Научная статья на тему 'Художественные искания Дабе Мамсурова в сфере характерологии'

Художественные искания Дабе Мамсурова в сфере характерологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
230
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОЙ / HERO / СВОБОДА / FREEDOM / ТРАГЕДИЯ / TRAGEDY / РОМАН / NOVEL / ХАРАКТЕР И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / CHARACTER AND CIRCUMSTANCES / ЛЕЙТМОТИВ / KEYNOTE / ЛОГИКА ХАРАКТЕРА / LOGIC OF CHARACTER / СЮЖЕТ / PLOT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фидарова Рима Японовна, Кайтова Ирина Анатольевна

В предлагаемой статье авторы исследуют пути и способы художественных исканий одного из замечательных осетинских писателей ХХ в. Дабе Мамсурова, определяют особенности его творчества, новаторства и достижения писателя в сфере формирования художественного характера в осетинской литературе. Так, в частности, авторы статьи раскрывают особенности характерообразования писателя в трагедиях «Афхардты Хасана», «Вождь Багатар», романах «Ахсарбег» и «Поэма о героях». Отмечается, что в своих трагедиях Д. Мамсуров утверждает мысль о том, что человек рожден быть свободным, счастливым, быть любимым и любить. В романах писатель создает представление о романном типе характера как обобщенном художественном явлении, в котором в форме единичного выражается всеобщее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Searches of Dabe Mamsurov in the Sphere of Characterology

In the article authors investigate ways and methods of art searches of one of the most remarkable Ossetian writers of the 20 th century Dabe Mamsurov, define features of his creativity, his innovation and achievements in the sphere of formation of art character in the Ossetian literature. So, in particular, authors open features of a character formation of the writer in tragedies “Afkhardta Hassan's”, “Leader Bagatar”, novels “Akhsarbeg” and “Poem of heroes”.

Текст научной работы на тему «Художественные искания Дабе Мамсурова в сфере характерологии»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ДАБЕ МАМСУРОВА В СФЕРЕ ХАРАКТЕРОЛОГИИ

Р. Я. ФИДАРОВА, И. А. КАЙТОВА

Проблеме человеческой свободы, достойной человека жизни посвящена трагедия Дабе Мамсурова «Афхардты Хасана».

Двадцать лет назад муж красавицы Го-сама простой работник Соламан был зверски убит алдаром Мулдарты Кудайнатом. Спасаясь от недостойных домогательств убийцы, молодая женщина вонзила кинжал в бок своего насильника, только ранив его, сама с грудным ребенком бежала вглубь леса, ставшего ей отныне родным домом. Здесь гордая женщина вырастила своего единственного сына. Хасана вырос достойным сыном, красивым, мужественным, человеколюбивым юношей.

Жил своей жизнью и Кудайнат. Теперь недавно родился у него, наконец, сын, и он не на шутку забеспокоился, помня, что кровник его - сын Соламана где-то вырос, а значит, возможно, будет мстить его наследнику. И начал его искать. Случайно обнаружив в лесу пристанище Госамы, он разорил ее очаг, забрал надочажную цепь, нанося тем самое большое оскорбление хозяевам очага. В ожидании сына женщина мучается: посвятить его в свою историю и тем самым бросить его в кровавую бойню с Кудайнатом, или скрыть, а ведь он так мало еще жил, так мало радости и счастья видел в жизни. Понимая всю силу своей ответственности, мать рассказала сыну их историю. Поведала и о том, как недостойно поступил с ними всемогущий алдар и сейчас, разорив их очаг. Хасана, прекрасный, мужественный юноша, пришедший в этот мир, чтобы обогатить его какими-то новыми жизненными красками, рожденный для того, чтобы стать счастливым и осчастли-

вить всех вокруг, следует по дороге кровной мести: конкретные обстоятельства его безрадостной жизни иного выбора ему не оставили. Конечно же, он гибнет, гибнет и его возлюбленная красавица Агунда, а старая Госама, взрастившая единственного сына с жаждой мести своему кровнику, остается совершенно одна.

Человек рожден быть свободным, быть счастливым, быть любимым и любить, - таков лейтмотив трагедии.

В трагедии «Вождь Багатар» писатель создает образ мудрого вождя осетин, борющихся за свое освобождение с татаро-монгольскими войсками. Вождь Багатар, несмотря на свою молодость, понимает, что одолеть врагов одному будет трудно, а потому он налаживает связи с братскими народами, также находящимися под татаро-монгольским игом. Это - кабардинцы, дагестанцы, русские под руководством легендарного Дмитрия Донского. Сплотившись, народы победили, одолели общего врага, благодаря мудрости таких вождей, как Багатар. Но победить элементарную зависть и человеческую подлость Алага, вовремя раскусить внутреннего врага, Ба-гатару не удалось. Ничтожный человек, завистник Алаг, сам мечтавший стать народным вождем и любивший его невесту Зарину, предал Багатара, сообщив татарскому хану стратегически важные сведения, и помог выкрасть Зарину. Потом, убедившись, что план его не удался и он проиграл, Алаг убивает Зарину, а потом тайком и самого Багатара.

Как представители народа, Багатар, его мать Ана, невеста Зарина, друг Хетаг - люди

84 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 13 (52) 2014

высоких нравственных принципов. Так, самым высшим благом Багатар считает, что лучше быть матерью погибшего героя, чем живого подлеца. Не случайно Мамсыру она напоминает старый столетний дуб, над которым столько раз гремел гром, а он крепко сидит и сейчас. «Такова и Ана», - говорит он [1, 49]. «Сын, не по возрасту на тебе ответственность, - говорит она сыну, благословляя его на ратный подвиг, - но будь достоин доверия народа» [1, 53].

Обращаясь в последний раз перед походом к своей матери, Багатар говорит ей: «Ана, ты дала мне жизнь, но я должен теперь идти... Ты сама меня учила быть верным долгу, когда рассказывала о тех, кто защищал народ, ты сама меня воспитала. Меня теперь никто не остановит, ни ты, ни бог, создатель. Смотреть на страдания людей, нет больше сил. Зачем ты дала мне глаза - видеть мучения людей, уши - слышать вопли обиженных, сердце - понимать людское горе?! Ты боишься моей смерти. Я смерти не ищу. Я ищу свободу, и найду ее, ведь на нашей стороне великая Россия!» [1, 103]

Таким и был всегда Багатар: совсем еще ребенок, он разбил войско Алегот-Паши, победил пятерых богатырей крымского хана, вместе с кабардинцами истребил войско Мамая. Потому и был избран народом вождем, и до последнего дыхания оставался верным своему долгу.

Большой интерес представляют романы писателя. Одним из первых был роман «Ахсарбег» или «Поколения».

В романе писатель разрабатывает важнейшую в истории осетинской литературы историко-революционную тему. Произведение, ставшее значительным событием в литературном процессе сороковых годов благодаря художественному мастерству автора, отражало социальные распри в жизни горской бедноты накануне первой русской революции.

Как-то на свадьбе танцевал Ахсарбег с девушкой из фамилии Есиевых, и Алибег, ее родственник, остановил музыку, пред-

ложив танцору оставить девушку в покое. Оскорбленный юноша дал пощечину обидчику, но люди разняли их. Так назрел конфликт романа.

Писатель вводит еще одного героя своего повествования - пристава Ивана Васильевича Ляхова, который на самом-то деле был Александром Алексеевичем Беззубовым, убившим человека и бежавшим из Киева и жившим здесь, среди горцев, под чужим именем. Теперь решив отобрать у Ахсарбега коня, он пристал к нему прямо на танцах во время праздника в пьяном виде и угрожая ему, толкнул его. Ахсарбег выхватил кинжал и убил обнаглевшего пристава Ляхова. Так он затем вынужден был уйти в абреки. А в это время начальник полиции Андрей Андреевич Терков получил письмо, разоблачающее Ляхова. И Терков поручил Гаппо Валаеву разобраться во всем и наказать виновных. Несмотря на то, что покойник сам был преступником, Терков решил наказать убийцу и всех горцев - аулчан, чтобы впредь неповадно было поднимать руку на царского служащего. В результате их заставили платить налог, совершенно непосильный для горцев, а мать Ахсарбега, старушку нана, забрали в городскую тюрьму. Чтобы спасти ее, Ахсарбег и Кизилбег решили выкрасть Гаппо, надеясь впоследствии обменять его на нана. Тогда Терков решил посадить в тюрьму самых авторитетных стариков фамилии Ахсарбега. В отместку Ахсарбег выкрал малолетнего сына Теркова Борю, надеясь обменять его на нана и стариков. Но Еста, у которого Ахсарбег прятался во Владикавказе, выдал его полиции, и он с мальчиком и Кизилбе-гом вынужден был уйти в лес.

Слава о группе Ахсарбега разнеслась по всей округе. Бедные горцы с большой надеждой и сочувствием следили за его делами и судьбой. Все эти события происходили в начале ХХ века. В эти же годы возвращается из Петербурга на Родину революционер-адвокат Заурбек. Он был наслышан о делах Ахсарбега и искал возможность с ним встретиться.

По-разному складываются судьбы разных людей. Так, ровесник Ахсарбега и Заур-бега Гаппо думал только о карьере и о том, как ему легче подниматься по служебной лестнице. А потому он в те же самые годы, когда Ахсарбег и Заурбег думали о лучшей доле для своего народа, Гаппо прикидывал, как лучше обеспечить свое собственное будущее и не нашел ничего лучшего, как жениться на дочери Теркова Марии.

Не удалось Заурбегу и Ахсарбегу познакомиться, и это определило трагическую судьбу абрека: не найдя верной дороги в жизни, он погибает в неравном бою. Так трагически оборвалась жизнь человека, наделенного от природы большими чувствами: обостренным чувством справедливости и безграничной любви к обиженным людям, и посвятившего свою короткую жизнь борьбе за утверждение своего человеческого достоинства. Права жить по своим человеческим законам, завещанным дедами и отцами, на своей земле.

По-настоящему же борцом за народное счастье и подлинно народные идеалы становится Заурбег, за ним будущее, за ним правда жизни и истории, как постиг ее автор романа. Писатель, как бы подводит итог такому явлению в жизни горцев, как абречество: накануне первой русской революции оно, как форма классовой борьбы, себя полностью изжило. И потому обречен Ахсарбег, человек выдающейся силы воли и могучего характера. На смену ему на арену истории выходит другой борец за народные идеалы - революционер Заурбег. Такова тут логика истории, логика жизненной правды, как постиг ее писатель и отразил в своем замечательном романе, который читается с большим интересом даже и современными читателями.

В романе «Поэма о героях» (1948) писатель Д. Мамсуров исследует человека с точки зрения его активного отношения к действительности. Он ведет трудный художественный поиск результата борьбы противоречивых жизненных начал. Его интересует, как под влиянием жизненных обсто-

ятельств меняется человеческая природа и социальная суть характера. Его привлекает самый процесс созидания человеческого характера, рождения и перерождения человеческой души. Человек на перекрестке истории, человек в поисках пути - объект его художественного исследования.

Прежде всего «Поэма о героях» отражает сложный период в жизни осетинского народа. Роман раскрывает историю села Урух в предреволюционные годы, в период первой империалистической войны. Художественно убедительно показана осетинская действительность в эпоху Октябрьской революции и гражданской войны. Глубокие классовые противоречия в осетинской деревне в предреволюционные годы раскрыты в конфликте между членами крестьянской семьи Борзовых.

Как показывает жизнь, классовые противоречия сильнее родственных чувств, и потому распадается семья Борзовых. Большевик Гаппо и его дядя Джамбот, один из сельских богачей, становятся ярыми врагами. Рушится вековой уклад патриархальной жизни: идет процесс классовой дифференциации осетин. Посредством изображения этого процесса писатель раскрывает сложность данной эпохи. Классовое расслоение ведет за собой поляризацию сил в деревне. Все глубже пропасть, разъединяющая богачей Джамбота, Михала, его сына эсера Васила, офицеров Зембатова, Бичера-хова, Бигаева и большевиков Гаппо, Макси, старика Налыка...

Писатель рисует широкую картину жизни осетинского крестьянства предреволюционной эпохи. Но история у него дана в самой тесной связи с современностью. Это вообще особенность осетинского романного мышления, в котором история ощущается как современность, а современность - как этап истории.

В патриархальный быт горцев властно вторгаются капиталистические отношения. Меняются условия жизни. Меняется действительность. Крайне осложнилась политическая обстановка, разным партиям

86 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 13 (52) 2014

и союзам нет числа. В характере Джамбота Мамсуров подчеркивает то, что отличает его как представителя нарождающейся национальной буржуазии. На русско-японской войне, будучи санитаром, Джамбот грабит раненых и убитых, а возвратясь домой, начинает грабить своих односельчан.

Жадность, алчность убивают в нем все человеческое. Брат его Ботаз, изможденный тяжелой работой, умирает, а Джамбот прикидывает, как завладеть его земельным участком.

Писатель здесь акцентирует связь характера с духом эпохи, с определенной направленностью мыслей и чувств людей, вовлеченных в поток истории.

Постепенно духовная атмосфера в романе как бы уплотняется. Происходит это потому, что каждый человек в столь ответственный исторический момент предъявляет жизни свой счет. «Постарел Темыр... Все беспощадное преследовал он своих односельчан. Он не мог забыть, что в 905 году из-за этих вот бунтовщиков лишился он звания старосты» [2, 247].

Староста Темыр радуется империалистический войне, ликует, надеясь в душе на то, что военные тяготы усмиряет непокорных крестьян, заставят их по-новому, более рассудительно, взглянуть на жизнь. С другой стороны, он особенно остро ощущает дух эпохи, ее настроение, прекрасно сознавая, что сегодня не один Гаппо бунтует, что его поддерживают многие, и это страшно тревожит старосту, не дает ему спать по ночам, ведь так начиналось и в 905 году.

Усиление общественных связей героя с действительностью обусловливает диалектику мира социальных эмоций, эволюцию его индивидуальных особенностей. Писатель показывает, как характер обретает социальную и психологическую масштабность, а это начинает определять художественную структуру произведения.

В сложное время, когда на чаше весов истории оказываются человеческие судьбы, изображенный Мамсуровым эсер Ва-сил, не отличающийся особой твердостью

духа и постоянством принципов, интуитивно чувствует, как из-под его ног ускользает почва. Что делать? Он лихорадочно ищет ответ, но не находит его. У Васила нет четких политических взглядов и программы действий. Есть только огромное желание выжить, вырваться из этого кромешного ада, завести по-старому часы времени и жить, как жил его отец: копить деньги, не обременяя себя мыслями о жизни. Даже предавая своих, Васил недолго думал. Но совершив акт предательства, т.е. выступив против белых, он вдруг осознал, что только осложнил себе жизнь, оказался между двух огней: между белыми и красными.

В столь сложной обстановке, какая изображена в романе, люди, подобные Василу, вести себя по-другому и не могут. Логика их поведения диктуется как сложностью социальной действительности, так и индивидуально-психологическими особенностями характера.

Несколько другого типа отец Васила -Михал. Человек обстоятельный, крепкий. В отличие от своего сына он знает, чего хочет. И зная наверняка, чего хочет, необдуманного поступка, который его поставит в затруднительное положение, не совершит.

Михалу подстать и другой сельский богач - Джамбот. Их роднит не только одинаковое социальное положение, но и жадность, моральная нечистоплотность, сильная воля, ум. Поэтому, несмотря на ненависть, которую они друг к другу питают, жизнь сталкивает их в своем водовороте, заставляя придерживаться одних порядков, диктуя обоим один стиль поведения.

В то время как Михал, Джамбот и подобные им сельские богачи горят в огне ненависти к новым порядкам и вынашивают идею мести, разгрома большевизма, коммунисты Гаппо и Макси думают совсем о другом. Они озабочены тем, как бы лучше и быстрее провести перераспределение земель богачей среди бедноты, ведь уже пора пахать, идет весна.

Задача осложняется и тем, что люди никак не поймут, как это можно отобрать

землю у одних и отдать ее другим: веками внедрялась в их сознание рабская психология. Веками втаптывалось в грязь их человеческое и гражданское достоинство. Теперь грядущая эпоха, как показывает, причем художественно убедительно, писатель, несет не только лучшую жизнь, о которой мечтал умирающий Ботаз, отец Гаппо, но и новое миропонимание, пронизанное идеей нравственной свободы человека.

Художественная правда обладает своей логикой и своей динамикой. Нравственное возмужание человека происходит не вдруг и не легко, в самоопределении, в острой борьбе с самим собой. И в этом смысле интересен в своем развитии характер Додегка.

С кем идти? Такой вопрос все настойчивее встает перед Додегка, бывшим царским офицером. Руководители советского правительства в Терской области Буачидзе и Бутырин предлагают ему войти в штаб большевистских войск. Но он колеблется, и это вполне логично: ведь он сын своего класса, сын своего отца, хотя сомнения в правильности избранного им прежде пути поселились давно в его сердце, тревожили ум, мучили. К решению стать на сторону большевиков, герой шел также давно, шаг за шагом оглядываясь назад, чутко прислушиваясь к той сложной внутренней борьбе, которая постоянно нарастала в его сознании, в его сердце.

И дело не только в мировоззренческих позициях Додегка. Есть и другой, индивидуально-психологический аспект. Часто бывает так: чем сложнее характер человека, духовно богаче его внутренний мир, добрее и благороднее сердце, тем труднее дается ему решение жизненно важного вопроса. Легко и быстро решил для себя подобный вопрос пустой, беспринципный человек Васил.

Совсем другой человек Додегка. Логика движения времени активизирует его беспокойную, ищущую мысль. Мир раскололся. Промежуточную позицию занимать нельзя, тем более офицеру-фронтовику, -решает, наконец, он.

Что показывает нам в данном случае художественная диалектика характера? Наличие исторического детерминизма, связи, которая существует между эволюцией характера и духовными потребностями эпохи. Эта связь отражает зависимость процесса формирования характера от внешнего мира, истории, общественных интересов. Художественная диалектика характера, эволюция социально-нравственных качеств и индивидуально-психологических особенностей героя обусловлена органической связью героя с действительностью.

Историко-революционный роман «Поэма о героях» дает возможность выделить два уровня во взаимоотношениях героя и действительности, во многом отражающие этапы или ступени в художественном познании исторической диалектики характера.

Первый уровень отражает стихийное осознание героем социального неблагополучия. Второй уровень акцентирует уже осознанный момент этого неблагополучия. Отсюда понимание героем необходимости революционной борьбы.

В художественном характере романное мышление отражает принципиальные моменты, этапы истории горских народов. Психология масс, убеждение людей, их поведение, привычки, традиции, чувства и настроения в романе Мамсурова отражают их социальный опыт и уровень развития их самосознания.

Символична, например, сцена поражения полковника Белогорцева. По подозрению в краже оружия, предназначенного для борьбы с большевиками, Белогорцев арестовал Гаппо. От имени народа, крайне недовольного арестом Гаппо, старик Налык обращается к полковнику: «Мы, осетины, считаем, что даже самый большой начальник не может делать то, что ему хочется. Народ хочет знать, какое место занимает Белогорцев и есть ли у него право арестовывать людей» [2, 320].

Сложность и динамику социальных отношений действительности Мамсуров

88 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 13 (52) 2014

передает не только путем изображения противоречивой диалектики духовной атмосферы эпохи, но и непосредственной характеристикой психологии масс. Это делается в романе разными способами: через отношение героя к окружающему («Время было смутное, люди спешили расспросить каждого приезжего, и часто такие беседы превращались в настоящий митинг» [2, 283]). Через его отношение к исконному, кровному делу: несмотря на то, что время сложное, и эта сложность беспокоит и пугает всех, люди с радостью идут на уборку кукурузы, как бы утверждая: жизнь продолжается, и нет на свете силы, способной ее оборвать. (В этом также проявились эпические ориентиры и установки романиста). И, конечно же, через непосредственное отношение к главным вопросам дня: «Наконец молчание нарушил старик Налык: кто будет управлять Россией, и что будет с землей?» [2, 283]

Развившееся под влиянием жизни социальное качество героя неотделимо от эволюции его индивидуально-психологических особенностей, кардинальных изменений в его внутреннем, духовном мире. Жизнь рождает потребность людей понять, что происходит вокруг и осознать значение происходящего для судеб родного народа. Старик Налык, как и многие другие герои из народа, верно ориентируется в сложном характере времени, потому что чутко прислушивается к законам жизни.

Так, романное мышление последовательно показывает эволюцию общественного сознания, психологии горских народов. И показывает этот процесс своеобразно, человековедчески: раскрывая, как постепенно под влиянием социальных факторов растут духовные потребности героев.

И как - каждый индивидуально, в силу активности своей натуры, удовлетворяет их, реализуя возможности своего характера. Просто и легко было на душе у Сослан-бека, брата Гаппо. Начав трудовую жизнь, подросток считал себя полезным человеком. Он воображал себя мальчиком из

сказок старика Темыра: сильным, находчивым, решительным, - словом, настоящим нартовским героем. Жизнь не ставила перед ним особых проблем. И думал он мало, не мог разобраться даже и в своих симпатиях и антипатиях. Но постепенно действительность раскрывается перед ним во всей своей сложности и богатстве жизненных проявлений. Он работает у богача Михала, встречается с рабочим Демидом Фаддеи-чем. Участвует в стихийном бунте: ломает станки, оборудование. Но это ничего не меняет в мире, зато меняется внутренний мир Сосланбека.

Подросток осознает, как не похожа настоящая, реальная жизнь на его детские мечты. С осмыслением мира начинает Со-сланбек постигать и суть собственного бытия. Почти одновременно приходят к нему две мысли, а именно: почему люди на земле так плохо, так несправедливо живут. И вторая - о Демиде Фаддеиче: всю жизнь старик искал правду и не нашел ее.

Так может ему, Сосланбеку, суждено найти ее? С поисков «правды жизни» и начинается становление характера Сосланбе-ка. Он становится решительным, смелым, расширяется его кругозор. Активная позиция Сосланбека проявляется в его поступках и чувствах. Вместе с братом Гаппо он ночью, рискуя жизнью, проникает в дом к богачу Михалу и уносит оружие, предназначенное казачьим атаманом для борьбы с большевиками. А после ареста Гаппо, подозреваемого в краже оружия, убивает казака-конвоира и освобождает брата.

Победа нового мироощущения, как показывает романист, выражается и в том, что люди, воспитанные в духе старых традиций, уже привыкают думать по-новому, понимать вещи по-другому, чем прежде.

Стал типичным и само собой разумеющимся новый образ мышления людей. И логика этой эволюции художественно правдиво передана Д. Мамсуровым.

Находясь в госпитале, Гаппо вникает в рассказ русского солдата и удивляется: солдат словно подслушал его собствен-

ные мысли. Откуда этот русский человек мог знать жизнь осетинского крестьянина? Ведь это они с Сосланбеком работали у Джамбота, а урожай достался Джамботу! Постепенно он осознает, как тысячами невидимых нитей связана его личная судьба с судьбами солдат на фронте, а судьба его маленькой Осетии - с судьбами России, со всем тем, что «зреет» в недрах народного сознания, в душах людских. Эти глубинные, невидимые связи обостряют национальные чувства героев, выражающие их отношение к образу жизни, к духовным ценностям народа, к его традициям, морали, к самому духу нации. И в конечном итоге определяют саму духовную суть героев.

Тщательно исследует писатель национальные особенности характеров героев, тонко анализирует национальные традиции осетин, тесно связанные с социальными условиями их жизни. Показал, как своеобразие их «закрепляется» в исторической памяти людей, обобщается, особо преломляясь в психическом складе народа. Обусловливает те или иные отличительные черты национального характера. А он, в свою очередь, проявляется во внешних связях героев, поскольку выражает его отношение к тем или иным событиям социальной жизни.

Так, в романном мышлении писателя пересматриваются критерии и принципы трактовки национального характера и вырабатываются новые. Романное мышление углубило историческую конкретность национальных обстоятельств, укрепило связи с национальной и социальной действительностью, - словом, все те принципы, которые выражают качественную определенность соотношения в характере общего и особенного.

Романное мышление Мамсурова в такой важной сфере, как «эпос революции», сделало и большое художественное открытие, которое в дальнейшем, в последующие десятилетия, найдет свое логическое продолжение. Это включенность человека в орбиту социальных связей через многооб-

разие форм его национального бытия. Такой своеобразный путь становления социальной сути человека продемонстрировало романное мышление. Через эту включенность и происходит в романе «Поэма о героях» процесс расширения общественных связей героев, которые обогащают и меняют характер его отношений к конкретным условиям национальной жизни, культуре, традициям, меняют и национальное его самосознание, а также психологию, чувства, всю духовную сущность.

Как показывает Мамсуров, духовная жизнь нации, общества образно отражается в содержании личности героев, реализуется в их поведении, образе мышления, мироощущения. Вместе с тем в каждом конкретном художественном характере по-своему выявляется мера соотнесенности героя с культурным развитием его народа.

Важное открытие происходит и в сфере изображения Мамсуровым роли объективных обстоятельств в формировании характера, которые определяют нравственные горизонты и возможности человеческого духа.

Писатель не только касается важнейших проблем (роль народных масс в истории, личности и массы, человек и история и др.), но и человечески определяет их удельный вес в духовном самосознании личности, в становлении характера.

Человек в «эпосе революции» Мамсу-рова рассматривается объективно, в многообразии его исторических, социальных, морально-этических, национальных отношений. В этом заключаются глубинные истоки народности осетинского романного мышления 40-х годов, богатство его творческих приобретений.

Показывая народ как главного творца истории, оно отразило сложные связи народа и личности, общего и частного. Раскрыло человеческую психику не как раз и навсегда данный итог исторического развития индивида, а сложный, противоречивый процесс становления личности, характера.

90 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 13 (52) 2014

Принцип исторического, социального детерминизма человеческой судьбы и характера уже становится ведущим жанровым признаком романа. Он усиливает человеческий пафос романа, его жанровую содержательность и глубину, позволяя рассматривать характеры, во первых, во взаимосвязи с породившей их эпохой, с обстоятельствами, и, во-вторых, в развитии.

Мамсуров, освоив своеобразие эпических форм художественного познания, предложил свою жанровую трактовку характера, выражая в богатстве и разнообразии человеческих типов того или иного времени многообразие исторической эпохи,

многообразие проявлений единства мира. В нем жизнь отдельного человека получает социальную перспективу и становится неотъемлемой частью истории народа. И это естественно, ведь сама жанровая концепция романа строится на принципе восприятия эпической непрерывности жизни, понимания этого единства мира.

Такой подход позволяет создать преставление о романном типе характера Дабе Мамсурова как обобщенном художественном явлении, в котором в форме единичного выражается всеобщее. Эта же закономерность проявляется во всем творчестве писателя.

1. Мамсуров Д. Избранные произведения. Орджоникидзе, 1953.

2. Мамсуров Д. Поэма о героях. Орджоникидзе, 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.