Научная статья на тему 'И ЕЩЕ РАЗ О ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ: ПРИЧИНЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ'

И ЕЩЕ РАЗ О ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ: ПРИЧИНЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
аутизм / дети / проявления / признаки / обучение / развитие / реабилитация / поддержка / помощь / autism / children / manifestations / signs / learning / development / rehabilitation / support / assistance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Махмудова А.Д.

Данная статья раскрывает понятие, признаки и возможные причины возникновения и развития детского аутизма. Также в статье изучается реабилитация детей с аутизмом, какими мерами, мероприятиями, занятиями она может быть произведена. Актуальна для прочтения студентами, родителями таких деток и для общего ознакомления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AND ONCE AGAIN ABOUT CHILDHOOD AUTISM: CAUSES, MANIFESTATIONS AND REHABILITATION

This article reveals the concept, signs and possible causes of the occurrence and development of childhood autism. The article also examines the rehabilitation of children with autism, what measures, activities, and activities it can be carried out. It is relevant for reading by students, parents of such children and for general acquaintance.

Текст научной работы на тему «И ЕЩЕ РАЗ О ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ: ПРИЧИНЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ»

УДК 159

Махмудова А.Д.

студент 2 курса кафедры Психологии, факультета педагогики, психологии, гостеприимства и спорта Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева

(г. Астрахань, Россия)

И ЕЩЕ РАЗ О ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ: ПРИЧИНЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация: данная статья раскрывает понятие, признаки и возможные причины возникновения и развития детского аутизма. Также в статье изучается реабилитация детей с аутизмом, какими мерами, мероприятиями, занятиями она может быть произведена. Актуальна для прочтения студентами, родителями таких деток и для общего ознакомления.

Ключевые слова: аутизм, дети, проявления, признаки, обучение, развитие, реабилитация, поддержка, помощь.

Давайте рассмотрим, что же такое детский аутизм, что он из себя представляет. Аутизм, а точнее - расстройства аутистического спектра (РАС), -это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации - процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. У разных деток нарушения выражены в разной степени, при этом они могут как сопровождаться, так и не сопровождаться нарушениями речевого и интеллектуального развития.

Отмечают, что признаки аутизма проявляются уже в младенчестве или раннем детском возрасте аномалиями социального функционирования и особенностями поведения и могут сохраняться на протяжении всей жизни.

По информации облминздрава на 2023 год, которую сообщают новостные источники, такие как «Астрахань 24» в Астраханской области у 294 детей подтвержден диагноз аутизм. Проблемные вопросы, связанные с обучением, прохождением анализов детей с РАС были обсуждены на совещании ко Дню распространения информации о проблеме аутизма под председательством вице-губернатора АО Павла Паутова. И это довольно таки не утешительные цифры. Лишь пятая часть деток, не входяющих в эту цифру, были выявлены в результате проведенного анкетирования, входящими в группу риска. Также по источникам известно, что в 35 дошкольных учреждениях Астрахани функционирует 71 группа, в которой воспитываются дети с РАС, задержкой речевого развития и умственной отсталостью.

Так что же может послужить причинами появления аутизма у детей?

Причины развития аутистического спектра изучены не до конца, но считается, что ведущее значение имеют генетические факторы. Также с недавних пор стало известно, что риск рождения ребенка с РАС повышается с возрастом родителей.

Возможна связь между возникновением РАС у ребенка и особенностями течения беременности: недоношенность плода, использование матерью во время беременности препаратов для лечения эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, мигрени, а также сахарный диабет у матери, развивающийся во время беременности. Но вряд ли какой-либо из этих факторов имеет решающее значение в развитии РАС, но может реализоваться во взаимодействии с генетической предрасположенностью.

Согласно статистике, один из 500 детей страдает от аутизма! И чаще РАС диагностируется у мальчиков, соотношение по полу примерно 3:1.

Основные проявления РАС - нарушения в области социального взаимодействия, коммуникации (аномалии в общении) и ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. Кроме того, у детей часто встречаются другие неспецифические проблемы: различные фобии (страхи), нарушения сна и питания, агрессия и аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя).

Вопреки распространенному мнению, расстройства аутистического спектра в большинстве случаев не связаны с высоким уровнем интеллекта, хотя некоторые пациенты могут обладать незаурядными способностями в какой-то области знаний.

Давайте остановимся и подробнее рассмотрим описание основных проявлений болезни.

Нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации. Родители обращают внимание на то, что ребенок редко использует зрительный контакт, жестикуляцию, мимику и позу для регуляции социального взаимодействия, у него снижена заинтересованность во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Ребенок может не разговаривать или начать говорить с сильной задержкой, а если и говорит - не начинает беседу, не задает вопросы, общается исключительно на интересующие его темы, может многократно повторять одни и те же слова и фразы. У малыша отсутствует желание идти на руки, он не всегда выделяет родителей среди других людей. Такие дети не смотрят на собеседника, могут не реагировать на обращенную к ним речь, на просьбы, не откликаться на имя, они не вступают или неохотно вступают в диалог, не улыбаются в ответ.

Часто у ребенка с аутизмом можно наблюдать необычное поведение, например, нарушение телесных границ, отсутствие смущения или избыточную тревогу при взаимодействии с новыми людьми, однообразные сценарии в общении.

В возрасте старше 7 лет у некоторых детей с РАС сохраняется отсутствие речи или наблюдается минимальный набор слов. Другие дети, начиная общаться, не могут выстраивать длительные дружеские отношения и учитывать социальные правила. Проблемой многих старших детей и взрослых с аутизмом становится неумение понимать и чувствовать состояние других людей, их настроение.

Людям с РАС свойственны наивность, простодушие, они плохо понимают иронию и юмор, испытывают сложности в поддержании диалога и понимании правил поведения.

У многих пациентов с РАС сохраняются чрезмерная или, наоборот, отсутствующая жестикуляция, нестойкий или избыточный зрительным контакт.

Стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения. За исключением синдрома Аспергера у большинства пациентов присутствует снижение интеллекта различной степени выраженности. Детям с РАС свойственна своеобразная игровая деятельность, например, ребенок может использовать игрушки необычным образом: разбрасывать, облизывать или совершать другие однообразные манипуляции. Уже в раннем детстве часто проявляются избирательные интересы - например, это может быть изучение движущихся предметов, увлечение узкими темами (интерес к алфавиту, цифрам, названиям и отдельным характеристикам предметов). Такие дети испытывают выраженные затруднения при необходимости переключить внимание.

С возрастом набор симптомов может меняться по содержанию и степени выраженности. Многим детям старшего возраста и взрослым свойственна негибкость мышления, проявляющаяся отсутствием реакции на меняющиеся условия внешней среды, сложность усвоения и использования новой информации, практических навыков, излишняя склонность к детализации.

Заподозрить аутизм у вашего ребенка может врач-педиатр, а далее подтверждает диагноз, назначает терапию и наблюдает больных детский, а затем взрослый психолог, психиатр, невропатолог.

Касательно реабилитации детей с аутизмом реализуются комплексные программы, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка и под каждый клинический случай. В данные программы входят:

- организация комплексной помощи по абилитации и реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра,

- совершенствование организационно-методических основ социальной реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра,

- организация психолого-педагогической работы с семьями, имеющими детей с расстройствами аутистического спектра,

- организация и проведение абилитационных и реабилитационных мероприятий с детьми с расстройствами аутистического спектра,

- создание условий для творческой, спортивной, профориентационной деятельности, отдыха и оздоровления детей с расстройствами аутистического спектра.

Несомненно, что быть родителем ребенка с диагнозом «аутизм» - это нелегко. Родители могут испытывать сложности в поиске специализированных коррекционных центров. Помочь с такими детьми может научно-практический центр «Коррекция и развитие», на базе которого проводилось оформление данной научной статьи с предоставлением мне литературы и материала для работы под руководством психолога.

Сегодня довольно распространена благостная идея о том, что аутизм - не болезнь. Просто эти дети, эти люди - другие. По-другому мыслят, по-другому видят мир, по-другому воспринимают информацию. Можно сказать, что так и есть: человек с аутизмом действительно воспринимает окружающий мир иначе, но самому ему это приносит множество страданий и проблем. Стоить вспомнить и том, что наше общество просто не готово к таким людям, мы любим осуждать и ребенка и мать, которая не может успокоить дитя.

На самом деле детям с аутизмом очень не хватает общения, но они не знают, как наладить взаимодействие, потому что совсем не умеют ориентироваться в обстановке. Это один из самых трагических дефицитов при аутизме. Например, такой малыш, желая общаться, может начать толкать других детей, задирать их. Или прыгать перед ребёнком, который его так или иначе заинтересовал, размахивая руками и смеясь.

Нам с вами понятно, что так друзей он не заведёт. Но по-другому он не умеет. И требуется очень много времени и терпения со стороны взрослых, чтобы ему помочь.

Родителям важно не закрывать на проблему глаза!

Чем скорее вы признаетесь себе, что проблема есть и она достаточно серьёзная, её надо решать, и что каждую секунду время тикает против вашего ребёнка, тем больше вы поможете ему. А главное - научится жить со своим ребенком, научиться понимать его странные желания и запросы, научиться правильно и быстро реагировать на его истерики. И к большому сожалению, уповать то, что есть некоторое специальное место, где вашему ребёнку помогут, не стоит. Вам придётся измениться и изменить свою жизнь. Но опять таки это не приговор, все будет к лучшему.

Все специалисты в области аутизма отмечают: ранняя диагностика и ранее вмешательство приносят свои плоды и примерно в 50% -60% случаев позволяют к школе снять диагноз «аутизм» или вывести ребёнка в приемлемое для обучения в массовой школе состояние.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Клинические рекомендации. Расстройства аутистического спектра. Разработчик клинической рекомендации Ассоциация психиатров и психологов за научно-обоснованную практику Одобрено Научно-практическим Советом Минздрава РФ, 2020. - с. 52;

2. Божкова Е.Д., Баландина О.В., Коновалов А.А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы (обзор). Современные технологии в медицине. Т. 12, № 2, 2020. С. 111-120;

3. https://развитие30.рф

Makhmudova A.D.

Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev (Astrakhan, Russia)

AND ONCE AGAIN ABOUT CHILDHOOD AUTISM: CAUSES, MANIFESTATIONS AND REHABILITATION

Abstract: this article reveals the concept, signs and possible causes of the occurrence and development of childhood autism. The article also examines the rehabilitation of children with autism, what measures, activities, and activities it can be carried out. It is relevant for reading by students, parents of such children andfor general acquaintance.

Keywords: autism, children, manifestations, signs, learning, development, rehabilitation, support, assistance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.