейн Али Нури (1817-1892) по прозванию Баха Аллах (араб. «Блеск Божий») основал движение бахаистов, считающиеся преемниками бабистов (бабидов). Также движение бабистов (бабидов) оказало определенное влияние и на мировоззренческую идеологию ваисовского движения второй половины XIX — первой четверти XX вв. в Среднем Поволжье (здесь и далее подстрочные примечания автора вступительной статьи).

** Ваисовцы — последователи мусульманского религиозно-политического движения, основанного Багаутдином (Багауллой) Ваисовым (1810-1893). Ваисовское движение получило широкое распространение во второй половине XIX — первой четверти XX вв. среди татарских крестьян, ремесленников, мелких торговцев. Ваисовцы действовали под лозунгом: «Государя мы чтим и молимся за него, но государства нам не нужно». Руководители ваисовского движения критиковали мусульманское духовенство за отход от заповедей Корана, разрешение мусульманам служить в войсках «неверных», отсутствие контроля над своевременным исполнением мусульманских молитв, присвоение себе исключительных прав, не дарованных им Кораном, распущенность нравов и др. Ваисовцы хотели быть лишь божьими подданными, признающими на земле, кроме своего Сардара (Ваисова), «помазанника небес» — императора, отрицали государственную власть. Основным методом борьбы ваисовцев стало гражданское неповиновение: они не подчинялись гражданским законам и властям, не платили налоги, отказывались служить в российской армии. В начале XX в. ваисовское движение обогатилось идеями «исламского социализма». Центральное место в их идейных построениях заняла вера в возрождение «золотого века» после восстановления Булгарского государста. После Октябрьского переворота 1917 г. ваисовцы заявили о поддержке Советской власти. В годы Гражданской войны в составе Красной Армии были сформированы ваисовские «Божьи полки». В 1920-х гг. ваисовцы основали в Чистопольском кантоне дер. Новый Булгар, где попытались в новых условиях развить свое учение. В дальнейшем община ваисовцев была распущена, в 1930-х гг. руководители и активисты ваисовского движения были репрессированы.

Мусульманин. - 1910. - № 19. - С. 412-413. Публикацию подготовил Рашид Галлям, кандидат исторических наук

«И В КОРАНЕ МОЖНО НАЙТИ МНОГО ВЕРНОГО И ГЛУБОКОГО...»

(ПИСЬМО Л. Н. ТОЛСТОГО М. М. КРЫМБАЕВУ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.