МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ
УДК 821.161.1
Мальцева Т.В.
Художественный и идейный смысл традиции в пьесе А.Н. Островского «Не так живи, как хочется»
В статье рассматривается роль понятия традиция как основы мировоззрения драматурга А.Н. Островского и сюжета пьесы «Не так живи, как хочется».
The article discusses the role of tradition as the basis for the worldview and the main plot in play by A.N. Ostrovsky "Not so live as you want".
Ключевые слова: А.Н. Островский, драматургия, комедия, традиция.
Key words: A.N. Ostrovsky, drama, Comedy, tradition.
Имя и драматургическое наследие Александра Николаевича Островского неотделимы от развития русской литературы и культуры. 47 пьес драматурга составили основу репертуара русского театра второй половины XIX века. Именно они стали основой для становления русской театральной школы и психологизма как главной ее особенности. Островского любили, смотрели, читали, но прочитан он все-таки не до конца и тенденциозно.
Русская критика видела в Островском сатирика купеческого быта, который изобличал «темное царство», «дикие нравы», «непросвещенность купечества». Действительно, Островский ярко и трагически показал губительность самодурства и драматические последствия купеческой жадности. Критики объяснили это тем, что Островский в молодости работал канцеляристом в двух московских судах - совестном и коммерческом, поэтому знал и хитрые аферы, и семейные предательства, и бессовестные обманы. Его герои взяты им из судебной практики и реальных судебных дел. Но критики не задумывались, какой идеал сложился в сознании Островского относительно человеческого характера, и от каких правил отступают изображенные драматургом персонажи.
Только в последнее время появились работы, которые показывают источники мировоззрения Островского и его взгляда на человека. По-новому открывает Островского книга Галины Владимировны Мосалёвой «"Непрочитанный" Островский: поэт исконной России» [1]. Г.В. Мосалёва показывает, что Островский был прежде всего христианином. Целью Островского было не осмеивание своих героев. Сам драматург объяснял это так: «... Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоску-
© Мальцева Т.В., 2015
347
ет. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее».
Главной идеей драматургии Островского является идея преображения и просветления души. Г.В. Мосалёва пишет: «Герои Островского относятся любовно к миру как Божьему творению. Мир в целом у Островского светел и иерархичен: он никогда не заканчивается земными границами, а автор и его герои ясно видят перед собой идеал» [1, с. 90-91]. А это значит, что как бы глубоко нравственно не упал человек в пьесах Островского, его всегда остановит на краю «разверстой бездны» какое-нибудь знамение, молитвенное слово, внутренний голос. Критик Петр Васильевич Евстафиев проницательно заметил, что Островский «умеет доискиваться человечности <... > в непривлекательных фигурах. Они - живые люди...» [3, с. 48].
Читать, смотреть и понимать пьесы Островского нельзя только с эстетических и филологических позиций: «. изучение поэтики русской литературы в отрыве от ее религиозных корней является сегодня явным анахронизмом», - считает Иван Андреевич Есаулов [4, с. 230]. Важнейшие понятия в поэтике Островского - традиция и предание, выразителем и последователем которых является купечество [5]. Критик Аполлон Александрович Григорьев отмечал, что не купцов и купеческую жизнь изображал в своих пьесах Островский, а русского человека и народную жизнь России, что ключом к прочтению пьес Островского является не слово «самодурство», а слово «народность» [5].
Купечество, по мысли Островского, ближе всего к народным основам жизни и православию. А то, что кажется невежеством, патриархальностью, косностью - это некое спасительное оцепенение, в котором герои сохраняют традиции «стародавней русской жизни», приверженность древним обычаям. Древние обычаи хранит Москва. Описанию жизни московского купечества посвящено 29 пьес Островского. В «Записке о положении драматического искусства в России в настоящее время», написанной Островским в 1881 году, драматург замечал, что если в Москве в 1830-е годы публика была «преимущественно дворянская», то к 1880-ым годам «население Москвы преимущественно купеческое и промышленное», в результате чего Москва «становится торговым центром России» [7, X, с. 136]. Островский пишет о Москве как городе, население которого пополняют разбогатевшие крестьяне из промышленных местностей Великороссии: Ярославля, Владимира, Кинешмы, Костромы, Нижнего Новгорода. «Недавние крестьяне» становятся «публикой» «для московских театров»: «Они не гости в Москве, а свои люди; их дети учатся в московских гимназиях и пансионах; их дочери выходят замуж в Москву, за сыновей они берут невест из Москвы» [7, X, с. 137]. Москва Островского - исторический и патриотический центр государства, сердце России: «Там древняя святыня, там исторические памятники, там короновались русские цари и коронуются русские императоры, там, в виду торговых рядов, на высоком пьедестале как образец русского патриотизма стоит великий русский купец
348
Минин. В Москве всякий приезжий, помолясь в Кремле русской святыне и посмотрев исторические достопримечательности, невольно проникается русским духом. В Москве все русское становится понятнее и дороже» [7, X, с. 137].
Все самое «русское» Островский уже определил в одной из ранних пьес «Не так живи, как хочется» (1855). В основе сюжета лежит частная драматическая человеческая ситуация. Само название пьесы «Не так живи, как хочется» показывает, что в основе народного сознания заложены некие ограничения. Первоначальное название пьесы «Божье крепко, а вражье лепко: масленица» уточняло, что это были за ограничения. В названии были противопоставлены «Божья воля» и «своеволие», на чем, собственно, и строится сюжет пьесы.
Молодой купец Петр, влюбившись в девушку Дашу из проезжего городка, сманивает ее в Москву. Даша без родительского согласия убегает с Петром из дома. В Москве они венчаются, и некоторое время живут счастливо, а затем начинаются семейные злоключения. Женатый Петр влюбляется в дочь хозяйки постоялого двора Грушу. Петру хочется погулять: «Что во мне удали, так на десять человек хватит!». Петр обманул в свое время Дашу, теперь обманывает Грушу, «сказываясь» ей холостым. Все герои страдают. Источником страдания является желание молодых героев поступать по-своему, нарушение детьми родительской воли, которая в бытовом сюжете являет Божью волю.
Отец Петра и родители Даши прощают своеволие своих детей, но при всей их любви к своим детям поддерживают противоположную сторону. Вот Петр рассказывает отцу, что жена ему больше не люба, она обуза в поисках счастья. На что отец указывает ему: «Тебя нешто кто неволил ее брать? Сам взял, не спросясь ни у кого, украдучи взял, а теперь она виновата? <...> Своевольщина и все так живет. Наделают дела, не спросясь у добрых людей, а спросясь только у воли своей дурацкой, да потом и плачутся, ропщут на судьбу, грех к греху прибавляют, так и путаются в гре-хах-то, как в лесу» [8, 1, c. 342]. Даша тоже хочет от мужа вернуться к родителям, но ее отец Агафон отказывается взять ее обратно в родительский дом: «Ты одно пойми дочка моя милая: Бог соединил, человек не разлучит. Отцы наши так жили, не жаловались - не роптали. Ужели мы умней их? Поедем к мужу» [8, 1, с. 374].
Островский устами своих персонажей высказывает мысли о предназначении человека, о святости брака, о путях спасения падшего человека в свете евангельских заповедей. К примеру, в диалоге отца с сыном противопоставляются «разум» как воплощение божественного откровения и «свой ум». Так, сын заявляет отцу, что проживет «как-нибудь своим умом, не чужим», что «разума негде взять», на что отец советует: «А нет, так наберись у добрых людей, да проси у Бога, чтоб дал, а то, как червь погиб-неттть!» [8, 1, с. 343]. Истинный и неповрежденный разум, как поясняет отец сыну, дар Бога, а «впавший в гульбу» сын, оставшись без разума, -
349
пропадёт: «<...> Помни, Петр! Перед твоими ногами бездна разверстая. Кто впал в гульбу да в распутство, от того благодать отступает, а враги человеческие возрадуются, что их волю творят. И таковым одна часть со врагом. <...> Вот тебе мой приказ, родительский приказ грозный: опомнись, взгляни на себя.» [8, 1, с. 344].
Но Петр не внял наставлениям отца и продолжил «гульбу». Он разоблачен Грушей, изобличен женой, но не раскаялся. Страсть к Груше, узнавшей, что он женат, еще больше распаляет Петра. Он просит помощи у колдуна и скомороха Еремки, чтобы приворожить Грушу, хочет даже убить жену. В грехе своем Петр дошел уже до самого края - с ножом бегал по Москве в поисках жены. В пьяном угаре оказался у реки, у самой проруби: «Я все шел, шел .вдруг где-то в колокол. Я только что поднял руку, гляжу - я на самом юру Москвы-реки стою над прорубем. Жизнь-то моя прошлая, распутная-то, вся вот как на ладонке передо мной! Натерпелся я страху, да и поделом! Вспомнил я тут и батюшкины слова, что хожу я, злодей, над пропастью. Вот они, правдивые-то слова! Так оно и вышло!» [8, I, с. 378].
Характер Петра - русский народный легендарный характер - порывистый, неудержимый, «буйный». Его особенность определил критик Александр Васильевич Дружинин: «Кто из нас в детстве не слыхал повестей или легенд про какого-нибудь удалого, буйного молодца, почти загубившего свою душу загулами или дурной жизнью, увлеченного худым человеком от проступков к преступлению и, наконец, в последнюю минуту, на краю пропасти удержанного какой-нибудь светлою силою, проявившеюся или в крестном знамении, или в случайно прочитанной молитве, или в имени Господнем, произнесенном устами гибнущего человека» [9, с. 278].
Мерилом человеческого поступка должны быть Божьи заповеди. Островский озвучил этот закон устами Агафона, отца Даши, который простил непутевую дочь, сбежавшую из дома: «Да разве я один судья-то? А Бог-то? Бог-то простит ли? Может, от того и с мужем-то дурно живешь, что родителей огорчила. Ведь как знать?» [8, 1, с. 348]. Бог прощает героев и через земное родительское прощение, и через Божественное знамение: Петра Ильича от разверстой бездны спасают звуки колокола, благодаря которым он вспоминает батюшкины слова о пропасти и отрезвляется от греховного дурмана.
Как видим, в пьесе «Не так живи, как хочется» о московском купечестве Островский делает акцент не столько на изображении быта и бытия купеческого сословия, сколько на изображении народных представлений о правде. Не случайно действие пьесы происходит в масленицу - время искушений и торжества нечистой силы, которая отступает во время великого поста. Символом покаяния и очищения являются в финале пьесы звуки церковного колокола.
«Московское царство» Островского символизирует мир русской народной жизни, объединенной и связанной великой историей и традицией.
350
Список литературы
1. Мосалёва Г.В. «Непрочитанный» Островский: поэт исконной России. Монография. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 2014. - 296 с. - [Эл. ресурс]: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/12270/2014264.pdf?sequence=1
2. Ратников Андрей. Размышления у могилы писателя // Ратников Андрей. Стезя. Стихи, рассказы, статьи. - Иваново, 2005. - 120 с.
3. Евстафиев П.В. Бытовое и художественное значение комедии Островского «Свои люди - сочтемся!» // Александр Николаевич Островский. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей / сост. В. Покровский. - М., 1912.
4. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. - М., 2004. - 562 с.
5. Понятия Традиция и Предание предложены и описаны Г.В. Мосалёвой: см.: [1].
6. Григорьев А. А. После «Грозы» Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу // Григорьев А.А. Искусство и нравственность. М., 1986. - [Эл. ресурс]: http://dugward.ru/library/ostrovskiy/grigorjev_posle_grozi.html
7. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: в 12 т. - М.: Искусство, 19731980.
8. Островский А.Н. Собрание сочинений: в 10 т. - М.: Художественная литература, 1959.
9. Дружинин А.В. Сочинения А. Островского. Два тома. - СПб., 1859 // Дружинин А.В. Литературная критика. - М.: Советская Россия, 1985. - [Эл. ресурс]: http://az.lib.ru/d/druzhinin_a_w/text_0080.shtml
351