Научная статья на тему 'Художественный текст как диагноз'

Художественный текст как диагноз Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭТИКА / БОЛЕЗНЬ / НАБОКОВ / АЛДАНОВ / КРЖИЖАНОВСКИЙ / СОЛЖЕНИЦЫН / ВОДОЛАЗКИН / VISUAL POETICS / DISEASE / NABOKOV / ALDANOV / KRZHIZHANOVSKY / SOLZHENITSYN / VODOLAZKIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Елина Елена Генриховна

Рецензируемая монография Е. Г. Трубецковой является продолжением исследований автора в области визуальной поэтики русской литературы. Предложенная в книге «оптика» позволяет по-новому увидеть медицинские сюжеты художественных текстов, осмыслить эстетический и экзистенциальный опыт болезни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Literary Text as a Diagnosis

The monograph under review is a continuation of the author’s research in the field of visual poetics of the Russian literature. The ‘optics’ proposed in the book allows to see the medical plots of literary texts in a new way, to comprehend aesthetic and existential experience of the disease.

Текст научной работы на тему «Художественный текст как диагноз»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2020. Т. 20, вып. 1

КРИТИКА И

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

УДК 821.161.1.09-3(049.32)

Художественный текст как диагноз

(Трубецкова Е. Г. «Новое зрение»: болезнь как прием остранения в русской литературе ХХ века. М. : Новое литературное обозрение, 2019. 304 с. : ил. (Серия «Очерки визуальности»))

Е. Г. Елина

Елина Елена Генриховна, доктор филологических наук, профессор кафедры общего литературоведения и журналистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, elinaeg@info.sgu.ru

Рецензируемая монография Е. Г. Трубецковой является продолжением исследований автора в области визуальной поэтики русской литературы. Предложенная в книге «оптика» позволяет по-новому увидеть медицинские сюжеты художественных текстов, осмыслить эстетический и экзистенциальный опыт болезни.

Ключевые слова: визуальная поэтика, болезнь, Набоков, Алданов, Кржижановский, Солженицын, Водолазкин.

Literary Text as a Diagnosis

(Trubetskova E. G. "New Vision": a disease as a method of estrangement in the Russian literature of the 20th century. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 2019. 304 p.: ill. (Series "Visual Sketches"))

E. G. Elina

Elena G. Elina, https://orcid.org/0000-0002-9797-3145, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, elinaeg@info.sgu.ru

The monograph under review is a continuation of the author's research in the field of visual poetics of the Russian literature. The 'optics' proposed in the book allows to see the medical plots of literary texts in a new way, to comprehend aesthetic and existential experience of the disease. Keywords: visual poetics, disease, Nabokov, Aldanov, Krzhizhanovsky, Solzhenitsyn, Vodolazkin.

DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2020-20-1 -114-115

Книга Елены Трубецковой - это действительно новое зрение, новый взгляд на хорошо известные (а иногда и не очень хорошо) произведения русской словесности. Структура книги стилизована под историю болезни - от анамнеза до эпикриза. Суть рассказанного дается в двух измерениях: взгляд пациента и интерпретация врача. Болеют в книге герои Набокова и Хармса, Солженицына и Алданова, Ремизова и Каверина, Пастернака и Дины Рубиной. От легкой простуды до тяжелого гриппа и неизлечимых душевных болезней - различны состояния и чувства литературных героев.

Отдельная тема - ослабление или потеря зрения. Восприятие мира героем с врожденной слепотой прочитано автором чувствительно и деликатно. Для автора книги, по-особому внимательного читателя, важно показать, как на фоне болезни происходит аберрация зрения, которая приводит к неизбежной аберрации сознания, к его сдвигам и деформациям. Вообще тема зрения, воззрения, мировоззрения оказывается в монографии Е. Г. Трубецковой темой центральной. Уже предисловие названо автором «Смена визуальных кодов», и здесь через понимание писателей, художников, философов не только представлено одно из важнейших физиологических свойств человека,

© Елина Е. Г., 2020

Е. Г. Елина. Художественный текст как диагноз

но прочерчивается абрис магистральной для искусства ХХ в. проблемы, связанной с презентацией и художественным воплощением визуальных кодов. Для автора книги зрение оказывается сущностной категорией: зрение и сновидение, зрение и подсознание, зрение и психическое здоровье или нездоровье. Вот почему появление рецензируемой работы в серии «Очерки визуаль-ности» вполне органично.

Книга приоткрывает и еще одну тему, о которой не принято говорить, - тему взаимоотношений врача и пациента. Речь идет о неистребимой вере больного и о всевластии доктора над ним, об экзистенциальном одиночестве человека, примерившего на себя роль пациента.

В книге Е. Г. Трубецковой использована мозаичная композиция. Здесь нет ярко выраженной линейной историко-литературной последовательности изложения. В такой нелинейности видится еще одна, дополнительная возможность визуализировать всю структуру повествования, сделать его не только научно достоверным и состоятельным, но и занимательным, позволяющим адресовать его не только профессиональным литературоведам, но широкому кругу читателей. Автор книги, написавший немало статей о высоких образцах русской словесности минувшего века, с интересом пишет о разномасштабных и порой мелкокалиберных текстах современных книг о медиках и болезнях - книг-однодневок, которые Е. Г. Трубецкова справедливо называет «проектами на медицинскую тематику». Однако и миновать это живучее поле, породившее множество сюжетов, невозможно.

Монография исследует болезнь и всех к ней причастных в нескольких аспектах одновременно: здесь мы видим и скрупулезный анализ целого ряда литературных произведений, и обращение к болезни как к устойчивой социально-политической метафоре. Исключительно важными кажутся здесь размышления о противопоставлении культа телесного здоровья в первые десятилетия советской власти и различных социальных недугов.

В работе рассыпана масса точных и, кажется, впервые подмеченных деталей, наблюдений над врачами и пациентами русской литературы. В книге предстает и врач Евгений Базаров, и

умирающий Иван Ильич, и чеховские доктора. Однако совершенно отдельными героями книги становятся В. Набоков, С. Кржижановский и Б. Пастернак. Е. Г. Трубецкова снова и снова возвращается к их героям даже тогда, когда пишет о других прекрасных наших писателях. Возникающие параллели между персонажами и творческой манерой Набокова и Водолазкина, Набокова и Пастернака, Набокова и Ремизова, Набокова и Кржижановского добавляют в книгу объемное видение, двуплановость смыслов, необходимых для уточнения эстетической позиции каждого писателя. Показано, как медицинский диагноз самым прямым и неметафорическим образом ведет к пониманию литературного героя и объясняет многое, если не все, в его действиях и мыслях.

Пользуясь терминологией, принятой в книге, любая проведенная в ней параллель позволяет уточнить диагноз и определить течение болезни каждого пишущего и каждого (ставшего объектом медицинского наблюдения) литературного героя. Е. Г. Трубецкова невольно убеждает своего читателя в удивительной близости медицины и литературы. Уместно вспомнить знаменитое письмо М. Е. Салтыкова к доктору Белоголовому (28 апреля 1882 г.): «Вчера был боткинский юбилей, и я был на обеде, о чем Вас и уведомляю. Обедало около 400 человек <.. .> Торжество было шумное; читали речи; сначала можно было разобрать, а потом - нельзя <.. > И вдруг, среди гама и шума, встает Сеченов и предлагает тост за Вашего покорнейшего слугу. Можете себе представить мое волнение и даже испуг. И начал коварно так, что и ожидать было нельзя. Боткин, дескать, знаменит как диагност, а между нами есть еще и другой диагност. Клянусь Вам, меня почти паралич хватил. Разумеется, я как дурак, кланялся во все стороны. Хорошо, что еще кашель не захватил, а то картина была бы полная».

Писатель как диагност, литературный герой как пациент - вот новые грани литературы и аналитического ее понимания, каким оно являет себя в «Новом зрении». У Е. Г. Трубецковой получилась замечательная книга - про литературу, про писателей, про медицину, а значит, и про каждого из нас.

Образец для цитирования:

ЕлинаЕ. Г. Художественный текст как диагноз // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 114-115. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2020-20-1-114-115

Сite this article as:

Elina E. G. Literary Text as a Diagnosis. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philology. Journalism, 2020, vol. 20, iss. 1, рр. 114-115 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2020-20-1-114-115

Представляем книгу

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.