Научная статья на тему 'И.П. СКВОРЦОВ ГИГИЕНИСТ, УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)'

И.П. СКВОРЦОВ ГИГИЕНИСТ, УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И.П. СКВОРЦОВ ГИГИЕНИСТ, УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

© Н. Б. КОРОСТ ЕЛЕВ, 1997 УДК 613:93|:92 СКВОРЦОВ

II. Б. Коростелев

И. П. СКВОРЦОВ - ГИГИЕНИСТ, УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

ММА им. И. М. Сеченова

Иринарх Полихрониевич Скворцов (1847—1915)' родился I! семье сельского православного священника потомка длинного ряда предков священников (1.1). Отец был образованным человеком, имевшим в своей библиотеке и естественно-исторические книги. В раннем детстве пристрастившись к чтению. он до старости сохранил в памяти переживания мучеников и мучениц из "жития святых". Его жизнь, с одной стороны, была такой же, как и у прочих сельских ребятишек, но ему рано пришлось прочувствовать людское горе.

Обучение в самарском духовном училище оставило самые благоприятные впечатления. Не было особых строгостей, истязаний. Он рано познакомился с классической русской литературой, сам "пробовал перо". В 1862 г. перешел в семинарию. где увлекался популярными научными статьями естественно-исторического содержания. Очень характерно, что И. П. Скворцова и его друзей "реализм Писарева прямо пугал и не привлекал своими идеями, а читался только для сведения" (5.1).

И. Г1. Скворцов пишет, что впоследствии нашел как будто примиряющее идеализм и реализм начало в виде динамизма и материализованной энергии.

Будучи семинаристом, И. П. Скворцов публикует очерки и первые рассказы.

И. П. Скворцов поступает на медицинский факультет Казанского университета и в свое почти 6-летнее обучение (1865—1871) проводит время не столько в аудиториях, сколько I! лабораториях, а потом в клиниках, непосредственно знакомясь с самими предметами и явлениями (6.1). Его учителями были по химии "идеальный профессор" А. М. Бутлеров, по физиологической химии А. Я. Данилевский, по анатомии П. Ф. Лесгафт. по физиологии Н. О. Ковалевский, по терапии Н. А. Виноградов и др. Впечатление "увлекательной идейности" произвели лекции по гигиене А. И. Якобия — прямого учителя И. П. Скворцова.

Весь курс состоял из 16 человек. Это давало возможность каждому все хорошо видеть, слышать, принимать самое деятельное участие во всех работах (7.2).

Если в семье, училище и семинарии И. П. Скворцов получил глубокое гуманистическое воспитание, то в университете — глубокую естественнонаучную (химия, физиология и др.) и медицинскую подготовку. И как счастливо сложилось для отечественной гигиены, что именно И. П. Скворцов был выбран Казанским университетом в качестве стипендиата по приготовлению к профессорскому званию по кафедрам физиологии и гигиены. Подготовка осуществлялась в Военно-медицинской академии. У А. П. Доброславина он изучал технику гигиенических исследований. В академии он и защитил диссертадию, по подготовленным еще в Казани материалам.

В 1875 г. И. П. Скворцов стал доцентом гигиены в Казанском университете. В 1881 г. он занимает кафедру гигиены в Варшавском университете, а в 1885 г. переводится на ту же кафедру в Харьков. В 1905 г. выходит в отставку, переезжает в Киев, где четыре года заведует Врачебно-еанитарным бюро при Киевском губернском земском управлении и почти до смерти (1921 г.) преподаст гигиену в университете в виду отсутствия профессора.

Такова внешняя "служебная канва", к которой необходимо добавить, что И. П. Скворцов попутно работал в различных практических учреждениях, активно участвовал в борьбе с голодом, эпидемиями. Он неоднократно выезжал за границу, где совершенствовал свои познания в разных науках и прежде всего в гигиене.

Изучению творческого наследия ученого, эволюции его взглядов значительно помогает "Автобиографический очерк проф. И. П. Скворцова" (собственноручный). Эта рукопись обнаружена автором статьи в 1990 г. после 30-лстних поисков, расшифрована и хранится на кафедре истории медицины и культурологии ММА им. И. М. Сеченова. В рукописи (черные чернила) имеются ценные приписки, сделанные сыном И. П. Скворцова — известным фармакологом В. И. Скворцовым (фиолетовые чернила). В ссылках на рукопись 1-я цифра означает страницу, 2-я — лицевую (1) или оборотную (2) сторону.

Помимо преподавания в университетах, И.П.Скворцов преподавал профессиональную гигиену в технологическом институте, зоогигиену в ветеринарном институте, на специальных курсах для офицеров и учителей. Он участвовал в работе многих научных съездов и совещаний. Широкий круг интересов И. П. Скворцова в определенной степени отражает список основных его печатных работ, составленный им по январь 1905 г. (154 наименования)2. Полный список работ составить не представляется возможным.

Почти 40 лег И. П. Скворцов преподавал гигиену. Он стремился привить своим ученикам навыки по технике гигиенических исследований. Именно с этой целью, приступая к заведованию кафедрой, он организует оснащенную гигиеническую лабораторию, привлекает студентов для проведения анализа различных продуктов.

В решении проблем профилактики И. П. Скворцов отдавал должное санитарному врачу, земской медицине. Его доклад о санитарном враче (1872) был одним из первых в зарождающейся земской санитарной организации. К этой проблеме он возвращается неоднократно. Но И. Г1. Скворцов полагал (как и Ф. Ф. Эрисман), что необходимо формирование гигиенического мышления у всех медиков ("Значение гигиенического образования для современных врачей", 1881 г.).

И. П. Скворцов много размышлял над подготовкой санитарного врача1. Он считал целесообразным после обшеврачеб-ного образования (4 года) сразу или через несколько лет продолжить в течение 2 лет образование по одному из 3 разделов: клиническому, судебно-медицинскому или гигиеническому. В программе подготовки он предусматривал создание гигиенических институтов, которые могли бы полнее рассматривать "целостное единство человека и среды".

Пониманию принципов подготовки санитарного врача служит следующая концепция И. Г1. Скворцова "... гигиена занимается не личными интересами, а общественными, составляя часть обшей науки о человеческом обществе, и не дробит человека, а берет его целиком со всеми телесными, умственными и нравственными качествами. Предметом исследования современной гигиены является влияние на людей природы как природы вообще, так и той обстановки, которая исторически выработана самими же людьми4.

И. П. Скворцов в равной степени считал важным рассмотрение влияния на здоровье человека как природных, так и социальных факторов. На это указывают и тематика, и характер его работ. И, полагаю, упреки И. П. Скворцову со стороны современного философа В. Д. Жирнова5 — в "эмпиризме" и "биологизме", мягко говоря, не совсем обоснованы.

Учебники И. П. Скворцова созданы с учетом реальных адресатов и получают высокую оценку.

Характерно, что И. П. Скворцов приостановил работу над 2-м томом "Курса практической гигиены", так как у него еще было слишком мало собственно русского материала (14.1).

Эта детализация "собственно русского материала" явилась следствием идей И П. Скворцова о том. какое значение имеют для состояния здоровья населения различные факторы — естественные и бытовые (время года, месторасположение, водоснабжение, посты, обряды и т. д.). Эти идеи, в частности, возникли у него при анализе метрических сведений, представленных приходскими священниками за 10 лет.

2В тематическом отношении они могут быть разделены на следующие II групп: I. Философия. 2. Естествознание (в широком смысле). 3. Анатомия, физиология, биология, микробиология. 4. Гигиена (военная, коммунальная, школьная, железнодорожная, питания). 5. Народная гигиена и медико-то-пографическис исследования. 6. Земская медицина и организация медико-санитарного дела. 7. Педагогика. 8. Курортология. 9. История гигиены. 10. Голод. II. Эпидемиология.

3Скворцов И Г1. Проект организации медицинского образования в России. — Русская медицина, 1883.

4Скворцов И. П. О воспитании с гигиенической точки зрения. Речь на акте Казанск. унив., 5 ноября 1880 г.

ирнов В. Д. Проблема предмета медицины — М • Медицина, 1978. - С. 52 и 66.

Мысль о полиморфности факторов, оказывающих влияние на здоровье, и причин, вызывающих болезни, получает все более глубокое развитие.

Здоровое состояние жизни — отмечал И. П. Скворцов — является результатом более или менее целесообразного приспособления жизни к поддерживающим и вообще окружающим ее внешним условиям. Поэтому гигиенист должен знать не только анатомию, физиологию и патологию человека и даже вообще биологию, но и все тс науки, которые занимаются внешним миром, в котором человек живет и действует и в котором вообще так или иначе та или другая жизнь проявляется. Эту мысль И. Г1. Скворцов стремился в течение всей своей 30-летней (написано в 1505 г. — Н. К.) преподавательской деятельности и вообще деятельности теоретической и практической в качестве гигиениста проводить и развивать. Она-то и привела его к тому, что он начал заниматься не только биологическими, но и космологическими (в самом обширном смысле этого слова) вопросами, существующим решением которых он не мог удовлетвориться прежде всего с биологической точки зрения, считая жизнь не исключительным, а стоящим рядом с другими явлениями природы" (10.2.2).

Подобно своему учителю А. И. Якобию, И. П. Скворцов совершает многочисленные экспедиции в самые различные регионы страны с целыо изучения народного быта, народной гигиены.

Эта направленность вообще очень характерна для школы Якобия—Скворцова6.

Во всех "классических" разделах гигиены И. П. Скворцов сказал свое слово, внес новое и оригинальное: в коммунальной и военной гигиене, в гигиене труда и питания, в школьной гигиене, а также в эпидемиологии и санитарном просвещении. Он глубоко анализирует историю гигиены. Вся его деятельность подчинена основной идее: всемогущество гигиены как "корректива цивилизации".

И. П. Скворцов обращается к различным проблемам в поисках "оздоровляющих факторов". Экспедиции, а затем и публикации. касающиеся минеральных источников. При исследовании происхождения и свойств вод применяются физические. химические и геологические методы.

С другой стороны. И. П. Скворцова волнуют проблемы психогигиены, благотворного влияния гигиены на воспитание ("О влиянии душевного состояния человека на происхождение, течение и исход болезней", "О воспитании с гигиенической точки зрения", 1880 г.).

В практическом плане реализация идей о гармонизирующей роли гигиены, о се значении для исправления социально-обшсствснных недостатков И. П. Скворцов видел в больнице, которая может дать совокупный пример коррекции быта (жилья. пищи, ухода и т. п.), позитивно-гармонического воздействия книг на человека. Этот взгляд придает гигиене громадное культурное значение и расширяет ее до общей науки о законах здоровья вообще..." (10.2).

Для И. П. Скворцова было весьма характерным стремление сочетать практику с глубоким теоретическим осмыслением. стремлением проникнуть вглубь явления. Он сам активно участвовал в борьбе с эпидемиями, написал ряд статей о чуме, холере, тифозных эпидемиях, сифилисе и др. Несколько статей по вопросам микробиологии (О "0" кривых" микробах". 1885 г., "О микробах корнеплодов", 1885 г. и др.)

Подлинным новатором показал себя И. Г1. Скворцов в первых попытках изучения изолированных тканей вне организма7. Этот факт отмечен несколькими историками медицины8.

Поиски первооснов жизни приводят к оригинальной гипотезе, в которой раскрывается электродинамическая сущность жизни. Жизнь во всех ее проявлениях связана не только с Землей, но и с окружающими мирами, отсюда и космологические устремления ученого. И. П. Скворцов вводит понятие "гигиология", включаюшес комплекс естественных условий существования, применительно к человеку — антропология, а гигиена изучает жизнь в искусственно созданных обществом и человеком условиях. Одно из главных мест среди произведс-

('Коростелев Н. Б. Третья гигиеническая школа России. Проблемы социальной гигиены и история медицины. — 1994. - № 2. - С. 51-55.

7С к вор нов И. П. Наблюдения над жизнью гематов вне организма. Труды медиц. секции общ. опытных наук при Им-пср. Харьк. унивср., 1886.

8Каневский Л. О. Русский гигиенист и общественный деятель // Сов. здравоохранение. — 1952. — № 6. — С. 40—41. Калюжная Л.Д. И. П. Скворцов — выдающийся русский гигиенист // Врач. дело. — 1954. — № I . — С. 82.

ний И. П. Скворцова занимает курс "Основы гигиологии и гигиены" (М.. 1900 г.).

Е. М. Дсларю<; отмечает, что некоторые идеи И. П. Скворцова корреспондируются с результатами современных космических исследований.

И. П.Скворцов рассматривает гигиену в общефилософском смысле. "... не борьба управляет жизнью и всей природой. а взаимодействие и основанная на приспособляемости целесообразность, что все вместе в противоположность борьбе можно назвать любовью в обширнейшем смысле слова" (15.2).

Гигиена способствует приспособляемой целесообразности, дарит гармонию, счастье, любовь. И. П. Скворцов развивает и глобализирует идеи своего учителя Л. И. Якобия ("Счастье с точки зрения гигиены"), показывая себя широко мыслящим философом.

Свои идеи И. П. Скворцов высказывал неоднократно, но в наиболее расширенном виде в речи "В чем сила жизни и всей природы" (17.01.1892) на Годичном акте Харьковского университета. Речь была перепечатана в России и за рубежом и вызвала крайне резкую критику дарвинистов.

А. Н. Сверчков справедливо подчеркивает, что И. Г1. Скворцов "... первый в России всесторонне развил идеи о биологическом и гигиеническом значении электричества и особенно об электромагнитных факторах внешней среды. Труды этого многосторонне образованного ученого, его гипотезы и предложения представляют значительный интерес и в наши дни . И в самом деле, электромагнитные процессы присуши воздуху, воде, суше, растительности, всему живому, нашему жилищу, одежде и т. д. Идеи Скворцова о неблагоприятных изменениях электромагнитных свойств воздуха в городах и помещениях вполне созвучны современным представлениям.

Следуя своим принципам: сочетание теории с повседневной практикой, бытом, И. П. Скворцов даст такую рекомендацию "... наилучшим видом молока будет гак называемое парное, но только отдоенное не в сырую деревянную, а в стеклянную или фарфоровую посуду, отличающуюся большой диэлек-тричностыо".

Многое из того, как повлияли в теоретическом и прагматическом плане идеи И. Г1. Скворцова на дальнейшее изучение влияния космоса в целом и электричества в частности на здоровье человека, нам стало ясно после, увы, запоздалой публикации трудов выдающегося русского ученого А. Л. Чижевского, который описывает научный спор между двумя гигиенистами И. И. Киянициным и И. П. Скворцовым на X съезде естествоиспытателей и врачей в 1898 г." Спор шел по поводу объяснения следующему эксперименту.

Кислород пропускался через вату. Животные, вдыхавшие этот кислород, погибали. И. И. Кияницын считал, что причина их гибели в том. что вата задерживала какие-то микроорганизмы, которые необходимы для жизнедеятельности животных. И. Г1. Скворцов и профессор физики Новороссийского (Одесса) университета Н.Д. Пильчиков утверждали, что результаты опытов зависели от отсутствия в воздухе электрических частиц-ионов, находящихся всегда в воздухе в определенных количествах и, по-видимому, пропадающих при фильтрации.

О том, какую роль сыграли идеи И. П. Скворцова в творчестве великого русского ученого А. Л. Чижевского, свидетельствует приведенный последним красноречивый список ученых "Знакомство с работами И. П. Скворцова. И. И. Кия-ницына, В. Каспари, Е. Ашкинасса, А. П. Соколова и теорией строения атома Нильса Бора, работами Резерфорда, Макса Планка и других физиков привели меня к некоторым общим заключениям..."1'. Скворцов стоит на первом месте!

Многие идеи И. П. Скворцова задолго "обогнали время", другие оказались неосуществимыми, а порой ошибочными или наивными, но главная мысль о всеобъемлющем, общечеловеческом значении гигиены — сегодня свежа, как и 100 лет назад.

Поступила 31.05.%

чДсларю Е. М. И. П. Скворцов как основоположник в гигиене о воздействии космических явлений на внешнюю среду и влияние их на здоровье человека // Гиг. и сан. — 1967. — № 10.-С. 78-79. 10С

верчков А. Н. Идеи И. П. Скворцова о биологическом и медицинском значении электричества // Гигиена и санитария. - 1967. - № 7. — С. 81—83.

"Ч ижевски й А. Л. На берегу вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания. — М.: Мысль, 1995. — С. 49— 57, 240.

|2Там же. - С. 240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.