Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЛИСА В МУЛЬТФИЛЬМЕ «ПАЛОМНИЧЕСТВО ЛИСА»'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЛИСА В МУЛЬТФИЛЬМЕ «ПАЛОМНИЧЕСТВО ЛИСА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Абдулла Шаиг / анимация / Назим Мамедов / мультфильм / лиса / Abdulla Shaig / animation / Nazim Mammadov / cartoon movie / fox

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мамедов Дадаш

В мультфильме режиссеров Назима Мамедова и Бахмана Алиева «Паломничество лиса» (1971 г.) образ Лиса привлекает ловкостью, смекалкой, умением использовать обстоятельства в свою пользу, находчивостью в неожиданной ситуации,но при этом Лис без малейших колебаний применяет негатив-ные человеческие качества: притворство, корысть, воровство, жестокость, которые заслуживают осуждения. Краткость, ясность даже для маленького ребенка сказочной фабулы этого образа, высокохудоже-ственная форма, способствующая решению коммуникативных задач в неожиданных ситуациях, — все это служит основанием для того, чтобы дети, смотрящие мультфильм, постигали жизненные уроки в наиболее доступной для себя форме.Чтобы сделать сатиру яркой, бьющей в цель, доступной, не требу-ющей разгадки, художники не пожалели ярких красок на точную детальную прорисовку визуального об-лика Лиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTISTIC IMAGE OF THE FOX IN THE CARTOON "THE FOX'S PILGRIMAGE"

In the cartoon directed by Nazim Mammadov and Bakhman Aliyev "The Fox's Pilgrimage" (1971), the cunning Fox is undoubtedly the most charming and attractive. The fox cheats and fools anyone he wants. He is very cunning and inventive: he deceives a rooster and chickens. The fox is a pretender, a thief, a deceiver. He is evil, flattering, dexterous, vindictive, cunning, cruel, often uses the stupidity and gullibility of animals, plays on their inherent character traits, he hides behind religion, pretends to be a saint, not believing in anything, and secretly manages his dark case. The brevity, clarity even for a small child of the fairy-tale plot of this image, a highly artistic form that contributes to the solution of communicative problems in unexpected situations all this serves as the basis for children watching the cartoon to comprehend life lessons in the most accessible form for themselves. In order to make the satire bright, hitting the target, accessible, not requiring clues, the artists did not spare bright col-ors for the exact detailed drawing of the visual appearance of the Fox.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЛИСА В МУЛЬТФИЛЬМЕ «ПАЛОМНИЧЕСТВО ЛИСА»»

«ШУШШШМ-ЛШШаУ» #15174)), 2023 / ART_45_

УДК 745/749

Мамедов Дадаш Институт Архитектуры и искусства Национальной Академии Наук Азербайджана

диссертант Азербайджан, Баку DOI: 10.24412/2520-6990-2023-15174-45-48 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЛИСА В МУЛЬТФИЛЬМЕ «ПАЛОМНИЧЕСТВО ЛИСА»

Mammadov Dadash

Institute of Architecture and Art of Azerbaijan Academy of Science Azerbaijan, Baku

THE ARTISTIC IMAGE OF THE FOX IN THE CARTOON "THE FOX'S PILGRIMAGE"

Аннотация.

В мультфильме режиссеров Назима Мамедова и Бахмана Алиева «Паломничество лиса» (1971 г.) образ Лиса привлекает ловкостью, смекалкой, умением использовать обстоятельства в свою пользу, находчивостью в неожиданной ситуации,но при этом Лис без малейших колебаний применяет негативные человеческие качества: притворство, корысть, воровство, жестокость, которые заслуживают осуждения.

Краткость, ясность даже для маленького ребенка сказочной фабулы этого образа, высокохудожественная форма, способствующая решению коммуникативных задач в неожиданных ситуациях, — все это служит основанием для того, чтобы дети, смотрящие мультфильм, постигали жизненные уроки в наиболее доступной для себя форме. Чтобы сделать сатиру яркой, бьющей в цель, доступной, не требующей разгадки, художники не пожалели ярких красок на точную детальную прорисовку визуального облика Лиса.

Abstract.

In the cartoon directed by Nazim Mammadov andBakhman Aliyev "The Fox's Pilgrimage" (1971), the cunning Fox is undoubtedly the most charming and attractive. The fox cheats and fools anyone he wants. He is very cunning and inventive: he deceives a rooster and chickens. The fox is a pretender, a thief, a deceiver. He is evil, flattering, dexterous, vindictive, cunning, cruel, often uses the stupidity and gullibility of animals, plays on their inherent character traits, he hides behind religion, pretends to be a saint, not believing in anything, and secretly manages his dark case.

The brevity, clarity even for a small child of the fairy-tale plot of this image, a highly artistic form that contributes to the solution of communicative problems in unexpected situations - all this serves as the basis for children watching the cartoon to comprehend life lessons in the most accessible form for themselves. In order to make the satire bright, hitting the target, accessible, not requiring clues, the artists did not spare bright colors for the exact detailed drawing of the visual appearance of the Fox.

Ключевые слова: Абдулла Шаиг, анимация, Назим Мамедов, мультфильм, лиса

Keywords: Abdulla Shaig,animation, Nazim Mammadov,cartoon movie, fox

Посредством сказок и мультфильмов у детей должен сформироваться устойчивый интерес к разным моделям поведения людей, понимание того, что сказки и мультфильмы не только интересны, забавны, но что они учат и добру, справедливости, учат выручать своих товарищей из беды, не бояться бороться с такими коварными героями как лис. Учат побеждать ложь и зло. Также у детей будут сформированы знания о зверях, их повадках, образе жизни, внешнем виде. Характер и образ лиса во многом схож с характером злых, завистливых, лживых людей и поэтому лис неоднократно становится

главным отрицательным героем сказок.(Аскерли, 2010: 46).Лисом обычно называют человека хитрого, способного вывернуть ситуацию в свою пользу или в пользу близких людей, часто в убыток неприятелям. Также так можно назвать человека коварного, от которого могли не ожидать какой-то подлости или обмана. Учитывая, что образ животного в анимации довольно разнообразен, то сюда же можно отнести человека вороватого и в некоторой степени жадного, а еще рискового и храброго, имеющего смелость осуществить хитрую задумку.

46

ЛЕТ / «ШУШМУМ-ЛШГМак» 2023

1. Фрагмент из анимационного фильма «Паломничество лиса» (1971 г.)

В мультфильме режиссеров Назима Мамедова и Бахмана Алиева«Паломничество лиса» (1971 г.) хитрый Лис бесспорно самый обаятельный и привлекательный. Лис любого вокруг пальца обведет, кого хочешь обманет. Он очень хитер и изобретателен: обманывает петуха и кур. Лис — притворщик,

вор, обманщик. Он злой, льстивый, злопамятный, ловкий, мстительный, хитрый, жестокий, часто пользуется глупостью и доверчивостью зверей, играет на присущих им чертах характера, он прикрывается религией, изображает из себя святого, ни во что, не веря, и тайно обделывает своё темное дело.

2. Фрагмент из анимационного фильма «Паломничество лиса» (1971 г.)

Основой такого сложного восприятия является художественный образ, репрезентирующий в сказке сложную и многогранную картину человеческой жизни. Именно эта художественная основа способствует самоидентификации лиса-антагониста, диктует его «стратегию поведения, воплощая в специфических образах систему универсальных антиномий. В основе сказочного повествования лежит веками сложившееся народное представление о том, что в жизни правильно, а что нет. Краткость, ясность даже для маленького ребенка сказочной фабулы этого образа, высокохудожественная форма, способствующая решению коммуникативных задач в неожиданных ситуациях, — все это служит основанием для того, чтобы дети, смотрящие мультфильм, постигали жизненные уроки в наиболее доступной для себя форме (Лукин, 2013).

Лис в мультфильме выглядит эгоистически приземленным. Торжество Лиса недвусмысленно свидетельствовало об опасности лицемерия. Характерный облик Лиса создают его мнимая святость и смирение.Он не лишен внешней привлекательности, у него обходительные, вкрадчивые манеры, за которыми скрываются расчетливость, энергия, честолюбивая жажда властвовать, способность мстить.Он прекрасно осознает свою силу, поэтому

и не сдерживает свои порочные влечения.имеет нечто сходное с фарсовой коллизией и ставит в центр фигуру одураченного обывателя. Ядро трюка составляет провокация: все маскировки и симуляции независимо от их тактики призваны побудить антагониста на действия, выгодные самому Лису, и позволяют ему использовать протагониста для достижения собственной цели. Здесь трикстер учитывает цели главного героя, его способы действовать и использует их в собственных интересах.

Лис в сказках стал олицетворением злого ума. Он—красив, обольстителен, красноречив, может легко притвориться беззащитной и слабой, манипулируя другими ради собственной выгоды.Чтобы достичь желаемого, Лис готов задействовать все свои козыри - обман, коварство, мошенничество, обольщение. В сказках лис выступает в качестве негативного персонажа, который, пытаясь обхитрить положительного героя. Поскольку он не наделен особой физической силой, чтобы выжить ему приходится прибегнуть к хитрости. Однако дурное и хорошее не так уж часто существует в чистом виде в образе Лиса: гораздо чаще отрицательные и положительные характеристики сочетаются в человеке, предмете, явлении. Порой бывает и так, что этическая оценка оказывается в зависимости от

«шушетим-шигмау» жш / лят

47

больше ничего не видят, кроме своего обожаемого духовного учителя.

Но встает вопрос: зачем Лис обманывает главного героя, ввергая его в крайне неприятную ситуацию? Можно, конечно, объяснить поступок Лиса его пренебрежительным отношением к окружающим, его чувством собственного превосходства. Подобное предположение едва ли проливает свет на сущность проблемы. У Лиса, как у плута, особая роль в сказочном «обществе». Конечно, Лис преследует лишь собственные цели. Однако попутно он выступает в качестве своего рода наставника для тех, кто с ней общается. Лис учит своих «жертв» не доверять никому слепо, не рассуждая, иными словами, она учит думать. В этом ее педагогическая роль сопоставима с влиянием на личность самой жизни. Пока урок не усвоен, ситуация будет повто-ряться(Мухина, 1999: 72).

3. Фото Назима Мамедова и эскизы из анимационных фильмов

конкретных обстоятельств. Нет ничего удивительного в том, что подобное смешение хорошего и плохого, их взаимное перетекание породили соответствующий архетип трикстера — плута, проныры, нарушителя существующих традиций и предписаний. Однако трикстер отнюдь не классический злодей: деятельность трикстера может быть полезной окружающим, но может и наносить им ущерб.

Важная тема, связанная с образом Лиса — противоречие внешности и сущности, истинного тщательно скрытого лица и яркой внешней маски.Обы-вателей пленяет в Лисе суровый религиозный энтузиазм, и они с огромным увлечением отдаются этому возвышенному чувству. Уверовав в лживые слова,они сразу чувствуют себя избраннымисуще-ствами и становятся вслед за своим духовным наставником считать весь остальной мир ниже себя. Образ Лиса до того ослепляет их, что они уже

В мультфильме режиссеров Назима Мамедова и Бахмана Алиева «Паломничество лиса»Лис предстает как тонкий психолог, прекрасно разбирающийся в малейших движениях души. Вспомним, в фольклорной традиции Лисы обычно знают заранее, какова будет реакция окружающих в том или ином случае. Но Лис в «Паломничестве лиса»— личность несравненно более глубокая интеллектуально и духовно. Как любой нормальный сказочный Лис, он, естественно, ставит перед собой цель и достигает ее. Однако в чем заключается его цель? Лис сам признает, что он не простой обыватель, но это не цель, а необходимость, которая не наполняет жизнь смыслом. Будучи личностью разумной и целеустремленной, Лис ищет этот смысл и видит его в дружбе, во взаимоотношениях, свободных от расчета и корысти. Этот плут оказывается способен на почти поэтические переживания, он искренне желает быть кому-то нужным и испытывать привязанность к другому существу.

Маска ханжи надета им для совершения очередной плутни, жертвой которой должны стать глупые обыватели. (Мечковская, 1998:29).

Режиссеры изобличает само ханжество, показывая, что оно является орудием преступления, против которого беззащитны наивные святоши.

Чтобы сделать сатиру яркой, бьющей в цель, доступной, не требующей разгадки, художники не пожалели ярких красок на точную детальную прорисовку визуального облика Лиса.Для того, чтобы достичь своей цели, может втираться в доверие, долго выжидать и делать вид, что его не интересует цель, а когда возникнет нужная ситуация, то действует молниеносно. Никто не успевает и опомниться. Активно не стремится придумать, приобрести или создать что-то свое, если это уместно, то совершенно спокойно может воспользоваться уже созданным, придуманным и приобретенным.

Из мультфильмов СССР ему наиболее близок «Лиса Патрикеевна» 1982 года режиссера Галины Бариновой снятый на студии «Союзмультфильм». Он тоже снят по мотивам фольклорной истории о хитрой лисице, надувающей простаков и безнаказанно обделывающей свои дела за счёт других. В картине обаятельная лисичка попросилась переночевать у зайца. Глупый заяц поверил нехитрой истории. Принеся с собой лапоть и поставив его на видное место, гостья незаметно выкинула его за ограду, а позже устроила показательное шоу в итоге получив курицу вместо старого и ненужного лаптя. И в этой истории глупость и простодушие жертв лисицы помогает ей сравнительно легко получить выгоду. Образа в обоих мультфильмах

48

ART / «ШУШМУМ-ЛШГМак» 2023

очень сходны, основное различие проявляется в том, что Лис из «Паломничества лиса» помимо плутовства является ещё и ханжой и мастерски спекулирует на набожности обывателей. Другим интересным моментом является то, что в мультфильме «Лиса Патрикеевна» Лиса обладает типично женским обаянием и привлекательностью и умело играет на жалости к «бедной и несчастной».

Важнейшей особенностью мультфильма «Паломничество лиса» является принцип универсальной целостности и единства животных и людей, что объясняет присутствие в образах бестиария не только инстинктивных, но и моральных, общечеловеческих качеств. Художественное сочетание реалий быта, повседневной жизни человека и зооморфных явлений образует в сказке синтез правдоподобия и вымысла, обусловливая ее эстетическую значимость.(Волков, 1999: 53).

В акте эстетической коммуникации трикстер-ский архетип Лиса актуализируется через механизм понимания его психологических манипуляций. Однако действие такого механизма здесь требует уточнения. Поскольку в трикстерском поведении смещению подвергается и автор как функция готовых дискурсов, и «герой», то зритель, адресат как функция устойчивой модели коммуникации здесь тоже отсутствует, а точнее оказывается рассеянным в пространстве игры таких моделей. Зрительская активность здесь состоит в отталкивании от «разыгранных адресатов», соответствующих «разыгран-

ным авторам», в постижении условности, недостаточности позиции узнавания в новом дискурсивном контексте. По сути образ Лиса снимает и проблему понимания как согласия, приятия зрителем позиции художественного субъекта. Оно провоцирует зрителя искать собственные пути интерпретации тех речевых миров, которые рефлексируются субъектом художественной интерпретации народной сказки.

Образ лиса, воплощенный в мультфильмепри-влекает ловкостью, смекалкой, умением использовать обстоятельства в свою пользу, находчивостью в неожиданной ситуации. Но при этом образе проявляются и такие негативные человеческие черты, как притворство, корысть, воровство, жестокость, которые заслуживают осуждения.

Литература

1. Аскерли Ф. О. Детская литература: Источники взаимного творчества. Баку. 2010. 274 с.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Москва. 1999. 168 с.

3. Лукин В.А., Бахор Т.А., Лобанова О.Б. Формирование начальных экономических представлений старших дошкольников при чтении сказок. // Современные проблемы науки и образования, 2013.

4. Мечковская Н.Б. Язык и религия,Москва,

1998. 352 с.

5. Мухина В. С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество Москва,

1999. 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.