Научная статья на тему 'Human capital, human potential and pandemic'

Human capital, human potential and pandemic Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
human capital / potential / index / COVID-19 / impact / человеческий капитал / потенциал / индекс / COVID-19 / воздействие

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ruzanna Tadevosyan

The paper is devoted to Armenia’s human capital and human development research and analysis. To this end, the human capital index and human development index with their components have been analyzed. A comparison has been made among Armenia, the other CIS, and neighboring countries. The low quality of school education has had a negative impact on human capital in Armenia. Unfortunately, the pandemic will deepen the existing problems resulting in human capital and human development decline throughout the world. And the extent of the decline in every country will depend on the country’s effectiveness to fight against coronavirus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПАНДЕМИЯ

Аналитическая статья посвящена изучению и анализу человеческого капитала и человеческого потенциала Армении. В этих целях были проанализированы индексы развития человеческого капитала и человеческого потенциала с соответствующими компонентами. Было проведено сравнение между Арменией, другими странами СНГ и соседними странами. В Армении особенно отрицательное влияние на человеческий капитал оказало низкое качество школьного образования. К сожалению, пандемия усугубит существующие проблемы, в результате чего произойдет спад в развитии человеческого капитала и человеческого потенциала во всем мире. Степень спада в каждой конкретной стране будет зависеть от эффективности борьбы с пандемией.

Текст научной работы на тему «Human capital, human potential and pandemic»

<U^U4UrU4h <bSU^hÜC

JUPn-4U3hL MU^hSULP, JUPn-4U3hL LbPPhdP Ь4 <UJU4UPU4P

ftmqmhhm föUL^b4nU3ULL

C^ISC шшщфpшbs

2014 p. w^wpsbt t C^ISC-b U ßbr^b^b[ шuщfrpшbsnLpш: 2018 p. t «Utpbpr»

hbsшqnsшiшb ibbyipribrnd U un^npmJ t Texas A&M hшJш[uш-pшbф Uqpnpfrqbbufr tIшqфшspш-LpnLpшJnLLÍ: ^lbpшщшspшusnLLÍ-bbp t шbgb[ Ш2|шphф Lpшppbp bpipbbpfr hшJш[uшpшbbbpmJ:

tJшpriшJ^b ^ши/ф^ш^ bbpnid, gn^bfa COVID-19, шqrbgmpJmb

Cnr^öß bitfip^ó t CшJШшsшbф tJшpriшJ^b ^ши/фу1шф U tJшpriшJ^b bbpmdfi nLшnLlЛlшшфpnL-pJшbß: Ujr Ьо/ш^ш^п^ ilbpinLÓiJbi bb tJшpriшJфb ^ши/фу1шф U tJшpriшJ^b bbpmdfi qшpqшдtшb hш-6шplbpb fipbbg pшqшrp^jbbpnl: Чшsшplbl t hш-LÍb^yinLpjnLb CшJШшsшbф, U^IC tljrnu U hшpUшb bpipbbpft LÎfrçU: CшJшшsшbmt tJшpriшJфb iшаф-1ршф ip/ш pшgшшшpшp t шqrbl hшsiшщbш rapn-gшiiшb iippmpJшb gшóp npшiß: Зшфр, hшtшlш-pшiiß Uu |ypшbblm t шп^ш fubrtipbbpfi |ynpшдmtß, frbtf hbsUшbfnl ШФПЦ£ ш2|шphmt iiqpшbдф tJшpriшJфb ^ши/фу1шф U tJшpriшJфb bbpmdfi qшp-qшдtшb tJшiiшprшiiф шЬ^ш^: hui pb np^b дш-i¿nyi iilpbfi шJr шЬЦШ^ JnLpшpшbynLp bpipfi hш-úшp, ^шЦшд t 1рфш[ bpipfi' hшtшlшpшiф rbt úqlnq u|ШJfшpф шprJnLbшllbsnLPJшb шшsф6шbфд:

P

h

"ши^шц^тш^ш^ hpшщшpш^nL^hpnLd U hшuшpш^ш^шb ph^p^nL^hpnLd hшóш-^шф t hшhфщhL ^p hшhpшщhmnLpjnLhnLd

pшpöp npш^ш4npmJ rnhhgn^ шп^ш^^ш^

4hpшphpJШL föh np^hn^ hh rç^hp hшd-

Qh^hmd ^ш^шЬт^швр, ^pn^ hhf mhuhhf h^^^h-npn2ш^ £шфnL^hp^, hшdшp4hph фш, npnhf, fhhш^шmmpJшh шpdшh^ pшqdшp^4 ^nrç^pn^ hшh-П-hpÖ, q.nhh шд ^hmmpjmhhhp^ hhm hшЛdшmdшh h^dp hh тшфи: Ldшhop^hш^ £шфnL^hp^g hh <P-^ ф^фд hpшцшpш^4n^. Uluprç^j^h ^шщ^тшф (U^^) U ф^фд hpшцшpш^4n^. Uluprç^j^h hhprnd^

qшpq.шдdшh hшdшp4hpD

hul hh t Jwp^wjhh lwqhsw|p: ^w Jwp^m.' npqbu hwuwpwlnLpjwh wh^.w-^ ub^wlwh wpsw^.pn^wlwh hbpnidh hpwghb|ni.h whhpwdb2s qhsb|hfhbph, hJsnLpjnLhhbph U wnn^2nLpjwh «^w-pbph» t: Uju^hun^.' qw|hf ubph^h

wpmw^.pn^wlwhnLpjwh wp-swhwjsnLpjnLhh t' pus Lhwpdbf IppnL-pjwh U lwswpjw[ wnn^2nLpjwh hbhwh2h (benchmark): Ujl lbpq wuw&, ^.w ¿w^rnJ t Jwp^lwjhh lwqhsw|h ^&nLpjni.hp, nphh wjuop &h^w& bpb^wh lwpn^ t w^^w|b[, np Ihwuhh ^h^U 18 swphh Lpwhw|p': <bsUwpwp' Jwp^lwjhh lwqh-sw|p hwU w^hw^wpUnp «hniJgh» t sb^-hn|nqhwlwh hnpwpwpnLpjwh (hhn^w-ghwjh) U bplwpwdwJlbs w6h wqw-hn^Jwh hwJwp: b^ bpb gwhlwhni.J bhf qwslbpwgrnJ lwq^[, pb pwpdp sb^-hn|nqhwhbph qwpqwgJwh hh hbprndh bhf shpwqbsrnJ U wqwqwjh hwJwp hh h2w5n^ lwpn^ bhf uwhJwhb[, hw^Uw-nw2, qbsf t rnhbhwhp ^p «hnLJfh»' hpw-IwhnLpjwhp Jnm qwslbp:

Uju^^un^, pus <P ^bpghh' 2018 p. hpw-qwpwlJwh, <wjwuswhp Jwp^wj^h lw-qhmw|.h hwJwp^n^ (0.57 ^w^np) 157 bpl-ph 2wpf^J qpw^bgpb[ t 78-p^ hnphqn-hwlwhp: hul ^w h2whw^mJ t, np wjuop 6h^w6 bpb^wh wqwqwjrnJ ph^w^hp 57%-n^ wprnw^pn^w^wh l^|_hhh, wjuhhfh' 43%-n^ u|wl|wu wpswq.pnqwlwti, fwh lw-pn^ tp LhhbL, bpb uswhwp wJpn^wlwh Ippmpjmh U Lhhbp Lhwpdbf wnn^g: 3m-

gwhh2P urnwh^wprnwg^wS t U qsh^niJ t 0-1 ^gwlwjfmJ: Phwlwhwpwp, npUt bplhp, hmjhhul wnwghh hnphqnhwlwhniJ qsh^nq. Uhhqw^mpp, wnw^biwqnijh 1 ^w^npp ¿h urnwgb[ (^bp2hhhu gnLgwhh2 0.88 t):

bpbf pw^pfoh' ^h^U 5 swpb-lwhh wqpb|nL hw^whwlwhmpjwh, lpp-pmpjwh m wnn^gmpjwh gni.gwhh2hbph wprnw^pjw[h t: ^wJwp^h pnLnp gmgw-hh2hbpp U bplphbph (Pb|wnnLuh U HLqpblurnwhh m^jw[hbpp pwgwlwjmJ bh) wp^jnLhphbpp hbplwjwg^wS bh w^-jmuwl 1-ni.J:

Ch^hwhmp wnJwJp, hwJwph^P hbpw-nni.J t 5 gmgwhh2' ^h^U 5 mwpblwhh wq-pb|nL hw^whwlwhmpjmh, ^h^U 18 swphh LpwhwLp mum^wnmpjwh uqwu^nq. sw-phhbph ph4, hbp^w2hwlbg^w6 pbusbph ^w^np, ¿w^whwuhbph l|whfh uqwu^nq. mUn^mpjmh U ^h^U 5 swpblwh pbpw6 ¿hwJwp^n^. bpb^whbph snlnu:

hh^qbu bpUniJ t w^jmuwlhg, <wjwu-swhp hbp^w2hwlbg^w6 pbusbph pw^w-lwh gw6p ^w^np mhh: U.ju gmgwhh2P 300-625 ^gwlwjfmJ t: ^bp bplhph hp 443 ^w^npn^ qhgmJ t hmjhhul UL^< bplphbph ^2hhhh (470 ^w^np): hul ^w h2whwlmJ t, np ^qwhrnJ ^qpngwlwh Ippmpjwh npwlp gw6p t Jjmu bp-Ipphbph hw^Jws: <wslwh2wlwh t, np wjusb^ hw2^h t wnh^bL n^ ^wjh ni.uni.J-hwnmpjwh swphhbph ph^P, wjlU pb hh^ bh un^npb[ w2wlbpshbph wj^ phpwg-

ua3^uuM 1

U'lupq.^mj^h qwpq.wgdwfo hwdwp^^ bp^phbpmJ

bp^p IT^hiU 5 s-uiuipb[m hun[ui-tiuiliuiiimpjmii Hiuduiti uujuiui[nq sknnnipjmti l/hpq.Ui2tiUi-tlhgi[ui& pku-shph ifhuiilnp Hiuduiti uujuiui[nn Shnqmpjmti' 62qpsllul& nputt/nil fy piipuifi bpb-¡vuitihpfr shuui-/upup /2hn Quirfiuihuiutihpfr w^phLfimpjwti gmguitito

<wjwumwti 0,99 11,1 443 7,9 0,91 0,88 0,57

U^ppbgrnb 0,98 11,6 472 8,7 0,82 0,87 0,60

liqm^umil 0,99 13,3 537 11,5 0,92 0,80 0,75

^p^qummb 0,98 12,6 420 8,4 0,87 0,82 0,58

0,98 11,8 436 8,2 0,94 0,83 0,58

Smg^^ummb 0,97 10,8 444 7,7 0,73 0,87 0,53

^niuiurnib 0,99 13,8 538 11,9 0,78 0,73

The Human Capital Project, International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2018, p 2, pdf p 9, https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/30498/33252.pdf?sequence=5&isAl-lowed=y&fbclid=IwAR3773unPx3Uj92U3gJfBnipriHwsbmN08erhqxkulx1RG6-XDYrD6nMfMA

fmd: pLurnh hш2[шpl[nLd t hшU ni.uni.d-hшnnLpJшh mшphhhph ph[Q ^qprn^^ npшln[; Uju^hu' hшJшumшhgh hph^шh, nph t un[nphL 11.1 mшph, hpш-

^hrnd, hш2[h hp итшдшб qh-

rnh[hfh öш[шLQ, ummh^d t Qh^rn^hQ 7.9 mшp[ш lppnLpjnLh. mrnpphpnLpjni.hQ' 3.2 mшph: Ujuhhfh' ш2ш^hpmQ umrnhrnd t 7.9 mшp[шh hшdшpdhf qhrnh[hf, ^h^-rç.hn ^^png t hrnörn^rnd 3.2 mшph ш[Ь-Lh dшdшhшlшhшm[шö: иш, phpUu, ^p lppшlшh hrndrn^rnpqh hpшlшh qhшhш-mш^шhh t: .rnpörnd hhf' ш|п mшpphpm-pjmhQ, шд hplphhph lppnip^h npшlh hhm hшЛdшmmpJшh шпшЛп[, Lш[ gmgшhh2 t, frnh hnLjhhul U"4< hhd-fmd шп^ш' npшln[ 62qpm[шö mшphhhph ph[Q: Uu^öq hh^ш[np[nLd t hpuhn^, np hhpп.Ш2hшlhg[шö phumh ^Uhnijh фш-[nph ^-h4ßmd u^uu^n^. mum^unmpjuh mшphhhph ph[Q ^öшghmd t

hrnU npшln[ 62qpm[шö mшphhhph ph[Q Prnjg hph ш2ш^hpmhhpQ ^pn^^g^ hh ш[Ъф pшpöp ^ш^^ umшhшL ш[Ъф fh£ mшphhhph Qhpшgfmd, h2шhш^md t' lmd Ш|П lppшlшh hшdшlшpqh t ш[Ьф шp-П|П1йш[Ът, l^d т[ш hp^ph ш2ш^hpm-hhph dmш[np ^шpn^mpJmhhhph drn^rnp-rç^lh t pшpöp: bph ШJu mhuшh^|m-

hhg ^hmшp^hhf lppnip^h npшlQ, шщш <ШJШumшhh UL.< hplphhphg lqhpшqшh-gh ^p^qumшhhh U Unn^gm-

PJшhQ [hpшphpnrç. gmgшhh2hhpn4 ^p hplhph шпш2 t шhghL U.< hplphhph ^ö dшuhg (ш^ p[ni.d' Ü.пpph2шhhg) U hш-pUшh 4pшumшhhg: hul, Qh^^hrnp шп-dшdp, ^^umrnhQ, qus ЦЧ<ф, UL.< hp-l|Qphhphg шпш2 t irntighL фауЬ Sai2hlusai-hhg, hul hшpUшh pnLnp hplphhphh qh-2md t (hpшh' Q.59, ^rnurnrnh' Q.61, förnp-fhш' Q,63, Uпpph2шh' Q,6Q): hh^hu hQ2-[ni.d t qhlmjgmd, <ШJШumшhh Q.57 фш-i[npQ gшöp t mшpшöш2p2шhh (Ьфпщш U Чhhmpnhшlшh Ц^ш' Q.7Q), urn^jh pшpöp, hp hlшdmmhhph ^dprnd Qh^qQpl-

[ш0 hplphhph ^2hh gmgшhh2hg (^2h-

hhg gшöp hlшdmmhhp nihhgnrç. hplphhp' Q,48): l^hhf, np 2Q18 p. hnLLhuh 1-hh <P-h фп^^ t £шJШumшhh пшuшlшpqmdQ' ^p hplhpQ hhprnnhLn[ ^2hhhg pшpöp hlшdmmhhp mhhgnrçhhph ^dprnd, U, ^ш-j Ш0 rnjh hшhqшdшhfhh, np ^4<-h hpш-щшpшl[hL t hnlmhdphphh, <ШJШumшhQ qhlmjgmd Qh^qpl^h t np^hu ^2hhhg gшöp hlшdmmhhp nihhgnrç. hplhp, hul hpшlшhQ hrçhL t ^2hhhg pшpâp hlшdmm-hhph ^mdpQ, nph gmgшhh2Q Q.578 t' фnfp-hh^ ш[hLh, fшh <ШJШumшhhhQ: Uju-^hun[' hh^^hu mшpшöш2p2шhh, ШJhцhu tL hlшdmmhhph ^Uhmjh ^dpmd Qh^-qpl^rnö hplphhph hhm hшЛdшmmpJm-hhg ^rnpq t пшnhmd, np <ШJШumшhQ dшpпlшJhh lшчhsшLh ^2hhhg gшöp gmgшhh2 nihhgn^ hplhp t, hh^h hh^ш-цшm6шnQ lppmpJшh gmgшhh2hhph gшöp LhhhLh t: Uju шЛhhh qmqшhhn, rnjdd шpпhh COVID-19 t uцшnhmd IppnL-PJшh npшlhh n^ фшJh <ШJШumшhmd, ШJLU

шdpn^2 ш2^шphmd: Cum 3RhLbU40-h m[JШLhhph' шчphLh 2-hg ш2^шphh 193 hplprnd фш1 hh h^hL dшhlшщшpmhqhh-pQ, ^4pnghhpQ U hшdшLuшpшhhhpQ, Qhrç.-hшhmp p[n[' 2mp2 1.6 dLpn un[npn^ ^h hш6ш^hL lppшlшh hшumшmmpJmhhhp: UjhmhhmU npn2 hplphhp uluhL hh rnurnh-6шhшpшp [hpшpшghL ^4pnghhpQ, U drn-jhuh 5-h пPmPjшdp фш1 hh h^hL 177 hpl-ph lppшlшh hшumшmmpJmhhhp' тш-pшö[hLn[ 2пФ2 1.3 dLpn ш2шlhpmh [pш2: ^^pnghhph фш1 LhhhLh шqпmd t Ш2Ш-lhpmhhph Qhпhшhmp qшpqшgшömpJшh, unghшLшlшhшgdшh U un[nphLm hhшpш-[npmpjmhhhph [pш' ^npшghhLn[

шhhш[шuшpmpJmhQ (n^ pnLnphh t hшuш-hhLh hшdшgшhgQ lшd nprnhhg oqm[h-nL mh^hhlшh' hшmlшцhu ф frnhh ^4pn-

gшlшh mhhgn^ Qhmшhhfhhpmd): bplQp-

hhph ЛöшdшuhmpJmhQ nhn цшmpшum ^t hhnш[шp lppmpJшh, U ШJdd lhprnn-[md t Ф hшdшlшpq, nph rnhqrnd фnp-öшpl[шö ^t' ^h^hphhp шnш2шghhLn[ pth Ш2шlhpmhhph, pt^ mumgh^hhph hшdшp:

https://en.unesco.org/covid19/educationresponse

<ws|wh2w|wh t, np hJwh Sw^wLn^ |ppo2w^hbph ^w|Jwh hwhqwJwhfh wh-t, b ^.pw wq^.bgnLpjni.hp ^.bn bp|wpwdwJ|brnni.J t qqwg^bLnL: hu| |wp-6wdwJ|bs wq^.bgnLpjni.hp ^.bnbu wpsw-hwjs^niJ t ^wjh shhg w2^wsn^ 6hn^-hbph wpsw^.pn^w|whnLpjwh wh|JwJp b Jwh|w^wpsbqhbph, ^pnghbph

hbsbwhfn^ npn2 Shn^hbph |npgp-pw6 w2^wswhfn^: Lnp^bqhwjh ^h^w-|wqpw|wh |n^sbh hbswqnsmpjwh hwJwdwjh1 ^pnghbph (Jwh|w^wpsb-qhg ^h^b w^wq ^png) op^w Jwh wpdbfp jnLpwfwhynLp w2w|bpsh hwJwp Jnrnw^np qhwhwrn^niJ t 173 U^L ^n[wp (1809 hnp^bqw|wh ^pnU): 9-hwhw-sw|whh hhJfni.J |ppnLpjwh ^w^wh-Jwh hbsbwhfn^ w^wqwjmJ ^wusw|b-Lhf b|wJsh h^wqmM t, wjuhhfh1 |wh-^wsbu^mJ t, np hpbhg |ppnLpjwh ph^.-hwsJwh ^ws6wnn^ hbp|wjhu ^pngw-L|whhbph b|wJnLsp |^w|wuh hwJw^w-swu^wh ¿w^n^: Ch^. npni.J, bhpw^pni.-pjwh hhJfniJ wjh hpnanipjmM t, np hbnw-^wp |ppnLpjwh ^wjJwhhbprnJ w2w|bps-hbpp uswhniJ bh hw^wsbu^n^ qhsb[h-fh ^wjh |bup: Ch^hwhrnp wnJwJp, qhw-hws^mJ t, np bpb ^pnghbpp ^wh ^h^b wpdw|nLp^., w^w |npnLusp |wp-dbhw 7,5 J[p^ U^L ^.n|wp (77 J[p^ hnp-^bqw|wh |pnh): UpwhrnJ hbpwn^wS bh ph^hwhrnp Jwp^wjhh ^w^hmwLh Jw-|wp^wl|h hSbg^Jp b w2^wrnwhfh wnw-2wp|h hhwpw^np lp6wsrn.Jp' ^wjJwhw-^np^wS ^^pnghbph b Jwh|w^wpsbqhb-ph Lhhb[n^3: Ch^rnh^wS t hwJwpb[, np mum^wnmpjwh [pwgmgh^ sw-phh, wjl hw^wuwp ^wjJwhhbprnJ, w^w-qwjni.J ^2hh^J 10%-n^ pwpdpwghrnJ t swpb|wh urnwg^n^. b^wJmrnp4: Uju sb-uwh^|mhhg, ^d^wp ¿t ^ws^bpwghb[ hw-Jw^wpw^h wq^bgmpjmhp Jwp^.|wjhh Ijw^hswLh ^pw: hhwp|b, uw ¿h h2whw-

|ni.J, np bp|phbph hqmp bh ^pnghbpp |wJ ^bsf t wp^bh pwgbh, hh£-^bu, ophhw|, ^wp^bghh ^ 2wpf bp|pp-hbp: Uwuhw^npw^bu1 ^whhwjrnJ wush-6whwpwp u^u^bL t ^^pnghbph ^bpwpwg-Jwh qnpSphpwgp, hh^p, uw^wjh, ^bpwpb-pmJ t swppw^wh ^ppmpjmh uswgn^-hbphh1 hwJwpbin^, np ^bp2hhhbpu nhu-^wjhh qnsmJ ^bh b ^wpw^h swpwSJwh w^pjmp ^bh hwh^huwhmJ: ^h 2wpf wpbJsjwh bp^phbpmJ wju JnrnbgmJp qm-gb wp^wpwg^wS t, fwhh np phswhhf-hbph wnw^bLwqmjhp bp^m ubph^hg bh pw^^wgwS, wjuhhfh1 phswhhfh wh^wJ-hbpp hmjh^bu nhu^wjhh ^JpmJ ^bh: ^hh^^bn <wjwuswhmJ wju JnsbgmJp ¿h ^wpn^ ^hpwn^bL' hw2^h wnhbLn^ ph-swhhfhbph' hw6w^ 3 ubph^hg (hbpwnjwL nhu^wjhh qnsmJ qsh^n^. w^wq ubp^h hbp^wjwgmgh^hbpp) pw^^wgwS LhhbL^ hwhqwJwhfp:

COVID-19-p u^wnhwLhf t hwb Jwp^-^wjhh ^|whfh hwJwp. hwJw^wpw^h hb-sbwhpn^ wJpn^2 w2^wphmJ opbgop w-^b [whmJ t qnhbph ph^p: HLush, wju sb-uwh^|mhhg bu, ^w ^hwhqbghh Jwp^^w-jhh ^w^hswLh Jw^wp^w^h h2bgJwh, pbb n^ wjhfwh, npfwh ^ppmpjwh npw-^h wh^Jwh ^.b^prnJ: Pwhh wjh t, np Jwp^wjhh ^w^hswLmJ ¿w^whwuhbph ^|whfh u^wu^n^. sbn^mpjmhp qhwhw-sbLhu oqswqnpS^^J t wjh 15 swpb^wh-hbph sbuw^wpwp ^2hnp, npnhf, w^h^wL= ^mJ t, ^w^pbh ^h^b 60 swphh LpwhwLp, huL| ^npnhw^hpnwh hbsbwhfn^ Jwhw-gwShbph ^2hh swphfh wJpn^2 w2^wp-hmJ pwpdp t 60-hg:

Uju^hun^' hwJw^wpw|h hp wq^bgm-pjmhh t pn^hbLm n^2 w2^wphh, hbpwnjwL <wjwurnwhh Jwp^.|wjhh |w^hmwih 4pw: wnhbLn^, np <wjwurnwhni.J, |ppm-pjwh npw|n^ ^wjJwhw^np^wS, Jwp^-|wjhh |w^hswLh gmgwhh2h wjhfwh tL

Cost of school closure in the face of COVID-19, Statistics Norway, Reports 2020/15, published 15 April 2020,

https://www.ssb.no/en/nasjonalregnskap-og-konjunkturer/artikler-og-publikasjoner/acosts-of-school-closure-in-

the-face-of-covid-19

Closing schools for COVID-19 does lifelong harm and widens inequality, The Economist, Apr 30th 2020 edition, https://www.economist.com/international/2020/04/30/closing-schools-for-covid-19-does-lifelong-harm-and-wid-ens-inequality

3

o-i

О

<UiriMUPU4h CbSUR-hUG . ТРАЕКТОРИЯ ПАНДЕМИИ . PANDEMIC TRAJECTORY . 2020/

Я

«а.

п>

> 7J

2" 5 ^

Е га

"3 .—. о_ ^

ет= Е

II

^ Е.

I4J &

II

^ i сг £

О

' гЗ

ГЧО =

=*" в-

Кг- Г:

ГЧЭ

П

11 в

3 гз

В ~ га -С" ■з "53 Е 3

-s-э

з

3 В

с

^ 5 гз Е с сг 5 Е

з 1

I ш

II

if 3 гз

^ JT

Е

1| to

~3" сг с -3

£ -Е

II

К

5

sl

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

з -3-

В з-

ij сг £

^ Р (О t

Е Е ^ £ 13

СГ сг

сг сг

Е р ЯД

Е Е

3 и

4

3- СГ

^ со

If

fl & g

СГ га

H Р-

Pi

1«!

го

СГ

з-

сг ■з

"53

СГ

3 2

f & е г

о с

t£2 "53

3 3 ^ g

СГ

£ 1

с' -

J Е

J 'р-

с, и 4? Л

С§. ¿г

11

о I

-Р -5

i| га -3

^ 3

Е 2

t£2 3 СГ

£ с _£Г

1=

сг -с 3 Е ■з

гЗ ¥

Я

3 сг

^ га £ 3 3",I о

Е Г с Е

р Е га -р -3 Р 3 Е

- С 7 I

■53 з

Л

3

в

Pbf Е гт

ф

q. з -3"

£f Е га сг рг Е

3 3

сг ||

Е Е

-С" с

II

Е Е

£ с

If

5 3

п

II

■и

sf

II

С~ fV-

а= Е -5-

•Т с,

II

J §■

с' га сг -С"

"3 3

3 в,

Q- гчг>

¿2 3

Е Е

Е I"

1| сг "Г

1U

5 сг г с ^ Е

з

Р" га з

Е

з

~ Л

3 Р 3

АД" £ с"Щ ¥

(= гз г £ ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Е тз з Е,

Е E.J-■2- 3 Е

Т з- тз

с Е Е го -з

-т 3 Or

¡Pi3 £ сг E

f £l ¡1«

Я" -Г ,—

to

- E E

Э ra £

"-p 1a

E -51 з

f ш с

E E "53

t "3

Я С1"

"53

Ж j'

It ?f

СГ

3 cr

7 A

¿Г Э"

3 ■

рз

ir

cr -C-

He

С i м P1

&

13 . 3

rg ■

о

E

E _

' E E

cr cr ■f

Ifl

1a

E £"

^ cr з ю

t= ! E

ЕГ P cr

рз &

il' 5 =Г-

^ с

3 E рз с

If

О с О

R £

О ю

J-L О tp-q3

с'" •

Е |

13 S.I

J &

ё Е Е

Т) р га

00 Р--Р

СО "53 СГ

• - Л1^ Р

ю |

1 I '

Е Е 1а

I"3 с

-3-

сг 13 Е

К Р с

sf s

I ^^

ю

Е

С' U2 га з з

оо ¡о ¡С Р" ^ - Е

00

5 з

х Е Е -Е

з Р"

3

Е

» т •• ^ & с р

? с"10-

ill ь Е О"

Е 5 гЗ 'Б

Б, Е с г^

" 1- Р- ^ Р 3 га

СГгЗ

3 з-3

5» 3 =2-

2

Is

!? А Л сг

(Г сг ТО га Л ^ -U гчэ

н

ГО 1а "3" з

ь

р 5 Е

■—* га тз тз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

If

Or 3

С" to З- З- "3 га- -з- сг р сг ю | 5 з £

О га- -гт Р" ¿1.

2о I

-.га тз ^ -J с. Е га сг

Е 3 Е Ж

СГ С СГ 3 t£2 2" U2

pr г

•iS &

! Ч

Е -з

о

VI Е

СП 3 3

^ Е га-

лю га

т ю ю

з Дтз

Р 3 Е

С I

с -P

E ra

Б 3 cr 0 vi

00 "3 В cr ■3 3 Q- CD #

-p 3 ,3 "3" E

3"

3 "3 cr ■3 E 3 "3

"3 3

3 ■3 -p E

cr E cr ■3 & E cr га cr

"E ГЧЭ E ■3 to -p ■3

cr ra^ 13 E СГ

3 ■3

ГЭ E, Dr JT

cr -p 13 ■3 & E

3 E E ■3

"3 ( -P

3 p3 cr E "I"

■3

Л

СГ гчэ

Л

J

с; Е

"3

I"

с с сг

"3

5-Е

"3 -р

Е

(О &

Е с

3"

Е &

Е ■3

Р 3 л

сг

сг

3

Б.

X

\

ч

\

ч

V

ос _ _ О С э _ с — io lu J1- <ji m --.i оо

4

4

и^фпфЬ|п^ h2hhf, пр Jшp^шJhh ^ш-^штшрфт. hhp^.pnL^hpp,

шишб, ^hh рш^шршршЛ JpgnLhш^ ЬрЦр^ щшhшh2hhphh: Чррш^ш^ hшJш-^pqh ^h^hphhpp u^hqp hh ш^шЛ hhhg ^.щpnдш^шh hшJш^шpqhд, nprnh^ ^p^mp^h mшphhhp-npш^ hшpшphpш^-gmpjmhp £шфшqшhд Jmшhnqh£ t: ^ш-Jшumшhh qhp^h^pp ^hmp t Lhhh Т-Чрп-дш^шв ^p^mp^h' np^hu nшJшh Jjmu фш.|Ър^ hhJfh прш^ 4hpшhшJmJp: Пр-

ршв t[ дш^шф t, hшJш4шpш^p

^npшдhh|nL t шр^^ hu^ h^mö ^h^^phh-pp, mum^ шJpn^2 Jшp^шJhh

U Jшp^шJhh hhprndh qшp-qшдJшh шв^т^ шh^nшшфhLh t: iu^ ph прршв дш^пт ^hh ш^ шh^mJp jnL-hp^ph hшJшp, t

тфш[ hp^ph' hшJш4шpш^h T-hJ J^nn. цшJfшph шp^Jmhш4hmmpJшh шumh6ш-

hhg:

о

о о

и q

"ID

er

"3

s

CT p

CT

r -y

n

л о

1. The Human Capital Project, International Bank for Reconstruction and Development,

The World Bank, 2018. 5.

2. Human Developmen Report 2019, UNDP, New York, 2019.

3. Methodology for a World Bank Human 6. Capital Index, Aart Kraay, Policy Research Working Paper 8593, World Bank Group, 7. Development Economics, Development Research Group, 2018 September. 8.

4. Cost of school closure in the face of

COVID-19, Statistics Norway, Reports 2020/15, published 15 April 2020. Closing schools for COVID-19 does lifelong harm and widens inequality, The Economist, Apr 30th 2020 edition. http://hdr.undp.org/en/content/2019-hu-man-development-index-ranking http://hdr.undp.org/sites/default/files/ hdr2019_technical_notes.pdf https://en. u nesco.org/covid19/ed ucation response

>

2

cn m

Б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

i СГ

Рузанна ТАДЕВОСЯН

Младший исследователь исследовательского центра "Амберд", АГЭУ,

аспирант

ТРАЕКТОРИЯ ПАНДЕМИИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПАНДЕМИЯ

Аналитическая статья посвящена изучению и анализу человеческого капитала и человеческого потенциала Армении. В этих целях были проанализированы индексы развития человеческого капитала и человеческого потенциала с соответствующими компонентами. Было проведено сравнение между Арменией, другими странами СНГ и соседними странами. В Армении особенно отрицательное влияние на человеческий капитал оказало низкое качество школьного образования. К сожалению, пандемия усугубит существующие проблемы, в результате чего произойдет спад в развитии человеческого капитала и человеческого потенциала во всем мире. Степень спада в каждой конкретной стране будет зависеть от эффективности борьбы с пандемией.

Ключевые слова: человеческий капитал, потенциал, индекс, СОУЮ-19, воздействие

Ruzanna TADEVOSYAN

Junior researcher at "Amberd" research center, ASUE,

PhD student

PANDEMIC TRAJECTORY

HUMAN CAPITAL, HUMAN POTENTIAL AND PANDEMIC

The paper is devoted to Armenia's human capital and human development research and analysis. To this end, the human capital index and human development index with their components have been analyzed. A comparison has been made among Armenia, the other CIS, and neighboring countries. The low quality of school education has had a negative impact on human capital in Armenia. Unfortunately, the pandemic will deepen the existing problems resulting in human capital and human development decline throughout the world. And the extent of the decline in every country will depend on the country's effectiveness to fight against coronavirus.

Keywords: human capital, potential, index, COVID-19, impact

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.