Научная статья на тему 'Художественный мир поэзии «Тихих лириков» украинского шестидесятничества'

Художественный мир поэзии «Тихих лириков» украинского шестидесятничества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2952
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шестидесятники / «тихая лирика» / философские мотивы / Родина / мать / любовь / природа / фольклор / sixties / “quiet lyrics” / philosophical motives / homeland / mother / love / nature / folklore

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Третьяченко Алла Владимировна, Якимович Елена Леонидовна

Примечательным творческим явлением в украинской литературе, как и в других национальных культурах 60–70-х гг. XX в., стала художественная тенденция, получившая название «тихая лирика». Это поэтическое течение, рожденное эпохой шестидесятников, создало свои духовно-эстетические ориентиры и проблемно-тематические интересы, созвучные с предыдущей литературной эпохой. Статья посвящена исследованию феномена «тихой лирики» как неординарного литературного направления. Внимание акцентировано на раскрытии мотивно-образного разнообразия творчества ярких представителей «тихой поэзии» украинского шестидесятничества – В. Базилевского, В. Диденко, П. Засенко, В. Коржа, В. Лучука, Б. Мамайсура, П. Перебийноса, В. Пидпалого, В. Ярынича, жизненный путь каждого из которых обозначен личной драмой. В их «тихой лирике» преобладает пафос утверждения добра и красоты, естественности во всем, жизни в полноте ее проявлений, отчетливо прослеживается проницательный взгляд в прошлое. Поэзия мастеров слова об окружающем мире и глубине человеческой души, открытие неизвестных истин и новых жизненных путей, тревожный дух исканий и находок – естественные явления для литературного процесса того времени. Представители «тихой лирики» – творческие индивидуальности, их общественные позиции далеко не во всем совпадают, но сближает поэтов ориентация на определенную систему этико-эстетических координат: публицистической и эстрадности «революционных» шестидесятников они противопоставляют элегичность, мечтам о социальном обновления – идею возвращения к истокам народной культуры. В статье проанализированы ключевые образы-понятия творчества авторов – родная земля, Родина, мать, любимая, природа. Отмечены характерные черты лирического наследия художников – медитативность, философизм, элегичность, откровенность, глубокий фольклоризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art World of the Poetry of “Silent Lyriсists” by the Ukrainian Sixtiethianness

Prominent artistic phenomenon in the Ukrainian literature, along with other national cultures and literatures of the 1960–70s, is trend of so called “quiet lyrics”. This poetic movement, declared in the 1960s, postulated specific spiritual and aesthetic vectors and thematic interests, consonant with presumptions of the previous literary era. This papers studies phenomenon of “quiet lyrics” as unusual literary pattern. The attention is focused on the motive-figurative diversity in the creation of outstanding representatives of the “quiet poetry” of Ukrainian sixties. as V. Bazilevsky, V. Didenko, P. Zasenko, V. Korzh, V. Luchuk, B. Mamaisor, P. Perebiynis, V. Pidpaly, V. Yarynich, way of life each of which formed personal drama. In their “quiet lyrics” pathos of the apology of good and beauty, naturalness in everything, life in fullness of its manifestations prevails, by the astute look in the past is distinctly traced. Poetry of these masters about the world and the depth of the human soul, the discovery of unknown truths and new ways of life, the disturbing spirit of search and discovery was common for the literary process of the time. Representatives of the “quiet lyrics” were creative individuals, their social positions were not the same in all, but common was their orientation for a certain system of ethical and aesthetic coordinates: they oppose to journalism and “revolutionary” publicity of the 1960s their e elegiac mood, to the dreams of social renewal their own idea of return to the origins of folk culture. Analysis of the key images as the concepts of the authors’ creativity, such asnative land, homeland, mother, beloved, nature, allows to note characteristic features of the lyric heritage of these artists, such as meditative, philosophism, elegiac, candor, deep folklorism.

Текст научной работы на тему «Художественный мир поэзии «Тихих лириков» украинского шестидесятничества»

Новый филологический вестник. 2019. №1(48). --

А.В. Третьяченко (Тирасполь, Молдова) ORCID ID: 0000-0003-1898-1970 Е.Л. Якимович (Тирасполь, Молдова) ORCID ID: 0000-0003-1609-9765

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПОЭЗИИ «ТИХИХ ЛИРИКОВ» УКРАИНСКОГО ШЕСТИДЕСЯТНИЧЕСТВА

Аннотация. Примечательным творческим явлением в украинской литературе, как и в других национальных культурах 60-70-х гг. XX в., стала художественная тенденция, получившая название «тихая лирика». Это поэтическое течение, рожденное эпохой шестидесятников, создало свои духовно-эстетические ориентиры и проблемно-тематические интересы, созвучные с предыдущей литературной эпохой. Статья посвящена исследованию феномена «тихой лирики» как неординарного литературного направления. Внимание акцентировано на раскрытии мотивно-образного разнообразия творчества ярких представителей «тихой поэзии» украинского шестидесятничества - В. Базилевского, В. Диденко, П. Засенко, В. Коржа, В. Лучука, Б. Мамайсура, П. Перебийноса, В. Пидпалого, В. Ярынича, жизненный путь каждого из которых обозначен личной драмой. В их «тихой лирике» преобладает пафос утверждения добра и красоты, естественности во всем, жизни в полноте ее проявлений, отчетливо прослеживается проницательный взгляд в прошлое. Поэзия мастеров слова об окружающем мире и глубине человеческой души, открытие неизвестных истин и новых жизненных путей, тревожный дух исканий и находок - естественные явления для литературного процесса того времени. Представители «тихой лирики» - творческие индивидуальности, их общественные позиции далеко не во всем совпадают, но сближает поэтов ориентация на определенную систему этико-эстетических координат: публицистической и эстрадности «революционных» шестидесятников они противопоставляют элегичность, мечтам о социальном обновления - идею возвращения к истокам народной культуры. В статье проанализированы ключевые образы-понятия творчества авторов - родная земля, Родина, мать, любимая, природа. Отмечены характерные черты лирического наследия художников - медитативность, философизм, элегичность, откровенность, глубокий фольклоризм.

Ключевые слова: шестидесятники; «тихая лирика»; философские мотивы; Родина; мать; любовь; природа; фольклор.

A.V. Tretiachenko (Tiraspol, Moldova)

ORCID ID: 0000-0003-1898-1970 E.L. Yakimovich (Tiraspol, Moldova) ORCID ID: 0000-0003-1609-9765

Art World of the Poetry of "Silent Lyricists" by the Ukrainian Sixtiethianness

Abstract. Prominent artistic phenomenon in the Ukrainian literature, along with other national cultures and literatures of the 1960-70s, is trend of so called "quiet lyrics". This poetic movement, declared in the 1960s, postulated specific spiritual and aesthetic vectors and thematic interests, consonant with presumptions of the previous liter-

ary era. This papers studies phenomenon of "quiet lyrics" as unusual literary pattern. The attention is focused on the motive-figurative diversity in the creation of outstanding representatives of the "quiet poetry" of Ukrainian sixties. as V. Bazilevsky, V. Didenko, P. Zasenko, V. Korzh, V. Luchuk, B. Mamaisor, P. Perebiynis, V Pidpaly, V. Yarynich, way of life each of which formed personal drama. In their "quiet lyrics" pathos of the apology of good and beauty, naturalness in everything, life in fullness of its manifestations prevails, by the astute look in the past is distinctly traced. Poetry of these masters about the world and the depth of the human soul, the discovery of unknown truths and new ways of life, the disturbing spirit of search and discovery was common for the literary process of the time. Representatives of the "quiet lyrics" were creative individuals, their social positions were not the same in all, but common was their orientation for a certain system of ethical and aesthetic coordinates: they oppose to journalism and "revolutionary" publicity of the 1960s their e elegiac mood, to the dreams of social renewal their own idea of return to the origins of folk culture. Analysis of the key images as the concepts of the authors' creativity, such asnative land, homeland, mother, beloved, nature, allows to note characteristic features of the lyric heritage of these artists, such as meditative, philosophism, elegiac, candor, deep folklorism.

Key words: sixties; "quiet lyrics"; philosophical motives; homeland; mother; love; nature; folklore.

Малоисследованным творческим явлением XX в. является лирика, которую относят в новейшей украинской литературе к «тихой» с ее психологической погруженностью, образной уязвимостью, метафорической изысканностью, концептуальной откровенностью, философской гармоничностью, глубинной медитативностью.

Понятие «тихая лирика» в современном литературоведении до сих пор не истолковано. Его корни находим в творчестве Г. Сковороды, достаточно четко оно просматривается в лирике Б.-И. Антонича, неоклассиков, поэтов эпохи Расстрелянного возрождения Е. Плужника и В. Свидзинского. Явление приобретает типичный характер в 60-х годах ХХ в. в украинской и других национальных литературах.

Впервые термин «тихая лирика» ввел в литературоведение в середине 60-х годов известный российский критик Вадим Кожинов в связи с научной интерпретацией творчества русского поэта Николая Рубцова. Он писал: «В моей памяти Н. Рубцов неразрывно связан со своеобразным поэтическим кружком ... К кружку этому принадлежали С. Куняев, А. Передреев, В. Соколов и младшие поэты - Э. Балашов, А. Черевченко, И. Шкляревский и др. ... Позже сформировалось литературное явление, которое получило в критике название "тихая лирика". Более того, это течение определило целый этап в развитии отечественной литературы» [Кожинов, 1]. Н. Зуев [Зуев 1984, 13] считает, что лирика названа «тихой» из-за ее ориентации на строгий классический размер. Такая поэзия отличается простотой и четкостью, ей чуждо новаторство, а проблематика сужается к внутреннему углублению человека в себя.

Украинский литературовед Ю. Ковалив утверждает: «"Тихая лири-

ка" - условное название лирического течения в украинской литературе 70-х - начале 80-х годов ХХ в., которое имело преимущественно сдержанное натурфилософское направление, характеризовалось вниманием к онтологическим проблемам существования человека, отрицало установки "соцреализма", стараясь не конфликтовать с ним» [Ковалив 2007, 484485]. Авторы такой поэзии сосредотачивают свое внимание на душевном состоянии человека, сущности его человеческого бытия и внутренней самоуглубленности, духовной и нравственной ориентации, на переживаниях и поисках собственных истоков, корней, утраченных национальных традиций. Это лирика интенсивного, углубленного философского осмысления действительности.

Термин «тихая» лирика или «тихая» поэзия - относительный. Как отмечает М. Домчук, «в украинском контексте "тихая поэзия" означала не столько тембр, тональность звучания, сколько одну из моделей литературной деятельности (наряду с "молчанием", "диссидентством") - эзопов язык, а также художественную позицию ... упорно "держать оборону Слова"» [Домчук 2004, 18]. Для представителей «тихой лирики» их собственное творчество было своеобразной компенсацией того, чего не хватало в реальной жизни, в ней они черпали силы, энергию и воодушевление для жизни. Их поэзия - позиция тихого бунта, приглушенного сопротивления власти. Пытаясь найти пути художественной и жизненной правды, авторы «тихой поэзии» были вынуждены действовать замаскировано, намеками, с помощью средств иносказания, иронии, аллегории выражать свой протест политическому строю. В их негромких стихах, иногда даже окрашенных любовными переживаниями, глубоко и убедительно звучит общественное, общенародное («Мгновение» В. Пидпалого, «Скрипка» В. Лучука).

В украинской литературе «тихая лирика» как художественно-эстетическое явление связана с именами В. Базилевского, В. Диденко, И. Жиленко, В. Забаштанского, П. Засенко, Н. Кащук, Г. Кириченко, В. Коржа, В. Лучу-ка, В. Малышко, Б. Мамайсура, П. Мовчана, П. Перебийноса, В. Пидпало-го, Л. Талалая, Д. Чередниченко, В. Ярынича и др.

Одаренные молодые писатели, получив непродолжительную возможность свободно творить и писать, находились в жаждущем поиске новых идей. Примечательно, что представителям этого поэтического направления в условиях тогдашней власти не пришлось пережить серьезных творческих трансформаций, противоречащих природе их таланта, однако жизнь каждого из них обозначена личной драмой.

На поэтическую арену фактически в одночасье авторы выходили со своими дебютными произведениями, в частности в этом лирическом разнообразии отличались сборники Василия Диденко «Степовичка» (1965), Владимира Забаштанского «Приказ каменщиков» (1960), Петра Засенко «На ярмарке ветров» (1965), Наталии Кащук «Весеннее пробуждение» (1959), Виктора Коржа «Борвий» (1966), «Закон кисти» (1967), Владимира Лучука «Мерцание» (1964), Бориса Мамайсура «Будет ли шторм?» (1963), Петра Перебийноса «Предчувствие дороги» (1975), Владимира Пидпало-

го «Зеленая ветка» (1963), Дмитрия Чередниченко «Отава» (1966). В их «тихой лирике» преобладает пафос утверждения добра и красоты, человека, человечности, природы и естественности во всем, жизни в полноте ее проявлений, отчетливо прослеживается проницательный взгляд в прошлое. Поэзия мастеров об окружающем мире и глубина человеческой души, открытие неизвестных истин и новых жизненных путей, тревожный дух исканий и находок - естественные явления для творческого процесса того времени. Литературовед Г. Райбедюк отмечает: «Несмотря на ярко выраженные черты индивидуальной художественной манеры каждого из шестидесятников, общим для них было непрестанное стремление служить своему народу, раскрепостить человеческий дух, открыть новые страницы в истории национальной культуры» [Райбедюк 2012, 25].

Следует заметить, что представители «тихой поэзии» - творческие индивидуальности, их общественные позиции далеко не во всем совпадают, но сближает мастеров слова, прежде всего, ориентация на определенную систему этико-эстетических координат: публицистической и эстрадно-сти «революционных» шестидесятников они противопоставляют элегичность, мечтам о социальном обновления - идею возвращения к истокам народной культуры. В «тихой лирике» социальные конфликты словно ин-тровертируются, лишаются политической остроты и трибунной вспыльчивости. Ведущей чертой такой поэзии является откровенный разговор с миром, погружение в духовный мир человека. Это поэтическое течение, рожденное эпохой шестидесятников, создало свои художественно-эстетические ориентиры и проблемно-тематические интересы, созвучные с предыдущей литературно-художественной эпохой.

«Тихие лирики» осознают свою высокую миссию поэта нести честное слово во имя сохранения собственной художественной сущности и общечеловеческой справедливости. Такое сочетание в творчестве эстетических и гражданских идеалов заставляет их стоически, а иногда и страдальчески искать удачный поэтический образ, меткое слово: Слово шукатиму // ноч1 / дм // в пол1, у мор1, // на купим. // Як до меж1 // без шчого дтду, //може, до слова // ближче впаду... [Щцпалий 2011, 176]. Похожие творческие интенции находим у поэта В. Лучука: П1дранок - вибух! - // Слово знайдено [Лучук 1968, 98-99]. Без поиска невозможно проникнуть в духовный мир человека. Собственно, это один из тех творческих принципов, которые утверждает украинская поэзия 1960-х.

Философские мотивы продуктивно разрабатывают репрезентанты «тихой лирики» В. Базилевский, Б. Мамайсур, Л. Талалай, В. Ярынич. В частности, В. Базилевский в стихотворении «Обыденные терцины» размышляет над вечными проблемами бытия, быстротечностью времени: А час тече кр1зь брами 7 загати. //М1ж пальщв невблаганно струменить, // Спадаючи тском побыя хати. // Кричи, хоч лопни: «Зупинися, мить!»... [Базилевський 1970, 34].

Выразительным гражданским пафосом и социальной сатирой наполнены философские размышления Б. Мамайсура: А може, це не я живу на

свгтг, // А хтось за мене ходить на роботу, //1 вгршг пише, 7 з людьми гри-зеться, //А я лише тд'юджую його ... //... Це зовам нероздвоення особи, // Скор1ше це роздвоення епохи... [Мамайсур 1997, 31]. Произведения поэтов поражают художественной откровенностью, попыткой понять нетленные человеческие ценности. Авторы стремятся творчески осмыслить пройденный путь, определить свое место под солнцем.

Создатели «тихой лирики» - в основном выходцы из села. Поэтому в их текстах этот образ символизирует единство с землей, указывает на укорененность в родной грунт. Для них село - берег детства, неисчерпаемый духовный колодец, который вдохновляет на протяжении всей жизни. Это земля родителей, родной дом, отчие пороги.

Недаром по этому поводу критик И. Дзюба отмечает: «... есть среди молодых поэтов и такие, которые, оставаясь прежде всего представителями этой стихии "земли", формирующей весь характер их метафорического мышления и стилистики, обнаруживают ее остро, с большой свежестью и энергией формы ... Они с другого конца - уже не из "города", а из "села", от "земли" стремятся к "глобальности", "соборности"» [Дзюба 2006, 476].

В поисках опор своего экзистенциального самостояния представители «тихой лирики» обращаются к корням. Поэзия В. Пидпалого о родном селе передает щемящие размышления лирического героя о земле, которую он оставил еще в юности, однако сросся с ней навсегда. С настроениями В. Пидпалого перекликаются лирические размышления поэта В. Диденко: Розмагтий св1т, прив1тт хати, // Тихий скрип кринищ-журавля [Дщенко 1976, 39].

Образы родной земли, отчих порогов широко отражены и в творчестве представителя «тихой поэзии» П. Засенко: Бузок зацв1в - густий 7 сишй видих - // Земля вв1 см з1тхнула на меж1... // Я дома знов. I знов душею витих, //Хоч стте мак у мене у душ1 [Засенко 1969, 70].

К лирическим миниатюрам сподвижников эмоционально близки поэтические картины В. Коржа: Прощання незбагненмсть. Угор1 // Плин журавл1в / втома крил солона, //1 проростають в небо димар1 //Димами запахущими соломи [Корж 1967, 53].

Насыщенность красок, выразительность контуров в стихах мастеров свидетельствуют о высоте творческого духа, приподнятости настроения лирического героя, его слиянии с окружающим бытием.

В творчестве авторов «тихой лирики» тема малой родины тесно связана с темой Украины. В стихотворении В. Пидпалого «Тихая элегия», написанном в последние годы жизни, щемящая любовь к Родине выплескивается через край, взрывается Шевченковскими реминисценциями: Коли мене питають: Украгну // чи зможеш ти забуть на чужим? - // кричу: клад1ть мене отуту домовину //живим!.. «О д н а к о в 7 с 7 н ь к о м е н ¡» [Щцпалий 2011, 164]. Мотивами сыновней любви к Родине, влюбленности в красоту ее просторов пронизаны поэтические строки и П. Перебийноса: Украгно! Сонях остигае //1лоскоче золотом щоку. //Ялюбов'ю тихо присягаю //На твоему пол1-рушнику [Перебийню 1995, 13].

Нередко образ Родины переплетается с бессмертным образом матери. В связи с этим М. Бондаренко справедливо отмечает: «Для украинцев образ Матери триединый: любовь к родной матери, которая перерастает в глубокое уважение к Матери Божьей, которая всегда была покровительницей украинцев, и неугасимую пылкую любовь, которая воплощалась в вечной борьбе, к Матери-Украине, нуждающейся в защите» [Бондаренко, 1]. И подтверждением служат строки В. Пидпалого: «Украгна - то докон-че мати» [Щцпалий 2011, 137].

В стихотворении В. Ярынича «Мамины руки - как рушник» возникает образ неутомимой сельской труженицы; воспеты усталые мамины руки, которые ласкали и растили детей, оберегали от всякой беды: Материт руки - як кортня: // Так ж вузлуват1 i чорм // eid ро-боти i eid землi. // Материн руки - вода цтюща // Bid ycix хвороб, eid усяких болей. // Материн руки - витвiр мистецтва [Яринич 1971, 24]. Трогательно и задушевно обращается и В. Диденко к матери: Прощання митъ... I лиш хустина // Мен цвта оддалеки // Й хороша усмшка едина // З-nid найрiднiшог руки [Дщенко 1976, 47].

Образ Пресвятой Богородицы как всемогущей заступницы человечества перед Богом украинцы всегда ассоциировали с самым дорогим человеком - матерью: УБоянсъкШ церmi стою. // Дивлюсъ на мадоннин палъ-ц //1пригадую матiр свою, //Що на поле стшитъ у фуфайц [Лучук 1968, 109-110].

В любовных стихах писатели «тихой лирики» развивают мотивы любви, одиночества, разлуки, измены. Сердечные чувства поэты переливают в напевные строки, полные нежных чувств, светлой грусти: ...Йде весна над землею, // i рожевi пелюстки летятъ на траву... //Говори, говори, хоч м-коли своею //хоч ткали своею тебе не назву... [Щцпалий 2011, 51]. Стихотворения проникнуты ласковыми мелодиями, ностальгическими воспоминаниями о первой любви: у В. Коржа «Згорто все. Iполум'ярозтало... //А в серц залишиласъ ти одна» [Корж 1967, 81], у В. Диденко «Зовутъ тепер матусею мою любавку русую» [Дщенко 1976, 70]. Безответная любовь лирического героя В. Лучука взрывается досадой и ревностью: «Ходи собi з ним! Живи собi з ним! - // А я через десятъ роюв з причин безпричинних уп'юся в дим...» [Лучук 1986, 191]. В любовных произведениях В. Яры-нича звучат мотивы глубокой обиды, даже разочарования в любимой: . А колисъ порiвнював тебе // З Свободою на барикадах, // Не знаючи, що ображаю цим // Картину Делакруа... // I тепер я мушу просити в нъого // Пробачення [Яринич 1971, 38].

Поэтические произведения творцов находятся в глубокой связи с народнопоэтической поэтикой, в них отчетливо ощутимый национальный дух и колорит. Фольклор для писателей - способ мышления, код души, эволюция генетического сознания. Авторы широко используют народно-песенные образы и обороты - вышивка, колодец-журавль, девушка-куница, дороги-рушники, долюшка-колодец - и общенародные образы из флоры и фауны - калина, шиповник, терн, ель, вишня, яблоня, дуб, барвинок,

рута-мята, мак, рожь, подсолнечник, журавль, кукушка, соловей, жаворонок, ласточка, дикие гуси, аист.

Во многих стихах народно-поэтические мотивы глубоко переплетаются с мотивами природы, а живописные пейзажи привлекают красотой и разнообразием красок, богатством и глубиной образов: «земля eei CHi зтх-нула на межi» [Засенко 1969, 70], «oöipyn тополь висою факели // nucmi i святковi, мов хорал...» [Щцпалий 2011, 68], «заколисали голубi eimpu» [Корж 1967, 83], «сумують лтг край берега, // а зорi плавають в ставу» [Лучук 1962, 71], «синього втру наллято в гаг», «пролiскiв зграйка роз-квтла» [Дщенко 1976, 45], «зашептали зорi по-весняному....» [Мамайсур 1997, 95]. Окружающий мир помогает писателям познавать удивительную вселенную, отыскивать гармонию с ним, он является неисчерпаемым источником жизни и вдохновения для художников. Как отмечает М. Домчук: «В произведениях представителей "тихой поэзии" определяющей стилевой доминантой стало утверждение одухотворенного, а не технологического отношения к родной земле и природе, которая живет по законам, не всегда доступным человеку. "Тихая лирика" синтезировала основные направления украинской поэтической культуры: народное поэтическое творчество, украинскую классическую поэзию, "крестьянскую" ее ветвь, в которой воспроизведено особое мироощущение человека - непосредственного участника диалога с землей» [Домчук 2004, 18].

Художественное наследование традиций украинского фольклора, обогащение произведений создателей «тихой лирики» народно-поэтическими мотивами, образами, символикой указывает на их глубокую укорененность в национальную почву, обращение к духовно-историческим источникам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зуев Н. Поэзия Николая Рубцова // Литература в школе. 1984. № 1. С. 13-20.

2. Кожинов В. Жизнь и поэзия Николая Рубцова. Воспоминания современников. В кругу московских поэтов. URL: http://www.rubtsov.id.ru/Memories/kojinov. htm (дата обращения 30.03.2018).

3. Базилевський В. Свилиця: поези. К., 1970.

4. Бондаренко М. Образ матер1 в украшськш культура URL: http://www. marynakb.livejournal. com/7651.html (дата обращения 12.02.2018).

5. Дзюба I. З кринищ ли. К., 2006.

6. Дщенко В. Мережки сонця. К., 1976.

7. Домчук М. «Амплгтуда поета - в1д земл1 аж до неба...»: Володимир Щдпа-лий у контекст шшльно! програми // Дивослово. 2004. № 5. С. 18-23.

8. Засенко П. Княз1вство трав: Поези. К., 1969.

9. Корж В. Закон пензля. К.,1967.

10. Лгтературознавча енциклопед1я: у 2 т. / [авт.-уклад. Ю. I. Ковал1в]. К., 2007.

11. Лучук В. Осоння. К., 1962.

12. Лучук В. Поези. К., 1968.

13. Мамайсур Б. Другий початок. К., 1997.

14. Перебийшс П. Нав1ки зупинена мить // Рщна школа. 1995. N° 7-8. С. 12-13.

15. Шдпалий В. О. Золоп джмелт вибраш твори. К., 2011.

16. Райбедюк Г. Вивчення творчосп украшських поепв-дисиденпв. 1зма!л, 2012.

17. Яринич В. Земна сповщь: поезп. К., 1971.

REFERENCES (Articles from Scientific Journals)

1. Zuyev N. Poeziya Nikolaya Rubtsova [The Poetry of Nikolai Rubtsov]. Literatura v shkole, 1984. no. 1, pp. 13-20. (In Russian).

2. Domchuk M. "Amplituda poeta - vid zemli azh do neba...": Volodymyr Pid-palyy u konteksti shkil'noyi prohramy ["The Amplitude of the Poet - from the Earth Right up to Heaven...": Vladimir Pidpaly in the Context of the School Curriculum.]. Dyvoslovo, 2004, no. 5, pp. 18-23. (In Ukrainian).

3. Perebyynis P. Naviky zupynena myt' [Forever Stopped the Moment]. Ridna shkola, 1995, no. 7-8, pp. 12-13. (In Ukrainian).

(Monographs)

4. Kovaliv Yu.I. Literaturoznavcha entsyklopediya [Literary Encyclopedia]. Kiev, 2007. (In Ukrainian).

5. Raybedyuk H. Vyvchennya tvorchosti ukrayins'kykh poetiv-dysydentiv [Study of Creativity of Ukrainian Dissident Poets]. Izmail, 2012. (In Ukrainian).

(Electronic Resources)

6. Bondarenko M. Obraz materi v ukrayins'kiy kul'turi [The Image of the Mother in Ukrainian Culture]. Available at: http://www.marynakb.livejournal. com/7651.html (accessed 12.02.2018). (In Russian).

7. Kozhinov V Zhizn'i poeziya Nikolaya Rubtsova. Vospominaniya sovremennikov. V krugu moskovskikh poetov [The Life and Poetry of Nikolai Rubtsov. Memories of Contemporaries. In the Circle of Moscow Poets]. Available at: http://www.rubtsov. id.ru/Memories/kojinov.htm (accessed 30.03.2018). (In Russian).

Третьяченко Алла Владимировна, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры украинской филологии. Научные интересы - украинская литература XX в.

E-mail: [email protected]

Якимович Елена Леонидовна, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры украинской филологии. Научные интересы - украинская литература XX в.

HoBbiü jмnоnогицecкиü BecmHUK. 2019. №1(48). --

E-mail: [email protected]

Alla V. Tretiachenko, T.G. Shevchenko Pridnestrovian State University. Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of Ukrainian literature. Research interests: Ukrainian literature of the 20th century. E-mail: [email protected]

Elena L. Yakimovich, T.G. Shevchenko Pridnestrovian State University. Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of Ukrainian literature. Research interests: Ukrainian literature of the 20th century. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.