использование презентаций в преподавании учебных дисциплин в высшей школе
МОСКАЛЕНКО Ольга Валентиновна, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Автор анализирует возможности презентации в преподавании учебных дисциплин в высшей школе. обосновывается дифференциация презентаций, используемых в преподавании в высшей школе, плюсы и минусы их применения, даются психодидактические рекомендации.
КлЮЧЕвыЕ СловА: презентации, их дифференциация, методика преподавания и психодидактика в высшей школе
Презентация, созданная при помощи различных конструкторов мультимедийных презентаций, прочно вошла в процесс преподавания в высшем учебном заведении
Под презентацией (от лат. Praesen-^ — представление) понимается документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и прочее), имеющий своей целью помочь аудитории получить полноценную информацию об объекте презентации вудоб-ной форме Презентация является одним из маркетинговых и PR инструментов, однако в современной теории обучения она активно внедряется в процесс обучения как в высшей, так и в средней общеобразовательной и профессиональной школе [1].
Таким образом, презентация как способ представления информации — это информационный или рекламный инструмент, позволяющий сообщить нужную информацию об объекте презентации в удобной для получателя форме
Как правило, презентация может сочетать текст, графику, в том числе табличные данные, а также использовать гипертекстовые ссылки, компьютерную анимацию, видео, музыку и звуковой ряд (иногда все вместе или по отдельности) . Все элементы презентации должны быть организованы в единую среду, которая имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации Отличительной особенностью презентации является её интерактивность,
понимаемая для пользователя как возможность взаимодействия через элементы управления.
Презентации, используемые активно в обучении, созданы обычно в программе Microsoft PowerPoint (полное название — Microsoft Office PowerPoint), которая представляется как программа для создания и проведения презентаций, является частью Microsoft Office и доступна в редакциях для операционных систем Microsoft Windows и Mac OS . Кроме этой программы, иногда используют презентации, соданные с помощью и других программ и офисных пакетов (LibreOffice Impress, OpenOffice . org Impress, Keynote, SoftMaker Presentations, Multimedia Builder, ProPresenter) [2] .
Чаще всего используется мультимедийная презентация как набор слайдов и спецэффектов (слайд-шоу), текстовое содержимое презентации, заметки докладчика, а также раздаточный материал для аудитории
Время от времени используют презентации, созданные без компьютера, которые дают больше возможностей для вовлечения аудитории в обсуждение . Так, например, презентации на больших листах — одна из разновидностей презентаций без компьютера, позволяющая создать целостную картину и донести её до всех членов группы; учесть и отразить акторы, вызывающие изменения в этой картине . Она даёт возможность аудитории увидеть схему сложного процесса, что облегчает процесс его
усовершенствования, или создать карту, охватывающую все заинтересованные стороны проекта . Более того, в процесс создания такой презентации вовлечены все члены группы .
Отметим некоторые важные аспекты, на которые указывают разработчики презентаций[3-5].
Во-первых, если презентация создана для самостоятельного изучения, то она может содержать все присущие ей элементы, иметь разветвлённую структуру и рассматривать объект презентации со всех сторон, используя элементы гипертекста
Во-вторых, презентация, которая построена для поддержки какого-либо мероприятия или события, отличается большей минималистичностью и простотой в плане наличия мультимедиа и элементов дистанционного управления, обычно не содержит текста, так как текст проговаривается ведущим, и служит для наглядного представления его слов
В-третьих, если презентация создана для видеодемонстрации, то она не содержит интерактивных элементов и включает в себя видеоролик об объекте презентации, при этом может содержать текст и аудиодорожку. Разновидностью такой презентации является рекламный ролик.
В-четвёртых, презентация может быть создана для электронной рекламной рассылки . Этот вид презентации создаётся, как правило, с минимальным применением инструментов мультимедиа в целях уменьшения объёма письма .
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
О.В. Москаленко
В-пятых, существуют и другие типы презентаций (в том числе и в формате приложения для мобильных телефонов и смартфонов) .
Резюмируя, можно сделать следующий вывод — вне зависимости от исполнения каждая самостоятельная презентация должна чётко выполнять поставленную цель: помогать донести требуемую информацию об объекте презентации
С психологических позиций, презентация играет роль визуальной коммуникации и выступает мотивирующим фактором для аудитории в познании тех или иных объектов и явлений, их закономерностей.
В преподавании учебных дисциплин в высшей школе часто преподаватели используют мультимедийных презентации для представления лекционного материала . Привлекательность этого вида представления учебного материала объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования мультимедиа в качестве маркетингового инструмента:
• информационная ёмкость — возможность в одной мультимедийной презентации разместить большой объём графической, текстовой и звуковой информации; позволяет в полной мере продемонстрировать большую по объёму часть знаний по каждой теме изучаемой дтисциплины;
• компактность — в качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные
типы дисков, иБВ-карты; но независимо от формы и ёмкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения; эмоциональная привлекательность — мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у зрителей позитивное отношение к представляемой информации; наглядность — это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» или даже прочесть . Отличительные особенности, специфические свойства и закономерности объектов или явлений можно предельно реалистично продемонстрировать именно с помощью современных графических и видеотехнологий мультимедийных презентаций; мобильность — для демонстрации необходимы носитель и компьютер, видеопроектор . Оптимальным решением может стать презентация в сочетании с ноутбуком, что особенно важно при выездных контактах; интерактивность — возможность непосредственно воздействовать на ход презентации — это одно из важнейших преимуществ мульти-
медиа. Выбрать необходимую скорость, язык презентации, нужный для представления раздел или блок информации — неоспоримое достоинство мультимедийных презентаций, которое позволяет фокусировать внимание собеседников на выбранных именно преподавателем ключевых моментах;
• экономическая выгода — тиражирование мультимедийных презентаций на дисковые носители или электронные адреса гораздо дешевле, чем другие формы передачи информации . При этом следует учитывать и возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, её дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации интерфейса и звукового ряда;
• многофункциональность — однажды созданная презентация может иметь до десятка различных способов использования, начиная от применения мультимедиа для проведения лекций, организации самостоятельной работы, использования информации на практических занятиях и семинарах, конференциях и кейс-стадиях . Прогрессивные технологии в сфере
образования на современном этапе очень востребованы [6,8]. В частности, всё большую популярность приобретают презентации с анимированными схемами производств, которые наглядно демонстрируют технологический про-
цесс производства . Графическое отображение различных процессов, диаграммы продаж и схемы финансовых и других операций — всё это и многое другое в лёгкой для восприятия и запоминания форме можно отобразить именно в мультимедийной презентации При этом использование презентации в процессе обучения в высшей школе, в послевузовском образовании, в ходе обучающих семинаров или тренингов даёт возможность в сжатые сроки изложить учебный материал и представить информацию в более эмоционально привлекательной форме
Анализ использования автором презентаций более десяти лет в процессе преподавания многих учебных дисциплин позволяет резюмировать следующее [7, 9-10]:
▲ во-первых, важно дифференцировать презентации,которые используются в преподавании учебных дисциплин в высшей школе . Нам предлагается самая логичная дифференциация таких презентаций:
❖ по авторству (подготовлены преподавателем или студентом);
❖ по целям (мотивационные, коммуникационные, информационные, контрольные, обучающие, сравнительные и др );
▲ во-вторых, при использовании и создании преподавателем презентаций, в первую очередь для лекций,значимо знать некоторые «минусы» в использовании презентаций
~)> ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
О.В. Москаленко
Первый минус — информационно-перегрузочный, характерный для первых моментов использования презентаций — это нечёткое понимание целей и задач презентаций. Препо-даватель, владеющий большим объёмом знаний по определённой теме учебной дисциплины, максимально хочет представить этот объём знаний. При этом происходит перегрузка презентации информацией, графикой, таблицами, что может вести к большому количеству слайдов, слишком высокой скорости изложения, невозможности записи этого материала студентами или слушателями Перегрузка ведёт к потере эстетичности презентации — слишком большой объём текста приходится размещать мелким шрифтом или использовать большое количество графики
Для профилактики данного недостатка презентации важно помнить о следующем:
❖ презентация не должна быть перегружена графикой;
❖ слайды должны содержать только основные определения, схемы, анимационные и видеофрагменты, отражающие сущность изучаемых явлений;
❖ общее количество слайдов не должно превышать 15-20;
❖ не стоит перегружать слайды различными спецэффектами, иначе внимание обучаемых будет сосредоточено именно на них, а не на информационном наполнении слайда;
❖ тексты должны быть краткими;
❖ выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала;
❖ при создании презентации предполагается ограничиться использованием двух или трёх шрифтов;
❖ одним из важных моментов является сохранение единого стиля, унифицированной структуры ичформы представления учебного материала на всей лекции или всей учебной дисциплине .
Второй минус — антимотивацион-ный — взаимосвязан с первым Перегрузка презентации ведёт к потере эмоциональной привлекательности презентации, её роли как мотивирующего актора . Студенты и слушатели «демонстрируют» отказ от записи и активного слушания лекционного материала, что проявляется в нарушении дисциплины на лекциях. Более того, студенты в этом случае ссылаются на следующее: «Потом посмотрю презентацию», «Дома посмотрю» (если студенты фотографируют слайды или преподаватель рассылает презентацию на групповую электронную почту) Однако, как показывает наше пилотажное исследование (N=10000 студентов и слушателей в различных вузах г. Москвы и других городов РФ), только около 3-5% студентов и слушателей возвращаются к презентации сразу после лекции или к следующему семинару, около 25% используют материалы презентаций при подготовке к зачёту или экзамену. Таким образом,
использование презентации ведёт к пассивной работе на лекции,«неактивному» слушанию лекций, отсутствию мыслительной работе студентов на лекции (анализ и выбор материала для записи, сравнение, обобщение этого материала, его синтез с ранее изученным и др )
Для предупреждения данного недостатка презентации важно «дозировать» информацию и обязательно давать домашние задания, которые возможно выполнить с помощью данной презентации Одним из дидактических приёмов для проверки этого домашнего задания можно рекомендовать следующее Оставить некоторые слайды (предварительно сделать в них ошибки) без обсуждения, но задать их проанализировать вне занятий. На следующей лекции можно в конце дать экспресс-контрольную на 5 минут на тему «Какие ошибки вы нашли в презентации темы ... ?» . Важно, если были допущены ошибки в презентации, обратить на них внимание студентов после экспресс-контрольной работы — либо на практическом занятии, либо через электронные письма. Данная экспресс-контрольная работа «избавит» вас и от проверки посещаемости лекций студентами (её можно выявить через результаты экспресс-контрольной работы)
Третий минус — информационно-ограничительный . Одна из важных задач высшей школы — научить студента ориентироваться в пространстве знаний, прежде всего профессиональных,
а затем и самостоятельно добывать и применять их в своей профессиональной деятельности. Студенты даже на старших курсах часто не хотят изучать более одного учебника и издания дополнительной учебной и научной литературы (монографии, статьи и др . ) . Основу этого нежелания можно «заложить» с помощью презентаций — если мы читаем лекции с их использованием, присылаем их студентам, то зачастую студентам достаточно этого материала, следовательно и нет необходимости искать где-либо учебную информацию Таким образом, студенты теряют интеллектуальную любознательность и желание изучать дополнительную учебную и научную литературу
Однако эти минусы не мешают применять презентации на лекциях, более интересно использовать презентации на семинарах и практических занятиях .
Во-первых, создание презентации студентами позволяет активно переработать самостоятельно учебный материал и получить опыт использования и представления презентаций (что важно для любого вида профессиональной деятельности), уйти от использования модели «copy-paste» (копировать — вставить из интернет-источников) и чтения докладов «по листочку» и др
во-вторых, чрезвычайно важно, что обсуждение презентаций, созданных одногруппниками, позволяет студентам демократично высказать свои замечания студенту («много текста», «нет гра-
^yj _ Т_Е^4Р_ЛОГИЯ И ПРАКТИК А ОБУЧЕНИЯ _
фиков и картинок»), при этом преподаватель получает обратную связь-информацию прежде всего по своим презентациям, что значимо для формирования педагогического мастерства преподавателя
в-третьих, использование презентации на семинарах и практических занятиях позволяет экономить время для организации различных форм групповой деятельности (конференции, дискуссии, деловые и ролевые игры, кейс-стади (case-study). Презентация эмоционально и мотивационно активизирует студентов .
О.В. Москаленко
В-четвёртых, презентации могут использоваться и для проведения контрольных форм — тестов, домашних и аудиторных контрольных работ, творческих работ и др .
Таким образом, проанализированный потенциал презентаций как одной из форм и методов организации учебного процесса в высшей школе позволяет спрогнозировать большие ресурсы применения презентаций в процессе обучения, акцентируя при этом внимание на адекватности применения презентаций целям и мотивации обучения в высшей школе .©
литература
1. Кушнер М. Презентации для «чайников» = Presentations For Dummies . — М . : «Диалектика», 2007 . С . 544.
2 . Лазарев Д. Презентация: Лучше один раз увидеть! — М . : «Альпина Паблишер», 2011. —
С.142 .
3 . Мухин И.А. Отображающие устройства: Что выбрать для презентации? /Интеллектуальное
здание . Высокие технологии в строительстве . Intelligent building . № 2 . 2005 . Часть 2 .Презентационное оборудование . С . 16-19 .
4 . СиббетД. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты
для командной работы = Visual Meetings/ How Graphics, Sticky Notes & Idea Mapping Can Transform Group Productivity. — М . : Альпина Паблишер, 2013 . — 280с .
5 . http://presportal. ru/osennij-kurs-masterstvo-prezentacij/
6 . Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоре-
тико-методологические аспекты //Акмеология . № 3(43) . 2012 . С . 31-37 .
7 . Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образова-
тельных учреждений. Дис...д. псх . н. — М ., 2000.
8 . Деркач А.А. В помощь исследователю-акмеологу: о логике акмеологического исследо-
вания // Акмеология. № 4 . 2013 . С . 11-24 .
9 . Москаленко О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности./Под общ . ред .
А . А . Деркача . — М . : РАГС, 2007 . 10 Москаленко О.В. Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмео-логии. //Акмеология. 2012 . № 4 (44) . С . 24-27 .