Научная статья на тему '«...И С НИМИ ДЯДЬКА ИХ МОРСКОЙ». ИЗ ИСТОРИИ СЛУЖБЫ МАТРОСОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ'

«...И С НИМИ ДЯДЬКА ИХ МОРСКОЙ». ИЗ ИСТОРИИ СЛУЖБЫ МАТРОСОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / МОРЯКИ / ЦАРСКОЕ СЕЛО / ГВАРДЕЙСКИЙ ЭКИПАЖ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочаров Алексей Алексеевич

В статье изучается история службы моряков флота Российской империи в императорской резиденции Царское Село. Упоминается о службе моряков в Царском Селе в XVIII веке. В XIX веке моряки в Царском Селе отвечали за обслуживание придворной флотилии. Внимание уделяется гонкам гребных и парусных судов на озере Царское Село во второй половине XIX века. Дальнейшая служба моряков в Царском Селе связана с историей Сводного Его Императорского Величества пехотного полка. Накануне Февральской революции 1917 года в Царском Селе появился отдельный батальон гвардейского экипажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«AND THEIR DRILL MASTER WITH THEM...» FROM THE HISTORY OF SEAMEN’S SERVICE IN THE RUSSIAN IMPERIAL NAVY IN TSARSKOE SELO

The paper examines the history of seamen’s service in the Russian Imperial Navy in the royal residence of Tsarskoe Selo. It mentions seamen serving in Tsarskoe Selo in the 18th century. In the 19th century seamen in Tsarskoe Selo were in charge of servicing the court flotilla. Especial attention is given to row and sailing boat races on Lake Tsarskoe Selo in the second half of the 19th century. Further seamen service in Tsarskoe Selo is related to the history of His Imperial Majesty’s Composite Infantry Regiment. On the eve of the February Revolution in 1917 there appeared a Crew of the Guards detached battalion in Tsarskoe Selo.

Текст научной работы на тему ««...И С НИМИ ДЯДЬКА ИХ МОРСКОЙ». ИЗ ИСТОРИИ СЛУЖБЫ МАТРОСОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ»

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА •

а

А.А. БОЧАРОВ

A.A. BOCHAROV

«...И С НИМИ ДЯДЬКА ИХ МОРСКОЙ»

Из истории службы матросов Военно-морского флота Российской империи в Царском Селе

«AND THEIR DRILL MASTER WITH THEM...»

From the history of seamen's service in the Russian Imperial Navy in Tsarskoe Selo

Сведения об авторе. Бочаров Алексей Алексеевич — доцент кафедры общественных наук Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, кандидат исторических наук (Санкт-Петербург. E-mail: alek.bocharov2014@ yandex.ru).

Аннотация. В статье изучается история службы моряков флота Российской империи в императорской резиденции Царское Село. Упоминается о службе моряков в Царском Селе в XVIII веке. В XIXвеке моряки в Царском Селе отвечали за обслуживание придворной флотилии. Внимание уделяется гонкам гребных и парусных судов на озере Царское Село во второй половине XIXвека. Дальнейшая служба моряков в Царском Селе связана с историей Сводного Его Императорского Величества пехотного полка. Накануне Февральской революции 1917 года в Царском Селе появился отдельный батальон гвардейского экипажа.

Ключевые слова: Военно-морской флот Российской империи; моряки; Царское Село; Гзардейский экипаж.

Information about author. Aleksei Bocharov — Assistant Professor of the Social Sciences Department at Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Cand. Sc. (Hist.) (St. Petersburg. E-mail: alek.bocharov2014@yandex.ru).

Summary. The paper examines the history of seamen's service in the Russian Imperial Navy in the royal residence of Tsarskoe Selo. It mentions seamen serving in Tsarskoe Selo in the 18th century. In the 19th century seamen in Tsarskoe Selo were in charge of servicing the court flotilla. Especial attention is given to row and sailing boat races on Lake Tsarskoe Selo in the second half of the 19th century. Further seamen service in Tsarskoe Selo is related to the history of His Imperial Majesty's Composite Infantry Regiment. On the eve of the February Revolution in 1917 there appeared a Crew of the Guards detached battalion in Tsarskoe Selo.

Keywords: Navy of the Russian Empire; seamen; Tsarskoe Selo; Crew of the Guards.

С

!ЛУЖБА матросов Военно-морского флота Российской империи в загородных императорских резиденциях, в частности в Царском Селе, — малоизвестная страница истории. Впервые о службе матросов в Царском Селе упоминается в документах, датируемых 1717—1727 гг. В 1717 году для охраны дороги из Петербурга в Царское Село было назначено сначала пять, а затем шесть матросов из Адмиралтейского ведомства. Их обязанностью было пропускать едущих с билетами и не пропускать не имеющих таковых. В Царскосельском дворце при вступлении на престол Петра II в 1727 году в числе шести караульных был один матрос1.

В период правления Елизаветы Петровны в Царском Селе, на берегу Большого озера, с 1752 года находилось деревянное здание, именовавшееся шлюпочным сараем. В нём хранились шлюпки, предназначавшиеся для прогулок императрицы и её приближённых, и жила команда матросов, обслуживавших эти шлюпки2.

В 1772 году архитектором В.И. Нееловым был выполнен проект ан-

самбля Адмиралтейства в Царском Селе. Оно должно было включить два корпуса «для содержания разных родов птиц» и павильон для хранения гребных судов, именовавшийся, как и прежняя деревянная постройка, шлюпочным сараем. Утверждённый Екатериной II 20 марта 1773 года проект был реализован в 1777 году3.

В 1781—1783 гг. недалеко от сарая, также по проекту Неелова, был

построен кирпичныи «матросскии домик» — одноэтажный, с небольшим двориком и деревянными пристройками. Он предназначался для жительства матросов и боцмана, определённых «для присмотра за большими и маленькими прудовыми судами»4.

По штату, утверждённому Александром I 18 декабря 1801 года, на службе в Царском Селе значились 6 матросов с жалованьем от

Царскосельское адмиралтейство

Современный вид

• ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА_

М*

Ш

Царскосельское адмиралтейство

Начало XX в.

Императорского Двора (помимо казённого жалованья от морского ведомства) по 75 рублей в год5. В 1834 году на службе в Царском Селе находились 1 унтер-офицер и 7 гребцов6.

За первые десятилетия XIX века сохранились сведения о конкретных матросах, находившихся на службе в Царском Селе. Так, в 1817 году на этой службе значились матросы: Елисей Яковлев, Алексей Дмитриев, Викул Ермолаев, Иван Карпов. Кроме оклада они получали деньги на «прокормление собственных уток», которых разрешалось иметь не более двух пар каждому7.

Матросы несли в Царском Селе службу не только в качестве гребцов. Они исполняли и другие обязанности: присматривали за выписанными из-за границы редкими животными, в частности ламами, за казёнными зданиями в царскосельских садах. Один из матросов был командирован в Пруссию с ламами, подаренными Александром I прусскому королю, от которого получил награду — 40 золотых8.

Эти матросы находились в Царском Селе, вероятно, долгое время, т.к. за 1840 год имеются сведения об одном из них — Иване Карпове. Сохранилась переписка между департаментом военных поселений Военного министерства и Царскосельским дворцовым правлением по поводу просьбы Карпова о переводе на службу в Царскосельское дворцовое правление его сына кантониста Ивана. «Состоящий при Царскосельском дворцовом правлении придворным гребцом Иван Карпов просит об отдаче ему для призрения в старости сына его

кантониста Ивана или о переводе этого сына в Царскосельское дворцовое правление для совместного с ним служения», — указал вице-директор департамента военных поселений С. Ушаков в письме от 31 мая 1840 года в Царскосельское дворцовое правление, сопроводив это сообщение просьбой о присылке копии формулярного списка Ивана Карпова9.

Однако просьба пожилого матроса не была удовлетворена, так как на основании высочайшего указа от 6 декабря 1828 года «отдаются сыновья только увечным на войне отставным нижним чинам; из формулярного же списка о службе Карпова не видно, чтобы он был ранен в сражении, и что сын его, как принадлежащий флотскому экипажу, не может быть переведен в Царскосельское дворцовое правление»10.

Некоторые мемуарные свидетельства позволяют представить особенности службы матросов в Царском Селе в первой половине XIX века. Так, немецкий мемуарист Э. Хесс, посетивший Царское Село в 1839 году, писал: «У мачты в саду, на которую карабкаются великие князья, всегда стоит на посту матрос»11.

По данным на начало 1860-х годов, в Царское Село регулярно командировались нижние чины Гвардейского экипажа. Так, в 1862 году там находились 1 унтер-офицер артиллерии, 1 рядовой и 1 нестроевой Гвардейского экипажа, 2 унтер-офицера и 13 рядовых ластовой полуроты Гвардейского экипажа12.

Одной из обязанностей ластовой (позднее переименованной в не-

строевую) полуроты Гвардейского экипажа было комплектование команд яхт и гребных судов, приписанных к загородным дворцам13.

Согласно «Описанию судов Царскосельской флотилии», опубликованному в 1865 году в «Морском сборнике», в её составе насчитывалось 46 судов: 5 судов, постоянно вооружённых и стоящих на якоре посреди озера, 34 судна, стоящих у берега, 1 строящееся и 6 стоящих в сарае14.

Материалы «Морского сборника» позволяют представить то, чем занимались матросы во время многочисленных гонок гребных судов, проводившихся в Царском Селе в 60-х годах XIX века. К сожалению, о матросах упоминается не всегда. Так, гонка, состоявшаяся 26 сентября 1865 года, описана подробно, но ничего не сказано о матросах15.

Зато корреспонденция о гонке, состоявшейся 1 октября 1866 года, содержит информацию об участии в ней матросов. За гонкой наблюдали Александр II и некоторые члены императорской фамилии, в том числе наследник Александр Александрович, его невеста Даг-мара и великий князь Константин Николаевич. Предоставим слово автору корреспонденции:

«Царскосельское озеро и его окрестности [...] представляли в описываемый нами день весьма интересную и оживлённую картину. Гребные суда самой разнообразной конструкции и затейливого вида, начиная от венецианской гондолы до байдарки и сампанки, имели здесь своих представителей. Суда эти были размещены в следующем порядке: у пристани "Девушка" находились: двойка "Дагмар", большой и малый турецкий каики, венецианская гондола, китайская сампанка и тузик "Мини". Ботик "Шквал", на котором должны были находиться судьи гонки, стоял у островка против пристани "Девушка". [...] Гребные суда, назначенные к состязанью [...] находились у адмиралтейства. [...] в распоряжение зрителей, чтобы доставить им возможность переправляться на островок,откуда лучше всего можно было следить за гонкою, было предоставлено несколько гребных судов. Если прибавить к этому матросов-гребцов в одеждах дикарей, музыку, играющую на островке, и густую толпу зрителей, между которыми мы за-

82

№ 2 - 2021 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

А.А. БОЧАРОВ. «...И с ними дядька их морской»•

а

метили не мало морских офицеров и моряков-любителей, членов речного яхт-клуба, то читатели получат возможность составить себе довольно определенное понятие о занимательности этого морского праздника в миниатюре»16.

Гонка состояла из пяти отделений: в первом состязались двойки, во втором — лыжи (разновидности маленьких гребных лодок), в третьем — малые одиночки, в четвёртом — оригинальные шлюпки, в пятом состязались под парусами. Во втором состязались пять лыж с гребцами матросами Гвардейского экипажа. Гоночная дистанция была пройдена ими в следующем порядке: лыжа № 1, гребец матрос Бурмистр за 8 минут 35 секунд; лыжа № 2, матрос Семёнов; парные лыжи, гребцы матросы Карпов и Шмаков; лыжа № 3, гребец матрос Алексеев; лыжа № 4, гребец матрос Абрамов. В этом отделении денежные призы (по 3 и 2 рубля на человека) достались матросам Бурмистру и Семёнову17.

Матросы участвовали также в гонках четвёртого отделения (оригинальные шлюпки). Гребцы были наряжены в одежды тех племён, к которым принадлежали шлюпки. Гонку выиграла одиночная американская байдарка великого князя генерал-адмирала. Управлявший ею гребец матрос Соколов, согласно свидетельству корреспондента, «отличался особенною ловкостью и быстротою гребли».

Второй пришла каролинская пирога императора (гребец не указан). Гребцы этих двух шлюпок получили денежные призы. Затем — алеутская байдарка Алексея Александровича, волжский челнок императора, индейская шлюпка Алексея Александровича, алеутская байдарка императора (гребцы не указаны)18.

После воцарения Николая II в Царское Село был переведён Сводно-гвардейский батальон, образованный в 1883 году «для несения службы при особе государя императора», то есть фактически для охраны императора и его семьи. Казармы для батальона были возведены вдоль Фермской дороги. 17 августа 1907 года батальон был преобразован в Собственный Его Императорского Величества Сводный пехотный полк. Согласно «Положению»: «Собственный Его Императорского Величества

Сводный Пехотный полк предназначается для несения службы при Особе Государя Императора и состоит из штаба и двух батальонов 4-ротного состава, комплектуемых представителями от всех действующих строевых пехотных частей Гвардии и армии, Лейб-гвардии сапёрного батальона и Гвардейского экипажа и от команд Балтийского и Черноморского флотов»19.

В собственный полк командировались под личной ответственностью командира части как офицеры, так и нижние чины. Рядовые — отбывшие год после призыва, из крестьян и «более развитые и молодцеватые». Они оставались в полку до конца своей службы. До 1916 года, согласно штату полка, в нём состояли 12 нижних чинов от Гвардейского экипажа, по 4 нижних чина от балтийских и черноморских флотских экипажей20.

Служба в полку заключалась почти исключительно в дежурствах. Часовые Сводного полка охраняли, в частности, парк вокруг Александровского дворца21.

С конца ноября 1905 года Николай перестал выезжать из Царского Села в связи с ростом революционного движения в стране, но в то же время стал устраивать частые смотры гвардейских частей. Так, 6 декабря 1905 года в Царском Селе состоялся смотр Гвардейского экипажа22.

После окончания революционных событий 1905—1907 гг. каждый год в марте начинались смотры молодых матросов, иногда продолжавшиеся и в апреле. Из морских частей представлялись новобранцы Гвардейского экипажа, 1-го и 2-го Балтийских флотских экипажей, Морской учебно-стрелковой команды и Школы юнг. В 1913 году, кроме того, был проведён смотр молодых матросов 1 -й и 2-й минных дивизий и Отряда подводного плавания23.

15—16 февраля 1917 года, буквально накануне революции, в Царское Село и его окрестности был переведён с Румынского фронта Отдельный батальон Гвардейского экипажа, ранее участвовавший с 1914 года в боевых действиях Первой мировой войны. Батальон делился на три отряда. Из них первый, считавшийся наиболее надёжным, разместился непосредственно в Александровском дворце Царского Села с целью охраны императорской семьи24.

В Царском Селе и застали гвардейских моряков революционные события конца февраля — начала марта 1917 года. 1 марта 1917 года командир Отдельного батальона капитан 1 рангаС.В. Мясоедов-Иванов вынужден был согласиться с требованием матросов о выводе батальона из Царского Села и переходе в революционный Петроград25.

Так завершилась история службы моряков российского дореволюционного флота в Царском Селе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 935. Оп. 2. Д. 218. Л. 3.

2 Вильчковский С.Н. Царское Село. (репринт издания 1911 г.). СПб.: Титул, 1992. С. 154.

3 Петров А.Н., Петрова Е.Н., Раскин А.Г., Архипов Н.И., Крашенинников А.Ф., Крем-шевская Н.Д. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда: альбом-монография. Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1985. С. 98.

4 Яковкин И.Ф. Описание Села Царского, или Спутник обозревающим оное, с планом и краткими историческими объяснениями составленное Ильею Яковкиным / [Ст. и коммент. Г.В. Семеновой]. СПб.: Коло, 2008. С. 83, 198.

5 РГА ВМФ. Ф. 935. Оп. 2. Д. 218. Л. 3.

6 Там же. Л. 2 об.

7 Там же. Д. 219. Л. 4.

8 Там же. Д. 218. Л. 2, 2 об.

9 Там же. Д. 219. Л. 33.

10 Там же. Л. 33 об.

11 Хесс Э. Русский дневник / Пер. с нем., прим. Б.И. Асварища. СПб.: Axioma, 2007. С. 16.

12 Извлечение из отчёта командира Гвардейского экипажа, Свиты Е.В. контрадмирала Аркаса за 1862 год // Морской сборник. 1863. № 8. Оф. статьи и известия. С.270.

13 Там же. С. 263.

14 Описание судов Царскосельской флотилии // Морской сборник. 1865. № 11. Смесь. С. 13.

15 См.: Морской сборник. 1865. № 10. Часть неофициальная. Современное обозрение. Корреспонденция из портов. С. 71—76.

16 Морской сборник. 1866. № 11. Современное обозрение. Корреспонденция из портов. С. 1, 2.

17 Там же. С. 3.

18 Там же. С. 4.

19 Егоров М.Ю, Рогулин Н.Г, Букин Ю.В., Трошин Д.Ю. Царскосельские полки. СПб.: Серебряный век, 2009. С. 76.

20 Там же. С. 77.

21 Там же. С. 32.

22 Там же. С. 22.

23 Там же. С. 27.

24 Поливанов В.Т., Бякин Т.Е. Морской гвардейский экипаж: страницы истории. СПб., 1996. С. 303, 304.

25 Там же. С. 309. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.