Научная статья на тему 'I Конгресс РОПРЯЛ «Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России»'

I Конгресс РОПРЯЛ «Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «I Конгресс РОПРЯЛ «Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России»»

[официальные материалы]

I КОНГРЕСС РОПРЯЛ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА В ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ»

С 14 по 18 октября 2008 года в Санкт-Петербурге проходил Конгресс РОПРЯЛ «Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России».

Это был Первый Конгресс, организованный Российским обществом преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) при поддержке фонда «Русский мир».

В нем принимали участие ведущие специалисты в области русского языка и литературы из институтов Российской академии наук, ведущих вузов России, а также школьные учителя из Калининграда, Краснодара, Тюмени, Уфы, Саратова, Иркутска, Челябинска, Тулы, Махачкалы, Перми, Красноярска, Балгорода, Пятигорска, Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга и многих других городов Российской Федерации.

С приветственным словом к участникам Конгресса обратилась президент РОПРЯЛ, академик РАО Л. А. Вербицкая. Она отметила важность этого масштабного мероприятия, объединившего теоретиков и практиков, лингвистов, литературоведов и культурологов. Доклад директора Института Лингвистических исследований РАН академика РАН Н. Н. Казанского «Преподавание русского языка: проблемы, достижения, перспективы» оказался шире заявленной темы. Докладчик отметил как достижения русистики, так и трудности на её пути, связанные и с недостатком финансирования, и со снижением качества подготовки русистов.

В докладе д-ра филол. наук, зам. директора Института русского языка им. В. В. Виногра-

дова РАН М. Л. Каленчук «Принципы создания Большого орфоэпического словаря русского языка» отмечались сложности, вставшие перед его создателями. В развернувшейся дискуссии была особо подчёркнута важность учёта вариантов в современном произношении.

Под председательством вице-президента РОПРЯЛ Е. Е. Юркова и главного редактора журнала «Мир русского слова» К. А. Роговой состоялся круглый стол «Роль государства в воспитании современной языковой личности». Обсуждение открыл д-р филол. наук, декан факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского университета С. И. Богданов, сообщивший о научных разработках, связанных с реализацией Закона о государственном языке Российской Федерации. В ходе состоявшейся дискуссии были обозначены направления, на которых должны быть сосредоточены усилия филологов, людей старшего поколения, неравнодушных к формированию языкового облика молодого поколения, к его интеллектуальному развитию, состоянию речевой культуры общества

На следующий день работа Конгресса шла по двум направлениям: «Русский язык и культура в современной России: проблемы развития и взаимодействия» и «Язык СМИ сегодня: проблемы и перспективы». Связям языка и культуры были посвящены доклады чл.-корр. РАН Ю. Н. Караулова, В. М. Мокиенко и других известных учёных. В ходе их обсуждения была подчёркнута необходимость широкой пропаганды филологических знаний На второй секции возникла

4

[мир русского слова № 4 / 2008]

[официальные материалы]

оживлённая дискуссия о роли СМИ в развитии современного русского языка. Отмечалось, что печать и телевидение порой навязывают слушателям низкий стандарт речевой культуры.

Во второй половине дня состоялся круглый стол «Инновации и реформы в области обучения русскому языку в высших и средних учебных заведениях России». Среди выступавших были как вузовские, так и гимназические преподаватели, а также сотрудники институтов РАН. Были отмечены и положительные, и отрицательные тенденции в преподавании русского языка. С одной стороны, общее снижение культуры речи не могло не затронуть высшую и среднюю школу. С другой стороны, появившиеся новые учебники и новые технологии уже проявляют свои возможности в повышении эффективности обучения, внесении разнообразия в учебный процесс, в стимулировании интереса учащихся к родному языку и литературе, основам теоретического языкознания, Этот процесс затронул как вуз, так и школу.

В третий день работали секции: «Государственная политика в области развития и укрепления позиций русского языка в РФ и за рубежом», «Концептуальные основы преподавания русского языка как неродного для разных возрастных категорий учащихся в условиях поликультурной среды», «Русский язык и культура в школе: проблемы обучения и воспитания учащихся».

I Конгресс РОПРЯЛ продемонстрировал необходимость подобных мероприятий. Проблемы культуры русской речи, функционирования русского языка как государственного, методики преподавания русского языка как родного и неродного, формирования языковой личности, пропаганды достижений отечественной филологической науки — всё это требует глубокого научного осмысления, поиска методов и средств использования, обмена опытом, расширения и укрепления социокультурной базы деятельности при активной поддержке государства.

[приглашаем принять участие]

Уважаемые коллеги!

Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) приглашает вас принять участие в VIII Всероссийском семинаре «РУССКИЙ ЯЗЫК. КУЛЬТУРА РЕЧИ»,

который состоится 26 января — 2 февраля 2009 года на базе Санкт-Петербургского государственного университета.

Сам предмет семинара — культура речи — рассматривается в двух аспектах: как предмет изучения (лингвистического, исторического и философского анализа) и как предмет обучения. Темами лекций и дискуссий станут: общие вопросы изучения и преподавания культуры речи, особенности книжно-письменной и устной речи, риторика как область обучения устной речи, вопросы культуры речи в философском и психологическом аспектах, современный политический дискурс и др.

Лекторами семинара являются ведущие профессора Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного университета им. Ломоносова, Российского государственного педагогического университета им. Герцена и других вузов страны.

В рамках семинара планируется проведение мастер-классов, презентаций учебников нового поколения, круглых столов.

Участникам семинара выдается свидетельство об участии в семинаре.

Семинар проводится при содействии Министерства образования и науки РФ.

Предварительная программа семинара и дополнительная информация размещены на портале РОПРЯЛ «Русское слово» www.ropryal.ru.

ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 15 ЯНВАРЯ 2009 ГОДА.

С вопросами о проведении семинара можно обращаться по электронной почте info@ropryal.ru или по тел./факсу (812) 323 6620, тел.: (812) 325 1132

Добро пожаловать в Санкт-Петербург!

[мир русского слова № 4 / 2008]

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.