Научная статья на тему 'Художественный стиль в системе художественной картины мира'

Художественный стиль в системе художественной картины мира Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1281
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ-КОНЦЕПТ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА / ОБРАЗ-СИМВОЛ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОД / ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ / МЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мусат Раиса Павловна

В статье ставится вопрос о соотношении художественной картины мира с художественным стилем как одной из ее системных категорий. С учетом сущности и функций данных категорий проводится сопоставление и выявляется принцип их связи. Автор делает вывод, что концепт художественного стиля с его знаково-символической формой и содержанием является ключевым в целостном представлении художественной картины мира. Отмечено, что системное исследование процесса моделирования в контексте задействованных категорий расширяет представление о структуре, содержании и функциях художественной картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественный стиль в системе художественной картины мира»

УДК 141.2

Мусат Раиса Павловна

кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры информационных технологий в культурных и креативных индустриях Сибирского федерального университета [email protected]

Raisa P. Musat

candidate of art history, associate professor of department of information technology in the cultural and creative industries Siberian State University [email protected]

Художественный стиль Art style in

В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ THE ARTISTIC

КАРТИНЫ МИРА WORLD VIEW

Аннотация. В статье ставится вопрос о соотношении художественной картины мира с художественным стилем как одной из ее системных категорий. С учетом сущности и функций данных категорий проводится сопоставление и выявляется принцип их связи. Автор делает вывод, что концепт художественного стиля с его знаково-символической формой и содержанием является ключевым в целостном представлении художественной картины мира. Отмечено, что системное исследование процесса моделирования в контексте задействованных категорий расширяет представление о структуре, содержании и функциях художественной картины мира.

Ключевые слова: художественный стиль, художественный образ-концепт, художественная картина мира, образ-символ, социокультурный код, знаковые системы, ментальная культура.

Annotation. The article raises the question about the relationship of the artistic world view with an art style as one of its system of categories. Taking into account the nature and functions of these categories a comparison of the detected and the principle of their connection. The author concludes that the concept of artistic style with its symbolic form and content is the key to a holistic view of the artistic world view. It is noted that a systematic survey of process modeling in the context of the involved categories expands the understanding of the structure, contents and functions of the artistic world view.

Keywords: artistic style, artistic image-concept, artistic world view, the image-symbol, sociocultural code, sign system, mental culture.

При встрече с искусством мы замечаем, как одна и та же тема в произведениях может решаться по-разному. Это предопределяется не только выразительностью художественного языка, но и всей целостностью творческого подхода художника, когда чувственное осознанно определяет выбор формы. Художественная выразительность, представляемая в искусстве, получает выход в художественной картине мира. Вместе с тем, вопрос о ее содержании и структурном формировании остается открытым. И в данной статье мы обращаемся к одному из ее системных составляющих - художественному стилю. Ставится задача рассмотреть принципы соотношения художественного стиля и художественной картины мира на основе системно-структурного подхода, художественно-эстетического анализа с обращением к социокультурным аспектам в ходе исследования. Художественную картину мира следует определить как квинтэссенцию создаваемого в искусстве. Две эти области познания обладают общей системой художественно-эстетических категорий, к числу которых принадлежат художественный образ, художественный символ, художественный стиль, которые в определенной степени являются выразителями эмоционального и логического содержания, но

при этом каждая ограничена своим целевым и формообразующим назначением. Непосред-

ственно в художественной картине мира данные категории служат инструментом для представления и реконструкции принципов мировидения, выражаемых в искусстве. Художественный стиль здесь выполняет ключевую роль, так как уже при беглом взгляде на произведение искусства мы можем получить ориентиры на его принадлежность к определенной эпохе и культуре. В эстетическом осмыслении искусства понятием стиль определяются все изменения художественного языка как формы образного отражения. В ряде научных трактовок стиль рассматривается как организующее начало художественной формы, как форма содержательная, где объединяются в целое все элементы: язык, жанр, композиция, интонация и т.д. [8]. Так, А.Б. Черных определяет эту особенность как «устойчивое единообразие» и одновременно как зримое и ощутимое отражение мироотношения художника [8]. М.М. Бахтин также выводит понятие «стиль» на уровень целостного эстетического восприятия-отношения, отмечая, что он «работает не словами, а моментами мира, ценностями мира и жизни, его можно определить как совокупность приемов формирования и завершения человека и его мира, и этот

43

стиль определяет собою и отношение к материалу, слову, природу которого, конечно, нужно знать, чтобы понять это отношение» [8]. Уже из данных определений можно вычислить качества стиля, его способность: 1) объединять в символическую целостность целый комплекс выразительно-изобразительных средств; 2) концентрировать содержательное, переводя его в смысловые доминанты. Следует отметить, что взгляды исследователей на понятие «стиль» различаются в зависимости от разделяемой ими позиции. К примеру, формальный подход усматривает в нем лишь сумму технических и конструктивных приемов. С подобной позицией мы встречаемся у И. Лисаковского, выделяющего в стиле «структурную общность образной системы» [1, с. 175]. Но структурное составляющее стиля способно раскрыть лишь одну из граней в художественной картине мира - формообразующую, которая может быть выстроена при определении формально-изобразительного единства в произведениях искусства. Для диалектической позиции формальный взгляд на стиль будет однобоким и неполноценным, поскольку нарушает принцип единства формы и содержания, а, значит, лишает его той содержательной базы, которая порождается «определенной социально-культурной ситуацией, идейно - духовными нормами и тенденциями времени» [1, с.175].

Поэтому, для уточнения значимости стиля в образовании системы и функции художественной картины мира необходимо остановиться на его смысловом и формальном значении. Следует отметить, что художественная форма призвана, прежде всего, выражать смысл-концепт в понимании объектов. Без этого принципа не могут полноценно состояться ни художественный образ, ни искусство, нацеленные на отражение мировоззренческих смыслов. При этом, понимание мира - процесс, созревающий внутри конкретной ментальной культуры. Поэтому, художественное отражение - это явление уже вторичное, изначально связанное с глубинными уровнями постижения мира. Основы этого постижения заложены внутри культуры в коллективной деятельности, во взаимодействии индивидов в коллективе. Художественное отражение мира выступает в качестве связующего в процессе понимания: социумом - окружаю щего мира, индивидом - идеологических контекстов социума, индивидами - друг друга в социуме. В силу этого оно становится формой информации, общения, живым языком внутри определенной культуры, действующим на разных уровнях ее социального взаимодействия. И в рамках заданной культуры язык художественной формы получает своеобразное кодовое значение. В частности, стиль как язык включается в систему художественного кода, а, соответственно, одновременно становится выразителем кода социокультурного. Этот сложный синтез кодовых значений художественного стиля проецируется в художественной картине мира. Здесь данная проекция получает воплощение с помощью категории художественный образ-концепт. Она впервые введена нами для обозначения особого статуса представляемого здесь образа и одновременно для выявления

концептуальных значений в системном образовании художественной картины мира. Художественные образы-концепты - это образы-символы, образы-знаки, которые служат мировоззренческими ориентирами в ментальных культурах на определенных историко-культурных этапах. Здесь следует учитывать специфику «образного», так же, как и стиль, проявляемого в двух ипостасях: содержательной и выразительной. Но образ по сравнению с художественным стилем создает развернутое представление об объектах, раскрывает их в развитии, охватывая все аспекты и нюансы в характере. В свою очередь, специфика стиля заключается в том, что он объединяет общие черты, представляемые в образах, и выводит их в знаково-символическую форму. Необходимо отметить, что с позиции знакового наполнения образная структура художественной картины мира может выглядеть однообразной, так как в ее образную сферу во все исторические эпохи входят одни и те же объекты, как некие постоянные в мироздании. Специфика изображения заключается в варьировании и преобразовании знаков-объектов в художественном отражении мира на разных этапах. Преобладание определенных знаковых систем в истории культуры обусловлено значимостью для человека определенной символики, т.е. актуализацией смысла данных знаковых систем. Образ объекта окружающего мира выступает здесь как элемент кода, одновременно и как знак, и как символ с установленным значением - семантикой. Поэтому художественное предстает как своего рода язык знаков, где произведения - это тексты, составленные на образно-символическом языке.

вычленяя признаки художественных форм, специалисты приходят к выводу о существовании некой «абстрактной структуры», которая свойственна художественной образности одного стиля. Подобные признаки, общие для разных изображений, можно назвать «изобразительными инвариантами» [7, с. 25]. Данное понятие широко используется в научной терминологии, в частности, в математике. Оно четко определяет некую константу признаков, дающих возможность выявить специфику и принадлежность художественного образа к художественному стилю. Внутри одного художественного стиля вычленяются также специфические инварианты, дающие возможность классифицировать изображения родственных подсистем объектов в окружающем мире. Таким образом, признаки изображения выступают как различающие знаки по отношению к видовым изображениям объектов. Поэтому, знаки и их значения неотделимы в произведении искусства. В свою очередь, элементы знаковой системы в художественной сфере взаимообусловлены и занимают соответствующее положение в изобразительной системе: «Всякая изобразительная традиция выделяет существенное и несущественное, значимое и незначимое, тем самым представляет собой самостоятельную систему, принципы которой можно понять, анализируя тексты, составленные на ее языке» [7, с. 25]. Расшифровкой данных языковых форм, в том числе художественных, сегодня,

44

наряду со специальными науками, занимается герменевтика, которая восстанавливает картину мира, сложившуюся в контексте социокультурной среды.

Следует отметить, что под общим понятием «стиль» кроется несколько видовых различий: 1) «большой стиль» (канон), относящийся к художественным эпохам; 2) национальные стили; 3) индивидуальные стили художников; 4) надин-дивидуальные стили различных течений и направлений. Таким образом, в общей художественной стилистике прослеживается многоуровневый и разномасштабный характер, раскрывающийся в параметрах от, так называемого, «большого стиля», придающего художественный облик определенным цивилизациям или эпохам, далее к отдельным направлениям в искусстве и единичным произведениям. Все уровни стилистических форм получают отражение в художественной картине мира, на данной основе создается многообразие ее проявлений. На изменение художественного стиля может влиять индивидуальная творческая манера, неповторимый почерк художника. В стремлении отразить новые моменты в мировидении художники применяли жанры и стили в искусстве по-разному. И здесь специфика трактовки одинаковых тем зависит от характера творческой проявленности. Принцип отношения художника к миру, отраженный в авторском стиле, может раскрываться в рамках уже существующего большого стиля в искусстве или, напротив, представляться автором как новаторский, самодостаточный и, в силу этого, противостоять существующим традициям. За счет подобных изменений складывается разный характер в самом искусстве и, соответственно, в художественной картине мира. Поэтому, прослеживая путь формирования художественного стиля, мы одновременно намечаем пути формирования художественной картины миры, поскольку за художественной формой всегда скрыты концепты каких-то идей, мыслей.

К примеру, характеризуя национальные художественные стили, Е.В. Переводчикова отмечает, что их различие в культурах разных народов определяются трактовкой формообразования [7]. Стилистическая специфика познается в ее исходном основании - через сопоставление произведений искусства с натурой, с объектом мира. Несовпадение признаков позволяет выделить те акценты, на которых заострялось внимание конкретного социума при создании выразительности в образе объекта, и целостно представить формальную сторону в образном. В разных этноизобразительных традициях складываются различные системы значимых существенных признаков. Так, в результате постижения человеком окружающего мира происходит сложение мировоззренческих моделей, получающих отражение в художественных моделях-кодах, где связь природных объектов и способов их изображения создала систему канонов-правил, закрепляющих данные способы в искусстве. Таким образом, можно заключить, что идеология социума трансформируется в жизнедеятельную структуру данного социума при помощи художественного языка через моделирование идеи в образы-постулаты. Они являются активными жизненными

ориентирами, проводниками определенных идей. Как правило, набор канонических изобразительных приемов строго ограничен. Способы изображения при этом подчиняются установленным законам. Эти законы предписывают подчеркивать основные черты изображаемого объекта, т е. черты, определяющие образ данного объекта окружающего мира в сознании людей конкретной этнокультуры. Способ изображения объектов опирается не на непосредственное восприятие, а на суммированное осмысление многообразных впечатлений о мире. Согласно заданным схемам, зрительный образ объекта мира, обладающий определенной совокупностью признаков, обретает сходство с понятием о данном предмете, так как понятие также определяется некой совокупностью признаков стоящего за ним явления. по мнению В.Б. Меримано-ва, это отличает произведения первобытного и традиционного искусства вообще, поэтому оно получило название «понятийное», а его произведения называют «пластическими идеограммами» [3], т.е. своего рода изобразительными искусствами. Изобразительная традиция каждой этнокультуры воспроизводит понятия в своей специфической форме, но суть явлений окружающего мира остается общей. Требуется длительное обобщение разрозненных впечатлений, прежде чем его результаты воплотятся в памятниках искусства. Это результат взаимодействия определенной общности людей, так называемые «коллективные представления», которые характерны для традиционных искусств. На протяжении веков коллективное сознание формировало искусство наряду с мифами, эпосом, обрядами, ритуалами и др. Одновременно в культурно-исторических процессах происходят сложные взаимодействия этнических традиций. Художественный язык, как и язык разговорный, оставляет след этих контактов. Исследователи разных областей знаний, обращающиеся к истории и культуре этносов, используют данные языки как путеводители в выявлении контактов разных народов. На основе исследований выстраиваются этнические художественные картины мира.

Таким образом, художественный стиль обладает способностью быть хранителем памяти формы и содержания, зафиксированных в культуре общества. В силу этого стилистические изменения сигнализируют о художественных изменениях, о переменах в художественном мышлении и ценностных установках. Эти тенденции, в свою очередь, сигнализируют уже о грядущих или настоящих переменах в мировоззрении общества. Так, в искусстве XIX-XXI веков возникает проблема взаимодействия традиций и новаторских форм, что зримо отражается на пересечении, а порой и открытом противостоянии большого стиля в искусстве и многообразия авторских стилей. Все стилистические изменения синхронно получают отражение в художественной картине мира. По своим системообразующим качествам художественный стиль ближе всего стоит к художественной картине мира, являясь сложным образованием, способным работать на когнитивном уровне восприятия мира.

Итак, художественный стиль как одна из категорий, входящих в систему художественной картины мира, является ключевым в механизме ее

45

формирования. Этому способствуют его качества, направленные на концентрацию мировоззренческих смыслов-концептов в их знаковосимволическом выражении. Видовые отличия стиля создают многообразие проявлений в ху-

Литература:

1. Гоомов Е.С. Начала эстетических знаний. М. : Советский художник, 1971. 246 с.

2. Краткий словарь по эстетике URL: http://

esthetiks.ru/otnoshenie-esteticheskoe.html (дата

обращения 15.06. 2015).

3. Мериманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М. : Искусство, 1973. 319 c.

4. Минеев В.В. Атлас по истории и философии науки : учебное пособие для студентов вузов. Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2013. 120 с.

5. Минеев В.В. В поисках оснований науки: проблема рациональности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2007. № 3. С. 55-61.

6. Мусат Р.П. Художественная картина мира как единство в многообразии. Екатеринбург : ООО ИСТИ: Дискуссия. 2014. № 4 (45). С. 17-22.

7. Переводчикова ЕЯ. Язык звериных образов. М. : Восточная литература, 1994. 210 с.

8. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Literat/Tamar/35.php (дата обращения 13.06.2015).

дожественной картине мира, организуя при этом градацию в ее целостности. Это доказывает важность обращения к принципу «единство в многообразии» при изучении художественных процессов.

Literature:

1. Gromov E.S. Early aesthetic knowledge. Moscow : Soviet artist, 1971, 246 p.

2. Concise dictionary of aesthetics URL: http://esthetiks.ru/otnoshenie-esteticheskoe.html (date of the address 15.06. 2015).

3. Merimanov V.B. Primitive and traditional art. M. : Art, 1973. 319 p.

4. Mineev V.V. Atlas on the history and philosophy of science: a textbook for University students. Krasnoyarsk: the state ped. univ.of V.P. Astafiev, 2013.

120 p.

5. Mineev V.V. In search of the science bases: the problem of rationality // The bulletin of Krasnoyarsk state pedagogical university. of V.P. Astafiev, 2007. № 3. P. 55-61.

6. Musat R.P. Artistic world view as unity in diversity. Ekaterinburg: OOO ISTI: Discussion, 2014. № 4 (45). P. 17-22.

7. Perevozchikov E.V. The language of animal images. M. : Vostochnaya Literatura, 1994. 210 p.

8. Tamarchenko N.D. Theoretical poetics: concepts and definitions URL: http://www.gumer.info/ bibli-otek_Buks/Literat/Tamar/35.php (date of the address 13.06.2015).

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.