Научная статья на тему 'И. М. Левина (1899-1983). Судьба советской испанистики через призму истории'

И. М. Левина (1899-1983). Судьба советской испанистики через призму истории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
627
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.М. ЛЕВИНА / ВЕЛАСКЕС / ГОЙЯ / ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО / РЕАЛИЗМ / I. M. LEVINA / VELAZQUEZ / GOYA / SPANISH ART / REALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Морозова Анна Валентиновна

Статья А.В. Морозовой посвящена освещению научной деятельности крупного ленинградского искусствоведа-испаниста И.М. Левиной (1899-1983). Показан большой научный вклад Ирины Михайловны в дело исследования и популяризации испанского искусства XVI-XIX вв. Предпринята попытка выявления влияния политико-идеологических этапов, переживаемых страной, на направление исследований и угол зрения ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.

The article deals with one of the greatest Russian specialists in Spanish Art I. M. Levina, whose 110th anniversary was celebrated in 2009. It focuses on Levinas ideas as viewed in connection with the cultural life of USSR. The article displays Levinas considerable contribution into the Russian Researches of Spanish Art.

Текст научной работы на тему «И. М. Левина (1899-1983). Судьба советской испанистики через призму истории»

УДК 7.072.2

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2012. Вып. 1

А. В. Морозова

И. М. ЛЕВИНА (1899-1983).

СУДЬБА СОВЕТСКОЙ ИСПАНИСТИКИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ

Мы уже писали о «родоначальнике» советской искусствоведческой испанистики — К. М. Малицкой [1]. Следующее поколение отечественных испанистов-искусствоведов было представлено Ириной Михайловной Левиной.

Ирина Михайловна родилась в Петербурге в 1899 г. [2]. Ее студенческая юность пришлась уже на годы советской власти. В 1924 г. она закончила Ленинградский государственный университет по специальности «Музееведение». В «советской» закалке, вероятно, следует искать объяснение некоторой идеологической прямизне многих выводов и положений И. М. Левиной как ученого. В 1935 г. она становится сначала экскурсоводом, а потом (и до последних дней жизни) научным сотрудником отдела истории западноевропейского искусства, хранителем испанской живописи Государственного Эрмитажа. Научный сотрудник Эрмитажа Г. В. Томирдиаро, лично знавшая И. М. Левину, в некрологе, опубликованном в «Сообщениях Эрмитажа», охарактеризовала ее как человека «удивительно работоспособного, энергичного, увлеченного своим делом, самозабвенно любящего Эрмитаж», снискавшего «признание и уважение сотрудников музея» [2, с. 95].

Искусствоведческие работы И. М. Левиной по испанской тематике начинают появляться с 1945 г. и выходят до середины 1970-х годов. Принадлежа к более поздним поколениям, мы не имеем морального права критиковать позицию автора, писавшего в годы жесточайшего идеологического давления, но выявлять угол зрения исследователя, диктовавшийся советской идеологией, безусловно необходимо.

В работах Ирины Михайловны содержатся все основные положения советского искусствоведения. Это и видение испанского искусства XVII в. как реалистического и соответственно творчества Веласкеса как высшей его точки, причем искусство Вела-скеса в советской традиции воспринимается как своего рода «критический реализм». «...Веласкес показывал ограниченность властителей Испании, мужество, достоинство и красоту народа.» [5, с. 9], — замечает И. М. Левина (1950). Или: «Кого бы ни писал Веласкес, будь это .безвольный король Филипп IV с отвисшей нижней губой и жидкой прядью рыжеватых волос, римский папа Иннокентий X с тяжелым злобным взглядом глаз, резко выделяющихся на багровом крупном лице. — все эти образы проникнуты огромной жизненной силой» (1958) [4, с. 65]. Мифологическая канва в творчестве художника трактуется исключительно как прикрытие для изображения людей из народа. «Он (Веласкес. —А. М.), — отмечает И. М. Левина (1948), — писал крестьян и солдат —"Вакх", он создал замечательные образы женщин-ткачих, одним из первых запечатлев на холсте полных достоинства людей труда — "Ткачихи"» [3, с. 7] (имеются в виду «Пряхи», или «Миф об Арахне»).

Искусство Эль Греко ценится только в аспекте его портретного творчества (1953) [6, с. 579]: «Передовой линией в эмоционально напряженном, зачастую мистическом

© А. В. Морозова, 2012

творчестве Эль Греко был „.портрет, и в этой области он создал жизненные, яркие образы» [4, с. 65]. У Мурильо интересны только народные образы, а идеализированные изображения святых характеризуются как «слащавые», «выхолощенные», «надуманные» (1959) [7, с. 65]. Но если искусство XVI в. воспринимается как лишенное скрытого подтекста, то ценность творчества Гойи, напротив, видится именно в его аллегоричности и иносказательности, обладающих, по мнению автора, социально-критической направленностью. Гойя трактуется как борец за социальную справедливость, революционер. «В конце XVIII столетия испанское искусство еще раз поднимается на вершины, концентрируясь в творчестве одного великого национального художника — Гойи, всеми своими корнями связанного с народом, но проникнутого духом французской революции и серьезным критическим отношением к действительности» [8, с. 24], — пишет И. М. Левина (1945). Или: «Гойя был бойцом на поле битвы с реакцией» (1958) [4, с. 262].

Научная деятельность И. М. Левиной приходится на сталинскую послевоенную эпоху, «хрущевскую оттепель» и годы «брежневского застоя». При наличии констант советской науки смена идеологических эпох не могла не наложить отпечатка на труды ученого. Возможно, этот отпечаток не сразу бросается в глаза, но он существует, и его не следует сбрасывать со счетов. Особенно он чувствуется при рассмотрении научных и научно-популярных работ, посвященных творчеству Гойи, которое стояло в центре исследовательских интересов И. М. Левиной. Как показывают ее небольшая книга о Гойе 1945 г. [8] или брошюры о картинах Веласкеса из собрания Эрмитажа (1948) [3; 9], она прекрасно владела методом формального анализа, но в издании о Гойе 1950 г. этот анализ полностью отсутствует. Вероятно, сказалась шедшая тогда борьба с космополитизмом. Противопоставляя западному «буржуазному» искусствознанию свой поиск у Гойи прогрессивного социального, т. е. прежде всего тематического содержания, автор замечает: «И вряд ли смогут сейчас... западноевропейские буржуазные искусствоведы-формалисты заметить прогрессивность великого художника, понять глубокую социальную направленность его произведений» [5, с. 76]. Противостояние политических и идеологических систем заставляло отказываться от методов, которые были в ходу у западных ученых.

В 1954 г. И. М. Левина защитила кандидатскую диссертацию, посвященную творчеству Гойи. В опубликованном в 1953 г. автореферате живо чувствуется идеологическая атмосфера «холодной войны». Искусство прошлого воспринимается через призму современности, характеризующейся противостоянием политических систем. «Страстная и гневная обличительная сатира Гойи, — пишет автор, — показ им величия, мужества, красоты народа, его стойкость в страданиях — залог тех сил, которые таятся в испанском народе и помогут ему сбросить ненавистное иго фашистской клики» [5, с. 20]. Опять же повторяется, что советское искусствознание с его задачами «изучения лучших и прогрессивных явлений художественного наследия прошлого, правильной критической оценкой с позиций марксизма-ленинизма искусства. передовых демократических художников.» противостоит западному, «буржуазному», с его «ложными теориями и оценками» [10, с. 3]. В то время как «буржуазные искусствоведы» рассматривали Гойю «как болезненного фантаста. или только как моралиста, бичующего нравы» [10, с. 4], советские исследователи, включая автора книги, видели в творчестве Гойи «тему социальной несправедливости, бедственного положения народа» [10, с. 9], «правдивую, разоблачающую характеристику правящей верхушки» [10, с. 11].

В 1953 г. вышла написанная И. М. Левиной статья об изобразительном искусстве и архитектуре Испании во втором издании Большой советской энциклопедии. Для первого издания подобный очерк писала К. М. Малицкая. Видимо, в связи с критикой

[11] вышедшего в 1947 г. ее обзорного труда по испанской живописи XVI-XVII вв.

[12] из-за толерантного отношения к импрессионистическим явлениям в искусстве и непоказа борьбы реалистическо-демократического и маньеристически-аристокра-тического направлений [1; 13] К. М. Малицкой подобный ответственный заказ дать не рискнули.

В согласии с идеологической точкой зрения тех лет в статье И. М. Левиной реализм всецело связывается с народным сознанием, народными традициями и вкусами. Присутствует положение о борьбе разных художественных направлений как выражении классовой борьбы: «Искусство средневековой Испании развивалось в сложной борьбе двух направлений — клерикально-аристократического и народного» [6, с. 577], — пишет автор. В искусстве эпохи Возрождения гуманистические устремления поддерживаются «кратковременным подъемом испанской буржуазии» [6, с. 578], а маньеризм — «феодальной реакцией и церковью» [6, с. 578]. К маньеризму причисляются воспринимаемые в негативном ключе Л. Моралес и А. Берругете. В искусстве XVII столетия «Ве-ласкес борется за реализм, против официального придворного искусства.» [6, с. 579]. В стилистике живописи выше всего ценится «монументализм, лаконизм, ясность повествования» [6, с. 577], которые в те годы были провозглашены критериями совершенства и в советском искусстве. В архитектуре, напротив, живописное начало еще тесно связано с народным творчеством платереско [6, с. 577]. «Суровый и мрачный» Эскориал воспринимается как «яркое воплощение» «идей феодально-абсолютистской деспотии» [6, с. 578-579]. Сальвадор Дали интерпретируется как «художник-космополит, полностью порвавший с национальной традицией и .обслуживающий интересы американского империализма» [6, с. 581].

С наступлением «оттепели» уходит однозначность оценок. Ирина Михайловна выступает в печати с критической статьей против М. И. Шахновича, выпустившего в 1955 г. книгу о Гойе [14], во многом построенную на беззастенчивом плагиате, в том числе из книг И. М. Левиной. Она упрекает М. И. Шахновича в «неисторической односторонности» оценок, в том числе — в сугубо отрицательной оценке Эль Греко, а также в огульной критике зарубежной науки. «Критиковать идеалистические позиции зарубежной науки необходимо, но нельзя забывать о том, что добыто учеными капиталистических стран» [15, с. 69], — за этими словами уже явно чувствуется новая эпоха.

В 1958 г. выходит фундаментальный труд И. М. Левиной о Гойе [4] — по существу, первая отечественная монография об этом крупном испанском мастере. Думается, не будь в те годы развернута антицерковная кампания Н. С. Хрущева, возможно, многие акценты в книге могли бы быть расставлены по-другому. Красной нитью через весь труд проходит мысль о бичевании Гойей в его графических и гравюрных сериях духовенства. «"Капричос", — пишет И. М. Левина, — несомненно, делятся на две большие основные части: изображение уродов, терзающих Испанию, — олицетворение церкви, инквизиции, знати, и изображение их жертв — угнетенного народа, его бедственного положения» [4, с. 120], и далее: «В своих "Бедствиях войны" Гойя не прошел мимо духовенства, которое клеймил еще в "Капричос", но он тонко дифференцировал свое отношение к различным его представителям» [4, с. 212]. В наше время излишне спрямленным кажется и ряд

других положений книги, например, о том, что Гойя «был зеркалом испанских революций начала XIX в. с их противоречиями, взлетами и поражениями» [4, с. 325]. Вместе с тем исследователем помимо западных монографий о Гойе был привлечен богатейший и зачастую уникальный исторический материал, позволяющий воссоздать реальную обстановку эпохи, в которую творил Гойя. Многие выводы автора объективны и обоснованны. Особенно интересна мысль о многозначности гойевского художественного видения. О серии «Капричос» автор пишет: «Вся человеческая жизнь со смешением в ней трагического и смешного, великого и малого, нашла отражение в этой замечательной серии» [4, с. 139]. Относительно портретного творчества Гойи И. М. Левина отмечает: «Художника, несомненно интересуют .его (портретируемого. —А. М.) личные качества. — все неуловимые психологические оттенки, раскрывающие многогранность человеческой личности» [4, с. 66].

Для Краткой художественной энциклопедии «Искусство стран и народов мира» (1965) (обзорную статью по испанскому искусству для этого издания писала Т. П. Кап-терева) И. М. Левина — как признанный знаток Гойи — подготовила главу по испанскому изобразительному искусству XIX в. [23]. Здесь в первый раз за последние годы зашел разговор о «новой, обостренно выразительной форме» в творчестве Гойи [23, с. 172]. До 1953 г., опасаясь обвинений в формализме, многие искусствоведы о художественной форме предпочитали молчать.

Большую работу провела Ирина Михайловна по подготовке к изданию испанской части каталога живописи Эрмитажа, вышедшего под редакцией В. Ф. Левинсона-Лес-синга в 1958 г. [16].

В эпоху «оттепели» с большей толерантностью стали относиться и к Мурильо, хотя его персонажи, как замечает И. М. Левина, «уже утратили суровую величественность, характерную для искусства его предшественников», и в его живописи чувствуются «идеализирующие и декоративные тенденции» [7, с. 63]. В 1959 г. вышла статья И. М. Левиной о «народных образах» Мурильо [7]. По традиции тех лет, реабилитируя художника, нужно было указать и на его «недостатки». Советскому менталитету послевоенной эпохи был еще близок Рибера, создавший, как замечает И. М. Левина, «трагический и суровый образ мученика, мужественно умирающего за свои убеждения» [7, с. 64]. При этом в 50-е годы мирная жизнь постепенно вступала в свои права, приобретали значение не только героика риберовских мучеников и сдержанность и суровость мадонн Веласкеса и Сурбарана, но и «женственность и мягкость, хрупкость и нежность» [7, с. 64] мадонн Мурильо, «очаровательных в своей грациозности.» [7, с. 64].

Узкоатрибуционной в наследии И. М. Левиной является статья 1960 г. о вновь определенной картине Сурбарана из собрания Эрмитажа [17].

Статья о «Св. Лаврентии» Сурбарана подчеркивает реалистическую основу творчества художника [18]. И. М. Левина доказывает, что голова Лаврентия близко напоминает сурбарановский же портрет неизвестного монаха ордена мерседариев в частном собрании Мадрида. «.Даже в своих религиозных картинах, — делает вывод автор, — художник запечатлевал живописные образы окружающих его людей» [18, с. 22].

Для журнала «Советский цирк» в 1961 г. И. М. Левина написала статью о цирке в творчестве Гойи [19]. В его серии «Тавромахия» она видела воспевание «бесстрашия, удали, отваги» испанского народа «в тяжелые годы подавления испанской революции» [19, с. 18].

В 1965 и в 1966 гг. вторым, идентичным, изданием выходит обзорный труд И. М. Левиной по испанскому искусству XVI-XVII вв., ставший хрестоматийным [20]1. В нем не чувствуется революционных изменений точки зрения на испанское искусство, как и в целом их не было в советской культуре после смещения Н. С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР. Изменение политики шло исподволь, постепенно. В силе оставалось положение о борьбе течений как выражении классовой борьбы: «Оно (испанское реалистическое искусство. — А. В.) развивалось в борьбе с требованиями, диктуемыми церковью, двором короля и знатью.» [20, с. 5] Сохраняется вера в критическое начало кисти испанских реалистов [20, с. 170, 186, 200]. Даже отзвуки антицерковной кампании ощутимы в строчках о картине с изображением евангелиста Луки Рибальты: «Внося в картину жанровый момент, она (натурщица. — А. В) говорит о том, что перед художником действительно живая модель, позирующая ему, а не видение явившейся с неба мадонны» [20, с. 105].

Но оценки становятся менее однозначными, в чем-то перекликаясь с оценками 1940-х годов. Еще в брошюрах об эрмитажных картинах Веласкеса И. М. Левина писала об «открытии» его кисти, заключающемся в показе сложности жизни, в которой взаимосвязаны смешное и трагическое, позитивное и негативное [3, с. 5; 9, с. 3]. Теперь, в 1965 г., вновь эта мысль автора получает право на ратификацию. И. М. Левина так и говорит про предшественников великих мастеров XVII в.: «Появилось стремление шире и глубже охватить различные стороны этой действительности, увидеть по-новому простого, обыкновенного человека, изобразить подлинно живых людей с их красотой и уродством, достоинствами и недостатками, найти большую глубину реалистического обобщения» [20, с. 98-99]. Соответственно более сложными и многозначными становятся характеристики образов испанской живописи. О Веласкесе сказано, что «он. сумел показать сложность и противоречивость человеческой натуры.» [20, с. 163].

Если в статье 1953 г. шла речь только о «монументальных суровых образах», созданных на основе «традиций народного творчества» в испанской скульптуре XVII в. [6, с. 579] (т. е. отмечалось в первую очередь реалистическое начало), то теперь появляется возможность говорить о сочетании «реализма образов с совершенством их трактовки» у таких крупных испанских скульптуров XVII столетия, как Монтаньес и Фернандес [20, с. 114].

С большим мастерством ученого И. М. Левина пишет о виртуозности кисти испанских художников, давая ей тонкую художественную оценку. Она профессионально анализирует характер красочных мазков, богатство нюансов цвета, валеры, игру светотени, создающих иллюзию воздушной среды. Чувствуется вкус к художественному мастерству, разбуженный эпохой идеологического потепления. И поневоле испытываешь сострадание к автору, который ранее, изучая Гойю, вынужден был заставлять себя молчать о достижениях Гойи-колориста.

Хотя И. М. Левина и отмечает «мрачное величие» Эскориала [20, с. 61], в целом она в отличие от статьи 1953 г. [6] интерпретирует архитектуру Эскориала как построенную на органичном объединении принципов итальянского Возрождения и ряда испанских

1 Он вышел двумя изданиями, каждое тиражом в 10 тыс. экземпляров. Для сравнения: «Испанская живопись» К. М. Малицкой [12] была опубликована в 1947 г. тиражом в 5 тыс. экземпляров.

черт [20, с. 61]. Уже не так сильно, как это делалось ранее, подчеркиваются демократические корни реалистического искусства.

Сравнительно много внимания автор уделяет Х. Вальдесу Леалю. Если в статье 1953 г. в Большой советской энциклопедии его творчество характеризовалось негативно («.Реакционные тенденции отразились в этот период в творчестве Х. Вальдес Леаль.» [6, с. 579]), то теперь он оценивается как «высокоталантливый мастер», в произведениях которого «по-своему отразились и аристократическая реакция на реализм, и чувство безвременья, выразившееся в ощущении призрачности всего земного и трагичности жизни» [20, с. 256]. Эта книга и по сей день включается в список обязательной литературы для студентов при сдаче зачета или экзамена по курсу «Искусство Испании». Она, несомненно, подкупает четкой структурированностью, ясностью и логичностью изложения материала, охватом всех ведущих видов искусства.

Две последние статьи автора, появившиеся в 1974 и 1975 гг., носят узкоатрибутивный характер и посвящены одна — дару А. Хаммера «Портрету Антонии Сарате» Ф. Гойи, [21], который И. М. Левина считает «несомненным подлинником.» [21, с. 79], вторая — «Мужской голове в профиль», тоже из собрания Государственного Эрмитажа. Солидаризируясь с венгерским искусствоведом М. Харасти-Такач, автор считает ее авторским эскизом к будапештскому «Завтраку крестьян» Веласкеса [22].

Оглядывая с высоты прошедших после смерти Ирины Михайловны десятилетий ее путь как ученого, поневоле, несмотря на все влияния времени, от которых, к сожалению, вряд ли может быть свободен исследователь, преклоняешься перед жизнью, отданной испанистике.

Литература

1. Морозова А. В. К. М. Малицкая (1890-1969) — отечественный историк испанского искусства // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2011. Вып. 1. С. 107-114.

2. Томирдиаро Г. В. И. М. Левина. Некролог // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1986. Вып. 51. С. 95.

3. Левина И.М. Диэго Веласкес. «Завтрак». Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1948. 6 с., 1 л. илл.

4. Левина И.М. Гойя. Л.; М.: Искусство, 1958. 350 с. с илл., 7 л. илл.

5. Левина И.М. Гойя и испанская революция 1820-1823 гг. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1950. 115 с. с илл.

6. Левина И. М. Испания. Изобразительные искусства и архитектура // Большая советская энциклопедия. 2-е изд. / под ред. Б. А. Введенского. М.: Большая советская энциклопедия, 1953. Т. 18. С. 574-581.

7. Левина И. М. Народные образы в произведениях Мурильо // Искусство. 1959. № 5. С. 63-70.

8. Левина И.М. Гойя. [1746-1828. Жизнь и творчество]. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1945. 44 с.; 26 л. илл.

9. Левина И.М. Диэго Веласкес. «Портрет Оливареса». Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1948. 8 с., 1 л. портр.

10. Левина И. М. Гойя и испанская революция начала XIX в.: автореф. дис. . канд. искусствовед. Л.: Типогр. Гос. Эрмитажа, 1953. 20 с.

11. Штамбок А. Против идеалистического истолкования развития искусства // Искусство. 1950. № 5. С. 55-65.

12. Малицкая К. М. Испанская живопись XVI-XVII вв. М.: Изд-во ГМИИ им. А. С. Пушкина. 1947. 208 с., с илл.

13. Морозова А. В. Этапы развития отечественного искусствознания и испанистика (19171953) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2011. Вып. 2. С. 47-52.

14. Шахнович М. И. Гойя против папства и инквизиции. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. 400 с., с илл., 8 л. илл.

15. Левина И. М. Неоправданные претензии // Искусство. 1956. № 2. С. 67-71.

16. Государственный Эрмитаж. Отдел западноевропейского искусства: каталог живописи. Т. 1 / под ред. В. Ф. Левинсона-Лессинга. Л.; М.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1958. 479 с.

17. Левина И. М. Вновь определенная картина Ф. Сурбарана «Король Кастилии» // Сообщения Гос. Эрмитажа (СГЭ). Вып. XIX / под ред. М. И. Артамонова. Л.: Искусство, 1960. С. 16-19.

18. Левина И. М. Картина Ф. Сурбарана «Св. Лаврентий» и ее прообраз // СГЭ. Вып. XX / под ред. М. И. Артамонова и др. Л.: Искусство, 1961. С. 20-22.

19. Левина И. М. Цирк в творчестве Гойи // Советский цирк. 1961. № 1. С. 15-19.

20. Левина И. М. Искусство Испании XVI-XVII вв. М.: Искусство, 1965. 266 с., с илл. (2-е изд. — 1966).

21. Левина И. М. Портрет Антонии Сарате работы Ф. Гойи (дар Арманда Хаммера) // СГЭ. Т. 38 / под ред. В. А. Суслова. Л.: Искусство, 1974. С. 79.

22. Левина И. М. Новое о Веласкесе // Искусство. 1975. № 2. С. 61-65.

23. Левина И.М. Испания. Изобразительное искусство XIX в. // Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира. Т. 2 / под ред. Б. В. Иогансона. М.: Советская энциклопедия, 1965. С. 172-175.

Статья поступила в редакцию 13 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.