ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2012. № 1
ГОЛОСА МОЛОДЫХ
И.И. ДАВЫДОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ УМА И ВОСПИТАНИИ
СЕРДЦА
М.Г. Бородулина
(аспирантура кафедры истории русской философии МГУ имени М.В. Ломоносова;
e-mail: [email protected])
Статья посвящена истории российского образования. Описана университетская среда первой половины XIX в. и рассуждения И.И. Давыдова о воспитании. Тема данной статьи существенна для понимания важного исторического периода — становления и развития национальной системы образования и университетской мысли.
Ключевые слова: история образования, Московский университет, университетская среда первой половины XIXв., И.И. Давыдов.
Иван Иванович Давыдов — воспитанник Московского университета. Он жил в интересную эпоху, когда университет формировал свои традиции в образовании и воспитании. Проблема образования и воспитания молодого поколения во все времена является актуальной для общества. Нас интересовало то, как в первой половине XIX в. подходили к вопросам образования и воспитания молодого поколения, что считали важным и необходимым из большого разнообразия получаемых знаний. Все эти проблемы, идеи и восприятие мира мы свяжем с жизнью Московского университета, Благородного пансиона при Московском университете и именем И.И. Давыдова.
В данной статье мы будем опираться на труды историков и профессоров Московского университета, воспитанников Университетского пансиона, работы И.И. Давыдова. Изучение истории Московского Императорского университета и Университетского пансиона началось еще в XIX в. (работы С.П. Шевырева [1:410, 453—454], "Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета 1855 г.") и продолжается по сей день1. Для изучения личности и трудов И.И. Давыдова были использованы материалы из Отдела
1 Тема истории Московского университета исследована в трудах Ф.А. Петрова, А.Ю. Андреева, В.А. Змеева. Истории развития Благородного пансиона посвящены работы Н.В. Сушкова, П.И. Страхова, вышеуказанных авторов, а так же В.В. Пономаревой и Л.Б. Хорошиловой.
редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова.
Иван Иванович Давыдов (1794—1863) — философ и филолог, педагог, декан I отделения философского факультета (1837—1847). Выпускник Московского университета, где он слушал лекции на физико-математическом и словесном отделениях. Наставником И.И. Давыдова в университете был И.Г. Буле1. Университетское образование дало И.И. Давыдову возможность реализовать себя как педагога и ученого, определило его круг общения и научных интересов. За время службы в Благородном пансионе (1814—1826 гг.) И.И. Давыдов провел учебные преобразования, создал библиотеку, физический и минералогический кабинеты, написал около десяти работ, целью которых стала помощь воспитанникам пансиона и студентам университета в освоении материала по истории философии, логике и филологии.
В 20-30-е гг. XIX в. И.И. Давыдов являлся активным участником Общества любителей российской словесности, Общества любителей природы, непременным заседателем правления университета. Совместно с профессором В.А. Снегиревым он занимался собранием речей русских профессоров Московского университета, изданных с краткими биографиями Обществом любителей российской словесности. В 1833-1836 гг. И.И. Давыдов издавал вместе с профессором Перевощи-ковым "Ученые Записки" Московского Императорского университета. С 1841 г. И.И. Давыдов становится ординарным академиком по вновь организованному отделению русского языка и словесности Академии наук. Он активно участвовал в работе II отделения Академии наук по русскому языку и словесности, с 1851 по 1859 г. являлся председательствующим этого отделения. В Санкт-Петербурге И.И. Давыдов руководил деятельностью Главного педагогического института.
Усердные труды И.И. Давыдова на ученом поприще способствовали получению звания заслуженного профессора в 1845 г., государственных наград. С 1847 г. он является почетным членом Московского, затем Казанского и Дерптского университетов. Подводя итог своей научной деятельности, И.И. Давыдов говорил, что часы, проведенные им на поприще наук и отечественной словесности, являются самыми счастливыми в его жизни.
Преподавательская деятельность И.И. Давыдова началась в 1814 г. в Благородном пансионе, которым руководил известный педагог того времени А.А. Прокопович-Антонский (во главе пансиона с 1791 по 1824 гг.). Воспитательная система этого учебного заведения была лишена формальности [2:387]. Для преподавателей того времени было
1 И.Г. Буле (1763—1821 гг.) — немецкий профессор, приглашенный М.Н. Муравьевым из Геттингена, историк, выдающийся знаток Аристотеля.
характерно энциклопедическое знание, поэтому Иван Иванович одновременно преподавал в пансионе русскую словесность и чистую математику, с течением времени круг преподаваемых им предметов в пансионе, а затем и в университете будет расширяться. Как преподаватель И.И. Давыдов известен тем, что он одним из первых говорил воспитанникам Благородного пансиона о Ф. Шеллинге. Его учениками были князь В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов и другие воспитанники пансиона. Во многом под влиянием идей Давыдова находились кружки 1820-х гг., например такие, как кружок любомудров, общество Раича.
Заслугой И.И. Давыдова является то, что он знакомил воспитанников пансиона с новейшей литературой. Благодаря глубокому филологическому образованию и философскому складу ума Иван Иванович представлял своим ученикам интересные критические разборы произведений современной научной и художественной литературы. Являясь учеником И.Г. Буле, И.И. Давыдов не навязывал своего мнения воспитанникам пансиона, старался беспристрастно рассказывать о преимуществах и недостатках разных научных школ.
В Московском университете, помимо курсов по словесности и чистой математике, И.И. Давыдов читал также курс по истории философии (который был запрещен в 1826 г., едва успев начаться) [3:187—188]. Многолетняя педагогическая деятельность привела к обобщению этого опыта и написанию работ по педагогике. Мысли И.И. Давыдова как педагога мы можем найти во многих его работах, статьях и речах. Работ, специально посвященных этой теме, было две: "О согласовании воспитания с развитием душевных способностей" (работа опубликована в " Библиотеке для чтения " 1834 г., т. 6, №10) и " Письма о воспитании " (опубликованы в "Московских ведомостях" за 1837 г.).
Работа "О согласовании воспитания с развитием душевных способностей" впервые была опубликована в советской историко-педаго-гической литературе в 1987 г. [4:251-257]. В работе И.И.Давыдова обозначены пути воспитания, которое основано на общих и индивидуальных законах развития чувства, ума и воли. Данная тема развивалась затем К.Д. Ушинским в его работе "Человек как предмет воспитания".
И.И. Давыдов рассматривал проблему становления человека как личности, влияния на его развитие трех главных стихий — чувства, ума и воли, которые следует развивать в разные периоды взросления человека. В младенчестве (первый возраст) побуждаются способности и развиваются чувства; второй возраст — это юность, во время которой "раскрывается и обогащается ум под руководством отца или наставника", третий — возраст мужества — предназначен для формирования самобытной воли [4:252]. Последовательное обучение ребенка приводит к лучшим результатам. Главным для И.И. Давыдова является вопрос
не чему учить, а как учить и развивать душевные способности. Первоначально вопросы образования и воспитания ложатся на плечи родителей. Иван Иванович советует не баловать ребенка, не допускать излишества в чем бы то ни было и не откладывать до другого дня забот о своих детях. Домашнее воспитание должно было согласовываться с общественным.
В то время большое значение уделялось гармоничному развитию человека. Считалось, что "движение в физической природе то же, что мысль в духовной", поэтому пренебрегать физическим воспитанием было опасно [4:254]. И.И. Давыдов считал, что лучше остановить слишком быстрое раскрытие душевных способностей, чем ослабить тело. Причиной было то, что потерянное время отрочества для тела невозвратимо. Актуальной сегодня является и мысль о том, что не следует баловать ребенка, питая его душу только приятными впечатлениями, необходимо показывать и другую сторону жизни, развивать сочувствие к страданиям других людей.
Индивидуальный подход к обучению, который И.И. Давыдов видел и сам реализовывал в Благородном пансионе, привел к мысли о значимости психических типов личности в процессе образования и воспитания. Природа сангвиника или холерика требовала иного подхода в воспитании, чем природа меланхолика или флегматика — одних следовало поощрять, а других "воздерживать". Главным средством воздействия на молодых людей являлся собственный пример наставника, юность требовала живого образца. Если воспитатель сам не имеет добрых качеств, то он никогда не раскроет их в своих воспитанниках.
Иван Иванович, завершая работу, предоставлял два правила для воспитателей: не останавливать в юноше ни одного врожденного влечения и уничтожать одностороннее направление в развитии.
И.И. Давыдов жил и преподавал в то время, когда большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодого поколения. Философия воспринималась педагогом как основополагающая наука [5:207]. Ценности православия ставились во главу угла. Сенека говорил о том, что добродетель невозможна без Бога. Это понимал и Давыдов. Мы образуем себя по образу, который складывается у нас в голове. Мудрость является путеводительницей в жизни человека, и чтобы не сойти с правильного, добродетельного пути, необходимо со школьной скамьи закладывать ценностный базис.
Подводя итог, мы можем сказать, что И.И. Давыдов являлся разносторонне развитой личностью, которая ярко проявила себя в педагогической и научной деятельности своего времени. Сегодня мы должны обратиться к истории образования в Московском университете, которая содержит в себе много нераскрытых страниц. Современная ситуация в образовании приводит к мысли о нашем историческом про-
шлом, поиске ответов в нем. Мы можем изучать работы гениальных ученых, но за всеми ими стояли талантливые преподаватели и наставники, чей труд не может быть предан забвению, потому что они внесли значительный вклад в развитие университета и образовательного процесса в целом.
В ситуации, когда современное российское образование стоит на пути модернизации, должны быть учтены не только зарубежные варианты, но и отечественный опыт. В этой связи становится актуальным творчество И.И. Давыдова.
Список литературы
1. Шевырев С.П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему юбилею. 1755—1855. Репринтное издание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 600 с.
2. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Университетский Благородный пансион. 1779-1830 гг. М.: Новый хронограф, 2006. 432 с.
3. Андреев А.Ю. Лекции по истории Московского университета: 1755— 1855. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. 240 с.
4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.(до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. 560с.
5. Императорский Московский университет: 1755—1917: Энцикл. слов. / Сост. А.Ю. Андреев, Д.А. Цыганков. М.: Рос. полит. энц. (РОССПЭН), 2010. 894с.
I.I.DAVYDOV: ON THE EDUCATION OF MIND AND HEART M.G. Borodulina
The article is devoted to history of Russian education. On main concern are university surroundings on the one half of XIX century, University Noble boarding-school, ideas of I.I. Davydov about education. The topic of this article is currently significant in interpreting a very important historical period — making of Russian national system of education and university conception of science.
Key words: history of Russian education, Moscow State University, university surroundings on the one half of XIX century, I.I. Davydov.
Сведения об авторе
Бородулина Маргарита Геннадьевна — аспирантка кафедры истории русской философии МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел. 8-929-993-88-45; е-mail: [email protected]