СЕТЕВОЙ „ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
УДК 338.48
DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10306
КОЛЕСНИКОВА Наталья Владимировна
Петрозаводский государственный университет (Респ. Карелия, Петрозаводск, РФ);
кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]
Хюгге как концептуальная основа развития нового вида туризма (на примере Республики Карелия)
В статье рассматривается зародившийся в Дании феномен хюгге (hygge) применительно к перспективам развития новых видов туризма в Республике Карелия. Анализ литературы показал, что идея хюгге является важной частью культурной идентичности для большинства норвежцев и датчан. Хюгге - умение находить счастье в повседневных вещах и явлениях. Хюгге-туризм - путешествия, программа которых насыщена деталями, соответствующими концепции хюгге, создающими уют, ощущение умиротворённости, душевное спокойствие.
Цель исследования: выявить предпосылки формирования и развития хюгге-туризма в Республике Карелия. В методологии исследования использован системно-ориентированный подход к анализу взаимосвязей современных социально-экономических условий, необходимых для появления новых видов туризма в регионе.
В результате работы определены атрибуты хюгге-туризма, относящиеся к размещению, питанию и организации досуга туристов. Выявлено, что сложившаяся в Республике Карелия система туристского размещения в загородных домах имеет достаточный потенциал для развития на её основе, в числе прочих видов, хюгге-туризма. Эколого-климатические условия в регионе, с одной стороны, отличающиеся возможностью непосредственного общения с природой и, с другой стороны, благоприятствующие проведению времени в интерьере дома, соответствуют концепции хюгге. Приграничное положение Республики Карелия позволит ей стать «пионерным» регионом в России при трансграничном распространении хюгге-туризма из стран Фенноскандии. Таким образом обосновано, что Республика Карелия является одной из перспективных хюгге-дестинаций в Российской Федерации.
Исследования в данной области актуальны, а их результаты могут внести вклад в решение проблем устойчивого развития региональных экономик. Использование концепции хюгге в маркетинге туризма будет способствовать расширению ассортимента услуг и заполнению новых ниш рынка.
Ключевые слова:
хюгге, сельский туризм, slow-туризм, маркетинг туризма, Республика Карелия
Введение. Продолжающееся в течение полувека развитие туризма сопровождается не только ростом объема услуг в денежном выражении, но и непрерывным увеличением
разнообразия видов туризма, которые привлекают все большее число путешественников. Например, в отчете UNWTO зафиксировано, что по итогам 2016 года трансграничные
поездки совершили на 300 миллионов туристов больше, чем в докризисном 2008 году1. При этом в 2016 г. по сравнению с 2015 годом имел место рост как в странах с развитой экономикой (+5%), так и в странах с формирующейся экономикой (+2%). Согласно тому же отчету, на туризм, как сектор экономики, приходится 10% мирового валового внутреннего продукта (ВВП), 7% мировой торговли и одно из 10 рабочих мест. Как следствие, возрастает взаимосвязь туризма с экологическими, экономическими, культурными, общественными, образовательными аспектами развития социума [9, 19, 2].
Туризм - многогранное и комплексное понятие, в основе которого лежат потребности людей и мотивы их путешествий. Эти два фактора являются основополагающими при выборе вида турпоездки и могут быть реализованы различными способами, ограниченными, однако, возможностями. Например, желающие получить долю адреналина, могут выбрать рафтинг-тур [24] или сплав по рекам Карелии, а предпочитающие посетить как можно больше достопримечательностей за одну поездку и получить пояснения профессионального гида, отправляются в автобусные экскурсионные туры [2].
Основным критерием известной классификации видов туризма является цель путешествия [2]. Помимо широко известных и повсеместно распространённых видов туризма, таких как познавательный, активный, экологический, деловой, спортивный, сельский туризм, учёными выделены новые виды туризма: модный туризм, виртуальный туризм, фототуризм, психологический туризм, джайлоо-туризм и т.д. [1, 6, 10, 11, 13, 14].
Принимая во внимание развитие индустрии туризма и постоянное изменение потребностей туристов и мотивов их путешествий,
1 UNWTO Annual Report 2016. http://www.e-unwto.org/doi/book/10.18111/9789284418725 (дата обращения: 20.09.2017).
2 UNESCO. 2000. The Earth Charter. http://earthcharter.org/
discover/download-the-charter (Accessed 20 Sep. 2017).
необходимо отметить возникновение новых видов туризма. Новым явлением в туристской отрасли стало возникновение хюгге-туризма.
Феномен и концепция хюгге
Хюгге-туризм основан на понимании и восприятии феномена «хюгге», концепции которого сформировалась в Дании и получила повсеместное распространение в 2010-х гг. Слово «Hygge» вошло в список самых популярных слов 2016 года по версии Оксфордского словаря3. Поиски причины, по которой Дания находится на первых местах в рейтингах самых счастливых стран мира, показали, что одним из факторов является Hygge (хюгге) -умение находить счастье в повседневных вещах и явлениях.
Дефинитивное изложение концепции хюгге представил M. Wiking [27]. Во всем мире количество последователей хюгге как образа жизни растёт. Особенности восприятия хюгге в Дании, Норвегии и Китае исследованы в диссертации D. M. N. Jensen, 2017 [16].
Известное в датском и норвежском языках слово «Hygge» непосредственно не переводится на другие языки, но по своему смыслу созвучно таким понятиям, как «комфорт», но ближе к «уют»; «удовлетворенность»; «благополучие»; «отдых», «релаксация»; «умиротворенность», «душевное спокойствие». Другим значением слова «хюгге» является «уют» или «уютность». В других языках существуют слова, близкие по смыслу к «хюгге»: gezel-ligheid в Нидерландах, gemütlichkeit в Германии, hominess в Канаде, koselig в Норвегии. M. Wiking [27] подчёркивает, что отличительная особенность хюгге заключается в атмосфере, в чувстве дома, в ощущении покоя и безмятежности.
Hygge проявляется не столько в вещах, сколько в ощущениях и атмосфере. Лаконичный уют - только одна грань видимой части «айсберга Hygge», необходимое (т.е. не избыточное) материальное условие на пути к бла-
3 Word of the Year 2016 - Shortlist // https://en.oxforddictionaries.com/word-of-the-year/shortlist-2016. (дата обращения: 27.09.2017).
гополучию, умиротворенности, душевному спокойствию, свободе и устойчивому развитию всех и каждого. Вследствие своего лаконизма и самодостаточности, Hygge не является эквивалентом гедонизма и здорового гедонизма, но не противоречит принципу справедливости в утилитаризме с его правилами «Не вреди», «Противодействуй несчастью», «Не нарушай интересы ближних»4.
С определенными упрощениями феномен Hygge можно рассматривать как одно из проявлений атараксии, означающей в античной этике «невозмутимость», «безмятежность». Эпикур считал: тревоги в душе возникают, прежде всего, от ложных мнений; «трезвое рассуждение» приводит к атараксии; состояние атараксии - это сосредоточение на «самом общем и главном» 4.
Hygge, как философия и образ жизни, не противоречит также современному глобальному тренду осознанного отказа от излишеств с их негативными побочными эффектами в стандартной экономике, которая придает экологическим факторам недостаточный вес в современных условиях, когда основные приоритеты экономической деятельности необходимо привязывать к экологическим пределам ресурсов Земли [3, 7]. При этом Hygge не уходит в крайности дауншифтинга [26], предлагая популярные модели, которые способны ненавязчиво внести вклад в решение известных проблем устойчивого развития [8].
Хюгге-туризм
Концепция хюгге, получив мировую популярность, проникает в отдых и путешествия, что является предпосылкой к выделению особого вида путешествий - хюгге-туризма, несмотря на то, что один из основоположников концепции хюгге М. Викинг [27] отмечает, что только 27% датчан связывают хюгге с путешествиями и выходами в свет. В то же время большинство голландцев (57%) испытывают gezelligheid (синоним слова «Hygge») чаще
4 Интернет-версия Новой философской энциклопедии // URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/ newphilenc/page/about (дата обращения: 20.09.2017).
всего вне дома.
Под хюгге-туризмом можно понимать путешествия, позволяющие ощутить состояние покоя, умиротворённости, прочувствовать каждое мгновение поездки посредством насыщения туристской программы деталями, соответствующими концепции хюгге. Действительно, основным продуктом в туризме являются эмоции и впечатления, полученные во время путешествия. Эмоции, получаемые «хюгге-туристами» - это общение и понимание, чувство дома, покой, безмятежность, защищённость, тепло, расслабление, уют и умиротворение [16].
Подобные эмоции, но в многозначном контексте времени, характерны для японской национальной традиции любования цветущей сакурой в рамках своего рода праздника Ханами, что означает - любование цветами. Короткое цветение сакуры, которое продолжается от пяти до десяти дней, наделяется глубоким смыслом: красота и увядание цветов отождествляется с жизнью человека, с чистотой помыслов и ответственностью5. В данном случае, однако, важные в гуманитарном отношении возможности туристов ограничены критериями времени (несколько дней в году) и пространства (Япония).
Таким образом, проблема появления и становления новых видов туризма многоаспектна, поэтому для анализа изменений в данной области целесообразно использовать холистический подход, в котором различные аспекты рассматриваются в их взаимосвязи [25].
Становление нового вида туризма -хюгге-туризма
Современная инфраструктура туристских дестинаций позволяет совершать путешествия в любое время года. В этой связи обращает на себя внимание то обстоятельство, что хюгге-туризм похож на slow-туризм [13], получивший распорстранение от движений Slow-Food и Slow-City (CittaSlow), популярных в Италии в
5 Удивительная Япония. URL: http://amazingjapan.info/ cvetenie-sakury-v-yaponii/ (дата обращения: 20.09.2017).
1980-х гг. Главными характеристиками slow-туризма являются использование экологичных транспортных средств, неторопливое погружение в среду туристской дестинации, знакомство с повседневной жизнью местного сообщества, а также следование принципам устойчивого туризма как компонента устойчивого развития [20, 22].
Хюгге-туризм, как и slow-туризм, произошёл от социального феномена, тенденции, захватившей общество. Оба вида туризма нацелены на повышение качества жизни и благополучия людей. Однако, между этими видами туризма существуют некоторые различия. Slow-туризм призван вносить вклад в социально-экономическое развитие туристской дестинации и местного сообщества, в то время как хюгге-туризм отражает в большей степени чувства и эмоции самих путешественников. Несмотря на схожие мотивы туристов (релаксация, самопознание, уход от ежедневной рутины, поиск новых ощущений и эмоций) slow-туристы обращают большее внимание на материальные характеристики путешествия (выбор экологичного транспортного средства, способа питания и продуктов, продуманное составление программы путешествия, позволяющей погрузиться в местную среду), в то время как хюгге-туристы сосредоточены на психологических аспектах (концентрация внимания на мелочах, позволяющих наслаждаться каждым мгновением поездки). Несмотря на различия, эти два вида туризма дополняют друг друга и могут быть скомбинированы. Рассмотрим основные атрибуты хюгге-туризма.
Размещение. Хюгге-туризм подразумевает размещение в загородных средствах размещения. Несомненно, что элементы хюг-ге можно привнести и в любой городской отель, например, расставив в номере зажжённые свечи, но тем не менее, полноценное хюгге-путешествие может состояться только вдали от городского шума.
Интерьер. При создании интерьера в стиле хюгге особое внимание уделяется цве-
там тёплых оттенков и использованию приятных на ощупь материалов, например, дерева, меха, шерсти. Наиболее распространёнными элементами интерьера в стиле хюгге являются камин, кресло-качалка, старинный буфет или комод (если в доме есть вещи, с которыми связана какая-нибудь история, можно разместить рядом небольшую табличку с рассказом о них), скамейка для ног, мягкие пледы и подушки. Интересным вариантом является организация кино-стены для совместного просмотра фильмов. Возможна организация в доме hyggekrog — уютного уголка в стиле хюг-ге, где можно уютно устроиться с книжкой и кружкой горячего какао. Особое внимание в интерьере следует уделить мелочам. Их организация не затратна для хозяев, но очень важна для формирования хорошего впечатления о хюгге-путешествии. В качестве таких мелочей могут выступить небольшая корзинка с тёплыми шерстяными носками на случай, если у гостей замёрзнут ноги, полки с коллекцией фильмов разных жанров и книгами (на книжной полке особенно уместными будут произведения классической литературы и качественно иллюстрированные сказки), композиции из природных материалов (листья, ветки, шишки), альбом с фотографиями дома (история постройки), хозяев, гостей красивыми высказываниями о путешествиях, изделия местных ремесленников из натуральных материалов, украшения к праздникам (День святого Валентина, Пасха, Новый год, Рождество). Все эти детали будут способствовать созданию атмосферы заботы о госте и способствовать повышению их лояльности к месту.
Освещение. Свет в коттедже или гостевом доме должен быть неярким, мягким, рассеянным и создавать тёплую атмосферу. Предпочтительно использовать для освещения помещения несколько небольших источников света, чем один большой светильник. Уютные островки света помогут разделить помещение на небольшие зоны. Уместно оставить в доме запас свечей для гостей, чтобы сделать их вечерние посиделки более
приятными. Однако при горении свечей в воздухе могут появляться вредные для здоровья вещества. Решение проблемы - светодиодные свечи с имитацией живого пламени.
Инфраструктура. Потребности туристов в инфраструктуре связаны с их мотивами и ожиданиями от путешествия [21]. Инфраструктура средств размещения в хюгге-туризме должна быть простой, безопасной и комфортной для отдыха на природе. Наиболее распространёнными являются баня или сауна (для усиления хюгге-эффекта целесообразно в виде дополнительной услуги предложить туристами травы для запаривания, домашние скрабы, масла и т.п.), беседка, качели, лодка. Для хюгге-туризма отсутствие интернета или плохая сотовая связь не является недостатком места размещения, а, наоборот, позволяет сосредоточиться на самом отдыхе и общении с близкими людьми
Питание. Питание хюгге-туристами организуется, как правило, самостоятельно. Особой популярностью пользуются шашлыки или барбекю. Приготовление пищи с совместно с членами семьи или друзьями укрепляет чувство близости и единения во время отдыха. Тем не менее, хозяева гостевого дома могут усилить хюгге-фактор, оставив в шкафчике на кухне набор чая, кофе, какао, специй для глинтвейна. Украсят интерьер и красиво оформленные кулинарные книги с простыми в приготовлении хюгге-рецептами мяса на углях и других подобных блюд. Небольшой приветственный презент в виде баночки домашнего варенья с нарядной этикеткой или корзинка со свежей выпечкой, сопровождённая открыткой с тёплым пожеланием хорошего отдыха, также обрадует туристов. В случае, если предполагается организованное питание, предпочтение следует отдавать органическим натуральным продуктам местного происхождения и традиционной кухне. Блюда должны быть простыми и вкусными, из способов приготовления предпочтение отдаётся тушению и запеканию в печи или готовке на открытом огне. Из посуды можно выделить керамику.
Интересен опыт Финляндии, где был разработан дизайн экологичной посуды для туризма и отдыха КирПка, производящийся из термопластичного волокнистого композита6 и соответствующий европейским нормам качества.
Организация досуга. Особенностью хюг-ге-туризма с точки зрения организации досуга туристов является ограниченное количество объектов посещений в день (не более одного-двух), а также наличие большого количества свободного времени. Важные составляющие хюгге - близость родных и друзей, а также равноправие - в туризме реализуются через организацию совместных занятий. Ощущение взаимодействия в загородном отдыхе привносят такие занятия, как настольные игры, просмотр фильмов, барбекю, рыбалка, летом и осенью - сбор грибов и ягод, зимой - катание с горок. В скандинавских странах у крыльца небольшой загородной гостиницы или гостевого дома часто можно увидеть финские сани или «финки» - сани с длинными полозьями и рукоятками на спинке сидения, на которых очень любят кататься туристы. В качестве платных дополнительных услуг для туристов могут быть предложены пешие походы, велосипедные прогулки, прокат лодок, общение с животными (контактный зоопарк).
Предпосылки развития хюгге-туризма в Республике Карелия
В Российской Федерации одной из перспективных хюгге-дестинаций является Республика Карелия. Это утверждение может рассматриваться как рабочая гипотеза исследования и потому должна быть обоснована, для чего обратимся к философским и экономическим ее аспектам. С философской точки зрения, согласно закону перехода от количества к новому качеству [12], необходимым условием появления нового вида туризма как новой грани его качества являются накопленный достаточно большой объем количественных изменений. Подтверждения необходи-
6 Kupilka. Ekologiset astiat ja puukot // URL: https://kupilka.fi/ru/ (дата обращения: 27.09.2017).
мых количественных изменений в экономике региона можно найти в докладе об итогах социально-экономического развития республики за 2016 год7. Число организованных туристов в 2016 г. выросло на 5,6% в сравнении с 2015 годом. Коллективные средства размещения туристов также показали прирост в 6%. Объем туристских, экскурсионных и гостиничных услуг в 2016 году увеличился на 8,3%, составив при этом 1300 млн рублей. Доля туризма в валовом региональном продукте 2016 г. составила 4,5%7. Таким образом, формируется основная предпосылка появления новых видов туризма - рост числа туристов, посетивших Карелию. Перечисленные выше изменения необходимы, но они могут быть недостаточны для появления нового вида туризма. Однако с течением времени, в соответствии с законом перехода количества в качество [12], растущий объем количественных изменений может стать достаточным для появления нового качества в виде нового вида туризма в социально-экономической системе региона. Закономерно предположить, что таким новым видом туризма может стать хюгге-туризм, для которого в регионе сложились необходимые предпосылки (климат, близость к природе, приграничное расположение региона, наличие инфраструктуры).
Климат. Карелия достаточно холодный северный регион с поздней весной, коротким летом, продолжительной дождливой осенью и снежной зимой. Среднегодовая температура воздуха по республике составляет от 0,0 °С на севере и до + 3,0 °С на юге. Самый холодный месяц года — январь (среднемесячная температура составляет от -9,0 °С до -13,0 °С), самый тёплый месяц года — июль (среднемесячная температура составляет от + 14,0 °С до + 17,0 °С). Абсолютный минимум температуры воздуха был зафиксирован в 1940 году в Олонце и составил -54,0 °С. Абсолютный мак-
7 Туоми А. Экономика Карелии в 2016 году показала рост по всем направлениям. URL: https://ptzgovorit.ru/ shortread/ekonomika-ka relii-v-2016-godu-pokazala-rost-vo-vseh-napravleniyah (Дата обращения: 20.09.2017).
симум температуры воздуха был зафиксирован в 1972 году в Пудоже и составил + 36,0 °С. В конце апреля месяца вся территория республики, как правило, освобождается от снежного покрова, хотя в северных районах, в некоторые годы, снежный покров сохраняется до третьей декады мая. Лето наступает в конце мая - начале июня, когда среднесуточные температуры воздуха устойчиво переходят через + 10,0 °С. Средняя продолжительность летнего сезона составляет 2,5-3,5 месяца. Осень начинается в конце августа - начале сентября и продолжается около двух месяцев [5].
В Карелии часто случаются ненастные дни, неблагоприятные для совершения путешествий. Согласно концепции хюгге, неблагоприятные внешние факторы (например, погодные условия) усиливают степень удовольствия от нахождения в тёплом помещении (гостевом доме, коттедже) у камина с чашкой горячего чая или кофе. И вообще: нет плохой погоды, есть неподходящая одежда (популярная в Европе поговорка).
Наличие инфраструктуры. По данным 2015 г. в Республике Карелия было более 5 500 мест размещения в сельской местности, большая часть которых представлена гостевыми домами и коттеджами [5]. Контент-анализ сайтов-агрегаторов предложений услуг размещения в загородных домах позволяет сделать вывод, что к 2018 году их количество возросло, то есть на сегодняшний день в Карелии имеется значительная база для размещения туристов, ищущих отдыха вдали от городской суеты. Значительное количество гостевых домов и коттеджей оснащены каминами, банями и саунами, беседками и другими элементами инфраструктуры, создающими удобство и комфорт для туристов [5]. Заметим, что инфраструктура в рассматриваемом регионе получает необходимое развитие, которое, однако, пока нельзя назвать достаточным.
Близость к природе Существенным фактором привлекательности коттеджей и гостевых домов Карелии является их преимущественное расположение на берегу водоёма
(всего в Карелии 60 00 озёр и 27 000 рек). Карелия расположена в зоне тайги и обладает значительным природным потенциалом. Более половины территории региона покрыто лесом [4, 5, 6] Ловля рыбы, сбор грибов и ягод являются популярными занятиями как у местного населения, так и у туристов. Особо охраняемые природные территории занимают 5% от общей площади республики, на них, как правило, запрещены остановки с ночевкой, тем не менее национальные парки «Паа-наярви» и «Водлозерский» предлагают услуги по размещению туристов в гостевых домах и кемпингах.
Приграничное расположение. Республика Карелия расположена на северо-западе России и граничит с Финляндией (протяженность границы Финляндии и Карелии 798,3 км). Приграничное расположение региона оказывает влияние на все сферы жизни общества, в том числе на отрасль туризма. Как и в соседней Финляндии, в Карелии популярен отдых в гостевых домах и коттеджах, совмещенный с природным и экологическим туризмом. В приграничных районах Карелии гостевые дома и коттеджи часто выполнены в скандинавском стиле, являясь материальным подтверждением трансграничного взаимодействия [5, 23]. Поскольку концепция хюгге происходит из Дании и имеет наибольшее распространение в странах Фенноскандии, то вполне логично ожидать, что «пионерными» потребителями турпродуктов в стиле хюгге в Республике Карелия будут трансграничные туристы, преимущественно из Финляндии.
Обсуждение и выводы
Представленный выше анализ показал, что туризм как растущий сектор экономики необходимо рассматривать как важный фактор устойчивого развития [15]. При этом идеи хюгге, в том числе в рамках туризма, помогают найти необходимый для устойчивого развития баланс экоцентрических и антропоцентрических ценностей; более подробно эти ценности описаны в статье [17].
Возрастающее положительное влияние
туризма на социально-экономическое развитие регионов определяется не только ростом объема услуг, но также их диверсификацией, прежде всего появлением новых видов туризма. К таким видам туризма относится хюг-ге-туризм, базирующийся на идеях хюгге, появившихся в Дании и получающих всё большее распространение в других странах. Идеи хюгге быстро распространяются, становятся жизнеспособными маркетинговыми инструментами для рынка туристических услуг.
Использование концепции хюгге при формировании маркетинговой политики туроператорских компаний способно диверсифицировать их туристское предложение и заинтересовать новых клиентов, что будет способствовать увеличению доходов от туризма, в том числе за счет мультипликативного эффекта в экономике региона. Также необходимо учесть фактор «хюгге» и при разработке общей концепции продвижения региона как туристской дестинации, что актуально для республики Карелия.
Хюгге-туризм, в отличие от феномена хюгге, находится на ранней стадии развития. Однако практика показывает, что результаты исследований в данной области могут внести вклад в решение проблем устойчивого развития региональных экономик. Актуальность таких исследований непосредственно связана с необходимостью решения взаимосвязанных проблем устойчивого развития, этические рамки которого определены в Хартии Земли8.
Касаясь перспектив развития темы, следует отметить, что в фокусе дальнейших исследований в затронутой области должны находиться региональные особенности влияния принципов хюгге на формирование устойчивого будущего, изучаемые с использованием соответствующих социологических опросов и анкетирования школьников, студентов и других социальных групп, например, по аналогии с работой [18].
8 UNESCO. 2000. The Earth Charter. URL: http://earthcharter.org/discover/download-the-charter (Accessed 20 Sept. 2017).
Список источников:
1. Асапова З.Д. Новый вид путешествий - модный туризм // В сб.: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: IV межвуз. Науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. 2016. С. 422-423.
2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-н/Д.: 2008. 252 с.
3. Биденко С.И., Сердитова Н.Е., Травин С.В., Михайлов Н.Б., Хренов М.М. Информационное пространство управления региональной эколого-экономической активностью // Ученые записки Российского гос. гидрометеорологического ун-та. 2015. №41. С. 212-219.
4. Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Петрозаводск, 2007. 400 с.
5. Кирилина В.М., Колесникова Н.В., Колесников Н.Г. Развитие сельского туризма в Республике Карелия на основе трансграничного сетевого взаимодействия. Петрозаводск, 2015. 88 с.
6. Кирилина В.М., Колесникова Н.В., Колесников Н.Г. Санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплексы региона: методологические аспекты эволюции // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2016. Т.93. №3. С. 62-65.
7. Савельев Ю.В., Толстогузов О.В. Научные основы пространственного планирования и кластерной политики в туризме (опыт Республики Карелия) // Вестник Национальной академии туризма. 2009. № 4. С. 19-23.
8. Сердитова Н.Е. Анализ сложных эколого-экономических систем: термодинамический подход // Ученые записки Российского гос. гидрометеорологического ун-та. 2008. №7. С. 138-153.
9. Теймури В., Биглари Б. Туризм как возможная модель обучения основам мирового гражданства // Век глобализации. 2015. №1. С. 154-165.
10. Халитова Н.Р., Чернобровкин В.А. Фототуризм как новое направление мирового туризма // Вопросы туризмоведения. 2012. №2(2). С. 51-56.
11. Шамликашвили В.А. Виртуальный туризм как новый вид туризма // Креативная экономика. 2014. № 10 (94). С. 128-138.
12. Carneiro R.L. The transition from quantity to quality: A neglected causal mechanism in accounting for social evolution // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2000. Vol.97. №23. P. 12926-12931. doi: 10.1073/pnas.240462397.
13. De Salvo P., Mogollón J.E.H., Di Clemente E. «Repellent» tourists versus «slow» tourists // European Journal of Tourism, Hospitality and Recreation. 2013. 4(2). P. 131-148.
14. Dickinson J.E., Lumsdon L., Robbins D. Slow travel: issues for tourism and climate change // Journal of Sustainable Tourism. 2011. Vol. 19. №3. P. 281-300.
15. Gibbs D., O'Neill K. Future green economies and regional development: a research agenda // Regional Studies. 2017. Vol. 51. №.1. P. 161-173.
16. Jensen, D.M.N. The Denmark Canon in a Tourism Perspective. 2017. URL:
http://projekter.aau.dk/projekter/files/260346776/The_Denmark_Canon_In_a_Tourism_Pers
pective_.pdf (дата обращения: 20.09.2017).
17. Kopnina H. Evaluating education for sustainable development (ESD): Using ecocentric and an-thropocentric attitudes toward the sustainable development (EAATSD) scale // Environment, development and sustainability. 2013. Vol. 15. №. 3. P. 607-623.
18. Kopnina H., Cocis A. Environmental Education: Reflecting on Application of Environmental Attitudes Measuring Scale in Higher Education Students // Education Sciences. 2017. Vol. 7. №. 3. P. 69. doi:10.3390/educsci7030069.
19. Larionova A.A., Dzhandzhugazova E.A., Chernikova L.I., Chudnovsky A.D., Faizova G.R. The role and importance of the cluster approach in the development of domestic tourism of the Russian Federation // Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. Vol. 8. № 2 (18). P. 385-392.
20. Nordbeck R., Reinhard S. Multi-sectoral strategies as dead ends of policy integration: Lessons to be learned from sustainable development // Environment and Planning C: Government and Policy 34.4. 2016. Pp. 737-755.
21. Oh H., Assaf A.G., Baloglu S. Motivations and Goals of Slow Tourism // Journal of Travel Research. 2014. Vol. 55. № 2. P. 205-219.
22. Pesonen J., Komppula R. Rural wellbeing tourism: Motivations and expectations // Journal of Hospitality and Tourism Management. 2010. Vol. 17. № 1. P. 150-157.
23. Pietila M., Fagerholm N. Visitors' place-based evaluations of unacceptable tourism impacts in Oulanka National Park, Finland // Tourism Geographies. 2016. Vol. 18. №. 3. Pp. 258-279.
24. Polat E., Keles E., Uzun F., Gul A. Sustainable rafting tourism planning and management. An example of antalya-koprucay rafting area // Journal of Environmental Protection and Ecology. 2016. Vol. 17. № 2. P. 789-795.
25. Shams A., Sharif H., Kermanshah A. Holistic Change Management: Importance and methodological challenges // Technology & Engineering Management Conference (TEMSCON), 2017. IEEE. - IEEE, 2017. P. 272-276. doi: 10.1109/TEMSCON.2017.7998388.
26. Thomas L. Alternative realities: Downshifting narratives in contemporary lifestyle television // Cultural Studies. 2008. Vol. 22. №. 5. P. 680-699.
27. Wiking M. The Little Book of Hygge: The Danish Way to Live Well. London: Penguin Books Ltd, 2016. 288 p.
Natalia V. KOLESNIKOVA Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia);
PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]
HYGGE AS THE BASIS FOR NEW TYPES OF TOURISM: A CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF KARELIA
The article reviews the phenomenon of hygge originated from Denmark with respect to the development of new types of tourism in the Republic of Karelia. According to the literature analysis the author identifies the majority of Norwegians and Danes. Hygge is the ability to find happiness in everyday things. Hy-gge tourism is a journey that allows one to feel peace every moment of the trip with saturating the tourist program with details consistent with the concept of the hygge that create cosiness, feel of tranquility and calmness. Research is aimed at identifying the prerequisites for fostering hygge tourism in the Republic of Karelia. The research methodology is based on the system-oriented approach to analysis of relationships among contemporary socioeconomic conditions necessary for the emergence of new types of tourism in the region.
As a result of the work the attributes of hygge tourism in terms of accommodation, food and leisure activities of tourists are formulated. It is revealed that the system of tourist accommodation in countryside developed in the Republic of Karelia has sufficient potential to serve as a basis for the development of hygge tourism. The environmental and climatic conditions in the region, on the one hand, provide the opportunity for direct communication with nature and, on the other hand, conducive to spending time in the interior of the house, correspond to the concept of hygge. The crossborder position of the Republic of Karelia will allow it to become a "pioneer" region in Russia with the cross-border penetration of hygge tourism practices from the countries of Fen-
СЕТЕВОИ „ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Keywords:
hygge, rural tourism, slow-tourism, tourism marketing, Republic of Karelia
noscandia. Thus, it is justified that the Republic of Karelia is one of the promising hygge-destinations in the Russian Federation.
Research in this area seems to be relevant, and the results can contribute to the solution of problems of sustainable development of regional economies. The use of the hygge concept in the tourism marketing will facilitate extension of service range and penetration into new market segments.
References
1. Asapova, Z. D. (2016). Novyj vid puteshestvij - modnyj turizm [A new kind of travel - fashion tourism]. In coll.: Aktual'nye problemy teorii i praktiki fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma [Actual problems of theory and practice of physical culture, sports and tourism]: IV international university scientific and practical conference of youth scientists, postgraduates, undergraduates and students,, 422-423. (In Russ.).
2. Babkin, A. V. (2008). Special'nye vidy turizma [Special types of tourism]. Rostov on Don. (In Russ.).
3. Bidenko, S. I., Serditova, N. E., Travin, S. V., Mikhajlov, N. B., & Khrenov, M. M. (2015). Infor-macionnoe prostranstvo upravleniya regional'noj ekologo-ekonomicheskoj aktivnost'yu [The information space of management of regional social-economic activity]. Uchenye zapiski Ros-sijskogo gos. gidrometeorologicheskogo un-ta [Scientific notes of the Russian state hydromete-orological University], 41, 212-219. (In Russ.).
4. Titov, A. F. (Ed.). (2007). Kareliya: ehnciklopediya [Karelia: Encyclopedia]: in 3 parts. Petrozavodsk. (In Russ.).
5. Kirilina, V. M., Kolesnikova, N. V., & Kolesnikov, N. G. (2015). Razvitie sel'skogo turizma v Res-publike Kareliya na osnove transgranichnogo setevogo vzaimodejstviya [Development of rural tourism in the Republic of Karelia on the basis of cross-border network interaction]. Petrozavodsk. (In Russ.).
6. Kirilina, V. M., Kolesnikova, N. V., & Kolesnikov, N. G. (2016). Sanatorno-kurortnyj i turistsko-rekreacionnyj kompleksy regiona: metodologicheskie aspekty evolyucii [Sanatorium-resort and tourist-recreational complexes of the region: Methodological aspects of evolution]. Voprosy ku-rortologii, fizioterapii i lechebnoj fizicheskoj kul'tury [Issues of balneology, physiotherapy and physical therapy], 93(3), 62-65. (In Russ.).
7. Saveliev, Yu. V., & Tolstoguzov, O. V. (2009). Nauchnye osnovy prostranstvennogo planirovani-ya i klasternoj politiki v turizme (opyt Respubliki Kareliya) [Scientific basis of spatial planning and cluster policy in tourism (experience of the Republic of Karelia)]. Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tourism], 4, 19-23. (In Russ.).
8. Serditova, N. E. (2008). Analiz slozhnyh ekologo-ekonomicheskih sistem: termodinamicheskij podhod [An analysis of complex ecological and economic systems: Thermodynamic approach]. Uchenye zapiski Rossijskogo gos. gidrometeorologicheskogo un-ta [Scientific notes of the Russian state hydrometeorological University], 7, 138-153. (In Russ.).
9. Tejmuri, V., & Biglari, B. (2015). Turizm kak vozmozhnaya model' obucheniya osnovam miro-vogo grazhdanstva [Tourism as a possible model of learning the basics of world citizenship]. Vek globalizacii [Age of globalization], 1, 154-165. (In Russ.).
10. Khalitova, N. R., & Chernobrovkin, V. A. (2012). Fototurizm kak novoe napravlenie mirovogo turizma [Phototourism as a new direction of world tourism]. Voprosy turizmovedeniya [Issues of Tourism Studies], 2(2), 51-56. (In Russ.).
11. Shamlikashvili, V. A. (2014). Virtual'nyj turizm kak novyj vid turizma [Virtual tourism as a new type of tourism]. Kreativnaya ehkonomika [Creative economy], 10(94), 128-138. (In Russ.).
12. Carneiro, R. L. (2000). The transition from quantity to quality: A neglected causal mechanism in accounting for social evolution. Proceedings of the National Academy of Sciences, 97(23), 12926-12931. doi: 10.1073/pnas.240462397.
СЕТЕВОЙ „ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
13. De Salvo, P., Mogollón, J. E. H., & Di Clemente, E. (2013). «Repellent» tourists versus «slow» tourists. European Journal of Tourism, Hospitality and Recreation, 4(2), 131-148.
14. Dickinson, J. E., Lumsdon, L., & Robbins, D. (2011). Slow travel: issues for tourism and climate change. Journal of Sustainable Tourism, 19(3), 281-300.
15. Gibbs, D., & O'Neill, K. Future green economies and regional development: a research agenda. Regional Studies, 51(1), 161-173.
16. Jensen, D. M. N. (2017). The Denmark Canon in a Tourism Perspective. URL:
http://projekter.aau.dk/projekter/files/260346776/The_Denmark_Canon_In_a_Tourism_Pers
pective_.pdf (Assessed on: 20.09.2017).
17. Kopnina, H. (2013). Evaluating education for sustainable development (ESD): Using ecocentric and anthropocentric attitudes toward the sustainable development (EAATSD) scale. Environment, development and sustainability, 15(3), 607-623.
18. Kopnina, H., & Cocis, A. (2017). Environmental Education: Reflecting on Application of Environmental Attitudes Measuring Scale in Higher Education Students. Education Sciences, 7(3), 69. doi:10.3390/educsci7030069.
19. Larionova, A. A., Dzhandzhugazova, E. A., Chernikova, L. I., Chudnovsky, A. D., & Faizova, G. R. The role and importance of the cluster approach in the development of domestic tourism of the Russian Federation. Journal of Environmental Management and Tourism, 8(2), 385-392.
20. Nordbeck, R., & Reinhard, S. (2016). Multi-sectoral strategies as dead ends of policy integration: Lessons to be learned from sustainable development. Environment and Planning C: Government and Policy, 34.4, 737-755.
21. Oh, H., Assaf, A. G., Baloglu, S. (2014). Motivations and Goals of Slow Tourism. Journal of Travel Research, 55(2), 205-219.
22. Pesonen, J., & Komppula, R. (2010). Rural wellbeing tourism: Motivations and expectations. Journal of Hospitality and Tourism Management, 17(1), 150-157.
23. Pietila, M., & Fagerholm, N. (2016). Visitors' place-based evaluations of unacceptable tourism impacts in Oulanka National Park, Finland. Tourism Geographies, 18(3), 258-279.
24. Polat, E., Keles, E., Uzun, F., & Gul, A. Sustainable rafting tourism planning and management. An example of Antalya-Koprucay rafting area. Journal of Environmental Protection and Ecology, 17(2), 789-795.
25. Shams, A., Sharif, H., & Kermanshah, A. (2017). Holistic Change Management: Importance and methodological challenges. Technology & Engineering Management Conference (TEMSCON), IEEE, 272-276. doi: 10.1109/TEMS0DN.2017.7998388.
26. Thomas, L. (2008). Alternative realities: Downshifting narratives in contemporary lifestyle television. Cultural Studies, 22(5), 680-699.
27. Wiking, M. (2016). The Little Book of Hygge: The Danish Way to Live Well. London: Penguin Books Ltd.
Колесникова Н.В. Хюгге как концептуальная основа развития нового вида туризма (на примере Республики Карелия) // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. Вып. 3. С. 79-89. DOI: 10.24411/1995-042X^018-10306.
Kolesnikova, N. V. (2018). Hygge as the basis for new types of tourism: A case study of the Republic of Karelia. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 12(3), 79-89. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10306. (In Russ).