Научная статья на тему 'Художественные особенности современной высотной архитектуры Шарджи'

Художественные особенности современной высотной архитектуры Шарджи Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
392
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОТНОЕ ЗДАНИЕ / ПЛАСТИКА / СИМВОЛ / АРХИТЕКТУРНАЯ ФОРМА / ИМИДЖ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / КОМПОЗИЦИЯ / ВИЗУАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / СИЛУЭТ / HIGH-RISE BUILDING / PLASTIC / SYMBOL / ARCHITECTURAL FORM / IMAGE / CULTURAL TRADITIONS / COMPOSITION / VISUAL ECOLOGY / CITY PLANNING / SILHOUETTE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коротич Андрей Владимирович

В статье изложены некоторые актуальные аспекты художественного развития архитектуры современных высотных зданий Шарджи (Объединенные Арабские Эмираты). Показаны различные социально-культурные и политические факторы, оказывающие существенное влияние на формирование современной высотной градостроительной структуры столицы эмирата. Определены основные черты/приёмы композиционной организации новых высотных объектов Шарджи, определяющих сегодняшний художественный облик города. Выявлены характерные региональные/национальные особенности современной высотной имиджевой застройки Шарджи, а также отражены основные образные темы её художественного развития. Показано, что амбициозная мотивация является мощным импульсом возникновения и реализации грандиозных и дорогостоящих высотных градостроительных проектов в столице эмирата. Анализ художественных особенностей имиджевых высотных объектов Шарджи произведён на основе оригинального авторского фотоматериала, который ранее не публиковался.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic Features of Modern High-Rise Architecture of Sharjah

The article outlines some topical aspects of artistic development of the modern high-rise architecture of Sharjah, United Arab Emirates. Various socio-cultural and political factors that have a significant impact on the formation of the modern high-rise town-planning structure of the emirate capital are shown. The main features/techniques of the compositional organization of new high-rise objects in Sharjah, defining the present artistic appearance of the city, are identified. The characteristic regional/national features of modern high-rise image building of Sharjah are revealed, and the main figurative themes of its artistic development are also reflected. It is shown that ambitious motivation is a powerful impetus for the emergence and implementation of expensive high-rise urban projects in the capital of the emirate. The analysis of the artistic features of image high-rise objects in Sharjah is made on the basis of the original author's photo material, which has not been published before.

Текст научной работы на тему «Художественные особенности современной высотной архитектуры Шарджи»

АРХИТЕКТУРА

DOI 10.22337/2077-9038-2018-4-59-65

Художественные особенности современной высотной архитектуры Шарджи

А.В.Коротич, УралНИИпроект, Екатеринбург

В статье изложены некоторые актуальные аспекты художественного развития архитектуры современных высотных зданий Шарджи (Объединенные Арабские Эмираты). Показаны различные социально-культурные и политические факторы, оказывающие существенное влияние на формирование современной высотной градостроительной структуры столицы эмирата. Определены основные черты/приёмы композиционной организации новых высотных объектов Шарджи, определяющих сегодняшний художественный облик города. Выявлены характерные региональные/национальные особенности современной высотной имиджевой застройки Шарджи, а также отражены основные образные темы её художественного развития. Показано, что амбициозная мотивация является мощным импульсом возникновения и реализации грандиозных и дорогостоящих высотных градостроительных проектов в столице эмирата. Анализ художественных особенностей имиджевых высотных объектов Шарджи произведён на основе оригинального авторского фотоматериала, который ранее не публиковался.

Ключевые слова: высотное здание, пластика, символ, архитектурная форма, имидж, культурные традиции, композиция, визуальная экология, градостроительство, силуэт.

Artistic Features of Modern High-Rise Architecture of

Sharjah

A.V.Korotich, UralNIIproekt, Ekaterinburg

The article outlines some topical aspects of artistic development of the modern high-rise architecture of Sharjah, United Arab Emirates. Various socio-cultural and political factors that have a significant impact on the formation of the modern high-rise town-planning structure of the emirate capital are shown. The main features/techniques of the compositional organization of new high-rise objects in Sharjah, defining the present artistic appearance of the city, are identified. The characteristic regional/national features of modern high-rise image building of Sharjah are revealed, and the main figurative themes of its artistic development are also reflected. It is shown that ambitious motivation is a powerful impetus for the emergence and implementation of expensive high-rise urban projects in the capital of the emirate. The analysis of the artistic features of image high-rise objects in Sharjah is made on the basis of the original author's photo material, which has not been published before.

Keywords: high-rise building, plastic, symbol, architectural form, image, cultural traditions, composition, visual ecology, city planning, silhouette.

Если по высотной архитектуре столиц главных эмиратов ОАЭ - Абу Даби и Дубаю - существует хоть какая-то разрозненная аналитическая/научная, а также сугубо информационная литература [1-6], то в отношении чрезвычайно своеобразной высотной застройки такого экзотического эмирата, как Шарджа, широкой профессиональной архитектурной общественности неизвестно ровным счётом ничего: автор не смог обнаружить ни одного специального литературного источника хотя бы по отдельным наиболее интересным высотным объектам города Шарджи. Тем более высока зна-чимость специального искусствоведческого исследования, посвящён-ного раскрытию региональных особенностей и выявлению тенденций развития высотного зодчества столицы эмирата Шарджа, что и является целью представленной работы.

Город Шарджа (Sharjah) - столица одноименного эмирата - расположен к северу от Дубая и вплотную примыкает к нему. Как и соседний Дубай, город Шарджа растянут вдоль побережья в пределах границ своей территории; поэтому Дубай постепенно и незаметно перетекает в столицу соседнего княжества (линия разграничения этих двух городов является чисто условной, проходя по автомобильной многоуровневой развязке, одна часть которой расположена в Дубае, а другая половина - в Шардже). (Проводя научные исследования, автор пешком свободно переходил из Дубая в Шарджу и обратно.)

Первое поселение на территории современной Шарджи возникло более 5000 лет назад. В начале XVIII века клан Аль-Касими (Al Quasimi) из племени Хувала закрепился у власти и в 1727 году объявил о независимости эмирата. На протяжение многих десятилетий эмират Шарджа был одним из самых богатых на побережье Персидского залива, имел большие морские порты и развитые торговые связи со многими странами. 2 декабря 1971 года эмират вошел в состав нового государства - Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ).

Несмотря на близкое соседство с Дубаем, современная высотная архитектура Шарджи сильно отличается от дубай-ской. Это вызвано несовпадением идеологических подходов и культурных традиций соседей (для всех семи эмиратов ОАЭ это абсолютно естественное явление).

Среди всех эмиратов ОАЭ княжество Шарджа является наиболее консервативным и ортодоксальным, в нём неукос-

нительное соблюдение законов шариата является строго обязательной нормой общественной жизни. Культура эмирата Шарджа, как и Абу Даби, значительно менее подвержена влиянию западных художественных течений и является более традиционной, явно тяготеющей к использованию богатой национальной декоративной орнаментики. При этом региональная специфическая художественная стилистика тонко и удачно взаимодействует с использованием современных строительных материалов и оригинальных конструктивных форм, образуя в итоге неповторимый художественный имидж высотной застройки Шарджи, которая по своему внешнему облику разительно отличается от высотных градостроительных структур других мегаполисов ОАЭ. (Таких художественно выразительных, своеобразных и красивых «высоток», как в Шардже, автор нигде более не встречал.)

Размещение высотной застройки в городской структуре

Исследованием установлен факт рассредоточенного расположения основной части имиджевой высотной застройки Шарджи вдоль побережья Персидского залива [в частности, в примыкающем к Дубаю районе Аль Мамзар (Al Mamzar) на побережье залива Аль Хан Лагун (Al Khan Lagoon) и чуть далее расположенном районе Аль Маджаз (Al Majaz) на побережье залива Халид Лагун (Khalid Lagoon)]. Отдельные высотные здания - в частности, офис компании «Етисалат» («Etisalat») - расположены в центральной части города, но всё равно территориально тяготеют к прибрежным зонам. При этом в отдалённых от побережья районах столицы эмирата высотных зданий исследованием не обнаружено.

Автором выявлены характерные композиционно-художественные региональные особенности современной высотной архитектуры города Шарджа.

1. Использование сложносоставных композиций в уникальных объектах, имеющих выразительную и активную конструктивную пластику основных объёмов, при одновременном применении акцентирующих декоративно-пластических элементов в завершении зданий, а также богатой пластической накладной деталировки по всем боковым поверхностям основных объёмов. Гармоничное взаимодействие характерных национальных восточных мотивов и современных архитектурных форм в общем композиционном решении и деталировке зданий.

Здесь прежде всего необходимо отметить выдающееся здание представительства компании «Етисалат» («Etisalat»), представляющее собой современную трактовку всемирно известной Вавилонской башни (рис. 1)1.

Основной объём здания - цилиндрическая спираль, облицованная темно-зелёным изумрудным стеклом, которая

закручена от основания к центральной части. Нижний ярус спирали оформлен выступающей из плоскости остекления накладной решёткой с прямоугольными ячейками, в нижние из которых заведены стеклянные наклонные плоскости навесов входной группы. Спиральный основной объём по всей его высоте пересекает узкий боковой прямоугольный объём лифтовой шахты, облицованный светлыми каменными плитами. Венчает здание белый сферический купол с антенной, составленный из шестиугольных композитных панелей (геодезическая сфера на вершине здания - непременный стилистический атрибут абсолютно всех представительств этой компании, служащий основным выразительным элементом/ знаком/символом фирменной идентификации). Здание резко выделяется своим необычным силуэтом в общей панораме города и сразу же привлекает к себе особое внимание. Уникальная форма/контурное очертание всех композиционных элементов, а также эффектный тоновой/цветовой контраст материалов внешней оболочки - основные качества высокой художественной выразительности этого знакового объекта Шарджи.

Не менее впечатляющим выглядит офисное здание компании «АБН-АМРО» («ABN-AMRO») (рис. 2), имеющее сложносоставную композицию. Центральный Г-образный призматический объём здания расположен на двухэтажном стилобате, оформленном контурными стрельчатыми арками и

Л

I

Рис. 1.

1 На авторских фотографиях А.В. Коротича (рис. 1-17) представлены характерные объёмные решения и композиционные приёмы художественно-пластической организации фасадов жилых и общественных высотных зданий Шарджа, ОАЭ.

облицованном каменными плитами. Под нависающей частью Г-образного объёма размещены два одинаковых примыкающих друг к другу цилиндрических объёма, расположенные на относе от вертикальной части Г-образного объёма так, что между ними образуется пустое пространство. К внешней плоскости Г-образного объёма с другой стороны примыкает более низкая треугольная призма, выступающий центральный угол которой оформлен узкой цилиндрической стеклянной лифтовой шахтой, а также расположенной в верхней части сферической выемкой, внутри которой размещён стеклянный шар. Все составляющие композиционные элементы здания выполнены из темно-синего сапфирового стекла и отороче-

Рис. 3.

Рис. 5.

Рис. 4.

ны по угловым ребрам широкими ленточными полосами из белых композитных панелей. Треугольная призма содержит на двух боковых остеклённых плоскостях симметрично расположенные широкие дугообразные полосы-ленты из белых композитных панелей, выгнутые навстречу друг другу; при этом части остекления боковых плоскостей, ограниченные плоскими дугами, утоплены внутрь объёма и оформлены белыми ритмически расположенными горизонтальными панелями. Стеклянные цилиндрические объёмы сопряжены с Г-образным объёмом через узкие белые одноэтажные цилиндры, содержащие контурные проёмы в виде стрельчатых арок. Вблизи входной группы установлены призматические стелы высотой в несколько этажей, имеющие на боковых стеклянных плоскостях национальный восточный орнамент. Неповторимая общая композиция здания, а также его уникальная выразительная деталировка и контрастное сочетание материалов внешней оболочки ставят этот объект в ряд удивительных высотных зданий стран Ближнего Востока.

Весьма выразительна композиция комплекса из двух одинаковых жилых зданий, расположенных на двухэтажном прямоугольном стилобате (рис. 3). Каждое из зданий комплекса представляет собой «раму» из четырех узких вертикальных пилонов, установленных в углы квадрата, к которым изнутри подвешено многоэтажное «заполнение», выпуклые цилиндрические остеклённые поверхности которого оформлены ритмически расположенными по высоте четырьмя балконными блоками. При этом каждый балконный блок, имеющий выступы на двух противоположных торцах центрального остеклённого объёма, проявляется на паре других боковых цилиндрических фасадов в виде поверхностной аппликации (парные участки белых полос, ритмически увеличивающиеся к основанию блока и смыкающиеся внизу в непрерывную ленту).

Также особняком стоит композиционное решение здания-корабля» (рис. 4), главный фасад основного объёма которого очерчен выпуклым цилиндрическим экраном («парус»); при этом в основной объём сверху врезана линзовидная в плане центральная башня. Основной объём здания установлен на многоэтажный консольно выступающий стилобат, имитирующий корпус «корабля». (В момент фотосъёмки данный объект находился в стадии строительства; в настоящее время он уже функционирует.)

Экзотически выглядит высотное здание, имеющее сложно-составную композицию из цилиндрических и призматических пересекающихся объёмов (рис. 5).

2. Сочетание контрастных фактур, материалов, а также ярких цветов и тонов на остеклённых и непрозрачных участках боковых поверхностей в оформлении внешней оболочки основных объёмов. Широкое использование приёма «плоскостной аппликации» в фактурном оформлении боковых поверхностей основных объёмов.

Здание «Салим Аль Саег Билдинг» («Salim AI Sayegh Building») (рис. 6), расположенное по соседству с вышеописанным зданием-«кораблем», также представляет собой

«рамную» композицию. Здесь две П-образные «рамы» расположены параллельно друг другу; внутри них размещён центральный остеклённый объём, выступающий из «рамы» в виде четырёх сплошных выпуклых цилиндрических экранов. Обе «рамы» объединены в уровне верхнего этажа и внизу неостеклёнными сплошными участками. Они на всю высоту облицованы композитными панелями с национальным цветным узором - геометрическим рисунком в виде диагональных полос и квадратов; на отдельных участках в сплошные композитные панели вставлены ритмически расположенные вытянутые шестиугольные остеклённые проёмы. Выразительный цветофактурный контраст больших остеклённых экранов внешней оболочки и узорных декоративных лицевых поверхностей «рам» создаёт большой художественный эффект, благодаря чему здание по праву может быть отнесено к категории произведений ближневосточной высотной архитектуры.

Качество цветофактурного контраста присуще многим другим выразительным высотным жилым зданиям Шарджи. Так, выступающие из плоскости остеклённых стен непрозрачные фрагменты выходят над поверхностью кровли здания в виде угловых национальных арабских башен (рис. 7а), а на двух других фасадах спускаются прямоугольными уступами к нижнему ярусу здания, очерчивая эффектный клин из темно-зелёного стекла (рис. 7б). Аналогичные по существу композиционные приёмы и декоративные элементы использованы

при оформлении фасадов как отдельных жилых зданий (рис. 7в), так и высотных комплексов (рис. 7 г).

«Плоскостная аппликация» может осуществляться путём введения на стеклянных плоскостях фасадов здания сложной системы прямолинейных пересекающихся полос и геометрических фрагментов различной конфигурации, выполненных из композитных материалов и образующих разнообразные рисунки и фигуры (рис. 8). Возможны варианты расположения цельной дугообразной ленточной накладной полосы по всей плоскости фасада здания (рис. 9), а также образования криволинейных, вертикальных или диагональных стеклянных участков-«вырезов» на горизонтально-полосатой структуре фасада (рис. 10). Весьма выразительны варианты контрастного цветового сочетания остеклённых участков в пределах фасада одного здания или соседних высотных объектов (рис. 11), где цвет стекла может быть бронзовым, тёмно-зелёным, золотистым, тёмно-синим, ярко-голубым.

3. Акцентирующие, композиционно активные пластические элементы на боковых поверхностях простейших призматических объёмов.

Отель «Гранд Бухэйра» («Grand Buhairah») - яркий пример удачного композиционного расположения крупноразмерных выступающих цилиндрических балконов на простом по очертанию объёме «высотки» (рис. 12). Ритмически расположенные одинаковые балконы имеют

f }

1

Рис. 7.

выразительную скульптурную пластику (классическая лепнина и фигурные балясины), что резко выделяет здание из окружения.

Исследованием отмечено широкое использование таких ярко выраженных по национальной стилистике «восточных» элементов фасадов и входных групп, как стрельчатые входы и светопроёмы (рис. 13), декоративные резные орнаментальные вентиляционные решетки нижнего яруса (рис. 14), а также выступающие из плоскости фасада крупноразмерные декоративные решетчатые фрагменты верхнего яруса здания (рис. 15). Особняком стоит фасадная решётка остекленного

виража с шестиугольными ячейками, врезанная в плоскость вертикальной стены (см. рис. 14 б).

4. Композиционно/стилистически контрастное взаимодействие архитектурных форм соседних объектов. Отмечено, что общая композиционная выразительность высотной застройки Шарджи повышается, если расположенные рядом высотные объекты имеют абсолютно разностильное архитектурное решение.

Так, здание, выполненное в современной манере (большие плоскости стеклянных фасадов, оформленные геометрическими фигурами и сложным рисунком пересекающихся диа-

Рис. 14.

гональных, вертикальных и горизонтальных полос, а также фасадные и угловые цилиндрические вставки из золотистого зеркального стекла) композиционно удачно контрастирует с соседним высотным объектом, выполненным в «классическом» стиле (выступающие балконы с коваными решетками, отделка рустом углов основного объёма, портики, балюстрады, фронтон и т.д. (рис. 16), а также с расположенной неподалёку мечетью (рис. 17).

В представленной работе автором впервые установлены характерные композиционно-художественные региональные черты, присущие современной высотной архитектуре города Шарджа - столице одноименного эмирата ОАЭ. Впервые проведён композиционный анализ ряда уникальных зданий, его высотной градостроительной структуры, а также введён в научный оборот оригинальный фотографический материал, фиксирующий художественные особенности пластического построения рассмотренных объектов. Изображения данных объектов никогда ранее не публиковались и не анализировались с искусствоведческих позиций.

Относительно общего значительного количества «высоток» Дубая и Абу Даби высотные здания, расположенные в Шардже, сравнительно немногочисленны; однако все они (за очень редким исключением) являют собой неповторимые образцы высокого композиционного искусства, безусловно украшая градостроительную среду столицы эмирата.

Сегодняшнему высотному зодчеству Шарджи присуще очень смелое, оригинальное и удачное взаимодействие элементов исторической национальной восточной культуры, региональных художественных традиций (архитектурных деталей, мотивов и приёмов) с самыми современными концептуальными проектными решениями - именно в этом и заключается специфика национальной/региональной идентификации уникальных высотных объектов столицы княжества. При этом широкое использование передовых строительных технологий, а также эффективных отделочных фасадных материалов отнюдь не мешает местным архитекторам создавать произведения высотного зодчества, воплощающие яркий региональный архитектурный колорит.

Идеология градостроительного развития, культивируемая правительством эмирата, по большей части не позволяет чуждым художественным веяниям, привносимым влиятельными транснациональными архитектурными школами Запада, основательно внедриться в градостроительную ткань столичного города, размыть его качественное своеобразие и превратить архитектурный облик Шарджи в безликий «интернациональный» высотный конгломерат (к сожалению, именно такие негативные процессы сейчас развиваются в сфере высотного зодчества Абу Даби и Дубая). Неповторимая высотная «визитная карточка» города сегодня обусловливает его большую популярность и привлекательность для международного туризма, а также открывает перспективы для интенсивного развития бизнеса.

Качественное региональное художественное своеобразие архитектуры - именно тот путь, по которому активно развивается современная высотная градостроительная структура города Шарджи. Практика показывает, что этот путь является оптимальным для всемирно известных мегаполисов стран Ближнего Востока.

Литература

1. Bellini O.E. New frontiers in Architecture / O.E. Bellini, L.Daglio. - Turin: White Star Publishers, 2008. - 304 s.: il.

2. Binder G. Tall buildings of Europe, the Middle East and Africa / G.Binder. - Sydney: Images Pubilshing, 2006. - 240 p.: il.

3. Абрамсон,Л.А. Развитие строительства высотных зданий / Л.А. Абрамсон // Жилищное строительство. - 2005. - № 10. - С. 14-29.

4. Лебедев В. Небоскрёбы возвращаются на родину / В.Лебедев // BUSINESS: Property, Business, Investment. - Oct-Nov. 2008. - C. 50-53.

5. Best Tall Buildings 2011: CTBUH International Award Winning Projects / Routledge Taylor & Francis Group, London & New York, 2011. - 211 p.

6. Best Tall Buildings 2012: CTBUH International Award Winning Projects / Routledge Taylor & Francis Group, London & New York, 2012. - 224 p.

% *

яг*

Рис. 15.

Рис. 16.

Рис. 17.

Literatura 4. Lebedev V. Neboskreby vozvrashhayutsya na rodinu / V.

3. Abramson L.A. Razvitie stroitel'stva vysotnyh zdanij / Lebedev // BUSINESS: Property, Business, Investment. - Oct.-L.A. Abramson // ZhiLishhnoe stroitel'stvo. - 2005. - № 10. Nov. 2008. - C. 50-53. - S. 14-29.

Коротич Андрей Владимирович, 1957 г.р. Доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН. Старший научный сотрудник, заведующий лабораторией перспективных проблем архитектурного формообразования Уральского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института (филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России») (620075, Екатеринбург, пр. Ленина, 50а. УралНИИпроект). Сфера научных интересов: архитектурно-дизайнерское формообразование (общетеоретические, творческие и типологические аспекты); архитектура высотных зданий и сооружений (художественно-композиционные творческие аспекты формирования отдельных объёмов и комплексов). Автор более 250 научных публикаций. Тел.: +7 (912) 248-22-23. E-mail: [email protected].

Korotich Andrei Vladimirovich, born in 1957. Doctor of Architecture, Corresponding Member of RAACS. Senior researcher, head of the Laboratory of Advanced Problems of Architectural Formation at the Ural Research and Design Institute (branch of the Central Research Institute of the Ministry of Construction of Russia) (620075, Ekaterinburg, Lenina ave. 50a. UralNIIproekt). Sphere of scientific interests: architectural and design formation (general theoretical, creative and typological aspects); architecture of high-rise buildings and structures (artistic and compositional creative aspects of the formation of individual volumes and complexes). The author of more than 250 scientific publications. Tel.: +7 (912) 248-22-23. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.