Научная статья на тему 'И гуменья Тамара (урожденная великая княжна Татьяна Константиновна Романова), настоятельница Спасо-Вознесенского русского женского монастыря на Елеоне: К раткая биография и служение Русской Православной Церкви за границей на Святой Земле'

И гуменья Тамара (урожденная великая княжна Татьяна Константиновна Романова), настоятельница Спасо-Вознесенского русского женского монастыря на Елеоне: К раткая биография и служение Русской Православной Церкви за границей на Святой Земле Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И гуменья Тамара (урожденная великая княжна Татьяна Константиновна Романова), настоятельница Спасо-Вознесенского русского женского монастыря на Елеоне: К раткая биография и служение Русской Православной Церкви за границей на Святой Земле»

Мгуменья тамара (урожденная великая княжнд

татьяна константиновна романова),

настоятельница Спасо-Вознесенского

русского женского монастыря на Елеоне:

Краткая биография и служение Русской Православной Церкви за границей на Святой Земле

Инокиня Манефа (Сизинцева)

Г осподь наш Иисус Христос только Ему Одному ведомыми путями призывает людей разных национальностей и из разных сословий, семей и образа жизни на служение Себе в совершенно различных точках мира. На Святой Земле - земле Самого Христа и Его апостолов -это служение всегда будет нести на себе печать апостольских трудов в гармоничном исполнении Его Заповедей: любви к Богу и ближнему как самому себе. Таким человеком, посвятившим себя служению Богу и заботе о ближних, и была матушка Тамара, памяти которой посвящен этот доклад (фото 1).

Матушка Тамара - урожденная Татьяна Константиновна Романова (фото 2) - русская княжна императорской крови, правнучка императора Николая I и внучка великого князя Константина Николаевича, еще до своего явления в этот мир чрез свой род была уже невидимо связана со служением на Святой Земле. А началось все в 1859 году, когда ее дедушка великий князь Константин Николаевич Романов

Княжна императорской крови Татьяна Константиновна Романова. 1910-е гг.

(фото 3) вместе со своей супругой Александрой Иосифовной совершил паломническую поездку на Святую Землю и во Святой Град Иерусалим. Надо заметить, что сам факт паломничества членов православного царствующего дома в то время произвел неизгладимое впечатление на весь Христианский Восток. В стенах Иерусалима последним таким паломником был византийский император Ираклий в 629 году, т. е. за 1230 лет до великого князя.

Дедушка матушки Тамары великий князь Константин Николаевич известен в российской истории тем, что принимал горячее участие в устроении так называемой Русской Палестины на Святой Земле: по его поручению приобретались земельные участки, были созданы благотворительные учреждения для принятия русских паломников, организованы сборы пожертвований на благоустройство православных церквей,

Великий князь Константин Николаевич. 1970-е гг.

да и учрежденный Палестинский комитет под руководством великого князя стал фактически прообразом будущего Палестинского Общества -комитет, который взял на себя обязанности попечения о русских паломниках на Святой Земле (фото 4).

Уже позже, в 1881 году, его сын великий князь Константин Константинович Романов (фото 5) - в будущем отец матушки Тамары -так же посетит Святую Землю в составе делегации от императорского дома, которую возглавит брат российского императора Александра великий князь Сергей Александрович.

Интересно, что из всего императорского дома Романовых именно у матушки Тамары в поколениях прослеживается такая родовая связь со Святой Землей, связь, которую матушка Тамара продолжит своим служением Церкви.

Матушка Тамара родилась 11 (23) января 1890 г. в Мраморном дворце (фото 6) в Санкт-Петербурге в великокняжеской семье с патриархальным укладом жизни и воспитывалась в православной вере с детства (фото 7). Во дворцах, где проживала княжеская семья, были устроены

Караван русских паломников на Святой Земле.

домовые церкви, детей с детства приучали участвовать в церковных таинствах, обучали Закону Божию и молитвам. По воспоминаниям младшей сестры Татьяны Константиновны княжны Веры матушка Тамара еще в подростковом возрасте интересовалась монашеством. В Мраморный дворец не редко приезжали известные священники того времени, в том числе святой праведный Иоанн Кронштадтский. Нельзя не упомянуть и посещения святых мест и крупных центров православного монашества семьей великого князя: память о паломничестве в Оптину Пустынь матушка Тамара хранила всю свою жизнь и, уже будучи игуменьей, с большой любовью рассказывала об этом сестрам своего Елеонского монастыря.

Первый брак великой княжны был по взаимной любви с грузинским князем Константином Багратион-Мухранским, но разрешен семьей не сразу, а только в 1911 году, после того, как император издал указ, согласно которому князья и княжны императорской крови могли вступать в нединастические браки, однако их потомство лишалось права престолонаследия. Брак был счастливый, но недолгий. В начале Первой мировой войны

Великий князь Константин Константинович.

1910-е гг.

князь Константин геройски погиб на фронте в 1915 году; еще до этого события на той же войне Татьяна Константиновна потеряла брата Олега, когда же приехала на похороны мужа в Мцхету - узнала и о смерти отца. Но бедам и потерям не было конца: в Российской империи началась революция 1917 г. Молодая вдова встретила ее с двумя малолетними детьми на руках, пришли годы скитаний и лишений. После казни революционерами любимого дяди - великого князя Димитрия Константиновича -Татьяна Константиновна окончательно покинула Россию в сопровождении верного друга семьи полковника Александра Васильевича Короченцова -адъютанта ее покойного дяди; он позже станет ее вторым мужем, но этот брак будет еще короче, чем первый: через несколько месяцев заключенного союза Александр Васильевич неожиданно скончается от дифтерита. Немного известно о последующей жизни Татьяны Константиновны в Швейцарии. Основное из того, что мы знаем: она всегда была при Церкви и долго являлась старостой Крестовоздвиженского собора в Женеве. Уже находясь в лоне Русской Православной Церкви за границей будущая матушка Тамара не переставала по мере сил помогать русским эмигрантам, оказавшимся на чужбине.

Мраморный дворец с Санкт-Петербурге.

В 1946 году там же, в Женеве, глава РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) совершил монашеский постриг Татьяны Константиновны Багратион-Мухранской Короченцовой и нарек ей имя Тамара -в честь святой равноапостольной грузинской царицы Тамары, связь с которой у Татьяны Константиновны была еще с юности, когда она горячо молилась этой святой об устройстве ее первого брака. Скоро но-вопостриженная монахиня Тамара была направлена на Святую Землю в монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины, где ее с любовью приняла настоятельница Гефсиманской обители матушка Мария (Робинсон). До 1951 года монахиня Тамара несла там различные послушания, после чего ее перевели в Спасо-Вознесенский русский женский монастырь на Елеоне и назначили там игуменьей. Итак, до 1975 года -года своего ухода по старческой немощи на покой - матушка Тамара достойно несла свой крест игуменства, сумев вдохнуть новую жизнь в обитель, наладив быт и, благодаря своему авторитету и многочисленным связям, обустроив жизнь обители.

Двадцать четыре года матушка Тамара несла служение Русской Православной Церкви за границей как игуменья Спасо-Вознесенского женского монастыря на Елеоне, и это были очень нелегкие годы. К тому

времени монастырь практически не пополнялся сестрами, паломников не было (результат прошедших мировых войн и революций), приток средств на существование обители был ничтожный, да и в окружающем мире обстановка была неблагоприятной: Европа восстанавливалась после разрухи Второй мировой войны, в Советском Союзе продолжались гонения за веру, да и на самом Ближнем Востоке, где действовала РДМ, было нестабильное политическое положение. В 1948 году с созданием государства Израиль часть участков Миссии отошла в ведение новообразованного государства, а им в свою очередь передано по определенной договоренности РПЦ Московской Патриархии, с которой РПЦЗ находилась тогда еще в конфликтном состоянии. Спасо-Вознесенский русский женский монастырь оказался на территории Транс-Иордании, которая в 1967 году попала в зону военных действий Шестидневной Израильской войны - эти нелегкие события выпали на время управления матушкой Тамарой русской обителью.

Рассмотрим служение матушки Тамары Русской Православной Церкви на Святой Земле.

Во-первых, ее служение как члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С точки зрения взаимодействия Миссии с окружающим миром, родовые связи и личные отношения с представителями королевских дворов Европы, высокое положение матушки в прошлом, знание нескольких иностранных языков помогали избегать ряда конфликтов и способствовали, на наш взгляд, укреплению статуса РДМ в Иерусалиме. Ее дочь была замужем за британским послом в Иордании (1956-1959 гг,), а родная тетя - сестра ее отца - великая княгиня Ольга Константиновна - греческой королевой, прозванной в истории «королевой эллинов», известной своей благотворительностью и попечительством о греческом народе. Это также поддерживало статус Русской Духовной Миссии в то время и способствовало мирным взаимоотношением с Иерусалимским Патриархатом, духовенство которого практически все были греками и с большим уважением относились к памяти королевы эллинов. Во время управления матушкой Тамарой русской обителью РДМ в Иерусалиме отметила в Спасо-Вознесенском женском монастыре на Елеоне свой 100-летний юбилей (место рассположения и самой Миссии к тому времени), благодаря содействию матушки торжества прошли на высоком уровне с участием иностранных гостей -это так же укрепило положение Миссии.

Во-вторых, рассмотрим служение матушки Тамары РПЦЗ как игуменьи Спасо-Вознесенского женского монастыря на Елеоне, ее созидательный труд в устройстве внешней и внутренней жизни обители.

В начале 1950-х годов Елеонский монастырь был самым большим женским монастырем в русском зарубежье: в нем подвизалось более 120 сестер. Для того, чтобы улучшить финансовое положение обители,

матушка Тамара очень много писала и рассылала писем родственникам, друзьям, знакомым с просьбой «о посильном участии в становлении монастыря». Когда-то митрополит Анастасий сказал ей: «Ваше имя поможет делу помощи обители»; так оно и произошло, в монастырь постепенно начали приходить пожертвования. При ней была отремонтирована крыша Спасо-Вознесенского храма и колокольня (в частности, деревянная лестница, вся уже сгнившая и опасная при использовании, заменена на металлическую), проведены восстановительные работы Трапезного храма, сделан ремонт водосборных цистерн, так необходимых в хозяйственных нуждах, частично восстановлена каменная ограда монастыря, произведен посильный ремонт сестринских корпусов.

До прихода матушки Тамары на Елеон русский монастырь не был общежительным. Из-за тяжелого финансового положения обители сестры жили каждая на своем иждевении, многие из них ходили на заработки в город. По воспоминаниям об укладе жизни монастыря из записок епископа Серафима ((Иванова), США, архиепископ Чикагско-Детройтский и Средне-Американский) 1952 года видно, как в те годы «нелегко приходится материально елеонским инокиням». Показывая бедность жизни сестер после посещения их келий, владыка писал: «За занавеской - кухня: примус или керосинка на табурете. Это мерило благосостояния хозяйки кельи. Если примус, значит: или владелица его в состоянии прирабатывать, или у нее есть родственники и знакомые, которые поддерживают материально. У кого керосинка, да еще с одним фитилем, - дело плохо: надо изворачиваться на те полфунта, т. е. $ 1,25 в месяц, которые выдаются монастырем каждой монахине на ее пропитание. За это она должна одну неделю в месяц посильно трудиться на монастырских послушаниях, а остальные три недели может зарабатывать на себя, если может. Беда в том, что зарабатывать становится все труднее и труднее, да и старость одолевает». Соприкосновение с внешним миром вносило множество искушений в духовную жизнь сестер. Постепенно матушка Тамара запретила эти работы и сосредоточила жизнь сестер внутри монастыря. Ею было введено попечение о больных и старых сестрах обители, а со временем даже построено для них специальное помещение - «больничка». О трапезе матушка Тамара заботилась особенно усердно, введя общую трапезу один раз в день, изначально она состояла из одного супа ввиду скудости монастырских средств. Для улучшения питания сестер матушка Тамара приобрела для монастыря несколько коров. По воспоминаниям насельницы обители монахини Екатерины (Самара), их вначале было две, а потом число доходило до двенадцати. До Шестидневной войны 1967 г. всем сестрам раздавали молоко, сыр и творог своего монастырского производства. Сыр и творог в основном делали в посты

и монастырь никогда не приобретал молочную продукцию со стороны, однако после Шестидневной войны все коровы заболели и их не стало, тогда Господь послал благодетеля из-за границы, который много лет жертвовал в монастырь средства на покупку молока для сестер (дважды в неделю каждой сестре выдавали по литру молока). Уже значительно позже, но также во время игуменства матушки Тамары, были организованы чаепития с духовными беседами для внутренней поддержки и объединения сестер монастыря.

Заботами матушки Тамары вновь были устроены иконописная и золотошвейные мастерские, принимавшие заказы и этим также оказавшие финансовую поддержку монастырю. Монахиня Трифена, которая еще при схиигумении Антонии занималась золотошвейным делом в обители, уже возглавила целую группу сестер и передавала свой опыт последующим поколениям. По воспоминаниям сестер Елеонского монастыря, именно на деньги, полученные от заказов по митрам, было проведено в монастыре электричество. Елеонская монахиня Екатерина (Самара) вспоминает: «Матушка Тамара устроила, чтобы каждая сестра в келье имела лампочку и могла по вечерам читать, в остальном же была большая экономия». Позже по ходатайству матушки в обители также была устроена водопроводная система. Большим и многолетним благодетелем монастыря тут явился инженер Тимофей Степанович Денке из Джорданвилля, который много помог матушке с ремонтом колокольни, улучшением условий монастырской кухни, а также иных восстановительных работ в обители. Именно по его ходатайству к монастырю подвели городской трубопровод, до этого же воду покупали и привозили в большом количестве из источника преп. Харитона (пустыня Фаран) или из Силоама, а потом закачивали в цистерну, которая находилась рядом с храмом.

Вспоминая бедность обители в прошлом, мон. Екатерина (Самара) рассказывала: «До матушки Тамары монастырские кельи даже покупались. Это все было по большой бедности: не было все устроено для жизни, монастырь был большей частью своекоштный. Поэтому многие, кто приходили жить, должны были даже покупать себе угол. Но при матушке Тамаре жизнь постепенно наладилась и подобное прекратилось». По ее же воспоминаниям, с продуктами монастырю помогала международная организация Красный Крест, а муку на хлеб как бедным людям жертвовал иорданский король Хусейн. Это была большая поддержка монастырю, сестры отдавали муку в городскую пекарню, получив из которой потом раздавали по одному хлебу каждой сестре два раза в неделю (понедельник и четверг - «хлебные дни»). Хлеб раздавала обычно монахиня Мардария перед Игуменским домом.

Особенной чертой матушкиного характера было гостеприимство. Именно в ее время управления монастырем Промыслом Божиим

восстановилось паломничество на Святую Землю из зарубежья. Первое начавшееся русское паломничество из Европы на Святую Землю было в 1951 году во главе с архимандритом Мефодием ((Кульманом), позже епископ Кампанский) из Франции. Уже в 1952 году матушка Тамара с сестрами принимала первую группу русских паломников из 28 человек с архимандритом Мефодием из Франции. Когда паломничества стали регулярными, матушка Тамара распорядилась возобновить работу монастырской гостиницы. По воспоминаниям елеонских сестер, матушка Тамара сама иногда выезжала с паломниками и сестрами на участки, принадлежавшие РДМ. Это было обычно на целый день, с устройством там чаепития и отдыха.

Огромной услугой РПЦЗ стало решение матушки Тамары с благословения владыки Анастасия брать на воспитание в монастырь православных арабских девочек. Позже из них вышли достойные монахини, на труде и молитве которых выдержала обитель в те годы, когда ее стены практически не пополнялись сестрами из-за границы. Матушка смогла вложить в них любовь ко всему русскому и к Русской Православной Церкви, предуготовив их тем на служение РПЦЗ; они и сейчас вспоминают матушку как «родную мать».

В монашеской жизни матушка Тамара как игуменья всегда старалась быть примером: она всегда была на богослужении, подчеркивала важность послушания, духовно окормляла и поддерживала сестер, примиряла, а если и наказывала (давая временно епитимию), то мудро и в кротком духе. Отличительными качествами матушкиного характера были незлобие, терпение, врожденное чувство такта и уважения к человеку.

По воспоминаниям насельниц Спасо-Вознесенского русского монастыря на Елеоне, лично знавших матушку, основной добродетелью игуменьи Тамары было смирение. В административной монастырской деятельности это выражалось тем, что все вопросы, даже малейшие по корреспонденции, матушка всегда согласовывала с начальником РДМ архимандритом Димитрием (Биакай). В духовной деятельности это выражалось в терпении непослушания и искушений сестер, неизбежных в монашеской жизни, всегда ровным с ними поведением и поучениями с исправлением не от себя лично, но через святоотеческие тексты, давая сестре временную возможность самой понять и исправить поведение; если давалась епитимия за проступки - то по силам и в меру. В общественной жизни смирение матушки было в том, что она никогда не подчеркивала своего высокого происхождения, но наоборот, делая акцент на своем монашеском выборе, всегда вела себя очень скромно и даже на приемах с высокопоставленными людьми не показывала знания столового этикета, но из столовых приборов использовала только ложку. В день, когда совершалась память убиенных большевиками ее

братьев (Иоанна, Константина, Игоря -1918 г.) и любимой тети - великой княгини Елисаветы Феодоровны, а также в день памяти убиения царской семьи, матушка ни слова не говорила об этом и не осуждала убийц, но только в сердце очень глубоко переживала этот день, опять проявляя необычайное смирение перед Промыслом Божиим. По воспоминаниям елеонской монахини Христины (Диаб), один раз в этот день матушка Тамара даже упала в обморок во время службы, но и тогда не проронила ни слова. Уже отойдя от монастырских дел и живя в обители на покое матушка понесла крест тяжелой болезни - гангрены ноги - и в этом она также проявляла стойкость и мужество в перенесении болезни. Можно сказать, что ее личное монашеское служение Богу и Церкви всегда было фундаментом, на котором зиждились все остальные виды служения РПЦЗ, в том числе и игуменское.

Высокий духовный облик матушки Тамары являлся христианским примером для всех, кто ее знал. Скончалась игуменья Тамара 15 (28) августа 1979 г. в день праздника Успения Божией Матери, достойно послужив Богу и РПЦЗ на Святой Земле.

Подводя итог вышесказанному, постараемся сделать краткий обзор видимых результатов служения Матушки Тамары РПЦЗ на Святой Земле:

1. Личный подвиг монашеской жизни и послушания, в том числе и на поприще духовного воспитания и управления сестрами, как христианский пример жительства.

2. Благодаря своему имени и связям, укрепление статуса РДМ в Иерусалиме и непосредственно возглавляемой ею Спасо-Вознесенской женской обители.

3. Плодотворное участие в принятии паломников и через это - в деле восстановления паломничества на Святую Землю из зарубежья.

4. Финансовое укрепление и обновление Спасо-Вознесенского женского монастыря на Елеоне.

5. Хозяйственное улучшение русского монастыря (проведение электричества, ремонты церковных, хозяйственных зданий, цистерн, сестринских корпусов, устройство при ее начальствовании монастырем водопровода и т. д.).

6. Внутреннее переустройство Елеонской обители как монастыря в более положительную сторону монашеского жительства:

- возвращение общежительного устава монастыря и свойственному ему укладу жизни (введение общей трапезы, устройство работ и послушаний внутри монастыря и т. д.);

- правильное духовное воспитание сестер ко спасению их душ, в том числе и личным примером.

7. Дела милосердия, плодом которого, в частности, явилось принятие в русскую обитель арабских девочек и их христианское воспитание.

Некоторые из них потом остались в обители для служения Богу в ангельском чине. Во многом благодаря их трудам и служению в монастыре он сохранился до наших дней.

8. И сейчас, уже спустя много лет после смерти матушки Тамары, ее имя и история монастыря, связанная со временем управления ею обителью, являются визитной карточкой монастыря и делают его известным по всему миру.

Спасо-Вознесенский русский женский монастырь на Елеоне

Святая Земля. 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.