Научная статья на тему 'И дом № 3 по Казанской улице'

И дом № 3 по Казанской улице Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
306
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА / МУЗЕЙ / КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИЯ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И дом № 3 по Казанской улице»

в России учительницы, во всех учебных заведениях ведомства были введены должности учительниц гимнастики и танцев, этот предмет становится обязательным. (Заметим, что в мужских гимназиях по Уставу 1864 г. гимнастика и танцы преподавались вне классного времени.)

Что любопытно, в этот класс принимали только тех девиц, которые обнаружили способности к гимнастическим упражнениям и танцам. Дело подготовки учительниц гимнастики было новым, их нигде больше не готовили, поэтому провинциальные учебные заведения задолго до выпуска присылали в институт заявки на учительниц. Уровень подготовки учительниц был высок. Их зарплата соответствовала жалованью учительниц языков и математики.

В стенах Сиротского института (с 1855 — императора Николая I) в 1869 г. вышел в свет и первый учебник (руководство) для женских учебных заведений на русском языке «Гимнастика для девиц в применении к различным возрастам для общественного и домашнего воспитания». Его автором был доктор Федор Клевезаль. В руководстве отмечались положительные и отрицательные стороны физического развития. Указывалось, что от гимнастических упражнений ожидать благоприятных результатов можно лишь тогда, когда они будут признаны не пустой забавой, а необходимым предметом воспитания, когда они выполняются правильно и регулярно.

Таким образом, Николаевский сиротский институт стал первым в стране центром, выпускающим учительниц физической культуры, а следовательно, РГПУ им. А. И. Герцена — родоначальник физического профессионального образования в России.

Е. М. Колосова, А. В. Крейцер

...И ДОМ № 3 ПО КАЗАНСКОЙ УЛИЦЕ

Наш университет располагается в центре Санкт-Петербурга, в зданиях XVIII—XIX вв., объединенных в единый художественно-архитектурный комплекс. Жемчужинами комплекса, конечно же, являются бывшие дворцы К. Г. Разумовского (5-й, главный корпус) и Г. Х. Штегельмана (2-й корпус). Но вместе с тем и другие дома таят в себе много интересного. О каждом здании можно рассказывать удивительные истории, связанные с судьбами людей — бывшими их обитателями.

Всем ли известно, что в 1920—1940-х гг. официальным адресом университета (в те годы института) был вовсе не «набережная реки Мойки, дом № 48», а улица Казанская, дом № 3? Именно в этом доме (корпус № 7) располагалось правление вуза, т. е. этот, на первый взгляд, неприметный дом, примыкающий к соседнему, и был главным корпусом института1.

Архитектор А. Н. Воронихин построил этот первоначально небольшой двухэтажный флигель в 1809—1810 гг. на личные средства, в счет уплаты за землю Воспитательного дома, необходимую для строительства Казанского собора. Флигель относился к Воспитательному дому (затем Николаевскому сиротскому институту). Во флигеле размещались квартиры чиновников и канцелярии правления. Казенные здания на планах и оценочных табелях обозначались буквами. К ним иногда добавлялись цифры. По табелю 1846 г.

1 В настоящее время номер дома значится как 1. В «Перечне объектов исторического и культурного на-

следия федерального значения, находящихся в Санкт-Петербурге» он числится по старому адресу: дом №

3 по Казанской улице, рег№ 3188,Ф-527. Ранее, здание под современным номером № 3 числилось как дом № 3а.

дом, принадлежащий Николаевскому сиротскому институту, обозначен буквой «К». Он примыкал к дому Казанской церкви (принадлежавшему притчу) (ныне угол Невского и Казанской). По сведениям М. Перкаля, в 1840 г. архитектор П. С. Плавов надстроил в доме третий этаж, придав ему сходство с соседним домом Казанской церкви2. Л. Бройтман утверждает, что здания стали восприниматься как единое целое после надстройки дома третьим этажом, произведенной архитектором Егором Тимофеевичем Цолликофером в 1842 г.3 Возведенный позднее 4-й этаж полностью объединил соседние дома, первый этаж которых «врос» сейчас в землю, отчего здания кажутся трехэтажными. Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что бывший дом Николаевского института в 7 окон по фасаду отличается тем, что в нем не надстроен «мансардный этаж» и треугольные сандрики на его фасаде расположены над каждым окном второго этажа фасада.

Дом № 3 по Казанской — из тех домов Петербурга, в которые по странному стечению обстоятельств словно притягивает людей, обладающих большим творческим потенциалом. И, возможно, одним из первых «творческих» обитателей дома был А. И. Герцен.

А. И. Герцен совсем недолго жил в Петербурге: в общей сложности чуть больше года. Примерно год служил в Министерстве внутренних дел (1840—1841 гг.)

О первых днях пребывания в Петербурге Наталья Александровна Герцен сообщала в своих письмах. «Теперь живем пока в трактире, пить, есть и жить — очень дурно и до-

2 ПеркальМ. К. Герцен в Петербурге. Л.: Лениздат, 1971. С. 67—68.

3 Бройтман Л. Улица Казанская. М.; СПб.: Центрполиграф, МиМ «Дельта», 2008. С. 24.

рого. Часто я остаюсь в своей маленькой комнатке одна», — писала она 22 мая 1840 г. Т. А. Астраковой4. «Трактир», в котором остановились Герцены по приезде в город, — гостиница Демута на Мойке близ Полицейского моста, известная в 1820—1830 гг. под названием «Демутов трактир». В гостинице можно было снять и полутемную комнатку, и просторные номера, обставленные дорогой мебелью. Здесь жили приезжавшие в Петербург коммерсанты, артисты, путешественники, известные и малоизвестные писатели. Гостиничный дом ныне перестроен. Его адрес: Мойка, 40. И располагается он рядом с Невским проспектом, близ которого, почти по нему, проходит одна из границ «герценов-ского» городка. Дом стоит рядом с углом Невского и Мойки. И этот угол с другой своей стороны почти совпадает с углом той территории, которую занимает ныне наш вуз.

В «Демутовом трактире» Герцены прожили неделю и 20 мая перебрались к сестре Натальи Александровны — Анне Александровне. Она была замужем за Петром Ивановичем Орловым, мелким петербургским чиновником.

Вольноотпущенный крепостной Орлов начал службу в 1815 г. простым копиистом во втором департаменте Сената. В 1830 г. он получил место экзекутора в Опекунском совете Петербургского воспитательного дома. Экзекутор был ответственным за порядок в канцелярии и за ее «хозяйственную часть». Орлов прослужил в Воспитательном доме до выхода в отставку в 1847 г. в чине надворного советника с пенсионом 560 рублей в год. Супруги Орловы жили в казенной квартире Воспитательного дома. Адрес их дома был: Казанская, 3. Скорее всего, именно проживание в этой квартире и позволило А. И. Герцену описать в романе «Былое и думы» свои впечатления о Воспитательном доме.

«Воспитательные дома и приказы общественного призрения составляют один из лучших памятников екатерининского времени. Самая мысль учреждения больниц, богоде-лен и воспитательных домов на доли процентов, которые ссудные банки получают от оборотов капитала, замечательно умна.

Учреждения эти принялись, ломбарды и приказы богатели, воспитательные дома и богоугодные заведения цвели настолько, насколько допускало их всеобщее воровство чиновников.

Дети, приносимые в воспитательный дом, частью оставались там, частью раздавались крестьянкам в деревни; последние оставались крестьянами, первые воспитывались в самом заведении. Из них сортировали наиболее способных для продолжения гимназического курса, отдавая менее способных в учение ремеслам или в технологический институт. То же с девочками: одни приготовлялись к рукоделиям, другие — к должности нянюшек и, наконец, способнейшие — в классные дамы и в гувернантки»5.

По адресному справочнику К. Нистрема 1837 г. в доме, помимо Орлова, жили главный доктор Воспитательного дома статский советник Филипп Филлипович Депп и лекарь этого же учреждения статский советник Иван Михайлович Румницкий. Тогда же здесь жил действительный статский советник доктор Николай Михайлович Сутгоф с женой, о котором известно, что он, будучи глухим, прекрасно справлялся со своими обязанностями и был весьма ученым и добродушным человеком. Герцены прожили у родственников во флигеле Воспитательного дома около трех недель и одновременно были заняты поисками новой квартиры.

В июльских письмах Александр Иванович уже мог сообщить друзьям свой постоянный адрес: «В доме Лерха, на углу Б. Морской и Гороховой, в бельэтаже № 21» (ныне

4 ПеркальМ. К. Герцен в Петербурге. Л.: Лениздат, 1971. С. 66.

5А. И. Герцен. Былое и думы.

Казанская улица, 25). Он поселился здесь вместе с двоюродным братом С. Л. Левицким. И провел в доме год — основное время своего пребывания в столице. Большая Морская, на которой стоит дом, проходит параллельно набережной Мойки почти рядом с ней, совсем на небольшом расстоянии от реки. Именно Мойка отмечает еще одну границу «герценовской» местности — третью после границ по Невскому и Казанской, отмеченных домами, в которых жил Герцен. Четвертая проходит по Гороховой. Именно на этом доме и была установлена памятная доска о годах проживания А. И. Герцена.

Интересно, знали ли о факте проживания А. И. Герцена на Казанской представители ВЦИК, решив присвоить в январе 1920 г. его имя педагогическому институту?

В связи с переименованием института 1 февраля 1920 г. там состоялось торжественное заседание, на котором были прочитаны доклады, посвященные А. И. Герцену. Их авторами были В. А. Десницкий, С. Ф. Ольденбург и др. Состоялся концерт. Библиотека приобрела большое количество произведений Герцена. А в 1920—1921 гг. М. К. Лем-ке — главный специалист по творчеству А. И. Герцена — прочитал в институте курс лекций о нем.

Тем не менее неоспоримым остается факт: имя Герцена было привнесено в название нашего родного вуза по указанию «сверху». Такое привнесение не было инициативой «низов», т. е. студентов и преподавателей педагогического вуза или просто жителей Петрограда. Описанным событиям в институте предшествовал вызов ректора А. П. Пинке-вича «на ковер», когда Альберту Петровичу и было сообщено о присвоении возглавляемому им учебному заведению имени А. И. Герцена.

Несмотря на это с того давнего 1920 г. слово «Герцен» прочно срослось с именем вуза и стало в значительной мере выражать его «дух места». Слово «Герцен» в названии Российского государственного педагогического университета, помимо прочего, означает, что местность студенческо-преподавательского «герценовского» городка вместе с примыкающим к ней «рельефом» отчасти определяется словом Herzen, или сердечностью6. Но дело не только в этом. Александр Иванович словно предчувствовал, что этот участок петербургской местности будет носить его имя: места проживания Герцена отмечают три из четырех его границ.

Интересно, что в 1920-е гг. в том же доме жила Анна Андреевна Ахматова. Она поселилась здесь осенью 1923 г. и прожила до весны 1924 г. в одной квартире (№ 4) с Ольгой Афанасьевной Судейкиной.

Ольга Афанасьевна Глебова, по мужу Судейкина, дочь мелкого чиновника, в 1902 г. поступила в Императорское театральное училище и через три года окончила его. Ее приняли в группу Александринского театра, откуда она перешла в театр Комиссаржевской. Затем вышла замуж за художника Сергея Судейкина. Ольга Судейкина была одной из первых русских манекенщиц. Высокого роста, тоненькая, с белокуро-пепельными волосами до пояса, она демонстрировала экстравагантные туалеты, придуманные ее мужем. Вскоре они разошлись. Несколько лет Судейкина выступала в театре Суворина в драматических спектаклях, пантомиме, даже в балете — танцевала полонез с Вацлавом Нижинским. Она рисовала в технике акварели, гуаши, писала маслом. Делала кукол, шила для них костюмы, делала статуэтки из фарфора и расписывала их.

6 Петербургская повесть. Главы жизни ректора А. Д. Боборыкина. Воспоминания. Размышления / Автор-составитель А. В. Крейцер; Под общей редакцией Г. А. Бордовского и В. А. Козырева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 185.

О мое белокурое чудо, Коломбина десятых годов! Что глядишь ты так смутно и зорко: Петербургская кукла, актерка, Ты — один из моих двойников... —

писала Ахматова о своей подруге. Осенью 1924 г. Судейкина эмигрировала, что было большой потерей для Анны Андреевны.

Вячеслав Недошивин рассказывал в книге «Петербург Анны Ахматовой»:

Вспомним самый первый адрес Ахматовой — Казанскую улицу, дом № 4. Помните, я говорил, что она дважды жила на этой улице—в домах, стоящих напротив друг друга? Так вот, в ноябре 1923 г. она вместе с верной Ольгой Судейкиной снимет на Казанской две комнаты у друзей, только в доме № 3, в 4-й квартире, на третьем этаже. И проживет здесь пять месяцев, даже не догадываясь, видимо, что жила когда-то, 32 года назад, в доме напротив. Но поразительно: вспоминая время и место написания некоторых своих стихов, она иногда странным образом ошибалась и метила их не домом № 3, а той, четной стороной улицы: «Казанская, 2», например. Мистика какая-то! Подсознание! Этот дом по Казанской не только мрачен внешне, он и внутренне был полон чем-то необъяснимым. Тут написала она, например, таинственный стих, как к ней приходила муза: «Когда я ночью жду ее прихода, // Жизнь, кажется, висит на волоске. // Что почести, что юность, что свобода // Пред милой гостьей с дудочкой в руке. // И вот вошла. Откинув покрывало, // Внимательно взглянула на меня. // Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала // Страницы Ада?" Отвечает: "Я".». Здесь, видимо, дописала самую странную свою балладу — как праздновала в одиночестве Новый год, с шестью приборами на столе для тех, кто уже не придет. Здесь три раза подряд видела во сне Гумилева, который являлся ей и о чем-то просил ее7.

Очень символично и другое: окна квартиры Анны Андреевны выходили на Казанский собор. А ведь именно в нем в 1922 г. отпевали Н. С. Гумилева и всех жертв, проходящих по делу «Таганцев». В этот период и были написаны упомянутые стихи «Муза» и «Сказка про черное кольцо».

В 1925 г. в доме № 3 жил В. Н. Всеволодский-Гернгросс, артист, театральный педагог, театровед, историк театра. В 1930-х гг. в доме часто бывал сначала начинающий, а затем известный композитор Василий Павлович Соловьев-Седой. Здесь жили родители его жены, пианистки Т. Д. Рябовой.

Известно, что в квартире № 4 проживал Валентин Маркович Серебряков, занимавший в 1930—1937 гг. пост заместителя директора педагогического института им. А. И. Герцена. Этот выдающийся человек впоследствии стал одной из жертв сталинских репрессий.

Дом многое мог бы рассказать и о пережитых днях блокады. Видимо «сердечность» спасла его от разрушений; бережно охранял он под своей крышей и детей детского сада.

Возможно, есть и другие тайны старого дома. Их разгадки впереди.

7 http://www.akhmatova.org/bio/nedoshivin/nedoshivin7.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.