Научная статья на тему 'И. М. Ильинский как организатор науки'

И. М. Ильинский как организатор науки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
117
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И. М. Ильинский как организатор науки»

Некоторое фактологическое отступление. Мое знакомство с И. М. Ильинским состоялось в 1970 году, а с 1977 года я непосредственно работаю под его руководством. Другими словами, почти 30 лет в тесном каждодневном общении, плотном взаимодействии (замечу: плодотворном для себя), сотрудничестве.

Всякий раз на протяжении этих лет открывались мне новые грани его многочисленных талантов. В том числе таланта организатора науки. Для многих он представляется именно таким, как его видят сейчас, вот таким сразу и родился и расцвел его творческий и созидательный потенциал, особо ценимый на стадии возрождения, становления и развития сегодняшнего вуза с февраля 1994 года. Это памятно — и этот пласт деятельности по-разному, но каждый ощутил на себе.

В контексте моей темы мне хотелось бы остановиться на более раннем Ильинском — как организаторе науки 1980-х годов, когда он возглавлял Научно-исследовательский центр. Тогда уже главным в характере Игоря Михайловича как ученого и организатора науки проявились развитое чувство интуиции, способность быстро находить верные решения, обостренное чувство нового, принципиально значимого для будущего возглавляемого им коллектива. При нем Центр приобрел всесоюзную известность, прежде всего в разработке проблем государственной молодежной политики, теории и практики комсомольского строительства, организации и проведении масштабных социологических исследований, послужившей базой для глубокого анализа всех сторон жизни и развития российской молодежи.

Впервые широта и глубина его эрудиции, работоспособность проявились при разра-

ботке теории комсомольского строительства. Его книга «ВЛКСМ в системе политического общества», предшествующие и последующие статьи, организованная дискуссия на страницах «Молодого коммуниста» на эту тему высветили реальное продвижение вперед в разработке этой проблемы.

При этом приходилось преодолевать косность духа среди коллег исторического цеха, ревниво охранявших их право на толкование места и роли комсомола в обществе.

Это была личная научная победа Игоря Михайловича и в то же время стала одним из главных факторов организации науки о комсомоле и комсомольского строительства как науки и учебной дисциплины. Под его руководством были созданы первые учебные пособия, на их основе разрабатывались программы, по которым обучались миллионный комсомольский состав и комсомольские кадры.

Одна цифра: между XIX и ХХ съездами ВЛКСМ прошли обучение в системе подготовки и переподготовки кадров и актива 20 млн человек в зональных, республиканских школах, Высшей комсомольской школе, центре «Олимпиец», школах комсомольского актива при горкомах, райкомах ВЛКСМ.

Второй сюжет. В годы начавшейся перестройки возникла острая необходимость получать достоверную картину общественного положения, социального облика молодежи, социальной политики и молодежного движения. И здесь простого решения не было. Получить объективную картину без обновления исследовательских подходов невозможно, и И. М. Ильинский ставит задачу «подвергнуть критическому анализу систему тех подходов к молодежи и комсомолу, которые в разное время были использованы

Б. А. Ручкин И. М. Ильинский как организатор науки

2006 — №3

Гуманитарные науки и высшее образование

51

в партийных и иных документах, обрели, по существу, статус официальной теоретической парадигмы, вторичной методологической основы». Именно в рамках этих подходов и организовывался исследовательский процесс, готовились диссертации, статьи и т. д. Пропасть между выводами науки о молодежи и запросами практики не могла быть преодолена, если не отказаться от устаревших, ложных подходов к изучению проблем молодежи.

В двух словах, в чем суть прежнего подхода. Схематично: «Молодежь — хорошая и самая счастливая». «Роль молодежи в обществе возрастает». «Конфликта поколений нет и не может быть».

Проблемы молодежи как выражение одного из острейших противоречий общества, выявленного перестройкой, в общественном сознании не существует. Забегая вперед, скажем: отсюда огромное противодействие молодежной политике, принятию Закона о молодежи.

Поставив задачу, начали мучительный поиск инструментов проведения социологических опросов. По-моему, особенно тяжко разрабатывались концепция и инструментарий изучения идеалов и ценностных ориентаций молодежи. Первое же пилотное исследование показало, что антиперестроечные силы, в том числе антисоциалистической направленности, имеют в молодежной среде определенную социальную базу.

На основе социологических опросов коллектив ежегодно готовил научно-аналитические материалы об общественном положении молодежи («Молодежь-88», «Молодежь-89»). Научно-исследовательская деятельность подтолкнула комсомольские органы к созданию системы исследований на региональном и республиканском уровнях. В 1989 году в стране были созданы 24 лаборатории, научно-методическое руководство которыми было поручено Научно-исследовательскому центру. Так вновь соединились научная и организаторская составляющие деятельности И. М. Ильинского, найдя свое воплощение в жизни.

Эта деятельность получила свое развитие в подготовке под руководством И. М. Ильинского двух первых докладов Комитета РФ по делам молодежи Правительству РФ (1993, 1995). Там давался широчайший срез, по сути дела, всех основных проблем положения и роли молодежи в экономике, политике, социальной и культурной сферах, ее ценностных ориентаций и т. д.

Среди этих докладов выделим тот, что обсуждался на заседании Правительства РФ и был признан «очернительным» с точки зрения освещения положения молодежи в обществе. «Изъять» — сурово прозвучало из уст премьер-министра. Между тем этот доклад имел и имеет большое научное и практическое значение. В нем в качестве предмета исследования была взята всего одна «вдруг» оказавшаяся под государственным запретом, замалчиваемая и гонимая, но исключительно важная молодежная проблема общества — проблема воспитания, которая рассматривалась в самом широком, комплексном, междисциплинарном плане. Игорь Михайлович возглавил борьбу против одной из глупостей, которые совершены идеологами реформ, против положения остракизма, в которое было поставлено ими воспитание в России. В рамках этого доклада были представлены «Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений» (разработанные И. М. Ильинским).

По инициативе И. М. Ильинского в стенах нашего вуза прошел ряд научно-практических конференций по этой проблеме. Конкретным и значимым результатом борьбы общественности, в которой весьма определенную роль сыграл наш вуз, стала запись в Законе РФ «Об образовании»: «Под образованием понимается процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства».

Важнейшей заслугой И. М. Ильинского стала теоретическая разработка сущности молодежной политики, выявление объективных основ для выделения ее в самостоятельное направление деятельности общества, государства, партии — принятие Закона СССР

«Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991 г.), одобрение этой политики со стороны Верховного Совета РФ.

Эти результаты были получены благодаря личному участию и настойчивости Игоря Михайловича, его высокой гражданской позиции. (Естественно, сказались его умение формировать команду, находить поддержку властных структур, прессы.)

Научная идея организовала новое направление и приобрела материальное выражение в создании организационных структур для реализации этой политики, которые действуют и сейчас. Сложилась система управления молодежной политикой в государстве на федеральном уровне: в Правительстве, Государственной Думе, при Президенте РФ. Практически во всех 2372 районах и городах России также имеются органы по делам молодежи. К началу 2000 года в органах по делам молодежи субъектов РФ работало более 1000 человек, на городском и районном уровнях — свыше 3000 человек. В социальных службах для молодежи занято почти 15 тыс. сотрудников.

Выросла целая плеяда исследователей молодежной политики. С 1988 по 2005 год по этой проблеме в стране было защищено 57 диссертаций, в том числе — 9 докторских.

На примере этой многолетней борьбы с точностью отражены известные три стадии развития научной идеи: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда»; вторая — «ничего нового в этом нет»; третья завершающая — «а ты-то здесь при чем?».

Был еще один замечательный период в жизни коллектива — осмысление перестроечных процессов в комсомоле (19861991 гг.), поиск путей выхода комсомола из кризиса. В этой связи несколько штрихов. В 1986 году Научно-исследовательский центр подготовил ЦК ВЛКСМ проект комплексной целевой программы перестройки в комсо-

моле на 1987-1990 гг. В марте 1988 года провел научную сессию по этим вопросам, навстречу VIII Пленума ЦК ВЛКСМ (1989 г.), когда обсуждался вопрос «О положении в ВЛКСМ», подготовил две фундаментальные записки, опирающиеся на исследования и опросы комсомольского актива и кадров, высказавших свое мнение о путях обновления деятельности комсомола в новых условиях. И эта работа велась вплоть до XXI съезда ВЛКСМ (1991 г.), принявшего решение о его роспуске.

Что касается судьбы комсомола, исследователям еще предстоит объективно отразить весь реальный процесс его возникновения, развития и разрушения, извлечь уроки и опыт для настоящего и будущего молодежного движения. Время отсеивает все мелкое, остается главное и существенное. Может быть, самое главное для молодежного движения — знание о социальной практике комсомола, которая может выступать в качестве средства, инструмента созидательной деятельности молодежных организаций на современном этапе.

Величие ученого по-настоящему определяется не только тем, что он сделал в науке сам, но и тем, на какое количество людей он повлиял, повлиял на их судьбы. Значительна роль Игоря Михайловича в создании атмосферы поиска, исследовательской культуры, творчества в коллективе НИЦ — что в последующем во многом способствовало становлению и научному росту исследователей. Приведу только один, возможно, формальный показатель: из стен НИЦ вышло 35 докторов наук.

И все мы признательны научной и организаторской деятельности И. М. Ильинского, который каждый раз, ставя перед собой любую цель, будь то становление НИЦ, нашего вуза, создание обобщающих трудов, всегда ее добивался. Причем эта цель всегда была направлена на созидание совершенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.