Научная статья на тему 'Художественный ансамбль татарского национального костюма'

Художественный ансамбль татарского национального костюма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
170
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ / ОРНАМЕНТ / ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ / АНСАМБЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Агмалова Язгуль Джалиловна

Татарский костюм представляет собой самобытную систему национального художественного промысла, включавшую в себя ткачество; создание головных уборов, украшенных орнаментами; пошив различных видов обуви, и ювелирное искусство. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественный ансамбль татарского национального костюма»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНСАМБЛЬ ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

ВЕСТНИК НАУКИ Агмалова Язгуль Джалиловна, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань E-mail: yagmalova@mail.ru

И ТВОРЧЕСТВА

Ключевые слова: татарский национальный костюм, орнамент, головные уборы, ансамбль.

Аннотация. Татарский костюм представляет собой самобытную систему национального художественного промысла, включавшую в себя ткачество; создание головных уборов, украшенных орнаментами; пошив различных видов обуви, и ювелирное искусство. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Основные элементы национального костюма с давних времен были общими для всех татар. Как мужчины, так и женщины носили длинные, широкого покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами, головные уборы. Нижним головным убором мусульманина являлась четырехклинная, полусферической формы тюбетейка. В холодное время года мужчины поверх тюбетеек, а женщины поверх покрывал надевали полусферическую меховую или стеганую с меховым околышем шапку. Особую популярность получили мужские матерчатые кушаки и традиционная кожаная обувь: ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Рабочей обувью в деревнях были лапти. Их носили с суконными или вязаными чулками белого цвета.

Основу мужского и женского традиционного костюма составляют рубаха и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких материалов. До середины 19

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

века древняя широкая рубаха (из прямого, перегнутого поперек полотнища, без шва на плечах, с ластовицами, с широкими вставными боковыми клиньями, с центральным грудным разрезом) была общераспространенной.

Штаны (ыштан) по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, получившую в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Мужские штаны шили обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины предпочитали однотонные. Праздничные и свадебные штаны для жениха шились из домотканины с мелкими и яркими браными узорами [1].

Национальная одежда татар Казани и близлежащих местностей, является основой формирования традиционного костюма. Располагая объективными возможностями ускоренного социально-экономического и культурного развития (наличие городов и городских ремесел, сравнительно продвинутых масштабов производства, обмена и торговли), казанские татары создали высокохудожественные вариации народного костюма, отличающиеся изысканностью форм, эстетическим совершенством декоративного оформления.

Литература:

1. Исхаков Д.М. Этнография татарского народа / Д.М. Исхаков // Магариф. -2004. - С. 17-20

»

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.