Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ М. МАТУСОВСКОГО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ИСКУССТВА РОССИИ'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ М. МАТУСОВСКОГО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ИСКУССТВА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
Михаил Матусовский / художественные особенности / поэт-песенник / развитие искусства / песни России / Mikhail Matusovsky / artistic features / songwriter / art / Russian songs

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Усенко Е.С.

В статье рассматривается вклад Михаила Матусовского в развитие песенного искусства России, его художественные особенности, как поэта-песенника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC FEATURES THE POETRY OF M. MATUSOVSKY AND HIS INFLUENCE FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN SONG ART

The article examines Mikhail Matusovsky's contribution to the development of Russian song art, his artistic features as a songwriter.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ М. МАТУСОВСКОГО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ИСКУССТВА РОССИИ»

УДК 1

Усенко Е.С.

магистрант

Луганская государственная академия культуры и искусств им. Михаила Матусовского (г. Луганск, Россия)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ М. МАТУСОВСКОГО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ИСКУССТВА РОССИИ

Аннотация: в статье рассматривается вклад Михаила Матусовского в развитие песенного искусства России, его художественные особенности, как поэта-песенника.

Ключевые слова: Михаил Матусовский, художественные особенности, поэт-песенник, развитие искусства, песни России.

Индивидуальные стилистические особенности поэтического языка М. Матусовского воплощаются как в принципах авторского отбора материала, так и в приемах построения художественного лирического поля, наиболее активно используемых поэтом. Главная причина этого - удачный прием создания речевого пространства, в котором можно почувствовать, как слово или фраза "подключается" к "растущей" строке. Иными словами, материал, используемый поэтом, вместе с особенностями личного почерка автора (характеризующегося явными элементами идиолекта), образует своеобразную лингвистическую и художественную структуру, присущую только ему.

Даже беглый анализ лирики поэта показывает, что одним из наиболее частотных принципов композиции текстового поля в лирике Матусовского является стилистический контраст. Это общая взаимосвязанная закономерность использования стилистически значимых единиц, заключающаяся в

2208

стилистическом цветовом различии (контрасте) слов (или больших частей слов) во фразе.

Это само по себе вполне естественно, и почти все поэты в той или иной степени обращаются к стилистическим контрастам и реализуют этот принцип с помощью самых разных приемов. Однако талантливые писатели, обладающие явной оригинальностью, используют принцип стилистических контрастов в своем творчестве и зачастую являются уникальными в воплощении этого принципа как способа образного осмысления изображаемого. К таким писателям относится поэт М. Матусовский.

Использование Матусовским принципа контраста характеризуется постоянной необычностью и особой выразительностью, осуществляемой в очень широком диапазоне форм.

Основным приемом реализации контраста в упомянутом стихотворении является оксюморон - стилистическая фигура, состоящая из сочетания двух слов, не только противоположных, но и противоречивых по смыслу и связанных между собой определенными отношениями.

Сочетание оксюморонных выражений, последовательно реализуется в процессе развития лирической структуры и при этом одновременно играет важную композиционную роль: в лирическом стихотворении, состоящем из трех строф, действует система оксюморонных прилагательных: простое и сложное счастье, короткая долгая, жестокое хорошее время, радостная песня и грустная песня. В данном случае мы видим реализацию принципа контраста и использование приема дословного эпифорирования, который является еще одним способом усиления экспрессивного потенциала лирической структуры. Эти элементы организуют текст таким образом, что внимание читателя сильнее концентрируется на тех частях, где они функционируют.

Неслучайно в лирической поэзии с ограниченным текстовым пространством авторы неоднократно используют принципы, реализующие стилистическую оппозицию. В данном случае основной функцией этих принципов, как семантической, так и эстетической, является "необходимость

2209

охарактеризовать предмет изображения одновременно с противоположных сторон, чтобы диаметрально противоположные по значению слова дополняли друг друга, а не сталкивались".

Однако традиционные формы, воплощающие стилистические контрасты, использовались М. Матусовским для придания своим лирико-поэтическим произведениям удивительной оригинальности и неповторимости, часто сочетая их с принципами, придававшими им уникальность.

Сочетая семантический и стилистический контраст, М. Матусовский значительно усиливает характер структуры текста. Он делает реальными контекстуальные связи, в том числе коннотативные связи между элементами текста, способствует одновременному включению двух и более лексических значений, формирует подтекстовое содержание и, возможно, увеличивает экспрессивный потенциал языкового поля. Важно отметить, что благодаря этому приему поэту удается сформулировать содержание стихотворения не в пафосно-декларативном, а в живом, почти разговорном настроении.

Для Матусовского - лирика принцип стилистического контраста интересен, прежде всего, как средство создания определенного равновесия в лирической структуре. В таких случаях контраст выражается в различных формах, но, как правило, "внутри" этой формы существует другой художественный прием, так или иначе связанный с основным, который выражен более ярко.

Настоящие поэты всегда актуальны. Даже сегодня, когда в изобилии появляются хиты-однодневки, поэтические песни Матусовского продолжают почитаться. Стихи Матусовского «поют» стар и млад, интеллигенция и простые люди, "ударники" труда, и такие мастера культуры, как И. Андроников и К. Симонов, высоко оценили его творчество. Эльдар Рязанов сказал о песнях Матусовского, что "судьба его песен прекрасна и завидна".

Из нескольких десятков песен, написанных на стихи Матусовского известными советскими композиторами, в нашей повседневной жизни до сих пор звучат два-три десятка, несмотря на распад СССР и изменение идеологии.

2210

Михаил Львович проживал каждую строфу своих произведений, ведь, многие события действительно были изложены его поэтическим текстом из личной биографии, поэтому люди верили каждому им написанному слову, они пробирали слушателей до мурашек, так как чувствовали искренность в его творчестве. Каждая написанная им композиция была абсолютно понятна каждому человеку, но в тоже время они не были простыми с музыкально-литературной точки зрения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Матусовский М. Л. Избранные произведения: в2-хт. / М. Л. Матусовский.-М.: Художественная литература, 1982;

2. МатусовскийМ. Л. Такая короткая долгая жизнь: стихи и песни/;

3. М. Матусовский о жизни. И жизнь о нём: сборник, подобщ. ред. О.В. Приколоты.-Луганск: Издательство»Максим»,2010.- 400с;

4. Матусовский М. Семейный альбом // Матусовский Михаил. Проза (С. Литературная гордость Луганщины) / М. Матусовский. - Луганск: ООО «Виртуальная реальность», 2011. - С. 7- 550;

5. Матусовский М. Избранные произведения в двух томах. - Т. 1. Стихотворения, поэмы, песни / М. Матусовский.—М.: Худ. лит.— 1982. - 639 с

2211

Usenko E.S.

Lugansk State Academy of Culture and Arts (Lugansk, Russia)

ARTISTIC FEATURES THE POETRY OF M. MATUSOVSKY AND HIS INFLUENCE FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN SONG ART

Abstract: the article examines Mikhail Matusovsky's contribution to the development of Russian song art, his artistic features as a songwriter.

Keywords: Mikhail Matusovsky, artistic features, songwriter, art, Russian songs.

2212

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.