Научная статья на тему 'Художественный музей как образовательный центр (США, начало ХХ В. )'

Художественный музей как образовательный центр (США, начало ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
893
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / ДЖОН КОТТОН ДАНА / AMERICAN ART MUSEUMS / AESTHETIC AND PRAGMATIC APPROACHES / JOHN COTTON DANA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Короткова Анастасия Валерьевна

Статья посвящена концепции «нового» художественного музея в США в конце XIX начале XX в. Опираясь на работы известных американских музеологов, автор рассматривает два подхода к определению основной функции такого музея эстетический и прагматический. В основном анализируются взгляды сторонников второго подхода (прежде всего Джона Коттона Даны), которые оказали значительное влияние на программы современных музеев всего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art museum as educational centre (USA, early XX century)

The article is devoted to the concept of the new art museum in the USA at the late XIX beginning XX. Basing on the works of the famous American museologist, the author considers two approaches to the definition of the main function of that sort of museum aesthetic and pragmatic. It is mainly analyzed the views of followers of the second approach (first of all, John Cotton Dana) who have a significant influence on the program of modern museums in the whole world.

Текст научной работы на тему «Художественный музей как образовательный центр (США, начало ХХ В. )»

художественный музеи

КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР (США, начало ХХ в.)

А.В. Короткова

Статья посвящена концепции «нового» художественного музея в США в конце XIX - начале XX в. Опираясь на работы известных американских музеологов, автор рассматривает два подхода к определению основной функции такого музея - эстетический и прагматический. В основном анализируются взгляды сторонников второго подхода (прежде всего Джона Коттона Даны), которые оказали значительное влияние на программы современных музеев всего мира.

Ключевые слова: американские художественные музеи, эстетический и прагматический подходы, Джон Коттон Дана.

Концепция художественного музея как образовательного центра стала наиболее существенным вкладом Америки в развитие музейного дела. Крупные музеи США возникли значительно позже европейских и первоначально копировали их организацию. Однако, несмотря на свою сравнительно короткую историю, американские музеи смогли стать важнейшим социальным институтом страны. В конце XIX - начале ХХ в. началось формирование знаменитых художественных музеев США: музея «Метрополитен», Бостонского музея изящных искусств, Филадельфийского художественного музея, Чикагского института искусств, а также Музея современного искусства (МОМА), Музея С. Гуггенхайма, Музея Уитни. В результате широко развернувшейся в обществе

© Короткова А.В., 2011

Хороший музей привлекает, развлекает, вызывает вопросы и повышает любознательность, тем самым способствуя образованию.

Джон Коттон Дана (1926)

полемики относительно функций и значения художественных музеев была выработана специфическая американская модель. Ее особенности оказывают значительное влияние на концепцию современных художественных музеев мира, в том числе и российских. В уставе практически всех художественных музеев США записано, что они видят свою миссию в служении всем группам своих граждан.

В отличие от Европы, музеи США обязаны своим существованием не целеустремленной культурной политике и государственному финансированию, а частной благотворительности - как богатых меценатов, так и скромных дарителей и добровольных помощников. Они с самого начала не хотели, чтобы художественные музеи превратились в замкнутые элитарные учреждения. Поэтому в США возобладали «конструктивные» идеи: посещение музея гражданами должно не только воспитывать их художественный вкус, но и повышать уровень их образования, а значит, и благосостояния, жизненных стандартов.

Рассматривая различные концепции художественного музея конца XIX - начала ХХ в., американские исследователи выделяют два основных подхода - эстетический и прагматический1. Сторонники первого из них смотрели на музей как на «храм искусств», при посещении которого человек должен получать эстетическое удовольствие; они провозглашали красоту искусства противовесом «материализму индустриальной эпохи». Представители прагматического подхода придерживались мнения, что музей должен выполнять свои главные функции - просвещать и воспитывать граждан.

Крупнейшим представителем эстетических взглядов являлся Бенджамин Ивс Гилман (Benjamin Ives Gilman, 1852-1933), куратор и секретарь Бостонского музея изящных искусств с 1893 по 1925 г. В своей книге «Музейные идеалы» (1918) он настаивал, что художественный музей «прекрасен сам по себе», его назначение -«искусство ради спасения прекрасного», а вовсе не выполнение образовательных программ. Автор утверждал: «Там, где начинается сфера образования, там кончается сфера искусства». Отсюда установка Гилмана на созерцание произведений искусства, которые должны напрямую воздействовать на зрителя и своей формой, и содержанием. Гилман считал, что в музейных предметах, изъятых из исторического и бытового контекста, на первый план выступает их эстетическое значение. По мнению этого автора, только в музее посетители могут оценить такое качество предмета, как его «земную грацию»2. Тем не менее Гилман допускал присутствие в музее педагогов, которые в качестве «старших товарищей» помогали бы

посетителям понять замысел художника, но не должны навязывать им научные сведения по истории искусства. На практике в 1906 г. Бенджамин Гилман стал инициатором проведения первых экскурсий и лекций в Бостонском музее изящных искусств. Каждый четверг на конференциях известные ученые обсуждали коллекции музея, проводились специальные занятия для детей-инвалидов.

Эстетический взгляд на художественный музей настойчиво оспаривали в своих работах многие прогрессивные музейные деятели. Идеи о том, что художественный музей должен служить интересам образования посетителей, обсуждались в работах «прагматиков». К их числу принадлежали: известный музейный деятель Смитсоновского института Джордж Браун Гуд, первый директор американской Ассоциации музеев (основана в 1906 г.) Чарльз Р. Ричардс, секретарь Ассоциации и директор Чарльстонского музея Пол М. Риа; самым авторитетным среди них был Джон Кот-тон Дана (John Cotton Dana, 1856-1929), автор книги «The New museum» (1917). Все они считали взгляд на музей как на «храм искусств» устаревшим и не подходящим для такой демократической и прогрессивной страны, как Соединенные Штаты. «Прагматики» подчеркивали, что образование гораздо важнее традиционных функций художественного музея - коллекционирования и консервации предметов.

«Американским пионером музеологии» Дана называл Джорджа Брауна Гуда (George Brown Goode, 1851-1896), хранителя Национального музея естественной истории Смитсоновского института. В своей книге «Музеи будущего» (1897) Д. Гуд утверждал, что «музеи демократической страны должны быть одновременно интересны как механику, клерку и моряку, так и профессионалам и любителям искусства»3. По мнению этого автора, музей должен осуществлять широкую образовательную программу, демонстрируя «разнообразные проявления человеческого творчества»4. Д. Гуд полагал, что музеям необходимо коллекционировать и экспонировать памятники истории, искусства и техники; он также высказывался за проведение публичных лекций. Вскоре его идеи были реализованы: уже в 1906 г. в музее «Метрополитен» был издан первый путеводитель по его экспозиции, затем - пособие для учителей; по выходным дням здесь читались лекции для публики. В специальных выпусках «Бюллетеня Метрополитен» обсуждались программы работы с разными категориями посетителей, а также темы публичных лекций для студентов, учителей, дизайнеров (и даже для слепых и глухих). В 1919 г. специалисты этого музея развернули работу для учеников начальной и средней школы, других учебных заведений.

Стефан Э. Уэйл (Stephen Edward Weil, 1928-2005), известный американский музеолог и эксперт, музейный администратор Смит-соновского института, был автором большого числа публикаций по искусству и музейной теории и истории. Он, как и Эдвард Алексан-дер, отмечал, что для американских музейных деятелей ХХ в. легендарной личностью был Джон Коттон Дана. Его полная библиография была впервые опубликована в 1940 г., а в книге «Музейные мастера: их влияние и заслуги» (1983) целая глава была посвящена жизни и деятельности Даны. Об их значимости для американского музейного дела говорит и тот факт, что в 1999 г. было издано полное собрание работ этого исследователя5.

Д.К. Дана начинал свою карьеру как библиотекарь Публичной библиотеки города Денвер (штат Колорадо), став со временем ее директором. Затем Дана перешел на работу в Публичную библиотеку города Ньюарк (штат Нью-Джерси), которую он постепенно превратил из «закрытого храма мудрости и спокойствия в свободную мастерскую просвещения и знаний»6. Главной задачей библиотеки исследователь считал не размер или полноту ее книжных коллекций, а открытость, способность «поддерживать и помогать представителям всего общества»7. Этих же принципов Д. Дана придерживался и по отношению к музеям; в его книгах даны четкие инструкции по их правильной организации, приводится перечень образцовых музеев, списки самых значительных публикаций о них. Исследователь считал, что художественные музеи должны стать «открытым и полезным институтом для тех, кто их создал и поддерживает, то есть для всех граждан страны»8.

В 1909 г. Д. Дана основал Ньюаркский музей и до конца жизни был его директором. Коллекция этого музея была весьма необычной для своего времени, так как она включала изделия американской промышленности, произведения современного дизайна и народного искусства. В 1925 г. в Ньюаркском музее Дана организовал новаторскую учебную программу - годовой теоретический курс и практикум для выпускников колледжей (мужчин и женщин). К 1942 г., когда программа была прервана по условиям военного времени, уже были подготовлены 108 молодых специалистов, которые были распределены на работу в музеи США и Канады. Эта программа, наряду с курсами в художественном музее Фогг Гарвардского университета (которые действовали с 1923 г. в течение 25 лет), были первыми организациями музейного образования в США. Ассоциация музеев штата Нью-Джерси в настоящее время ежегодно проводит церемонию награждения премией «За выдающийся вклад в развитие музейного дела и музейной профессии». Эта премия была учреждена в честь Джона Коттона Даны, который писал:

Хороший музей привлекает, развлекает, вызывает любопытство, инициирует вопросы - и таким образом способствует образованию, развитию. Для этого музею достаточно отбирать для хранения простые, недорогие предметы, используемые в повседневной жизни, чтобы пробудить у молодых и пожилых интерес и вопросы об окружающем мире9.

Он также утверждал: «Единственная и очевидная задача музея состоит в том, чтобы добавлять счастье, мудрость и комфорт членам общества»10.

Д. Дана считал, что художественные музеи США должны следовать своей собственной модели, «рассеяв мрак, в который они погрузились, позаимствовав неподходящую для себя устаревшую традиционную европейскую модель»11.

Эту критику Дана адресовал крупнейшим американским художественным музеям того времени, деятельность которых не вполне отвечала интересам американского общества. По его мнению, создателей этих музеев «больше интересовала мода и современность музеев, чем их практическая польза и приятность». Дана считал, что произведения старой европейской школы, а также дорогие, редкие предметы иностранного происхождения, которые преимущественно выставлялись в этих музеях, не имели никакого отношения к истории и судьбе молодой нации. Поэтому они не могли вызвать отклик в душе американского зрителя, «дать импульс к улучшению его жизни и самообразованию»; значит, это «не просто бессмысленно, но еще и пагубно»12.

Д. Дана утверждал, что в «новом музее» должны быть представлены произведения современного дизайна и промышленности, которые посетители могли бы использовать при оформлении своих домов; кроме того, люди должны иметь возможность видеть «прекрасные предметы», которые тесно связаны с историей и судьбой иммигрантов, создавших американскую нацию. «Новый музей» должен воспитывать у посетителей терпимое отношение друг к другу, уважение к истории своей страны, способствовать консолидации общества. Дана говорил об «улучшающей» способности выставленных в художественных музеях предметов (будь то великое произведение искусства или обычный керамический горшок), которые способны воспитывать вкус человека, вызывать у него желание украсить свой домашний быт13.

Д. Дана критиковал старую доктрину художественного музея как «храма искусств», в котором «кураторы обучают и даже развлекают только самих себя». По мнению Даны, американский музей должен заботиться не о том, как прославиться с помощью накопления шедевров, а об интересах своих посетителей. Этот автор

утверждал, что собрание предметов - это еще не музей, а всего лишь коллекция вещей, «с которыми ни один из посетителей не мог когда-либо надеяться соприкоснуться». Дана наставлял такого посетителя:

Важнее быть чувствительным, восприимчивым, чем знающим; важнее чувствовать, что вещь важна для тебя, и получить удовольствие, чем узнать, кто создал эту вещь и когда, где она была сделана и при каких условиях, кто ею владел и кто владеет сейчас, сколько он за нее заплатил и что великие критики сказали об этой вещи14.

По мнению Даны, «эффективное использование» музея заключается в проведении различных образовательных и развлекательных программ, интересных для всех представителей местного сообщества.

Таким образом, Джон Коттон Дана впервые отчетливо сформулировал идею неформального музейного образования. Еще в начале ХХ в. он предвидел необходимость сотрудничества музеев, школ и библиотек, предоставляющих своим посетителям различные образовательные и развлекательные программы. Задолго до появления маркетинговых исследований и новых музеологических теорий Дана подчеркивал необходимость подчинять программу деятельности музея интересам его потенциальных посетителей; он рассуждал о пользе рекламы и РИ-технологий для расширения аудитории музея. Дана призывал: «Узнайте, в какой помощи, в каких программах нуждается местное общество, и направьте работу музея к этим нуждам»15.

Д. Дана уделял большое внимание проблемам грамотного управления музеями, эффективности использования тех средств, которые они получают от спонсоров и меценатов. В 1920 г. исследователь писал:

Эффективность, ценность музея определяется не стоимостью его здания и содержания, не редкостью, аукционной стоимостью его коллекций. Музей можно назвать хорошим только в той степени, насколько полно он используется. Здравый смысл требует, чтобы институт, поддерживаемый обществом, делал что-нибудь для своих покровите-лей16.

В работах Д. Даны не были сформулированы четкие критерии, по которым могла бы оцениваться эффективность работы художественных музеев. Он полагал, что ценность той или иной услуги каждого конкретного музея может быть определена только самими

посетителями. Но деятельность музея в целом должна тем или иным способом «добавить обществу счастья, мудрости и комфорта». Деятельность музея не может приобретать никакой окончательно сложившейся формы, так как «законченный музей -это мертвый музей, так же как и законченная коллекция». По мнению Даны, чтобы оставаться интересным и нужным, музей «должен непрерывно развиваться и расти». Кроме того, музею необходимо часто менять форму экспозиции своих коллекций, а также методы управления - «в зависимости от изменения требований и нужд общества».

Как отмечал С. Уэйл, некоторые идеи Дж. К. Даны о развитии художественных музеев США были осуществлены только годы спустя другими музейными специалистами. Например, его предложение представлять в художественном музее образцы современного дизайна и достижений промышленности нашло воплощение в залах нью-йоркского МОМА: в 1950-х гг. целая серия выставок «Хороший дизайн» была здесь организована Эдгаром Кауфманом мл. в содружестве с Чикагским товарным рынком. Только сейчас, через столетие после выхода работ Даны, можно говорить о том, что художественные музеи США стали серьезными арбитрами современного вкуса, оказывающими значительное влияние на стандарты городского дизайна, архитектуры и рекламы. Так, убеждение Даны, что музей должен представлять интересы представителей различных социальных групп, способствовало открытию в 1967 г. Музея Анакостии Смитсоновского института, представляющего историю, культуру и традиции афроамериканцев17.

Таким образом, несмотря на различия взглядов Бенджамина И. Гилмана, Джорджа Б. Гуда и Джона К. Даны, все эти исследователи в той или иной степени признавали важность образовательной и воспитательной функции художественных музеев США. Ж. Базен объясняет это так:

Ответственность за социальные услуги крепко устоялась в душах граждан этой пуританской и позитивистской страны, где источником всех человеческих достижений считается образование18.

В настоящее время добровольное и безвозмездное участие в работе американских музеев тысяч людей, не жалеющих ни своего времени, ни своей эрудиции, чтобы выступить в роли экскурсоводов, позволяет функционировать и тем музеям, которые имеют очень скромный бюджет. Проведение лекций, концертов и киносеансов, публикация научных работ по искусству стала обычной практикой для современного художественного музея. В течение

ХХ в. музей постепенно превращался в университет и место развлечений для множества людей. Как отмечал Ж. Базен, концепция музея в своем развитии описала круг, и теперь «художественный музей будущего» все больше напоминает академию, древнегреческий мусейон19.

Дискуссии о назначении художественного музея продолжаются и сегодня, в том числе и по поводу их образовательных функций. Проведенное в 2003 г. анкетирование 135 художественных музеев США показало, что более 80% из них предлагают посетителям образовательные программы и планируют их расширение.

Примечания

1 AlexanderЕ.P. Museum masters: their museums and their influence. California, USA,

by AltaMira Press, 1995; Alexander E.P., Alexander M. Museums in motion: An introduction to the history and functions of museums. N.Y.: AltaMira Press, 2008; Weil S.E. Making Museums Matter. Washington D.C.: Smithsonian Institution Press, 2002.

2 Gilman B.I. Museum Ideals of Purpose and Methods // Museum of Fine Arts. Boston:

Museum at the Riverside Press, 1918.

3 ^t. no: Alexander E.P. Museum masters... P. 281.

4 Ibid. P. 282.

5 The New Museum. Selected Writings of John Cotton Dana. BiblioBazaar, LLC, 2008.

6 Weil S.E. Op. cit. P. 256.

7 The New Museum. Selected Writings of John Cotton Dana. P. 35.

8 Weil S.E. Op. cit. P. 257.

9 The New Museum. Selected Writings of John Cotton Dana. P. 36.

10 ^t. no: Alexander E.P. Op. cit. P. 379.

11 Ibid. P. 380.

12 Weil S.E. Op. cit. P. 257.

13 Ibid. P. 257.

14 The New Museum. Selected Writings of John Cotton Dana. P. 36.

15 Ibid. P. 38.

16 Ibid. P. 39.

17 Weil S.E. Making Museums Matter. P. 253.

18 Bazin G. The Museum Age. N.Y., 1967. P. 261.

19 Ibid. P. 260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.