Научная статья на тему 'Художественный конфликт как основной компонент сюжета трагедии Г. Плиева «Чермен».'

Художественный конфликт как основной компонент сюжета трагедии Г. Плиева «Чермен». Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
510
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛИЕВ Г. / "ЧЕРМЕН" / ВНЕШНИЙ КОНФЛИКТ / ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бязрова А. Р.

В статье рассматривается конфликт как один из наиболее важных компонентов сюжета трагедии Г. Плиева "Чермен". Автор выделяет в структуре трагедии внешний социальный и внутренний нравственно-психологический конфликты, развивающие и более полно раскрывающие содержание произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The art conflict as a basic component of the plot of the tragedy "Chermen" by G. Pliev

The conflict as one of the most important components of the plot of the tragedy "Chermen" by G. Pliev is considered in the article. The author allocates a social (external) and a psychological (internal) conflicts in the tragedy's structure; these conflicts develop and reveal the contents of the work.

Текст научной работы на тему «Художественный конфликт как основной компонент сюжета трагедии Г. Плиева «Чермен».»

А. Р. Бязрова

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ СЮЖЕТА ТРАГЕДИИ Г. ПЛИЕВА «ЧЕРМЕН»

Работа представлена отделом фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследовании им. В. И. Абаева

ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания.

Научный руководитель - доктор филологических наук, ведущий сотрудник института Р. Я. Фидарова

В статье рассматривается конфликт как один из наиболее важных компонентов сюжета трагедии Г. Плиева «Чермен». Автор выделяет в структуре трагедии внешний - социальный и внутренний - нравственно-психологический конфликты, развивающие и более полно раскрывающие содержание произведения.

The conflict as one of the most important components of the plot of the tragedy «Chermen» by G. Pliev is considered in the article. The author allocates a social (external) and a psychological (internal) conflicts in the tragedy's structure; these conflicts develop and reveal the contents of the work.

9 4

Художественный конфликт как основной компонент сюжета трагедии Г. Плиева «Чермен»

Проблема изображения художественного конфликта имеет особое значение для драматургии. С ней связаны все вопросы развития драматургии - вопросы идейности, художественности, вопросы вторжения литературы в жизнь, успешного осуществления ею своей воспитательной роли. Характер конфликта определяет и характер пьесы, и ее место в духовной жизни народа. Само понятие «конфликт» концентрирует в себе идею о борьбе противоположностей. В любом явлении духовного и общественного бытия заложена конфликтная структура. Именно в художественном конфликте сфокусированы как отношения героя с окружающей его действительностью, так и важнейшие многообразные связи художника с миром, оценка им действительности.

Изображаемый драматургом жизненный конфликт преломляется в пьесе в виде столкновения человеческих характеров, ибо драматургия немыслима вне борьбы человеческих страстей, в ней источник ее развития. Противоборствующие герои ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. Действия одних вызывают противодействия других, и в пьесе неизбежно назревает конфликт. Так, основой конфликта является столкновение характеров в их непрерывной связи с окружающими их обстоятельствами.

В трагедии Г. Плиева «Чермен» конфликт выражен в виде борьбы героя с представителями феодальной знати. Герой приобретает духовные качества, позволяющие ему в ходе познания и анализа окружающей его действительности вступить в борьбу с отрицательными явлениями жизни. Многогранность отношений героя с обществом, с окружающими людьми зависит от широты его взглядов, от того, насколько глубоко он осознал проблемы времени, эпохи, конфликты жизни и их истоки. Таким образом, в трагедии художественный конфликт возникает на основе непримиримых противоречий между субъективными стремлениями героя и объективными обстоятельствами жизни.

Г. Плиев изображает жизнь в непрестанном движении. «Движение - это принципы организации материала и изображения человека, раскрывающие их внутреннюю сущность, без которой немыслима литера -тура. Материальный мир находится в вечном движении, жизнь человека и общества -тоже»1. Плиев мастерски изображает движущуюся жизнь. Конфликт, сюжет, характеры не выступают из произведения, а в его ткани раскрывают конфликты, противоречия, людские судьбы эпохи на примере судьбы одной личности.

Автор ставит в центр сложнейшей переломной эпохи психологически и духовно содержательную личность. В драме одного человека, во взаимодействии его с окружающей средой писатель вскрывает соци-альные и нравственно-философские причины общественной трагедии.

В трагедии Г. Плиева «Чермен» конфликт воплощается в системе действия и событий, т. е. в сюжете. Конфликт пьесы дву-планов: с одной стороны, это противоречия между властителями (Дакко, Бестол и им подобные) и подвластными (народ во главе с Черменом) - это внешний, социальный конфликт. С другой стороны, действие движется благодаря внутреннему нравственно-психологическому конфликту героя, выраженного в его стремлении стать свободным.

Таким образом, в структуре произведения можно выделить несколько линий конфликта: борьба Чермена за землю - внешний конфликт - общий фон для раскрытия внутреннего, более важного и значимого конфликта.

Чермен требует земли, зная, что без нее нет счастья и свободы. Феодалы, в свою очередь, не хотят делиться, заведомо зная, что «потребуют того же остальные». А это означает крушение жизненных основ феодалов. Наделив бедноту землей, они будут работать на своих полях, а феодалам придется самим

Трудиться вместо этих беглецов -Пахать и сеять, и пасти скотину, И в грязных стойлах убирать навоз... Немыслимо!2

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Феодалы понимают, что встала угроза потери своего положения «хозяев» жизни, и пытаются всеми возможными средствами сохранить свое господствующее положение. Чермен также не намерен мириться. Он начинает стихийную борьбу за улучшение своего жизненного положения. Неизбежно назревает конфликт, происходит столкновение двух противоположных мировоззрений. Это есть внешний конфликт, который сформулирован как борьба двух непримиримых антагонистических сил. Таково существо конфликта. Но в трагедии художественный конфликт перенесен в глубь событий, характеров и их драматические соотношения. Иначе говоря, общественный конфликт приобретает вторую жизнь, идея получает конкретную оболочку: под социальной подоплекой скрываются ценностные ориентации, в борьбе за которые погибает герой. Так, на базе внешнего конфликта реализуется внутренний, основанный на оскорблении личного достоинства, борьбе за свободу и справедливость.

В трагедии с огромной художественной силой вскрывается процесс духовного воз -рождения человека, процесс борьбы за эмансипацию личности. Чермен - личность, он не терпит унижений. Бестол знает об этом и предупреждает других:

Не дав ему земельного надела, -

Он сам его потребует... Обиду

И униженье он простить не сможет...3

Таким образом, второй причиной столкновения Чермена с феодалами послужило оскорбление личного достоинства. Создается сложная психологическая коллизия: герой задумывается над тем, почему Дакко не знает ни в чем нужды, а такие, как он, влачат полуголодное существование.

В центре повествования стоит человек, прошедший путь от покорности хозяевам жизни к анархическому бунту. Писатель внимательно прослеживает процесс развития самосознания личности.

Г. Плиев пытается в яркой и образной форме показать общие закономерности эпохи, острые столкновения, сложившиеся

между старым, консервативным и дающим ростки новым миром. В данном произведении «воплощены явления большого социального звучания, нарисованы «ступени жизни», ведущие от смиренности, от неясности и расплывчатости идеала - к осознанию своего человеческого долга, к борьбе за ломку сущего»4.

В различных эпизодах и картинах трагедии отображены уродливые и негативные проявления старого, гибнущего мира. Эта борьба нового со старым определяет характер, внешний фон трагедии. Однако, как уже было сказано выше, писатель гораздо глубже проникается в идейный смысл этой борьбы, раскрывая через нее концепцию личности, пришедшего к осознанию собственной самости. Здесь раскрывается глубокий идейно-нравственный и философский смысл социальной борьбы.

В выборе конфликта, в самом подходе к нему выявляется широта жизненного кругозора драматурга. Содержание произведения Г. Плиева определяет подлинный, жизненный конфликт. Оно живет, дышит этим конфликтом и полностью отвечает требованиям драматического конфликта: «Драматический конфликт должен охватывать многообразные явления жизни и человеческие характеры, не приукрашивать действительности. Этот конфликт должен возникнуть из столкновения побеждающих сил с отживающим, из защиты положительного и решительного осуж-дения отрицательного»5.

В основе всякого сюжета лежит некое противоречие. В сюжете о Чермене оно выливается в прямое столкновение (конфликт), при этом на лицо два члена оппозиции: добро - зло, справедливость - несправедливость, свобода - принуждение и т. д. Таким образом, в основе сюжета о Чермене лежат нравственно-философские и социально-философские оппозиции. Сюжет строится на сопоставлении понятий, отличающихся всеобщностью, общезначимостью содержания. Степень всеобщности содержания этих понятий и обусловливает

отчетливость выражения философской тенденции в структуре произведения.

Обращение в трагедии к философским проблемам отводит на второй план заявленный социальный конфликт. Так, конфликт героя с враждебным ему укладом жизни, составляющий основу действия трагедии, переходит в конфликт нравственно-

философский, что выражается во внутренней неустроенности героя, ощущении душевного дискомфорта.

Таким образом, в трагедии Г. Плиева наблюдаются два тесно сопряженных конфликта, определяющие характер произведения, раскрывающие его идейный и нравственно-философский стержень.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шаззо К. Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978. С. 8.

2 Плиев Г. Дз. Чермен: Трагедия в пяти актах. Орджоникидзе, 1957. С. 26.

3 Там же. С. 27.

4 Ломидзе Г. Единство и многообразие советской литературы // История советской многонациональной литературы. Т. 2. Кн. 1. С. 56.

5 Араксманян А. О драматическом конфликте // Идейность и мастерство. М.: Искусство, 1953. С. 227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.