Научная статья на тему 'И. А. Ильин: сопротивление злу силой'

И. А. Ильин: сопротивление злу силой Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
456
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GOOD AND EVIL / VIRTUE / VICE / SOCIETY / RESISTANCE TO VIOLENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Блинова Анастасия Сергеевна

В статье рассматриваются взгляды И.А. Ильина на проблему добра и зла. Дается анализ его понимания вопроса о непротивлении злу силой в контексте истории России и делается вывод об актуальности данного вопроса в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.A. Ilyin: Resistance to Evil вy Force

This article revolves around the Ilyin’s attitude towards the problem of good and evil. His understanding of the question of the resistance to evil by force is analyzed in the context of Russian history and one can come to the conclusion that it is a vital problem for the modern society.

Текст научной работы на тему «И. А. Ильин: сопротивление злу силой»

А.С. БЛИНОВА аспирант кафедры гуманитарных и социально-экономических наук Московского государственного лингвистического университета*

И.А. Ильин: сопротивление злу силой

Проблема добра и зла особенно остро встает в переломные эпохи истории человечества - эпохи глубоких кризисов, социальных взрывов. Происходит разрушение устоявшихся ценностей, усиливается интерес к вопросам этики и справедливости, к поискам смысла жизни. Наше обращение к проблематике добра и зла объясняется падением нравственности в современном обществе. Люди ежедневно сталкиваются со злом, которое превалирует над добром и любовью. Они порой легко смиряются с безнравственностью, а привычка постоянно видеть зло, насилие и несправедливость делает общественное мнение менее восприимчивым к ним. В этих условиях порок торжествует, а добродетель принижается1.

Отношение человека к добродетели и пороку, добру и злу всегда было предметом философских исследований. Важная роль в подобных исследованиях принадлежитрусскому философу И.А. Ильину (1882-1954). Данная тема поднимается им в таких трудах, как «О сопротивлении злу силой», «Путь духовного обновления», «Аксиомы религиозного опыта», «В поисках справедливости», «О воспитании русского народа к справедливости», «Философия права. Нравственная философия» и др. Его воззрения не потеряли своей актуальности и в современном мире. Необходимость сопротивления злу и определения его границ является одной из «вечных» нравственных проблем. Мыслитель жил в первой половине XX в., это время знаменуется великим переломом в российской истории, повлиявшим на дальнейшую судьбу и развитие страны. В период войн и революций, свидетелем которых был Ильин, проблема зла как никогда стала для него актуальной. Сам философ считал происходящее в стране злом, поэтому призывал активно бороться с ним. Он был сторонником монархии и противником советской власти. В 1922 г. он был выслан из России и переехал в Германию, а затем в Швейцарию, где продолжал работать на благо великой России.

* Блинова Анастасия Сергеевна, e-mail: asblinowa@gmail.com

1 См.: Васильев В.А. Воспитание добродетели. М., 2010, с. 5.

В условиях дореволюционной России довольно популярным было религиозно-этическое учение Л.Н. Толстого, названное «толстовство» в честь русского писателя. Основные принципы данного течения были изложены в его произведениях: «В чем моя вера?», «Исповедь», «Крейцерова соната» и др. Толстовцы придерживались принципов всепрощения, непротивления злу насилием, отказа от вражды с любым народом, провозглашенных Христом в Нагорной проповеди, а также призывали к любви к ближнему и нравственному самоусовершенствованию. Революции, гражданская война и смена государственного строя потребовали, по мнению Ильина, пересмотра всего толстовского учения о добре и зле, столь популярного среди русской интеллигенции. Его резкая критика непротивления была вызвана как раз тем, что толстовство стало одной из причин, которые привели к гибели монархии. Непротивленчество способствовало только агрессивному распространению зла.

И.А. Ильин специально оговаривался, что зло нельзя понимать абстрактно: зло не пустое слово, не отвлеченное понятие, не некая гипотетическая возможность. Зло конкретно, оно реально присутствует в жизни людей. Ареной борьбы между добром и злом является наша социальная действительность. Внутренний же мир человека служит отражением социальной жизни, сферой деятельности этих двух противоборствующих категорий. Здесь будет уместно привести цитату из работы «О сопротивлении злу силой»: «Зло начинается там, где начинается человек, и притом, именно не человеческое тело во всех его состояниях и проявлениях, как таковых, а человеческий душевно-духовный мир - это истинное местонахождение добра и зла»1. По мнению философа, «зло есть, прежде всего, душевная склонность человека, присущая каждому из нас; как бы некоторое, живущее в нас страстное тяготение к разнузданию зверя, тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата»2. Подлинное зло для Ильина - это не только бедствия и страдания. Оно понимается философом как злая человеческая воля, которая проявляет себя во внешних действиях, в социуме. Зло разлагает и деформирует душу человека, оно противодуховно и поэтому негативно влияет на человека3.

Основную причину зла И.А. Ильин видел в трагической противоречивости человеческого, социального бытия, в том, что «слабые» люди не выдерживают этой трагичной жизни и не справляются с искушениями и соблазнами, возникающими перед ними на каждом шагу их земного существования. Поэтому философ подчеркивал важность и необходимость борьбы со злом как в себе

1 Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. М., 2014, с. 22.

2 Там же, с. 13.

3 См. там же, с. 96.

самом, так и в других. Слабые в добре и беспомощные в духе люди, встречаясь с другими, сильными во зле и искушенными в противодуховности, могут легко перейти на сторону зла.

Рассуждая о зле, нельзя не обратить внимание на еще одну проблему, которую рассматривает И.А. Ильин, - сопротивление злу. Вопрос о средствах и методах борьбы со злом является чрезвычайно важным в его философии. Определив борьбу со злом как нравственную и духовную задачу каждого человека, он обращает внимание на допустимость применения силы в борьбе со злом. Философ задавался двуединым вопросом «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, религиозно приемлющий Бога, его мироздание и свое место в мире не сопротивляться злу силою и, когда необходимо, то и мечом?» . На поставленный вопрос Ильин отвечал так: меч и сопротивление злодеям силою не противоречат нравственному сознанию православного христианина, это сопротивление всегда остается делом благим, праведным и должным.

Основная позиция русского философа заключается в том, что применение силы в борьбе со злом он рассматривал как допустимое лишь в определенных, строго оговоренных ситуациях и обстоятельствах, когда все другие ненасильственные, духовно-нравственные средства исчерпаны, либо их невозможно использовать2. Реальная жизнь такова, что в определенных критических ситуациях злу может противостоять только сила. Мы постоянно сталкиваемся в реальном мире с разгулом зла. И здесь у человека есть два пути: первый - малодушное безразличие, невнимательность и несопротивление злу; второй - борьба со злом для торжества добродетели и справедливости. Конечно, философ являлся сторонником второго пути - сопротивления злу и несмирения со злом. В противном случае, принимая пассивную, выжидательную позицию, человек тем самым допускает зло. Нужно занять решительную позицию, которая заключается в том, чтобы человек принял зло или выступил против него, ведь, уклоняясь от ответа, человек обращается в сторону зла3.

Ильин хорошо понимал всю сложность предложенного им решения по применению силы, ведь нет никакой гарантии того, что сила и меч будут применяться исключительно из преданности праведному делу, а не прикрывая благими целями злые намерения. Человек берет бремя внешней борьбы со злом на свои плечи, ответственность за свой поступок и даже, может быть, вину за него. Сопротивляясь злу, он должен понимать, что ему придется прожить всю жизнь с осознанием совершенного поступка, не

1 Там же, с. 5.

2 См. там же, с. 192.

3 См. там же, с. 268.

отрекаясь от него, но и не превознося его значимость. Пресечение зла, в особенности с помощью физической силы, предъявляет к человеку очень высокие требования. Говоря об этом, Ильин имел в виду в первую очередь людей, обладающих государственной властью, но не только их.

Сопротивляться злу может каждый, кто ощущает в своей душе призвание к этому и присутствует при действительном злодеянии - противоправном, противолюбовном, противодуховном1. Пресекающий зло должен обладать определенным опытом и зрелостью для распознавания зла. Он должен уметь разглядеть его. Человек, призванный противостоять злу и остановить его, - это человек, подлинно любящий добро. Вопрос о победе добра над злом существует для него не абстрактно, он конкретизирован реальной задачей. Поэтому помимо живой любви ко всему сущему ему необходима способность к практическому действию. Все процессы, происходящие в мире и обществе, воспринимаются таким человеком как арена борьбы между добром и злом, где он участвует на стороне сил добра.

Таким образом, анализируя проблему добра и зла, Ильин выделяет три, на наш взгляд, важных аспекта отношения человека к насилию и сопротивлению ему. Первый аспект - это социальное зло, которое объективно существует в мире. Второй аспект - это духовное зло, которое содержится в человеческой нравственности. И здесь существует свобода воли. Человек способен сам выбрать направление пути, и только ему решать, будет ли это путь добродетели или же путь порока и зла. Третий аспект состоит в том, что человек должен обладать мужеством и совершить нравственное усилие, чтобы противостоять злу в его различных проявлениях.

Разработкой проблемы возможности и допустимости применения силы в борьбе со злом И.А. Ильин внес большой вклад в развитие нравственной философии. Борьба добра со злом является неотъемлемой частью существования как отдельного индивида, так и всего человечества, и в этой борьбе должны одержать верх добро и любовь. Этому учит нас нравственная философия великого русского философа.

Блинова А.С. И.А. Ильин: сопротивление злу силой. В

статье рассматриваются взгляды И.А. Ильина на проблему добра и зла. Дается анализ его понимания вопроса о непротивлении злу силой в контексте истории России и делается вывод об актуальности данного вопроса в современном обществе.

1 См. там же, с. 196-198.

Ключевые слова: добро, зло, добродетель, порок, общество, противление насилию.

Blinova A.S. I.A. Ilyin: Resistance to Evil ву Force. This article revolves around the Ilyin's attitude towards the problem of good and evil. His understanding of the question of the resistance to evil by force is analyzed in the context of Russian history and one can come to the conclusion that it is a vital problem for the modern society.

Keywords: good and evil, virtue, vice, society, resistance to violence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.