Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР И. Г. ТОРОПОВА: ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В ПОДРОБНОСТЯХ ПЕЙЗАЖА'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР И. Г. ТОРОПОВА: ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В ПОДРОБНОСТЯХ ПЕЙЗАЖА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИ ПРОЗА / И.Г.ТОРОПОВ / ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА / ПЕЙЗАЖ / НАТУРФИЛОСОФИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР КОМИ / ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зиявадинова О. С.

Статья посвящена раскрытию натурфилософских истоков в творчестве коми прозаика, как направления в литературе, культуре в целом для выяснения сущности этнической культуры. Исследована эволюция темы природы, демонстрирующая систему натурфилософских координат в сознании коми писателя ХХ века, его полемический диалог с эпохой и собственными духовными интенциями. Рассмотрена художественная философия природы как совокупность философских попыток толковать и объяснять природу с целью познания связей и закономерностей явлений природы. Выявлены натурфилософские концепции и философские системы, повлиявшие на их формирование, исследована специфика образного мышления, отраженная в поэтике природоописаний. Рассмотрены основные мировоззренческие аспекты воплощения темы взаимоотношений природы и человека: комплекс философских, социальных, экологических, эстетических идей, принципы их художественного изображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART SPACE BY I.G. TOROPOV: PHILOSOPHICAL IDEAS IN DETAILS OF LANDSCAPE

The article is devoted to the disclosure of natural philosophical sources in the works of Komi prose writer, as a trend in literature and culture in general, to clarify the essence of ethnic culture. The evolution of the theme of nature is studied, which demonstrates the system of natural - philosophical coordinates in the mind of the Komi writer of the 20th century, his polemical dialogue with the epoch and his own spiritual intentions. The artistic philosophy of nature is considered as a set of philosophical attempts to interpret and explain nature with the aim of knowing the connections and patterns of natural phenomena. The natural philosophical concepts and philosophical systems that influenced their formation were revealed, the specificity of figurative thinking, reflected in the poetics of nature descriptions, was investigated. The main ideological aspects of the embodiment of the theme of the relationship between nature and man are considered: a complex of philosophical, social, ecological, aesthetic ideas, the principles of their artistic representation.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР И. Г. ТОРОПОВА: ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В ПОДРОБНОСТЯХ ПЕЙЗАЖА»

УДК 82.0 (091). 82-14

О. С. Зиявадинова

О. S. Ziavadinova

Художественный мир И. Г. Торопова: философские идеи в подробностях пейзажа

Art space by I.G. Toropov: philosophical ideas in details of landscape

Статья посвящена раскрытию натурфилософских истоков в творчестве коми прозаика, как направления в литературе, культуре в целом для выяснения сущности этнической культуры. Исследована эволюция темы природы, демонстрирующая систему натурфилософских координат в сознании коми писателя XX века, его полемический диалог с эпохой и собственными духовными интенциями. Рассмотрена художественная философия природы как совокупность философских попыток толковать и объяснять природу с целью познания связей и закономерностей явлений природы. Выявлены натурфилософские концепции и философские системы, повлиявшие на их формирование, исследована специфика образного мышления, отраженная в поэтике природоопи-саний. Рассмотрены основные мировоззренческие аспекты воплощения темы взаимоотношений природы и человека: комплекс философских, социальных, экологических, эстетических идей, принципы их художественного изображения.

Ключевые слова: коми проза, И. Г. Торопов, человек и природа, пейзаж, натурфилософия, национальный мир коми, традиционное мировоззрение.

The article is devoted to the disclosure of natural philosophical sources in the works of Komi prose writer, as a trend in literature and culture in general, to clarify the essence of ethnic culture. The evolution of the theme of nature is studied, which demonstrates the system of natural-philosophical coordinates in the mind of the Komi writer of the 20th century, his polemical dialogue with the epoch and his own spiritual intentions. The artistic philosophy of nature is considered as a set of philosophical attempts to interpret and explain nature with the aim of knowing the connections and patterns of natural phenomena. The natural philosophical concepts and philosophical systems that influenced their formation were revealed, the specificity offigurative thinking, reflected in the poetics of nature descriptions, was investigated. The main ideological aspects of the embodiment of the theme of the relationship between nature and man are considered: a complex ofphilosophical, social, ecological, aesthetic ideas, the principles of their artistic representation.

Keywords: Komi prose, I. G. Toropov, man and nature, landscape, natural philosophy, national world of Komi, traditional world outlook.

И. Г. Торопова (1928-2011) — художника огромного гуманистического дарования, одного из крупнейших писателей России, ставят в один ряд с такими признанными писателями, как Ю. Шесталов, А. Тимонен, Г. Красильников, В. Баталов [1, с. 249]. «Тэрыб Кок» (Быстроногий, 1969), «Кодзувкоткар» (Муравейник, 1974), «Арся сьыланкыв» (Осенняя песня, 1976), «Тян» (1982), «Оштб эн лый кыкысь» (Не стреляй в медведя дважды. 1988) посвящены теме природы и человека, их взаимным связям. В художественном мире И. Г. Торопова осознается потребность «восстановить» природу в своих правах, пробудить в человеке его «прапамять», в которой хранится «воспоминание» о первоистоке. Проза автора раскрыла образ деревенского человека, особенностью которого является погруженность в мир природы, привязанность к родному дому, родным полям, реке и лесу, единство ритма человеческой жизни с жизнью природы, вписанного в природный миропорядок, унаследовавшего многовековую народную нравственность. Обратившись к основам бытия человека, эта проза не могла не задуматься над «вечными» вопросами: о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, его взаимоотношении с природой. Основополагающим в понимании природы коми писателем является философское ее осмысление, она реализует-

© Зиявадинова О. С., 2021

ся в природоведческих наблюдениях, пронизанных ощущением красоты и гармонии природного мира, идеей родственного внимания человека к природе.

В повести «Тян» представлены две разные точки зрения на сущность жизни. Содержательна и мудра жизнь солдат Ивана, которая служит утверждению и продолжению на земле ее лучших начал: сохранить лучшее в жизни, передать его по наследству новым поколениям. Ценная и привлекательная черта в облике тороповского героя — чувство человеческого достоинства, нравственная чистота, это проявляется в сцене, когда через много лет вновь происходит встреча двух непримиримых врагов солдат Ивана и Бисина, который браконьерски пользуется дарами природы. Он расставил петли, в которую попалась мать-лосиха и погибла. Солдат Иван не может простить ему этого убийства, два потомственных охотника стреляют друг в друга и погибают, драматическая ситуация жизни разрешается смертью. В повести сталкиваются два потока жизненных обстоятельств, солдат Иван с Бисиным ровесники, природа наделила и наградила каждого талантом, оба они потомственные коми охотники, которым нет равных, а итоги получились разные.

Образ героя является примером удачной художественной реализации национального характера коми человека, коми-охотника, знатока Пармы. Солдат Иван — это лесной человек, потомственный коми охотник, знающий повадки птиц и зверей, он по-настоящему близок природе. Герой повести является достойным продолжателем дела легендарного Тяна, мудрого охотника Ииркапа, богатыря Перы [2, с. 46]. В связи с этим сюжет произведения обогащен легендами, преданиями, прямые и опосредованные мотивы которых не только создают национальный колорит повести, но и непосредственно участвуют в развитии концепции произведения. Повесть «Тян» можно назвать «поэтическим гимном охотнику, его смелости, отваге» [1, с. 267], сберегающего отношения к окружающей среде, таким предстает солдат Иван, таким же был и другой легендарный солдат Тян, давший имя местному краю, лесной речке. Форма народного предания, включенная в текст повествования, придает сказовый характер всему произведению; предание о Тяне, введенное в повесть, выступает своего рода «вставным текстом», который становится репрезентантом смысловой доминанты повести.

Гуманистический смысл во взгляде на окружающий животный и растительный мир представлен в повести «Арся сьыланкыв». Повесть открывается описанием затянувшейся, хмурой, мрачной весны. Экспозиция произведения выполняет, по сути, предсказательную, судьбоносную функцию — готовит читателя к предстоящей драме. Именно в такой день Питирим, один из главных героев, встречает Степана Федоровича, человека, прошедшего войну, как и Бисин из повести «Тян», но безжалостного по отношению к миру природы, ее красоте, богатствам и дарам. В начале повести автор призывает читателя прислушаться к звуку произведения. Хотя само повествование еще не начато, не намечена еще коллизия, по сути, читатель уже улавливает общее настроение, которое определяет восприятие всего текста в целом. В описании затянувшейся весны ощущается тревожное состояние повествователя. Его душевное волнение, напряжение не исчезнет на протяжении всего развития действия в произведении. Более того, оно будет усиливаться. Природа тоже как бы предчувствует опасность, беду, разбушевавшаяся Печора предчувствует катастрофу, ей придаются масштабы вселенского потрясения. Писатель изображает в повести бунт природы, возмущенной бесцеремонным вмешательством человека. В реализации авторского замысла большое значение приобретает сон героини, который имеет вещий характер, в нем намечено будущее. Райде снится, что река Печора загорелась, потому что в нее сливают нефть. «Сновидение, связанное с образом главной героини, связывает сон с будущим, оно отражает ее душевную борьбу, говорит о том, что происходит с Райдой, которая по-особому, возвышенно ощущает красоту родной земли, с другой — о том, что с ней произойдет, в одном сновидении произошло соединение психологического и вещего смыслов» [3, с. 97]. Сон, включенный в сюжет повести, вносит лирическую струю в повествование, является его неотъемлемым структурным элементом, помогает глубже понять переживания героини, ее внутреннее состояние. Сновидение эмоционально насыщено, что подчеркивается соответствующей лексикой. Крик, плач

— все это придает эмоциональную окрашенность и экспрессию. Образ пламени указывает на предстоящую опасность: огонь — это вселенская катастрофа, он включается в формулу гибели человечества. Из содержания сна очевидно, что существует некая угроза уничтожения живой прекрасной жизни. Стихия огня, несущая гибель, оказывается негативной, разрушительной силой [3, с. 98]. И. Г.Торопов изображает реку как живое существо, образ загрязненной Печоры и рыб одушевлен не без мысли о родстве всего живого. Признак одушевленности понимается преимущественно как отсвет социальной идеи, в этой роли он выступает в повести: пылающая Печора, кровавое зарево пожара символизируют социально-философское противостояние природа — человек, где натура, ее целесообразность, истина резко противопоставлены «царю природы» с несправедливостью и оскорблением самого себя насилием, жестокостью.

В конце произведения описывается, как Степан Федорович губит маленьких утят жестоко и бездумно. Повесть завершается словами: «А юр весьтаныс, зэв вылын содз енэжас, шывкъялю — гогралю сырья борда Козяин да, бурако, ас ногыс сералю» [4, с. 108] (А над головой, высоко в чистом небе, бесшумно кружил Хозяин и, похоже, по-своему смеялся. Перевод подстрочный наш. — О.З.). Права в своей трактовке образа ястреба — Хозяина JT. В. Гудырева, которая сделала вывод, что он «символизирует могущество природы и призван следить за героями-гостями своего лесного царства» [2, с. 43]. Более содержательным представляется смысловое наполнение данного образа Г. В. Беляевым, считавшим, что ястреб является воплощением злого духа природы, который хочет взять что-то взамен у людей, губящих окружающий мир, поэтому его «смех» ужаснее и страшнее, чем горький плач [5, с. 108]. Степан Федорович, несущий тяжелый мешок с добычей, оказался затянутый болотом; автор, таким образом, подчеркивает, что природа имеет «всепокоряющее влияние», она — «невидимая космическая сила», перед которой человек абсолютно бессилен.

Значительное место в повести «Ошто эн лый кыкысь» И. Торопова отведено образу медведя. Произведение начинается с описания вторжения «железных механизмов» в естественную среду: деревья сбиты тракторами, земля вспахана. Медвежонок стал «устраиваться» в новом лесу, но он не может забыть прежнее место, вспоминает мать-медведицу, берлогу, где они жили. Автор вводит в ткань повествования рассказ о медведе, из которого нам становится известно, что много лет назад люди и животные жили вместе, понимали друг друга. Чувство природы в повести автора формируется преимущественно в плоскости духовной жизни героев, оно сосредоточено не только на образе земли, леса, но обнимает природу в целом и подчеркнуто связывается с мифическими представлениями о мире — о законах его строения, отраженных в этиологических, космологических мифах. И. Г. Торопова заставила обратиться к мифу философски осмысляемая им историческая ситуация — время разрушения жизненных укладов, трагического разлома устоявшегося мира. Образ медведя имеет мифологическую основу.

Писатель преследовал определенную цель в подобной творческой установке: «он стремился осмыслить природу и человека шире пределов настоящего мгновения, сопоставить современное состояние с некой "вечной" моделью, чтобы понять направленность человеческой истории...» [2, с. 118]. Повествование в произведении, опираясь на мифологический образ, передает историю расторжения взаимосвязи человеческого общества с природой. В начале произведения природа — мир земной и небесный, животный и растительный изображается автором как гармоническое целое, слаженное единство. Далее рисуется трагический финал этого конфликта: медведь, символизирующий одухотворенность природы, оказывается бессилен перед железными механизмами нового времени. С уходом медведя из леса мифологическая история природы, с которой гармонично был связан патриархальный человеческий мир, поворачивает к своему завершению, и начинает твориться новая история, в котором место медведя занимает человек с топором, являющийся не защитником, а истребителем природы, а патриархальный мир сменяется индустриальным. Таким образом, создается универсальная оппозиция «прошлое / будущее, несущая ответы на философские, социально-нравственные, экологические проблемы, которая читается как время единства с природой /

время разлада с ней, время природы / время железа, время гармонии человека и природы / время борьбы человека с природой» [6, с. 142].

Проблема взаимоотношений человека и природы имеет и собственно экологический аспект, важное место в ней занимает актуальная сегодня идея сохранения многообразия форм природной жизни как условия устойчивости природного мира. В повести «Оштб эн лый кыкысь» И. Г. Торопова развивается одна из постоянных в русской и коми литературе тем — тема гибнущего леса (А. П. Чехов «Дядя Ваня», «Вишневый сад», К. Ф. Жаков «Бегство северных Богов», Л. Леонов «Русский лес»), который изображен как основа жизненного уклада, символ исторической памяти. В повестях «Оштб эн лый кыкысь», «Арся сьыланкыв», «Тян» экологическая тема развивается как тема браконьерства (лесничий Катша Мишка, Степан Федорович, Бисин). Автор создает картину бунта природы, характерную для экологически ориентированных произведений («Соть» Л. Леонова, например). Подобные картины выводят экологическую проблематику на уровень философского осмысления, чему способствует и язык универсальных символов, характерный для произведений экологической направленности.

Отказ от традиционных представлений в произведениях автора изображается как следствие тотального отчуждения человека от природы, а это последнее — как мировая трагедия. Вместо рухнувшей системы ценностей не создается новой, а без этого не может быть равновесия между двумя крупными величинами земной цивилизации — природой и человеком. Мы можем сделать вывод, что в творчестве И. Торопова обнаруживаются тенденции к мифологизации, которые в целом были характерны для младописьменных и молодых литератур 1960-1980-х гг. Вызвано, это думается, стремлением монументали-зировать традиционное мироощущение, подчеркнуть «неправильность» современного развития (Ю. Шесталов, В. Санги, А. Ким, Ч. Айтматов).

В рассмотренных нами произведениях развита мотивно-образная система, создающая сквозной образ природы, содержатся развернутые природоописания. Тема природы реализуется в нескольких аспектах: социально-философском, нравственно-этическом, экологическом. Социальная функция природы в произведениях автора первична, выход ее на первый план объясняется спецификой изображаемой действительности — традиционным укладом жизни. Кроме того, писатель формирует природозащитную концепцию, имеющую просветительский характер. Просветительская цель выражается в создании идеальной человеческой личности, воплощающей «вечные» нормы отношения человека с природой. Идеальные люди — это «герои — хранители и созидатели», люди, ратующие за разумное пользование природой. Природное начало, осознаваемое как условие цельности человека и окружающего мира, в художественном мире автора выступает в качестве своеобразной ценностной шкалы, по которой оцениваются поступки героев. Позиция И. Г. Торопова во взгляде на окружающую природу осуществлена на основе философского понимания мира как взаимосвязанных сущностей, диалектически объединенных законом движения. Он не признает возможным автономное, самодостаточное существование отдельной части от целого, поэтому человек является важным, неотделимым от единой природной жизни элементом.

Список литературы

1. Микушев А. К. На таежных просторах. М.: Современник, 1986. 304 с.

2. Гудырева Л. В. Художественное своеобразие прозы И. Г. Торопова. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 2005. 116 с.

3. Торопов И. Г. Арся сьыланкыв: Вбр-ва йылысь гижбдъяс. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1976. 168 с.

4. Гурленова Л. В. Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 1998. 179 с.

5. Беляев Г. В. Книгаын да олбмын : статья чукбр. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1977. 152 с.

6. Зиявадинова О. С. Художественное своеобразие прозы И. Г. Торопова: Мир природы и человека // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2013. № 4. С. 96-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.