Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ И КАК ОНИ ПРОЯВЛЯЮТ СВОИ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В ЭТЮДАХ, КОМПОЗИЦИОННЫХ ВАРИАНТАХ, В СВОИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ И КАК ОНИ ПРОЯВЛЯЮТ СВОИ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В ЭТЮДАХ, КОМПОЗИЦИОННЫХ ВАРИАНТАХ, В СВОИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
88
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
ритм / тень художник / форма / свет / линия / характер / абстрактный / текстура / живопись / монументальный / бюст / статический / пластик / вертикальная и горизонтальная живопись на скамейке / фон / рельеф / контраст / диагональ / графика / великолепный / декоративный / формат / динамика / ландшафт / портрет / автопортрет / стиль / акварель / композиция / ароматика / мастичин / палитра / цветовая окраска / жанр / гармоника / витраж / багет / натюрморт / насыщенная краска / изображение / элемент / монументалист / сюжет / рефлекс / свет

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Саодат Бахтияровна Махкамова

В данной статье освещаются такие актуальные виды изобразительного искусства, как рисунок и живопись. Даются ценные научнометодические рекомендации организации уроков по изобразительному искусству и приобретение навыков по выполнению композиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ И КАК ОНИ ПРОЯВЛЯЮТ СВОИ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В ЭТЮДАХ, КОМПОЗИЦИОННЫХ ВАРИАНТАХ, В СВОИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ И КАК ОНИ ПРОЯВЛЯЮТ СВОИ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В ЭТЮДАХ, КОМПОЗИЦИОННЫХ ВАРИАНТАХ, В СВОИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Саодат Бахтияровна Махкамова saodat_mahkamova@mail .ru ТГПУ имени Низами

Аннотация: В данной статье освещаются такие актуальные виды изобразительного искусства, как рисунок и живопись. Даются ценные научно-методические рекомендации организации уроков по изобразительному искусству и приобретение навыков по выполнению композиций.

Ключевые слова: ритм, тень художник, форма, свет, линия, характер, абстрактный, текстура, живопись, монументальный, бюст, статический, пластик, вертикальная и горизонтальная живопись на скамейке, фон, рельеф, контраст, диагональ, графика, великолепный, декоративный, формат , динамика, ландшафт, портрет, автопортрет, стиль, акварель, композиция, ароматика, мастичин, палитра, цветовая окраска, жанр, гармоника, витраж, багет, натюрморт, насыщенная краска, изображение, элемент, монументалист, сюжет, рефлекс, свет

THE ARTISTIC ABILITIES OF STUDENTS AT SCHOOL AND HOW THEY SHOW THEIR CREATIVITY IN SKETCHES, COMPOSITIONAL OPTIONS, AND IN THEIR WORKS OF ART.

Saodat Baxtiyarovna Makxkamova saodat_mahkamova@mail .ru TSPU named after Nizami

Abstract: This article highlights such relevant forms of visual art as drawing and painting. Valuable scientific and methodological recommendations for organizing lessons in the visual arts and the acquisition of skills in performing compositions are given.

Keywords: painting, monumental, bust, static, plastic, vertical and horizontal painting on a bench, background, relief, contrast, diagonal, graphics, magnificent, decorative, format, dynamics, landscape portrait, self-portrait, style, watercolor, composition, aromatics, mastic, palette, color, genre, harmonica, stained glass, baguette, still life, saturated paint, image, element, monumentalist, plot, reflex, light,

rhythm, shadow artist, shape, light, line, character, abstract, texture, painting, monumental, bust, static, plastic, vertical and horizontal painting on a bench, background, relief, contrast, diagonal, graphics, magnificent, decorative, format, dynamics, landscape

Введение. Необходимо овладеть необходимыми, теоретическими и практическими аспектами изобразительного искусства в подготовке будущих педагогов-художников. Отсюда он определяет передачу теоретических и практических знаний как одну из задач субъекта сочинения, а цель предмета -изучить его в совершенстве.

«Композиция» происходит от латинского языка и означает расположение, структуру, создание на основе идеи. Композиция является синонимом термина «композиция» - размещение, и с первых этапов обучения рисованию, то есть формирует первые понятия о правильном размещении изображения предмета на поверхности бумаги, равновесии, симметрии, оси линия, линия горизонта, перспективные сокращения.

Композиция относится ко всем областям искусства, а в изобразительном образовании включает в себя правила рисунка, цветоведение, перспективу, приемы реалистического изображения. Композиция отражает все знания и опыт, умения и навыки учащихся по специальным предметам, связанным с изобразительным и прикладным искусством, в создании законченного художественного произведения.

Основная часть. Художественные способности учащихся совершенствуются в школьные годы, и они проявляют свои творческие продукты в этюдах, композиционных вариантах и, наконец, в своих художественных произведениях.

Поэтому невозможно добиться успеха ни в одной области изобразительного (практического) искусства, не зная правил композиции.

В данной статье автор делится своим личным опытом обучения композиторскому мастерству будущих педагогов-художников. В связи с этим студенты и педагоги выдвинули свои мнения о том объеме творческой работы, которая должна осуществляться на двусторонней основе для их выполнения.

Одним из самых сложных моментов в обучении будущих художников-педагогов изобразительному искусству является направление их на работу над вариантами тематико-событийной композиции.

Известно, что рисование становится сознательной деятельностью детей с дошкольного возраста, и они пытаются выразить то, что представляют.

Наши древние предки, то есть первобытные люди, пытались выражать свои мысли, рисуя рисунки на скалах, в пещерах, на стенах.Итак, рисование на

основе воображения является свойством людей и представляет собой самостоятельную творческую деятельность. Такие процессы, как память, восприятие, воображение, интерес, формирующиеся на основе наблюдений, которые являются психологическими характеристиками людей, формируют творческое воображение.

Творческая активность формируется по-разному и зависит от уровня развития жизненного опыта, навыков и знаний. Формирование перечисленных выше психологических особенностей у ребенка влияет на эффективную организацию творческой деятельности. Детям, у которых не развиты такие качества, трудно заниматься творческой деятельностью.

Это расширяет возможности применения эстетических и композиционных знаний школьников и студентов в их творческой деятельности. Вот почему творческая деятельность студента, характерная для художественной работы, особенно заметна на занятиях и в кружках. Такие вопросы можно улучшить только в творческой среде, созданной в процессе учебы. Работа над вариантами композиции служит для формирования знаний, навыков и умений, связанных с созданием художественных произведений.

Одним из важнейших процессов является работа над произведениями изобразительного искусства, выбор темы, обдумывание ее жанра и композиционного строя. В этих вопросах ученик чувствует потребность в советах и указаниях учителя.

Художник-педагог может научиться качествам, необходимым для создания образов в художественном произведении, анализируя произведения известных художников и проводя беседу о композиции. Тему в произведении художник может взять из любой реальности жизни (защита Родины, природа и образ человека, спорт, здоровый образ жизни, красота времен года, детство, юность, любовь и др.). Пока ученика может заинтересовать и заинтересовать выбранный вариант темы, он с удовольствием приступит к работе.

Работать над этим испытуемый начинает сначала с рисования наблюдений, зарисовок, зарисовок, этюдов. Это зависит от свободного выбора студентом темы.

Ответственность за наставничество предполагает полное использование студентами возможностей для развития их творческого процесса по мере необходимости.

Если предмет выбран учителем, он может не заинтересовать или не удовлетворить ученика. Поэтому учителя несут большую ответственность за предоставление необходимых инструкций и указаний, чтобы учащиеся могли находить интересующие их темы на протяжении многих лет.

Помимо ознакомления с произведениями известных художников, анализ творческих работ студентов, изученных на предыдущих курсах, организация бесед об авторе и создании предмета даст хорошие результаты в формировании композиционных умений студентов. «Деревня Нурота», «Саркарда Гавхар», «Нон», У.Болибековой «Мужество Широка», М.Рахимовой «Разговор о женитьбе в присутствии портного», Г.Джумаевой «Переправа Темура Малика через Амударью», Н.Токбоевой «Приветствие Амира Темура в Самарканде», «Мужество Томарис» и другие подобные тематические мероприятия и его произведения в историческом жанре служат наиболее убедительными наглядными пособиями для наших студентов.

Композиция - это основа любого жанра и направления изобразительного искусства, это означает создание произведений, оказывающих глубокое воздействие на зрителя и воплощающих в себе все правила живописи.

Только художник, досконально усвоивший основные законы композиции, может добиться больших успехов в изобразительном искусстве. Все законы композиции требуют от художника не только знаний и умений, но и творческого мышления, изобретательности и неповторимой фантазии.

Начинающий ученик рисования должен иметь представление о симметрии, фокусе, линии горизонта, линии оси, линейном воздухе и цветовой перспективе.

Законы реалистической живописи учитывают именно то, что важно в изображении действительности при создании зрелых произведений изобразительного искусства. Например: А.А.Рылова «Голубая гладь», А.Дейнеки «Оборона Петрограда» или узбекских художников 3.Работы Инохомова под названием «Чай», З.Ковалевской «Ургутда», какая часть горизонта прошла, как правила баланса, планирования, воздушности ( цвет) перспективу необходимо обратить внимание на соответствие.

Когда длинные просторы картины изображены горизонтально, простор кажется еще более бесконечным. Кроме того, тот факт, что он находится в параллельном, вертикальном направлении, чтобы выразить цель картины и расширить сферу влияния, также гарантирует, что произведение искусства торжественное, величественное и воодушевляющее. А.Абдуллаев «Хранители земли» и В.Суриков изобразили композиционный строй своего произведения «Боярыня Хотина Морозова» в диагональном направлении, т. левый угол. Нетрадиционный прием в работе послужил тому, чтобы сделать действительность более выразительной и впечатляющей.

Композиция - воплощает в себе результаты знаний и умений, навыков и опыта, полученных по специальным предметам в учебных заведениях

изобразительного искусства. Творческие результаты отражаются в создании произведений искусства.

Часто студенты отчаиваются, говоря: «У меня нет таланта, я не могу быть художником», тем самым показывая свое нежелание. На наш взгляд, любой талант проявляется в процессе действия, стремления, интереса и вообще художественного творчества. Работа, в том числе и творческая, состоит в том, чтобы не быть равнодушным к событиям жизни, развлекаться, собирать материалы, вдохновленные увиденным, рисовать зарисовки, зарисовки, постоянно совершенствовать свои художественные навыки и умения.

Как только многолетний упорный труд начинает приносить свои плоды, в мире начинают появляться и произведения изобразительного искусства, являющиеся продуктом творческой работы художника.

Работа художника не измеряется количеством и размером, но есть много художников, известных миру по нескольким работам. Однако есть и такие художники, которые достигли невероятной творческой продуктивности во многих и разнообразных жанрах.

Любой преподаватель изобразительного искусства, пытающийся дать учащимся художественные знания, должен уметь в первую очередь формировать у учащихся интерес к этой области. Для этого необходимо самому учителю иметь художественно-эстетические навыки, владеть всеми особенностями изобразительного искусства, уметь рисовать картины настолько, чтобы он мог удивить своих учеников.

Эксперименты показывают, что преклонение перед произведениями искусства - это первый росток проявления своих способностей. Поэтому уже с первых занятий сразу заметно, что некоторые учащиеся равнодушны к предметам искусства, изобразительным произведениям или, наоборот, проявляют большой интерес к этой сфере.

Отрадно отметить, что многие студенты к моменту поступления становятся несколько графически грамотными и художественно образованными, а во время учебы под руководством своих преподавателей делают большие успехи в плане мастерства. Тут мне вспомнился рассказ известного самаркандского пейзажиста Р. Тимурова.

Я несколько раз слышал, что художник впервые увлекся живописью, когда учился на филологическом факультете УзГУ (ныне СамГУ), и эти интересы привели его в школу художника П.П.Бенькова в этом городе. Беньков рассматривает рисунки юного Рашида и, оценив его интересы, принимает его в свою школу.

При вмешательстве руководства республики будущий художник становится студентом художественной школы при университете. Заслуженный

художник Узбекистана, известный мастер пейзажного жанра Р.Тимуров сказал, что «может быть я не был хорошим поэтом и писателем, но стал хорошим художником» и несколько раз выражал благодарность своему учителю П.Бенькову.

Студенты, обучающиеся в области изобразительного искусства, приобретают основные навыки творчества во всех жанрах преимущественно в процессе обучения рисованию натюрморта.

Учащийся, приступающий к рисованию натюрморта, должен владеть линией горизонта, перспективным (линейным) цветовым и воздушным сведением, техникой работы с красками и другими подобными понятиями и навыками. В большинстве случаев натюрморты на тематические сюжеты, и учебная композиция должна отвечать эстетическим требованиям, с одной стороны, и дидактическим требованиям, с другой. Предметы для натюрморта выбираются в первую очередь путем размышлений и рассуждений. Обращается внимание на то, что цвет и размер предметов неразрывно связаны. В дополнение к учебным натюрмортам использование работ известных художников-натюрмортов также эффективно для обучения студентов композиции натюрморта. Предметы, предметы, средства их соединения, драпировки-сетки, изображенные в натюрморте, должны прежде всего удивить учащихся, что поможет им проявить свои творческие способности. Как сказано во многих литературах по натюрморту, узнать можно не только по шедеврам мирового искусства, но и на основе анализа произведений узбекских художников.Говоря о тематических натюрмортах, военная тематика узбекского художника В. Уфимцев называют натюрморты «Гармон», «Курол», «Послание», В. Кашина, Ю. Елизарова, Р. Ахмедова,

Внимание студентов привлекает показ Г.Абдурахманова природных богатств нашей солнечной страны, щедрости Родины, предметов быта, национальных декоративных изделий и тканей. Студентам, имеющим теоретическое представление об учебной постановке (композиции натюрморта), рекомендуется выполнять практическую работу на основе:

1. Сначала выбирается тема

2. Подбирается соответствующее оборудование, предметы и драпировки.

3. Размещение вещей с учетом их пропорций, формы, строения и цвета.

4. Поставить задачу описания предметов с учетом их объема, фактуры (материала) и рефлекса (отражательного эффекта).

5. Уметь описывать рисуемое за определенный период времени изображение до уровня, близкого к композиции натюрморта, сопоставлять его с натурой и выявлять ошибки.

Учебные натюрморты должны быть рассчитаны на два-три сеанса и давать учебные задания, подходящие для этого времени. Ни быстрое выполнение задачи, ни длительный процесс не позволяют методически правильно описать природу. Расстояние между объектом натуры и рисующим учеником также нормальное, то есть не должно превышать 2-3 метров. Это позволяет учащимся правильно размещать природу на картинной плоскости в зависимости от размера. Кроме того, чем ближе расстояние, тем четче они могут воспринимать гамму цветов и их отражение друг на друге. Успешный результат работы зависит только от того, что учащиеся изображают с серьезным вниманием к каждой детали, стараются изобразить с осознанным отношением к творческому процессу нескольких сеансов. По мере приближения финальной части работы будут исправлены некоторые ошибки и дефекты изображения в сравнении с натурой. Студенты могут обсудить проделанную работу над натюрмортом и провести процесс самокритики.

Портрет - один из ведущих и важных жанров изобразительного искусства. Портрет показывает не только внешний облик человека, но и его внутренний мир, профессию, внутренние переживания. Высокое значение портрета в истории человечества состоит в том, что мы можем получить представление о внешности многих исторических деятелей.Фотография появилась совсем недавно (последняя четверть 19 века), а через изобразительное искусство мы также получаем сведения о внешности наших предков, современных художников периода, создавших свои образы и оставивших их в наследство следующим поколениям. Среди образцов скульптуры больших успехов добились в жанре портрета в изобразительном искусстве Древнего Египта, Греции, Рима. Наряду с портретами, существовавшими в период Римской республики, направление в искусстве портрета показывает в документальной точности только внешний облик предмета, второе направление - точное изображение внешнего облика, характерное для греческой пластики - значима тенденция создать обобщенный образ, несколько идеализировать его, раскрыть духовный мир. «Статуя Октавиана Августа, бюст императора Каракаллы и созданные в этот период статуи «Сирийской девушки» являются шедеврами римского портретного реализма».

Великие представители Возрождения, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт и художники, жившие и работавшие после них, также способствовали тому, чтобы искусство портретной живописи достигло высокого уровня.

Великие русские художники, жившие и работавшие в первой половине XIX века, также создали портреты многих известных современников. Среди

них О.Кипренский, В.Тропинин, Н.Крамской, И.Репин, В.Серов и другие художники.

Во второй половине 20 века, наряду с другими жанрами изобразительного искусства Узбекистана, в искусстве портрета стали замечаться некоторые изменения. Учитель многих узбекских художников. В творчестве П.П.Бенькова ведущее место стала занимать тенденция к созданию портретов и образов. П.Беньков создавал в своих произведениях узбекские характеры и образы простых людей. Хотя художник добился больших успехов в жанре пейзажа, он впервые показал, что он прекрасный художник-портретист, такими портретными работами, как «Девушка из Хивы», «Друзья», «Портрет передовой колхозницы», «Портрет З.Ковалевская». П.Беньков, учившийся во время своего двухлетнего путешествия по Италии и пользовавшийся уроками известного художника И.Репина, занимался педагогической деятельностью в Самаркандской Академии живописи, а впоследствии стал ведущим художником этой страны. Елизаров, Р.Тимуров, Б.Фадеев, А.Розиков, П.Чернышев и другие подобные художники.

Этюды, нарисованные П.Беньковым, не остались в стороне как образцы законченного искусства. В работах его учеников отчетливо просматриваются традиции выражения национального колорита в живописной композиции, следование традициям реалистической (реалистической) живописи, продолжающие и обогащающие «метод Бенькова».

Большой вклад в развитие узбекского портретного искусства в изобразительном искусстве 40-60-х и последующих лет внесли такие художники, как Ч.Ахмаров, Р.Ахмедов, Н.Козибоев, Р.Чориев, Г.Оганесов, Н.Кайдалов.

Творческий анализ. Анализ произведений вышеназванных художников может быть творчески использован при обучении учащихся портретной художественной композиции. В учебных мастерских задачи рисования фигуры натуриста ставятся на композиционное размещение фигуры человека, правильное нахождение пропорций частей тела, внимание на драпировку и складки одежды, гармонию цветов, способность определять общий цвет.

Выполнение этих учебных заданий требует от ученика рисования множества набросков, зарисовок, поиска и нахождения нужных тонов в палитре, мышления, постоянного развития профессиональных навыков. Ученик, задавшийся целью научиться рисованию, может добиться определенных успехов только в том случае, если он будет постоянно совершенствовать свои навыки путем самостоятельной работы. Известно, что обучение композиции является наиболее сложной и ответственной задачей в воспитании художников-педагогов. Ниже мы стремимся нарисовать

композиционный сюжет на тему «Моя профессия». В этом упражнении учащийся работает над созданием образов людей разных профессий (художника, скульптора, слесаря, строителя, военного, актера-исполнителя, спортсмена и др.) за счет наличия определенных представлений о различных профессиях. Еще одним аспектом выбора этой темы является создание возможности всем учащимся в группе выполнять творческую работу по разным темам. Тема будет объявлена за один урок до расписания. В этом случае учащиеся должны нарисовать свои мысли, черновые рисунки, наброски на эту тему до начала этого урока, словом, положить тему на поверхность холста.

В истории изобразительного искусства в жанре пейзажа созданы высокие художественные произведения. В древнекитайском искусстве пейзажный жанр считался ведущим жанром живописи. В одних случаях художники этого периода изображали природу и явления реалистически, в других - творчески. Однако в большинстве случаев эти два аспекта можно совмещать. В европейском искусстве эпохи Возрождения сформировался рисунок, основанный на научно обоснованной линейной, воздушной (цветовой) перспективе. Жанр современного пейзажа можно разделить на следующие виды: природный, городской (сельский), индустриально-индустриальный, экстерьерный, морской и другие.

В пейзажном жанре созданы такие произведения изобразительного искусства, которые до сих пор находятся в крупнейших музеях мира. Такие художники, как И.Левитан, И.Шишкин, И.Айвазовский, У.Тансикбоев, Н.Корахан, Р.Темуров, ставшие нам знакомыми по школьной программе, остались верны традициям пейзажного жанра. Они развили этот жанр, обогатили его, создали шедевры, которые будут источником вдохновения на всю жизнь для сотен учеников. Произведения, относящиеся к пейзажному жанру, разъясняют чувства людей о любви и красоте по отношению к природе, формируют их добрые качества.

Пейзажное искусство способно положительно влиять на воспитание таких высоких чувств, как любовь к Родине, верность, признательность за труд людей. Особое место среди художников узбекской школы живописи и рисунка в жанре пейзажа занимает У.Тансикбоев. Созданные им произведения не только обобщают типичные черты узбекского садово-паркового искусства, но и воплощают характерные черты природы и сезонных пейзажей, характерных для Узбекистана. Его произведения «Весна в Узбекистане», «Песня», «Родина», «Кайраккумское водохранилище», «Тахиятош», «Иссыкколь», «Алмалыкда», «Строительство Чорвокской ГЭС» и другие подобные произведения хорошо известны любителям искусства. Наблюдая за этими произведениями искусства, они учатся наслаждаться и воспринимать красоту природы как художник.

О.Татевосян, М.Новиков, А.Волков, Л.Буре, лидеры жанра узбекской пейзажной живописи З.Ковалевская, З.Инохомов, Н.Козибоев, Г.Улко, Р.Тимуров, Н.Шурыгин, которые принадлежат к следующему поколению узбекской пейзажной живописи, проложили дорогу другим лирическим пейзажистам.

В свою очередь, мы сочли допустимым давать информацию студентам и будущим художникам о композиционном построении и цветовых особенностях произведений мастеров-художников, творивших в пейзажном жанре. В курсе истории и теории изобразительного искусства, пленарной практики, живописи и других подобных мероприятий было бы уместно дать углубленную информацию об анализе произведений пейзажного жанра, процессе их создания, теме, содержании и идея. Для любого художника-пейзажиста также важно иметь возможность выбрать место, откуда открывается хороший вид на пейзаж. В таких условиях в большинстве случаев рекомендуется использование видеокамеры как вспомогательного средства для предварительного представления будущей ландшафтной работы.

Кроме того, студент-художник должен в полной мере знать понятия точки зрения, линии взгляда, пространственного расстояния, формата, перспективы, ритма, цвета, света, рефлекса, композиционного центра и так далее. Наброски могут служить подготовительным этапом для создания варианта законченного по композиции ландшафтного произведения.

При создании ландшафтной композиции возможно определение объема, линии горизонта, точки зрения, плоскостных пропорций воздуха и земли для описания первого, второго и последующих фоновых видов. Также следует упомянуть, что подготовительный этап создания пейзажной композиции рекомендуется выполнять в виде набросков, цветных зарисовок мягкими графитными материалами, такими как акварель, гуашь, сангина, карандаш, уголь. Картины служат основным базовым материалом при создании пейзажной композиции.

Когда мы анализировали композиционную структуру произведений изобразительного искусства, мы были уверены, что большинство художников использовали интерьер в качестве фона в своих работах. Это показывает, насколько важно знать законы дизайна интерьера при обучении студентов секретам композиции.

При построении интерьерной композиции рисунок может основываться на знаниях и опыте, полученных из дисциплин геометрии, перспективы и рисования. Во многих случаях учащиеся часто не до конца понимают правила перспективы в своих интерьерных картинах или относятся к этим аспектам построения композиции как к второстепенной задаче. Иными словами, как

было сказано выше, нарушается баланс между интерьером и персонажами, идея картины. Это, в свою очередь, подрывает содержание идеи произведения.

При создании сюжетной композиции точка наблюдения, линия горизонта, углы в комнате, оконные рамы, мебель, предметы и т.д. должны быть вычерчены с учетом правил перспективы. Это позволяет осуществить правильное, грамотное решение композиционного решения темы.

Успешный результат работы студента, работающего над вариантом композиции, во многом зависит от совершенствования навыков рисования. В большинстве случаев заметно несоответствие между плоской поверхностью и предметами. Итак, чтобы создать законченный вариант композиции, ученику необходимо рисовать каждый предмет и персонаж отдельно, зарисовывать и рисовать зарисовки, этюды.

В более общем виде начальный этап изображения интерьера осуществляется в процессе обучения рисованию геометрических объектов. Потому что в это время от простого куба до стола, стула, от цилиндрических форм до появления эллипсов (овалов) в деталях кувшина. Основные аспекты этих правил применяются и при рисовании интерьера.

По сравнению с другими видами обучения обучение работе над композицией отличается тем, что есть возможность постоянно делать наброски, рисовать этюды, осознавать красоту жизни, работать над этюдами по теме через художественное наблюдение, и в результате, показать свои художественные способности.

Подготовка к теме, выбранной для сочинения, требует прохождения подготовительных этапов в течение определенного периода времени. Начальные задания, которые даются учащимся, близки их жизни, и они должны подготовиться к этой теме, собрать материалы, создать условия для зарисовок, зарисовок и зарисовок. Такие составные задания могут быть на следующие темы: «Наша семья», «Любимая профессия», «В музее», «Студенты» и др.

Организация экскурсий в художественные мастерские, музеи и выставочные залы для сбора материалов по выбранным учащимися темам, обсуждение нарисованных ими тем, дача советов даст хорошие результаты разнообразию композиционных вариантов и обогащению художественного вкуса учащихся.

Обучение анализу произведений изобразительного искусства при донесении до сознания учащихся предмета композиции, знакомство с композиционным строем произведений художников, формированием их художественного стиля, мировоззрения, эстетического вкуса и способностей. Отрадно отметить, что в издаваемой в последние годы методической литературе произведениям изобразительного искусства, репродукциям и их

анализу, а также сведениям о художниках отводится много места. Неизбежно, что это окажет большое влияние на нашу общую работу.

Композиция интерьера широко используется во всех жанрах изобразительного искусства, в том числе в историческом, бытовом, портретном и других подобных изобразительных искусствах.

Под интерьером в картине подразумевается внутренний вид здания и помещений. Глядя на убранство интерьера, т. е. интерьер здания, можно понять замысел, решение, период росписи, словом, идейное содержание произведения.

Интерьерная композиция может быть очень уместно использована в работах узбекских художников. В таких работах строго придерживаются линейной и воздушной (цветовой) перспективы. В портрете художника А.Икромжонова «Портрет Чингиза Ахмарова» и «Травматолог К.Олимов» внутренний мир персонажей, характер, профессия, манера сидеть (состояние) зависят от их положения в интерьере. Роль изображения действительности в интерьере несравнима в поиске решения композиционных произведений. Если это событие не изображено на фоне интерьера или в некоторых случаях изображено некачественно, картина не даст ожидаемого содержания. Попробуйте представить работы известных художников, созданные на основе интерьерного фона, без окружения, предметов и техники, и вы убедитесь, насколько работа не находит решения. Среди них «Не дождались» известного русского художника И.Е.Репина, «Есть ли еще два?» Ф.Решетникова, «Девушка с персиком» В.А.Серова, «Старая школа» М. Набиева и другие.

Просмотрите и проанализируйте работы известных художников, помогая учащимся работать над вариантами дизайна интерьера. Книжное оформление также имеет давнюю историю и развивалось в связи с историческими традициями искусства каллиграфии и миниатюры. Конечно, если проделанная ими работа будет выполнена не на высоком художественном уровне, этой книге и ее авторам будет сложно достучаться до сердца читателя. Одним из таких произведений является миниатюра произведения Г.Низами «Хамса», считающаяся одним из шедевров истории нашего изобразительного искусства. Картины по мотивам этого произведения помогают представить описанные в нем события.

В 15 и 16 веках каллиграфия и рисование на рукописях несколько развились в Герате, и в этот период процветали Мир Али Табризи, Султан Али Машхади, Мухаммад бин Нур, Дарвеш Мухаммад Таки, Дарвеш Мухаммад Самарканди и другие подобные каллиграфы и художники.

Великий узбекский художник К.Бехзод и его ученик Махмуд Музахиб создали в своих произведениях образ основоположника узбекской поэзии А.Навои.

Так, в древние времена серьезное внимание уделялось фирменному бланку книги, обложке, внутренней обложке, внутренним страницам, каллиграфическим надписям, оформлению торца и другим подобным деталям.

В последнее время использование станковой графики в оформлении книг сократилось, а для оформления широко используются рисунки акварелью, гуашью, карандашом и пером. В искусстве современной книжной графики широко используются возможности компьютерной техники в оформлении обложек.

Требуется, чтобы книги были красочными, композиция оформления и пропорциональный подбор шрифтов соответствовали ее содержанию.

Прежде чем поручить учащимся рисовать картины по содержанию художественных произведений, целесообразно ознакомить их с творчеством и деятельностью представителей книжного искусства.

Примерами тому являются такие известные художники-графики, как И.Икромов, К.Башаров, Т.Мухаммедов, А.Цигленцев, А.Гуломов. Прежде чем нарисовать картину по содержанию художественного произведения, необходимо создать ему возможность прочесть и ознакомиться с этим произведением. Неизбежно, что информирование студентов о возможности такой деятельности за несколько недель или месяцев заранее даст эффективный эффект.

Писателю может быть поручено нарисовать 3-4 или даже больше иллюстраций к роману, рассказу или сборнику стихов. Картинки должны быть в состоянии осветить тему книги своей композицией и техникой рисования.

Композиция носит характер обобщения знаний, навыков и опыта студентов, обучающихся в области изобразительного искусства по всем специальным предметам, и включает в себя процесс создания законченного изобразительного художественного произведения. Поэтому трудно создать зрелое художественное произведение без освоения учебных задач карандашного рисунка, живописи, пластической анатомии, истории изобразительного искусства, теории и других подобных предметов.

Большинство учеников стараются выполнять задания, данные учителями, только на словах или, другими словами, предпочитают использовать тайные способы выполнения заданий.

Эти различия могут принимать следующие формы:

1. Рисование с натуры, наброски, наброски они копируют и рисуют с разных картинок.

2. На нескольких занятиях они пытаются запечатлеть природу, которую рисуют, на камеру своего мобильного телефона и раскрашивают ее дома.

3. Учащийся, не научившийся рисовать эскизы и наброски, не будет иметь четкого представления о линиях, цветах, плоскостях (светлых оттенках, объеме, цветовой гармонии, пропорции), не сможет описать.

4. Некоторые ученики ждут помощи от кого-то (друзей, которые лучше рисуют, учителя или другого человека) в процессе рисования всей природы. Во многих случаях такие ученики даже не задумываются об указании мастеров-художников, что «они рисуют головой, а не руками».

5. При работе водоэмульсионными красками (акварель, гуашь) необходимо обращать внимание на их качество, типы кистей, их чистоту. Бумага, нарисованная на планшете, также должна соответствовать требованиям, необходимо стараться рисовать карандашом на чистой, аккуратной бумаге и использовать меньше резины (ластика).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. При работе масляными красками необходимо наличие достаточного количества цветов, тканевая, картонная поверхность должна быть загрунтована (покрыта) по технологии. Желательно соблюдать правила правильного использования палитры.

7. Необходимо постоянно работать над собой, собирать материалы (наброски, наброски, этюды, наброски), рисовать картину на основе художественного замысла, воображения, мышления, памяти на предмет.

Ввывод. Кроме того, я думаю, что некоторые студенты рисуют поэтапно, не соблюдают анатомическую точность, не умеют анализировать произведения известных художников, не интересуются художественной литературой, равнодушны к окружающим событиям и событиям, что мешает им создавать качественную композицию. опции.

Если бы студенты смогли правильно сформировать характеристики этой профессии, можно было бы ставить перед ними новые задачи. В годы Дня Независимости в нашем обществе осуществляется коренная реформа образования. Это напрямую связано с задачами подготовки кадров и является ярким примером заботы о современном, образованном, зрелом поколении, интеллигентных кадрах, мыслящих по-новому.

В ходе занятия учащиеся, во-первых, осваивают основы рисования, во-вторых, их творческие способности растут и становятся эстетически образованными. В I-II группах они умеют правильно видеть нарисованные самостоятельно предметы, показывая композиционно правильное размещение основной формы на поверхности бумаги по отношению к высоте и ширине, относительным размерам кусков и их одному - особое значение придается определению их взаимозависимости, цвета и их специфических характеристик. В классах изобразительного искусства I-II ступеней необходимо развивать умение правильно проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные

линии, уметь представлять квадраты, прямоугольники, треугольники, круги и т.д. Перед тем, как нарисовать рисунок акварельной гуашью, необходимо правильно определить ее цвет и научить учащихся правильно произносить название этого цвета.

В рисовании самого предмета большее значение придается эстетическому аспекту. В ходе предметного урока рисования было бы целесообразно, если бы каждый учитель приносил произведения изобразительного искусства, связанные с предметом, и сравнивал, что использовал художник, его композицию, соответствие цветов в работе.

На подготовительном этапе создания композиции учащиеся должны широко использовать знания, полученные ими из перспективного рисунка и цветоведения. Преподаватель должен вызвать у учащихся интерес к теме, объясняя задание.

Использованная литература

1. Abdirasilov, S., & Maxkamova, S. (2019). Research of Structure of Fractals in a Life of Mankind and Fine Arts Products. International Journal of Progressive Sciences and Technologies, 17(1), 302-305.

2. Bakhtiyarovna, S. M., Dildora, A., Markhabo, T., & ToshpulatovaSabina, I. Z. (2020). CREATIVITY OF PEOPLE ARTIST GAFUR ABDURAKHMANOV IN THE DEVELOPMENT OF MODERN PAINTING OF UZBEKISTAN. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 8(2).

3. Maxkamova, S. B. (2021). BO 'LAJAK TASVIRIY SAN'AT O'QITUVCHILARINI TASVIRIY SAN'ATDA MANZARA JANRIDAGI ASARLARINI BADIIY TAHLIL QILISHGA TAYYORLASH MASALALARI. Scientific progress, 2(2), 480-487.

4. Махкамова, С. Б. (2021). ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ АНАЛИЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(4), 44-53.

5. АБДИРАСИЛОВ, С. Ф., & МАХКАМОВА, С. Б. (2019). ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. In Высшее и среднее профессиональное образование как основа профессиональной социализации обучающихся (pp. 282-286).

6. Muratov, X. X. Qalamtasvir, o'quv qo'llanma. Toshkent IJOD-PRINT-2020

yil.

7. Holmuratovich, M. K. (2019). Implementation of independent educational activities of students. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 7(12).

8. Muratov, H. (2021). THE IMPORTANCE OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT INDEPENDENT EDUCATION IN THE LEARNING PROCESS. 36ipHHK HayKOBHx npa^ AOrOX.

9. Xalilov, R. (2021). Important factors for teaching students to work on landscape composition. 36ipHHK HayKOBHx npa^ AOrOX.

10. KHALILOV, R. FORMATION OF SPATIAL INTELLIGENCE OF STUDENTS STUDYING IN THE DIRECTION OF ART EDUCATION THROUGH ANALYTICAL DRAWING.

11. Tulanova, D. (2021). Imaginary line in landscape painting of Uzbekistan. ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL, 11(2), 773-778.

12. Saodat Makhkamova Bakhtiyarovna. (2021). QUESTIONS OF PREPARING FUTURE TEACHERS FOR ARTISTIC GAFUR ABDURAKHMANOV ANALYSIS OF WORKS OF FINE ART IN SCHOOL. Euro-Asia Conferences, 5(1), 13-18. Retrieved from https://papers.euroasiaconference.com/index.php/eac/article/view/437

13. Jabbarov, R. (2021). Sharq uyg'onish davri yetuk san'atkori buyuk miniatyurachi musavvir Kamoliddin Behzod ijodi ta'sirida yuzaga kelgan o'ziga xos yo'nalish. ^aMHAT Ba ннновaцнaпaр, 2(5/S), 59-67. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss5/S-pp59-67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.