Научная статья на тему 'И.С. Тургенев и А.А. Григорьев о поэзии К. Случевского'

И.С. Тургенев и А.А. Григорьев о поэзии К. Случевского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
228
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.С. Тургенев / А.А. Григорьев / К. Случевский / журнал «Современник» / журнал «Сын Отечества».

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саррина Мария Яковлевна

Статья посвящена одной из последних встреч И.С. Тургенева и А.А. Григорьева вдекабре 1859 года, когда критик принес писателю стихотворения К. Случевского. Участие в судьбе начинающего поэта – яркий эпизод творческого взаимодействия Тургенева и Григорьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И.С. Тургенев и А.А. Григорьев о поэзии К. Случевского»

О.В. Миллер; авт. предисл. И.Л. Андроников. - 2-е изд., доп. - М.: Профиздат, 1989. -328 с.

9. Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991. - 701 с.

10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / перевод и доп. О.И. Трубачева. - М., 1964-1973. - Т. 4.

11. Фомина О.А. Истоки «русского бунта» Вадима в одноименном романе М.Ю. Лермонтова // Лермонтовский выпуск. - Пенза. - 2001. - № 6. - С. 26-31.

Саррина М.Я.

И.С. Тургенев и А.А. Григорьев о поэзии К. Случевского

Статья посвящена одной из последних встреч И.С. Тургенева и А.А. Григорьева в декабре 1859 года, когда критик принес писателю стихотворения К. Случевского. Участие в судьбе начинающего поэта - яркий эпизод творческого взаимодействия Тургенева и Григорьева.

Ключевые слова: И.С. Тургенев, А.А. Григорьев, К. Случевский, журнал «Современник», журнал «Сын Отечества».

1859-1860 годы - один из самых неисследованных и самых важных этапов творческого диалога Тургенева и Григорьева. К этому периоду относится яркий эпизод творческого взаимодействия Тургенева и Григорьева: их участие в судьбе начинающего поэта К.К. Случевского.

В статье «Одна из встреч с Тургеневым» Случевский рассказал о своем знакомстве в конце 1859 года сначала с Григорьевым, которому передал его стихотворения Всеволод Крестовский, а затем с Тургеневым. Случевский вспоминал: «Григорьеву стихотворения мои очень понравились. Он попросил Крестовского привести меня к нему, что и было исполнено. <... > Помню, как теперь, что я прочел “Вечер на Лемане” и “Ходит ветер, под-бочась”. Григорьев пришел в неописуемый восторг, предрек мне “великую славу” и попросил оставить эти стихотворения у себя. Несколько дней спустя <. > я увидел, совершенно для меня неожиданно, на столе корректуру моих стихотворений со штемпелем на них - “Современник”, день и число. Как доставил их Григорьев Тургеневу и как передал их Тургенев Некрасову и почему был дан был мне такой быстрый ход — я не знаю, но стихи мои были напечатаны» [2, с. 201]. «Для юноши 20 лет отроду» это означало «попасть в счастливчики», ведь напечататься в «Современнике» -«значило стать сразу знаменитостью» [2, с. 200]. Несмотря на то, что между событиями, описанными Случевском, и публикацией его воспоминаний прошло 40 лет, автор не смог преодолеть неприязнь к критику, ставшему причиной «неистовой травли» (как оценивал реакцию в печати на статью Григорьева сам Случевский) начинающего поэта. В журнале «Сын Отечества» (1860, № 6, 7) Григорьев написал о «свежести, обаянии» «могучих»,

154

«блестящих, как сталь» стихотворений Случевского, которые «струею свежего, совсем свежего воздуха брызнули» на него, и сравнил начинающего поэта с М.Ю. Лермонтовым: «Нет, я вам говорю, тут сразу является -поэт, настоящий поэт, не похожий ни на кого поэт, <... > а коли уж на кого похожий - так на Лермонтова» [1, с. 303]. Восторженные отзывы Григорьева и стали причиной беспощадных насмешек над Случевским журналистами «Искры» и «Свистка».

В воспоминаниях Случевского Григорьев предстает как фигура второстепенная: постоянно выпивающий критик, знаменитый лишь «в те дни», лишь «доставил» стихотворения начинающего поэта Тургеневу. Между тем, Григорьев не просто порекомендовал Тургеневу начинающего поэта, но и попросил содействия в публикации его произведений на страницах «Современника». Первоначально писатель также высоко оценил произведения молодого поэта. «Вам везет, г-да Современники <...>», - писал он Некрасову, рекомендуя для публикации стихотворения «Ночь весны», «Снега», «Вечер на Лемане», «Бандурист» [3, с. 155]. Они были помещены в № 2 «Современника» за 1860 год. В письме к Некрасову Тургенев называл два стихотворения «решительно отличными», Фету писал, что «одно великолепно; два другие стихотворения, им не оконченные - замечательны: этот малый растет быстро: кажется, из него выйдет путь» [3, с. 159]. К сожалению, не ясно, какое из стихотворений Тургенев называл «великолепным». Всего в январском и февральском номерах «Современника» было напечатано 10 стихотворений молодого поэта: «Статуя», «Весталка», «На кладбище», «Ходит ветер избочась», «Прощанье лета», «Людские вздохи», «Ночь весны», «Снега», «Бандурист» и «Вечер на Лемане».

Тургенев, желая познакомить со Случевским Дудышкина и Анненкова, в конце января 1860 года посетил квартиру молодого поэта в доме у строящегося Николаевского вокзала. Одной из тем бесед трех литераторов была охота, и Тургенев «начал вспоминать о том, чего не дописал в своих “Записках охотника”»: о громадном зайце, который «бросился из-под кустов, спросонков что ли» прямо на грудь писателю [2, с. 204]. «... ошеломленный моей грудью гораздо больше, чем я зайцем - немедленно пустился наутек, стрелою по прямом от нас направлению», - вспоминал Тургенев, который, как и его спутник Ермолай, стоял «как вкопанный, и даже не подумал вскинуть ружье.» [2, с. 204].

В отличие от Григорьева, с которым Случевский прервал отношения после публикации в «Сыне Отечества», с Тургеневым молодой поэт вел переписку довольно продолжительное время, присылая свои новые произведения. Известны 20 писем Тургенева к Случевскому, в которых писатель подробно анализирует новые произведения Случевского, дает дружеские советы молодому поэту. В 1862 году Тургенев ходатайствовал о публикации стихотворений Случевского сначала в «Русском вестнике», но получил отказ Каткова, затем в журнале «Время», где стихотворения также опубликованы не были. Но постепенно отношение Тургенева к Случев-

155

скому - поэту и человеку - меняется, и в 1879 году Тургенев написал Слу-чевскому об отрицательном отношении к его творчеству.

Встреча в конце 1859 года, когда критик передал писателю стихотворения Случевского, была одной из последних личных встречТургенева и Григорьева. Осенью 1860 года Григорьев жил в Москве, в начале декабря вернулся в Петербург (где большую часть весны провел в долговом отделении) и 20 мая 1861 года уехал в Оренбург. Тургенев в апреле 1860 года отправился в Европу, вернулся в Россию в конце апреля 1861 года и в середине сентября вновь уехал в Европу. Все последующие визиты писателя в Петербург были непродолжительными. Больше Тургенев и Григорьев, несомненно, не встречались.

Список литературы

1. Григорьев Ап. Беседы с Иваном Ивановичем о современной нашей словесности и о многих других вызывающих на размышление предметах // Воспоминания / под ред. Р. В. Иванова-Разумника. - М.; Л., 1930.

2. Случевский К. К. Одна из встреч с Тургеневым (Воспоминание) // Денница. Альманах. 1900 года. - СПб., 1900.

3. Тургенев И.С. ПССиП (2). - М., 1988. - Письма. - Т. 5.

Гродецкая А. Г.

Бестиарный код нигилиста Марка Волохова в «Обрыве»

В статье исследуются мифопоэтические элементы, составляющие устойчивый анималистический код Марка Волохова в гончаровском «Обрыве»: система уподоблений и аллюзий, семантика антропонимов. Актуализирован вопрос о мотивах, на основании которых «Обрыв» рассматривался в жанровом русле антинигилистического романа.

Ключевые слова: И. А. Гончаров, «Обрыв», нигилизм, антинигилистический роман, мифопоэтика, символика, аллегорика, анимализм, бестиарный код, антропонимика.

В третьем гончаровском романе в сравнении с двумя предшествующими масштабы и функции символики и аллегорики значительно возрастают, «Обрыв» буквально перегружен символико-метафорическими мотивами [см.: 17, с. 55-61; 6, с. 113-117, 156-161; 12, с. 153-166; 22, с. 6-15; и др.]. Центральный, инвариантный сюжет в мифопоэтической конструкции романа ориентирован на библейский миф о первородном грехе, об искушении и грехопадении [см.: 6, с. 115-116; 22, с. 13-17]. В сложном переплетении воспроизводящихся в тексте и прихотливо трансформирующихся мотивов реализованы основные элементы этого мифа: «райское» пространство усадьбы Малиновка и - мрак, «бездна» обрыва; яблоко как тот запретный плод, с которого начинается знакомство Веры и Марка; перипетии искушения и «падения»; угроза, катастрофа, реальность изгнания из

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.