Научная статья на тему 'Художественные произведения как основа учебного диалога и духовно-нравственного воспитания школьников'

Художественные произведения как основа учебного диалога и духовно-нравственного воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1014
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбич О. И.

В наше время происходит активный поиск средств углубления и расширения образовательного пространства. И здесь на первое место выходят проблемы ценностной, духовной ориентации учащихся. В статье рассматривается проблема совершенствования духовной культуры человека через формирование его отношения к родному языку, литературе. Дается также разработка урока по картине художника И.Н. Крамского «Христос в пустыне».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественные произведения как основа учебного диалога и духовно-нравственного воспитания школьников»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2005. Вып. I С. 89-99

Художественные произведения как основа учебного диалога и духовно-нравственного воспитания школьников

О.И. Горбич

К. пед. н., доцент ГосИРЯ им. А.С. Пушкина

В наше время происходит активный поиск средств углубления и расширения образовательного пространства. И здесь на первое место выходят проблемы ценностной, духовной ориентации учащихся. В статье рассматривается проблема совершенствования духовной культуры человека через формирование его отношения к родному языку, литературе. Дается также разработка урока по картине художника И.Н. Крамского «Христос в пустыне».

Одним из главных положений концепции обновления современного образования является установка на то, чтобы образование было связано с культурным, интеллектуальным и духовно-нравственным развитием детей. В связи с этим одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка и литературы является проблема организации культуроведческого диалога с учащимися, в ходе которого вырабатываются ценностные ориентиры в отношении русской духовной культуры.

Духовному совершенствованию и интеллектуальному развитию школьников поможет диалог, направленный на постижение глубины национальной культуры. Такой диалог позволяет выстроить характеристику языка великой русской литературы, способствует формированию ценностных установок, мировоззренческих представлений, выработке у школьников своей позиции в отношении родной культуры. При правильной организации культуроведческий диалог в школьном курсе словесности является условием обогащения учащихся гуманитарными знаниями широкого диапазона, освоения ими специальной терминологии, выработки языкового эталона, раскрепощения внутренней речи ребенка, так как именно на уроках русского языка и литературы формируется мышление, развивается чувство любви к родному языку, осмысливаются общечеловеческие ценнос-

ти, воспитывается личность, происходит интеллектуальное развитие ребенка.

Недостаточная разработанность проблемы организации культу-роведческого диалога в методике преподавания русской словесности, низкий уровень знаний школьников мировоззренческого свойства, постоянно существующая задача активизации деятельности учащихся на уроке и формирования коммуникативно-речевых навыков, делающая комфортным вхождение ребенка в человеческое сообщество, заставляют нас размышлять об этой проблеме.

Очевидно, что продуктивная коммуникация в процессе культу-роведческого диалога возникает на основе эмоционально значимых ценностных представлений учащихся о явлениях окружающего мира, например, осознания языковой картины мира, которая включает русский родной язык и родную литературу.

Язык и литература - одни из самых значимых явлений человеческой жизни. Они дают людям возможность мыслить, общаться, служат развитию и преемственности передовых идей, являются основой духовной жизни народа, объективной культурно-исторической ценностью.

Спектр суждений об исключительной значимости национальной литературы для общества достаточно широк. Хорошо, если на уроках-диалогах будут представлены различные точки зрения, например такая: русская литература охватывает все вопросы национальной культуры и заставляет размышлять о них, таким образом, служит средством закрепления этнического мировосприятия.

Осознание глобальных, а не временных ценностей, которые заложены в русской литературе, формирует взгляд человека на родную литературу как на национальное достояние и дает возможность в процессе культуроведческого диалога на уроке осознать ее как особый феномен.

Для учителя, готовящего школьный урок-диалог, важной является оценка настоящего момента как достаточно сложного для русского языка и литературы. Но при всех трудностях для нас несомненным является факт постоянного обогащения и развития русской словесности.

В наше время сознанию россиянина, выросшего и воспитанного в русской культурной среде и идентифицирующего себя с ней, часто навязываются образцы иной, чуждой ментальности русского человека культуры. В таких условиях школа становится почти единственной охранной зоной национальной культуры. Именно здесь ведется работа по осмыслению родного языка и литературы как главных духовных ценностей русской культуры.

Занимаясь проблемой организации и проведения учебного диалога, мы пришли к выводу о важности построения такого диалога на материалах произведений писателей-классиков, и в первую очередь

А.С. Пушкина - как основоположника русского литературного национального языка.

Тему одного из первых в учебном году уроков-диалогов мы сформулировали так: «Произведения русских писателей - лучший учебник родного языка». При подготовке к уроку нас интересовало, в какой мере учащиеся соотносят свое овладение русским языком с влиянием на этот процесс чтения произведений русских писателей-клас-сиков, в первую очередь А.С. Пушкина. Поэтому, начиная диалог, мы предложили школьникам письменный ответ на диагностический вопрос с целью определения точки отсчета в результативности знания, полученного на уроке: «Кто или что учит человека русскому языку? Обоснуйте свой ответ».

Дифференцированность ответов учащихся свидетельствовала о том, что их информативное поле было достаточно ограниченным, им явно не хватало знаний для ответа на этот вопрос. Диагностическая карта была такова: 92 процента учащихся написали, что русскому языку их учит жизнь, учителя, родители, и лишь 8 процентов школьников вспомнили про книги и писателей.

Далее, выстраивая диалог со школьниками 10-12 лет, мы учитывали коммуникативно-речевые умения детей данного возраста и направляли диалог в русло осознания роли художественного текста в постижении глубин родного языка, его ценности для человека. Прогнозируемая неоднозначность высказываний учащихся дала толчок к развитию диалога.

Следующий этап урока - практическая работа с текстом Пушкина, которая протекала под руководством учителя и включала наблюдения над текстом, живой обмен мнениями, впечатлениями. Динамика диалога зависела от глубины эмоционального отклика на текст Пушкина, поэтому мы подобрали отрывки из повести «Барышня-крестьянка» и стихотворения «Осеннее утро», доступных пониманию учеников этого возраста и очень поэтичных.

Планируя задания, мы учитывали, что на одном уроке нельзя показать все достоинства языка Пушкина - только в соответствии с темой. Именно эта идея позволила нам выстроить перспективу уроков-диалогов, создать тенденцию к перечитыванию Пушкина. На этом же уроке учащимися был сделан вывод о том, что у Пушкина нужно учиться выразительности, образности, умению строить предложения, отбирать самые точные слова для текста и т. д. Продвижение в пони-

мании темы школьниками было очевидным. Теперь уже 92 процента учеников назвали в числе своих учителей родного языка русских писателей, а 12 процентов назвали конкретно Пушкина.

Роль и место уроков-диалогов в духовном совершенствовании личности школьника определяются их содержанием и качеством, способствующими ведению открытого и глубокого по содержанию разговора. Кроме того, школьников надо учить полноправному участию в диалоге, формировать у них такие речевые умения, как: понимание темы разговора, следование основной мысли, умение адекватно реагировать на реплику партнера, аргументирование тезиса, ввод дополнительной информации, умение делать вывод и давать оценку рассуждению партнера по диалогу.

К тому же учебный диалог, как один из видов диалогической речи, имеет свою специфику и со стороны формы, и со стороны содержания, поэтому при его ведении возникает ряд трудностей: вычленение особого предмета разговора, связанного с такими многослойными историко-культурными явлениями, как язык и литература; оперирование знаниями широкого диапазона; соблюдение логики мысли, аргументативную часть которой учащимся еще предстоит освоить; ввод информации; отбор приемов, с помощью которых она дается детям и становится основой диалога; способы выработки оценки содержания выступления каждого ученика со стороны учителя и со стороны учащихся.

Трудность проведения уроков-диалогов может быть большей или меньшей в зависимости от владения учителем техникой педагогического общения, выбора им педагогической позиции, создания мотивации к участию в диалоге, свободы, гибкости или жесткости диалога, учета психологии подростка и специфики детской и подростковой речи, а также использования на уроке богатого по содержанию литературного материала.

Только в этом случае уроки-диалоги дадут учащимся:

- обогащенное содержание материала мировоззренческого характера, отобранного по принципу преемственности знания, межпредметных связей, научной и эстетической ценности;

- навыки грамотного, толкового и эмоционального выражения мыслей;

- развитие речи и мышления учеников;

- совершенствование межличностного диалогического общения.

Кроме того, мы постоянно должны помнить, что в наше время,

время активного поиска средств углубления и расширения образовательного пространства на занятиях по русскому языку и литературе в

школе, на первое место выходит проблема ценностной, духовной ориентации учащихся. Одной из главных ценностей, которые, на наш взгляд, формируют самосознание личности каждого школьника, совершенствуют его духовную культуру, является отношение к родному языку и литературе.

Поэтому среди целей уроков словесности, которые могут быть как образовательными, так и воспитательными и развивающими, появляется новая цель: формирование четкой позиции по отношению к родному языку и литературе, взгляд на них как на одну из главных духовных ценностей.

Реализация этой цели предполагает:

1) систему работы на уроках;

2) отбор материала по содержанию;

3) накопление и обогащение запаса знаний школьников.

Составляющей частью уроков русского языка и литературы является также формирование отношения к языку и литературе как национальным ценностям. Способом усвоения этого содержания может быть диалог (урок-диалог или часть урока), во время которого у учителя появляется возможность выслушать многих учащихся, сделать выводы вместе с ними, так как у каждого школьника есть чувство родного языка и литературы.

Проведенные нами экспериментальные уроки-диалоги позволили сделать вывод о том, что цели таких уроков оправдывают себя: школьники сотрудничают с учителем, охотно рассуждают о русском языке и литературе, об их красоте и самоценности, цитируют писателей и ученых. Все это способствует духовному воспитанию, выработке собственной позиции по отношению к национальным духовным ценностям.

Однако ощутима недостаточность знаний по проблемам, о которых пытаются говорить школьники. Их рассуждения более эмоциональны и интуитивны, чем осмысленны и обоснованны.

Мы предполагаем, что учителю, реализуя цели и разрабатывая содержание школьного диалога на уроках словесности, следует углублять гуманитарные знания учащихся, развивать у них гибкое языковое мышление, активизировать эмоционально-творческое отношение к родному языку и литературе, совершенствовать динамику и логику детского высказывания, вырабатывать у учеников собственный взгляд на русскую словесность как на одну из главных национальных духовных ценностей.

Очевидно, что детская речь в диалоге будет развиваться быстрее, так как диалог, по словам Л.В. Щербы, «первичная и наиболее есте-

ственная форма речи», а умение вступать в диалог и поддерживать его

- одно из главных коммуникативных умений. Ничто так не развивает речь ребенка, как способность наблюдать, группировать явления, рассуждать, обобщать, делать выводы, то есть умение вести диалог.

Определяя внутренние истоки возникновения школьного диалога, прослеживая совершенствование форм диалогового общения, констатируя параллельное развитие, взаимовлияние, взаимообога-щение диалога дидактического и художественного, мы выделяем важную роль диалога в образовательном пространстве современности. Очевидно, что развитие диалога как метода обучения происходит и в наши дни. Современный диалог в дидактике совершенствуется, опираясь на достижения научной мысли в области философии, психологии, лингвистики, литературоведения, методики, риторики и т. д.

Анализируя научные исследования последних лет, определяя разницу между диалогом учебным, бытовым, художественным, научным, выделяя динамику и композицию диалога в учебной системе, мы рассматриваем учебный диалог как метод обучения, реализуемый на основе учебной ситуации в форме речи в процессе общения учителя с учениками, в ходе которого происходит обмен информацией и решаются учебные задачи.

Именно диалог дает возможность учащимся мыслить не «вообще», а понимать суть вещей путем анализа условий их происхождения и развития. Кроме того, развивающие функции диалога при коммуникативном обучении состоят в том, что с его помощью:

1) совершенствуются мыслительные способности учащихся при поиске нового знания в учебно-научном процессе;

2) формируется интеллект и самостоятельность мышления;

3) активизируется инициатива ученика в речевой деятельности;

4) формируется осознанность словесно-логической стороны высказывания;

5) складывается умение вести диалог;

6) развивается познавательная активность.

Оптимальный диалог развивает мотивацию учащихся и творческий характер учебной деятельности, формирует духовную сторону личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и управляет социально-психологическими процессами в детском коллективе, при этом позволяет максимально раскрыться личности учащихся.

Духовному совершенствованию и интеллектуальному развитию учащихся поможет диалог, основанный на материалах «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы рус-

ского народа» В.И. Даля и направленный на постижение глубин национальной культуры. Такой диалог является необходимым условием активизации познавательной деятельности учащихся и развития их коммуникативных способностей. Это особенно важно для детей младшего и среднего подросткового возраста, так как интересный и доступный материал «Толкового словаря...» и сборника пословиц

В.И. Даля не только поможет учителю организовать на уроке учебный диалог (с учетом главных мотивов учебной деятельности в этом возрасте: коммуникации, самопознания, самореализации). В течение именно такого урока-диалога формируется мысль учеников, связываются разные позиции, происходит преобразование сознания комму-никантов-оппонентов. При этом продуктивная коммуникация возникает на основе значимых ценностных представлений о культуре родного народа.

Школьный диалог, основанный на материалах «мыслителей языка» (А. Югов), особенно важен в наше время. Языковая среда и языковая ситуация таковы, что заставляют беспокоиться о том, будут ли наши выпускники заботиться об экологии языка, его сохранности. Сегодняшняя практическая ситуация показывает, что речевая среда искажена. Вследствие этого диалог в школьных условиях должен вестись с учетом ряда критериев, требующих соблюдения норм, заставляющих следить за речью, обращаться к образцам русского языка, сосредоточенным в словарях, сборниках пословиц, поговорок и крылатых выражений, в лучших литературных и художественных произведениях. На наш взгляд, к числу таких произведений можно отнести живописные полотна на религиозные сюжеты. При этом мы считаем целесообразным использовать на уроке, прежде всего, произведения живописи на библейские темы, поскольку они предоставляют учащимся готовый обобщенный материал и тем самым помогают в создании собственного текста-высказывания.

Произведения живописи на религиозные, и в особенности библейские темы несут духовную, эстетическую, эмоциональную информацию об общечеловеческих ценностях, заключают в себе огромный нравственный потенциал и, следовательно, дают большие возможности для духовного и интеллектуального развития учащихся, построения диалога на основе нравственных, социальных и философских проблем.

Библейская тема на протяжении многих десятилетий существования советской школы была закрыта для учащихся. Знание Евангелия не только не поощрялось, а, наоборот, порицалось. Очень часто, рассматривая картины великих мастеров живописи на библейские темы, ученики ни слова не могли сказать или услышать от своих настав-

ников о сюжете, положенном в их основу. В результате огромный пласт мировой и русской культуры выпал из жизни школы. Вместе с тем известно, что нет ни одного вида искусства, в котором не разрабатывались бы библейские мотивы. Писатели, поэты, композиторы, художники искали ответы на многие вопросы бытия в истории Иисуса Христа и отражали это в своем творчестве.

Однако работа над произведениями по библейским сюжетам очень сложна и требует особенно тщательной подготовки как от учителя, так и от учащихся.

Как показало анкетирование, проведенное в московских школах, картины на библейские сюжеты вызывают интерес учащихся. Они видят материал, философски и художественно обобщенный автором полотна, улавливают его душевный настрой во время работы над картиной. Поэтому на уроке важно не просто высказать впечатления от увиденного, но еще и внимательно разобраться в сюжете, научиться на уроке-диалоге рассуждать о картине.

На таком уроке можно обратиться к картине русского художника И.Н. Крамского на евангельский сюжет «Христос в пустыне» (1871)1.

Выбор именно этой картины для урока-диалога объясняется тем, что она всегда воспринималась неоднозначно, вызывала разноречивые мнения, что способствует высказыванию различных точек зрения, возникновению диалога и даже дискуссии. Сам И.Н. Крамской писал: «По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. У картины толпа горячится, разговаривает, жестикулирует»2. Неоднозначное восприятие картины публикой было вызвано тем, что Крамской написал не традиционный в живописи, а тем более в иконописи, образ Бога, Иисуса Христа, а земного человека, по его признанию, «своего собственного Христа», в образе которого он выразил свои искания, свои гражданские чувства. Художник воплотил в картине нравственные искания, тревожившие душу современного ему человека, перед которым встал вопрос, зачем жить, как жить - он должен выбрать: «Не хлебом единым будет, но, может, и хлебом единым»3.

Желательно организовать работу так, чтобы картина стала поводом для размышлений о нравственных проблемах, стимулировала познавательную деятельность учащихся, готовила их к высказыванию собственного мнения.

Урок можно начать с рассказа о художнике. Затем учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины и проводит

1 Материал о картине И.Н. Крамского «Христос в пустыне» подготовлен совместно с профессором Л.А. Ходяковой.

2 Крамской И.Н. Письма, статьи. Т. 1. М., 1965.

3 Там же.

предварительную беседу, в ходе которой семантизируется лексика, связанная с сюжетом картины:

- Что значит библейский сюжет? Что такое Библия?

- Какую часть Библии называют Евангелием?

- Знаете ли вы, Кого христиане называют Христом? Что значит имя Иисус? Как называли Иисуса Христа на Руси?

- Знаете ли вы, какой эпизод из жизни Христа, описанный в Евангелии, лег в основу сюжета картины Крамского «Христос в пустыне»?

Далее зачитывается отрывок из Евангелия от Матфея, который и является собственно сюжетом картины И.Н. Крамского. Учитывая трудности в восприятии текста, перед чтением целесообразно объяснить смысл незнакомых слов (взалкал - испытал, почувствовал голод; сии - эти; святой город - Иерусалим; поставляет - ставит; заповедает - предпишет, велит и т. д.)

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от ди-авола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: “не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога твоего". Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4:1-11).

После знакомства с картиной и евангельским текстом учитель подводит учащихся к мысли о том, что это был важный период в жизни Господа Иисуса Христа, первое испытание, взятое на себя добровольно. После сорокадневного поста в пустыне Христос возвращается к людям и начинает проповедовать добро и служение Богу.

- Как вы думаете, почему художник обратился именно к этому библейскому сюжету?

- Какими мыслями и чувствами откликаются ваши ум и сердце на картину «Христос в пустыне»?

- Какие художественные средства использует Крамской, чтобы показать человека, погруженного в раздумья?

- Как вы думаете, почему так выразительны руки Христа?

- Помогает ли пейзаж, изображенный на картине, понять одиночество человека, оказавшегося перед главным выбором в жизни?

- Как вы думаете, с какими нравственными поисками, страданиями самого Крамского могла быть связана эта картина?

- Что нового может привнести в вашу жизнь знакомство с этим произведением живописи?

Для обогащения лексической базы учащихся перед началом диалога им может быть предложен искусствоведческий текст, например, такой:

«Художник в картине „Христос в пустыне“, по-видимому, представлял „своего Христа“ как дальнейшее развитие художественного образа, данного художником Ивановым в картине „Явление Христа народу“ (предполагается, что с картиной А.А. Иванова учащиеся уже знакомы. - О.Г.). Но в изображении Крамского Иисус показан как совершенно обыкновенный человек, более того, его современник, с мыслями и чувствами, порожденными той эпохой и свойственными каждому — прежде всего самому Крамскому».

Свою картину Крамской описывает следующими словами: «На утре, усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит один между камнями; печальными и холодными камнями; руки судорожно и крепко, крепко сжаты, пальцы впились, ноги поранены и голова опущена. Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов. Ничего он не чувствует, что холодно немножко.» «Я вижу ясно, - писал Крамской, - что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье: пойти ли направо или налево? Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Итак, это не Христос. То есть я не знаю, кто это. Это есть выражение моих личных мыслей»4.

Крамской разъяснял свое понимание долга художника перед собой, и этот порядок мыслей неразрывно связывается с представлением Крамского о Христе как воплощенной совести и долге человека.

4 Там же.

Works of art as a basis of the educational

DIALOGUE AND SPIRITUAL AND MORAL UP-BRINGING

OF THE PUPILS

O.I. Gorbitch

Nowadays the active search in deepening and widening of the educational area is progressing. On the first place are the problems of values and spiritual orientation of pupils. The article describes the problem of improving of man’s spiritual culture trough the formation of relation to the mother tongue and literature. There is also given the plan of a class devoted to Kramskoy’s picture “Christ in the wilderness”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.