Научная статья на тему 'Художественный метод Михаила Ларионова 1900-1910 гг. : синтез предметно-образного и живописного'

Художественный метод Михаила Ларионова 1900-1910 гг. : синтез предметно-образного и живописного Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
605
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО XX ВЕКА / АВАНГАРД / "БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ" / ПЛАСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРИМИТИВИЗМ / ЛУЧИЗМ / РУССКИЕ СЕЗАННИСТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Королева Ольга Александровна

В статье рассматривается художественный метод М. Ларионова начала 1910-х гг., основным приемом которого видится синтез фабулы и живописной формы. В раннем творчестве художника нашла отражение тенденция, характеризующая искусство начала XX века, смещение акцента с сюжетного поиска на выразительность пластической формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественный метод Михаила Ларионова 1900-1910 гг. : синтез предметно-образного и живописного»

"Культурная жизнь Юга России" 3 6 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 1 (64), 2017

УДК 17.00.04 О.А. КОРОЛЕВА

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД МИХАИЛА ЛАРИОНОВА 1900-1910 гг.: СИНТЕЗ ПРЕДМЕТНО-ОБРАЗНОГО И ЖИВОПИСНОГО

Королева Ольга Александровна, аспирант Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, преподаватель Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается художественный метод М. Ларионова начала 1910-х гг., основным приемом которого видится синтез фабулы и живописной формы. В раннем творчестве художника нашла отражение тенденция, характеризующая искусство начала XX века, - смещение акцента с сюжетного поиска на выразительность пластической формы.

Ключевые слова: искусство XX века, авангард, «Бубновый валет», пластическое мышление, примитивизм, лучизм, русские сезаннисты.

UDC 17.00.04 O.A. KOROLEVA

THE MIKHAIL LARIONOV ARTISTIC METHOD OF 1900-1910th IN THE CONTEXT OF FINE ARTS AT THE TURN OF THE XIX-XXth CENTURIES: THE SYNTHESIS OF OBJECT-FIGURATIVE WITH PICTURESQUE

Koroleva Olga Aleksandrovna, the graduate of the Saint Petersburg state academic institute of fine arts, sculpture and architecture named after I.E. Repin, lecturer at Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]

Abstract. The Mikhail Larionov's artistic method of the early 1910th is considered in the article. The main expedient of the artist's method in this period is synthesis the plot with the picturesque form. The tendency, which generally characterized the turn of art of the XXth century reflects in the early creativity of artist. Keywords. Art of the XXth century, avant-garde, Bubnovyi valet, plastic intellection, primitivism, luchism, russian sezannists.

Художественный метод Михаила Ларионова, как и многих художников рубежа XIX-XX вв., развивался стремительно и быстро. На смену импрессионистическому периоду приходит увлечение народным творчеством, сменяющееся «лучистскими» поисками, в рамках которых отчетливо обозначилась идея приведения фабулы к живописной форме [1, с. 477-483]. Непременным атрибутом живописной практики Ларионова была мысль о необходимости и возможности преломления повествовательного рассказа при помощи пластических средств сквозь призму собственного мироощущения [2, с. 181].

В работах 1890-х - начала 1900-х гг. эта черта наметилась в виде «сплавленной и пастозной, в «серой» манере», которая продолжалась в большей мере в отдельных работах вплоть до середины десятилетия [3, с. 38]. Для ранних холстов Ларионова начала 1900-х годов характерны: сплавленная живописная кладка мазка; подчеркнутая фрагментарность мотива; тонально-цветовая разработка в пределах больших локальных масс цвета; повышение пастозных свойств изобразительной поверхности; отсутствие единой логики в фактурном освоении плоскости холста. Художника интересует предмет в его связи с пространством с точки зрения нерасчлененного живописного единства поверхности [4, с. 288-289].

Пластическое мышление Ларионова обостряется во второй половине 1910-х годов, приобретая самостоятельность в таких жанровых полотнах, как «Парикмахер» (1907), «Провинциальный франт» (1907), «Утро рабочего (Пекарь)» (ок. 1908), «Деревенские купальщицы» (1909), «Курящий солдат» (1910); турецкие сцены 1910-го года; солдатская

№ 1 (64), 2017

"Теория и история искусства"

серия того же периода; декоративные работы из цикла «Времена года». Уже в 1912 году из-под кисти Ларионова выходят многочисленные «лучистские» холсты.

Как и Гончарова, художник сознательно обращается к обыденным, несерьезным, даже шуточным мотивам. Центральной предстает тема городской жизни, полной суетности. Яркое, декоративное пластическое решение полотен подготовлено сдержанными, монохромными и тонко нюансированными по цвету натюрмортами, которые художник создавал почти одновременно. Для большинства натюрмортных и жанровых композиций характерно контрастное пластическое воплощение, заключающееся в живописности первых и нарочитой грубости вторых.

Герои Ларионова подчеркнуто картинны, они почти не движутся, застыв в нарочито неестественных позах, словно перед камерой фотоаппарата. Прием своеобразной «статичной динамики» частично позаимствован из пластического арсенала Гончаровой, однако если у нее подчеркнутая недвижимость была знаком движения, приобретая вневременный, атемпоральный характер, то Ларионов не выходит на уровень предельных обобщений и зачастую, наоборот, прибегает к приему травестирования.

Лапидарные, подчеркнуто простые композиционные схемы усиливают впечатление грубой трактовки форм. Сцены выхвачены из пространственной среды; не имеет значения, что именно происходит с персонажем (в этом видятся атемпоральные ноты), важнее пластическая интерпретация ситуации. Жанр Ларионова тяготеет к деперсонализации с точки зрения образа, что ведет за собой уплощение пространства и отказ от проработанной детали. Нередко пространство дематериализуется до условного неразработанного фона, следующим шагом подобного «развеществления» живописи становится чистая абстракция [5, с. 170, 181].

Ларионов, в противоположность мастерам конца XIX столетия, стремившихся наполнить холст «говорящими» деталями, способствующими более полному раскрытию образа, избегает конкретизации временных характеристик и введения любого рода темпоральных атрибутов. Персонажи лишены черт иллюзорности, реалистичности. Художник мыслит повествовательно не с точки зрения объективной достоверности, но с позиций пластической выразительности.

Одним из основных художественных принципов Ларионова, как и других ведущих мастеров «Бубнового валета», является использование локального цвета как средства уплощения пространства, предметов, фигур, что, в свою очередь, вызывает обостренное ощущение материала [5, с. 186]. Доминанта пластического нередко влияет и на тематический выбор, и на источники вдохновения. Например, знаменитую турецкую серию, созданную в 1910 году, художник создает на основе впечатлений от вывесок «турецких» кофеен и табачных лавок [3, с. 44]. Подобная опосредованная трактовка сюжета вполне характеризует специфику мышления художников начала XX века, для которых приоритетным становятся не натурные ощущения, а пластический импульс. В этом отношении Ларионов выступает как предвестник постмодернистских приемов палимпсестного плана.

Вершиной жанрового творчества раннего Ларионова стал его «Солдатский цикл» (1911), с легкой руки Г.Г. Поспелова превратившийся в «настоящее зерно ларионовского примитивизма» [3, с. 45]. Холсты серии можно разделить на несколько типов: работы собственно «вывесочного» плана - «Курящий солдат», «Солдат верхом»; «натурно-провинциальные», натурные композиции - «Близ лагеря», отчасти «Утро в казармах»; холсты, находящиеся на пересечении непосредственно натурной и собственно примитивистской линий - «Отдыхающий солдат», «Венера»; для этих работ в большей степени характерно ограничение цветности.

Если в ранних произведениях «движение живописи» находилось в согласии с сюжетами и формами, то в «Солдатской серии» резко-брутальная фабула «как бы бросает вызов самой руке и кисти художника, и кисть принимает вызов, отвечая напором и резкостью живописной работы» [3, с. 46-47].

"Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (64), 2017

Мотивами всех произведений цикла являются солдатский быт и его составляющие. В стремлении или даже в невозможности отклониться от линии живописного единства, намеченной в более ранних произведениях, Ларионов уподобляет фигуры корням растений, возвращаясь к «витальной» концепции натюрмортов начала 1910-х гг.

Образный строй работ создается за счет синтеза повествовательного и эмоционального планов и пластического воплощения. Смелое утрирование форм, жесткая, уверенная лепка объемов и резкие изломы фигур усиливают экспрессию. Ларионов работает большими цветовыми массами, достигая единства предметно-образного и живописного. Обращает на себя внимание введение в композицию надписей в качестве повествовательного элемента, создающих эффект своеобразного двойного комментирования.

Жанровый метод Михаила Ларионова отличен от творческих исканий мастеров второй половины XIX века. При всей определенной фольклорной ясности художник принципиально несимволичен. Акцент делается на основные пластические средства, используемые Ларионовым, в числе которых сплавленная живописная кладка мазка, подчеркнутая фрагментарность мотива, тонально-цветовая разработка в пределах больших локальных масс, повышенные пастозные свойства поверхности, утрирование форм, жесткая лепка объемов, резкие изломы фигур.

Литература

1. Ларионов М.Ф. Лучизм. 1913 // Мастера искусства об искусстве. Т. 7. М., 1970. С. 477-483.

2. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М.,

1993.

3. Поспелов Г. Г. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х гг. М., 1990.

4. Пунин Н.Н. Импрессионистический период в творчестве М.Ф. Ларионова // Материалы по русскому искусству. Т. 1. Л., 1928.

5. Кофман А.Ф. Примитивистская составляющая авангардизма // Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. М., 2010. Т. 1. С. 157-229.

References

1. Larionov M.F. Luchizm. 1913 // Masters of art about art. V. 7. Moskow, 1970. Pр. 477-483.

2. Sarabianov D.V. Istorija russkogo iskusstva konca XIX - nachala XX veka [The history of Russian art of the late XIX - early XX century]. Moskow, 1993.

3. Pospelov GG. Bubnovyj valet: Primitiv i gorodskoj fol'klor v moskovskoj zhivopisi 1910-h gg. [Jack of diamonds: Primitive and urban folklore in Moscow painting 1910-ies.]. Moskow, 1990.

4. Punin N.N. Impressionistic period in the works of M.F. Larionov // Materials of Russian art. V.1. Leningrad, 1928.

5. Kofman A.F. Primitivistskaja sostavljajushhaja avangardizma // Avangard v kul'ture XX veka (1900-1930 gg.): Teorija. Istorija. Pojetika [Primitive component of the avant-garde // The avant-garde in culture of the 20th century (1900-1930): Theory. History. Poetics: 2 volumes]. Moskow, 2010. Vol. 1. Pp. 157-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.