Научная статья на тему 'И.А. БУНИН НА ПУТИ В ПАЛЕСТИНУ (1889 -1903 ГГ.)'

И.А. БУНИН НА ПУТИ В ПАЛЕСТИНУ (1889 -1903 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.А. БУНИН / ПАЛЕСТИНА / БИОГРАФИЯ / ПУТЕШЕСТВИЯ / СБОРНИК "ХРАМ СОЛНЦА" (1917)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Двинятина Татьяна Михайловна, Морозов Сергей Николаевич

Путешествия на Ближний Восток занимали особое место в жизни и творчестве И.А. Бунина. Центральным для него стало путешествие в Палестину весной 1907 г. Однако эта поездка имела в жизни Бунина долгую предысторию. В настоящей статье прослеживается, как созревала у Бунина мысль о дальних странствиях, какое значение в его жизни и мироощущении имели Крым и Одесса, откуда открывались пути в дальние страны, описывается первое восточное путешествие в Константинополь весной 1903 г. Работа построена на биографическом и документальном материале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IVAN BUNIN ON THE WAY TO PALESTINE (1889 -1903)

Journeys to the Middle East occupied a special place in the life and works of Ivan Bunin. His journey to Palestine in the spring of 1907 was of central importance to him. However, this journey had a long pre-history in Bunin's life. This article tracks the development of Bunin’s idea of distant voyages, the significance of the Crimea and Odessa in his life and perception of the world. From there began routes to distant lands, and the first for Bunin was his journey to Constantinople in the spring of 1903. The materials of the research includes biographical and documentary evidences.

Текст научной работы на тему «И.А. БУНИН НА ПУТИ В ПАЛЕСТИНУ (1889 -1903 ГГ.)»

ИЗ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Литературный факт. 2022. № 2 (24)

Literaturnyi fakt [Literary Fact], no. 2 (24), 2022

Научная статья УДК 821.161.1.0

https://doi.org/10.22455/2541-8297-2022-24-54-63 https://elibrary.ru/CDWHMN

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

И.А. Бунин на пути в Палестину (1889-1903 гг.)

© 2022, Т.М. Двинятина, С.Н. Морозов Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук,

Москва, Россия

Благодарности: Исследование выполнено в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект №№ 20-01241004 «И.А. Бунин и Палестина».

Аннотация: Путешествия на Ближний Восток занимали особое место в жизни и творчестве И.А. Бунина. Центральным для него стало путешествие в Палестину весной 1907 г. Однако эта поездка имела в жизни Бунина долгую предысторию. В настоящей статье прослеживается, как созревала у Бунина мысль о дальних странствиях, какое значение в его жизни и мироощущении имели Крым и Одесса, откуда открывались пути в дальние страны, описывается первое восточное путешествие в Константинополь весной 1903 г. Работа построена на биографическом и документальном материале.

Ключевые слова: И.А. Бунин, Палестина, биография, путешествия, сборник «Храм Солнца» (1917).

Информация об авторах: Татьяна Михайловна Двинятина — доктор филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ГО: https://orcid.org/0000-0002-9772-6910

Е-таП: tatiana.dvinyatina@gmail.com

Сергей Николаевич Морозов — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ГО: https://orcid.org/0000-0002-4986-3291

Е-mail: morozov.sn@yandex.ru

Для цитирования: Двинятина Т.М., Морозов С.Н. И.А. Бунин на пути в Палестину (1889-1903 гг.) // Литературный факт. 2022. № 2 (24). С. 54-63. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2022-24-54-63

Палестинское путешествие апреля-мая 1907 г. имело в жизни Бунина весьма долгую предысторию и особенное значение1. «Совсем как птица был я всю жизнь!» [8, с. 164] — говорил он о своей вечной бездомности. «Тень Птицы» — название первого и одно время заглавного очерка книги, получившей в прижизненных изданиях название «Храм Солнца»2. Между этими параллелями нет прямого соответствия — в очерке шла речь о легендарной Птице Хумай, но образная перекличка не кажется вовсе случайной.

Южные «ворота» России открывались через Черное море, и свое первое большое путешествие за пределы «родного подстепья» Бунин совершил в апреле 1889 г. в Крым, о котором у него «еще в детстве составилось самое поэтическое впечатление, благодаря рассказам отца», участника Крымской кампании [3, с. 260]. Романтический ореол Крыму придавало и то, что в нем провел свои последние месяцы недолгий кумир бунинской юности С.Я. Надсон. Но оказавшись в Крыму, Бунин прежде всего открыл свой мир — непривычный ландшафт (море и горы) и сохранившиеся следы древних цивилизаций заложили основы его собственной художественной метафизики. Через несколько лет, обретя уверенный поэтический голос, Бунин признавался, что именно там, в Крыму, его «душа исполнена предвечной / Красоты и правды неземной» (стихотворение «Поздний час. Корабль и тих, и темен...», 1895) [3, т. 1, с. 167], что именно там он ощутил свое родство с давно ушедшими людьми, более того — почувствовал себя одним из тех, кто некогда жил на земле (см. стихотворение «Ночь», 1901).

В следующий раз Бунин приехал в Крым в мае 1896 г., побывал в Бахчисарае, Ялте, Кикинеизе, Гурзуфе, затем отправился на пароходе в Одессу3. Вообще, с конца 1890-х гг. Крым и Одесса — непременный локус жизни Бунина, а морское сообщение между Ялтой и Одессой — один из его главных южных маршрутов. В Одессе (точнее, в Люстдорфе у А.М. Федорова4) Бунин гостит в сентябре 1896 г. и в мае 1897 г. Приехав в конце июня 1898 г., он заводит знакомство с семьей финансиста и фактического редак-

1 О круге чтения Бунина, связанном с его восточными путешествиями, см.: [12]. Оставляя эту тему в стороне, мы сосредоточимся на биографическом аспекте бунинских странствий.

2 См. подробнее: [11].

3 Точные даты и обстоятельства см.: [8].

4 Видимо, с А.М. Федоровым в том же 1897 г. Бунин планировал поездку на Алтай, которую тоже можно было бы рассматривать в контексте его дальних странствий, но «дело» не вышло, и в дальнейшем Бунин к нему не возвращался. Точно так же не состоялись и «надежды на Тихий океан», которыми Бунин делился с Брюсовым в апреле 1899 г. См.: [2, с. 237-238, 282].

тора-издателя газеты «Южное обозрение» Н.П. Цакни и вскоре (23 сентября 1898 г.) женится на его дочери А.Н. Цакни. В течение следующих полутора лет большую часть времени Бунин проводит на юге с семьей жены, много печатается в газете тестя, участвует в ее редактировании, приглашает к сотрудничеству молодых московских авторов (В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, Н.Д. Телешова и др.), входит в круг участников Товарищества южнорусских художников (Е.И. Буковецкий, П.А. Нилус, В.П. Куровский). Из Одессы Бунин ездит в Ялту — там в апреле 1899 г. начинается его дружба с Чеховым, происходит знакомство и сближение с М. Горьким. Но семейная жизнь не складывается, и Бунин в тоске пишет Н.Д. Телешову: «Хожу провожать пароходы дальнего плавания и мечтаю о дальних странах. С этой стороны очень хорошо» [2, с. 277; письмо от 18 марта 1899 г.]. В то же время он начинает строить планы поездки в Константинополь, наводит справки о пароходах и убеждает брата Ю.А. Бунина: «поедем туда <.. .> с денежной стороны поездка вздор5, а ведь это будут впечатления на всю жизнь. Да это ты и сам сообразишь, что значит побывать в Константинополе. <...> Дивную поездку совершим! Я вот ездил в Крым на днях — так забыть не могу этого очарования морского путешествия» [2, с. 282-283; письмо от 17, 18 апреля 1899 г.]. К этому времени планы путешествий на Дальний Восток6, которые Бунин время от времени строил в предыдущие годы, уходят на второй план: Крым манит его своим продолжением. «Поеду еще в Константинополь», — пишет он тогда же Брюсову [2, с. 282; письмо от 18 апреля 1899 г.], но пока это только мечта. Тем не менее и через год, в феврале 1900 г., когда положение Бунина по отношению к семье жены становится, по его словам, «трагическим», он снова спрашивает Ю.А. Бунина: «Когда ты освободишься? Когда мы можем уехать в Конст<антинополь>?» — и признается, что такая поездка была бы для него «спасением». Но путешествие требует средств, а у Бунина «ни копейки денег!» (см. письма от 24 и 26 февраля 1900 г. :[2, с. 311-312]).

После разрыва с женой в начале марта 1900 г. Бунин уезжает из Одессы в Москву, но оттуда снова — в Ялту: в апреле показать Чехову свои спектакли приехала труппа МХТ, Бунин постоянно вращается в кругу московских артистов, почти ежедневно видится

5 В том же письме Бунин пишет: «Дорога туда и обратно во 2-м классе с продовольствием стоит всего 25 р. — 2-ой класс на этих пароходах отличается прямо-таки роскошью. В Константинополе ходят пароходики на Принцевы острова, что стоит копейки» (здесь и далее выделенные курсивом слова в письмах Бунина подчеркнуты им одной или двумя чертами).

6 См. примеч. 4.

с Чеховым и Горьким (тогда посвящает ему только что написанный «Листопад»), знакомится и на всю жизнь остается дружен с Рахманиновым. 30 августа 1900 г. у Бунина в Одессе рождается сын Николай, и в октябре Бунин из Москвы едет на юг в надежде уладить семейные отношения. И хотя сына повидать ему удается, отношения с женой и ее семьей остаются крайне сложными и неопределенными, — зато открывается возможность первого заграничного путешествия. Вместе с другом, художником и хранителем Одесского музея изящных искусств В.П. Куровским, Бунин из Одессы едет... в Западную Европу. Казалось бы (учитывая близость южных стран и дальнейший интерес Бунина именно к Средиземноморью и Ближнему Востоку), можно было ожидать, что его первым большим путешествием за пределы России будет плаванье через Черное море в южные страны, но тогда не столько желание Бунина, сколько стечение обстоятельств7 проложило маршрут на запад, и Бунин с Куровским посетили Варшаву, Берлин, Париж, Швейцарию, Германию, Австрию...

Подобными переездами расчерчена вся жизнь Бунина конца 1890-х-1900-х гг. В конце 1900 г. он снова приезжает в Ялту, два месяца живет в доме Чехова. Оттуда 22 февраля 1901 г. плывет в Одессу, первую половину апреля опять проводит в Ялте (с Куприным, у Чехова — «У Чеховых я как родной» [2, с. 369; письмо до 8 апреля 1901 г.], затем едет обратно в Одессу, заново пытается наладить встречи с сыном, но безуспешно. Через несколько месяцев маршрут повторяется: в августе 1901 г. Бунин отдыхает под Одессой, в начале сентября около десяти дней гостит у Чехова в Ялте (12 сентября Чехов навещает в Гаспре Л.Н. Толстого, и Бунин «с жадностью» слушает его рассказ [3, с. 203]).

То же самое происходит и в следующий год: в апреле 1902 г. Бунин у Чехова в Ялте, в июле — в Одессе, оттуда, спасаясь от чумы, снова в Ялту, был на даче Чехова в Гурзуфе, в начале августа на несколько дней вернулся в Крым. В конце декабря 1902 г. с С.А. Найденовым (на волне успеха его пьесы «Дети Ванюшина») опять приехал в Ялту, и там Бунина два месяца занимали, главным образом, «выступления, пиршества и свидания с друзьями» [10, с. 218]. Съездив по делам в Москву в марте 1903 г., Бунин возвращается в Ялту, в начале апреля плывет в Одессу, несколько дней проводит у Федорова в Лю-стдорфе, и наконец 9 апреля 1903 г. начинается его первое южное плавание — в Константинополь.

7 В.П. Куровский ехал по поручению Одесской городской управы для изучения музеев Европы, и Бунин составил ему компанию, см.: [10, с. 185-188].

В течение всей жизни Бунина, и особенно в первые годы его литературной работы, важным фактором его самоощущения была материальная незащищенность. До начала 1900-х гг. Бунин вынужден был постоянно обращаться за помощью к старшему брату Ю.А. Бунину — безденежье мучило его нещадно. Еще летом 1899 г. он просит брата выслать «хоть десять рублей» на дорогу [2, с. 288-289; письмо от 27 июля 1899 г.], еще в январе 1901 г. умоляет: «У меня 2 коп.и не на что даже письма никуда послать» [2, с. 346; письмо от 5 января 1901 г.]. Только в 1900-1901 гг. положение стало постепенно меняться, и Бунин обрел некоторую материальную независимость. В январе 1901 г. в издательстве «Скорпион» выходит его главный поэтический с борник тех лет «Листопад». Однако успех у критики не подтвердился финансовым8, а художественные разногласия с Брюсовым положили предел дальнейшему сотрудничеству с символистами. В течение 1901 г. Бунин переориентируется на другую литературную и издательскую стратегию: с октября он ведет переговоры с издательством «Знание» и в декабре заключает с ним соглашение об издании тома своих «Рассказов» (книга выходит в марте 1902 г.). Осенью 1902 г. Бунин договаривается со «Знанием» об издании следующих томов, складывающихся в первое собрание его сочинений: новое издание «Рассказов» и том «Стихотворений» выходят в январе 1903 г., и директор издательства К.П. Пятницкий сообщает Бунину: «Ваши книги идут очень хорошо» (цит. по: [2, с. 688 (комм.)]. В запасе у Бунина подписанный договор на издание в «Знании» его переводов мистерий Дж.Г. Байрона «Каин» и «Манфред». Он становится одним из главных авторов нового издательства и вправе рассчитывать на высокие гонорары. Он может позволить себе дальние странствия и первым

делом отправляется в Константинополь.

***

Если Крым и вообще весь северный берег Черного моря был для Бунина преддверием Востока, то собственно Восток начинался на Босфоре.

11 апреля 1903 г. «на пароходе "Нахимов", идущем Македонским рейсом, т. е. через Афон»9, Бунин прибывает в Константинополь10. Дневников Бунина этого времени не сохранилось. Синхронные

8 См.: [6, с. 126, 141].

9 См. подробное описание в письме Ю.А. Бунину от 25, 26 (12, 13) апреля 1903 г.: [2, с. 423-425].

10 До 1930 г. официальное название города — Константинополь; Стамбул до тех пор — второе, параллельное название, отражающее исламский уклад жизни города.

впечатления от пути по морю остались только в большом письме к старшему брату, которое Бунин написал сразу после приезда в Кон-стантинополь11. Спустя много лет В.Н. Муромцева-Бунина (еще не знакомая с будущим мужем в 1903 г.) обобщила опыт этой поездки в книге «Жизнь Бунина»: «Пребывание в Константинополе я считаю самым поэтическим из всех путешествий Ивана Алексеевича: весна, полное одиночество, новый, захвативший его мир» [10, с. 225]. Среди отдельных записей Бунина поздних лет сохранилась краткая заметка, начинающаяся словами: «Незабвенная весна (апрель 1903 г.), первый раз в Константинополе.». Вероятно, она предваряет фрагменты уничтоженного писателем дневника, среди которых осталась и такая запись: «Вход в Босфор, красный с белым полумесяцем флаг на корме фелюки — Боже мой, сколько воспоминаний, какое возвращение к годам мужества, сил, радостей, надежд, мечтаний, бесконечной дальности от смерти, от какого-то конца!» [9, с. 156-157].

Видимо, тогда сразу же после прибытия в Константинополь Бунин нанял проводника по имени Герасим, — в апреле 1907 г. тот будет встречать Бунина и Муромцеву прямо у парохода. Поездку 1903 г. Муромцева считала «одним из самых важных, благотворных и поэтических событий в его духовной жизни» [10, с. 225], — поездку 1907 г. сам Бунин в одном из ключевых своих рассказов «Роза Иерихона» описывал как «дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю Господа нашего Иисуса Христа» [1, с. 100]. Схожее возвышенное настроение, календарное наслоение приездов (оба пришлись на апрель), понятные совпадения дорожных впечатлений, тождество проводника (и в реальном, и в функционально-символическом плане) способствовали созданию синтетического образа Стамбула в путевом очерке «Тень Птицы», который Бунин поставил в начало своей книги «Храм Солнца». Общими в позднем изложении Муромцевой-Буниной и в написанном после поездки 1907 г. очерке Бунина оказываются и характерные приметы города: Босфор, Золотой Рог, Скутари (на азиатском берегу), Айя-София, Башня Христа в Галате (на европейском берегу), суфийские дервиши, переулки, торговцы, главные книги, которые Бунин брал с собой, отправляясь на Восток: Коран и «Тезкират» Саади.

11 См. предыд. примеч. В этом письме Бунин, после первой в его жизни морской качки, едва ли не зарекался: «Нет, думаю, в жизни никогда больше не поеду», — но сойдя на берег и оказавшись в новом для себя мире, как будто забыл о тяготах пути и впоследствии много раз нарушал данное самому себе опрометчивое слово.

Слитность повествования не позволяет отделить опыт первой поездки от последующих переживаний. Очевидно, что путевой очерк, написанный после поездки 1907 г., послужил одним из источников и для жизнеописания, предпринятого его женой, — в нем она прямо ссылается на «Тень Птицы», оговаривая, что «там все из впечатлений его пребывания в Константинополе в 1903 году, в ту "незабвенную весну"» [10, с. 228]12. При этом жена Бунина ошибается, когда пишет о его пребывании в Константинополе «в течение месяца», — в тот раз он провел там меньше недели13. Но, видимо, этого времени хватило, чтобы уже в апреле 1903 г. писатель успел составить себе о Константинополе весьма полное представление, так что через четыре года спутница Бунина «была поражена его знанием этого сказочного города» [10, с. 225].

По следам первой поездки в Константинополь будет создано около 50 стихотворений, главным образом посвященных исламу или овеянных общим восточным колоритом; 19 из них образуют в третьем томе собрания сочинений Бунина 1906 г. [5] цикл «Ислам»14. Как подытожила Муромцева-Бунина, «Византия мало тронула в те дни Бунина, он не почувствовал ее, зато Ислам вошел глубоко в его душу» [10, с. 225]. Иные акценты, обусловленные продлением восточного маршрута в Палестину и далее в Северную Африку, возникнут в ходе следующей поездки15.

Литература

1. Бунин И.А. Весной, в Иудее. Роза Иерихона. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. 234 с.

12 Очевидно, В.Н. Муромцева-Бунина опирается на запись Бунина в авторском экземпляре первого тома собрания сочинений 1934-1936 гг., сделанную под текстом «Тени Птицы»: «P.S. Это рассказ о моем первом посещении Турции (в 1903 г.), ничем не связанный с рассказами последующими (о путешествии во Св. Землю в 1907 г.), кроме общего заглавия («Тень Птицы»)» (РАЛ (Русский архив в Лидсе). MS 1066/10157. Бунин И.А. Собр. соч.: в 11 т. Берлин: Петрополис, 1936. Т. 1: Храм Солнца. C. 200.). Однако и ход повествования в первых главах очерка, во много построенный на воспоминании, и встреча с уже определенно знакомым Бунину проводником Герасимом, ожидавшим его в порту, опровергают это указание.

13 См.: [8, с. 503-505].

14 Подробнее см.: [7].

15 Любопытно, что как ялтинские встречи с Чеховым предваряли «рывок» Бунина через Черное море на юг, так и после возвращения в Россию Бунин именно с Чеховым (но уже в Москве, в мае 1903 г.) «делился своими впечатлениями <... > Антон Павлович из московских знакомых его был единственный, который побывал в Константинополе, хотя Востоком не увлекся» [10, с. 230].

2. Бунин И.А. Письма 1885-1904 годов / под общ. ред. О. Н. Михайлова; подгот. текста и коммент. С.Н. Морозова, Л.Г. Голубевой, И.А. Костомаровой. М.: ИМЛИ РАН, 2003. 768 с.

3. Бунин И.А. Собр. соч.: в 9 т. / под общ. ред. А.С. Мясникова, Б.С. Рюрикова, А.Т. Твардовского. М.: Худож. лит., 1967. Т. 9. 622 с.

4. Бунин И.А. Стихотворения: в 2 т. / вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. Т.М. Двинятиной. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, Вита Нова, 2014. (Новая Библиотека поэта.)

5. БунинИ.А. Соч. СПб.: Изд. «Знание», 1906. Т. 3: Стихотворения 1903-1906. 214 с.

6. Двинятина Т.М. Иван Бунин: Биографический пунктир: в 2 т. СПб.: Вита Нова, 2020. (Жизнеописания.)

7. Двинятина Т.М. Стихотворения И.А. Бунина из книги «Храм Солнца» (1917): контекст и конспект ближневосточной лирики // И.А. Бунин и его время: контексты судьбы — история творчества / отв. ред.-сост. Т.М. Двинятина, С.Н. Морозов; ред. А.В. Бакунцев, Е.Р. Пономарев. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 890-899. (Академический Бунин; 3.) https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-890-899

8. Летопись жизни и творчества И.А. Бунина. М.: ИМЛИ РАН, 2011. Т. 1 (1870-1909) / сост. С.Н. Морозов. 944 с.

9. Литературное наследство. М.: ИМЛИ РАН, 2019. Т. 110: И.А. Бунин. Новые материалы и исследования: в 4 кн. Кн. 1 / ред.-сост. О.А. Коростелев, С.Н. Морозов. 1184 с.

10. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью / вступ. ст. и примеч. А.К. Бабореко. М.: Вагриус, 2007. 512 с.

11. Пономарев Е.Р. Книга очерков «Храм Солнца»: проблема заглавия и основного текста // И.А. Бунин и его время: контексты судьбы — история творчества / отв. ред.-сост. Т.М. Двинятина, С.Н. Морозов; ред. А.В. Бакунцев, Е.Р. Пономарев. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 881-889. (Академический Бунин; 3.) https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-881-889

12. Щавлинский М.С. «Храм Солнца» И.А. Бунина — неоконченный проект освоения Востока // И.А. Бунин и его время: контексты судьбы — история творчества / отв. ред.-сост. Т.М. Двинятина, С.Н. Морозов; ред. А.В. Бакунцев, Е.Р. Пономарев. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 934-952. (Академический Бунин; 3.) https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-934-952

Research Article

Ivan Bunin on the Way to Palestine (1889-1903)

© 2022. Tatiana M. Dvinyatina, Sergey N. Morozov A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia

Acknowledgements: The research was carried out at the A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project no. 20-012-41004 "Ivan Bunin and Palestine."

Abstract: Journeys to the Middle East occupied a special place in the life and works of Ivan Bunin. His journey to Palestine in the spring of 1907 was of central importance to him. However, this journey had a long pre-history in Bunin's life. This article tracks the development of Bunin's idea of distant voyages, the significance of the Crimea and Odessa in his life and perception of the world. From there began routes to distant lands, and the first for Bunin was his journey to Constantinople in the spring of 1903. The materials of the research includes biographical and documentary evidences.

Keywords: I.A. Bunin, Palestine, biography, travel, "The Temple of the Sun," 1917.

Information about the authors: Tatiana M. Dvinyatina — DSc in Philology, Senior Researcher, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Povarskaya 25 a, 121069 Moscow, Russia.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9772-6910

E-mail: tatiana.dvinyatina@gmail.com

Sergey N. Morozov — PhD in Philology, Senior Researcher, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Povarskaya 25 a, 121069 Moscow, Russia.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4986-3291

E-mail: morozov.sn@yandex.ru

For citation: Dvinyatina, T.M., Morozov, S.N. "Ivan Bunin on the Way to Palestine (1889-1903)." Literaturnyi fakt, 2022, no. 2 (24), pp. 54-63. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2541-8297-2022-24-54-63

References

1. Bunin, I.A. Vesnoi, v Iudee. Roza Ierikhona [Judea in Spring. Rose of Jerico]. New York, Izdatel'stvo imeni Chekhova Publ., 1953. 234 p. (In Russ.)

2. Bunin, I.A. Pis'ma 1885-1904godov [Letters. 1885-1904], ex. ed. by O.N. Mikhaylov, ed. and comm. by S.N. Morozov, L.G. Golubeva, I.A. Kostomarova. Moscow, IWL RAS Publ., 2003. 768 p. (In Russ.)

3. Bunin, I.A. Sobranie sochinenii: v 9 t. [Collected Works: in 9 vols.], vol. 9, ed. by A.S. Miasnikov, B.S. Riurikov, A.T. Tvardovsky. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ., 1967. 622 p. (In Russ.)

4. Bunin, I.A. Stikhotvoreniia: v 21. [Poems: in2 vols.], ed. and comm. by T.M. Dvinyatina, series: New Poet's Library. St. Petersburg, Izdatel'stvo Pushkinskogo Doma Publ., Vita Nova Publ., 2014. (In Russ.)

5. Bunin, I.A. Sochineniia [Works], vol. 3: Stikhotvoreniia. 1903-1906 [Poems. 1903-1906]. St. Petersburg, Izdanie tovarishchestva "Znanie" Publ., 1906. 214 p. (In Russ.)

6. Dvinyatina, T.M. Ivan Bunin: Biograficheskii punktir: in 2 vols. [Ivan Bunin: Biography: in 2 vols.]. St. Petersburg, Vita Nova Publ., 2020. (Series: Biographies).

7. Dvinyatina, T.M. "Stikhotvoreniia I.A. Bunina iz knigi 'Khram Solntsa' (1917): kontekst i konspekt blizhnevostochnoi liriki" ["The Poems from Ivan Bunin's Book 'The Temple of the Sun' (1917): Context and Summary of Bunin's Middle-Eastern Lyrical Poetry"]. Ivan Bunin i ego vremia: konteksty sud'by — istoriia tvorchestva [Ivan Bunin and his Time: Context of Life — History of Work], ex. ed. by T.M. Dvinyatina, S.N. Morozov, ed. by A.V. Bakuntsev, E.R. Ponomarev, series: Academic View on Bunin. Moscow, IWL RAS Publ., 2021, pp. 890-899. https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-890-899 (In Russ.)

8. Letopis'zhizniitvorchestva I.A. Bunina [The Chronicle of Ivan Bunin's Life and Works], vol. 1: (1870-1909) [(1870-1909)], comp. S.N. Morozov. Moscow, IWL RAS Publ., 2011. 944 p. (In Russ.)

9. Literaturnoe nasledstvo [Literary Heritage], vol. 110: Novye materialy i issledovaniia: v 4 kn. [I.A. Bunin. New Materials and Research: in 4 books], book 1, comp. O.A. Korostelev, S.N. Morozov. Moscow, IWL RAS Publ., 2019. 1184 p. (In Russ.)

10. Muromtseva-Bunina, V.N. Zhizn' Bunina. Besedy s pamiat'iu [The Life of Bunin. Conversations with Memory], ed. and comm. by A.K. Baboreko. Moscow, Vagrius Publ., 2007. 512 р. (In Russ.)

11. Ponomarev, E.R. Kniga ocherkov "'KhramSolntsa': problema zaglaviia i osnovnogo teksta" ["'The Temple of the Sun,' a Book of Travel Sketches by Ivan Bunin: The Problems of the Title and the Main Text"]. Ivan Bunin i ego vremia: konteksty sud'by — istoriia tvorchestva [Ivan Bunin and his Time: Context of Life — History of Work], ex. ed. by T.M. Dvinyatina, S.N. Morozov, ed. by A.V. Bakuntsev, E.R. Ponomarev, series: Academic View on Bunin. Moscow, IWL RAS Publ., 2021, pp. 881-889. https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-881-889 (In Russ.)

12. Shavlinsky, M.S. "'Khram Solntsa' I.A. Bunina — neokonchennyi proekt osvoeniia Vostoka" ["'The Temple of the Sun' by Ivan Bunin: an Unfinished Project for the Exploration of the East"]. Ivan Bunin i ego vremia: konteksty sud'by — istoriia tvorchestva [IvanBunin and his Time: Context of Life — History of Work], ex. ed. by T.M. Dvinyatina, S.N. Morozov, ed. by A.V. Bakuntsev, E.R. Ponomarev, series: Academic View on Bunin. Moscow, IWL RAS Publ., 2021, pp. 934-952. https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-934-952 (In Russ.)

Статья поступила в редакцию: 01.03.2022 Одобрена после рецензирования: 11.04.2022 Дата публикации: 25.06.2022

The article was submitted: Approved after reviewing: Date of publication:

01.03.2022 11.04.2022 25.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.