Научная статья на тему 'Hygiene as a main prophylactic Medical discipline oriented to keep and improve of the population health'

Hygiene as a main prophylactic Medical discipline oriented to keep and improve of the population health Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Hygiene as a main prophylactic Medical discipline oriented to keep and improve of the population health»

Статья

разному оценивают риски и научную неопределенность в данной области. Надо разграничивать «принцип предосторожности», позволяющий решать проблему неопределенности, и «принцип предупреждения», применяемый, когда риск и ущерб вполне определены. Предосторожность предполагает принятие обязательств в плане поведения и получения результатов путем запрещения деятельности, которая оказывает отрицательное воздействие на среду и может оказать такое воздействие в будущем.

Способность общества противостоять внешним воздействиям отстает от быстрых изменений качества окружающей среды, основным индикатором которого может служить уязвимость человека, которой, по оценке ЮНЕП, отведено центральное место при выработке мер для избежания последствий. Подходы к снижению уязвимости человека можно разделить на превентивные и профилактические мероприятия и помощь наименее защищенным социальным группам. Для этого нужны стандарты и нормы контроля качества окружающей среды и развитие международного права в этой области. Становится важной потребность поменять стереотипы деятельности человека по отношению к окружающему миру. У нас в стране отсутствуют мониторинг и общепринятая система оценки уровня биобезопасности. Нужна разработка концепции биобезопасности России, особенно ее промышленной составляющей и реализации мер по наращиванию защитного биопотенциала страны. Должны быть вынесены меры политического, правового, научного, экономического, медицинского, оперативного, информационного, прогностического и образовательного характера: создание государственной системы биобезопасности страны и эффективных экономических механизмов ее обеспечения для поддержания уровня фундаментальной прикладной науки; охрана и защита территории России от заноса инфекций и предупреждение биотерроризма; обеспечение запасов вакцин, средств дезинфекции и лекарственных препаратов для ликвидации эпидемий; совершенствование законодательной базы; обеспечение контроля соблюдения международных договорных обязательств и участие в программах нераспространения оружия массового уничтожения и борьбы с биотерроризмом; повышение информированности населения страны; развитие системы образования и просвещения.

Литература

1. Волков В.А. и др. // Молек. Мед-на.- 2004.-№ 4.- С.32-37.

2. Воробьев А.А.// Вестник РАМН.- 2002.- № 10.- С. 9-13.

3. Воробьев А.А. // Молек. мед-на.- 2004.- № 3.- С. 15-19.

4. Доронина О.Д.и др. От Стокгольма до Йоханнесбурга.-М., 2005.- 247 с.

5. Евстигнеев В.И // Молек. мед-на.- 2004.- № 4.- С.56-58.

6. Покровский В.И // Вестник РАМН.- 2002.- С.7-9.

7. СпиринА.С. // Вестник РАМН.- 2002.- № 10.- С. 12-14.

8. Шевченко Ю.Л. // Вестник РАМН.- 2002.- С. 3-6.

9. Convention on Biological Diversity.- UNEP^BD Secretariat, Geneva, 2001.

10 Documents of the First Global Ministerial Environment Forum (the 6 Special Session of Governing Council of United Nations Environmental Programme).- UNEP, Malmo.- Sweden, 2000.

11. Documents of the Global Ministerial Environment Forum (the 7 Special Session of Governing Council of United Nations Environmental Programme).- UNEP, Cartagena, 2002.

12 Health and Environment in Sustainable Development: Five Years After the Earth Summit.- WHO, Geneva, 1997.

13 Plan of Implementation of the World Summit on Sustainable Development. UN.- Johannesburg, 2002.

14. Report of United Nations Conference on Environment and Development (Rio de Janeiro, 1992).- UN, New York, 1993.

УДК 616-083

ГИГИЕНА - ОСНОВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА СОХРАНЕНИЕ И УЛУЧШЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

А. ЦХОВРЕБОВ*

28 февраля 2005 г. исполняется 10 лет, как СевероОсетинский государственный медицинский институт преобразован в медицинскую академию, где были открыты о медикопрофилактический и фармацевтический факультеты, а затем -факультет высшего сестринского образования.

Термин «гигиена» происходит от греческого слова hygieinos - целебный, приносящий здоровье. Происхождение его связывают также с именем мифической богини здоровья Гигиен, дочери бога врачевания Асклепия (в римской мифологии - Эскулап), которая изображалась в виде девушки, держащей в руках чашу, обвитую змеей. У древних греков змея олицетворяла символ мудрости, она выпивала яд из чаши жизни и обезвреживала се. Чаша со змеей сохранилась до сих пор как эмблема медицины.

Основной задачей гигиены является изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения, а также разработка оздоровительных мероприятий. При этом под внешней средой следует понимать весь комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и иных факторов. Другой задачей гигиены является разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, на улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после нагрузок. Этому способствуют рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильно организованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены. В вопросах изучения влияния факторов внешней среды на здоровье человека гигиена тесно взаимодействует с экологической наукой, а точнее экологией человека, изучающей общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человечества, его групп (популяций) и индивидуумов, влияние природной сферы на человека и группы людей.

Экология занимается изучением «природного дома», живущих в нем организмов (в т.ч. и человека) и процессов, делающих этот «дом» пригодным для жизни. Из формулировки понятий «гигиена» и «экология человека» ясно, что эти науки изучают одни и те же явления: влияние факторов среды на человека и их воздействие на формирование здоровья населения (рис.).

Биоіеохимиче скис особенности территории

приролно

очаговых

инфекций

климатические

особенности

местности

" j з ..........

S.i|

ЗіГрЯ ІНСНИС окру Ж.іичіісЦ

je—nt-au

I I

II Iа

Рост обшей и детской заболеваемости. увеличение числа случаев отдельных нозологических форм, напрямую не связанных с экологическими факторами риска, но обусловленных снижением обшей сопротивляемости организма под их влиянием и др.

Рис. Факторы, формирующие здоровье населения

MODERN APPROACHES TO BIOLOGICAL SECURITY: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

O.D. DORONINA, A.B. LEVITSKAYA, D.B. NIKITYUK

Summary

This article is a review of modern domestic and foreign approaches to biological security. Priority measures are validated to construct a reliable system of biodefense in Russia Key words: biological security, biodefense

Гигиеническая наука выделяет: наследственные (генетически обусловленные факторы, формирующие наследственные заболевания - гемофилию, дальтонизм, атаксию, альбинизм, ювенильную миопатию, алкаптопурию и др.); эндемические (обусловленные биогеохимическими особенностями местности, приводящие к возникновению эндемических заболеваний: флюороз, кариес зубов, эндемический зоб, уролитиаз, стронциевый и молибденовый рахит и др.); природно-климатические (характер-

Северо-Осетинская медакадемия

А.Цховребов

ные для определенных климатических зон, вызывающие рост простудных заболеваний в зоне холодного климата и кожных заболеваний в условиях жаркого климата); эпидемиологические (региональные особенности местности, приводящие к возникновению природно-очаговых инфекций (гепатит, холера и др.); профессиональные (факторы производственного процесса, способные привести к развитию профессиональных заболеваний); социальные (питание, образ жизни, социальное благополучие), психоэмоциональные (обусловленные воздействием на человека экстремальных ситуаций: стихийных бедствий, аварий и катастроф, военных действий, террористических актов, а других стрессовых ситуаций, если они по своей характеристике не могут быть отнесены к другим факторам, формирующим здоровье, например к профессиональным) и экологические. Последние, по данным ВОЗ, формируют до 25% патологии человека, а в ряде стран и регионов этих стран процент экологически обусловленных заболеваний может быть и выше.

Необходимо отметить, что заболевания, связанные с экологией, т.е. обусловленные определенными параметрами окружающей среды, могут быть представлены двумя группами. К первой относятся экологически обусловленные заболевания человека, возникающие в результате воздействия экологической составляющей в качестве этиологии заболевания. К ним относятся эндемические заболевания; природно-очаговые инфекции; заболевания, обусловленные радиационным воздействием (лейкоз, злокачественные новообразования); острые и хронические отравления химическими выбросами; злокачественные новообразования, обусловленные загрязнением канцерогенами; заболевания, обусловленные воздействием биологических факторов, в т.ч. лейкозы вирусного происхождения. Вторую группу составляют наиболее многочисленные экологически зависимые заболевания неспецифического характера, возникающие на фоне измененной внешней среды. При этом экологические причины выступают в качестве пусковых механизмов патогенетических механизмов. Это - рост общей и детской заболеваемости; рост числа случаев ряда нозологических форм, прямо не связанных с экофакторами, но обусловленных снижением сопротивляемости организма под их воздействием; рост частоты патологии беременности, частоты нарушений внутриутробного развития плода и др. (рис. 2).

Истоки гигиены относятся к глубокой древности. Уже у народов Древней Греции, Рима, Египта, Индии, Китая наблюдались первые попытки создания здоровых условий жизни. Это выражалось в различных мероприятиях, касающихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболеваний и борьбы с ними, физической культуры и т.д. Наибольшего развития гигиена достигла в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний сделано основоположником античной медицины Гиппократом. В трактате «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ дает систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупреждении болезней. Древнегреческие философы Платон и Аристотель (384-322 до н.э.) развили идею Гиппократа о влиянии внешней среды на здоровье людей. Поэтому в Греции, где вначале обращали главное внимание на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, гимнастических играх, закаливании, стали проводить общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот и т.д. Наследниками культурных богатств греков являлись римляне. Гордостью Древнего Рима были крупные водопроводы, купальни и бани, но этими благами пользовались далеко не все граждане, так как вода облагалась большим налогом. Памятником городского благоустройства древних дошла до нас система канализации (с использованием нечистот для удобрения садов и полей). Период Средних веков (конец У-Х1У вв.) характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий. Вспышки оспы, холеры, тифов, массовое распространение проказы, кожных, венерических и глазных болезней были характерным явлением для того времени. Пандемия чумы в XIV в., известная под названием «черной смерти», унесла около 25 млн. человек. Однако многие средневековые врачи высказывали ценные мысли в отношении гигиены. Мировую известность получил «Канон медицины» выдающегося таджикского врача и философа Абу Али Ибн Сины (Авиценны), изданное в XI в.

Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.) характеризуется оживлением интереса к гигиене. Более интенсивно гигиена стала развиваться в XVII-XVIII столетиях, особенно в XIX в. Поводом к этому послужили рост крупных промышленных городов и сосредоточение на их территории рабочих, не обеспеченных материально, живущих в антисанитарных условиях, из-за чего намного возросла опасность эпидемий. Отечественная гигиена развивалась самостоятельно. Например, общественный водопровод в Новгороде существовал в XI в., мощение улиц в Пскове производилось в XII в., тогда как в Западной Европе эти мероприятия были осуществлены на 300 лет позднее.

Формирование гигиены как самостоятельной науки началось во второй половине XIX в. Большую роль в этом сыграла пропаганда идей профилактической медицины крупнейшими представителями русской науки, литературы, педагогики и клинической медицины, выражавшими прогрессивные взгляды (М.В. Ломоносов, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов,

К.Д.Ушинский, Д.И.Писарев, М.Я. Мудров, Г.А.Захарьин и др.). Первая кафедра гигиены в России организована в 1871 г. в Военно-медицинской академии в Петербурге А.П. Доброславиным (1842-1889). Он создал первый русский учебник по гигиене и журнал «Здоровье», первую гигиеническую экспериментальную лабораторию и заложил фундамент, на котором стала строиться отечественная гигиена. А. П. Доброславин был одним из организаторов Русского общества по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России. В 1882 г. была создана кафедра гигиены в Московском университете и ее возглавил Ф.Ф.Эрисман (1842-1915). Переехав из Швейцарии в Россию, Ф.Ф.Эрисман стал ее патриотом и внес большой вклад в гигиеническую науку и санитарную практику. Его учебники долго служили источником гигиенических знаний для врачей. Известностью пользуются оригинальные труды Ф.Ф.Эрисмана по школьной, профессиональной гигиене и в области гигиены питания.

Экология, подобно многим другим областям знаний, зародилась и развивалась вместе с человечеством. Древние цивилизации Китая, Месопотамии и Египта накопили множество сведений о растениях, животных, о взаимодействиях между ними, о влиянии человека на природу. Гиппократом были выдвинуты идеи о влиянии среды на здоровье человека. Аристотель классифицирует животных по образу жизни и способу питания, описывает поведение животных с учетом зависимости от климатических и ландшафтных особенностей среды обитания. Французский натуралист Ж. Бюффон (1707-1788) в своем многотомном труде «Естественная история» высказал мысли о единстве животного и растительного мира и их связи с естественной средой обитания, а Карл Линней (1707-1778) признал влияние условий жизни на многообразие животного и растительного мира.

Однако «крещение» экологии как науки произошло в 1866 г., когда вышла в свет книга немецкого биолога Эрнста Геккеля «Общая морфология организмов», в которой впервые прозвучало определение экологии как «общей науки об отношении организмов к окружающей среде, куда мы относим все «условия существования» в широком смысле этого слова». Он дал такое определение экологической науке: «Экология - это познание экономики природы, одновременное исследование взаимоотношений всего живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантагонистические и антагонистические взаимоотношения животных и растений, конкурирующих друг с другом... Экология - наука, изучающая все сложности взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Ч. Дарвиным как условия борьбы за существование».

Параллельно с Геккелем понятие экологии и ее составляющих было дополнено многими учеными: К.Мебиусом, внесшим понятие «биоценоз»; Д.Гриннелом, обосновавшим понятие «экологическая ниша» (1928); В. Н. Сукачевым, который ввел термин «биогеоценоз»; А.Тенсли, сформулировавшим понятие «экологическая система» (1935); В. И. Вернадским, обосновавшим ряд экологических понятий в книге «Биосфера» (1926), монографии «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения».

Однако долгое время термин «экология» употреблялся только сравнительно узким кругом биологов. Крутой перелом произошел в 60-70 гг. XX столетия, когда антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам становится их жертвой. В июне 1972 г. Организация Объединенных Наций провела в Стокгольме международное совещание по окружающей среде, на котором обсуждались аспекты эколо-

Статья

гических проблем, и впервые был четко поставлен вопрос об экологии человека. С этого момента началось бурное развитие «экологии» как науки и «экологии человека». Фактически понятие экология человека возникло практически одновременно с классической экологией (биоэкологией). Впервые этот термин был использован в 1921 г. американскими социологами Парком и Е. Берджесом при рассмотрении теории поведения населения в городской среде. В нашей стране в 1974 г. понятие «экология человека» было впервые вынесено на обложку сборника «Теория и методика географических аспектов и экология человека», подготовленного Институтом географии АН и Институтом морфологии человека АМН к одноименной конференции. В 1987 г. Президиум АН принял решение о разработке программы биосферных и экологических исследований. В.П. Казначеевым было сформулировано одно из определений: «Экология человека - это комплексное научное и научно-практическое направление исследований взаимодействия народонаселения (популяций) с окружающей социальной и природной средой. Оно изучает социальные и природные закономерности взаимодействия человека и человечества в целом с окружающей космопланетарной средой, проблемы развития народонаселения, сохранения его здоровья и работоспособности, совершенствования физических и психических возможностей человека». Гигиена устанавливает природу факторов, составляющих окружающую среду, сущность их действия на организм, определяет, в чем заключается положительное влияние и границы отрицательного действия, вырабатывает гигиенические нормы и предложения по устранению или ослаблению действия вредных факторов и использованию полезных. Постоянно возрастающая техногенная и информационная нагрузка предъявляет организму человека все более высокие требования и ставит перед гигиеной сложные задачи по укреплению здоровья. Все чаще вопросы гигиены решаются в контексте экологических проблем. Вредное влияние промышленных загрязнений на здоровье достигло опасной черты и в определенной степени объединило цели и задачи, которые решаются гигиеной и экологией человека.

УДК 616.006-01

ФАЗАТОН МОЗГА И ГОМЕОСТАЗ У ЛЮДЕЙ С ЭФФЕКТОМ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ЗРЕНИЯ.

В.М. ЕСЬКОВ, Ю.Г. БУРЫКИН*

Последние годы усилиями физиологов, психологов и медиков получены новые данные о состоянии функций организма человека, который демонстрирует эффекты прямого видения (без участия органов зрения). Группой академика Н. П. Бехтеревой (Санкт-Петербург) получены новые электрофизиологические данные о состоянии и изменениях в показателях электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и вызванных потенциалов структур головного мозга [1]. Эта проблема имеет практический интерес в связи с попытками В.М. Бронникова [2] использовать разрабатываемые им методики для массового применения в обучении альтернативному видению слабо видящих и слепых лиц. Целесообразность подобных действий диктуется не только перспективами обучения чтению текстов лиц, но и ориентироваться в пространстве. Именно последняя задача связана с возможностями трехмерной локации предметов, их формы, размеров, цвета и пр., которые зрячие в полной мере получают с использованием зрения.

Для научной оценки физиологических процессов, происходящих в организме испытуемых, демонстрирующих альтернативное зрение, уже используются различные физиологические, электрофизиологические и биофизические методики [1, 2]. При этом ставится задача объективной оценки состояния функций организма в целях понимания механизмов протекающих процессов. Не вызывает сомнений тот факт, что лица, обладающие экстрасенсорными возможностями, вполне могут производить своеобразную локацию и внутренних органов как своих индукторов, так и других людей, с которыми они вступают в контакт.

* Сургутский государственный университет

Сообщения о подобных возможностях отдельных людей уже поступают, и возникает проблема оценки механизмов подобных эффектов, возможности такого тестирования и его использования на практике. Если определенный процент людей обладает возможностью демонстрировать эффекты альтернативного зрения (у нас - 10-15% от всех у испытуемых), то какая-то часть из них должна обладать и способностью диагностировать патологию внутренних органов человека посредством биолокации. Причем этот процесс имеет вполне определенные материальные носители информации, о которых мы скажем ниже.

Представляем некоторые данные о связи эффектов альтернативного зрения с особым состоянием фазатона мозга (ФМ) человека. ФМ можно контролировать по 12 кластерам, представленным в наших предыдущих публикациях. Мы предполагаем, что лица с альтернативным зрением должны иметь и особое состояние ФМ [3-6], с преобладанием фазического состояния над тоническим. Последнее соответствует на фазовой плоскости переходу к краю области N или попаданию в зону Б (рис. из [5]).

Объект и методы исследований. Работы велись первоначально в Донецком государственном университете, в ряде других учреждений и в Сургутском госуниверситете в лаборатории биокибернетики и биофизики сложных систем. При работах пар «реципиент - индуктор» использовались методики с применением гипноза и без такового, путем вербального общения. Всего обследовано 12 человек, обладающих уникальными способностями альтернативного зрения. Наиболее явные результаты были получены у троих. Именно они оценивались по методикам идентификации степени риска возникновения эпилепсии или состояний, подобных этому заболеванию, а также на предмет диагностики показателей нейровегетативного системокомплекса. Оценивались показатели симпатической и парасимпатической вегетативной нервной системы (СИМ и ПАР соответственно).

Испытуемым закрывались глаза маской из черной плотной светонепроницаемой ткани. После чего предлагалось выполнение задания на идентификацию или картонных карточек с изображением двухмерных предметов, или задания по идентификации формы и цвета трехмерных структур (куб, пирамида, шар), или идентификации местоположения и числа людей, присутствующих в этом (но за ширмой) или в другом помещении. Во время исследований вели запись ЭЭГ с помощью электроэнцефалографа «Энцефалан - 131» НПКФ «Медиком» г. Таганрог, а также применяли датчики (инфракрасные) пульса с последующей обработкой кардиоинтервалов (с помощью специальных программ расчета показателей индекса Баевского, СИМ и ПАР). Мониторинг вели до испытаний, во время испытаний и после. При ЭЭГ диагностике эпилепсии регистрация биопотенциалов проводилась в покое при закрытых глазах, при фотостимуляции с частотой 3, 5, 10, 15 Гц, гипервентиляции в течение 3 минут.

Результаты, полученные за 40 лет исследований носят объективный и научный характер. Это базируется на эффектах повторяемости, прогнозируемости, воспроизводимости и формальном описании в рамках теории ФМ и компартментно-кластерного подхода (ККП) [3-6]. У всех испытуемых регистрировали а-ритм с амплитудой до 80 мкВ с индексом до 70% и частотой 9,3 Гц. При отчетливом зональном отличии наблюдалась нечеткая модуляция по амплитуде. Открывание глаз (и снятие повязки при этом) приводило к депрессии а-ритма. Но он восстанавливался при закрывании глаз. Опыты с фотостимуляцией показали, что на частоте 3 Гц наблюдается слабовыраженная реакция усвоения световых вспышек на 3-й и 4-й гармониках чаще справа в затылочной, центральной и теменной областях. Световые стимулы 5, 10, 15 Гц таких реакций не давали (активность, близкая к фоновой).

Провокационная проба с гипервентиляцией иногда вела к появлению острых волн с ростом амплитуды а-ритма до 120 мкВ. Клинический индекс риска при диагностике степени риска возникновения эпилепсии у испытуемых составил около 15 единиц, что говорит о почти нулевой степени риска эпилепсии. Однако у ряда испытуемых возбуждение достигло критических значений, сопровождающихся возникновением судорог и произвольных движений. Одновременно у всех испытуемых было повышение показателей СИМ, изменялась частота дыхания и сердцебиения (рост на 42-64 % от исходного). Повышался и индекс Баевского.

Испытуемых с выраженными способностями к эффектам биоуправления было 4 человека, поэтому говорить о статистических результатах не приходится. Однако эти эффекты были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.