Научная статья на тему 'И. Г. Блох (1888-1958)- профессор и ученый в области конструирования и расчета торфяных машин (к 130-летию со дня рождения)'

И. Г. Блох (1888-1958)- профессор и ученый в области конструирования и расчета торфяных машин (к 130-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды Инсторфа
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ТОРФЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / МОСКОВСКИЙ ТОРФЯНОЙ ИНСТИТУТ / ТОРФЯНАЯ МЕХАНИКА / ТОРФЯНЫЕ МАШИНЫ / БЛОХ ИСИДОР ГРИГОРЬЕВИЧ / HISTORY OF THE PEAT INDUSTRY / MOSCOW PEAT / INSTITUTE / PEAT MECHANICS / PEAT MACHINES / BLOH ISIDOR / GRIGORYEVICH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Копенкина Любовь Владимировна

Статья посвящена специалисту в области конструирования и расчета торфяных машин, заведующему кафедрой торфяной механики Московского торфяного института, члену-корреспонденту Национальной Академии наук Беларуси Исидору Григорьевичу Блоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.G. BLOH (1888-1958)- THE PROFESSOR AND SCIENTIST IN THE FIELD OF DESIGN AND CALCULATION OF PEAT MACHINES (to the 130 anniversary since birth)

Article is devoted to the specialist in the 􀏐ield of design and calculation of peat machines, Head of the Chair of Peat Mechanics of the Moscow Peat Institute, corresponding member of the National Belarus Academy Isidor Grigoryevich Bloh.

Текст научной работы на тему «И. Г. Блох (1888-1958)- профессор и ученый в области конструирования и расчета торфяных машин (к 130-летию со дня рождения)»

УДК 662.331(09)

Копенкина Л.В.

Копенкина Любовь Владимировна, к. т. н., доцент кафедры торфяных машин и оборудования Тверского государственного технического университета (ТвГТУ). Академическая, 12. lvkopenkina@mail.ru.

Kopenkina L.V.

Kopenkina Lubov V., Dr., Associate Prof. of the Chair of Peat Machinery and Equipment of the Tver State Technical University.

И.Г. БЛОХ (1888-1958) -ПРОФЕССОР И УЧЕНЫЙ В ОБЛАСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ И РАСЧЕТА ТОРФЯНЫХ МАШИН (к 130-летию со дня рождения)

Аннотация. Статья посвящена специалисту в области конструирования и расчета торфяных машин, заведующему кафедрой торфяной механики Московского торфяного института, члену-корреспонденту Национальной Академии наук Беларуси Исидору Григорьевичу Блоху.

Ключевые слова: история торфяной промышленности, Московский торфяной институт, торфяная механика, торфяные машины, Блох Исидор Григорьевич.

I.G. BLOH (1888-1958) -THE PROFESSOR AND SCIENTIST IN THE FIELD OF DESIGN AND CALCULATION OF PEAT MACHINES (to the 130 anniversary since birth)

Annotation. Article is devoted to the specialist in the field of design and calculation of peat machines, Head of the Chair of Peat Mechanics of the Moscow Peat Institute, corresponding member of the National Belarus Academy Isidor Grigoryevich Bloh.

Key words: history of the peat industry, Moscow Peat Institute, peat mechanics, peat machines, Bloh Isidor Grigoryevich.

В 2018 году исполняется 130 лет со дня рождения Исидора Григорьевича Блоха (р ис. 1) - профессора, заведующего кафедрой торфяной механики Московского торфяного института, члена-корреспондента Академии наук Беларуси, одного из создателей ряда машин для подготовки и разработки торфяных месторождений, внедренных в промышленность.

Рис. 1. И.Г. Блох Fig. 1. I.G. Bloh

И.Г. Блох родился 30 сентября 1888 года в г. Варшаве в семье ремесленника-часовщика.

В 1907 году он поступил на механическое отделение Московского высшего технического училища, которое окончил с отличием в 1916 году со званием инженер-механик.

В период 1916-1926 гг. Блох работал в механических мастерских, проектировал и монтировал лесопильные и деревообделочные мастерские, водоснабжение и освещение поселков, занимался проектированием, строительством и монтажом оборудования железнодорожных депо и мастерских с установкой двигателей, станков, погрузочно-транспортного оборудования, конструированием приспособлений для обработки деталей на станках.

В 1916-1917 гг. он был заведующим специальными работами Белевской уездной управы, в 1917-1920 г. работал на железнодорожной линии Узловая-Венев, в 1920-1924 гг. - станции Ярцево, в 1924-1925 гг. в конструкторском бюро Главпрофобра, в 1925-1926 гг. - в Московском управлении недвижимого имущества и жилищно-строительного комитета Моссовета.

С 1926 года Блох работал старшим научным сотрудником сектора механизации Инсторфа, где выполнил ряд проектов производственных и экспериментальных торфяных машин. Первой его работой была реконструкция элеваторной установки, применявшейся на добыче торфа. Блох занимался разработкой корчевального устройства и транспортера, их испытанием на опытной станции. Эти работы привели к созданию усовершенствованной элеваторной установки системы Инсторфа (1928-1929), что позволило увеличить производительность добычи торфа.

В конструкторской технической конторе «Торфострой» Блох работал консультантом и заместителем заведующего, проектировал и испытывал оборудование для нового способа добычи торфа - малый гидроторф, или гидроэлеваторный способ добычи.

С 1930 года он руководил конструкторской группой сектора механизации Инсторфа, охватывая все вопросы механизации торфяной промышленности. В основном с этого времени Блох занимался конструированием и экспериментированием машин для подготовки торфяных залежей - области работ до этого не механизированных и чрезвычайно трудоемких.

Конструкторская работа Блоха начиналась с изучения отечественной и зарубежной техники смежных областей промышленности, которую можно было применить в торфяной промышленности.

В результате экспериментирования и применения существующих машин - экскаваторов, корчевальных машин, кротового дренажа, им был внедрен фрезер для полировки торфяных полей, маятниковая пила, размещенная на тракторе СТЗ 15/30. С помощью маятниковой пилы, имеющей качение в различных плоскостях, механизировалась разделка пней.

Была разработана канавная машина с раздельным фрезерованием и черпанием, в основу был положен ряд новых принципов, которые нуждались в проверке.

В 1929 году он был принят ассистентом на кафедру торфяной механики торфяного факультета Московской горной академии.

В 1931 году И.Г. Блох возглавил кафедру торфяных машин Московского торфяного института (рис. 2), одновременно работая на кафедре торфяных машин Белорусского торфяного (политехнического) института. Ввиду большой загруженности в вузах Блох отказался от руководства конструкторской группой, но

а /

ивауав- -ia^cyi^ai- |

СормауЪв^и.-

ь 1

Р V

Я А

j .....Ь-^Г0'

jirtop шда шумф лшшшм Щ

Рис. 2. Второй выпуск инженеров-механиков МТИ (1932). И.Г. Блох - третий слева в верхнем ряду Fig. 2. The second edition of mechanical engineers of MPI (1932). I.G. Bloh is the third from the top left

продолжал работать консультантом сектора механизации Инсторфа.

И.Г. Блох создал дисциплину «торфяные машины», в которую входили разделы: машины для подготовки торфяных залежей, элеваторные, гидроэлеваторные установки, машины для сушки торфа, багерные установки, машины для фрезерной добычи, погрузочно-транспортные машины.

В Московском торфяном институте им была организована оригинальная лаборатория торфяных машин, предназначенная не только для учебных, но и для научно-экспериментальных целей, необходимых для промышленности и научно-исследовательских институтов.

В 1932-1935 годах им было спроектировано семь оригинальных лабораторных установок, которые при их компактности позволяли экспериментировать в самых разнообразных условиях и обобщать данные. Это были: • пневматическая установка для изучения транспорта фрезерного торфа (совместно с С.Г. Солоповым);

• пресс для изучения переработки торфа в реальных условиях;

• аппарат для изучения работы стальных тросов транспортера;

• фрезерная установка для изучения работы фрезера на беспнистой и пнистой торфяных залежах с выбором различных фрез;

• установка для изучения работы щетки для уборки торфа из расстила;

• установка для изучения работы торфяных шнеков;

• установка для изучения работы гребков элеватора на торфе.

Благодаря его успешному руководству кафедра торфяной механики получила всестороннее развитие.

В 1935-1936 гг. Блох работал над механизацией корчевки, внутризаводского транспорта кускового торфа и штабелирования фрезерного торфа, кроме того была разработана оригинальная измерительная аппаратура.

Под руководством И.Г. Блоха студенты выполняли проекты, представляющие интерес

для торфяной промышленности. Например, в 1934 году дипломные проекты «Уборочная машина на тракторе ЧТЗ-60», «Корчевальная лебедка на тракторе СТЗ-15/30», «Канавная машина для беспнистых залежей», «Погрузочная машина на тракторе СТЗ-15/30», «Уборочная машина для фрезторфа» были рекомендованы квалификационной комиссией по выпуску инженеров-механиков к внедрению в промышленность.

В 1935 году И.Г. Блоху присуждена степень кандидата технических наук без публичной защиты диссертации.

С 1936 года Блох работал консультантом по механизации добычи и использования торфа в сельском хозяйстве на Центральной торфяной опытной станции Наркомзема РСФСР (ЦТОС).

В 1939-1940 годах при кафедре торфяной механики И.Г. Блох создал конструкторское бюро.

С организацией Всесоюзного института механизации торфяной промышленности (ВИМТ), а затем Всесоюзного научно-исследовательского института торфяной промышленности (ВНИИТП) Блох стал членом его Научно-технического совета, а затем членом Технического совета Министерства электростанции СССР.

В 1940 году Блоху было присвоено звание профессора.

И.Г. Блох (рис. 3) работал заместителем директора Московского торфяного института по учебной и научной работе (1941-1945), исполнял обязанности директора, когда институт был эвакуирован в г. Свердловск (19411943).

Переходя на работу заместителем директора Московского торфяного института по учебной и научной работе по просьбе руководства, И.Г Блох ставил условие, что он остается руководить конструкторским бюро кафедры торфяной механики, поскольку научно-исследовательская тематика кафедры связана с внедрением торфяных машин.

В 1945-1946 годах в лаборатории торфяных машин И.Г. Блох совместно с Л.Л. Горинштейном и Н.А. Павловым установил двухкомпонентный динамограф; была создана пневмостилочная лабораторная установка (соавторы - Б.Н. Озеров, А.А. Симонян).

В 1949 году в соответствии с Постановлением Совета Министров Союза ССР в Московском торфяном институте И.Г Блохом были организованы научно-исследовательские и конструкторские работы для механизации торфяных предприятий малой и средней мощности.

Рис. 3. И.Г. Блох на заседании ГЭК МТИ (1944) Fig. 3. I.G. Bloh is at the meeting of SEC MPI (1944)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.