Научная статья на тему 'И. П. Башкатов - подвиг, продолжавшийся целую жизнь'

И. П. Башкатов - подвиг, продолжавшийся целую жизнь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И. П. Башкатов - подвиг, продолжавшийся целую жизнь»

Научная жизнь

159

Кроме плотного рабочего графика участникам Координационного совета была предложена насыщенная познавательная программа: экскурсия по Кремлю г.Тулы, знакомство с городом-героем, экскурсия по усадьбе Л. Н. Толстого с посещением литературного музея и собственно дома-музея великого писателя.

Закончилось работа Координационного совета выездом участников в исправительное учреждение, где был представлен опыт работы сотрудников психологической лаборатории этого учреждения с осужденными, содержащимися на строгом режиме. После чего были подведены итоги работы и принято решение Координационного совета.

Ежегодная научно-практическая конференция Деевские чтения-2008

4-5 марта 2008 года в Рязани состоялась ежегодная научно-практическая конференция Деевские чтения-2008 «Проблемы мотивации и направленности личности».

В первый день в работе конференции в Академии ФСИН России приняли участие специалисты из четырнадцати городов России и Казахстана. Конференция, традиционно, предусматривала как очное, так и «заочное» участие в виде статей и обзорных докладов. По итогам работы конференции издан сборник статей и тезисов выступлений.

С. В. Горностаев, А. Н. Третьяков

Во второй день на базе Рязанского филиала Московской Бизнес Школы (МЬА в рамках конференции прошел научно-практический семинар «Трудовая мотивация: проблемы и решения» с участием специалистов по работе с персоналом организаций.

Отдельную благодарность организаторы конференции выражают депутату Рязанского городского совета Александру Антоновичу Чайке.

И. П. Башкатов - подвиг, продолжавшийся целую жизнь

Башкатов Иван Павлович - упоминание этого имени связано с хорошим настроением, веселой шуткой, задушевной беседой за чашкой чая. Такому тонкому умению общаться с коллегами и учениками нельзя обучиться ни в каких университетах. Сжимается болью сердце, на глазах появляются слезы, когда из воспоминаний возвращаешься в реальность, понимая, что этого великого человека уже нет рядом с нами. А ему бы исполнилось только 65. Сколько планов и сколько дел могло быть еще впереди... В тот теплый октябрьский день он не очень хорошо себя чувствовал, но продолжал читать лекции и в последние часы своей жизни, общался с учениками, которым предстояло в ближайшие дни защищать диссертации, готовился в командировку. Да и что означало для Ивана Пав-

Н. И. Махиборода

ловича какое-то недомогание, когда он многие годы будучи прикованным к инвалидной коляске плодотворно занимался наукой, успешно руководил кафедрой и научной школой, очень много преподавал и даже писал стихи.

Родился Иван Павлович 21 декабря 1942 года в селе Солдатка, Красногвардейского района, Белгородской области.

Свою трудовую деятельность И. П. Башка-тов начал рабочим бондарного цеха Красногвардейского плодокомбината (1960 г.), затем работал учителем в Филькинской начальной школе (1961-1962 г.), далее студент Белгородского государственного педагогического института (1962-1 966 г.), учитель, методист Валуйской и психолог Новооскольской воспитательных колоний (1966-1975 гг.). С 1975 года - старший преподаватель, доцент, профессор, академик, заведующий кафедрой социальной психологии и педагогики Коломенского государственного педагогического института.

И. П. Башкатов видный учёный в области юридической и социальной психологии, социальной и пенитенциарной педагогики, профилактики безнадзорности и правонарушений, исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, психолого-педагогической коррекции, реабилитации и ресоциализации детей и подростков социального неблагополучия, находящихся в специальных учреждениях интернатного типа. В его научно-педагогической деятельнос-

160

Прикладная юридическая психология №1 2008 г.

ти удачно сочетались глубокие знания в области психологии, педагогики и юриспруденции.

В 1973 году в Научно-исследовательском институте теории и методов воспитания Академии педагогических наук СССР под руководством М. А. Але-маскина была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Малые группы и межличностные отношения в колониях для несовершеннолетних осужденных», в январе 1992 года в том же институте Иван Павлович Башкатов защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук на тему: «Психолого-педагогические особенности возникновения, развития и функционирования групп несовершеннолетних правонарушителей».

И. П. Башкатов - автор и руководитель научной школы, утвержденной Министерством образования России в 1993 году. Ведущим направлением научной школы является разработка концепции психологии притеснения, социальной психологии и криминогенного развития групп, форм и методов психолого-педагогической коррекции, социализации, реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних с различными видами отклонений в развитии и поведении. Разработка проблем осуществлялась на базе междисциплинарного подхода, который включает в себя философское, психолого-педагогическое, социально-психологическое и криминологическое направления.

Новизна исследований профессора И. П. Баш-катова состоит в том, что в результате многолетней научно - исследовательской работы, анализа и обобщения передового опыта ему удалось теоретически обосновать и практически разработать новый концептуальный подход к изучению психологии притеснения и неформальных подростково-молодежных групп, раскрыть понятие притеснения и криминогенного развития групп, определить основополагающие принципы их изучения, дать определение, структуру и виды притеснения, типологию неформальных подростково-молодежных групп, обозначить их место в общей системе психологии групп и коллективов. Им экспериментально выявлены и теоретически обоснованы количественно - качественные показатели неформальных подростково-молодежных групп, и на основе их анализа дана психолого-педагогическая классификация таких групп, раскрыты их характеристики. Данная концепция является дальнейшей разработкой коррекцион-но-реабилитационной, социально - психологической и педагогической теории личности, групп и коллективов, осуществляемой в отечественной психологии и педагогике.

Среди приоритетных направлений исследований И. П. Башкатова важное место занимала проблема подготовки высококвалифицированных специалистов в области воспитательно-профилактической и коррекционно-реабилитационной деятельности. При его непосредственном участии в институте создана система подготовки учителей-воспитателей истории, физической культуры и общетехнических дисциплин для учебной и

воспитательно-коррекционной работы с детьми социального неблагополучия, педагогически запущенными подростками и несовершеннолетними правонарушителями, находящимися в детских домах, школах - интернатах, спецшколах, спецПУ и воспитательных колониях.

Опытно - экспериментальная работа И. П. Баш-катова в качестве одного из первых практических психологов в воспитательно-трудовых колониях и впервые разработанные им функциональные права и обязанности психолога, позволили МВД СССР в 1975 году ввести в штаты воспитательных колоний страны эту должность, а в дальнейшем в практику образовательных и специальных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей внедрить большое количество практических рекомендаций и методик по изучению психологических особенностей детей и подростков, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В 1979 году в Коломенском государственном педагогическом институте была открыта кафедра социальной педагогики, реорганизованная в кафедру социальной психологии и педагогики, которой он руководил 28 лет, на психологическом факультете введена специальность «Социальная педагогика и психология», где ведется профессиональная юве-нологическая подготовка специалистов.

При непосредственном участии И. П. Башкато-ва в опытно-экспериментальной работе, помощи и консультировании 28 соискателей и аспирантов написали и защитили 3 докторских и 25 кандидатских диссертаций. Защиты завершенных диссертаций, подготовленных под его руководством, продолжаются...

Его ученики работают во многих регионах России и добиваются неплохих результатов в своей деятельности.

Им опубликовано более 1 50 работ (из них 130 научного и 20 учебно-методического характера) общим объемом около 300 печатных листов. В том числе 5 монографий, 1 учебник и 8 учебных пособий, 14 статей в Российской педагогической энциклопедии, ряд статей в Энциклопедическом словаре по юридической психологии и многие другие. Под его редакцией издано 12 сборников научных работ.

И. П. Башкатов был награжден медалями: «Лучший наставник МВД СССР» (1983 г.), «Заслуженный деятель науки РФ» (1996 г.), «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), медалью К. Д. Ушинского (2000 г.), серебряной медалью «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (2002 г.), знаком «Лучшие люди России» (2003 г.). Лауреат премии Губернатора Московской области - 2001 год.

Основными личными качествами Ивана Павловича были честность и в жизни, и в науке, скромность, душевная чистота, способность помочь человеку в неординарных сложных ситуациях, умение любить даже самых трудных детей. Все это позволило ему посвятить всю свою не очень долгую, но плодотворную жизнь служению Отечеству в деле воспитания и образования молодого поколения.

DURA LEX SED LEX

161

В последнее время по разным социальным и социально-психологическим причинам вопросы авторства научных работ приобретают порой очень острое (для тех же авторов) значение. Иногда ситуация доходит до абсурда, как это случилось, например, с одним руководителем диссертационного исследования, которому в качестве заготовки для будущей диссертации предложили часть.., его же собственной диссертации. Но это крайний случай. Существует ряд гораздо более тонких вопросов, возникших возможно и в связи с постоянно увеличивающимся объемом научных работ и публикаций, что в свою очередь потребовало и изменений законодательства, некоторые из которых освещены в этой рубрике ее постоянным ведущим.

Авторские права на произведения науки, литературы и искусства в свете IV части Гражданского кодекса Российской Федерации

1 января 2008 г. вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), объединившая в себе ранее разрозненные нормы о правах на результаты интеллектуальной деятельности. (ст. 1255 ГК РФ):

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства, т.е. право признаваться автором произведения;

3) право автора на имя, т.е. право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени (анонимно);

4) право на неприкосновенность произведения, т.е. возможность внесения в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями только с согласия автора;

5) право на обнародование произведения, т.е. право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Исключительное право является имущественным правом и предоставляет его обладателю возможность использовать по своему усмотрению результат интеллектуальной деятельности любым не противоречащим законом способом.

Большой интерес, в частности, для профессорско-преподавательского состава вузов представляет такое понятие как «служебное произведение». Это произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (ст. 1295 ГК РФ). Исключительное право на такое произведение принадлежит работодателю (в частности, высшему учебному заведению), если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Согласно ст. 1271 ГК РФ правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

1) латинской буквы "С" в окружности;

2) имени или наименования правообладателя;

С. А. Гаранжа

3) года первого опубликования произведения.

Актуальным является вопрос о том, в каких случаях допускается использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. К таким случаям относятся:

- воспроизведение гражданином исключительно в личных целях (ст. 1273 ГК РФ);

- использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ). В числе основных требований здесь - указание имени автора и источника заимствования, объем заимствования должен быть оправдан целями произведения;

- использование путем репродуцирования в единственном экземпляре без извлечения прибыли (ст. 1275 ГК РФ);

- использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ);

- воспроизведение произведения для целей правоприменения (ст. 1278 ГК РФ).

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования (ст. 1252 ГК РФ):

1) о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.

В заключении следует отметить, что нарушение авторских прав опасно даже не столько крупными штрафными санкциями, сколько утратой намного более значимой ценности, а именно деловой репутации. Ведь кто захочет впредь сотрудничать с таким «автором»?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.